Республика Бурятия

Ситуация

Бурятия - многонациональная республика, в которой проживают представители 113 национальностей. Численность населения – 981 тысяча человек (по переписи 2002 г.). К наиболее многочисленным национальностям по итогам переписи населения 1989 года относятся: русские - 70,0 % (726,2 тыс. человек), буряты -24,0 % (249,5 тыс.человек), украинцы – 2,2 % (22,9 тыс.), татары - 1,0 % (10,5 тыс.) и белорусы – 0,5 % (5,3 тыс.), небольшую долю населения составляют армяне, немцы, эвенки, евреи, азербайджанцы, корейцы, поляки.

На территории республики проживают коренные малочисленные народы – сойоты, эвенки. В Бурятии проживает около 1,7 тысяч сойотов и 2 тысяч эвенков (20 родов), представляющих три этнические группы орочёны (оленные), мурчены (конные), ламучеры (рыболовы, на побережье Байкала). Наиболее компактно эвенки проживают в Баунтовском, Северо-Байкальском, Курумканском, Муйском, Баргузинском районах. (http://www.ulan-ude.ru/culture/evenki.).   

По некоторым данным, кавказские диаспоры в РБ увеличились в 1,5 – 2 раза в 1990-х гг., в частности, это касается азербайджанской и армянской диаспор. (К.Митупов Социальные и этнические аспекты занятости в Бурятии (1990-е гг.) http://icsps-project.arcon.ru/BULETEN7/7_6.htm). Симптоматично выступление лидера азербайджанской диаспоры на II съезде народов РБ (декабрь 2000 г.) с предложением ввести в состав Правительства Республики представителя НКЦ Азербайджана в связи со значительным ростом численности диаспоры.

В последние годы наблюдается некоторое повышение численности украинцев, татар, белорусов, проживающих в Республике (Закон “О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 – 2004 годы” от 6 июля 2001 года).

По приблизительным оценкам, в Республике проживает сейчас около 1500 китайцев и около 1000 монголов, кроме них существуют немногочисленные афганская и вьетнамская диаспоры.

Межнациональные отношения в республике достаточно стабильны, хотя и имеются проблемы. В докладе Президента РБ на II съезде народов Бурятии “О реализации Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия” говорилось, что налицо связь определенных демократических преобразований с дальнейшей стабилизацией межнациональных отношений. В это же время в республике продолжаются сложные трансформационные процессы общественной и социальной структуры. В их глубинной среде не проявляются рецидивы эксцессов на межнациональной почве. Вместе с тем, по мнению Президента, вызывают досаду и тревогу продолжающиеся выступления, заявления отдельных представителей общественных объединений и средств массовой информации, содержащие упреки, обвинения в адрес то одного, то другого народа с явно очевидной целью нагнетания напряженности, ухудшения отношений между ними (http://gov.buryatia.ru:8080/president/reports/arhiv/2sesd_nb.html). Однако полного единодушия в оценках выступавшими межнациональных отношений не прозвучало. Ряд депутатов съезда выступили с резкой критикой национальной политики в республике. (А.Анготкин. Обиды и наезда второго съезда. http://www.infpol.ru/20122000/sjezd.html ).

В интервью “Независимой газете” Леонид Потапов исключил возможность межнациональных конфликтов в Бурятии (С.Березин. Бурятия - республика согласия // “Независимая газета”, 18 марта 2002 года http://president.buryatia.ru/reports/02-03-18.html ). Причиной этому, считает он, исторические условия взаимоотношения народов. Столкновения интересов бурят и эвенков, занимающихся скотоводством, охотой и рыбалкой, и русских, привнесших землепашество, не возникало. Наоборот, шел взаимный обмен хозяйственным и культурным опытом. Здесь традиционно развивалось гостеприимство, взаимовыручка, душевная открытость. Другая важная причина - религии. Буддизм, православие, шаманизм всегда отличались веротерпимостью. Нынешнее время поставило перед республикой много сложных вопросов, связанных с сохранением и развитием самобытной культуры и уникальной языковой среды коренных народов Бурятии, а также с созданием условий для самовыражения не только бурят, эвенков и русских, но многочисленных национальных диаспор-немцев, поляков, евреев, корейцев, азербайджанцев, украинцев, белорусов и представителей многих других национальностей.

Состояния межнациональных отношений определяется самочувствием наиболее представительных бурятского и русского народов. Проблемы бурятского народа обусловлены озабоченностью, в первую очередь, сохранения национальной культуры, языка, традиций, социально-экономического развития. По оценкам, только 4% молодежи Бурятии знают родной язык, остальные не считают нужным изучать его (Для сохранения бурятской культуры нужна национально-культурная автономия. 19.02.02 http://www.admirk.ru/NEWS/TELEINFORM/Bul_1027.htm). В настоящее время ставится задача Федеральной национально-культурной бурятской автономии с центром в Улан-Удэ, в которую войдут региональные бурятские центры.

Проведенные в конце 2001 года исследования показали, что серьезные проблемы существуют и у русского населения Бурятии (Бурятия - республика согласия. http://president.buryatia.ru/reports/02-03-18.html). Об этом, в частности, заявили 90% опрошенных социологами экспертов. Хотя в ходе упомянутого исследования подавляющее большинство экспертов охарактеризовали межэтнические контакты русского и бурятского населения как дружеские и спокойные.

Результаты исследования стали предметом откровенного и подробного обсуждения в Совете по делам национальностей при Президенте республики. Но сам факт существования этнонациональных проблем русских, по словам Президента Потапова, в Бурятии не является открытием:. социальные последствия экономического кризиса, сокращения промышленного производства и рабочих мест, особенно в оборонке, тяжким грузом легли на плечи русского населения, которое составляет большинство промышленных центров республики. Нужна научно разработанная концепция национально-культурного развития русского населения полиэтнической Бурятии. (Многое уже сделано в плане возрождения храмов и приходов Бурятского благочиния Русской Православной церкви. В частности, возвращен верующим Одигидриевский собор в Улан-Удэ, будет оказана помощь в его реставрации. В сентябре 2001г. в столице Бурятии был открыт первый в России казачий кадетский корпус).

Президенту Л.Потапову удалось канализировать наиболее политизированную организацию - Конгресс бурятского Народа (КБН) - в подконтрольное властям русло. Власти поступили достаточно мудро, инкорпорировав в свои структуры наиболее видных представителей бурятского чиновничества. КБН практически лишён опоры среди видных бурятских политических деятелей, не имеет собственных финансов, малоизвестен в широких слоях бурятского населения и не может рассчитывать на их значимую поддержку. Тем не менее, КБН сохраняет определённую активность, которая обусловлена объективным наличием скрытого напряжения между бурятами и русскими.

Республиканские власти полагают значимым для республики сохранение национального паритетного представительства в органах государственной власти. В составе Народного Хурала Республики Бурятия предыдущего созыва насчитывалось 65 депутатов, из них русских — 34 человека, бурят — 28, эвенков — 1, немец — 1, украинец — 1 (http://www.buryatia.ru:8081/buryatia/gov/zak_vlas/analitik/nh-22.html).