конференция /тезисы доклада

А.Бузин,
Межрегиональное объединение избирателей

Испытание выборами
(новое избирательное законодательство и избирательная практика)

  1. Введение
  2. Избирательные комиссии
  3. Система регистрации избирателей. Списки избирателей
  4. Финансирование избирательной кампании
  5. Агитация и информирование
  6. Общественный контроль. Голосование и подведение итогов
  7. Судебно-процессуальные проблемы разрешения избирательных споров
  8. Заключение

Система регистрации избирателей. Списки избирателей

Судя по отзывам наблюдателей полнота и точность списков избирателей оставляет желать лучшего. Существует небольшое различие между ситуациями 1999 и 2003 годов. В 1999 году списки избирателей характеризовались избыточностью: в них было включено много выбывших избирателей. В 2003 году, наоборот, наблюдалось отсутствие в списках прибывших избирателей. Так, в нескольких московских участковых комиссиях в список избирателей не были включены избиратели, достигшие за последние два года восемнадцатилетнего возраста.

Уточнение списков избирателей в участковых избирательных комиссиях происходит совсем не так, как это представляется, если руководствоваться законом (п.16 ст.17 Закона о гарантиях). Уже после подписания списка председателем участковой комиссии "уточнение" производится не на "основании официальных документов", а на основании никем не заверенных распечаток, которые поступают в УИКи из орготделов. Распространено явление уточнения списка избирателей непосредственно в день голосования, что не запрещено законом. Особенно ярко "уточнение" в день голосования наблюдается тогда, когда под угрозой находится преодоление порога явки. Следует заметить, что закон не предусматривает эффективного контроля за такого рода "уточнениями" списков. Действительно, в протоколе УИК никак не отражается количество избирателей, исключенных из списка и, наоборот, включенных в него в день голосования. Между тем, на некоторых участках обнаруживаются труднообъяснимая динамика количества избирателей в день голосования. В дополнительном списке иногда оказывается 200 и более избирателей, что свидетельствует, как минимум, о некачественном составлении списков избирателей, а как максимум - о фальсификациях. Бывает и такое, что количество избирателей на начало голосования оказывается больше, чем количество избирателей в конце голосования. Между тем, вышестоящие комиссии никогда не обращают на это внимание и не делают никаких выводов для дальнейших избирательных кампаний.

Новый закон ввел прямую норму о брошюровке списков. Отношение председателей участковых комиссий к этой норме, стимулированное рекомендациями кураторов комиссий, показывает, что большинство председателей предпочитают руководствоваться не законом, а обычаями, устными рекомендациями сверху и собственными понятиями о выборах. Насколько известно автору этой статьи, в большинстве комиссий списки исходно не были сброшюрованы. Лишь в том случае, если наблюдатели оказывались достаточно настойчивыми, председатель комиссии, после консультаций с "кураторами" был вынужден давать команду на брошюровку списков.

Требуют уточнения и более строгого исполнения нормы закона, которые касаются составления списков на так называемых "закрытых участках" и составления списков в воинских частях.

Возможность голосования военнослужащих срочной службы, призванных из других регионов, на выборах главы исполнительной власти этого региона или депутата Госдумы ничем, кроме заботы о повышении явки объяснить нельзя. Следует учитывать, что практически нереально проверить списки избирателей, поданных командиром воинской части. Возникновение за три дня до выборов дополнительных тысячи избирателей, якобы являющихся новобранцами, вызывает большие подозрения.

Голосование в местах временного пребывания (больницах и т.п.), как известно, может происходить в двух формах: как голосование вне помещения (по процедурам, описанным в ст.66 Закона о гарантиях) и как голосование на "закрытом" участке (по процедурам, описанным в ст.68 с учетом специфики составления списков, описанной в п.17 ст.17 Закона о гарантиях, а также в соответствующих статьях других федеральных законов и законов субъектов Федерации). Опыт показывает, что установленный законом порядок голосования в местах временного пребывания постоянно нарушается, в какой бы форме оно ни производилось.

Действительно, если голосование производится в форме голосования вне помещения, то это значит, что в УИК должны быть подан заявки от избирателей, находящихся в месте временного пребывания, при этом избиратель, подающий заявку, должен быть заранее (до дня голосования) включен в список избирателей на данном участке. На практике этого не происходит: в лучшем случае в УИК приходит список избирателей, находящихся в месте временного пребывания, и этот список используется как выписка из реестра для голосования вне помещения, а в худшем случае члены УИК просто выезжают с переносной урной в место временного пребывания, а реестр составляется уже на месте.

Если же в месте временного пребывания образуется "закрытый" участок, то в соответствии с законом, руководитель учреждения, на территории которого расположен избирательный участок, обязан не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, составить список избирателей. При этом в список избирателей, включаются избиратели, подавшие заявление об этом за неделю до дня голосования (п.17 ст.17 Закона о гарантиях). Правда, Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы делает исключение для избирателей, имеющих открепительное удостоверение: они могут быть включены в список позже (п.6 ст.16). На практике список избирателей на "закрытых" участках составляется действительно а день до голосования, но включаются туда все избиратели, находящиеся в соответствующем учреждении, причем без всяких заявлений и открепительных удостоверений.

Хотя доля избирателей на "закрытых" участках не очень велика, она все же составляет значительную часть, кроме того, следует учитывать, что результаты голосования на "закрытых" участках отличаются "внутренним" единообразием и совсем не похожи на результаты голосования по "открытым" участкам. Последний факт, также как и факт "поголовной" явки на "закрытых" участках позволяют утверждать, что постоянное несоблюдение процедур голосования на "закрытых" участках является умышленным действием.

назад |в начало| вперед