Преодоление проблемы языка


Содержание
Проблема
Модель социологической коммуникации
Преодоление проблемы языка
Общая схема технологии
Апробация технологии
Проверка на устойчивость
Заключение

Как уже упоминалось, проблема языка порождается двумя факторами: объективной сложностью естественного языка как инструмента изучения его носителей, и невниманием исследователей к своему инструменту, восприятием его в качестве чего-то очевидного, само собой разумеющегося. Чтобы найти пути преодоления этой проблемы, надо понять, как она решается в науках, близких к социологии по специфике стоящих перед ними задач.

Семантическая неоднозначность и неопределенность естественных языков является проблемой и в обыденной жизни. Почему же тогда не происходит разрушения социальной коммуникации? Дело в том, что в обыденной коммуникации семантическая неоднозначность компенсируется информационной избыточностью.

Это происходит следующим образом. Есть слова, семантика которых широка, расплывчата и неоднозначна (например, слово "любовь"). Но есть слова, смысл которых довольно точно соотносится с миром вещей и действий и которые понимаются людьми примерно одинаково (в частности, выражения "не сводить глаз", "состоять в браке" и т.п.). Семантику слов первого типа люди уточняют или координируют, используя слова второго типа, причем для описания и объяснения одних и тех же сущностей могут применяться разные наборы слов.

В случае экзаменов опытный преподаватель задает студенту серию вопросов, выясняя, в какой мере тот овладел учебным материалом. Общение идет на языке науки, которую один преподавал, а другой изучал, а вывод касается такой расплывчатой категории, как понимание учебного материала, не определяемой в рамках дисциплины, которую пришел сдавать студент. Разные преподаватели, применяя разные наборы задач и вопросов, могут приходить к одним и тем же выводам.

В психологии составляются тесты, вопросы которых сформулированы в понятных для испытуемых терминах; эти вопросы относятся к обыденной жизни, касаются привычных ощущений. По ответам на длинную серию таких вопросов делаются выводы о психологических (психических) особенностях испытуемого в категориях для него недоступных. Известно, что одни и те же психологические переменные измеряются разными тестами, содержащими разные наборы вопросов.

Описанная практика восходит к принципам семантической логики Фомы Аквинского, согласно которой определяющие слова должны иметь менее размытый смысл, нежели определяемые.

В педагогике и психологии (в отличие от социологии) используются определенные процедуры стандартизации инструментов измерения (тестов). В социологии этого не происходит по вполне понятной причине. Если в первых двух науках можно сделать правдоподобное предположение, что имеется некая объективно существующая, но латентная, т.е. не доступная прямому измерению, переменная (IQ, степень овладения учебным материалом, сила эго и т.п.), то в социологии ни о чем подобном речь пока не идет. Связано это, похоже, и с тем, что социология моложе, и с тем, что объект ее изучения сложнее. Упрощенно говоря: психология, исходя из тезиса о сходстве механизмов мышления, интересуется (например) тем, как люди думают; социология же занята (в частности) поиском ответа на вопрос, что люди думают, основываясь на предположении, что они думают по-разному.

Очевидно, что социологии нужна технология измерения, которая бы включала в себя процедуру, подобную стандартизации тестов в педагогических и психологических исследованиях. Однако это не означает, что следует перенести в социологию существующие технические решения из смежных дисциплин. Дело не в технике. Главное, чтобы процедура стандартизации удовлетворяла двум требованиям:

  1. Она должна быть признана научным сообществом.
  2. Она должна давать в сходных условиях сходные результаты, т.е. быть воспроизводимой.

Проблема
Модель социологической коммуникации
Преодоление проблемы языка
Общая схема технологии
Апробация технологии
Проверка на устойчивость
Заключение

на главную страницу | закрыть