13.11.07 Расшифрована стенограмма семинара "Бюрократические барьеры для граждан: анализ проблем и методы решения" ( 2 ноября 2007 года в Центре стратегических разработок)
Несовершенство законодательства и недобросовестность чиновников, заставляющие граждан проходить сложные и запутанные процедуры по решению миграционных проблем и проблем, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, становятся хорошей основой для формирования рынка посреднических услуг. Фирмы-посредники в разных формах помогают гражданам преодолевать часто намеренно создаваемые административные барьеры. Результаты проведенного исследования представлены в этом разделе.
В разделе представлены результаты тематического анализа дискурса сообщений СМИ, описывающих работу Федеральной миграционной службы и ГИБДД, а также перечень наиболее обсуждаемых проблем, связанных с наличием бюрократических барьеров при взаимодействии с этими службами.
Исследование проводилось на материале текстов СМИ за период с 22 июня 2005 года по 22 июня 2006 года. Доступ к текстам осуществлялся с помощью системы анализа и мониторинга СМИ “Медиалогия” (www.medialogia.ru).
В качестве метода исследования был выбран корпусный метод – изучение сформированной по определенным правилам выборки текстовых данных из рассматриваемой проблемной области и интерпретация полученных результатов.
В разделе представлены результаты двух исследований. Первое исследование было проведено с целью установления влияния нормативного регулирования на частоту (объем) и характер контактов представителей государства с гражданами в области обеспечения безопасности дорожного движения (проще говоря, контактов служащих правоохранительных органов с автомобилистами-любителями, т.е. гражданами, управляющими автотранспортными средствами не в качестве основной профессии). В настоящем анализе не рассматриваются (или рассматриваются лишь косвенно) контакты сотрудников ГИБДД (ГАИ) с автолюбителями на дороге (остановка для проверки документов, при совершении нарушения Правил дорожного движения и т.п.).
Второе исследование посвящено изучению нормативно-правовой основы паспортно-визовой деятельности ФМС России, а также правоприменительной практики на предмет выявления бюрократических барьеров на пути граждан, желающих воспользоваться своими правами или исполнить свои обязанности в данной области.
В рамках проекта Аналитическим Центром Юрия Левады было проведено 12 фокус-групп с гражданами из Москвы, Санкт-Петербурга и Каширы (МО), на которых они рассказывали о своем опыте взаимодействия с ГИБДД и ФМС, о существующих бюрократических барьерах, а также различных способах их преодоления, предлагали свое видение усовершенствования процедур. Анализ полученных результатов представлен в данном разделе.