1. Зарождение и развитие проекта "Информатика для демократии: 2000+"

1.1. Постановка проблемы, идеи и основные этапы Проекта

Проблема построения гражданского общества во второй половине двадцатого столетия приобрела новый, “коммуникационный” аспект.

Многие исследователи сегодня сетуют на сформировавшееся “телевизионное поколение”, способное воспринимать сложные политические процессы только в форме красочных телешоу; справедливо указывается на пассивный образ жизни телеманов, на опасность “виртуальных наркотиков”, на “пленников ИНТЕРНЕТа”…

Но факт остается фактом: в развитых странах уже с конца 60-х – начала 70-х годов не только избирательные, но и любые другие значимые общественные кампании (включая религиозные!) разрабатываются и проводятся с учетом “электронного резонанса”. Те же, кто не пожелал играть по правилам электронных коммуникаций, остались на информационной обочине.

Однако “виртуальные гурманы” - граждане государств, имеющих развитую многоступенчатую систему телекоммуникаций, довольно быстро пресытились пассивным потреблением даже самой “качественно упакованной” телеинформации. Честный налогоплательщик возжелал “активности с доставкой на дом”, захотел участвовать в общественной жизни, не вставая с любимого домашнего кресла.

Спрос определил предложение. Государственные и общественные деятели все чаще замелькали в прямом телеэфире, отвечая на вопросы и выслушивая замечания и рекомендации избирателей. Телевизионный “эффект сопричастности” в сочетании с эффектом обратной связи делал – и делает! – свое дело: прямые телеэфиры, телемосты и прочие “электронные встречи” по-прежнему собирают немалую аудиторию.

Очередным этапом развития “активности с доставкой на дом” становится “Интернет”.

С другой стороны, одной из важнейших проблем современной демократии стало все более усиливающееся исключение граждан из процесса принятия и исполнения политических решений. Эта тенденция наблюдается и в странах развитой демократии, но наиболее характерна для стран с развивающейся демократией, в которых еще очень слабы структуры гражданского общества. К таким странам относится и Россия, в которой политика и политические решения все более становятся исключительно делом профессиональных политиков, лоббистов, олигархов, руководителей избирательных кампаний и средств массовой информации. В традиционной политике не остается места общественности и простым гражданам.

Неразвитость институтов гражданского общества в России является одним из сдерживающих факторов перехода страны от тоталитаризма к демократии. Укорененность патерналистского сознания, привычка граждан (и даже ещё не граждан, а населения) во всём полагаться на “начальство” и неверие в возможность как-то повлиять на деятельность властей, ослабляют общественный контроль, оставляют для власти простор в использовании административных ресурсов не на благо общества, а для решения своих политических проблем.

В современной постсоветской России постоянно, но неуклонно, снижается уровень доверия граждан всем без исключения институтам государственной власти, у граждан формируется представление о государстве, как о силе, которая всегда им противостоит, и от которой никогда не следует ждать реальной помощи. Во многом именно поэтому в России падает уровень участия граждан в выборах, в обществе растет убежденность, что на выборах все решают не голоса избирателей, а деньги и интересы действующей власти.

В такой ситуации государству очень не просто осуществить какие бы то ни было реформы. Даже направленные на улучшение (в конечном итоге) условий жизни населения, они, как правило, на первых этапах эту жизнь затрудняют (хотя бы тем, что изменяют “условия игры”). При этом, поскольку граждане не считают своими предлагаемые им правительством программы и планы реформ, они не стремятся их выполнять. Однако гражданам небезразличны стоящие перед страной проблемы, они хотели бы жить в более благоустроенном государстве и гордиться своей страной. Чувство гражданского долга заставляет их искать возможности решения многочисленных проблем, стоящих перед Россией. Но эффективные решения этих проблем им найти трудно, поскольку для этого требуется профессиональные знания и умения, специальные навыки управления государством, крупными корпорациями, общественными объединениями и многое другое.

Дать населению эти знания, а также предоставить механизм реализации гражданских инициатив как частных лиц, так и общественных организаций призван проект Фонда ИНДЕМ “Информатика для демократии 2000+”, состоявший в формировании общероссийской сети корреспондентов-наблюдателей за ходом избирательных кампаний 1999-2000 годов в России, их обучении и предоставлении им возможности через ИНТЕРНЕТ донести результаты своих наблюдений до широкой мировой общественности.

Фонд ИНДЕМ (“Информатика для демократии”) является одной из первых независимых общественных научно-исследовательских организаций, активно работая с 1990 года. Ведущим направлением деятельности Фонда является применение современных информационных технологий в научных исследованиях и практической политике. Фондом ИНДЕМ разработана оригинальная информационно – аналитическая система анализа политических позиций депутатов Государственной Думы РФ “ИНДЕМ – Статистика” и база данных о политических партиях, их лидерах и членах “ПартАрхив”. Издается еженедельник о партийной жизни России “ПартИнформ”.

Специалисты и исследователи Фонда ИНДЕМ постоянно проводят социологические исследования на различных выборках российского населения, анализируют и обобщают их результаты, владеют методиками ведения политических кампаний, разрабатывают и активно применяют собственные оригинальные методики в этих областях. Фонд ИНДЕМ имеет опыт создания собственных страниц и серверов по политической тематике в сети ИНТЕРНЕТ.

Тема выборов и избирательных кампаний стала основой проекта в связи с тем, что именно на выборах, голосуя “за” или “против” конкретного кандидата на конкретную должность население (именуемое в данном случае электоратом) может повлиять на сложившуюся ситуацию. Однако распространившиеся в последнее время так называемые “избирательные технологии” позволяют в значительной степени манипулировать общественным мнением, особенно такого неискушённого электората, как российский. Это потребовало значительного объёма работы по подготовке и обучению корреспондентов-наблюдателей, разработки специальных методических пособий для них с целью помощи в правильном толковании тех или иных приёмов избирательной борьбы. Тщательному анализу было подвергнуто и российское избирательное законодательство, регламентирующее все этапы избирательной кампании любого уровня.

Фонд ИНДЕМ, в соответствии со своими уставными целями, призван служить делу становления и развития демократии в России. Ещё в 1991 году его специалистами было адаптировано к российским условиям американское методическое пособие “Как победить на выборах”, которое до настоящего времени пользуется популярностью (нередко без ссылки на первоисточник). С тех пор нами накоплен значительный опыт проведения избирательных кампаний, включая выборы Президента России, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров и т.п.

Весь свой опыт ИНДЕМ попытался использовать в организации ИНТЕРНЕТ-мониторинга избирательных кампаний 1999-2000 годов в России. Идея Проекта зародилась в Фонде ИНДЕМ летом 1998 года и строилась вокруг решения нескольких взаимосвязанных задач:

Предпосылками возможности и успешности Проекта стали стремление полностью использовать благоприятный момент двух общефедеральных избирательных кампаний, уровень развития ИНТЕРНЕТ-технологий в России и моду на них, а также накопленный Фондом ИНДЕМ опыт участия в избирательных кампаниях и реализации Интернет-проектов.

В качестве средства достижения этих целей была избрана совместная деятельность по наблюдению за выборами, независимо от места проживания на всей территории России. Такой подход к наблюдению за выборами удалось обеспечить за счет разработки и применения современных технологий обмена информацией и проведения общих акций в сети Интернет. К совместной деятельности и общим акциям в рамках Проекта относились: сбор информации о событиях (и, в частности, о нарушениях) в ходе избирательных кампаний 1999-2000 годов, подготовка и распространение методических материалов по наблюдению за выборами, распространение результатов социологических исследований о российской политике, проведение выездных семинаров в регионах о наблюдении за выборами и конференций участников Проекта в Москве для личного знакомства и обмена мнениями. Предполагалось, что совместная деятельность по решению общих проблем способна воссоздать в обществе утраченное чувство общности, которое очень ценится российскими гражданами. Граждане должны знать своих соседей и помогать друг другу. Совместную деятельность граждан и структур гражданского общества по решению общих проблем можно назвать общественной политикой, в которой граждане участвуют не просто как избиратели или налогоплательщики, но как активные действующие лица демократии.

В силу масштабов российской территории, различий в условиях жизни и деятельности в различных регионах наиболее эффективно можно содействовать развитию общественной политики с использованием новых информационных технологий. К их числу относится, в первую очередь, сеть ИНТЕРНЕТ.

В рамках основного Проекта для решения отдельных задач были реализованы следующие конкретные проекты:

1. Наблюдение за выборами. В период возникновения Проекта сложилась благоприятная ситуация для развития общественной политики через включение граждан и структур гражданского общества в наблюдение за выборами. В обществе распространялось мнение о невозможности честных выборов в России. Личное участие граждан в контроле за ходом выборов могло бы переломить эту негативную для развития российской демократии тенденцию.

Цель наблюдения за выборами – предотвращение искажения воли избирателей. Российское законодательство позволяло и позволяет гражданам участвовать на определенных условиях в контроле выборов, но способы фальсификации разнообразны и для выявления некоторых из них необходимы определённые знания и навыки. Поэтому наблюдателей необходимо было обучить и оказать им содействие в получении допуска к контролю выборов. Обе эти задачи и предполагалось решить при реализации Проекта.

Планировалось сначала выявить через сеть ИНТЕРНЕТ, электронную почту и другие средства коммуникации всех желающих принять участие в наблюдении за выборами. Им планировалось направить специальные задания, проверяющие их организационные возможности и ответственность. Прошедшие проверку должны были получать рекомендации и инструкции Фонда ИНДЕМ, а также содействие в получении доступа к контролю выборов.

При необходимости планировалось создание при Фонде ИНДЕМ общественной неполитической организации с условным названием “Честные выборы”, которая каждому из участников Проекта будет предлагать стать своим членом с правом контроля выборов от этой организации.

При большом числе участников контроля выборов в каком-либо регионе планировались выезды в эти регионы групп специалистов Фонда ИНДЕМ для проведения семинаров и инструктажей.

2. Сбор, анализ и рассылка информации о политической жизни в центре и регионах России. Такого рода деятельностью занималось и занимается в России несколько информационных агентств. Тем не менее, недостаток информации ощущался и ощущается до сих пор и в столице, и в регионах. Общим принципом Фонда ИНДЕМ в этой области должен был стать обмен информацией между корреспондентами в регионах в режиме реального времени, что не делается ни одной структурой в федеральном Центре.

Информация, поступающая от корреспондентов с мест, должна была накапливаться, обрабатываться и рассылаться всем, кто принимает участие в сборе информации в своих регионах. Региональные корреспонденты могли получать всю информацию из всех регионов России и аналитические материалы, подготавливаемые Фондом ИНДЕМ. Кроме того, Фонд ИНДЕМ по той же сети корреспондентов стал бы собирать методические материалы в области общественной политики, участия граждан в политике, и рассылать их всем участниками Проекта вместе со своими оригинальными разработками.

Фондом ИНДЕМ планировалось рассылать всем участникам Проекта результаты голосований депутатов Государственной Думы РФ и анализ политических позиций депутатов, выполняемый Фондом ИНДЕМ на основе этих данных.

Фондом ИНДЕМ планировалось рассылать всем участникам Проекта еженедельник о партийной жизни России “ПартИнформ”.

Планировались также сбор и рассылка информации о ресурсах сети ИНТЕРНЕТ в области политики и политических технологий. В зависимости от объемов финансирования возможно было бы создание Фондом ИНДЕМ собственной поисковой системы в этой области.

После подключения к Проекту достаточно большого числа участников планировалось проведение Фондом ИНДЕМ в сети ИНТЕРНЕТ телеконференций о российской политике с обменом мнениями всех участников, а также пресс-конференций российских политиков как федерального, так и регионального уровней.

3. Проведение социологических и политологических исследований с помощью сформированной сети корреспондентов. В сложившейся сети корреспондентов по регионам России предполагалось выделить специалистов по проведению опросов общественного мнения, социологических и политологических исследований и, в рамках имеющегося финансирования Проекта, проводить постоянные исследования такого рода. В ходе выполнения Проекта постепенно выделились бы группы, работающие наиболее профессионально, с ними предполагалось наладить постоянное сотрудничество.

Одним из первых проектов могло стать проведение исследования результатов голосования избирателей на выходе из избирательных участков (Exit Poll).

4. Содействие получению доступа в сеть ИНТЕРНЕТ в регионах России. Для участников Проекта в зависимости от объемов финансирования могло быть предусмотрено подключение к сети ИНТЕНЕТ и электронной почте для более оперативного обмена информацией. Эта деятельность содействовала бы привлечению в Проект новых участников и получению ими возможности использования всех имеющихся в мире информационных ресурсов, независимо от места расположения корреспондентов.

 

1.2. Организация реализации Проекта

Проект инициировался и выполнялся Фондом ИНДЕМ совместно с Союзом журналистов России при поддержке Института “Открытое общество” и Фонда “Евразия”. К реализации проекта присоединились Информационный центр правозащитного движения (директор Гришина Е.Л.), Московская хельсинская группа (Председатель Л.М.Алексеева), Российский общественно-политический центр (Президент А.М.Салмин), Центральная избирательная комиссия (Председатель А.А.Вешняков) и ряд других организаций. Большую помощь в техническом обеспечении проекта оказала компания “МТУ-Информ”, предоставившая на льготных условиях выход в ИНТЕРНЕТ по выделенной линии и разместившая сервер системы, а также Представительство компании "Майкрософт" в Москве и Международный компьютерный клуб, бесплатно предоставившие общесистемное программное обеспечение.

Суть проекта состояла (и состоит!) в формировании по возможности более широкой сети корреспондентов-наблюдателей за ходом общественно-политической жизни в России, создание единой базы данных, куда они могли бы передать результаты своих наблюдений, и где можно ознакомиться с сообщениями других наблюдателей, и подготовке специалистами Фонда ИНДЕМ аналитических материалов и рекомендаций по рассматриваемому вопросу (в данном случае – ход избирательных кампаний), также размещаемых в базе данных на сайте проекта.

Самая главная и важная (и по размеру и по времени предоставления) финансовая помощь Проекту была оказана Институтом "Открытое общество" Фонда Сороса. Без нее Проект просто не смог бы начаться. Важен и вклад Фонда Евразия, предоставившего средства Агентства по Международному Развитию Соединенных штатов Америки (AID) на организацию набора и обучения наблюдателей - корреспондентов сети общественного Интернет-мониторинга российских избирательных кампаний 1999-2000 годов.

Штаб проекта составили специалисты Фонда ИНДЕМ: Президент Фонда Г.А.Сатаров, вице-президент М.А.Федотов, вице-президент М.А.Краснов, ответственный секретарь Фонда Кульянов Е.Г., директор проекта И.А.Винюков, руководитель отдела социологии В.Л.Римский, руководитель группы программистов М.М.Захваткин и другие. На общественных началах со штабом сотрудничали как сотрудники Фонда ИНДЕМ, так и коллеги из родственных организаций.

Реализация проекта осуществлялась в соответствии с Уставом Фонда ИНДЕМ, Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством России. Научной базой реализации Проекта являлись: Закон РФ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, Закон РФ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и Закон РФ “О выборах Президента Российской Федерации”.

Анализу подверглись и все другие отрасли федерального законодательства РФ, предусматривающие санкции к нарушителям избирательных законов (Уголовный кодекс, Закон о СМИ, Закон о милиции и т.п.). Некоторые аспекты этого анализа приведены в других разделах данного доклада.

С сожалением приходится констатировать, что Проекту постоянно не хватало календарного времени. К его реализации удалось реально приступить только с середины июня 1999 года, когда начала поступать финансовая поддержка Института “Открытое общество” Фонда Сороса и стала возможной закупка комплектующих и сборка специальных серверов и рабочих станций для формирования технической базы Проекта.

Первый вариант сайта Проекта появился в конце июля 1999 года. На нем можно было прочитать концепцию Проекта и зарегистрироваться в качестве его участника - наблюдателя, а также зарегистрировать организацию. Еще нельзя было ни отправлять сообщения, ни просматривать их.

Наблюдатель должен был сообщить свой псевдоним, адрес электронной почты, род занятий и место жительства с точностью до населенного пункта (названия всех поселений городского типа и сельских райцентров были заведены в базу данных и предлагались сайтом). По желанию он может также сообщить и свои более полные реквизиты, а также планируемую сферу наблюдений: печатные и электронные СМИ (списки наиболее крупных региональных и центральных СМИ также были введены в базу данных и предлагались сайтом), уличная агитация, политические партии и избирательные объединения, избиркомы.

Отправка сообщений о событиях стала возможной в начале августа 1999 года, а их просмотр - в сентябре 1999 года. Каждое сообщение атрибутировалось в обязательном порядке датой и регионом, а в необязательном - избирательным объединением, кандидатом, общественной организацией и типом события: в печатных или электронных СМИ, на улицах, в политических партиях и избирательных объединениях, в избиркомах.

Сообщение о нарушении вместо "типа события" атрибутировалось "типом" и "видом нарушения" и "типом нарушителя". В дискуссии о том, понимать ли под нарушениями только нарушения, предусмотренные законодательством или ещё и нарушающие чувство справедливости у избирателей и наблюдателей, возобладала первая точка зрения. Поэтому список возможных нарушений формировался в первую очередь по принципу возможности их четкой фиксации.

Возможность отправки сообщений о нарушениях появилась к середине октября 1999 года, а их просмотра – еще через неделю.

Такая большая задержка была вызвана необходимостью серьезного юридического обеспечения Проекта. Была проведена юридическая экспертиза федерального законодательства РФ о выборах вообще и в Государственную Думу и Президента России в частности. Ее результатом стала разработка типологии нарушителей и нарушений избирательного законодательства. Списки 16 типов нарушителей, 12 типов нарушений и около 370 видов нарушений (приведены в Приложениях к настоящему докладу) в значительной степени определили основу структуры базы данных сообщений о нарушениях.

Наибольшее число видов нарушений – свыше 180 - оказалось предусмотрено Законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и около 150 - Законом “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.

Рассматривались и другие федеральные законы РФ, предусматривающие санкции к нарушителям избирательных законов. Для каждого вида нарушений задавались его связи с типами нарушителей и нарушений, нормами закона, которые их определяют, и санкциями, за них предусмотренными.

Кроме исследования законодательства, в ходе реализации Проекта пришлось проанализировать нормативные документы Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК), чтобы выбрать из них необходимые и разместить их на сайте Проекта. Впоследствии ЦИК на своём сайте также частично провела эту же работу.

У Проекта сложились хорошие рабочие взаимоотношения с ЦИК и её Федеральным информационным центром (ФИЦ), хотя для этого и пришлось преодолевать значительные бюрократические препоны. Соглашение о сотрудничестве Проекта с ЦИК было подписано в начале июля, а с его ФИЦ только в конце октября 1999 года.

Но постоянное доброжелательное внимание к Проекту члена ЦИК О.Н.Волковой и Председателя ЦИК А.А. Вешнякова позволило нам достаточно оперативно получить ответы Правового управления ЦИК на вопросы наших корреспондентов и поместить их на сайте Проекта. А данные о доходах кандидатов по партийным спискам на сайте Проекта появились даже раньше, чем на сайте ФИЦ, который и получил их от Проекта быстрее, чем из ЦИКа.

В результате разработки протоколов передачи информации, алгоритмов и программ агрегирования и обработки поступающей информации в 1999 году были созданы и размещены на сайте Проекта следующие базы данных и программы их представления для диалога с наблюдателями-участниками Проекта и просмотра всеми посетителями сайта:

Для баз данных по организациям, наблюдателям и сообщениям о событиях, нарушениях и нарушителях кроме программ просмотра были разработаны и размещены на сайте и программы их пополнения самими наблюдателями.

Технология получения и хранения сообщений от сетевых корреспондентов Проекта, предусматривает, что корреспондент устанавливает Интернет-соединение, выходит на Web-site Фонда ИНДЕМ, заполняет одну из форм обратной связи и нажатием одной кнопки самостоятельно посылает данное сообщения на сервер Проекта. Специальное программное обеспечение на сервере помещает его в базу данных Проекта. Если сообщение принято успешно, корреспондент получает уведомление с идентификатором (уникальным кодом).

В Проекте участвуют две копии базы данных. Основная реплика находится на локальном сервере в центральном штабе Проекта, а другая (подчиненная) реплика размещается на сервере провайдера.

Информация, размещенная в базе, сразу же становится доступна пользователям сети и, в частности, другим корреспондентам Проекта.

До дня выборов информация на сервере провайдера обновлялась раз в сутки. Перед этим информация, пришедшая в течение предшествующих суток, проверялась на предмет отсеивания хулиганских сообщений, а также сообщений, требующих дополнительной проверки. Необходимо констатировать, что таких сообщений практически не было. В день голосований обновление информации происходило непрерывно в течение всего этого дня и дня, следующего за ним.

В целях повышения эффективности работы корреспондентов-наблюдателей, для них были разработаны и размещены на сайте инструкции и рекомендации. Руководителем отдела социологии Фонда ИНДЕМ В.Л. Римским была написана брошюра "Наблюдение за выборами. Руководство для индивидуальных наблюдателей".

Осуществлялась и другая работа, направленная на обеспечение реализации Проекта.

 

1.3. Формирование сети корреспондентов-наблюдателей за ходом избирательных кампаний 1999-2000 годов.

Создание такой абсолютно новой неформальной структуры гражданского общества планировалось осуществить в несколько этапов.

Сначала предполагалось выявить через сеть ИНТЕРНЕТ, электронную почту и другие средства коммуникации всех желающих принять участие в наблюдении за выборами.

На начальном этапе обсуждения Проекта было выделено несколько категорий его потенциальных участников.

Большая работа была проделана по оповещению всех организаций, которые могли бы принять участие в проекте. Были приглашены все региональные отделения Союза журналистов России, все избирательные объединения, движения, блоки и партии, социологические и политологические научные и учебные организации (университеты, аналитические центры, факультеты и кафедры), центральные и региональные средства массовой информации.

Оповещение о Проекте и приглашение участвовать в нем осуществлялось

Все, пожелавшие участвовать в проекте, имели возможность зарегистрироваться на сайте проекта либо в качестве представителя своей организации, либо индивидуально. Для зарегистрированных участников проекта на сайте размещались специально разработанные социологами и юристами Фонда ИНДЕМ методические рекомендации по организации наблюдения за ходом избирательной кампании, нормативные акты, регламентирующие различные этапы избирательных кампаний разного уровня (подготовительный; выдвижение кандидатов; сбор подписей и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование; подведение итогов выборов; объявление результатов), классификаторы видов нарушений и санкций за них, а также информация о кандидатах, избирательных объединениях, блоках и т.п.

Однако когда участники Проекта начали работать с первым вариантом наших рекомендаций, выяснилось, что они представляют собой только жесткие инструкции и их оказалось недостаточно. Потребовалось организовать и провести специальное обучение наблюдателей. И это оказалось возможным сделать благодаря поддержке Фонда Евразия.

В ходе реализации проекта было проведено три семинара для наблюдателей из регионов и две конференции для активных корреспондентов – участников Проекта.

Определённых усилий потребовало создание Координационного центра “Честные выборы”, способствовавшего деятельности наблюдателей.

На сайте Проекта была размещена и брошюра "Наблюдение за выборами. Руководство для индивидуальных наблюдателей", которая использовалась также и при проведении семинаров для наблюдателей, распространялась среди активистов партий и движений, социологов, раздавалась на семинарах и конференциях.

С целью привлечения новых наблюдателей и повышения эффективности работы уже зарегистрированных семинары были проведены в городах Кирове, Ижевске и Ярославле. На каждом семинаре присутствовало около 50 человек: активисты партий, члены избирательных комиссий, журналисты. С докладами и сообщениями выступали руководители Фонда ИНДЕМ и представители штаба проекта, проводились занятия по работе в сети ИНТЕРНЕТ, разъяснялись сложные для слушателей вопросы. Семинары освещались в местных СМИ.

В конечном итоге (на 12 августа 2000 года) корреспондентами-наблюдателями в проекте зарегистрировались 264 человека из 59 регионов. Общее число переданных ими сообщений составило 1428.

Помесячная динамика роста численности наблюдателей - участников Проекта показана на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Помесячная динамика роста числа наблюдателей-участников

Как видно из графика, рост численности наблюдателей - участников Проекта наблюдался постоянно и наиболее быстрым темпом проходил в декабре 1999 года.

Распределение численности наблюдателей - участников Проекта по регионам России приведено в Таблице 1.1. Кроме Москвы и С.-Петербурга с их 69 и 19 наблюдателями соответственно наиболее представленными оказались Ростовская обл. - 9, Калужская обл. – 8, Рязанская обл. – 7, Ставропольский край, Читинская, Липецкая и Омская области - по 6, а также Ярославская, Новосибирская, Свердловская, Тверская и Московская области - по 5 зарегистрировавшихся наблюдателей в каждой.

 

Таблица 1.1. Численность наблюдателей - участников Проекта по регионам России

Регионы наблюдателей

Число наблюдателей

Mосква (как субъект РФ)

69

Cанкт-Петербург (как субъект РФ)

19

Ростовская обл.

9

Калужская обл.

8

Рязанская обл.

7

Липецкая обл.

6

Омская обл.

6

Ставропольский край

6

Читинская обл.

6

Краснодарский край

5

Московская обл.

5

Новосибирская обл.

5

Свердловская обл.

5

Тверская обл.

5

Ярославская обл.

5

Иркутская обл.

4

Кировская обл.

4

Мурманская обл.

4

Нижегородская обл.

4

Орловская обл.

4

Приморский край

4

Самарская обл.

4

Саратовская обл.

4

Смоленская обл.

4

Тюменская обл.

4

Челябинская обл.

4

Оренбургская обл.

3

Пермская обл.

3

Республика Татарстан

3

Удмуртская Республика

3

Чувашская Республика

3

Остальные – меньше трёх

В качестве активных участников проекта необходимо назвать Информационный центр правозащитного движения, отслеживавший по газетным публикациям факты нарушений в ходе избирательных кампаний, Ярославское отделение Союза журналистов, Международный восточно-европейский университет (г. Ижевск) и ряд региональных правозащитных организаций. Большой объём сообщений поступил и от сотрудников штаба проекта. Активны были и некоторые индивидуальные наблюдатели из регионов: П.Плахотный, Л.Милевская и О.Хирьянова (Омск), И.Сажин (Республика Коми), И.Молчанова и А.Филиппова (Иркутск), Д.Краюхин и В.Каткова (Орел), Н.Доновская и В.Достовалов (Псков) и другие.

Распределение наблюдателей по роду занятий (Таблица 1.2.) показывает, что, как и следовало ожидать, больше всего среди них журналистов и представителей негосударственных и общественных организаций.

Таблица 1.2. Распределение наблюдателей - участников проекта по видам их основной деятельности.

Вид деятельности

(род занятий) наблюдателей

Количество наблюдателей

Журналист

42

Сотрудник негосударственной организации

41

Сотрудник общественной организации

31

Другой вид занятий

24

Студент, учащийся

23

Преподаватель ВУЗа

21

Работник федеральных, региональных или местных органов власти

18

Сотрудник государственного учреждения

18

Сотрудник рекламного, PR агентства

15

Научный сотрудник

14

Работник аппарата политической партии, движения

5

Не работаю

4

Преподаватель школы, лицея, колледжа

4

Сотрудник социологической организации

4

Удивительно низкой оказалась активность взаимодействия с Проектом представителей политических партий и движений. Возможно, их лидеры и функционеры не сочли трибуну Проекта достойной своего внимания, либо, опасаясь превратного толкования их сообщений, оставались только "читателями", но не "писателями".

Активные участники проекта из регионов, помимо размещения своих сообщений на сайте проекта, смогли обменяться опытом лично на двух итоговых (1999 и 2000 годы) конференциях, организованных Штабом проекта в Москве и в Голицино. Материалы конференций размещены на сайте Проекта.

Полученные результаты по этому направлению реализации проекта свидетельствуют о наличии больших ещё не использованных резервов. Но их привлечение требует, видимо, каких-то специфических усилий со стороны руководителей проекта.

 

 

1.4. Сообщения корреспондентов-наблюдателей проекта.

В результате выполнения Проекта на 12 августа 2000 года всего зафиксировано и отправлено на сайт 1059 сообщений о событиях избирательных компаний, из которых 471 относится к выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, 476 - к выборам Президента России, 45 - к другим избирательным компаниям и 67 – не по теме Проекта.

Распределение сообщений по темам приведено в Таблице 1.3.

Таблица 1.3. Распределение сообщений по темам.

Тема сообщения

Количество сообщений

Не указана (или несколько одновременно)

237

Акции на улицах

46

Партийная жизнь

216

Акции в печатных СМИ

350

Акции в электронных СМИ

43

Акции в избиркомах

152

Акции депутатов на местах

15

Из таблицы видно, что преобладают сообщения о публикациях в СМИ предвыборных материалов и о других акциях партий, блоков и отдельных кандидатов. Заметно, что сообщений об акциях на местах или на улицах существенно меньше, чем любых других.

Распределение сообщений о событиях по наиболее представленным регионам в порядке убывания числа сообщений приведено в Таблице 1.4.

 

 

Таблица 1.4. Распределение сообщений о событиях по наиболее представленным регионам.

Субъект федерации

Число сообщений о событиях

Омская обл.

467

Mосква (как субъект РФ)

301

Иркутская обл.

33

Ставропольский край

26

Cанкт-Петербург (как субъект РФ)

15

Приморский край

15

Ярославская обл.

14

Орловская обл.

13

Удмуртская Республика

13

Тюменская обл.

12

Читинская обл.

11

Ленинградская обл.

10

Саратовская обл.

7

Республика Коми

7

Псковская обл.

6

Белгородская обл.

6

Свердловская обл.

5

Вологодская обл.

5

Республика Карелия

4

Республика Мордовия

4

Самарская обл.

4

Смоленская обл.

4

Тульская обл.

4

Ингушская Республика

4

Ивановская обл.

4

 

Сообщения корреспондентов о замеченных ими нарушениях избирательного законодательства фиксировались и рассматривались отдельно.

Распределение сообщений о нарушениях по наиболее представленным регионам в порядке их убывания приведены в Таблице 1.5.

В результате выполнения Проекта на 12 августа 2000 года зафиксировано и отправлено на сайт 369 сообщений о нарушениях избирательного законодательства в процессе избирательных компаний, из которых 308 относятся к выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, 32 - к выборам Президента России, 14 - к другим избирательным компаниям и 15 – ошибок и не по теме Проекта.

Таблица 1.5. Распределение сообщений о нарушениях по наиболее представленным регионам.

Субъект федерации

Число сообщений

Республика Коми

81

Mосква (как субъект РФ)

48

Иркутская обл.

23

Орловская обл.

19

Тверская обл.

18

Курганская обл.

14

Тюменская обл.

14

Кемеровская обл.

9

Сахалинская обл.

9

Cанкт-Петербург (как субъект РФ)

8

Читинская обл.

7

Удмуртская Республика

7

Псковская обл.

7

Республика Башкортостан

7

Тульская обл.

6

Саратовская обл.

6

По другим регионам Российской Федерации было менее шести сообщений. Следует заметить, что большое количество сообщений о нарушениях свидетельствует не о преобладании в регионе “грязных” избирательных технологий, а об активности наблюдателей – участников проекта.

Сводки с сообщениями о нарушениях систематически направлялись в ЦИК РФ.

Анализ сообщений о ходе избирательных кампаний 1999 - 2000 годов приведён в разделе 2 настоящего доклада.

 

1.5. Количественные результаты, удачи, неудачи и перспективы Проекта.

Одним из значимых результатов выполнения Проекта можно считать вывод о недооценке структурами государственной и муниципальной власти в России потенциала граждан, их объединений, гражданского общества в целом в решении проблемы проведения в России честных и чистых выборов. Система законодательного обеспечения выборов в России направлена, помимо прочего, на формирование деятельности государственных структур, эти выборы проводящих, по наблюдению и контролю за выборами. В определенном смысле так и должно быть: выборы – это возможность для каждого гражданина оказать свое воздействие на выбор направлений дальнейшего развития страны, своего региона или населенного пункта, возможность таким образом включиться в процесс принятия и исполнения политических решений. Но не следует сводить наблюдение за выборами только к такой контрольной функции со стороны организаторов выборов, ведь можно найти и общий интерес государственных структур и граждан, избирателей.

Таким общим интересом может стать формирование системы проведения честных и чистых выборов на всех уровнях. Политики должны быть в этом заинтересованы, поскольку нарушения на выборах, связанные с их именами могут снизить их шансы на победы на последующих выборах. Граждане в этом заинтересованы, поскольку они хотели бы быть уверенными, что результаты выборов отражают их реальную волю и предпочтения. При этом реальное наблюдение за выборами – это весьма сложный и трудоемкий процесс, требующий довольно высокой квалификации от наблюдателей, и их решимости отстаивать полноценную реализацию активного избирательного права граждан. Поэтому любое наблюдение требует определенного подготовительного этапа, накопления опыта такой работы и опыта взаимодействия наблюдателей с органами власти, в частности, с избирательными комиссиями, администрациями, судами, милицией, прокуратурой и т.п. Эффективное наблюдение за выборами лучше всего организуют неполитические общественные объединения, которые ставят целью не содействие в защите прав того или иного кандидата или избирательного объединения, как это делают политические структуры, а прав всех избирателей, независимо от их политических предпочтений.

Проект Фонда ИНДЕМ показал, что наблюдение за выборами может стать средством объединения государственных структур и структур гражданского общества в решении важнейшей задачи – проведении чистых и честных выборов. Сама деятельность по наблюдению за выборами может стать одной из форм активности структур гражданского общества, которая будет способствовать развитию его самого как субъекта общественной жизни, а отчасти, и как субъекта политики, в той части, в которой она касается простых граждан. Одним из первых, но очень важных результатов проведения наблюдения за выборами как во многом общего дела структур власти и гражданского общества, может стать постепенное формирование всеобщей убежденности граждан в том, что голоса избирателей всегда подсчитываются без подтасовок и манипуляций. Такая убежденность по опыту других стран является одним из важнейших условий проведения в России честных и чистых выборов. Никакие запреты, ограничения и ужесточения норм избирательного законодательства сами по себе не способны решить эту проблему, потому что на каждое ограничение, как показали, в частности, наблюдатели Проекта Фонда ИНДЕМ всегда находится несколько возможностей их обойти.

Современное российское избирательное законодательство не препятствует, но и никак не способствует формированию системы независимого наблюдения за выборами. Оно настроено на то, что постоянный, системный контроль за выборами осуществляют избирательные комиссии, которые эти выборы организуют, и администрации соответствующих уровней. Но реальное проведение чистых и честных выборов может обеспечить только включение в процесс такого системного контроля общественности, структур гражданского общества. Такие структуры, как показал Проект, в России уже появились, ими накоплен определенный опыт использования избирательного законодательства для практически полного исключения некоторых нарушений на выборах. Для формирования системы независимого наблюдения за выборами необходимо оказать содействие этим структурам в их деятельности, помочь им в обмене информацией о своей деятельности и инструкциями по работе наблюдателей. А в дальнейшем желательно содействовать объединению таких структур в общественные объединения, распространению их деятельности и опыта на всю территорию России, улучшению их возможностей взаимодействия с Центральной избирательной комиссией России и избирательными комиссиями других уровней, обмену опытом с иностранными и международными наблюдателями и т.п. Все это может стать направлениями дальнейшего развития Проекта Фонда ИНДЕМ, в частности, для развития деятельности такого рода можно весьма эффективно использовать сеть ИНТЕРНЕТ.

В качестве безусловных успехов проекта необходимо указать полезность представленной на сайте информации.

Подготовленные в рамках Проекта методические и информационные материалы получили высокие оценки участников Проекта, участников семинаров и конференций, а также специалистов и экспертов таких организаций как ЦИК России и Международный фонд избирательных систем.

В ЦИК России неоднократно передавались списки присланных сообщений о нарушениях, которые там с благодарностью принимались. Члены и сотрудники ЦИК и его Федерального информационного центра и в личных беседах, и в публичных выступлениях положительно отзывались о своем сотрудничестве с Проектом.

К сожалению, нам не удалось добиться более детализированной обратной связи.

Результаты работ по Проекту докладывались и получили одобрение специалистов на многих семинарах и круглых столах, в том числе:

    • на семинаре "Роль СМИ в избирательных компаниях по выборам Президента Российской Федерации", организованного 29.02.2000 ЦИК России и Международным фондом избирательных систем,
    • на Итоговой конференции программы Фонда Евразия "Предупреждение коррупции силами гражданского общества - 2000”, организованной 13-14 апреля 2000 года Санкт-Петербургским гуманитарным и политологическим центром “Стратегия” и Московским Региональным Представительством Фонда Евразия.

 

Работа по реализации проекта позволила помимо достижения заявленных целей (Формирование сети корреспондентов-наблюдателей за ходом избирательных кампаний 1999-2000 годов), получить следующие результаты:

  • Начали формироваться партнёрские отношения между различными общественными организациями, ранее действовавшими разрозненно.
  • Налажены контакты Фонда ИНДЕМ с некоторыми государственными организациями (Центральная избирательная комиссия РФ, администрации субъектов РФ и местного самоуправления) для совместного решения задач по формированию в России гражданского общества.
  • Проведён анализ избирательного законодательства Российской Федерации и смежных с ним законов. Этот анализ выявил ряд нестыковок различных законодательных актов. (Например, для некоторых предусмотренных законом нарушений не предусмотрено никаких санкций). Начата разработка предложений по совершенствованию избирательного законодательства.
  • Разработаны и размещены на сайте проекта базы данных по избирательному законодательству РФ, а также текстовая информация с аналитическими материалами Фонда ИНДЕМ и родственных организаций.
  • Разработана и размещена на сайте проекта база данных для сообщений о ходе избирательных кампаний и отработан механизм работы с ней (её пополнения и чтения) корреспондентами - участниками проекта.
  • Разработаны, размещены на сайте и изданы тиражём 1000 экземпляров (к осени 2000 года почти весь тираж был бесплатно распространён) методические рекомендации по наблюдению за избирательными кампаниями разного уровня.
  • Создана программная оболочка для интеративной базы данных (на примере сообщений о ходе избирательных кампаний) и отработан механизм работы с ней удалённых пользователей.

Эту оболочку и методологию предполагается использовать при реализации других проектов Фонда ИНДЕМ.

Проблемными сторонами Проекта оказались:

    • Обеспечение массовости участников.
    • Дружественность интерфейса сайта.
    • Взаимодействие с политическими организациями.

Обеспечение массовости участников.

Численность зарегистрировавшихся наблюдателей, с одной стороны, значительно меньше изначальных радужных надежд оптимистов из числа инициаторов проекта, хотя, с другой стороны, и не менее значительно превышает исходные пессимистические прогнозы и оценки скептиков. Как ни странно, это число находится примерно посередине интервала между верхней гранью пессимистических (100) и нижней оптимистических (500) оценок, обсуждаемых в штабе проекта при его начале.

Несмотря на очевидно состоявшееся увеличение сети общественных корреспондентов за период Проекта со 100 в октябре 1999 до 260 в мае 2000 достигнутые на сегодня размеры сети не могут удовлетворить организаторов Проекта.

Главной причиной этого, по мнению организаторов, является то обстоятельство, что на данной фазе проекта больше внимания уделялось его технической и методической стороне и меньше пропагандистской. Можно указать и ряд частных причин. Во-первых - недостаточное развитие сети ИНТЕРНЕТ в России. Во-вторых - слабая политическая активность "интернавтов", отдающих всё своё свободное (и не только) время работе в сети и мало интересующихся реальной жизнью. В-третьих - недоступностью (в прямом и переносном смыслах) компьютеров и ИНТЕРНЕТа для большинства граждански активных членов общества (пенсионеров). В-четвёртых - недостаточной работой Фонда ИНДЕМ по привлечению в проект на безвозмездной основе организаций и лиц, профессионально занимающихся рассматриваемой проблемой. (Оправданием этому служит то, что большинство из них уже имеют свои сайты, где и стремятся помещать свои материалы). И в-пятых - нехваткой финансовых и других ресурсов у штаба проекта для привлечения участников на возмездной основе (например, оплачивая им выход в ИНТЕРНЕТ или работу по анализу местной прессы).

С сожалением необходимо отметить, что на рост численности наблюдателей очень слабо повлияли проведенные семинары. В регионах их проведения не наблюдалось значительного роста числа зарегистрировавшихся наблюдателей. Гораздо большее увеличение сети происходило после объявлений об итоговых конференциях Проекта.

Некоторых корреспондентов от участия в Проекте, по словам некоторых из них, отпугнула форма рекомендаций под названием “задания”. И хотя это название сразу же заменили “советами наблюдателям” и вывесили подробное разъяснение о необязательности их выполнения, есть основания считать, что значительное число потенциальных корреспондентов так и не стали его участниками.

Многие жаловались на отсутствие, низкое качество и дороговизну доступа в ИНТЕРНЕТ в их регионах, а также на отсутствие у них средств на его оплату. К сожалению, нам не удалось найти источники финансирования оплаты участникам доступа в ИНТЕРНЕТ.

Пожелание некоторых участников о замене режима прямого ИНТЕРНЕТ-соединения на электронную почту при отправке сообщений также остается до сих пор нереализованным из-за недостаточного финансирования оплаты работ программистов и технических сотрудников по требующейся в этом случае автоматизированной или ручной переработке поступающих почтовых сообщений.

Дружественность интерфейса сайта.

По той же причине (недостаточное финансирование программистской работы) оставляет желать лучшего и дружественность интерфейса сайта, что неоднократно отмечалось участниками итоговых конференций. К сожалению, предпринимаемые в этом направлении усилия организаторов Проекта остаются до сих пор безрезультатными.

Взаимодействие с политическими организациями.

Удивительно низкой оказалась партийная активность взаимодействия с Проектом. Вероятно, партийные функционеры не сочли трибуну Проекта достойной своего внимания. Большинство из них не заинтересовало и предложение определить позиции их партий (по дихотомической шкале: “поддерживает – не поддерживает”) по отношению к набору из 23 конкретных предложений – шагов дальнейшего развития страны (таких, как введение частной собственности на землю, принятие соглашения о разделе продукции и т.п.). Из парламентских партий ответ прислала только НДР. Даже интеллигентное “Яблоко” не захотело или не удосужилась ответить.

Сам факт осуществления нашего Проекта представил собой новый мощный механизм влияния и воздействия общества на власть. Не случайно среди участников Проекта, семинаров и конференции оказалось значительное число сотрудников региональных администраций и избирательных комиссий. По сообщениям некоторых экспертов многие политические силы поначалу пристально следили за развитием Проекта, но потом успокоились и потеряли к нему интерес, так как он был признан ими неопасным.

Одной из возможных причин такой неопасности следует признать слабое освещение Проекта в СМИ. Журналисты не нашли в нем сенсаций, а участники Проекта не заинтересовались возможностью дать запланированные интервью “Общей газете” о своем участии в Проекте.

Для преодоления этого недостатка в последующих этапах развития Проекта предусматривается усилить в нем пропагандистские функции.

 

1.6. Области планируемого расширения Проекта

Для дальнейшего развития Проекта с целью решения отдельных задач по формированию системы независимого наблюдения за выборами могут быть выбраны следующие направления.

  1. Продолжение наблюдения за выборами и распространение Проекта не только на федеральные, но и на региональные и даже наиболее значимые местные выборы, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Свердловске, Владивостоке и других крупных городах.
  2. Продолжение практики конференций участников Проекта и выездных семинаров. Вполне возможно на базе наиболее активных наблюдателей и их объединений создать общероссийское объединение наблюдателей Проекта.
  3. Продолжить разработку и апробацию предложений по законодательному регулированию выборов и наблюдения на них.
  4. Начать формировать из наблюдателей Проекта экспертов по наблюдению на выборах и в межвыборный период, а затем проводить периодические исследования политической ситуации, предпочтений элиты и граждан в российских регионах. Обмен такой информацией будет способствовать формированию у участников Проекта и других граждан чувства сопричастности к политике, общности определенного единства интересов.

Эксперты Проекта, о которых говорилось в предыдущем пункте, могут стать участниками и более сложных, а в перспективе вполне профессиональных социологических исследований, проводимых по методике формализованных (анкетных) и неформализованных (свободных) интервью. Такие исследования, проводимые независимыми экспертами, могут постепенно сформировать новый, более совершенный стандарт социологических исследований в России.

В силу высокой значимости проведения чистых и честных выборов для развития демократии одним из направлений дальнейшего развития Проекта может стать распространение опыта создания системы независимого наблюдения за выборами на зарубежные страны, в первую очередь, на страны ранее бывшие республиками Советского Союза.

Дальнейшее функционирование и развитие Проекта предполагается осуществлять главным образом за счет добавления новых конкретных общественно-значимых тем. Кроме мониторинга региональных выборов такими темами могут быть:

    • мониторинг региональных публикаций о коррупции, отказов в опубликовании таких материалов и преследований журналистов за них;
    • общественный ИНТЕРНЕТ-диалог членов Федерального Собрания и избирателей;
    • сбор предложений по совершенствованию избирательного законодательства (и/или других отраслей российского законодательства);
    • экологический мониторинг.

В демократизации российского общества закончилось время романтических надежд. Пришло время будничной кропотливой работы. Демократия – это процедуры, которые в гражданском обществе должны быть осознаны и освоены как гражданами, так и властями. В реализации этих процедур ведущая роль принадлежит отнюдь не государству (оно обеспечивает условия для их осуществления), а самим гражданам, объединённым, когда надо, в общественные организации. Наш проект демонстрирует одну из таких процедур и представляет собой новый инструмент осознания населением России себя именно как граждан великой страны и осознания своих возможностей повлиять на управление этой страной, поскольку предоставляет гражданам возможность непосредственного коллективного участия в наблюдении и контроле социально значимых процессов. Задачу Фонда ИНДЕМ мы видим в доведении до властьпредержащих этого общественного мнения, полученного с использование новейших информационных технологий, а также в информировании граждан о реакции властей на их сообщения и предложения. (И выборы – это только одна из проблем, выбранная в том числе и потому, что власти пока ещё считают себя здесь зависимыми от граждан страны).

Реализация такой процедуры в той или иной области общественной жизни позволит не только получить "прямой" результат - провести мониторинг отношения граждан к рассматриваемой проблеме, но является ещё и отличным инструментом измерения уровня развития гражданственности различных общественных подсистем, уровня осознания обществом этой проблемы.