Модель социологической коммуникации


Проблема
Модель социологической коммуникации
Преодоление проблемы языка
Общая схема технологии
Апробация технологии
Проверка на устойчивость
Заключение

Рассмотрим стандартную социологическую ситуацию массового опроса, призванного выявить отношение людей к власти в стране (оценить их лояльность).

Схема коммуникаций, представленная на рис.1, означает следующее:

Как было показано в предыдущем разделе, при реализации данной схемы возникают определенные трудности – и объективного (природа явления), и субъективного (качество исследований) характера. Представим их в виде таблицы, в одном столбце которой будут приведены некоторые предположения об идеальном социологическом исследовании, в другом – заключения относительного того, как эти предположения соотносятся с большинством социологических исследований, жанр которых можно обозначить термином "популярная социология".

Таблица 1
Коммуникации при массовом социологическом исследовании: идеал и популярная социология

Предположения об идеальном исследовании Что происходит на самом деле
1 Социолог имеет отчуждаемое и верифицируемое представление о Лояльности как о скрытой сущности, описывающее респондентов и их поведение, как вербальное, проявляемое при ответах на вопросы, так и политическое. Социолог обладает представлением об изучаемом явлении (Лояльности) на уровне здравого смысла. Как правило, это представление не эксплицируется и не верифицируется им.
2 Социолог обладает опытом анализа вербального поведения Респондентов и общим с ними языком, с помощью которого он может стимулировать их вербальное поведение. Социолог не соотносит свой язык с языком Респондентов и даже не ставит перед собой такой задачи. При построении анкеты Социолог опирается, главным образом, на здравый смысл.
3 По ответам на вопросы Анкеты Социолог может описывать и объяснять вербальное и политическое поведение Респондентов, связанное с Лояльностью (не смешивая одно с другим), с помощью моделей, соединяющих эти аспекты поведения. Ответы Респондентов не проецируются на модельные представления, но также интерпретируются на уровне здравого смысла. Социолог не проводит четкой грани между вербальным поведением, политическим поведением и скрытой сущностью (Лояльностью).
4 Социолог рефлексирует ожидания Заказчика узнать нечто о Лояльности. Существуют единое понимание обоих субъектов сущности (Лояльности) на основе представлений Социолога, предлагаемых им Заказчику, готовность и способность Заказчика принять это понимание Социолога. Социолога не заботит язык Заказчика. Социолог без всякого основания полагает, что его представление о Лояльности (если таковое существует) разделяется и понимается другими. Заказчик не имеет возможности воспринять представления Социолога о Лояльности.

Любые реальные исследования находятся в промежутке между двумя обозначенными полюсами - идеальным и популярным, - больше смещаясь в сторону популярного и никогда не достигая идеального. Социолог, фактически выступающий в качестве эксперта-посредника между Заказчиком и социумом, не выполняет своей функции.

Проблема
Модель социологической коммуникации
Преодоление проблемы языка
Общая схема технологии
Апробация технологии
Проверка на устойчивость
Заключение

на главную страницу | закрыть