Региональный социологический мониторинг

 

Агентство Региональных Политических Исследований (АРПИ) еженедельно проводит опрос общественного мнения населения России. Опрос проводится более чем в 90 городских и сельских населенных пунктах в 49 субъектах Российской Федерации, во всех экономико-географических регионах страны. Объем выборки 1600 человек. Результаты опросов представительны по региону, типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию, социальному положению, доходам семьи, электоральным и медиа предпочтениям. Метод опроса – личное интервью по месту жительства респондента. Опрос проходит с пятницы по воскресенье каждой недели. Отчет с результатами опроса публикуется в среду следующей недели.

Авторский коллектив:

Руководитель АРПИ

А.В. Милехин, канд. психол. наук

Научный консультант

Н.П. Попов, д-р истор. наук

Руководитель проекта

К.М. Якунькина

Социологи

О.А. Горелова

Е.Г. Богомолова

Н.С. Пономарева

И.Г. Грачева

В. А. Чернов

Редактор

Б.А. Брацыло

Программисты

А.Г. Сафронов

С.Г. Долгов

И.В. Косенков

Техники

Ю.С. Кужлев

Б.В. Шугуров

Операторы

О.А. Елисовицская

С.Г. Матюнина

А.Ю. Петрова

Н.В. Рехтик

Организация полевых работ:

Руководитель региональной сети

Л.В. Гурьева

Контролер сети

М.Б. Боков

В опросах участвовали 81 бригадир и 158 интервьюеров.

Подписка и распространение:

Исполнительный директор

К.А. Круглянский

Руководитель клиентской службы

Л.Ю. Бирзина

Пресс-секретарь

И.Г. Захарова

Ни одна из частей настоящего издания и все издание в целом не могут быть воспроизведены, сохранены в печатной или иных формах хранения информации электронным, механическим, фотокопировальным и другими способами без письменного разрешения, соглашения или договора с АРПИ.

© Агентство Региональных Политических Исследований (АРПИ), 2000

 

Программа исследования

Политические и экономические изменения, происходящие в последнее время в России, захватывают все области общественной жизни. Меняются ценности, на первый план выходят новые проблемы - все это оказывает прямое влияние на политические настроения общества. Для обеспечения эффективного государственного управления, стабилизации экономической жизни, снижения социальной напряженности необходимо, чтобы народные избранники и органы власти в максимальном объеме учитывали ожидания, потребности различных слоев населения, интересы различных групп своих избирателей. В сегодняшней ситуации особенно важно наличие полной информации об общественно-политических ожиданиях и предпочтениях россиян. При этом особо необходимо выяснить складывающийся у населения желаемый образ политического лидера, политической партии; влияние средств массовой информации на формирование социально-политических ориентаций людей; региональные различия взглядов и настроений населения.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основной целью исследования является определение в динамике и региональном разрезе общественно-политических ориентаций и ожиданий жителей России .

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Выявление политических предпочтений россиян относительно состава Государственной думы.

2. Определение установок россиян относительно президентства РФ.

3. Выявление наиболее эффективных по воздействию на электоральное поведение источников информации.

4. Выявление степени социальной напряженности.

5. Установление иерархии социально-экономических проблем жителей России.

6. Выявление степени доверия населения различным политическим институтам и оценок основных политических и общественных лидеров.

7. Определение отношения россиян к происходящим политическим событиям и экспертиза властных решений.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования является взрослое население России, в частности - политически активное население.

МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Сбор первичной информации осуществляется методом личного формализованного интервью по месту жительства респондентов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫБОРОЧНОЙ СОВОКУПНОСТИ

Генеральная совокупность состоит из жителей России, имеющих право участвовать в выборах (старше 18 лет, дееспособных).

Поскольку генеральная совокупность объективно распадается на некоторое количество однородных общностей, применяется метод многоступенчатой районированной квотной выборки по признакам: регион, тип населенного пункта, пол, возраст. Таким образом, достигается репрезентативность выборки структуре населения России. Объем выборки - 3000 респондентов.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОХВАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование охватывает более 200 городов и сельских населенных пунктов всех экономико-географических регионов Российской Федерации.

п/п

Регион, область, город

1

Север и Северо-Запад
 

Республика Карелия

 

Архангельская область

 

Вологодская область

 

Ленинградская область

 

Санкт-Петербург

 

Калининградская область

 

Новгородская область

 

Псковская область

2

Центральный регион
 

Брянская область

 

Калужская область

 

Московская область

 

Москва

 

Рязанская область

 

Тверская область

 

Тульская область

3

Волго-Вятский регион и Поволжье
 

Республика Марий Эл

 

Республика Татарстан

 

Республика Чувашия

 

Астраханская область

 

Волгоградская область

 

Кировская область

 

Нижегородская область

 

Самарская область

 

Саратовская область

4

Северный Кавказ и Черноземье
 

Республика Адыгея

 

Краснодарский край

 

Ставропольский край

 

Белгородская область

 

Воронежская область

 

Курская область

 

Ростовская область

 

Тамбовская область

5

Урал
 

Республика Башкортостан

 

Республика Удмуртия

 

Оренбургская область

 

Пермская область

 

Свердловская область

 

Челябинская область

 

6

Западная и Восточная Сибирь и Дальний Восток
 

Республика Бурятия

 

Республика Хакасия

 

Алтайский край

 

Красноярский край

 

Приморский край

 

Хабаровский край

 

Амурская область

 

Иркутская область

 

Магаданская область

 

Новосибирская область

 

Омская область

 

Томская область

 

Тюменская область

 

Читинская область

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опрос проводится еженедельно, что позволяет рассматривать информацию в динамике.

ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ

Полученные результаты представляются в виде еженедельных отчетов в печатной и электронной формах.

Достоверность результатов исследования

Поскольку объем выборки составляет 3000 респондентов, то при 95% вероятности доверительный интервал составляет 1,8%. Таким образом, при анализе линейных распределений статистически значимыми можно считать те различия, которые по абсолютному значению превышают 1,8%.

При анализе двумерных распределений процедура определения уровня достоверности результатов и статистической значимости наблюдаемых различий усложняется. При определении доверительного интервала здесь необходимо учитывать не столько объем выборочной совокупности, сколько количество сравниваемых подгрупп и численность респондентов в каждой из них. Поэтому расчет доверительного интервала в данном случае требует индивидуального подхода.

основные темы исследования

1. Политические предпочтения россиян относительно состава Государственной думы:

- намерение россиян участвовать в выборах в Государственную думу;

- электоральный рейтинг существующих политических партий и движений на выборах в Государственную думу.

2. Политические предпочтения россиян относительно президентства РФ:

- оценка деятельности нынешнего Президента РФ;

- отношение к досрочным выборам Президента РФ;

- рейтинг кандидатов на пост Президента РФ; электоральные предпочтения во втором туре голосования;

- оценки ведущих политических и общественных лидеров.

3. Степень доверия населения различным политическим институтам и политикам:

- оценка респондентами степени своего доверия к основным политическим институтам;

- степень доверия к ведущим политическим и общественным фигурам.

4. Оценка важных социально-политических проблем страны.

5. Степень социальной напряженности:

6. Предпочтения населения в использовании средств массовой информации:

- предпочитаемый телеканал;

- предпочитаемое периодическое издание;

- предпочитаемая радиостанция.

7. Социально-демографические характеристики и региональные характеристики:

- пол;

- возраст;

- образование;

- социальное положение;

- доход;

- регион;

- тип населенного пункта.

Пояснения к таблицам

Приведенные в отчете таблицы демонстрируют распределение ответов на вопросы анкеты в зависимости от различных признаков респондентов: регион проживания, тип населенного пункта, половозрастные и социально-демографические характеристики, материальное положение, политические предпочтения и ориентации, отношение к жизни и медиапредпочтения.

Региональное распределение

В таблице дано распределение ответов респондентов по 6 макрорегионам, каждый из которых объединяет несколько экономико-географических регионов России: Север и Северо-Запад (Северный и Северо-Западный регионы); Центр России (Центральный регион); Волго-Вятский регион и Поволжье (Волго-Вятский, Поволжский регионы); Северный Кавказ и Черноземье (Северо-Кавказский и Центрально-Черноземный регионы); Урал (Уральский регион); Западная и Восточная Сибирь и Дальний Восток (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный регионы).

распределение в зависимости от Типа населенного пункта

В таблице дано распределение респондентов по городам-мегаполисам с населением свыше 1 млн. человек, по городам с населением 300 тыс. - 1 млн. человек, по городам с населением 300 - 100 тыс. человек, по городам с населением менее 100 тыс. человек и сельским населенным пунктам.

распределение в зависимости от политических предпочтений

Распределения приводятся в двух таблицах. В первой таблице даны распределения ответов в зависимости от ответа на вопрос: “За кого бы Вы проголосовали, если бы в следующее воскресенье состоялись выборы Президента РФ?” Во второй таблице ответы распределены в зависимости от ответа респондента на вопрос “За какую партию, движение, объединение Вы бы проголосовали, если бы в следующее воскресенье состоялись выборы в Государственную думу?” В таблице даны распределения ответов для тех политических деятелей, партий, движений и объединений, которые упоминались наиболее часто.

Социально-демографическое распределение

В таблицах даны распределения ответов по полу; по возрасту - в возрастных группах от 18 до 24, от 25 до 34, от 35 до 44, от 45 до 59 и старше 60 лет; по образованию - в группах с начальным и неполным средним образованием, со средним и средним специальным образованием, с высшим и неоконченным высшим образованием; по социальному положению - среди учащихся, студентов, служащих, рабочих, предпринимателей, пенсионеров, домашних хозяек, безработных. Дается распределение среди респондентов с разными уровнями доходов на одного члена семьи в месяц: до 400 руб. в месяц на одного члена семьи (низкий доход); от 400 до 800 руб. (средний доход); свыше 800 руб. (высокий доход).

распределение в зависимости от отношения к жизни

Дается распределение по группам респондентов в зависимости от их ответов на вопрос: “Как нынешнее молодое поколение будет жить в материальном отношении по сравнению с их родителями?”

“Оптимисты” - ответившие “лучше, чем их родители”.

“Пессимисты” - ответившие “хуже, чем их родители”.

“Реалисты” - ответившие “так же, как их родители”.

распределение в зависимости от политическиех ориентаций

В таблице дается распределение по группам респондентов в зависимости от их ответов на вопрос: “Если оглянуться на прошедшее десятилетие, то какой путь развития страны Вы бы предпочли?”

“Левые” - выбравшие ответ “вернуться к социализму”.

“Правые” - выбравшие ответ “продолжать нынешний курс реформ”.

“Центристы” - выбравшие ответ “проводить реформы с социальной защитой населения”.

Распределение по предпочитаемому телеканалу

В таблице дается распределение ответов в зависимости от того, какой канал телевидения предпочитал смотреть респондент в течение недели, предшествовавшей опросу.

Распределение по предпочитаемой радиостанции

Дается распределение ответов в зависимости от радиостанции, которую респондент предпочитал слушать на протяжении недели, предшествовавшей опросу.

Распределение по предпочитаемому периодическому изданию

В таблице дается распределение ответов в зависимости от периодического издания, заинтересовавшего респондента больше других на неделе, предшествовавшей опросу.