Предисловие

Информационная цивилизация в своем победном шествии захватывает все новые сферы жизни. Микрочипы встраиваются в утюги и человеческие органы, сетевые каналы связи ставят под сомнение не только прежние средства общения, но даже старые способы удовлетворения человеческих потребностей, включая потребность властвования. Информационные технологии, видоизменяясь, наращивают свое влияние на политику и общественную жизнь людей. Если раньше газета, по меткому выражению В.И.Ленина, служила “коллективным организатором”, то потом эту функцию стали выполнять радио и телевидение. Теперь эстафетная палочка в руках у нового могущественного средства – Интернет. Газеты читали в слух, радио слушали и телевидение смотрели всей семьей. Компьютеры, нанизанные на невидимые нити сетей, одновременно разъединяли людей, утыкавшихся в экраны дисплеев и наигрывавших на клавиатурах электронные ноктюрны, и объединяли их в новом пространстве общения, когда не увидеть выражения глаз и несущественен тембр голоса, и когда остается только одно голое содержание – информация. Здесь правда и ложь одновременно предельно обнажены и предельно замаскированы. Новый виртуальный мир входит в мир традиционный, неся в себя огромный потенциал и зла, и добра. Что победит – зависит от нас.

Примерно такого рода соображениями, может быть, в менее величественной форме, обменивались сотрудники Фонда ИНДЕМ, обсуждая летом 1998 г. предстоящие выборы в России – парламентские в 1999 г. и президентские в 2000 г. К тому времени нами был сделан стратегический выбор пути развития Фонда: мы отказались от участия в избирательных кампаниях в качестве политических технологов на стороне тех или иных политических команд или лидеров и сделали ставку на политическую неангажированность, поставив своей главной задачей – содействие развитию институтов гражданского общества. Но совсем проигнорировать ключевые политические события конца XX века в России мы не могли, и потому искали новые возможности неполитического, гражданского участия в предстоящих избирательных кампаниях.

Окончательное решение породили два соображение. Первое проистекало из расшифровки названия Фонда: “Информатика для демократии”. Мы считали, что наша будущая активность должна опираться на почти десятилетний опыт применения современных информационных технологий для решения исследовательских задач и при реализации гражданских проектов. Второе базировалось на представлении о том, что при той передаче верховной власти, которая впервые должна произойти в России посредством выборов, самое главное – легитимность будущей власти, а значит, говоря попросту, честность выборов. Сплав этих двух соображений породил идею, которая первоначально формулировалась примерно так: “По всей нашей стране уже довольно много компьютеров. Многие из них подключены к сети Интернет. За этими компьютерами сидят люди довольно, как говорят, продвинутые, но, как правило, далекие от политики. А что если предложить им такую политическую игру, которая оторвет их на время от дисплеев и заставит выйти на улицу, заглянуть на избирательные участки – игру в наблюдение за выборами? Что если их, находящихся в разных регионах России, объединить через Интернет в общую сеть наблюдателей-интернетчиков, собирать информацию, размещать ее на специально созданном сайте, распространять для всех желающих, трубить в трубы и бить в барабаны в случаях злостных нарушений?”. Потом стало ясно, что для этого наших Интеренет-корреспондентов надо специально обучать наблюдению за выборами. Чтобы строить эффективный диалог для регистрации нарушений, нужно провести серьезную юридическую, а потом программистскую работу, чтобы тебя услышали, надо предпринимать специальные усилия, рекламировать свой сайт и свою программу. Короче говоря, стало ясно, что все это можно сделать в рамках большой, серьезной программы. Но руки не опускались, поскольку идея показалась чрезвычайно богатой. Ведь фактически мы натолкнулись на идею строительства новой ячейки гражданского общества на основе принципиально нового строительного материала, порожденного информационной цивилизацией. Тут же появились новые мысли по использованию сети, которую можно сплести во время выборов, для решения впоследствии других общественно важных задач. Предпринятый нами анализ отечественного и зарубежного опыта показал, что опыта реализации подобных проектов до сих пор не было. Короче говоря, игра стоила свеч. Существенным подспорьем нашему проекту стало получение эгиды ЮНЕСКО.

Когда до начала парламентских выборов оставалось совсем немного, мы получили финансовую поддержку Института “Открытое общество”, что позволило быстро создать сайт, провести юридический анализ всех законов, так или иначе затрагивающих выборы, разработать и запустить онлайновые базы данных и средства доступа к ним для приема сообщений о ходе избирательной кампании и распространения информации о ней. Начали создавать сеть корреспондентов проекта. Вскоре поступило финансирование Фонда “Евразия”, которое позволило нам проводить выездные обучающие семинары для наблюдателей.

Бесспорно, самым интересным в нашем проекте была его практическая реализация – общение с корреспондентами, сбор и анализ сообщений о ходе выборов. Вопреки ожиданиям, нашими корреспондентами стали не хакеры, а люди, интересующиеся политикой, но уже вовлеченные в среду Интернета: журналисты, активисты общественных организаций и т.п. Однако это только помогло проекту, поскольку мы имели дело, как правило, с людьми в большей степени готовыми к работе наблюдателей, чем мы рассчитывали. Среди них были люди, хорошо ориентирующиеся в избирательном законодательстве, с оригинальным видением ситуации и интересными предложениями.

Сам ход проекта, анализ избирательных кампаний, предпринятый нашими корреспондентами и экспертами проекта привели к тому, что результатом проекта стали не только наблюдение за выборами, но и анализ обстоятельств, влияющих на выборы. В круг нашего внимания попало и выборное законодательство, и функционирование партийной системы. Кроме того, ИНДЕМ со дня своего появления в 1990 г. постоянно изучает функционирование политической системы России, в том числе – партийной системы и представительных органов. Все это позволило не только сделать серьезный анализ избирательного процесса в стране, но и подойти к важным обобщениям. Нам стало ясно, что ход избирательной кампании – это не только злая или добрая воля отдельных политиков, чиновников или политических технологов – это правовые рамки, определяющие процедуры выборов, особенности партийной системы, политическая культура общества и элиты.

Поддержка ЮНЕСКО позволила представить результаты нашего проекта в виде настоящего доклада. Он охватил: описание хода нашего проекта, анализ деятельности наших наблюдателей и их сообщений, общий политический контекст обеих избирательных кампаний и их ход, особенности законодательства о выборах и, в частности, правовая регламентация деятельности наблюдателей, специфика участия СМИ в избирательных кампаниях, закономерности развития многопартийности в России.

Материя, исследуемая в докладе, сложна и противоречива. Многообразны способы объяснения наблюдаемых нами политических процессов. Поэтому авторы – участники и эксперты Фонда ИНДЕМ – иногда придерживаются несовпадающих точек зрения на отдельные проблемы. Мы пошли на то, чтобы не скрывать эти несовпадения, тем самым стараясь представить различные подходы к решению имеющихся проблем.

Мы надеемся, что наш доклад окажется полезным всем, кто так или иначе связан со строительством российской демократии или проявляет интерес к этому процессу. Не исключено, что наш опыт может быть ценен не только для России. Мы с радостью примем любую критику и замечания, относящиеся к нашему докладу, и будем использовать их в нашей дальнейшей работе.

Мы особенно благодарим корреспондентов нашего проекта “Информатика для демократии: 2000+”, без самоотверженной работы которых появление данного доклада было бы невозможно.