Общая схема технологии


Проблема
Модель социологической коммуникации
Преодоление проблемы языка
Общая схема технологии
Апробация технологии
Проверка на устойчивость
Заключение

Социолог мог бы использовать описанную выше схему коммуникации следующим образом. Пусть имеется некоторая категория, с помощью которой мы хотим описать людей, например, "склонность к коммунистическим убеждениям". В силу полисемантичности и неоднозначности связей с политическим поведением это словосочетание следует отнести к первому типу. Соответственно, прямой вопрос вроде: "В какой мере Вы разделяете коммунистические убеждения?", обращенный к респондентам, может нести значительную шумовую компоненту. Значит, в анкету его вставлять бессмысленно, а в убеждениях разобраться надо.

Если вопрос об убеждениях все-таки будет включен в анкету, то он примет такую форму:

"В какой мере вы разделяете коммунистические убеждения? Выберете один из следующих ответов:

  1. Полностью разделяю.
  2. В определенной степени разделяю.
  3. Равнодушен.
  4. Пожалуй, разделяю.
  5. Являюсь противником этой идеологии."

Однако квалифицированный исследователь скорее предпочтет поместить в анкете несколько вопросов, по ответам на которые можно судить об отношении к коммунистической идеологии, но которые трактуются более определенно и на которые респондентам легче отвечать, например: "Какие политические силы могут вывести страну из кризиса?" или "Хотели бы Вы, чтобы вернулись прежние времена двадцатилетней давности?", или "Кто из перечисленных ниже политиков внес наибольший вклад в развитие нашей страны в XX веке?". Исследователь рассчитывает, что анализ ответов на подобные вопросы позволит ему сделать вывод о склонности респондентов к коммунистической идеологии. Проблема в том, как осуществить это не в беседе с одним человеком, а в массовом социологическом исследовании, как по совокупности прямых анкетных вопросов восстановить возможный ответ на незаданный, латентный вопрос.

Ниже предлагается формализация, предназначенная для решения поставленной проблемы при проведении традиционных социологических опросов и опирающаяся на описанный механизм коммуникации.

Пусть имеется латентный вопрос А с возможными ответами А1, А2,. . ., Аn. Ответы на вопрос А характеризуют разную степень выраженности некоторого свойства, которое может быть приписано респондентам (например, степень приверженности коммунистическим убеждениям). Будем искать описание респондента в виде дискретной функции принадлежности вида P = {P1, P2, . . . ,Pn}. Величина Pi может трактоваться как вероятность того, что респондент относится к категории тех, кто при ответе на вопрос А выбрал бы ответ Ai. Мы вправе рассматривать А1, А2,. . ., Аn как различные классы (категории) вербального поведения респондентов, порожденного их идеологическими позициями. Однако, поскольку реальное поведение респондентов зависит не только от политических позиций, но и от множества случайных факторов, это – размытые категории. Иными словами, перед нами стоит задача построения размытой классификации респондентов.

Пусть теперь имеется некий вопрос B с возможными ответами B1, B2,. . ., Вs. Здесь предполагается (для определенности), что респонденты могут выбрать только один из вариантов ответа. Взаимосвязь между вербальным поведением респондентов при ответе на вопрос В и их принадлежностью к категориям А1, А2,. . ., Аn задается матрицей условных вероятностей Q = [qij]s?n, где qij – вероятность принадлежности респондента категории Aj, если известно, что он выбрал ответ Bi при ответе на вопрос В.

Если бы матрица Q была известна, то респонденту можно было бы приписать в качестве функции принадлежности P ту строку матрицы Q, которая соответствовала бы ответу, выбранному при ответе на вопрос В. Но это значило бы заменить вопрос А вопросом В. Поэтому в анкете есть и другие вопросы, связанные подобным образом с латентным вопросом А, которым соответствуют свои матрицы вида Q. Проблема состоит в том, что эти матрицы условных вероятностей нам не известны. Поэтому предлагается получать информацию об условных вероятностях, составляющих матрицы Q, с помощью экспертов.

Установлено следующее обстоятельство. Пусть имеется k классификаций респондентов, порожденных их ответами на k вопросов анкеты. Пусть также известны матрицы условных вероятностей принадлежности респондентов к классам некоторой неизвестной классификации при условии, что респонденты выбирают некоторые ответы на вопросы анкеты из числа k заданных вопросов. Тогда существует процедура оценки (обладающая необходимыми статистическими свойствами) вероятности принадлежности респондентов к классам неизвестной классификации.

Основанная на этом математическом факте технология построения социологических переменных включает следующие шаги:

  1. Из всей совокупности вопросов анкеты выбираются те, которые, по представлению исследователя, ассоциированы с интересующей его латентной переменной, т.е. различия в ответах на эти вопросы могут объясняться принадлежностью респондентов разным размытым классам, связанным с этой переменной. Переменная разбивается на (например) пять интервалов, каждый из которых описывается текстом, указывающим на степень выраженности характеристики, соответствующей шкале.
  2. В процессе экспертизы для каждого вопроса и для каждого из возможных ответов на этот вопрос эксперты предлагают оценки следующего вида (для каждого интервала шкалы): "Если при ответе на рассматриваемый вопрос произвольный респондент дал такой-то ответ, то он принадлежит указанному интервалу шкалы с такой-то вероятностью". Оценки “выставляются” не в вероятностном выражении, а в виде баллов.
  3. Проводится опрос респондентов.
  4. По результатам опроса и экспертизы для каждого респондента и каждого эксперта строится функция принадлежности данного респондента к классам латентной размытой классификации.
  5. Для каждого эксперта и для каждого респондента по значениям функции принадлежности определяется число, фиксирующее значение данного респондента на латентной шкале интересующей нас переменной с точки зрения данного эксперта. Тем самым получается число шкал, равное числу экспертов (если кто-либо из экспертов не был отбракован).
  6. Строится общая шкала респондентов. Как показывает опыт, для ее построения целесообразно использовать метод главных компонент.

К настоящему времени предложенная технология была опробована в трех исследованиях, проведенных Фондом ИНДЕМ в Казахстане, России и Эстонии. Далее ее применение будет проиллюстрировано на материале Казахстана.

Проблема
Модель социологической коммуникации
Преодоление проблемы языка
Общая схема технологии
Апробация технологии
Проверка на устойчивость
Заключение

на главную страницу | закрыть