конференция /тезисы доклада

А.Бузин,
Межрегиональное объединение избирателей

Испытание выборами
(новое избирательное законодательство и избирательная практика)

  1. Введение
  2. Избирательные комиссии
  3. Система регистрации избирателей. Списки избирателей
  4. Финансирование избирательной кампании
  5. Агитация и информирование
  6. Общественный контроль. Голосование и подведение итогов
  7. Судебно-процессуальные проблемы разрешения избирательных споров
  8. Заключение

Агитация и информирование

Раздел, посвященный агитации, претерпел также очень значительные изменения по сравнению с предыдущим законом о гарантиях. Из определения "агитации" была исключена часть, связанная с побуждением избирателей к участию в голосовании. Это избавило закон от одного из противоречий, заключавшегося в том, что избирательным комиссиям с одной стороны вменялось привлечение избирателей на выборы, с другой стороны, запрещалось проводить агитацию. Была сделана попытка разделить понятия агитации и информирования. К сожалению, признать результаты этой попытки вполне удачными нельзя, о чем свидетельствует и известное решение Конституционного суда РФ. Так же как и раньше, отделение "информирования" от "агитации" производится судами и избирательными комиссиями в зависимости от того, о ком осуществляется информирование. Результатом нововведения оказалось лишь введение новой терминологии при квалифицировании материала: если раньше утверждалось, что данный материал "не является агитационным", то теперь этот материал определяется как "информационный".

Строго говоря, чисто информационными могут быть лишь официальные материалы обо всех кандидатах сразу, например, плакаты, выпущенные избирательными комиссиями. Однако ввести такое понятие "информирования" невозможно в силу того, что оно входит в противоречие с конституционными правами на свободу информации. Представляется, что весь предыдущий опыт выборов, а также опыт других стран показывает, что попытки дать четкое определение агитации обречены на неудачу. Практика изобилует примерами агитации, оплата которой законом никак не регламентирована. Как оплачивать агитацию, выраженную в открытых письмах и обращениях, подписанных многими гражданами? Яркими примерами такой агитации были агитационные материалы М.Рахимова (например, публикации в газете "Известия", по-видимому не оплаченные из избирательного фонда). Еще более сложным случаем является агитация за нескольких кандидатов сразу, осуществленная одним из кандидатов (например, агитация Ю.Лужкова, совмещенная с агитацией за "Единую Россию" и ее "одномандатных" кандидатов) или вообще третьими лицами (ярчайшим примером является "список четырех" на выборах в Мосгордуму в 2001 году). Как оплачивать контрагитацию и агитацию за голосование "против всех"? Эти вопросы не разрешены законом и не пояснены в комментариях к нему и в Постановлениях ЦИК РФ. Между тем, они часто возникают на практике.

Другой вопрос, многократно встречавшийся в избирательных кампаниях последних лет, связан с понятием "подкуп избирателей". Понятие "подкуп" определяется в п.2 ст.56 Закона о гарантиях. Из определения следует, что подкуп избирателей могут осуществлять не только кандидаты и их доверенные лица, но и "иные организации и лица". Однако, правовая ответственность в виде отмены регистрации или в виде отмены результатов выборов наступает только в том случае, если подкуп избирателей осуществлял либо сам кандидат, либо иные лица и организации по его поручению.

Нетрудно догадаться, что случаи когда сам кандидат раздает на встречах с избирателями деньги и материальные ценности, причем все это фиксируется документально (как было на выборах Президента Калмыкии в 2002 году, когда К.Н.Илюмжинов вручал избирателям автомобили, что подробно описывалось во всех СМИ республики), являются скорее исключениями. Более распространены случаи, когда подкупом занимаются "иные организации". Но установить тот факт, что они действовали "по поручению" кандидата практически невозможно. Например, неоднократно наблюдались случаи резкого повышения заботы администрации о ветеранах и инвалидах именно в период избирательной кампании.

Не совсем ясен вопрос о том, являются ли подкупом избирателей концерты и кинофильмы, совмещенные с агитацией. Избирательные комиссии не знают ответа на этот вопрос.

Новый закон предоставил главам администраций замечательное средство участия в агитации, формально им запрещенного. П.9 ст.48 Закона о гарантиях требует получения разрешения на публикацию изображения и высказываний физического лица. Понятно, что такие разрешения выдаются очень избирательно. Появление в агитационных материалах изображений и высказываний физических лиц (причем любых, а не только известных деятелей) в избирательных кампаниях последних лет было предметом многочисленных жалоб.

назад |в начало| вперед