22 июля 1994 года N 4-РЗ

 

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

(в ред. Законов КБР от 16.03.1997 N 4-РЗ,

от 15.01.2001 N 1-РЗ, от 15.05.2001 N 35-РЗ,

от 08.01.2003 N 2-РЗ, от 18.10.2003 N 86-РЗ,

от 06.12.2003 N 108-РЗ)

Принят

Советом Республики Парламента

Кабардино-Балкарской Республики

30 июня 1994 года

Настоящий Закон определяет экономические, социальные и правовые основы сферы образования Кабардино-Балкарской Республики в составе федеральной системы образования.

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания гражданина (обучающегося) в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения им образовательных уровней (образовательных цензов), установленных государством и соответствующих мировым стандартам.

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

(в ред. Закона КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ)

Образование в Кабардино-Балкарской Республике осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, нормами международного права.

(в ред. Закона КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ)

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная политика в области образования

1. Кабардино-Балкарская Республика провозглашает область образования приоритетной.

2. Организационной основой государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области образования является Республиканская программа развития образования, утверждаемая законом Кабардино-Балкарской Республики и органически взаимоувязанная с Федеральной программой развития образования.

(в ред. Закона КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ)

3. Республиканская программа развития образования разрабатывается Правительством Кабардино-Балкарской Республики с учетом региональных и национальных особенностей.

4. Отчет о ходе реализации Республиканской программы развития образования ежегодно представляется Парламенту Кабардино - Балкарской Республики.

5. В органах управления образованием и во всех образовательных учреждениях независимо от форм собственности не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

б) единство республиканского и федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур и культурных традиций народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарской Республики;

в) единство процесса обучения и воспитания;

г) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

д) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

е) свобода и многообразие в образовании;

ж) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений;

з) неразрывность экономической политики с образованием;

и) обеспечение через систему образования национального возрождения и развития коренных народов Кабардино-Балкарской Республики;

к) неразрывность образования и науки. Интеграция образовательного процесса с научными исследованиями.

Статья 3. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики в области образования

1. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики в области образования основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, Закона Российской Федерации "Об образовании" и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.

(в ред. Закона КБР от 15.05.2001 N 35-РЗ)

2. Законы Кабардино-Балкарской Республики в области образования, включая настоящий Закон:

Абзац исключен. - Закон КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ

регулируют в рамках установленной компетенции Кабардино-Балкарской Республики вопросы отношений в области образования. В части федеральной компетенции федеральные законы Российской Федерации в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Кабардино-Балкарской Республики;

вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции Кабардино-Балкарской Республики, в соответствии с которыми Кабардино-Балкарская Республика осуществляет собственное правовое регулирование в области образования. В этой части федеральные законы Российской Федерации выполняют роль основ законодательства в области образования.

3. Кабардино-Балкарская Республика в соответствии с ее статусом и компетенцией может принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты.

Законы и иные нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с федеральным законодательством.

4. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Кабардино-Балкарской Республики в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Кабардино-Балкарской Республики.

Статья 4. Задачи законодательства Кабардино-Балкарской Республики в области образования

Задачами законодательства Кабардино-Балкарской Республики в области образования являются:

а) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

б) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

(в ред. Закона КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ)

в) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Кабардино-Балкарской Республики;

г) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

(название статьи в ред. Закона КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ)

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

(в ред. Закона КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ)

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально - экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе - бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Основное общее образование обязательно. Родители (законные представители), государственные органы управления образованием и органы местного самоуправления обеспечивают получение детьми основного общего образования.

(в ред. Закона КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ)

4. Затраты на обучение в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются Федеральным законом. (в ред. Закона КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ)

6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и программ.

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Закона КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ)

Статья 6. Государственные образовательные стандарты

1. В Кабардино-Балкарской Республике действуют государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и республиканский (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Кабардино-Балкарская Республика в лице органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает республиканские (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом Федеральным законом.

2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

3. Порядок разработки и введения республиканских (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов определяется Правительством Кабардино - Балкарской Республики, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

4. Республиканские (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством Кабардино - Балкарской Республики.

5. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются Федеральным законом.

Республиканские (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов утверждаются Парламентом Кабардино-Балкарской Республики.

(статья в ред. Закона КБР от 06.12.2003 N 108-РЗ)

6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

(статья в ред. Закона КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ)

Глава II

ОБРАЗОВАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Статья 7. Язык (языки) обучения

1. Общие вопросы языковой политики в области образования в Кабардино-Балкарской Республике регулируются Законом РСФСР "О языках народов Российской Федерации" и Законом Кабардино - Балкарской Республики "О языках народов Кабардино-Балкарской Республики".

(в ред. Закона КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ)

2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых им системой образования.

Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

(в ред. Закона КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ)

3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения с учетом образовательных запросов населения.

4. Кабардино-Балкарская Республика в соответствии с договорами и соглашениями (в том числе международными) оказывает содействие в получении основного общего образования на родном языке представителям коренных народов Кабардино-Балкарской Республики, проживающим вне ее территории.

5. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами.

6. В образовательных учреждениях (общеобразовательных учреждениях с первого класса, начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях), в которых обучение ведется на русском языке, вводится в качестве обязательного учебного предмета язык одного из коренных народов (кабардинский или балкарский по желанию обучающегося) как один из государственных языков Кабардино-Балкарской Республики.

7. Кабардино-Балкарская Республика оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Кабардино-Балкарской Республики в местах их компактного проживания.

Статья 8. Воспитание. Изучение истории и культуры народов Кабардино-Балкарской Республики

1. Неотъемлемой частью деятельности образовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики является воспитание гражданственности, нравственных качеств у обучаемых.

Воспитание строится на принципах Конституции Кабардино - Балкарской Республики и Конституции Российской Федерации, международных актов о гражданских правах и правах ребенка. Основной формой воспитательной деятельности в системе образования является воспитывающее обучение с использованием нравственного потенциала культуры, литературы, истории, традиций и обычаев народов.

Воспитательная работа дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждений строится во взаимодействии с семьей, с учетом прав и обязанностей семьи, устанавливаемых законодательством Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации.

2. В образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики политизация в содержании образования не допускается.

3. В общеобразовательных, начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, в учебные программы вводятся специальные дисциплины, направленные на глубокое изучение и развитие культурных и духовно-нравственных ценностей, а также национальной литературы и фольклора коренных и других народов Кабардино-Балкарской Республики.

Право граждан на изучение и освоение культурных и духовно-нравственных ценностей народов Кабардино-Балкарской Республики обеспечивается также созданием необходимого числа специализированных образовательных учреждений и соответствующих классов, групп, а также условий для их функционирования.

Статья 9. Единое образовательное пространство

1. Образовательная система Кабардино-Балкарской Республики функционирует в едином образовательном пространстве Российской Федерации и во взаимодействии с образовательными системами этнически родственных народов.

2. Единое образовательное пространство обеспечивается в рамках Закона Российской Федерации "Об образовании" и Закона Кабардино-Балкарской Республики "Об образовании" на основе образовательных стандартов и созданием на основе взаимных соглашений соответствующих совместных образовательных, учебно - методических и информационных комплексов и условий для их функционирования.

(в ред. Закона КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ)

Статья 16. Общие требования к содержанию образования

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

создание и развитие демократического и экономически развитого общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

формирование у обучающегося знаний, соответствующих современному уровню образовательной программы (ступени обучения);

интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;

возрождение и развитие национальных культур коренных народов Кабардино-Балкарской Республики;

формирование человека - гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно на базе примерных образовательных стандартов.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ (на договорной основе).

Глава VIII

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 65. Международное сотрудничество

1. Международное сотрудничество Кабардино-Балкарской Республики с государствами ближнего и дальнего зарубежья в области образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством, международными договорами Российской Федерации и международными соглашениями Кабардино-Балкарской Республики.

(в ред. Закона КБР от 15.05.2001 N 35-РЗ)

Если международным соглашением Кабардино-Балкарской Республики установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Кабардино-Балкарской Республики, применяются правила международного соглашения.

2. Органы управления образованием, образовательные учреждения имеют право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями.

3. Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики, равно как и граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими и физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и международными соглашениями Кабардино-Балкарской Республики.

(в ред. Закона КБР от 08.01.2003 N 2-РЗ)

4. Кабардино-Балкарская Республика участвует в создании национальных образовательных учреждений в странах проживания соотечественников на основе соответствующих международных договоров.

Президент

Кабардино-Балкарской Республики

В.КОКОВ

г. Нальчик, Дом Правительства

22 июля 1994 года

N 4-РЗ