[1] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: “Academia-Ценнтр”, “Медиум, 1995. Стр. 87-89.
[2] Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. / Пер. с англ. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково Поле, 2000. Стр. 238.
[3] Эта мысль проводится в книге Гидденс А. Устроение общества: Очерк теории структурации. – М.: Академический проект, 2003.
[4] Эйзеншдадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1999. Стр. 59.
[5] Там же, Стр. 59.
[6] Дифференциация является одним из наиболее распространенных способов описания причин или свойств социальных изменений в социологии. Это делает приводимую цитату крайне важной.
[7] См. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и писхогенетические исследования. Том 2. Изменение в обществе. Проект теории цивилизации. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. Стр. 240.
[8] Тинберген Н. Социальное поведение животных.: Пер с англ. – М.: Мир, 1993. Стр. 102
[9] Weber M. Economy and Society, Harvard University Press, Cambridge (MA), 1954, p. 22.
[10] Weber M. Economy and Society, Harvard University Press, Cambridge (MA), 1954, p. 252.
[11] Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ.– М.: Аспект Пресс, 1996.
[12] Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения / Пер. с фр. – М.: Аспект Пресс, 1998. Стр. 5.
[13] Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г.Юнга и К.К.Кереньи. – СПб.: Евразия, 1999.
[14] Юнг К. О психологии образа трикстера // В кн.: Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г.Юнга и К.К.Кереньи. – СПб.: Евразия, 1999.
[15] Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу: трагедия человеческого сознания. – М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. Стр. 10-11.
[16] Там же, стр. 278.
[17] Там же, стр. 284.
[18] Кереньи К. Трикстер и древнегреческая мифология // В кн.: Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г.Юнга и К.К.Кереньи. – СПб.: Евразия, 1999.
[19] Там же.
[20] Радин П. Цит. соч., стр. 196.
[21] Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. / Пер. с англ. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково Поле, 2000. Стр. 123 и далее.
[22] Дуглас М. Цит. соч. Стр. 143.
[23] Леви-Стросс К. Путь масок / Пер. с фр. – М.: Республика, 2000.
[24] Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник. – М.: Айрис-пресс, 2002. Стр. 270-296.
[25] Тэрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура. // В кн.: Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Главная редакция восточной литературы издательства “Наука”, 1983 г. Стр. 107.
[26] Дуглас М. Цит. соч. Стр. 144.
[27] Прыжов И. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков и другие труды по русской истории и этнографии. – СПб.: “ЭЗРО”, М.: “ИНТРАДА”, 1986. С. 31.
[28] Там же, стр. 48.
[29] Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX – XVI вв. – М.: Наука, 1988. С.153.
[30] См., например: Элиас Н.. О процессе цивилизации. Социогенетические и писхогенетические исследования. Том 2. Изменение в обществе. Проект теории цивилизации. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. Стр. 76, 91, 109.
[31] Хейзинга Й. Осень средневековья / Пер. с нидерландского. – М.: Айрис-пресс, 2002. С. 23.
[32] Billington S. A Social History of the Fool. – Sussex: the Harvester Press, N.Y.: St. Martin’s Press, 1984, 150 p.
[33] Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – Пер. с фр. – М.: Издательство “Правда”, 1956. С. 324.
[34] Шевалье П. Генрих III: Шекспировский король / Пер. с фр. М.: ТЕРРА, 1997. - 846 с.
[35] Даркевич В.П. Цит. соч. С.154.
[36] Виоле-ле-Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в средние века: Пер. с фр. – СПб.: Евразия, 1999. Стр. 295-298.
[37] В Париже это были бадены (Badins – шутники), тюрлепены (Turlupins – злые шутники) или “беззаботные ребята” (Enfants sans souci); в Пуатье – “веселая шайка аббата Могуверна”; в Дижоне – “дети сумасшедшей матушки” (Mиre folle); в Руане – олухи, или конары (Conards). (Там же, Стр. 295.)
[38] Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / В кн.: Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях – Смоленск: “Русич”, 2002. С. 185-186.
[39] Исключением был только король. Эта традиция и сейчас укоренена в России.
[40] Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – 2-е изд. – М.: Худож. лит., 1990. Стр. 15.
[41] Фрэзер. Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии / Пер. с англ. – М.: ООО “Издательство АСТ”; ЗАО НПП “Ермак”, 2003. С. 611-612.
[42] Там же. С. 298.
[43] Даркевич В.П. Цит. соч. С.162.
[44] Гуревич А.Я. ММММММММММ // Вопросы литературы. 1966, №6. Стр. 207-213.
[45] Бахтин М.М. Цит. соч. С.87.
[46] Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1999. Стр. 268-275.
[47] Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. – СПб.: Алейтея, 1995. С. 105.
[48] Лихачев Д.С. Смех как “мировоззрение” / В кн. Лихачев Д.С., Панченко А.М. “Смеховой мир” древней Руси. М.: Наука, 1976. Стр.19.
[49] Там же, стр. 16.
[50] Там же, стр. 5.
[51] Ковалевский И. Подвиг юродства. М.: “Лепта”, 2000. – 381 с.
[52] Панченко А.М. Смех как зрелище / В кн. Лихачев Д.С., Панченко А.М. “Смеховой мир” древней Руси. М.: Наука, 1976. Стр.94.
[53] Ковалевский И. Цит. соч. Стр. 310.
[54] Там же, стр. 314.
[55] Там же, стр. 321.
[56] Там же.
[57] Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.8: Святые древней Руси. – М.: Мартис, 2000. С. 164-165.
[58] Там же, стр. 172.
[59] Там же, стр. 163.
[60] Ковалевский И. Подвиг юродства. Стр. 58.
[61] Там же. Стр. 9.
[62] Там же. Стр. 307-308.
[63] Там же. Стр. 77.
[64] Там же. Стр. 146-147.
[65] Там же. Стр. 319.
[66] Eisenstadt S.N. Heterodoxies and Dynamics of Civilization//Proceedings of the American Philosophical Society. June 1984, Volume 128, N2. Pp. 104-113.
[67] Тэрнер В. Цит. соч. Стр. 169.
[68] Там же, стр. 196.
[69] Glukman M. Politics, Law and Ritual in Tribal Society. Chicago, 1965.
[70] Тэрнер В. Цит. соч. Стр. 241-242.
[71] Не правда ли, когда сами жрецы берутся за объяснения подобных мероприятий, у них получается одно и то же? Сравните это объяснение с приведенной выше мотивировкой праздников дураков, используемой парижскими церковниками.
[72] Там же, стр. 242.
[73] Там же, стр. 247-251.
[74] Там же, стр. 197.
[75] Там же, стр. 198.
[76] Там же, стр. 199.
[77] Бахтин М.М. Цит. соч. Стр. 13.
[78] Homans G.C. Social behavior: Its elementary forms. – N.Y.; Burlingame: Harcourt, Brace & World Inc., 1961. Перевод: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ (РАН, ИНИОН, Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии) – М., 2001. – №2, с. 117-163; №3, с. 132-169; №4, с. 98-122. №4, стр. 113.
[79] Лихачев Д.С. Цит. соч. Стр. 19.
[80] Копелян С.В., Лившиц В.Л. “Безумие социума” как атрибут цивилизационного развития // Человек в современных философских концепциях. Часть I. Материалы II международной научной конференции. Волгоград, 19-22 сентября 2000 г. – Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. университета, 2000. С. 162-167.
[81] Бахтин М.М. Цит. соч. Стр. 10.
[82] Там же.
[83] Лихачев Д.С.. Цит. соч. Стр. 61.
[84] Mead G.H. Mind, Self and Society: From the Standpoint of a Social Behaviorist. – Chicago: University of Chicago Press, 1962.
[85] См., например: Аронсон Э. Цит. соч. С. 36-76.
[86] См. Норберт Элиас. Цит. соч. Стр. 67-91.
[87] Федотов Г. Четверодневный Лазарь // Круг. Альманах. – Берлин, 1936. Кн. 1. С.140. Цитируется по: Соколов К.Б. Картина мира и искусство в периоды социальных перемен / В кн.: Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. – М.: Наука, 2002. Стр. 56-81.
[88] Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. – М.: Галарт, 1994. 296 с.
[89] Голомшток И.Н. Цит. соч. стр. 21.
[90] Там же, стр. 8.
[91] Будон Р. Цит. соч. Стр. 210.
[92] Там же, стр. 216.
[93] Popper K.R. The Poverty of Historicism. – N.Y.: Harper&Row, 1964.
[94] Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Пер. с англ. - М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2003. Стр. 183.
[95] Левицкий С.А. Трагедия свободы. – М.: Канон, 1995. Стр. 102.
[96] Там же, стр. 147.
[97] Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия в постсоветских странах / В кн.: Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. – М.: “Российская политическая энциклопедия” (РООСПЭН), 2002. С.47-95.
[98] Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: Тезис, 2000.
[99] См., например: Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Джю, Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Пер. с англ. – СПб.: Амфора, 2001.
[100] Парсонс Т. Система современных обществ/Пер с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.
[101] Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. – М.: Логос, 2002.