Политические партии в начале предвыборной кампании в Государственную Думу РФ

27 августа 2003 года

В.Л. Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ

Предвыборная кампания началась до издания Указа Президента РФ

Официально начало избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ будет объявлено Указом Президента РФ Владимира Путина в период примерно с 26 августа по 7 сентября 2003 года. Тем не менее, предвыборная кампания уже фактически началась, и проводится она не по нормам избирательного законодательства, которые начнут действовать только с момента официального объявления даты выборов, а в соответствии наличием у политических партий и влиятельных российских политиков финансовых, организационных, кадровых и иных ресурсов.

На телевидении постоянно демонстрируется реклама политических партий “Единая Россия”, “Народный депутат”, “Партии жизни”, “Партии возрождения России”, которые можно отнести к партиям власти, поддерживающим Президента РФ Владимира Путина, а также некоторых других, в частности, “Союза правых сил”, партии “Русь”, “Русской партии”, “Евразийской партии” и некоторых других. Рекламы КПРФ и партии “Яблоко” пока нет. Не менее активно эти же партии рекламируют себя на щитах, расположенных на улицах городов и вдоль автомагистралей.

Реклама в форме видеороликов на телевидении и щитов на автомагистралях является очень дорогой, и в силу отдаленности от момента выборов обладает сравнительно невысокой эффективностью. Но ряд политических партий, располагая финансовыми ресурсами из различных источников, начали избирательную кампанию раньше срока вполне сознательно.

Нормы нового законодательства о выборах ограничивают возможности агитации и ведения PR-кампаний во многом именно в части расходования финансовых средств. До объявления даты выборов можно размещать агитационный материал без последующего отчёта за него перед избирательными комиссиями, поскольку в этот период на агитацию не распространяются финансовые и другие ограничения, устанавливаемые нормами избирательного законодательства. Поэтому многие новые, неизвестные избирателям партии пытаются до начала действия этих ограничений повысить уровень своей узнаваемости, даже используя дорогие способы политической рекламы.

Характерно, что стратегию раннего начала агитационной кампании активно используют все партии власти, к которым можно отнести “Единую Россию”, “Народный депутат”, “Партию жизни”, “Партию возрождения России”, а, возможно, партию “Русь” и некоторые другие. Партии, получившие ещё до официального начала предвыборной кампании достаточно большие финансовые ресурсы, рассчитывают на получение электоральных преимуществ за счёт роста уровней своей известности среди потенциальных избирателей, формирования благоприятного отношения граждан к будущим избирательным объединениям и т.п.

Старые, хорошо известные гражданам политические партии могут использовать иные предвыборные стратегии. К таким партиям относится КПРФ – старая левая партия, которой не нужно повышать уровень своей узнаваемости. КПРФ известна большинству российских граждан, даже тем, кто за неё никогда не проголосует. Поэтому тратить деньги задолго до выборов КПРФ не требуется, её руководители будут действовать наверняка и в нужный момент перед выборами, чтобы наиболее эффективно распорядиться имеющимися у них финансами. Рекламная активность всех левых партий пока намного ниже, чем у партий власти и правых партий, поскольку у левых партий гораздо меньше денег, и они не склонны тратить их задолго до выборов.

Финансирование предвыборной кампании политических партий

Объёмы финансов политических партий являются их важнейшими ресурсами на выборах наряду с организационными, интеллектуальными и временными.

По открытой информации, публикуемым финансовым отчётам и другим внешним признакам практически невозможно определить, какими объёмами финансов располагает конкретная партия. Есть партии для долгосрочных инвестиций в политику и отчасти в крупный бизнес, к которым можно отнести СПС, “Яблоко”, КПРФ и отчасти ЛДПР. В частности, ещё в начале и середине 90-х годов 20 века многие представители крупного и среднего бизнеса поддерживали финансами КПРФ, понимая, что это долгосрочный политический проект. Таким партиям не обязательно закупать большие рекламные площади и рекламное время, необходимые для того, чтобы избиратели узнали партию до выборов и могли отличать её от других. В нынешней избирательной кампании исключение составляет партия “Союз правых сил” (СПС), уже начавшая свою дорогостоящую рекламную кампанию. Но причина такого поведения СПС не в том, что её не знают, а в том, что рейтинг СПС пока очень низок, партия может не преодолеть пятипроцентный барьер. СПС пытается с помощью активной и достаточно дорогой рекламной кампании выйти из кризиса.

Партию “Единая Россия” спонсоры хорошо знают по работе в парламенте, как и старые партии – КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", СПС. Но “Единая Россия” вынуждена тратить свой финансовый ресурс уже в настоящий период потому, что пока она не может существенно превысить рейтинг своего основного политического конкурента – КПРФ. Но эффективность рекламной кампании “Единой России” пока не очень высока, высокие финансовые затраты не приносят существенных политических преимуществ.

По некоторым оценкам наибольшими финансовыми ресурсами на выборах пока могут распоряжаться самая богатая партия – “Единая Россия” и ЛДПР, к которой на каждую кампанию приходят новые спонсоры, получая места в партийном списке. Пока не очень ясно, как это будет в нынешней избирательной кампании, но по некоторым сведениям за место в проходной части списка политической партии с высокими шансами на формирование фракции в Государственной Думе РФ представители бизнеса могут выплачивать до 1 млн долларов США.

Партиям-аутсайдерам нынешней избирательной кампании придется довольствоваться бесплатным рекламным временем или малобюджетной предвыборной кампанией перед самыми выборами. Таких партий будет около сорока, точное их число станет известно после окончания периода регистрации избирательных блоков на выборах депутатов Государственной Думы РФ.

Общественно-политический форум “Выборы – 2003”

С 22 по 27 августа в Москве в Центральном выставочном зале “Манеж” проходил Общественный форум “Выборы – 2003”. Его организатором были Российский фонд свободных выборов, учреждённый Центральной избирательной комиссией РФ и тремя другими менее влиятельными в политике организациями: Институтом социально-политических исследований Российской академии наук, Московской государственной юридической академией и Обществом с ограниченной ответственностью “Сенат”. Председателем Совета этого Фонда является Александр Альбертович Вешняков, председатель ЦИК РФ, а исполнительным директором - Андрей Станиславович Пржездомский. По уставу Фонд является некоммерческой организацией, но он получил финансирование и один из лучших в Москве выставочных залов для проведения такого достаточно масштабного мероприятия, как Общественный форум “Выборы – 2003”.

Общественный форум “Выборы – 2003” имел две главные задачи: подписание Общественного договора о корректном ведении избирательных кампаний на предстоящих выборах в Государственную Думу РФ и проведение выставки политических партий, где они представляли свои предвыборные программы, проводили межпартийные дискуссии по социально-экономической тематике, круглые столы и презентации партий. Для привлечения на выставку граждан проводились концертные программы, подготовленные по инициативе политических партий.

Такая выставка в России проводилась впервые, в ней было больше элементов шоу, чем какой-либо реальной предвыборной работы. Видимо, российские политики стали понемногу перенимать западные методы ведения предвыборных кампаний.

На выставке привлекали своими масштабами четыре самых крупных стенда. У входа напротив друг друга символически располагались стенды “Единой России” и КПРФ – двух лидеров предстоящих парламентских выборов. Стенд КПРФ был выдержан в красных тонах, на задней стене висел больших размеров плакат с изображением “масс трудящихся” в стилистике, во многом сходной с советской. Всего один первый день на стенде КПРФ висел лозунг “Пора менять власть”, который был снят, по-видимому, в соответствии с нормами подписанного КПРФ в первый же день Форума Общественного договора. На стенде постоянно демонстрировались телевизионные интервью и другие программы, в которых принимали участие руководители КПРФ и сам Геннадий Зюганов. Очень активно вели себя работавшие на этом стенде молодые агитаторы. Они старались побеседовать с каждым подошедшим к их стенду, ответить на их вопросы, предложить партийную литературу и т.п.

“Единая Россия” оформила свой стенд основными цветами своей партии и поставила плакат, который напоминал о количестве членов партии. “Сколько нас”, гласила надпись, а под ней фигурировала цифра 562 011. Рядом с этим плакатом стоял большой кукольный медведь с символикой “Единой России”. Литературы на этом стенде раздавалось немного.

Третий крупный стенд, расположенный недалеко от стенда КПРФ, принадлежал ЛДПР. Он во многом представлял лидера партии Владимира Вольфовича Жириновского. На этом стенде посетителям раздавались его авторские книги и брошюры, постоянно демонстрировались видеозаписи его выступлений по телевидению. Но, в отличие от стенда КПРФ, большинство агитаторов ЛДПР относились к своим обязанностям формально, содержательных бесед поддержать не могли и посетителями, по существу, не очень интересовались.

Четвёртым крупным стендом являлась экспозиция партии “Союз правых сил”, оформленная в цветах её постоянной рекламы. На этом стенде раздавалось меньше литературы по сравнению со стендом ЛДПР. В центре своего стенда СПС представил карикатуру на партию “Единая Россия”, что было расценено руководителями этой партии и многими журналистами как нарушение только что подписанного договора о неиспользовании “грязных технологий” и попытку хоть как-то помешать более сильному сопернику.

Среди остальных экспозиций выделялась “Партия Человека”, к стенду которой посетителей привлекали двумя манекенами без одежды, но в красных платках на головах и с кобурами на поясах. А “Народной партии” достался стенд в уголке, он чем-то напоминал маленькую коморку из романов Достоевского.

Работа политических партий на Форуме, в том числе, активная самореклама политиков, креативные оформления стендов, начиная от раздачи презервативов, заканчивая предложениями всем желающим провериться на содержание наркотиков в крови, вызывали неоднозначные оценки экспертов и большинства посетителей.

На Общественно-политическом форуме “Выборы – 2003” были представлены не только политические партии, но и различные некоммерческие организации, ставящие целями активизацию участия граждан в выборах и повышение доли граждан, сознательно принимающих решения на них. Эти организации, объединённые Международной ассоциацией общественных организаций "Мы, граждане!", председателем которой является Нина Юрьевна Беляева, представлены на одном небольшом стенде. Основные проекты этой ассоциации и других некоммерческих организаций, представленных на этом стенде связаны с обучением избирателей и наблюдением на выборах с целью противодействия различным нарушениям.

В ходе проведения Общественно-политического форума “Выборы – 2003” организовали свои экспозиции 22 политические партии, из них 19 провели на Форуме свои презентации. В четырех межпартийных дискуссиях приняли участие 87 представителей от 16 политических партий. Было проведено 12 “круглых столов”, 28 пресс-конференций и брифингов, более 40 других мероприятий с участием политических партий. За шесть дней работы Форума “Выборы-2003” его мероприятия посетили свыше 150 тысяч человек.

Организаторы Общественно-политического форума “Выборы – 2003” считают его пока самым главным событием предстоящих выборов депутатов Государственной Думы РФ. Потому что, по словам председателя ЦИК РФ Александра Вешнякова “впервые в истории на единой площадке в канун старта избирательной кампании будущие избиратели получили возможность увидеть партии и познакомиться с их предвыборными программами”.

Член оргкомитета Форума, исполнительный директор Российского фонда свободных выборов Андрей Пржездомский уверен, что успех Форума превзошел все ожидания. Для него показательной является реакция СМИ, часть из которых хвалят или ругают происходящее в Манеже, скепсис соседствует с осторожным оптимизмом, но совсем равнодушных в Форуму СМИ нет. По словам Андрея Пржездомского одни СМИ называли его ярким политическим событием, другие - политическим шоу, третьи – “выставкой партийного хозяйства”, и все эти оценки в какой-то степени справедливы по его мнению.

Многопартийные форумы, подобные Форуму “Выборы-2003”, можно было бы сделать традиционными в преддверии федеральных выборов. Об этом заявил на закрытии Форума председатель Центризбиркома РФ Александр Вешняков.

Подписание общественного договора

22 августа в Москве в Центральном выставочном зале “Манеж” в ходе Общественно-политического форума “Выборы-2003” состоялось подписание Декларации и Общественного договора, призванного предотвратить использование так называемых “черных” технологий. Эти документы подписали представители 27 политических партий и движений, а также трёх ассоциаций СМИ и трёх ассоциаций политических технологов.

Из политических партий, представленных в Государственной Думе РФ, отказалась подписывать эти договор и декларацию только партия “Яблоко”. Возможно, причиной этому служат многочисленные обвинения со стороны “Яблока” в адрес СПС и “Единой России” в проведении некорректной негативной кампании в свой адрес. С позиций партии “Яблоко” такие действия политических конкурентов в лице партий СПС и “Единая Россия” и являются теми самыми проявлениями избирательных технологий, против которых и задумывалось заключение Общественного договора. По мнению руководителей партии “Яблоко” было бы странно подписывать договор с партиями, о которых они точно знают, что те занимаются ведением “черных” кампаний против “Яблока”. Правда и для партии “Яблоко” неучастие в Общественно-политическом форуме “Выборы – 2003” и подписании Общественного договора и декларации позволили сделать публичные заявления в адрес СПС и “Единой России”, одновременно уйдя от ответственности в дальнейшем. Сам факт неучастие в этих политических событиях партия “Яблоко” попыталась использовать для получения определённых преимуществ в политической борьбе.

Целью подписания Общественного договора является прекращение использования “грязных технологий” на выборах, распространившиеся в последние годы по всей стране и применяемые в избирательных кампаниях федеральных, региональных и местных уровней. Такие технологии проведения выборов существенно снижают уровень доверия граждан к выборам и их результатам, а значит и к власти в целом.

Общественный договор и декларация устанавливают своего рода этические правила ведения предстоящей парламентской избирательной кампании. В этих документах, в частности, провозглашается “приоритет закона над политическими, групповыми и личными интересами, а также соображениями политической целесообразности”, “ответственность перед обществом за свои действия, которые могут повлиять на свободу волеизъявления граждан”, отказ от так называемого административного ресурса, равенство возможностей в информировании избирателей; предпочтение открытой дискуссии, а не заочной полемики; недопущение “войны компроматов” и дискредитации конкурентов отказ от прямого или косвенного предоставления избирателям материальных благ, приоритет согласительных процедур в случае возникновения споров.

Для контроля выполнения положений Общественного договора предполагается сформировать Наблюдательный совет, который должен будет давать публичные оценки тем или иным событиям предвыборной кампании. Никаких административных полномочий такой Совет иметь не будет. Он должен быть сформирован на десятый день после опубликования Указа Президента РФ о назначении даты выборов в стране. В Наблюдательный совет войдут представители 28 партий, журналисты четырех объединений (Медиа-союза, Союза журналистов России, Национальной ассоциации телерадиовещателей и Клуба региональной прессы "Четвертая власть") и ассоциации политтехнологов, работающих на политическом рынке. На площадке ЦИК РФ члены Наблюдательного совета будут периодически устраивать открытые дискуссии между политиками. Александр Вешняков заявил, что Центризбирком РФ готов сотрудничать с Наблюдательным советом, оказывая ему всяческую помощь и поддержку.

Как отметил исполнительный директор Российского фонда свободных выборов Андрей Пржездомский, неукоснительное соблюдение этих принципов способно превратить выборы в состязание партийных программ, что позволит партиям стать реальным механизмом формирования эффективной власти. А представление своих предвыборных программ политические партии начали делать в ходе проведения Общественного форума “Выборы – 2003”.

Как утверждает председатель ЦИК РФ Александр Вешняков, “…бессмысленно надеяться, что подписание Общественного договора сразу сделает российские выборы чистыми. В мире нет ни одной страны, которая бы в той или иной степени не страдала этой болезнью. Но вопрос здесь в масштабах болезни. Даже среди подписавших Общественный договор, наверняка, найдутся те, кто ради собственной кажущейся выгоды пойдет на подлог и использование “грязных” технологий. Но, как говорится “дорога в 10000 миль начинается с первого шага”. И сегодня этот шаг сделан”.

Президент России Владимир Путин направил приветствие участникам Общественно-политического форума “Выборы 2003”. Текст послания на открытии этого Форума зачитал Председатель Центризбиркома Александр Альбертович Вешняков.

Владимир Путин в своем приветствии отметил важность общего понимания политическими партиями с различными идеологическими позициями соблюдения принципов законности, демократии и этики в избирательной политике. Президент РФ также выразил убеждение, что только в ходе честных и справедливых выборов может быть сформирована сильная, авторитетная, пользующаяся доверием власть. Владимир Путин надеется, что проведение Форума будет способствовать развитию культуры российской политической жизни.

Глава государства положительно оценил инициативу подписания Общественного договора о корректном ведении избирательной кампании на предстоящих выборах в Госдуму и пожелал участникам форума успехов в работе и всего самого доброго.

В странах развитой демократии честность выборов регулируется законом без подписания договоров, аналогичных заключённому 22 августа в России. Исполнительный директор Российского фонда свободных выборов Андрей Пржездомский признал, “что подписание этого общественного договора свидетельствует о незрелости в нашей стране большинства демократических институтов, которые и должны обеспечивать цивилизованную смену власти, цивилизованные выборы. Этим договором мы пытаемся компенсировать незрелость таких институтов. Думаю, что со временем необходимость подписания таких договоров у нас в стране просто отпадет”.

Подобные подписанному 22 августа Общественному договору декларации о намерении соблюдать политическую корректность в предвыборной борьбе подписывались в ходе прошлых выборов не однажды. Но ещё ни разу такие декларации не приводили к чистоте выборов. К примеру, в 1999 году Фонд ИНДЕМ учредил специальные премии партиям и журналистам за самую “чистую” и самую “грязную” избирательные кампании. В результате голосования на сайте Фонда ИНДЕМ в сети Интернет самой грязной предвыборной кампанией была признана кампания пропрезидентского избирательного блока “Медведь” (“Единство”) и телеканал ОРТ. Самые “чистые” предвыборные кампании по результатам того же голосования провели “Союз правых сил” и “Яблоко”, а также телекомпания НТВ. Можно отметить, что именно руководители избирательного блока “Медведь” (“Единство”) накануне выборов много говорили о необходимости проведения честной и достойной предвыборной кампании.

Подписание Общественного договора и декларации должны, по мнению их инициаторов, продемонстрировать цивилизованный характер выборов в России, устанавливающийся с помощью ЦИК РФ. Тем не менее, следует ожидать, что политическая борьба на выборах неизбежно приведёт к нарушению положений Общественного договора и декларации практически всеми их участниками. Самое главное – к кому из них будут применены какие-то санкции и наказания, хотя бы в виде общественного порицания, вынесенного Наблюдательным советом. Можно прогнозировать, что партии власти таких санкций и порицаний не получат, т.е. Общественный договор и декларация станут ещё одним ресурсом в борьбе партий власти со своими политическими конкурентами.

Коалиция народно-патриотических сил

На Общественном форуме “Выборы – 2003” в воскресенье 25 августа в ходе презентации Партии российских регионов, руководителем которой является Сергей Юрьевич Глазьев, состоялось подписание “Соглашения о совместной деятельности народно-патриотических сил”. В коалицию народно-патриотических сил, объединенную этим соглашением, вошли 16 партий, движений и общественных объединений. Сергей Глазьев, заявил при подписании соглашения, что коалиция открыта для всех представителей народно-патриотических сил, включая КПРФ.

Коалиционное соглашение подписали:

Сергей Глазьев, председатель Партии российских регионов,

Олег Шеин, председатель Российской партии труда,

Вячеслав Игрунов, председатель партии Союз Людей за Образование и Науку,

Владимир Рабеев, председатель ЦИК Российской политической партии “Созидание”,

Александр Дугин, лидер партии “Евразия”,

Александр Чуев, председатель Российской традиционалистской партии,

Алексей Куимов, председатель президиума центрального совета политической партии “За Русь Святую” и председатель партии Сергей Попов,

Леонид Гуревич, председатель движения Социально-либеральное объединение,

Владимир Федосеенков, заместитель председателя движения “Союз”,

Дмитрий Вовчук, заместитель председателя движения Социал-демократическая ассоциация РФ,

Николай Новичков, заместитель председателя движения “Родное отечество”,

Валентин Полянский, Герой России, вице-президент Фонда поддержки Героев Советского Союза и Героев России,

Олег Денисов – председатель Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов,

Николай Бурляев, председатель Международного объединения кинематографистов,

Игорь Маляров, председатель центрального совета общероссийского общественно-политического движения “Народно-патриотический союз молодежи”,

Сергей Храмов, председатель объединения профсоюзов России “СОЦПРОФ”.

26 августа в ходе одного из круглых столов на Форуме ещё четыре организации поставили свои подписи под соглашением о совместной деятельности народно-патриотической коалиции, формируемой Сергеем Глазьевым: Всероссийское общественное движение “Союз православных граждан”, Народно-республиканская партия России, партия Национально-патриотических сил России, а также Федеральная лезгинская национально-культурная автономия.

Наиболее крупными членами коалиции народно-патриотических сил являются Партия российских регионов и Партия труда. В эту коалицию входят партии социал-демократической ориентации, такие как Союз людей за образование и науку (СЛОН) и Социал-демократическая ассоциация РФ, профсоюзные организации и также партии националистического типа: партия "Евразия", партия “За Русь Святую”, Российская традиционалистская партия, общественно- политическое движение “Народно-патриотический союз молодежи” и другие достаточно мелкие организации.

Руководителями новой коалиции народно-патриотических сил стали Сергей Юрьевич Глазьев и Дмитрий Олегович Рогозин, которые ещё в 1995 году вместе с генералом Александром Ивановичем Лебедем были среди первых 12 кандидатов избирательного объединения “Конгресс русских общин”. В эту коалицию несколько позже в связи с его предстоящим увольнением из рядов Вооруженных сил согласился войти командующий Воздушно-десантными войсками РФ Георгий Шпак.

Представляя новое объединение, сопредседатели Партии российских регионов Сергей Глазьев и Дмитрий Рогозин выразили уверенность, что это – только начало, и к коалиции присоединятся другие партии и движения. При этом оба подчеркнули, что надеются на вхождение в неё и “основной массы членов Народно-патриотического союза России”. В частности, по словам Сергея Глазьева, он по-прежнему ожидает вхождения в коалицию КПРФ. Новая коалиция представляется её руководителями объединением левых сил, которые не занимают позиции, близкие к позициям Коммунистической партии РФ (КПРФ). В частности, партией СЛОН руководит Вячеслав Владимирович Игрунов, долгое время бывший одним из руководителей движения “Яблоко” и вышедший недавно из него из-за конфликта с Григорием Алексеевичем Явлинским.

Сергей Глазьев выразил уверенность в том, что коалиция народно-патриотических сил обязательно преодолеет пятипроцентный барьер на предстоящих парламентских выборах, потому что по его словам социальные задачи коалиции поддерживаются большинством избирателей.

Важным элементом политической стратегии создаваемой народно-патриотической коалиции её участники называли отказ от конфронтации. По мнению сопредседателя Партии российских регионов Шамиля Султанова, в первую очередь необходима консолидация на основе социальной ответственности и ответственности за будущее. Председатель политсовета Народно-республиканской партии России Владимир Кушнеренко считает, что призыв в конфронтации чреват для России очередными потрясениями, которых страна может не выдержать.

Председатель КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов являлся противником создания коалиции народно-патриотических сил, утверждая, что для достижения лучших результатов на выборах в Государственную Думу РФ лучше всего всем левым силам включиться в единый избирательный блок Народно-патриотического союза, в котором руководящую роль играет КПРФ. После создания коалиции народно-патриотических сил Геннадий Зюганов не изменил своего мнения и заявил, что коммунисты осуждают решение члена парламентской фракции КПРФ Сергея Глазьева пойти на парламентские выборы отдельным блоком народно-патриотических сил. Геннадий Зюганов заявил, что истолковывает такое решение Сергея Глазьева “как один из коварных проектов Кремля”, смысл которого – в расколе и деградации левопатриотического движения. Геннадий Зюганов не считает Сергея Глазьева последовательным сторонником левопатриотического движения, потому что он неоднократно менял свою идеологическую ориентацию: Сергей Глазьев побывал составе первого российского правительства, которое под руководством Тимура Гайдара начало либеральные экономические реформы в России, позже был членом Демократической партии России, затем выступал на выборах вместе с генералом Александром Лебедем в составе националистического избирательного объединения “Конгресс русских общин”.

Геннадий Зюганов высказал сожаление о решении Сергея Глазьева создать отдельную от КПРФ коалицию народно-патриотических сил для участия в парламентских выборах. “Мы выращивали его в своей среде как перспективного и энергичного лидера", - сказал Геннадий Зюганов. “Кремль, желая расколоть патриотический монолит, увести от него одну из ветвей, выбрал для этого Сергея Глазьева, снабдив его опытными политтехнологами и предложив искусных администраторов... По подсчетам Кремля, такая искусно оснащенная колонна, имеющая неограниченный выход в телеэфир, опекаемая прокремлевскими губернаторами, может получить на выборах до 8% голосов. Это бы значило, что мы, левопатриотическая оппозиция, лишились бы этих 8% голосов”, - сделал вывод председатель КПРФ.

Можно прогнозировать, что к коалиции народно-патриотических сил Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина проявят интерес инвесторы в политическую сферу, поскольку у этой коалиции будут реальные шансы на прохождение в Государственную Думу РФ. Но, если состоится избирательный блок Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина, то не совсем понятно у каких политических партий он отнимет голоса на выборах. Совершенно не очевидно, что коалиция народно-патриотических сил будет отнимать голоса именно у КПРФ.

Исполнительная власть, тем не менее, предполагает отнять голоса у КПРФ, и эту роль должна выполнить, скорее всего, “Партия возрождения России” Геннадия Николаевича Селезнёва. Поэтому его партии уже сейчас выделены финансы на первоначальную раскрутку, на обеспечение узнавания избирателями. Скорее всего, партия Геннадия Селезнева сможет отобрать буквально 1-2% голосов у КПРФ, но в ситуации примерного равенства шансов на победу на выборах “Единой России” и КПРФ и эти небольшие проценты могут оказаться существенными в политической борьбе. Именно потому, что партия Геннадия Селезнёва будет отбирать голоса у КПРФ, в неё производятся финансовые инвестиции. Насколько оправдается такая стратегия ведения предвыборной борьбы с КПРФ пока не вполне ясно.

Ситуация среди партий правой ориентации (СПС и “Яблоко”)

Среди экспертов обсуждается предварительное решение о включении Анатолия Борисовича Чубайса третьим номером в партийный список СПС.

Это решение является противоречивым. С одной стороны, СПС переживает определённые трудности, может вообще не пройти в Государственную Думу РФ. В этой ситуации вполне естественно, что Анатолий Чубайс, как один из лидеров СПС, приходит ей на помощь. Но не очень понятно, почему он будет поставлен на третье, а не на первое место в партийном списке. Кроме того, наиболее развитым ресурсом Анатолия Чубайса является его способности и умения управлять, менеджерский ресурс. Очень ярко он был продемонстрирован в 1999 году, когда именно усилиями Анатолия Чубайса был сформирован “Союз правых сил” (СПС), а благодаря его воле, настойчивости и организационным и финансовым ресурсам СПС получил места в Государственной Думе РФ. На этот раз руководство СПС решило использовать не менеджерский, а публичный, имиджевый ресурс Анатолия Чубайса, который менее развит, использования которого принесёт СПС вместе с преимуществами и существенные проблемы.

Известно, что авторитет Чубайса распространяется на ограниченную группу российских граждан, которые ещё в начале 90-х годов 20 века поддерживали движение “Демократическую Россию” и в 1993 году – “Демократический выбор России”. Среди этих избирателей авторитет Анатолия Чубайса бесспорен. Но в более широкой социальной среде имидж Анатолия Чубайса более проблематичен. Нынешние избиратели СПС – это граждане, которые раньше голосовали не за “Демократический выбор России”, многие из них более молодые или сторонники других политических позиций. В общественном мнении имидж Анатолия Чубайса является негативным, поэтому одной из интриг выборов станет дилемма потенциальных избирателей СПС: что для них окажется важнее – его авторитет среди ветеранов демократического движения или стереотипы общественного мнения.

В любом случае появление даже сильного лидера на третьем месте в партийном списке СПС не позволит этой партии решить всех стоящих перед ней проблем. Многие сторонники либеральной идеологии воспримут такой поворот событий позитивно, считая, что Анатолий Чубайс не пойдёт в неуспешный проект. Но идеологическую проблему СПС таким образом полностью не решить. Дело в том, что в последний период партия СПС пыталась привлечь в свою поддержку сразу два противоположно ориентированных электората: избирателей вполне успешных, довольных реформами, ориентированных на рыночную экономику и предпринимательство с одной стороны, и избирателей, ориентированных на ценности правозащитного движения, всё больше становящихся в оппозицию практике государственного управления современной России.

Включение Анатолия Чубайса в первую тройку в федеральном списке партии СПС показывает выбор руководства партии на отход от идеологии правозащитников. Это формирует более ясный образ партии СПС у потенциальных избирателей, но сокращает их численность, потому что правозащитное движение в России является весьма влиятельной силой для многих граждан либеральной ориентации.

Проблема СПС и в том, что за три года эта партия лишилась своей естественной политической ниши поддержки Президента РФ с одновременной критикой правительства РФ. Сейчас эта политическая ниша занята партией “Яблоко”, а СПС из неё вытеснен. Таким образом, СПС должен в ходе предвыборной кампании найти себе новую политическую нишу. Насколько это удастся руководству СПС – покажет время, которого до выборов остаётся всё меньше. Можно утверждать, что для успеха на выборах партии СПС необходимо очень согласованно работать во всех регионах и в Москве, направив все ресурсы на достижение одной главной цели. Противоречия в руководстве партии в этой ситуации недопустимы, а они пока имеются между всеми лидерами СПС, хотя и не выносятся на публичное обсуждение.

Партия СПС борется с партией “Яблоко” за антикоммунистический, интеллигентный, образованный и городской электорат, являющийся сторонником западной системы ценностей. Объединение партий СПС и “Яблоко”, которое устроило бы таких либеральных избирателей и набрало бы примерно 15 процентов голосов на выборах депутатов Государственной Думы РФ невозможно в силу амбиций лидеров этих партий, а также в силу различий позиций постепенно расходящихся избирателей: за СПС голосуют более успешные, выигравшие в ходе реформ, а за “Яблоко” – менее успешные, скорее проигравшие в ходе реформ избиратели.

Партия “Яблоко” уже давно перестала быть правой и склоняется к социал-демократической платформе. Это теперь партия леволиберальной ориентации, университетского, интеллигентного типа, её поддерживают те, кому неприятны признаки тоталитаризма, кому хотелось бы видеть в стране свободу слова, рыночную экономику, частную инициативу. Но сторонники партии “Яблоко” оказались обделены рыночной экономикой. Они были против коммунистов и поэтому движение “Яблоко” ещё недавно относили к правым силам. Но сейчас уже партия “Яблоко” начинает конкурировать со сторонниками Сергея Глазьева. Различие в том, что сторонники Сергея Глазьева настроены на традиционалистские ценности, а сторонники Григория Явлинского, лидера партии “Яблоко”, – на либеральные и отчасти соцал-либеральные ценности. Но по экономическим приоритетам и программам предпочтения сторонников и того, и другого лидера очень близки.

Есть и некоторые чисто функциональные ограничения, которые возможную войну между партиями СПС и “Яблоко” сдерживают. Обе партии зависят от крупного капитала, а ведение открытой информационной войны между наиболее крупными партиями, получающими голоса либерального электората, противоречит политическим интересам их главных спонсоров. Но и уровень политической конкуренции между партиями СПС и “Яблоко” этим спонсорам снизить не удаётся. Выход из определённого кризиса во взаимоотношениях крупнейших российских либеральных партий может быть найден в определении и партией СПС и партией “Яблоко” своих систем ценностей и разделения электоратов на этой основе. Можно прогнозировать, что до выборов в Государственную Думу РФ этот процесс вряд ли будет завершён, поскольку он ещё фактически не начинался.

Предвыборная стратегия “Единой России”

Политический режим в России периода президентства Владимира Владимировича Путина начал формироваться после создания крупной фракции блока “Единство” на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 1999 году и формирования в ней большинства, поддерживающего нынешнего Президента РФ. Впервые за посткоммунистический период развития России исполнительная и законодательная ветви власти смогли прекратить политическое противостояние, начали сотрудничать и принимать согласованные политические и законодательные решения. Неудача на предстоящих в 2003 году выборах депутатов Государственной Думы РФ коалиции политических сил, поддерживающих Президента РФ может разрушить политический режим, построенный на постоянном сотрудничестве исполнительной и законодательной ветвей власти России.

Это сотрудничество во многом обеспечивается высоким уровнем поддержки и высоким уровнем доверия Президенту РФ в обществе. Поэтому политические силы, стремящиеся быть представленными в парламенте России, вынуждены также поддерживать Президента РФ, поскольку иначе снизится их поддержка в обществе. Особенно активно использует ресурс поддержки Президента РФ в обществе так называемая “партия власти”, т.е. политические силы полностью лояльные нынешнему режиму правления в России и стремящиеся занять все ключевые должности в руководстве страны.

Феномен такой “партии власти” появился еще в ельцинский период правления, когда в неё включались автономные от руководства страны элиты, предоставлявшие ему свои ресурсы на определённых условиях, часто не выражаемых публично. Но Президент РФ хотел бы, по-видимому, иметь в парламенте не представителей такой коалиции элит, а собственных представителей, крупную фракцию или несколько фракций, которые, обладая большинством в Государственной Думе РФ, выражали бы интересы его самого, а не интересы других политических субъектов. Но в таком случае проблемой становится обеспечение широкой поддержки избирателей политическим партиям, которые ориентируются не на их приоритеты и интересы, а на интересы Президента РФ, даже, если эти избиратели и выражают Президенту РФ доверие.

В качестве “партии власти” в течение длительного срока после прошлых парламентских выборов избирателям представлялась “Единая Россия”. Но противоречивость задач, стоящих перед этой партией не позволил ей обеспечить поддержку большинства российского общества. Несмотря на то, что большинство в течение этого периода выражало и выражает готовность голосовать за Владимира Владимировича Путина, определённая его часть не готова голосовать за “Единую Россию”. Эту главную проблему и пытается решить политическая партия “Единая Россия” и администрация Президента РФ перед началом предвыборной кампании в российский парламент 2003 года. Эта проблема для “Единой России” усугубляется тем, что её электорат имеет низкий уровень лояльности этой партии, его электоральные предпочтения сильно зависят от общественного мнения.

Опросы ВЦИОМ и ФОМ давали разные результаты готовности избирателей голосовать за политические партии, но основное соперничество перед выборами разворачивается между “Единой Россией” и КПРФ. Однако, например, по электоральному рейтингу ВЦИОМ первую половину 2003 года “Единая Россия” отставала от КПРФ, и лишь к лету ситуация выровнялась, рейтинги этих партий различаются незначительно.

Выявившаяся неспособность “Единой России” мобилизовать в свою поддержку всех избирателей, готовых поддержать Владимира Путина, заставила администрацию Президента РФ отказаться от предвыборной стратегии приведения в Государственную Думу РФ только партию “Единая Россия”. Для руководства партии “Единая Россия” эо решение было весьма неприятным, и они продолжают в меру имеющихся у них ресурсов бороться с конкурентами, также претендующими на роль “партии власти”. Но эта борьба со стороны руководства “Единой России” ограничена необходимостью в любом случае сохранить поддержку Президента РФ, потому что без этой поддержки партия может просто не пройти в Государственную Думу РФ.

Среди таких конкурентов на роль “партии власти” также происходит борьба за обеспечение поддержки Президента РФ. К таким конкурентам “Единой России” можно отнести “Народную партию”, “Партию Жизни”, “Партию возрождения России” и, возможно, некоторые другие, как, например, активно рекламируемую сейчас на телевидении и на рекламных щитах в городах и вдоль автодорог партию “Русь”. Какой в итоге сформируется коалиция “партий власти” перед парламентскими выборами пока описывать преждевременно.

Стратегия “Единой России” и администрации Президента РФ в отношении главного конкурента всех “партий власти” – КПРФ вполне понятна и довольно стандартна. Эта стратегия заключается в создании и определённой поддержке небольших новых партий, способных отобрать у КПРФ часть электората. Вполне возможно, что такую роль должна сыграть на предстоящих парламентских выборах народно-патриотическая коалиция Сергея Глазьева. Одним из признаков того, что именно такая роль отводится этой коалиции в предвыборной стратегии администрации Президента РФ, является то, что вторым её руководителем стал Дмитрий Рогозин – политик полностью лояльный Президенту РФ и никогда не принимавший участие в прокоммунистических коалициях. Конечно, Сергей Глазьев, как амбициозный политик, попытается на выборах реализовать свои цели и привести в Государственную Думу РФ фракцию, хотя бы частично реализующую его интересы. Каким в этих условиях будет результат на выборах народно-патриотической коалиции пока не ясно.

Данные социологии и прогнозы исхода выборов

По данным опроса, проведённого 23-24 августа 2003 года Фондом “Общественное мнение” (ФОМ) на всероссийской выборке объёмом 1500 респондентов в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России, проценты поддержки и отказа от поддержки среди респондентов распределяются следующим образом.

Таблица 1. Проценты ответов на следующие вопросы по данным всероссийского опроса ФОМ, проведённого 23-24 августа 2003 года.

№ п/п

Политическая партия

Если Вы примете участие в выборах в Госдуму в декабре этого года, то за какую из перечисленных партий Вы скорее всего проголосуете? (Карточка, один ответ.)

А за какие из перечисленных партий Вы не будете голосовать ни в коем случае? (Карточка, один ответ.)

1.

“Единая Россия”

22%

8%

2.

КПРФ

20%

21%

3.

ЛДПР

8%

30%

4.

СПС

5%

18%

5.

“Яблоко”

4%

19%

6.

“Народная партия”

2%

6%

7.

За другую партию

1%

 

8.

Против всех

5%

 

9.

Не стал(-а) бы участвовать в выборах

12%

 

10.

Ещё не решил(-а)

21%

 
 

Итого:

 

Результаты репрезентативного экспресс-опроса 1600 россиян, проведенного с 15 по 18 августа 2003 года Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ) в 100 населенных пунктах 40 регионов страны несколько отличаются от результатов ФОМ.

Таблица 2. Ответы респондентов на вопрос: “ЕСЛИ БЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ СОСТОЯЛИСЬ ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИИ, КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ УТВЕРЖДЕНИЙ НАИБОЛЕЕ ТОЧНО ОТРАЖАЕТ ВАШЕ НАМЕРЕНИЕ УЧАСТВОВАТЬ НА ЭТИХ ВЫБОРАХ?” по данным опроса ВЦИОМ, проведённого 15-18 августа 2003 года.

№ п/п

Варианты ответов

Проценты ответов

1.

Уверен, что не буду голосовать

16%

2.

Сомневаюсь, что буду голосовать

10%

3.

Не знаю, буду голосовать или нет

18%

4.

Скорее буду голосовать

28%

5.

Совершенно точно буду голосовать (если, конечно, до этого момента со мной ничего не случится)

26%

6.

Затруднились ответить

2%

 

Итого:

Тем респондентам, которые указали, что они скорее будут голосовать или совершенно точно будут голосовать, ВЦИОМ задал ещё один вопрос о том, за какую партию они собираются голосовать.

Таблица 3. Ответы респондентов на вопрос: “ЕСЛИ БЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ СОСТОЯЛИСЬ ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИИ, КАКУЮ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПАРТИЙ, БЛОКОВ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ?” по данным опроса ВЦИОМ, проведённого 15-18 августа 2003 года.

№ п/п

Варианты ответов

Проценты ответов

1.

КПРФ

28%

2.

“Единая Россия”

23%

3.

ЛДПР

9%

4.

“Яблоко”

6%

5.

СПС

5%

6.

Аграрная партия под руководством М. Лапшина

4%

7.

“Партия возрождения России” под руководством Г. Селезнёва

3%

8.

Экологическая партия “Зелёные” под руководством А. Панфилова

1%

9.

Народная партия РФ под руководством Г. Райкова

1%

10.

Партия пенсионеров под руководством С. Атрошенко

1%

11.

Партия “Развития предпринимательства” под руководством И. Грачёва и О. Дмитриевой

<1%

12.

“Партия жизни” под руководством С. Миронова

<1%

13.

Демократическая партия под руководством В. Жидиляева

<1%

14.

Социал-демократическая партия под руководством М. Горбачёва и К. Титова

<1%

15.

“Союз людей за образование и науку” (СЛОН) под руководством В. Игрунова

<1%

16.

Российская партия труда под руководством О. Шеина и С. Храмова

<1%

17.

Либеральная Россия под руководством В. Похмелкина

<1%

18.

“Евразийская партия – Союз патриотов России” под руководством П. Бородина и А. Ниязова

<1%

19.

Объединенная Российская партия “Русь” под руководством В. Соколова и И. Титова

<1%

20.

Другая

<1%

21.

Против всех

5%

22.

Затруднились ответить

12%

 

Итого:

100,00%

В последней Таблице 3 в строках с 11 по 20 проценты ответов респондентов меньше 1, т.е. статистически не значимы, потому что статистическая погрешность опроса находится в пределах 3,4%.

Как видно по данным ФОМ партия “Единая Россия” опережает КПРФ в электоральной поддержке, а по данным ВЦИОМ – наоборот, КПРФ опережает партию “Единая Россия”. Но различия в процентах поддержки избирателей у этих партий невелики, отчасти они связаны с различиями методик проведения опросов и подсчёта результатов, используемых ФОМ и ВЦИОМ. По данным обоих исследовательских центров различия в этих процентах близки к величине статистической погрешности, поэтому не должны интерпретироваться как доказанная закономерность. На нынешнем этапе развития политического процесса, когда ещё не объявлена дата выборов и не началась официальная предвыборная кампания, скорее всего, не следует делать прогнозов об итогах выборов, о том, какая из партий “Единая Россия” или КПРФ получит больше голосов избирателей на выборах и мест в Государственной Думе РФ. Агитация в ходе предвыборной кампании и использование других ресурсов в борьбе политических партий могут дать итоги выборов, существенно отличающиеся от результатов представленных в настоящий период опросов.

Данные ФОМ и ВЦИОМ согласованы в том, что ЛДПР, скорее всего, преодолеет пятипроцентный барьер на предстоящих парламентских выборах вместе с партиями “Единая Россия” и КПРФ, а “Яблоко”, СПС и другие партии могут и не пройти Государственную Думу РФ. Остальные политические партии имеют ещё меньше шансов преодолеть пятипроцентный барьер, именно поэтому некоторые из них вошли в народно-патриотическую коалицию Сергея Глазьева, шансы которой на предстоящих выборах депутатов Государственной Думы РФ, по-видимому, будут яснее после проведения очередных социологических опросов.

Весьма согласованы результаты опросов ФОМ и ВЦИОМ в том, что 5% респондентов собираются на предстоящих парламентских выборах голосовать против всех политических партий и блоков. Это довольно высокая доля собирающихся участвовать в голосовании, но недовольных всеми политическими партиями, не находящими среди них тех, которые можно поддержать на выборах. На предыдущих выборах депутатов Государственной Думы РФ проголосовавших против всех было всего 3,3%. Рост доли проголосовавших против всех партийных списков, если это произойдёт, продемонстрирует рост недоверия граждан к политическим партиям и к власти в целом.