Концептуальные предложения по ряду принципиальных вопросов

по проекту Федерального закона

"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

1. Система избирательных комиссий и их формирование

1.1. Статья 21, п. 2. 7 членов ЦИК назначаются ГД, 7 – СФ, 1 – Президентом. Во-первых, нельзя, чтобы комиссия, организующая выборы Президента, сильно зависела от действующего Президента. Во-вторых, Президент принимает решение единолично, без гласного обсуждения.

1.2. Статья 22, п. 1. ИКСФ формируется представительным органом гос. власти субъекта РФ. Причины те же, что и п. 1.1.

1.3. Статья 22, п. 1, 3. Исключить участие ЦИК в формировании ИКСФ. Федеральный орган гос. власти не может участвовать в формировании органа гос. власти субъекта РФ.

1.4. Статья 22, несколько пунктов (или новый общий пункт). При поступлении предложений от партий, имеющих фракции, в количестве, не превышающем квоту, орган, формирующий комиссию, не вправе отказать во включении предложенного этой партией представителя.

1.5. Статья 22, несколько пунктов (или новый общий пункт). При поступлении предложений от партий, имеющих фракции, в количестве, превышающем квоту, преимущество имеют партии, получившие больше голосов на последних выборах в данном субъекте РФ или в данном муниципальном образовании. Альтернативный вариант – жеребьевка. Но необходимо поставить заслон для произвола в этом вопросе. В Москве в октябре этого года в ОИК по выборам депутатов МГД были включены все 35 представителей ЛДПР (которая в Москве набирает менее 3%), но отвергнута половина кандидатур от СПС и "Яблока".

1.6. Статья 22, п. 6, 8. Исключить участие ИКСФ в формировании ИКМО. Причины те же, что и в п. 1.3.

1.7. Статья 22, п. 5, 10, 17, 18, 19, статья 4 проекта ФЗ "О внесении ..." ТИК формируется ИКСФ (а не непонятной вышестоящей комиссией; комиссию, которая будет проводить все выборы в течение 4 лет, не может формировать комиссия, уполномоченная проводить какие-то конкретные выборы). Полномочия ТИК могут возлагаться на ИКМО, но не наоборот (поскольку ТИК формируется ИКСФ, он не может организовывать выборы органа местного самоуправления). Решение об этом может быть принято либо ИКСФ либо в виде закона субъекта РФ. Согласовывать его с органом местного самоуправления не надо (т.к. это вопрос, связанный с выборами органов гос. власти). ТИК действует на постоянной основе, может быть юридическим лицом (как и предусмотрено в проекте). ТИКи, сформированные органами местного самоуправления и действовавшие до вступления в силу нового закона, приобретают статус ИКМО и продолжают действовать до конца срока своих полномочий, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ.

1.8. Статья 26, п. 4, 5. Исключить участие ЦИК в избрании председателя ИКСФ и участие ИКСФ в избирании председателя ИКМО. Причины те же, что и в п. 1.3.

1.9. Статья 26, п. 6, 7. Секретари ОИК, ТИК и УИК, зам. председателя УИК также назначаются вышестоящей комиссией. Зам. председателя ОИК и ТИК избираются самой комиссией, но не обязательно на первом заседании, а не позднее двух недель с момента начала работы комиссии. Секретарь – не менее важная фигура, чем председатель. Выборы "тройки" на первом заседании обычно превращаются в фарс, особенно в УИК.

1.10. Статья 26, п. 12 и новый пункт. ЦИК, ИКСФ и ИКМО по предложению одного из членов "тройки" или по требованию не менее 1/3 членов проводят тайное голосование по освобождению от должности члена "тройки". ОИК и ТИК в таком же порядке проводят тайное голосование по выражению недоверия председателю или секретарю. Вышестоящая комиссия в случае выражения недоверия обязана принять решение об освобождении председателя или секретаря. Комиссия может предложить тайным голосованием свою кандидатуру, которая должна быть рассмотрена вышестоящей комиссией. Комиссии, срок полномочий которых исчисляется годами, со временем могут сами разобраться, кто лучше подходит для руководящего поста.

1.11. Статья 17, п. 14–17. Освободить УИК от обязанностей уточнять список избирателей, возложить эту обязанность целиком на ТИК и ИКМО (в случае, если выборы совмещаются и действуют одновременно ТИК и ИКМО, то списками занимается ИКМО). Возложить на ТИК и ИКМО обязанность представлять список избирателей для ознакомления за 15–5 дней до дня голосования. Срок передачи списка в УИК сократить до 5 дней до дня голосования. УИК все равно не в состоянии уточнять списки избирателей, а избиратели не ходят знакомится со списком. Такая мера позволит сэкономить деньги и время на бессмысленные дежурства.

2. Протокол об итогах голосования (статья 60, п. 2)

Существенно уменьшить число строк протокола все равно не удастся, да и не в этом главная трудность для участковых комиссий. Главным критерием должно быть удобство заполнения и удобство чтения (анализа) протокола. Для этого имеет смысл даже ввести новые строки, содержащие суммарную информацию.

2.1. Радикальное предложение – разделить один протокол на два.

Первый (условное название "протокол о подведении итогов голосования") подписывается председателем и секретарем, его данные не включаются в сводную таблицу вышестоящей комиссии, но один его экземпляр передается в вышестоящую комиссию, данные его вносятся в ГАС "Выборы", и его копии УИК обязана заверить желающим.

Второй (собственно "протокол об итогах голосования"), который подписывается всеми членами комиссии, и его данные включаются в сводные таблицы всех вышестоящих комиссий.

2.2. В месте голосования должна быть увеличенная форма обоих протоколов.

2.3. В первом протоколе строки располагаются в той последовательности, в какой происходит их заполнение. Он должен быть очень подробным, число строк в нем должно быть много, чтобы не потерялись никакие данные.

2.4. Контрольные соотношения проверяются по первому протоколу.

2.5. Во втором протоколе число строк должно быть небольшим, и они должны быть расположены в той последовательности, в какой их удобно читать:

1 – число избирателей, включенных в список на момент окончания голосования;

2 – число избирателей, получивших избирательные бюллетени (принявших участие в выборах);

3 – процент избирателей, принявших участие в выборах;

4 – число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках (число избирателей, принявших участие в голосовании);

5 – число недействительных бюллетеней;

6 и далее – число голосов, поданных за каждого кандидата и против всех кандидатов.

2.6. Вышестоящие комиссии составляют дополнительные протоколы по балансу бюллетеней, учитывающие число погашенных ими бюллетеней.

2.7. В протоколе комиссий, подводящих итоги, должны быть также указаны процент избирателей, принявших участие в выборах, процент голосов, полученных каждым кандидатом и поданных против всех кандидатов.

2.8. Публикуются только данные второго протокола.

3. Сроки избирательных действий

3.1. Продолжительность избирательной кампании и ее различных этапов должна быть разной для разных выборов.

3.2. Предлагаю в п. 2 ст. 10 установить, что голосование на общих выборах проводится со дня назначения выборов:

– в федеральные органы гос. власти – не ранее чем через 120 дней и не позднее чем через 90 дней;

– в органы гос. власти субъектов РФ – не ранее чем через 100 дней и не позднее чем через 70 дней;

в органы местного самоуправления – не ранее чем через 75 дней и не позднее чем через 50 дней.

3.3. При этом нулевой этап (от назначения до публикации решения о назначении) устанавливается не более 3 дней (см. поправку № 1).

3.4. Первый этап (от публикации решения до формирования окружных комиссий) считается до трех недель на выборах в Гос. Думу и до двух недель на выборах органа местного самоуправления; на выборах глав исполнительной власти этого этапа вообще нет.

3.5. Второй этап (выдвижение кандидатов) остается как в п. 11 ст. 27: не менее 45 дней при выборах Президента РФ и Гос. Думы, не менее 30 дней при выборах в органы власти субъектов РФ, не менее 20 дней при выборах в органы местного самоуправления.

3.6. Третий этап (регистрация) остается как в п. 6 ст. 32: до 10 дней при выборах в органы гос. власти и 5 дней при выборах в органы местного самоуправления.

3.7. Четвертый этап (агитация) в п. 1 ст. 44 проекта предлагается устанавливать частными законами. Я исхожу из следующих чисел:

– в федеральные органы власти – 30–45 дней;

– в органы гос. власти субъектов РФ – 30–35 дней;

– в органы местного самоуправления – 20–30 дней.

3.8. Необходимо отдельно оговорить, что в случае досрочных выборов Президента РФ или Гос. Думы, сроки избирательных действий сокращаются на треть или на четверть.

3.9. Повторные и дополнительные выборы депутатов могут быть проведены в более короткие сроки, так как не надо формировать ОИК. Однако с учетом того, что минимальные сроки, предусмотренные п. 3.2, рассчитаны исходя из нулевой продолжительности второго этапа, для этих выборов не надо отдельно оговаривать сроки (как это сделано в п. 9 ст. 64).

4. Прочие вопросы

4.1. Статья 5 п. 2. Исключить данный пункт. Пункт сформулирован непонятно. Но если его понимать так, что при образовании двух- и пятимандатных округов в пятимандатном округе у избирателя должно быть не больше двух голосов, то это не имеет отношения к равному избирательному праву.

4.2. Статья 61, п. 16. Надо отказаться от оглашения и визуального показа каждого бюллетеня. Это нереально выполнить в большинстве случаев, и это повсеместно не выполняется.

Любарев А.Е.

5.11.2001