Александр Кынев,

эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований

ВОЛКОВ ОСТАЕТСЯ, ЧТОБЫ УЙТИ

Президент Удмуртии уверенно идет на второй президентский срок, который будет для него последним

14 марта 2004 вместе с президентом РФ будут избраны главы исполнительной власти ряда субъектов РФ. В частности, предстоит избрать президента и Удмуртской Республике – одному из тех регионов России, политическая жизнь которого в минувшее десятилетие была наиболее бурной. Несомненным фаворитом является действующий президент Удмуртии Александр Волков, что однако не означает прекращения в регионе острой политической борьбы. При этом Удмуртия является стратегически важным регионом – это один из центров российского военно-промышленного комплекса. Помимо мощной индустрии (“Ижмаш”, “Буммаш”, ИЭМЗ “КУПОЛ”, ЧМЗ и др.), здесь существует значимая нефтедобыча (доминируют “Удмуртнефть”, входящая в состав ТНК-ВР, и активы кампании “Белкамнефть”, ныне купленной “Русснефтью” М.Гуцериева)

Муниципальные войны и “войны в Госсовете” 1990-2000 годов

Удмуртия прославилась на всю страну “муниципальными” войнами середины 1990-х между региональными и местными властями (в лице администраций Ижевска и Воткинска). Кроме того, до 2000 Удмуртия оставалась единственным субъектом РФ, который по форме правления был парламентской республикой – высшим должностым лицом был председатель Государственного Совета, избираемый депутатами Госсовета, а не населением. Исполнительной властью являлось Правительство, глава которого назначался председателем Госсовета по согласованию с Госсоветом, при этом Премьер-министр обладал несколько большими полномочиями, чем в большинстве других субъектов РФ и мог быть отстранён от должности только большинством голосов депутатов Госсовета. Такая схема предопределяла наличие двух конкурирующих за влияние руководителей республики – председателя Госсовета (сначала В.Тубылов, затем А.Волков) и председателя Правительства (снала П.Вершинин, затем Н.Ганза). Существование в 1990-2000 в УР режима парламентарной республики в сочетании с наличием в регионе ряда сильных экономических структур предопределило значительное развитие в этом регионе политических организаций, высокую степень конкурентности политической борьбы, создание системы взаимно конкурирующих развитых независимых СМИ. Постоянная борьба между различными группами региональной элиты привела к тому, что в 1993 правительство Удмуртии возглавила компромиссная и временная как казалось тогда фигура – строитель Александр Волков. Однако ему с его лидерскими и волевыми качествами (несмотря на недостаток опыта и образования) быстро удается укрепить свои позиции во властной элите. Вокруг него формируется узкая группа чиновников, которая начинает определять ситуацию в Удмуртии. Он начинает олицетворять новое поколение удмуртских лидеров, не страдающих номенклатурными комплексами и не боящихся свободно разговаривать с народом. В публичной политике А.Волков разыгрывает “оппозиционную карту”. Он выступает с критикой проводимых в стране реформ и получает частичную поддержку аграриев и коммунистов. В 1995 он избирается председателем Госсовета Удмуртии вместо В.Тубылова. Председателем правительства утверждается сторонник А.Волкова, вице-премьер по сельскому хозяйству Павел Вершинин, по национальности - удмурт. После победы А.Волкова на выборах неконсолидированная оппозиция, включающая как аграриев-удмуртов, так и городских промышленников и бизнесменов, сдается без боя. Постепенно в регионе начинает формироваться автократический режим.

Будучи жестким по стилю управления политиком А.Волков выдвигает идею построения жёсткой вертикали власти. Любопытно, что русский по национальности лидер в республике с русским доминированием пытался отчасти скопировать режим, созданный в соседних республиках с мощными национальными бюрократиями. В связи с отсутствием предпосылок для такой линии политического развития в республике начинаются конфликты. Широкий резонанс получил конфликт А.Волкова с главами муниципальных образований Ижевска и Воткинск -руководители районов и городов из всенародно избранных глав местного самоуправления превращались в назначаемых президиумом Госсовета глав администраций. Однако смещенные мэры уходить в отставку отказались и возникла ситуация двоевластия – в Ижевске работал избранный населением мэр А.Салтыков, кроме него был назначенный президиумом Госсовета и.о. мэра Питкевич. Вскоре “Удмуртское дело” рассмотрел Конституционный суд РФ. Руководство Удмуртии было вынуждено пойти на попятную. К 1999 году ситуация еще более запуталась, так как помимо мэров двух ключевых городов региона в оппозиции Волкову оказался и председатель правительства Удмуртии Павел Вершинин. Создается антиволковская коалиция П.Вершинин-А.Салтыков-Е.Одиянков-В.Тубылов, опирающаяся на поддержку широкого спектра органов местного самоуправления городов и районов и общественных организаций. Причем кандидатом в председатели Госсовета от коалиции называлась фигура популярного и не участвовавшего в конфликтах Евгения Одиянкова – депутата Госсовета, руководителя республиканского кардиоцентра, бывшего народного депутата РФ. В твет А.Волков сделал ставку на переизбрание ориентированного на него депутатского большинства, поддержку части правительства, продолжающего воспринимать его в качестве потенциального лидера, и коммунистов. Расчеты председателя Госсовета строились также на получении содействия директората крупных заводов и вовлечении в союзнические отношения крупных предпринимателей Сергея Чикурова и Виктора Хорошавцева, имеющих влияние в Ижевске. Немалые надежды руководителем республики возлагались на получение помощи от Ю.Лужкова, отделение только что созданного тогда “Отечества” А.Волков лично возглавил в Удмуртии. В итоге, именно голоса коммунистов и директоров сыграли решающую роль в победе А.Волкова на очередных выборах председателя Госсовета. Председателем правительства, в соответствии с обещанием директорату, был назначен генеральный директор ОАО "ЧМЗ"в г.Глазов Николай Ганза. 1999 год закончился для Волкова двояко: он одержал победу на выборах Госсовета, сохранил свой пост, провел лояльных себе кандидатов в Госдуму РФ по обеим одномандатным округам, но при этом “пролетел” со своей ставкой на ОВР на федеральном уровне. В этих условиях в регионе перешел к президентской форме правления – Волков на всех парсах шел к единоличному управлению Удмуртией.

Президентские выборы 2000 года

В январе 2000 контролируемый Волковым Госсовет ввел пост президента Удмуртии, 26 марта это решение утердил референдум, после чего первые президентские выборы были назначены на 15 октября 2000 года, которые проводились по однотуровой системе относительного большинства, наиболее удобной Волкову в условиях разрозненности оппозиции. По мнению местных экспертов, второй тур, независимо от фигуры соперника, был бы чреват для А.Волкова поражением.

Одновременно достаточно быстро испортились отношения А.Волкова с новым премьер-министром УР Н.Ганзой. Это произошло, несмотря на то, что за прошедший с момента назначения Н.Ганзы год, промышленность республики явно пошла на подъём. Справедливости ради, надо отметить, что этому факту, несомненно, способствовала и удачно сложившаяся конъюнктура. Возглавив правительство, Н.Ганза начал наводить порядок в делах с вертикально интегрированными компаниями, прижимать финансовую независимость отдельных экономических субъектов, пытаясь заставить соблюдать финансовую дисциплину. Это быстро привело к недовольству председателя Госсовета. Отправной точкой для возникновения напряжения между А.Волковым и Н.Ганзой стал проект по закупке республикой партии комбайнов по явно завышенной цене. Тем не менее, под давлением А.Волкова комбайны были закуплены. В то же время, этот конфликт был лишь внешним проявлением накапливавшихся противоречий между премьер-министром и председателем Госсовета.

А.Волков развернул кампанию в подконтрольных ему СМИ, обвиняя Н.Ганзу в дестабилизации обстановки в республике, политических амбициях и прочих грехах. Активно стали распространяться слухи о том, что Н.Ганза собирается покидать республику, и под занавес решил завалить все дела (что подтверждали тем, что жена Н.Ганзы большую часть времени проживает в Москве, а сын учится в США). На личном уровне А.Волков дал понять премьер-министру, что если он не будет работать в его команде, в случае победы А.Волкова на выборах, у Н.Ганзы не будет шансов найти хоть какую-нибудь работу в регионе. Есть данные о том, что по своим каналам глава Удмуртии пытался оказать влияние и на руководство Минатома России с целью усугубить положение Н.Ганзы, даже в случае его отбытия из региона. Таким образом к выборам Президента УР у Ганзы сложилась ситуация, когда ему было “нечего терять”, так как в любом случае после выборов президента предстояло формирование нового правительства и А.Волков явно не собирался вновь назначать премьером Н.Ганзу. В результате Н.Ганза принял решение об участии в выборах Президента УР. Кроме Н.Ганзы и А.Волкова в президенты из политически значимых фигур выдвинулись П.Вершинин и бывший депутат Госдумы РФ, тесно связанный с заводом ИЭМЗ “КУПОЛ” А.Солуянов.

Компания была крайне напряженной, обильно сопровождалась “черным пиаром”, выплескиванием компроматов на всех основных кандидатов. Особенностью президентских выборов в Удмуртии 2000 года можно считать то, что финансово-промышленные структуры федерального уровня не приняли активного участия в избирательном процессе. Это проявилось, например, в относительно нейтральной позиции таких экономических субъектов как “Удмуртнефть” (являющейся частью СИДАНКО) и государственного концерна “Антей”. Многие расценили их нейтралитет как поддержку А.Волкова. Так гендиректор ИЭМЗ "Купол” (входит концерн “Антей”) Ю. Шестаков был после выборов снят с должности по общему мнению за активную (и неожиданную) поддержку имевшего с ним тесные финансовые связи оппозиционного кандидата в президенты А. Солуянова. Сделанный региональными промышленниками в выбор в пользу А. Волков означал, что последний еще в начале компании обеспечил себе преобладание административных и финансовых ресурсов над другими кандидатами.

Второй важной проблемой стало для Волкова обеспечение поддержки федерального центра, отношения с которым омрачило его тесное участие в компании ОВР-1999. После думских выборов Волков предпринял ряд шагов с целью сблизиться с Путиным, была даже предпринята попытка создания под эгидой Волкова избирательного штаба Путина в республике. Другой штаб был создан лояльным к Волкову главой “Белкамнефти” В.Хорошавцевым, лидером фракции “Единство” в Госсовете УР. А.Волков также активно поддержал путинские законопроекты по реформированию Совета Федерации РФ. В целом Волкову удалось обеспечить себе лояльное, и даже покровительственное отношение центра к своей кандидатуре. Федеральным инспектором по УР был назначен молодой вице-премьер Правительства УР Сергей Чикуров, который к этому времени воспринимался в республике как человек, играющий на стороне Волкова. С.Чикуров также открыто поддерживал А.Волкова, наконец публично о поддержке кандидатуры председателя Госсовета заявил и полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе С.Кириенко, который тем самым был вынужден занять позицию, противоположную мнению удмуртского СПС.

Проблема разрушения образа Волкова, как политика, несущего ответственность за плачевное положение экономики республики, решалась путем акцентирования внимания электората на положительных аспектах хозяйственного развития Удмуртии, имевших место в последние перед выборами месяцы 2000 года Наметившиеся сдвиги оценивались при этом как начало кардинального перелома в экономике региона, который необходимо закрепить политической стабильностью. Следует заметить, что подобные оценки как бы “вписывали” Волкова в контекст “линии Путина” на уровне России. В ходе компании А.Волков фигурировал как “державник”, как сторонник сохранения “социальной сферы”, возрождения крупной промышленности в Удмуртии (прежде всего ВПК) и укрепления “вертикали власти” в стране. Н.Ганза уже в силу своей должности, и особенно в контексте “оживления” экономики республики в период своего короткого премьерства, “подавался” как эффективный хозяйственник, менеджер на службе республики (своего рода “государственный капитализм”). П. Вершинин избрал имидж “земляка”, противопоставляемый образам “чужака” Волкова (тридцатилетний стаж проживания в республике) и Ганзы (пятилетний стаж).

Властями Удмуртии был организован активный силовой нажим против конкурентов Волкова, в частности знаменитой стала история с недопуском в предвыборной телеэфир Н.Ганзы. Снят с выборов за якобы недостоверные подписи был кандидат А.Солуянов, по его жалобе 5 сентября Верховный Суд УР отменил пункт постановления избиркома, которым подписи в поддержку Солуянов отправлялись на дополнительную проверку в МВД УР, в конце концов избирательная комиссия была вынуждена восстановить А.В.Солуянова в качестве кандидата в президенты.

На руку Волкову играла разобщенность оппозиции. Если бы “ижевская” и “южная” оппозиционные группы смогли бы объединиться, результат выборов мог бы быть иным. Попытки объединения П.Вершинина (кандидата от “южной группы”) и Н.Ганзы (поддержанного Ижевском) в ходе избирательной компании все-таки имели место, П.Вершинин даже публично заявлял в самый разгар избирательной компании о своей готовности при определенных обстоятельствах возглавить штаб Ганзы, но политический альянс все же не состоялся.

Главной мишенью контрагитационной компании Волкова стал Н.Ганза, который в итоге голосования занял лишь третье место, отняла голоса Ганзы в городах и крайне агрессивная предвыборная компания А.Солуянова, который по признанию членов руководства его избирательной компании истратил на выборы около 5 миллионов долларов. К борьбе с Волковым были подключены и центральные телеканалы, но это не помогло. В результате голосования он получил свыше 37% голосов проголосовавших избирателей и стал Президентом УР, самым неожиданным стало третье место Н.Ганзы, едва обошедшего занявшего четвертую строчку А.Солуянова.

Выживший несмотря ни на что. Политический расклад в регионе 2000-2004

Таким образом антиволковская оппозиция в 2000 потерпела полное поражение. Н.Ганза покинул республику, фактически потерял политические перспективы А.Солуянов. Новым Председателем Правительства УР стал Юрий Питкевич, традиционно лояльный Волкову и работавший первым заместителем Председателя Правительства, председателем Государственного Совета в антитезу удмурту Вершинину был избран мэр родной для Вершинина Можги Игорь Семенов, тоже удмурт по национальности, но лояльный Волкову. Однако “полная победа” Волкова оказалась с горчинкой, вскоре после выборов стало известно о тяжелой болезни Волкова и его отбытие на лечение заграницу. Пользуясь отсутствием президента УР активно начал играть свою игру ставший не без его поддержки главным федеральным инспектором по УР бывший вице-премьер Правительства УР и известный местный бизнесмен Сергей Чикуров. Возникла явная связка Чикурова с мэром Ижевска А.Салтыковым, у которого весной 2002 заканчивался второй срок на посту мэра и шансы которого на новое избрание эксперты оценивали очень скептически. Перед Салтыковым стояла явная проблема поиска своей дальнейшей судьбы и Чикуровым был найден ход, устроивший как самого Салтыкова, так и значительную часть региональной элиты – Госсовет при активном участии Чикурова избрал Салтыкова членом Совета Федерации РФ, соответственно освободился пост мэра Ижевска и были назначены досрочные выборы, к которым Чикуров активно готовится при фактической поддержке Салтыкова. Его избрание на этот пост давало ему хорошую площадку для борьбы за пост президента Удмуртии. И.о. мэра Ижевска стал вице-мэр и бывший представитель президента В.Балакин. При этом фактический уход Салтыкова на федеральный уровень выгоден и Волкову (“с глаз долой”), и городской элите, в которой из-за многолетнего пребывания Салтыкова на посту мэра возникла “карьерная пробка”.

Тем временем весной 2001 к активной политический жизни подключился и сам А.Волков, которого много уже списали со счетов и планировали досрочные выборы президента УР. Волков стал активно “наводить порядок” в элите, так он фактически инициировал отставку мэра Сарапула Р.Берга и отставки глав четырех районных администраций, рассчитывая заменить их на более лояльных себе людей. Затем Волков занялся и выборами мэра Ижевска, были проведены явные переговоры с полпредом президента в ПФО С.Кириенко. После чего на неизвестных условиях С.Чикуров снял свою кандидатуру с выборов мэра и вскоре практически исчез из региональной политики, занимаясь ныне бизнесом в Нижнем Новгороде в структурах, близких к аппарату полномочного представителя президента. На фактически безальтернативных мэрских выборах мэром был избран заявивший о лояльности Волкову бывший оппозиционер В.Балакин. В Воткинске выборы мэра проиграл еще один давний противник Волкова В.Фридрих.

Таким образом к 2002 Волков добился ликвидации остатков сопротивления в региональной элите, взяв под контроль два важнейших города, из региональной политикпушли его злейшие враги – А.Салтыков, С.Чикуров, Н.Ганза. Еще более укрепили позиции Волкова новые выборы Госсовета 6 апреля 2003 году, на которых кандидаты объявленные представителями “Единой России” заняли не менее 51 места из 100 (фактически это была новая вывеска представителей местной хозяйственной элиты, ранее именовавшихся движением “Удмуртия” и ОВР). Не исключено что это было ему дозволено в обмен на уступки перед внешним капиталом – во всяком случае с усилением политической власти Волкова в регионе происходит явное ее экономическое ослабление – в Удмуртию начинают активно проникать финансово-промышленные группы, многие “нижегородского” и “самарского” происхождения.

Так около двух лет назад в регион начала активно внедряться группа "СОК" из Самары. Ей приглянулся Ижевский автомобильный завод, фактически находившийся под контролем местного криминалитета. "СОКу" не просто удалось вытеснить от туда ижевские группировки, но и фактически получить полный контроль над предприятием. Каким образом, становиться ясно при изучении списка директоров "соковских структур", созданных при заводе. Глава одной из них ООО "Автошанс" не кто иной, как сын руководителя УФСБ по Удмурсткой республике Михаил Арзамасцев.

В конце 2002 года Министерство природных ресурсов РФ решило отозвать все лицензии на пользование недрами у второй по объемам добычи нефтяной компании в Удмуртии - ОАО Белкамнефть. В это же время на региональных полосах Российской газеты, издающихся в ПФО, на коммерческих правах выходят две статьи, направленные на дискредитацию регионального руководства в целом и главы Белкамнефтиблизкого к Волкову Виктора Хорошавцева в частности. В свое время “Белкамнефть” была создана властями Удмуртии совместно с “Башнефтью” в июне 1996 с целью ослабить позиции “Удмуртнефти”. Кстати, местная нефть поступала для переработки на московский НПЗ. “Накаты” на “Белкамнефть” в сочетании с объекивными трудностями компании привели к вынужденной продаже компании. Вначале она перешла под контроль АФК “Система”, а в 2003 году оказалась в составе новой нефтяной кампании “Русснефть”, созданной Михаилом Гуцериевым.

Изменилось и положение ранее довольно самостоятельной “Удмуртнефти”, которая стала частью ТНК-ВР с ее новым менеджментом.

В целом для Удмуртии характерно формирование сегментов политической элиты по территориально-отраслевому принципу. Традиционным является наличие “промышленной”, “аграрной”, “нефтяной” групп. Территориальный критерий конкретизирует “отраслевой”, здесь следует выделить “прикамскую группу” (Сарапульский, Каракулинский, Камбарский районы - нефтеносные “русские” районы), “ижевско-воткинскую” группу, “южную” группу (Алнашский, Кизнерский, Можгинский, Малопургинский районы - аграрные “удмуртские” районы), “северную” группу (Дебесский, Глазовский, Ярский, Балезинский районы). Причем территориальное размежевание характерно даже для внутри ряда собственно политических структур (ижевская, сарапульская, глазовская группы внутри региональной организации ЛДПР, похожие размежевания внутри КПРФ и т.д.), часто территориальная принадлежность оказывается более значимой, чем формально-политическая. Во многом именно выходцы из северных районов составляют административное ядро современной "партии власти" (и президент УР А.Волков, и премьер-министр Ю.Питкевич из Глазова, так же как и многие люди из окружения), которая также опирается на “прикамскую группу”. Северо-восточные районы и центральные УР служат опорой “Удмуртнефти”, которая во многом обозначает себя как самостоятельная сила, в целом лояльная нынешней удмуртской власти. Часто в регионе используют термины "волковская группа", "северная группа" и "глазовская группа" как синонимы. Традиционно оппозиционной названным группам является ижевско-воткинская группа (которую в 1996-2000 символизировали А.Салтыков и В.Фридрих), а в последние годы также “южная” удмуртская аграрная группа во главе с В.Тубыловым и П.Вершининым. Существование этих условных групп не означает наличия неких “кланов” в политической элите республики, а лишь объясняет факторы, наиболее значимые при формировании неформальных объединений во властных институтах и в региональной политической элите. Так по этому территориально-отраслевому делению хорошо видно, что А.Волков, во-первых русский, во-вторых строитель (промышленная группа), в третьих - выходец из северного Глазова.

Выборы президента 14 марта 2004 года

Описанное выше внедрение в регион “нижегородских” и “самарских” несомненно стало размывать политико-экономический фундамент Волкова и его группы. Возможно именно опасения потерять регион под натиском чужаков и привело к решению провести досрочные президентские выборы 14 марта 2004 – почти на полгода раньше срока. Это конечно в определенном роде смешало карты противникам Волкова, но тем не менее роль сил, близких к полпреду президента в ПФО, в кампании более чем ощутима.

Несомненный фаворит – Александр Волков. Главная его проблема – на этот рах выборы пройдут в два тура, а его устойчивая база по мнению аналитиков, не дотягивает до 50% и антирейтинг довольно высок. Поэтому вероятность второго тура велика, а в нем, как показывает опыт ряда губернаторских выборов, возможно всякое.

Несомненно, Волков является яркой и неординарной личностью. Он удивительно быстро продуцирует вокруг себя конфликты, в тоже время обладает способностью интегрировать и сплачивать вокруг себя команды. А.Волкова трудно назвать сильным аппаратным игроком, но его отличают напористость и решительность, характер А.Волкова довольно конфликтный, он часто срывается, допускает противоречивые, поспешные действия, довольно импульсивен. Он не склонен к поиску политических компромиссов, амбициозен и не терпит альтернативных взглядов. Волкова отличает энергичность и редкая “политическая живучесть” - в целом ряде ситуаций, когда все предрекали ему поражение, он концентрацией усилий добивался победы (так в феврале 1999 практически все местные аналитики предрекали поражение его команды на выборах в Госсовет, однако в итоге победил Волков и его ставленники). В тоже время за период руководства регионом некоторые черты характера Волкова несколько сгладились, он стал более склонен к компромиссам и уступкам. По всей видимости сильное воздействие на А.Волкова оказала его болезнь (точный диагноз неизвестен, во всяком случае он несколько месяцев лечился за границей, ему делали химиотерапию, что привело к выпадению волос на голове). О болезни Волкова стало известно почти сразу после выборов, несомненно, что участвуя в компании, Волков знал о своем заболевании, но его команде удалось скрыть эту информацию от конкурентов. С ноября 2000 президент исчезает из поля зрения, его имя лишь называется в сообщениях пресс-службы, вместо него же показывают архивные кадры, старые записи и т.д. Насколько известно, он проходил очень дорогое лечение за рубежом, причем найти врачей оказалось непросто, так как браться за столь сложный случай отваживались немногие. Когда в 2001 он появляется на публике, становится очевидно, что он не в очень удачном парике, вскоре парик меняют, но разговоры и сплетни не умолкают, после чего президент идет на смелый шаг – снимает парик и демонстрирует свою явно изменившуюся шевелюру (едва отрастающие короткие волосы). Этим мужественным шагом он как бы показал что не намерен сдаваться и полон сил и желания бороться за власть. В последние годы он демонстрирует прекрасную физическую форму - бодр, энергичен (хотя известно, что болезнь неизлечима и ему нужно периодически проходить лечение). Учитывая волю Волкова к власти и к жизни, можно прогнозировать что он еще длительное воемя будет сильным игроком в удмуртской политике.

Волков формировал вокруг себя определённую команду, в которую в разное время входили не только государственные чиновники, но и местные бизнесмены. Для своих приближённых А.Волков по свидетельству многих местных наблюдателей создаёт систему преференций в бизнесе и распределении республиканских заказов. Те в свою очередь, также не остаются в долгу. Вообще А.Волков не забывает ни содействия, ни противодействия себе. Своих приближённых он щедро одаривает всевозможными благами, так же как и не стесняется в методах борьбы со своими противниками, вплоть до возбуждения сфабрикованных уголовных дел и шантажа. Одновременно, для продвижения собственных экономических и политических интересов, А.Волков повсеместно внедряет своих людей. Одним из инструментов для консолидации значительной части региональной политической элиты стала кадровая политика Волкова. Он сумел восстановить нечто вроде правил номенклатурного перемещения кадров. Политик, участвовавший в избирательной кампании, например в Госсовет, в лагере Александра Волкова, но не прошедший в региональную легислатуру, определялся на какую-нибудь престижную и хорошо оплачиваемую должность вплоть до бизнес-структур или промышленных предприятий. Был создан своеобразный региональный кадровый резерв. Надо отметить и то, что в распределении портфелей могли участвовать и некоторые представители проигравшей оппозиции.

Знамя главного конкурента Волкова на президентских выборах на этот раз в руках его давнего противника Евгения Одиянкова, ныне главврача 3-й клинической больницы, что интересно, кандидатом в президенты зарегистрирован родной брат Евгения Одиянкова Юрий, директор страховой компания "Астра", видимо имеющий целью своим участием помочь брату. Показательно, что только Волков и Одиянков зарегистрированы по подписям, а остальные семь кандидатов (всего зарегистрировано 9 человек) внесли избирательный залог в размере 150 тысяч рублей. Также зарегистрированы главврач 8-й медсанчасти Алексей Чуршин (с явной целью отобрать голоса у Одиянкова), председатель комиссии по законности Госсовета Удмуртии Михаил Кокорин (также явно вспомогательный кандидат Волкова, имеющий целью вести контркампанию против конкурентов действующего президента), заместитель директора предприятия "Экономический центр" Михаил Афанасьев из Москвы, заместитель директора Сочинского филиала Российского университета дружбы народов Алексей Штыков, неработающий Далгат Далгатов и неработающий Сергей Клетенков.

Одиянков фактически раньше всех начал свою предвыборную кампанию (билборды с его изображением в Ижевске появились еще минувшим летом). Кампания старшего Одиянкова выстроена достаточно последовательно. В ней нет ярких и неожиданных ходов, но модные сюжеты, типа 'природной ренты, отрабатываются вполне профессионально. Словом, можно говорить о работе специально приглашенной команды, пусть и не первого ряда.
Об этом свидетельствует и появление на выборах в Удмуртии иногородних кандидатов. Между некоторыми из них обнаруживаются весьма любопытные взаимосвязи. Например, в документах, поданных в Избирком, у безработных Сергея Клетенкова и Далгата Далгатова указаны одни и те же контактные телефоны. Именно эти два кандидата терзают жалобами избирательный штаб Волкова.

Непонятно участие в выборах москвича Афанасьева и сочинца Штыкова. Объединяет их тот факт, что оба они являются уроженцами Удмуртии, добившимися определенного жизненного успеха за ее пределами. Из них наиболее значимым ресурсом обладает Афанасьев.

Вполне возможно, что одной из целей оппонентов Александра Волкова (и, не исключено, аппарата полпреда президента в ПФО) является не победа, а нанесение ему максимального политического и морального ущерба. В этом случае наверняка может быть поднята абсолютно табуированная в республике тема здоровья президента. Так или иначе, нынешние выборы кажутся скучными и безнадежными, только если их конечным результатом считать 14 марта. Но очевидно, что это только первый этап неизбежного в ближайшее время обновления региональной политической элиты. Роль внешних игроков растет и возможности Волкова объективно снижаются. Образно говоря, Волков избрается для того, чтобы потом неизбежно уйти.

Политическая система Удмуртии отличается крайней подвижностью, каждый из ее основных сегментов очень мобилен. Все основные политические и экономические фигуры отличаются крайним прагматизмом, даже вступая в альянсы, они сохраняют свою независимость и не прекращают взаимоотношений с теми сегментами, в оппозиции к которым находятся (чему пример и АСПЭК Хорошавцева, и “Удмуртнефть” Е.Богомольного, так Чикуров спокойно начинал как независимый бизнесмен, затем находился в альянсе с Волковым, затем ему противостоял и сейчас играет в команде Кириенко, но не будет ничего удивительного, если завтра их интересы снова совпадут; Балакин как представитель президента активно работал против Волкова, но затем при его поддержке стал мэром Ижевска; Хорошавцев находясь в альянсе в Волковым, содержит антиволковскую газету “День” и т.д.). Учитывая это обстоятельство, можно лишь контстатировать, что в регионе в ближайшее время возможны любые альянсы и союзы.