4. Динамика изменения интерпретаций понятия «национальная идея»

В результате изучения материала было выделено пятнадцать типов интерпретации категории «национальная идея». Приведем контексты на каждый тип интерпретации.

«Демократия»

(1) Отстаивать ее – разве это не часть нашей выстраданной национальной идеи? Всегда в России власть была далека от народа. Теперь граждане сами избирают свою власть, включая первое лицо государства. Приверженность демократии и ее защита – пусть это тоже будет частью нашей национальной идеи. Россиянам всегда было свойственно особенно обостренное чувство справедливости. Но это стремление не единожды выливалось в трагедию российского выбора. [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

(2) В мае 1995 года жириновцы подготовили и провели парламентские слушания по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев. В декабре 1995-го Владимир Жириновский вновь поднял вопрос о необходимости открыть консульства в Северном Казахстане, Крыму, Тирасполе и т.д. и напомнил о необходимости «выдать паспорта 25 миллионам русских, которые хотят стать гражданами России». Обвинения в национал-шовинизме по отношению к Жириновскому бессмысленны. Его главная национальная идея – это «демократия для всех, а не для «Богом избранной нации». Все народы – как большие, так и малые – равны перед законом». [«НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА»]

«Возрождение России»

(3) « <...> Россия не великая держава, она – просто лучшая держава. Но мне спокойно, когда Россия живет в согласии и мире со всем миром». Поэтому предлагаемая мною формула общенациональной идеи для России выглядит так: «Россия – для меня, я их взаимоспасительное единство как самодостаточное условие для возрождения России». Гимн новой России, как известно, имеет мелодию, но не имеет слов до сих пор. Российская национальная идея должна зазвучать в российском гимне в полный голос. [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

(4) Самобытность ничего общего не имеет с шовинизмом. Об исключительной важности национальной идеи для возрождения России говорили еще и П. Струве, и И. Ильин, и многие другие. [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

«Государственная доктрина»

(5) Лидер КПРФ Геннадий Зюганов мотивирует свое неприятие исходя из национально-патриотических позиций, и Анатолий Чубайс, оказывается, разделяет эти позиции, добавляя к ним антикоммунизм. Именно как самый авторитетный на Западе экспортер антикоммунизма он выступал в этом, как и прошлом году на форуме в Давосе. Трогательное единение политически как будто полярных сил, западников и антизападников. Чуть-чуть поработать совместно – и вот вам она, искомая национальная идея, общая государственная идеология, борьба с расширением НАТО. А для граждан – всего лишь оскомина от словопрения. Почему? [«ИЗВЕСТИЯ»]

(6) Они призывают вспомнить «исторически сложившуюся приверженность русского народа идее государственности» и на государственном уровне заявить о восстановлении Державности (с большой буквы). То есть отождествляют российскую идею с идеей государственности, идеологию общества с официальной идеологией государства. [«РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ»]

«Идеология»

(7) Такую же неспособность демонстрирует номенклатура, сохранившая в основном командные высоты, в новых условиях, когда она уже не связана догмами коммунизма. На фоне сворачивания производства – чеченская эпопея, упомянутая забастовка шахтеров и эпидемия невыплат зарплат – служат лишними тому доказательствами. Не случайно спасение для себя и страны власть порой пытается искать на знакомых ей путях идеологии. Чего стоит, например, президентский заказ на формирование «национальной идеи!» [«НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА»]

(8) Одних конституционных норм и демократических процедур недостаточно, чтобы значительная часть населения, то бишь граждан, признала строй справедливым, своим. Для такого признания нужно, чтобы строй завладел умами, настроениями и чувствами людей. Только тогда и заработает исполнительная властная вертикаль, только тогда и начнут исполняться все законы, указы и распоряжения. А до тех пор всякая власть будет аморфной, бессильной, неавторитетной, балансирующей на грани развала. Понятно также стремление замаскировать поиск государственной идеологии под поиск национальной идеи. Конституционный отказ от государственной идеологии, когда не ясен сам курс модернизации общества, обрек высшую власть на бесконечные метания – компромиссы между различными идейно-ориентированными силами в стране. [«НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА»]

«Культура»

(9) Куда уж дальше – за последние годы нас обогнали в развитии даже Суринам, Габон и Намибия. Это страшный позор, но не самая страшная беда. Самая страшная беда в том, что государство наше сегодня неинтеллигентно, а власть – бескультурна. И это во многом на Вашей совести, господин президент: Вы ищете единую национальную идею? Внимательному читателю ее не так трудно отыскать у Льва Толстого и Федора Достоевского, у Ивана Бунина и Ивана Ильина... Ее, право же, нужно искать в великой национальной культуре, а не на политической помойке. [«НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА»]

(10) Гитлеровская идея в Германии была отчетливо национальной. Уже видя эту опасность, мы вместе с академиком Лихачевым полагаем, что никакой национальной идеологии быть не может. А может быть национальная культура, разнообразная, многогранная, поддержку которой мы считаем своей задачей. [«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА»]

«Неопределенность»

(11) Публикации в парижской «Монд», телепередачи американской АВС и первой немецкой программы – в этих и других проявлениях профессионального журналистского интереса видится еще и стремление самим разобраться: а какой же может быть – и может ли быть вообще – идея для России, что представляют собой люди, ищущие ее? [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

(12) На сегодня нет идеи для России. К сожалению, и на завтра еще не будет. Не надо нам обольщаться. [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

«Мессианство»

(13) Российское государство формировалось вокруг Православной церкви. Во многом благодаря православию русский народ осознал свое место в мире и выработал собственную национальную идею, которую можно обозначить как мессианский экспансионизм. [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

(14) Культурный натиск России на Запад не прошел, русская национальная идея не была здесь воспринята. Иное дело – сопредельный с Россией Юг и Восток. Потенциал российского мессианства устремился в ниши этого обширнейшего и богатейшего региона. [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

«Объединяющее начало»

(15) Наши читатели живо откликнулись на предложение редакции поделиться своими соображениями о национальной идее, способной объединить общество. Каждый день пополняется редакционный портфель письмами, телефонными сообщениями, факсами. [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

(16) К тому же русская идея объединяет общество, она провозглашает «всечеловеческое единение» (Ф. Достоевский), соборность (А. Хомяков, Н. Федоров, Н. Бердяев), рассматривает Россию как «единый организм» (И. Ильин). [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

«Православие/соборность»

(17) Поняли они также и то, что первый «нашедший», «осознавший», «разработавший» эту идею станет духовным вождем, предложит власти идеологию, которая заполнит идейный вакуум и вознесет нового пророка к вершинам политического олимпа. В качестве исходного материала использовалось все многообразие российского духовного наследия, от самодержавной триады «православие, самодержавие, народность» до религиозной философии Соловьева, Бердяева и других великих русских мыслителей. Старую триаду представили в новом виде: «духовность, державность, народовластие». Русская идея религиозных философов стала «национальной идеей». [«НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА»]

(18) Говоря о национальной идее, надеюсь при этом, что поднимется из прежде согбенного своего состояния Русская православная церковь, которая за свою тысячелетнюю историю не раз в самые смутные и опасные для государства времена объединит наш народ вокруг единой спасительной идеи. [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

«Приоритет личности»

(19) Мечтой о духовной раскрепощенности гражданина, о сообществе свободных людей, где государство для них, а не над ними. Такое сочетание непреходящих нравственных устоев с усиливавшейся в этом столетии горечью за незадачливую судьбу сограждан Отчизны порождало российскую мечту. Теперь она может стать национальной идеей россиян. В силу обстоятельств мы острее, чем кто-либо, жаждали индивидуальной свободы. Впервые в российской истории теперь свобода у человека есть. [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

(20) Понимание российской «национальной идеи» как защищенности частных сфер жизни граждан от государственной регламентации также было бы воспринято обществом. [«НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА»]

«Приоритет национального»

(21) На рубеже веков реакцией на слабость России как нации-государства стал русский этнический национализм. Если либерально-радикальная интеллигенция сознательно игнорировала «русскую национальную идею», то другая часть образованного общества встала на позиции русского национализма, поддержав власть, стремившуюся добиться единства общества перед угрозой растущего сепаратизма. [«НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА»]

(22) Не случайно распад Советского Союза и социалистического лагеря сопровождался распадом трех многонациональных федеративных (точнее – псевдофедеративных) государств – Советского Союза, Югославии и Чехословакии. Консолидирующей силой в бывших соцстранах стал национализм как идеология, цементирующая общество. [«НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА»]

«Монархия»

(23) Словесная формула идеи воздействует прежде всего на чувства, вызывает положительную эмоцию у представителя этноса. Он сам находит для себя разумное толкование смысла лаконичной формулы национального девиза. «За царя!» – здесь целеуказание выражено более конкретно, указана совершенно определенная форма государственного правления – монархия, которую следует укреплять. Мысль сформулирована тоже как объединяющая, вспомните официальный гимн старой России «Боже, царя храни». «За Отечество!» – патриотическая мысль венчает триединую национальную идею. Постановка этого элемента в конце девиза подчеркивает его особую значимость в российском менталитете: «Где отечество, там и хорошо!» [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

(24) ПРЕСТУПНО вяло общественность отреагировала на призыв президента выдать через год новую национальную идею. Между тем можно обернуть все гораздо раньше срока. Учитывая неизбывную любовь народа к сильной руке, я не буду оригиналом: монархия. [«НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА»]

«Социализм/коммунизм»

(25) Возьмем самый многочисленный народ России – русский. Исторически сложившееся наименование его национальной идеологии – русская идея. Однако русская идея не является неизменной, застывшей доктриной. Русская идея видоизменялась по мере исторического развития России, пройдя путь от древнерусских представлений о будущем России как Третьем Риме, через уваровскую формулу «православие – самодержавие – народность» до идеи построения коммунизма. [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

(26) За последние 500 лет Россия пережила по крайней мере три четко сформулированные национальные идеи: «Москва – третий Рим» (инок Филофей), «Православие, Самодержавие, Народность» (министр народного просвещения князь Сергей Уваров) и «Наша цель – Коммунизм!» (слова народные). Между тем президент предложил доверенным лицам сосредоточить внимание на историческом опыте XX века. [«СЕГОДНЯ»]

«Ценность/ценности»

(27) Идея для России должна быть национальной и в то же время наднациональной, то есть выше национальной идеи. Она должна впитать в себя лучшие достижения человеческого разума и мировой культуры. Идея для России должна быть привлекательной не только для народов России, но и для других народов мира. Исходя из гуманистических традиций русского народа, предлагаю формулу – Сочувствие. Сострадание. [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

(28) Там, где национальная идея пустила глубокие корни в массовом сознании, отлилась в сумму чтимых в народе ценностей, включая духовные, – там и глубокие общественные кризисы преодолевались цивилизованно, не вызывая катастрофических последствий. [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

«Фашизм»

(29) Городской суд Санкт-Петербурга вынес 8 февраля приговор по делу лидера Народно-республиканской партии России Юрия Беляева, обвинявшегося по ст. 74 пункт 1 «разжигание национальной и религиозной розни». Вердикт судебной коллегии под председательством судьи Владимира Каширина: 1 год лишения свободы с отсрочкой на год. Однако в связи с амнистией в честь 50-летия победы над фашистской Германией (то есть и над идеологией расового превосходства и национальной исключительности) г-н Беляев от всяческого наказания освобожден. Отныне – этот вывод легко сделать из содержания приговора – лидер националистов Петербурга, издатель газеты «Националист» и пламенный оратор Юрий Беляев должен чувствовать себя по гроб жизни обязанным советскому народу за то, что в борьбе с фашизмом победил народ, а не фашизм. Так или иначе, факт осуждения «национальной идеи» в лице лидера НРПР можно считать состоявшимся. Петербургская Фемида сочла Юрия Беляева виновным в нарушении 13-й, 19-й и 29-й статей Конституции РФ, запрещающих преследование граждан России по национальному, расовому и религиозному признакам. В приговоре указывается, что Юрий Беляев и НРПР, председателем центрального совета которой он является в настоящий момент, вели пропагандистскую работу, направленную против евреев и «лиц кавказской национальности». [«СЕГОДНЯ»]

«Экономический фактор»

(30) Общенациональная объединяющая идея для России такова. Первое и главное – это надо решать экономические вопросы так, чтобы одни слои населения не жили за счет других. [«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»]

(31) Предприимчивые корейцы уже содержат на свои деньги Большой театр и клуб «Динамо», строят в Москве небоскребы и реализуют проекты с лидерами отечественного ВПК. Так что жителям страны, где мечта о собственной машине приобрела масштабы национальной идеи, похоже, придется все-таки искать счастья в далекой Корее. [«ЭКСПЕРТ»]

 

Таблица 1. Распределение интерпретаций понятия национальная идея по источникам

Интерпретации

Общее кол-во

Век

РГ

РВ

ЛГ

Изв

Итоги

НГ

ПИ

МН

Сег

Эксп

Демократия

2

 

1

       

1

       
Возрождение России

20

 

12

 

1

   

2

1

1

1

 
Гос. Доктрина

98

4

26

9

5

3

1

25

2

1

10

 
Идеология

65

 

6

8

4

1

 

34

 

2

   
Культура

6

 

3

1

1

   

1

       
Неопределенность

240

7

87

13

4

6

1

68

 

1

17

4

Мессианство

27

 

18

 

1

   

4

   

1

 
Объединяющее начало

109

3

50

7

3

3

 

32

1

 

3

 
Православие / соборность

30

 

11

3

     

3

   

1

 
Приоритет личности

9

 

7

       

2

       
Приоритет национального

121

6

22

4

4

12

3

32

1

11

6

 
Монархия

7

 

1

1

     

1

       
Социализм / коммунизм

13

 

1

             

1

 
Ценность / ценности

60

 

29

8

2

   

8

1

 

1

1

Фашизм

1

                 

1

 
Экономический фактор

23

 

10

 

1

   

10

   

1

1

 

 

Из Таблицы и графика 1 видно, что в контекстах концепт «национальной идеи» чаще всего оказывается неопределенным – на этот тип интерпретации приходится около трети всех употреблений. Объяснение этому факту лежит на поверхности: до самого последнего времени национальная идея, скорее, относилась к области философии, культурологии и литературоведения, чем к области публичной политики. С политической точки зрения понятие «национальной идеи» пока еще не сформировано, что указывает на возможную перспективу его использования для организации политического процесса. Общий мотив проанализированных публикаций можно свести к следующему: осознания национальной идеи пока нет и ее нужно найти.

Вторая по частотности интерпретация связана с приоритетностью национального (121 контекст из более, чем 800 употреблений), что вполне понятно, поскольку этот смысловой компонент представлен в самой форме словосочетания национальная идея. Приоритетность «национальной составляющей» понимается в проанализированных контекстах в широком диапазоне от чистого национализма (оцениваемого чаще всего отрицательно – см. ниже) до идеи нации в европейском смысле этого слова и возрождения России. При положительной оценке приоритет национального часто связывается с традицией русской философии (Соловьев, Бердяев, Леонтьев, Булгаков и др.).

На третьем месте находится интерпретация «национальной идеи» как объединяющего начала (109 контекстов). В некотором смысле это понимание противоположно предыдущему. Основной аргумент сторонников объединения заключается в том, что Россия многонациональна и ориентация на приоритет национального (русского или какого-либо другого) приведет к распаду государства. В подавляющем большинстве случаев эта интерпретация сопровождается положительной оценкой. Стремление к объединению тесно связано с идей государственности. Интерпретация «национальной идеи» как «государственной доктрины» оказывается в известном смысле продолжением ее интерпретации как «объединяющего начала». Интересно, что и по частотности употребления они весьма близки (на «гос. доктрину» приходится 98 употреблений). Однако оценочная составляющая у них различна – «гос. доктрина» хотя и оценивается чаще положительно, отрицательных оценок у нее довольно много (см. ниже).

Остальные интерпретации располагаются по частотности в следующем порядке:

 

Среди выделенных типов интерпретаций по значению лишь один тип не вполне соответствует «по жанру» категории «национальной идеи». Это понимание «национальной идеи» как культуры. Возможно, что пропоненты такой интерпретации сознательно осуществляли подмену одной категории на другую, понимая, что они не рядоположены друг другу. Цель такой подмены достаточно очевидна – постараться привлечь внимание к тому понятию, которое субъективно более важно в данный момент.

Рассматривая частоту употребления концепта «национальной идеи» по источникам (см. Таблицу и график 1), отметим, что наиболее оживленная дискуссия по этой проблеме проводилась в «Российской газете» и «Независимой газете». В отличие от общей картины частоты распределения интерпретаций, в «Российской газете» на второе место выходит понимание «национальной идеи» как объединяющего начала. Кроме того, «гос. доктрина» оказывается на третьем месте, а «приоритет национального», занимающий второе место в общем распределении, оказывается на четвертом. Последнее понятно, если учесть, что «объединяющее начало» по значению тесно связано с «гос. доктриной».

В «Независимой газете» на втором месте по частоте оказывается понимание «национальной идеи» как идеологии. Третье и четвертое места разделяют интерпретации «приоритет национального» и «объединяющее начало».

 

 

Таблица 2. Распределение интерпретаций понятия национальная идея по периодам

Интерпретации

Общее кол-во

96/01

96/02

96/03

96/04

96/05

96/06

96/07

96/08

96/09

96/10

96/11

96/12

97/01

Демократия

2

         

1

           

1

Возрождение России

19

1

           

1

5

7

3

 

2

Гос. Доктрина

94

1

1

 

2

3

3

17

29

11

13

4

6

4

Идеология

60

2

   

1

   

17

5

13

12

6

3

1

Культура

5

             

1

1

1

 

2

 
Неопределенность

218

12

2

1

7

4

10

22

31

38

38

16

18

19

Мессианство

26

       

1

 

2

3

1

14

2

2

1

Объединяющее начало

89

1

 

1

3

4

 

12

16

9

28

7

5

10

Православие / соборность

29

1

       

2

4

1

5

5

8

 

3

Приоритет личности

8

               

2

3

 

1

2

Приоритет национального

117

5

3

7

4

3

11

10

14

14

14

20

9

3

Монархия

6

           

2

         

4

Социализм / коммунизм

13

         

1

1

   

7

2

2

 
Ценность / ценности

58

     

1

3

2

11

11

4

11

3

6

6

Фашизм

3

 

2

                 

1

 
Экономический фактор

22

1

         

2

2

2

9

 

3

3

Обратимся к временному распределению – см. Таблицу и график 2. Временное распределение интерпретаций «национальной идеи» позволяет выявить периоды наиболее активного обсуждения этого понятия. По графику 2 видно, что пик дискуссии по национальной идее приходится на август, сентябрь и октябрь 1996 г. Во всех этих месяцах превалирует интерпретация «неопределенность». В августе на второе место выходит интерпретация «гос. доктрина», а в сентябре на втором месте оказываются контексты со значением «приоритет национального». В октябре на втором месте идет интерпретация «объединяющее начало». Следует отметить, что временной параметр не позволяет пока выделить какую-то устойчивую тенденцию, кроме превалирования «неопределенности». В тройке лидеров, кроме «неопределенности», чаще всего оказываются интерпретации «гос. доктрина», «приоритет национального», «объединяющее начало».