Вопросы к Центризбиркому

1. В связи с принятием нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предстоит разработать и принять новые федеральные и региональные законы о выборах и референдумах. В связи с этим одним из наиболее актуальных является следующий вопрос: как понимать формулировку пунктов 3 и 6 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"? Иными словами, какие нормы, не присутствующие в "рамочном" законе, можно вводить в конкретный закон, чтобы он не противоречил "рамочному"? Правильно ли я понимаю, что это могут быть только нормы, дополняющие гарантии избирательных прав, установленные "рамочным" законом? Правильно ли я понимаю, что в конкретном законе нельзя устанавливать требования к избирателю или кандидату, не предусмотренные "рамочным" законом? И попутный вопрос: может ли закон субъекта сужать для муниципальных выборов возможности, предусмотренные "рамочным" законом? Например, предусматривать выборы депутатов представительного органа местного самоуправления только по одномандатным или только по многомандатным округам?

2. В действующих федеральных законах о выборах Госдумы и Президента РФ, а также в проекте нового закона о выборах в Госдуму (от 17.05.02) есть много норм, имеющих общий, "гарантийный" характер. Почему эти нормы не попали в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"? Примеры: статья о международных наблюдателях, заверение подписных листов сборщиком и кандидатом (уполномоченным), определение числа избирателей, принявших участие в выборах и в голосовании.

3. Хотелось бы понять нормы, записанные в подпункте а) пункта 4 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Возьмем конкретный пример. Срок полномочий Мэра и Вице-мэра Москвы истекает 19 декабря 2003 г. Представим себе, что Мосгодума не назначила вовремя выборы Мэра и Вице-мэра. Тогда в соответствии с упомянутым подпунктом Мосгоризбирком обязан назначить эти выборы на 4 или 11 января 2004 г. Это странно, но хотя бы понятно. Но совершенно непонятно, в какой срок Мосгоризбирком обязан принять свое решение о назначении выборов и в какой срок он обязан это решение опубликовать. Не мог бы Центризбирком для данной конкретной ситуации указать срок публикации решения Мосгоризбиркома и объяснить, как этот срок вычислен?

4. На выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в качестве избирательного объединения могут выступать региональные отделения политических партий (абз. 25 ст. 2). В связи с этим возникает несколько вопросов, связанных с участием партий в формировании избирательных комиссий.

4.1. В п. 1 ст. 22, п. 7 и 8 ст. 23, п. 8 ст. 24, п. 5 и 7 ст. 25, п. 7 ст. 26, п. 5 ст. 27 речь идет только о политических партиях, выдвинувших списки кандидатов на выборах в законодательные органы субъектов РФ. Означает ли это, что избирательные объединения – региональные отделения политических партий не обладают правами, предусмотренными данными пунктами?

4.2. Согласно п. 4 ст. 22 в комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения и т.д. Если список, выдвинутый какой-либо партией, оказался допущен к распределению мандатов в Госдуме, а список, выдвинутый ее региональным отделением, оказался допущен к распределению мандатов в законодательном органе субъекта РФ, могут ли и партия, и избирательное объединение – региональное отделение этой партии претендовать на место в избирательной комиссии?

4.3. Пункт 16 статьи 38 предусматривает освобождение кандидатов, выдвинутых партиями, списки которых были допущены к распределению мандатов на выборах депутатов Госдумы, от сбора подписей и внесения залога. Распространяется ли данная норма на кандидатов, выдвинутых региональными отделениями этих партий?

4.4. Пункт 10 статьи 48 требует от политической партии публикации предвыборной программы в случае выдвижения ею кандидата (списка кандидатов) и последующей его регистрации. Действует ли данная норма в случае, когда кандидат (список кандидатов) выдвигается региональным отделением партии?

5. Не нужно ли срочно внести изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"? Как вы относитесь к проекту закона, внесенному В.Н. Лысенко, С.С.Митрохиным и Б.Б.Надеждиным 25 июня?

6. Пункт 10 статьи 48 требует от политической партии опубликовать "свою предвыборную программу соответственно уровню выборов". Однако в пункте 4 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях" речь идет о публикации просто "программы". Статья 22 этого закона также говорит только о программе партии и не предусматривает наличие "предвыборной программы соответственно уровню выборов". Более того, из контекста этой статьи вытекает, что программа у партии должна быть одна. нет ли противоречия между указанными нормами двух федеральных законов?

7. Пункт 6 статьи 51 обязывает государственные и муниципальные организации телерадиовещания резервировать эфирное время для проведения агитации за плату. Аналогично пункт 2 статьи 52 обязывает редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий резервировать печатную площадь для проведения агитации за плату. Следует ли понимать эти нормы как обязанность общероссийских СМИ резервировать эфирное время и печатные площади при проведении любых выборов (в т.ч. муниципальных)?

8. Пункт 7 статьи 51 и пункт 3 статьи 52 разрешают предусматривать в законе предоставление дополнительного бесплатного и платного эфирного времени, платной и бесплатной печатной площади избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов. Для каких целей такие дополнительные эфирное время и печатная площадь могут предоставляться? Не приведет ли реализация данного пункта к неравенству кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, и кандидатов–самовыдвиженцев? Если время и площадь будут предоставляться за плату, то из какого фонда они должны оплачиваться?