Неделя посещений отделений милиции/полицейских участков

29 октября – 4 ноября 2006 г.

Отчет о результатах проекта в Российской Федерации

Содержание:

1. Резюме

2. Обоснование необходимости проекта

3. Какие участки/отделения участвовали в проекте?

4. Кто выступил в роли посетителей участков/отделений?

5. Каким образом собирались данные об оценке и подсчитывались баллы?

6. Какие отделения/участки набрали наиболее количество баллов?

7. Какие удачные примеры работы милиции/полиции были обнаружены в ходе реализации проекта? (желательно для национального отчета, обязательно для регионального)

Примечание по поводу распространения: национальный отчет будет распространяться в одном и том же виде всем заинтересованным лицам, в нем не будет информации о баллах, выставленных конкретным отделениям/участкам. Но к нему будут прилагаться сопроводительные письма для каждого лидера команды посетителей и начальника отделения. В таком письме указывается общая сумма баллов, набранная отделением, и суммы баллов по каждому из пяти показателей. Это будет средний балл, выставленный всеми посетителями. Если отделение посетило несколько команд, то средний балл будет складываться из баллов, выставленных всеми этими командами (эта же информация будет предоставлена лидерам команд, посетивших отделение). В сопроводительном письме баллы, выставленные отделению (общий балл и суммы по пяти показателям) будут сопоставлены с наибольшим и средним баллом по стране. Если отделение вошло в тройку лучших по стране, в сопроводительном письме должна быть информация об этом, а также о том, каким образом отделение сможет получить свою награду и сертификат и т.п. Кроме того, в сопроводительном письме следует указать, что в ближайшее время все баллы будут сопоставлены с баллами, выставленными по региону, и будет подготовлен региональный отчет, в который войдет информация об опыте работы лучших отделений/участков региона.

1.

Резюме

В течение недели с 29 октября по 4 ноября с.г. более тысячи людей посетили более 400 отделений милиции/полицейских участков в 24 странах мира. Это уникальное мировое событие – неделя посещений отделений милиции/полицейских участков – было организовано с целью оценки уровня социальной ориентированности правоохранительной деятельности, выявления случаев наиболее успешной работы милиции/полиции с населением и, в конечном итоге, усиления подотчетности милиции местному населению, с которым работает.

В Российской Федерации посещения были организованы Коми Правозащитной комиссией “Мемориал” (председатель Игорь Сажин), Южно-сибирским правозащитным центром (председатель Максим Бурмицкий), Общественная организация “Республика Чувашия” (руководитель Алексей Глухов), общественная организация Читинский Правозащитный Центр” руководитель Черкасов Виталий), Правозащитный центр Казани (руководитель Игорь Шолохов), Санкт-Птербургская правозащитная организация “Гражданский контроль” (Руководитель Пустынцев Б.П.), общественная организация “Свобода воли” (руководитель Химаныч Владимир), правозащитники из г. Самара Лашманкин Александр в сотрудничестве с ГУВД по г.Москве, ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, МВД Республики Чувашия, МВД республики Татрстан, ГУВД г.Новокузнецка, ГУВД г.Чита, ГУВД г.Самара при содействии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Лукина В.П. и Регионального общественного фонда “Информатика для демократии” (фонда ИНДЕМ), члена международного альянса общественных организаций Альтус.

Посещения проводились в 8 регионах: Республики Коми(г.Сыктывкар), Самарской области (г.Самара), Читинской области (г.Чита), Республике Чувашия (г.Чебоксары, г.Новочебоксарск, г.Канаш), Республике Татарстан (г.Казань) г.Санкт-Петербург и г. Москва.

Основная масса посетителей – это студенты юридических факультетов Университетов, а также сотрудники общественных организаций. Спиок отделений былсогласован заранее с руководством МВД во всех регионах, за исключением Республики Коми, где посещения носили незапланированных характер.

Посетители отделений/участков использовали специальный инструментарий, порядок применения которого одинаков во всех странах-участниках проекта. Сразу после посещения участники проекта отвечали на ряд вопросов о том, что они видели во время посещения, эта информация собиралась с помощью Интернета. Альтус собрал баллы, выставленные каждым посетителем, и на их основе определил общий средний балл каждого отделения/участка, а также средние баллы, набранные каждым отделением/участком по пяти показателям: ориентация на оказание помощи гражданам, материально-технические условия, равное отношение к гражданам независимо от их статуса, подотчетность обществу, условия содержания задержанных.

Из всех отделений, которые приняли участие в проекте в РФ, наибольшее количество баллов набрали следующие отделения милиции Канашское РОВД, Канашский ГОВД, Калиниское РОВД (перечислите их, желательно указать и Ф.И.О. начальника). Из всех отделений, которые приняли участие в проекте, наибольшее число баллов в категории “ориентация на оказание помощи гражданам” набрало отделение Канашский ГОВД, в категории “материально-технические условия” - та Канашский ГОВД , в категории “равное отношение к гражданам независимо от их статуса” - ОВД района Арбат, “подотчетность обществу” - Канашский ГОВД, “условия содержания задержанных” -РОВД Куйбышевского района г.Новокузнецка.

Данные о баллах, полученных этими отделениями, и отчеты об их посещениях в ближайшее время будут сопоставлены с подобной информацией по региону, анализ этой информации будет представлен в региональном отчете. Эти отчеты могут быть использованы правоохранительными органами и институтами гражданского общества как основа для обсуждения успешной практики работы милиции с населением. Это даст возможность распространять полезный опыт, улучшить взаимоотношения милиции и населения, усилить подотчетность милиции гражданам, с которыми работает.

 

 

2. Обоснование необходимости проекта

Правоохранительная деятельность претерпевает изменения во всем мире. На всех континентах работа лучших полицейских участков/отделений милиции становится более профессиональной, более эффективной с точки зрения борьбы с преступностью и более человечной в отношениях с гражданами. В результате этих изменений полиция становится также более подотчетной обществу по трем вышеуказанным показателям своей деятельности: профессионализму, эффективности и соблюдению прав человека.

Проект “Неделя посещений отделений милиции/полицейских участков” призван усилить подотчетность полиции/милиции населению, которое она обслуживает. В ходе впервые в этом году проводимого события (которое, возможно, станет ежегодным) более тысячи человек посетили более 400 полицейских участков/отделений милиции в 24 странах мира. При осуществлении посещения они руководствовались единым инструментом – анкетой посетителя и инструкцией к ней, которые были разработаны Альтусом и переведены на 17 языков. Инструмент этот содержит систему оценки, позволяющую выставить баллы посещаемому участку/отделению, ответив на 20 вопросов анкеты, объединенных в пять разделов: ориентация на оказание помощи гражданам, материально-технические условия, равное отношение к гражданам независимо от их статуса, подотчетность обществу, условия содержания задержанных.

С помощью подобного инструмента участники проекта имели возможность заявить личную оценку работы местных отделений милиции/полицейских участков на национальном, региональном и международном уровнях.

Через отделение милиции/полицейский участок ежедневно проходят сотни самых разных людей, и их пребывание там (даже кратковременное, в течение часа, например) дает им возможность составить определенное мнение о том, насколько хорошо организована работа отделения/участка с точки зрения взаимоотношений с гражданами. Однако до настоящего момента отсутствовал доступный и простой в обращении инструмент, позволяющий немедленно зафиксировать и проанализировать подобные впечатления.

Взяв на вооружения примеры подобных посещений в сферах образования и промышленности, Альтус разработал анкету посетителя полицейского участка/отделения милиции и инструкцию к ней, позволяющие определить степень социальной ориентированности отделения/участка. В будущем, изменения к лучшему в работе принявших участие в проекте отделений/участков могут быть отслежены с помощью повторных посещений, проводимых теми же или другими посетителями.

Для правоохранительных органов участие в проекте может быть полезно тем, что продемонстрирует обществу их готовность к выявлению проблемных мест в их работе и усовершенствованию деятельности отделений милиции/полицейских участков, что, в конечном итоге, повысит открытость правоохранительной системы. Более того, участие в проекте позволит правоохранительным органам на местах получить большее признание обществом, повысить поддержку и доверие со стороны местного населения.

Для институтов гражданского общества и местного населения участие в проекте позволит расширить диалог с правоохранительными органами. Местные организации, НКО и представители других институтов гражданского общества могут организовать посещения отделений милиции/полицейских участков, чтобы больше узнать об их ежедневной работе и выявить проблемные места, которые затрудняют взаимодействие милиции/полиции и населения.

Кроме того, проект задумывался с целью выявления примеров успешной работы в каждой из участвующих в проекте стран. И правоохранительные органы, и органы государственной власти, и институты гражданского общества в результате осуществления проекта смогут познакомиться с примерами успешной работы, которые могут распространяться и перениматься.

Вопросы анкеты базировались на большом числе международных стандартов и соглашений в сфере правоохранительной деятельности, в особенности по вопросам соблюдения прав человека и подотчетности полиции/милиции обществу. Но ответы на эти вопросы в каждой стране будут основываться на местных впечатлениях и мнениях. Поэтому можно сказать, что проект организован с целью преодоления разрыва между реалиями работы местных правоохранительных органов и общими принципами в сфере соблюдения прав человека и соответствующими стандартами, которые приняты в большинстве стран мира. С анкетой и инструкцией к ней можно ознакомиться на веб-сайте Альтуса: www.altus.org.

3.

Какие отделения милиции/полицейские участки приняли участие в проекте?

Заблаговременно до начала проекта директор ассоциации общественных организаций Альтус обратился с письмом к Министру Внутренних Дел РФ с просьбой разрешить реализацию проекта на территории РФ. Письмо было передано Министру Внутренних Дел при содействии Уполномоченного по правам человека в РФ, который отметил также что “проект “Неделя посещений отделений милиции” позволит существенно повысить уровень доверия граждан правоохранительным органам, будет способствовать формированию положительного имиджа российской милиции, а также внесет свой вклад в дело повышения уровня общественной безопасности в целом”. В регионы были также направлены письма Уполномоченного по правам человека к руководству МВД с просьбой поддержать проект “Неделя посещений отделений милиции”.

К сожалению в результате прохождения письма по инстанциям, до адресата оно дошло с опозданием и посещения пришлось согласовывать на местах. Наиболее благоприятно ситуация сложилась в Читинской области, где заблаговременно до начала проведения акции был сделан письменный запрос начальнику УВД Читинской области о возможности участия УВД и ЧПЦ в международном проекте.

После получения положительного ответа был составлен план посещения отделов(отделений) милиции, копия плана была передана в УВД. Проявив заинтересованность, руководство УВД оказали помощь в проведении визитирования. Также достаточно благоприятно обстоятельства сложились в Казани, где по словам координатора проекта Игоря Шолохова “понимание необходимости проведения такой акции со стороны руководства МВД Татарстана было полным, или почти полным”.

В Санкт-Петербурге была разослана телеграмма за подписью зам. начальника ГУВД генерал-майора милиции Донова о создании благоприятных условий для посещения.

В Москве посещения были согласованы и проходили при участии сотрудников ГУВД Москвы. В остальных регионах согласование проходило в несколько этапов и было сопряжено со многими трудностями. На проведение посещений не было получено разрешение от руководства МВД Республики Коми, поэтому посещения в данном регионе носили незапланированный характер.

Отсутствие одобрения со стороны Министерства Внутренних Дел РФ стало серьезным препятствием для реализации проекта в Кемеровской области, где разрешение УВД так и не было получено. В одном месте
руководства не было на месте - там нам все любезно показал дежурный
прапорщик, а в другом долго мялись, но все таки решились.

 

 

Всего в проекте приняли участие 39 отделов (управлений, отделений) милиции в 8 регионах РФ:

В городе Чита: Центральный РОВД, Ингодинский РОВД, Железнодорожный РОВД, Черновский РОВД, Читинский РОВД, Сосоновоборское ОМ, Кадалинское ОМ, Домнинское ОМ.

В Республике Татрстан (г. Казань): ОМ "Юдино" Кировского РОВД, ОМ "Янеево" Вахитовского РОВД, ОМ "Советское РОВД ,Дальний" Приволжского РОВД ,Московское РОВД.

В городе Санкт-Петребург: Отделение милиции № 84 Красносельского района Санкт-Петербурга,

77 отделение милиции Адмиралтейского района, 17 о/м Калининского района,

64 о/м Кировского района , 51 о/м Московского района.

В городе Москва: ОВД "Чертаново Центральное",ОВД "Выхино", ОВД КИТАЙ-ГОРОД Ильинка ул., 3/8, ОВД "Якиманка", ОВД района Арбат.

В Республике Коми (г.Сыктывкар): Эжвинский районный отдел, Лесозаводской опорный пункт, Краснозатонский опорный пункт, Советский опорный пункт охраны правопорядка, Печорский опорный пункт милиции, Центральный опорный пункт милиции.

В республике Чувашия : Новочебоксарский ГОВД (г.Новочебоксары), Канашское РОВД (село Шихазаны), Канашский ГОВД (г.Канаш), Калиниское РОВД (г.Чебоксары).

В городе Самара: РОВД Ленинского района, РОВД Октябрьского района, 15 отд.Кировского района, РОВД Промышленного района.

В городе Новокузнецк: РОВД Центрального г.Новокузнецка, РОВД Куйбышевского районов г.Новокузнецка.

 

 

 

 

 

Социально-экономическая ситуация в целом в Чите и Читинском районе сложная, большинство промышленных предприятий прекратили свое существование либо работают не в полную мощность. В области широко развита подпольная спиртоторговля и нелегальная вырубка леса. Происходит естественная убыль населения за счет повышенной смертности и миграции в более благоприятные регионы. Большая доля населения, проживающая в Читинском районе, находится за чертой бедности.

Данный проект – это уже не первый случай взаимодействия граждан и милиции в Читинской области. 26.08.05г. было подписано совместное Соглашение о взаимодействии между Читинским правозащитным центром и УВД Читинской области в вопросах соблюдения и восстановления нарушений прав и свобод человека. C этого времени проведен ряд совместных акций как на региональном, так и на межрегиональном уровнях (совместно с ассоциацией “АГОРА”, Казанским правозащитным центром) по вопросам соблюдения сотрудниками милиции прав человека. На сегодняшний день руководство УВД демонстрирует обществу открытость и разумную прозрачность, чего не скажешь о других региональных госструктурах.

В ходе подписания соглашения о сотрудничестве с читинскими правозащитниками начальник УВД Читинской области генерал-майор милиции Александр Обухов особо отметил, что он обеспокоен невысоким уровнем доверия населения области к правоохранительным органам и искренне желает изменить ситуацию в лучшую сторону.

 

 

В Республике Татрстан (г. Казань): ОМ "Юдино" Кировского РОВД, ОМ "Янеево" Вахитовского РОВД, ОМ "Советское РОВД ,Дальний" Приволжского РОВД ,Московское РОВД.

Посещения были согласованы с МВД и сам проект и некоторые частные моменты, а также конкретные подразделения МВД и люди, которые буду проводить посещения. На уровне МВД никакого непонимания целей и задач проекта не было. На уровне УВД города, поскольку все подразделения находятся именно в Казани, осталось только согласование технических вопросов. Понимание необходимости проведения такой акции со стороны руководства МВД Татарстана было полным, или почти полным.

 

В городе Санкт-Петребург: Отделение милиции № 84 Красносельского района Санкт-Петербурга,

77 отделение милиции Адмиралтейского района, 17 о/м Калининского района,

64 о/м Кировского района , 51 о/м Московского района.

Была разослана телеграмма за подписью зам. начальника ГУВД генерал-майора милиции Донова о создании благоприятных условий для посещения

 

 

В городе Москва: ОВД "Чертаново Центральное",ОВД "Выхино", ОВД КИТАЙ-ГОРОД Ильинка ул., 3/8, ОВД "Якиманка", ОВД района Арбат.

Посещения были согласованы и проходили при участии сотрудников ГУВД по г.Москва, а также начльника инспекции по личному составу, а также члена Общественного Совета при ГУВД г.Москвы.

В Республике Коми (г.Сыктывкар): Эжвинский районный отдел, Лесозаводской опорный пункт, Краснозатонский опорный пункт, Советский опорный пункт охраны правопорядка, Печорский опорный пункт милиции, Центральный опорный пункт милиции.

На проведение посещений не было получено разрешение от руководства МВД Республики Коми.

В республике Чувашия : Новочебоксарский ГОВД (г.Новочебоксары), Канашское РОВД (село Шихазаны), Канашский ГОВД (г.Канаш), Калиниское РОВД (г.Чебоксары).

Посещения проводились при участии начальника РОВД.

 

В городе Самара: РОВД Ленинского района, РОВД Октябрьского района, 15 отд.Кировского района, РОВД Промышленного района.

В городе Новокузнецк: РОВД Центрального г.Новокузнецка, РОВД Куйбышевского районов г.Новокузнецка.

Отсутствие одобрения со стороны Министерства Внутренних Дел РФ стало серьезнм припятствием для реализации проекта в Кемеровской области. Мы и в Новокузнецке взяли наскоком, т.к. разрешения УВД так и не дождались. В одном месте
руковдства не было на месте - там нам все любезно показал дежурный
праворщик, а в другм долго мялись, но все таки решились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

· каким образом было получено разрешение на проведение проекта в правоохранительных органах;

· число, название, местонахождение отделений/участков, которые участвовали в проекте;

· особенности социальной среды, которая обслуживается отделениями, принявшими участие в проекте, - уровень преступности, уровень достатка, существуют ли какие-либо предприятия мелкого, среднего бизнеса, крупные предприятия, наличие меньшинств, социально уязвимых групп населения и т.д.

· последняя информация о развитии отношений между населением и милицией, включая примеры каких-либо местных инициатив в области совместной работы, отчеты контрольных органов о положении в области взаимоотношений милиции и населения и т.д.

В этом разделе можно привести цитаты руководства правоохранительных органов на тему: “почему они согласились участвовать в этом проекте”.

Каким образом собирались данные об оценке и подсчитывались баллы?

До посещения территориальных подразделений полиции координатор проекта BAAF в Латвии совместно с лидером рабочей группы организовали встречу и провели со студентами собеседование, ознакомили с инструкцией по проведению проекта и порядком заполнения анкет. Которые согласно графика воглаве с лидером группы Андреем ВИЛКСОМ осуществляли посещения руководствовались единым инструментом – анкетой посетителя, которая была переведена на государственный язык. Анкета посетителя содержит систему оценок, позволяющую выставить баллы посещаемому участку, ответив на 20 вопросов анкеты, объединенных в пять разделов: ориентация на оказание помощи гражданам, материально-технические условия, равное отношение к гражданам независимо от их статуса, подотчетность обществу, условия содержания задержанных. Участники проекта имели возможность заявить личную оценку работы территориальных полицейских подразделений. Выразить свое мнение о том, насколько хорошо организована работа того или иного подразделения полиции с точки зрения взаимоотношений с гражданами. Надо отметить, что до настоящего времени такой доступный и простой инструмент общения, позволяющий немедленно зафиксировать и проанализировать подобные впечатления, не практиковался.

4. Кто выступил в роли посетителей участков/отделений?

Общее число посетителей отделений милиции, принявших участие в проекте по стране составляет 119 человек. Из-за настороженного отношения руководства МВД к проекту в целом, отбор посетителей пришлось производить очень тщательно. Сотрудники МВД высказали пожелание о том, чтобы посетители были либо сотрудники общественных организаций, с которыми у МВД налажено сотрудничество либо студенты юридических факультетов университетов. Этим обусловлен тот факт, что основная масса визитеров (около 90%) имели высшее образование. В посещениях принимали участие посетители самого различного возраста в диапазоне от 16 до 63 лет. Средний возрастной показатель составляет – 39, 5 лет. В посещениях приняли участия 54 женщины и 65 мужчин, т.е. 45,3% и 54,6% соответственно.

 

5. Какие отделения/участки набрали наиболее количество баллов?

Наибольшее количество баллов в РФ набрали следующие три отделения милиции

Канашский ГОВД, г.Канаш, республика Чувашия

Калиниское РОВД г.Чебоксары, республика Чувашия

ОВД ЧЕртаново “Центральное”, г.Москва

Комментарии посетителей, сделанные ими после визитов в эти три отделения, иллюстрируют причины, по которым отделения набрали наиболее количество баллов. Вот некоторые из этих комментариев:

 

“недавно сделан ремонт, чистота в отделении, да и снаружи приятно выглядит…..”

“местонахождение удобное”

 

“очень хорошо оформленное отделение, ремонт, в изоляторе временного содержания есть даже душевая кабина для задержанных”

да, очень сильно, участники группы думали, что там все в унылом состоянии

“Калиниское РОВД г.Чебоксары, находится рядом с остановками, вход в него не осложнен ступеньками. Указатели есть на дорогах. Да и вообще с дороги его видно сразу.”

Показательными также явились ответы посетителей этих трех отделений на вопрос: “изменило ли посещение представления участников проекта о работе отделения милиции?”. В то время как во многих других случаях ответы варьировались от “нет, не изменило” в лучшем случае до “изменило в худшую сторону” и “изменилось в худшую сторону. Лидер группы, 6 лет назад ушедший на пенсию из системы МВД, не ожидал, что спустя столько времени сотрудники милиции могут продолжать свою службу в таких нечеловеческих условиях”, посетители данных отделений отвечали на этот вопрос положительно: “да очень изменило, ожидали худшего”, “да, очень сильно, участники группы думали, что там все в унылом состоянии”.

 

 

 

 

 

 

Таким образом баллы по стране распределились следующим образом:

Средний балл по стране составляет 60,197 баллов, наименьший балл составляет 36 баллов, наибольший – 94,83333.

По пяти категориям баллы распределились следующим образом:

ориентация на оказание помощи гражданам – средний 62,44 низший 33,33, высший 100

материально-технические условия – средний 57, низший 38,33, высший 93,33

равное отношение к гражданам независимо от их статуса – средний 45,29, низший 22,5 , высший 81,66

подотчетность обществу – средний 45,73, низший 20 , высший 93,33

условия содержания - средний 52, низший 27,5 , высший 100

 

 

 

 

6. Какие удачные примеры работы милиции/полиции были обнаружены в ходе реализации проекта? (желательно для национального отчета).