В.И.Мукомель

Миграционный потенциал и перспективы иммиграции соотечественников

из государств СНГ и Балтии

В 1990-х годах, вследствие коренных преобразований социальных, экономических и политических институтов, строительства национальных государств на постсоветском пространстве, Россия пережила невиданный всплеск иммиграции из стран СНГ и Балтии. В 1991-2000 гг. в Россию прибыло из этих государств 6,9 млн. человек, а миграционный прирост составил 3,8 млн. человек, что существенно выше, чем в предшествующее десятилетие.

Эти годы не прошли бесследно. Соотечественники постепенно адаптировалось к новым социально-политическим и экономическим реалиям, стрессовая реакция на формирование новых общественных отношений и институтов в основном преодолена.

Конец 1990-х годов знаменовал сокращение масштабов миграционного обмена со странами СНГ и Балтией, сыгравшего огромную роль в изменении численности и состава населения Российской Федерации. Центростремительный приток иммигрантов из стран СНГ и Балтии, достигший апогея в середине 1990-х гг., существенно сократился: в 2000 г. в Россию прибыло 350 тысяч человек - в 3,3 раза меньше, чем в пиковом 1994 году.

График 1

Снижение притока иммигрантов во второй половине 1990-х гг. было вызвано рядом причин: относительной стабилизацией в зонах этнополитических и региональных конфликтов, откуда прибывала в начале 1990-х гг. основная часть иммигрантов; ужесточением российского законодательства, регламентирующего предоставление статуса беженца и вынужденного переселенца; трудностями, с которыми сталкивались переселенцы в процессе социально-экономической адаптации в России; осознанием негативных последствий чрезмерного оттока эмигрантов для обеспечения социально-политической стабильности руководством новых независимых государств; военными действиями в Чечне, отвратившими от переезда многие семьи. Не последнюю роль сыграло и постепенное исчерпание миграционного потенциала в странах СНГ и Балтии - основная часть потенциальных иммигрантов уже выехала в Россию в предшествующие годы.

Большинство иммигрантов - русскоязычные репатрианты, среди которых преобладают русские и представители других народов России. Сложности адаптации к новым социально-политическим и экономическим реалиям вызвали взрывной рост их иммиграции в Россию. С другой стороны, отсутствие языковых и культурно-бытовых проблем, общность менталитета, образования и другие факторы облегчают их адаптацию к российским условиям. Репатриация российских соотечественников из новых независимых государств стала важнейшей компонентой миграционных процессов России 1990-х гг.

В глобализирующемся мире миграция будет одной из основных сил, определяющих ландшафт XXI века[1]. Готовность к вызовам, которые генерирует миграция, становится важным элементом стратегии социально-экономических и политических преобразований. Настоящая статья посвящена попытке ответа на единственный вопрос: каковы перспективы иммиграции из новых независимых государств в Россию?

Мотивы обращения к странам СНГ и Балтии лежат на поверхности. Во первых, Россия, как правопреемник СССР, несет определенную ответственность перед бывшими согражданами и не может закрыть перед ними двери: такой шаг не был бы понят ни российскими соотечественниками в странах СНГ и Балтии, ни россиянами – трудно найти семью, не имеющую близких в ближнем зарубежье. Приток иммигрантов из новых независимых государств, таким образом, слабо поддается ограничениям.

Во-вторых, это единственный реальный потенциал восполнения демографических потерь России: в миграционном обмене с развитыми странами Россия теряет население, а форсирование иммиграции из стран “третьего мира” маловероятно в ближайшие годы. (Политика “открытых дверей” в отношении иммигрантов из стран “Юга” чревата многими негативными стратегическими, социальными и экономическими последствиями, способными серьезно поколебать социально-политическую стабильность, особенно на уровне отдельных территорий).

Миграционный потенциал стран СНГ и Балтии

Миграционный потенциал соотечественников – максимально возможная на данный момент численность потенциальных мигрантов, которые могут выехать из страны проживания при условии сохранения значимости и структуры выталкивающих и привлекающих факторов. Предполагается, что обстоятельства, провоцирующие переселения, остаются неизменными в течение всего расчетного срока реализации миграционного потенциала. Миграционный потенциал может быть реализован в течение 5-7 лет: по истечению этого срока миграционные установки кардинально меняются, кроме того, изменяется и состав населения, особенно наиболее мобильных возрастных групп.

Миграционный потенциал, как некая возможность миграционной активности населения, и его реализация в миграционном поведении населения могут разительно отличаться: между стремлением выехать из страны и возможностью его реализации огромная дистанция. Многие потенциальные мигранты при сложившейся ситуации не могут покинуть государство резиденции по экономическим, политическим или иным мотивам. Однако в чрезвычайных обстоятельствах, реальные миграционные потоки могут превышать расчетный миграционный потенциал: в условиях войны, вооруженного конфликта или, тем паче, погрома, бегут все, включая и тех, кто и помыслить не мог о переезде.

Основу миграционного потенциала стран СНГ и Балтии составляют российские соотечественники - этнические россияне, т.е. русские, и представители других российских этнических групп. (В российском законодательстве к соотечественникам отнесены российские граждане, постоянно проживающие в этих государствах, бывшие граждане СССР, выходцы (эмигранты) из России и СССР, а также их потомки, кроме потомков лиц титульных наций иностранных государств[2]. Законодатель дистанцировался, и вполне справедливо, от этнической компоненты, хотя достаточно прозрачно, что подавляющая часть соотечественников, тяготеющих к России – этнические россияне. Оперирование этническим признаком в данном контексте вызвано исключительно существенными различиями в миграционном поведении разных этнических групп соотечественников и не подразумевает каких-то преференций по данному признаку).

Величина миграционного потенциала определяется двумя факторами: демографической емкостью (численностью и составом соотечественников в государствах СНГ и Балтии) и установками на выезд из государства проживания.

Демографическая емкость миграционного потенциала постоянно снижается вследствие сокращения численности российских соотечественников, выезжающих в Россию и государства традиционного зарубежья, естественной убыли (суженное воспроизводство характерно для русских и других этнических групп россиян).

Миграционные установки более изменчивы и определяются, в первую очередь, складывающейся ситуацией в стране проживания и государстве потенциальной эмиграции. Существенное влияние на миграционные установки оказывает и постарение соотечественников – пожилые люди менее подвижны и многие из них, особенно одинокие, настроены дожить свой век на малой родине, где прошла их сознательная жизнь, где находятся могилы родных и близких.

Методические сложности оценки миграционного потенциала обусловлены, во первых, отсутствием достоверных сведений о численности русских и других групп этнических россиян, проживающих в государствах СНГ и Балтии. Даже в тех странах, где были проведены в последние годы переписи населения, достоверность полученных данных подвергается сомнению со стороны местных специалистов из-за слабой методологической и методической подготовки переписей, недостаточной подготовки переписчиков, необоснованной корректировки полученных результатов в угоду политического руководству этих стран.

Вторая проблема - трудности оценок установок на выезд из государства проживания. Практически единственный источник таких оценок – социологические обследования. Однако, после распада СССР, достаточно сложно обеспечить сопоставимость результатов обследований, осуществляемых в разных государствах постсоветского пространства и предполагающее их проведение по единой методике.

И, последнее: социологические опросы зачастую чрезмерно завышают долю лиц, которые дают положительный ответ на вопрос, предполагающий активные действия. Выражая готовность к переезду респонденты могут не представлять всех сложностей, связанных со сменой условий и образа жизни, а также подспудно надеяться на внешнюю поддержку – со стороны России, государства проживания, международных организаций и т.д. Cледует согласиться с В.И.Переведенцевым, что проективные вопросы задаваемые в ходе социологических исследований, дают нечеткую картину[3].

Учитывая вышесказанное, приводимые ниже оценки миграционного потенциала соотечественников в странах СНГ и Балтии могут рассматриваться как максимально возможная численность потенциальных эмигрантов из государств их нынешней резиденции.

При оценке численности этнических россиян в странах СНГ и Балтии использовались материалы переписей, проведенных в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии (1999), Латвии, Эстонии и Таджикистане (2000), а также оценки численности русских, сделанные М.Тульским[4].

При оценке доли потенциальных мигрантов использовались материалы социологических обследований, проведенных Г.Витковской (Казахстан, Киргизия и Узбекистан, 1997-1998 гг.), С.Олимовой (Таджикистан, 1996 г.), В.Мошнягой и В.Остапенко (Молдова, 1998 г., 1996 г.), обследования Центра исследований русских меньшинств в странах ближнего зарубежья (Украина, 1996; Казахстан, Эстония, 1994) и ВЦИОМ.

Таблица 1

Оценка миграционного потенциала этнических россиян

в странах СНГ и Балтии, тысяч человек

Страна проживания

Численность этнических россиян, 2000 (1999)

Доля потенциальных эмигрантов, процент

Численность этнических россиян - потенциальных эмигрантов

Русские*

Другие этнические группы россиян***

Русские

Другие этнические группы россиян

Русские

Другие этнические группы россиян

Всего

Украина

10800**

350

5

5

540

18

558

Белоруссия

1142

68

4

4

46

3

48

Молдова

501

30

12

12

60

4

64

Закавказье

290

334

   

58

27

85

Армения

8

1

20

20

2

0

2

Азербайджан

142

303

20

7

28

21

50

Грузия

140

30

20

20

28

6

34

Казахстан

4480

750

38

24

1702

180

1882

Средняя Азия

2061

627

   

615

133

748

Киргизия

603

77

34

31

205

24

229

Таджикистан

68

25

46

46

31

12

43

Туркменистан

240

55

38

40

91

22

113

Узбекистан

1150

470

25

16

288

75

363

Балтия

1340

55

   

101

5

107

Латвия

700

30

8

10

56

3

59

Литва

290

10

6

8

17

1

18

Эстония

350

15

8

10

28

2

30

Итого

20614

2214

   

3123

369

3492

Примечания:

* Источник: МихаилТульский. Истинное лицо демографической катастрофы //

”Независимая газета”, 19 июля 2001, с.5.

**Источник: www.allworld.wallst.ru. Оценка М.Тульского (9,1 млн.человек) представляется чрезмерно заниженной.

*** Оценка. К другим этническим группам россиян, наряду с проживающими преимущственно на территории Российской Федерации, отнесены также немцы, евреи и корейцы.

Миграционный потенциал русских, проживающих в новых независимых государствах составляет чуть более 3,1 млн.человек, россиян, принадлежащих к другим этническим группам - около 0,4 млн.человек. Полученные оценки миграционного потенциала этнических россиян представляются скорее завышенными, чем заниженными: со времени проведенных обследований прошло значительное время и установки на эмиграцию вероятно снизились ввиду изменившихся социально-политических и экономических условий, адаптации и отъезда части потенциальных эмигрантов. Ясно однако, что миграционный потенциал новых независимых государств не столь значителен, как полагают многие политики. Вряд ли представляется возможным говорить о 20 миллионов человек, готовых переехать в Россию, - а такую цифру называли и бывший глава ФМС России С.Хетагуров, и нынешний министр по делам федерации, национальной и миграционной политике А.Блохин [5].

Основной миграционный потенциал этнических россиян сосредоточен к настоящему времени в Казахстане, Средней Азии и Украине. Особую значимость играет миграционный потенциал Центральной Азии: в отличие от украинско-российского направления, где приток иммигрантов в Россию уравновешивается встречным потоком, иммиграция из Центральной Азии носит односторонний характер. (В 1990-1999 гг. нетто-миграция русских из бывших союзных республик составила 3,0 млн. человек, из которых 1085 тысяч приходится на Казахстан и 431 тысяча – на Узбекистан. В 1999 г. в Россию прибыло 202 тысячи русских и 30 тысяч представителей других народов Российской Федерации, из них 138 тысяч - из Казахстана и Узбекистана. Встречный поток на порядок меньше - 22 тысячи человек).

Полученные нами оценки миграционного потенциала не отличаются кардинально от оценок Ж.А.Зайончковской, согласно которой реальный потенциал русской репатриации оценивается примерно в 4 млн.человек, из которых на долю России можно отнести 3-3,5 млн.человек[6].

Ключевая проблема – оценка миграционного потенциала этнических россиян Казахстана и Средней Азии, в первую очередь -Узбекистана. Например, Ж.А.Зайончковская оценивает реальный миграционный потенциал русских в Казахстана не более чем в 2 млн.человек, государств Средней Азии – 1,5 млн.человек. По мнению Е.Садовской, потенциал миграции русскоязычного населения из Казахстана несколько ниже, 1,5 млн.человек. (По другим данным – 1,2-1,5 млн. человек из которых 1-1,2 млн. придется на Россию[7]).

Нельзя недооценивать и миграционный потенциал титульных и других народов стран СНГ и Балтии: каждый третий иммигрант не является этническим россиянином. Особо мобильны этнические группы, принадлежащие к титульным национальностям государств СНГ и Балтии, но проживающие в других государствах (украинцы в Узбекистане, белорусы в Казахстане и т.д.).

К сожалению, их установки на эмиграцию из государств резиденции еще менее изучены, чем установки этнических россиян. (Согласно исследованиям Г.Витковской, миграционные установки украинцев Казахстана несколько ниже, чем полученные в другом исследовании, проведенном в то же время[8]). Неизвестна и их численность. По данным Статкомитета СНГ, на начало 1991 г. насчитывалось 9,2 миллиона представителей титульных национальностей бывших союзных республик, проживающих в других государствах СНГ (без России и Грузии), среди которых были наиболее многочисленны украинцы – 2,1 млн.человек, узбеки – 2,6 млн.человек, таджики – 1,1 млн.человек, казахи – 1,0 млн.человек,. белорусы – 0,7 млн.человек, армяне – 0,4 млн.человек и молдаване – 0,4 млн.человек). Вероятно, сегодня их численность в странах СНГ и Балтии составляет около 8 млн.человек. Миграционный потенциал этого контингента может быть оценен в 1,0 млн.человек.

Наконец, последняя группа потенциальных мигрантов - коренные этнические групп страны проживания (например, казахи, дунгане и др. в Казахстане). В первую очередь, к потенциальным мигрантам относятся смешанные семьи, один или несколько членов которых – этнические россияне, а также, имеющие родственников в России. Подвижность коренных этнических групп государств резиденции достаточно низка, однако, в силу значительной численности (около 100 млн.человек), их миграционный потенциал довольно существенен и составляет не менее 3 млн.человек.

В отличие от этнических россиян, переселяющихся на постоянное местожительство в Россию, представители титульных национальностей государств СНГ и Балтии, проживающие вне “своих” государств и коренные этнические группы страны проживания зачастую ориентированы на получение доходов в России участвуя в трудовых, сезонных миграциях.

Таким образом, миграционный потенциал стран СНГ и Балтии составляет 7,5 млн. человек, включая: 3,1 млн.русских, 0,4 млн. представителей других российских этнических групп, 1,0 млн. человек, принадлежащих к титульным национальностям стран СНГ и Балтии, но не государства резиденции и 3,0 млн.человек – других, преимущественно коренных этнических групп страны проживания.

Другое дело, что далеко не все из них ориентированы на Россию. Для потенциальных мигрантов, принадлежащих к коренным этническим группам стран Центральной Азии, значимыми являются другие государства этого региона, для государств Балтии, Украины и Молдовы - страны традиционного зарубежья. Численность потенциальных иммигрантов в Россию будет отличаться от полученных оценок на число потенциальных мигрантов, которые могут переехать в другие страны СНГ (в первую очередь, Украину и Белоруссию), государства традиционного зарубежья.

Если исходить из того, что Россия может привлечь до 85 % этнических россиян, до 70 % представителей титульных национальностей стран СНГ и Балтии, но не государств резиденции и до половины этнических групп государств проживания, миграционный потенциал в Россию составит 5,2 млн.человек, из которых 3,0 млн.человек – соотечественники, имеющие этнические корни с Россией.

Таблица 2

Миграционный потенциал стран СНГ и Балтии, ориентированный на Россию, млн.человек

Этнические группы

Миграционный потенциал, всего тысяч человек

Максимальная доля ориентированных на Россию, процент

Миграционный потенциал, ориентированный на Россию, всего

Русские

3,1

85

2,7

Другие этнические группы россиян

0,4

85

0,3

Титульные этнические группы стран СНГ и Балтии, но не государства резиденции

1,0

70

0,7

Коренные этнические группы страны проживания

3,0

50

1,5

Итого

7,5

 

5,2

В перспективе структура миграционного потенциала будет меняться: по мере исчерпания миграционного потенциала этнических россиян, все большую его часть будут составлять коренные этнические группы стран СНГ и Балтии.

Прогноз внешних миграций Российской Федерации со странами СНГ и Балтии

Реализация миграционного потенциала новых независимых государств зависит от складывающейся социально-политической и экономической ситуации в этих государствах и России, а также проводимой Россией иммиграционной политики.

Важнейшим фактором современной миграционной обстановки и миграционной политики в странах СНГ становится относительная социально-политическая стабильность и адаптация населения к изменившимся социально-политическим и экономическим реалиям. Период революционной ломки политических, социальных, экономических институтов государств СНГ позади; повсеместно идет предсказуемый процесс их коррекции и модернизации, не оказывающий столь существенного влияния на миграционные процессы, как в предшествующие годы.

Сегодня Россия столкнулась с принципиально новой ситуацией: политические факторы, определявшие масштабы внешних миграционных потоков в 1990-х гг. постепенно утрачивают свою роль, особое значение приобретают социально-экономические факторы. Среди иммигрантов старше 16 лет в 1999 г. лишь 10,4% назвали причиной переселения в Россию обострение межнациональных отношений, тогда как в 1991 г. – почти две трети.

Вынужденный характер миграций на постсоветском пространстве – по крайней мере в европейской его части - уходит в прошлое. Приток иммигрантов в Россию из отдельных государств снизился на порядок по сравнению с пиковыми значениями 1992-1993 г.: иммиграция из Эстонии уменьшилась в 29 раз, из Литвы - в 20 раз, из Киргизии – в 9 раз. Встречные миграционные потоки с Литвой, Эстонией, Украиной практически равнозначны, в миграционном обмене с названными государствами доминируют социально-экономические миграции. Замещение вынужденных миграций переселениями по социально-экономическим мотивам идет и в других миграционных потоках, например, в обмене с Белоруссией, Молдовой, Киргизией.

Основная часть соотечественников адаптировалась к новым политическим реалиям в государствах проживания, масштабы их возвращения будут во многом зависеть от дифференциации экономических условий России и государств резиденции: при всех сложностях и пробуксовках реформ в России, она опережает другие страны СНГ, уровень жизни и доходов в России делает ее привлекательной для потенциальных мигрантов. Социально-экономическая мотивация миграций из новых независимых государств будет определяющим фактором на ближайшие годы и Россия, как и прежде, будет аккумулировать мигрантов из других государств нового зарубежья.

Бытует мнение, что привлечение миграционного потенциала соотечественников не требует существенных вложений. Министр по делам федерации, национальной и миграционной политики России А.Блохин, например, заявил недавно: “именно в этом мобильном потенциале, обустройство которого потребует минимальных затрат, заинтересована Россия”. Логика министра такова: во-первых, иммигранты располагают определенными средствами, во вторых, большинство из них (80%) не обращаются в миграционные службы, а сами обустраиваются в России[9].

А какой резон обращаться за помощью, зная, что эти жалкие крохи не стоят времени, затраченного на их получение? Потому и обращаются в миграционные службы, в первую очередь, наименее социально защищенные группы мигрантов - инвалиды, пожилые, матери-одиночки, многодетные семьи.

Если же рассчитывать на то, что иммигранты имеют средства на самообустройство, то мы и будем иметь тот приток, который имеем в последние годы: кто мог себе позволить выехать, давно уже уехал. Подавляющее же большинство потенциальных мигрантов стран СНГ и Балтии не могут реализовать свои устремления потому, что не располагают достаточно значимыми средствами на переезд, покупку жилья и обустройством на новом месте.

Требует расшифровки и обмолвка о минимальных затратах по привлечению соотечественников, на которые может пойти Россия. Не столь уж они и малы: по расчетам, самого же ведомства, возглавляемого А.Блохиным, стоимость создания одного рабочего места составляет не менее 60 тысяч рублей в ценах 2001 г., стоимость строительства 1 кв.м. общей площади жилья – 4,4 тысячи рублей в ценах на 1.01.2001 г. [10]. Нетрудно подсчитать, что только для трудового и жилищного обустройства 1 млн. иммигрантов, необходимо затратить 102 млрд.рублей, в том числе 79 млрд.рублей на жилье и 23 млрд.рублей на создание рабочих мест (из расчета 1,5 рабочего места на семью). Это больше, чем расходы федерального бюджета на образование, здравоохранение, фундаментальные исследования, культуру и искусство вместе взятые.

Очевидно, что лишних 3,5 млрд.долларов в бюджете России в обозримом будущем не будет, а ведь потребуются еще затраты на социальное обеспечение иммигрантов, их медицинское обслуживание, образование и т.д. Кроме того, неизбежно обострение социальной напряженности: в условиях, когда миллионы российских граждан не имеют жилья, а безработица по методике МОТ составляет 11,5 %, было бы по меньшей мере необдуманно создавать преференции иммигрантам.

Ни о какой целенаправленной и широкомасштабной миграционной политике России по привлечению соотечественников из стран СНГ и Балтии не может быть и речи в ближайшие годы. (Хотя стимулирование притока иммигрантов, на порядок меньшего, нельзя исключать). Ликвидация Правительственной комиссии по миграционной политике и отказ от Федеральной миграционной программы (2001 г.) символичны: исполнительная власть не числит миграционную политику в числе приоритетов своей деятельности.

Учитывая вышесказанное, при прогнозировании миграционного обмена России с новыми независимыми государствами на ближайшие годы сценарий стимулирования притока иммигрантов из этих государств не рассматривался.

При прогнозировании миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии на ближайшие пять лет (2002-2006 гг.) базовыми являлись три сценария, различающиеся темпами экономического развития России и новых независимых государств, политической стабильностью на постсоветском пространстве:

инерционный, предполагающий упрочение социально-политической стабильности на постсоветском пространстве, сохранение сложившейся дифференциации экономического развития России и других новых независимых государств, наличие благоприятной экономической конъюнктуры и темпов роста ВВП, несколько меньших, чем в 1999-2000 гг. (сценарий 1);

экономического бума, предполагающий возрастающую дифференциацию экономического развития России и других стран СНГ за счет опережающих темпов роста российской экономики (на уровне 1999-2000 гг. когда прирост объемов промышленного производства составлял 8-9 %, а ВВП - до 8,3 %) в условиях социально-политической стабильности на постсоветском пространстве - сценарий 2;

эскалации политической напряженности в субрегионе Центральной Азии, предполагающий рост фундаменталистских настроений и усиления исламского экстремизма в центральноазиатских государствах СНГ, вспышку и эскалацию вооруженных конфликтов в этом регионе; некоторое опережение социально-экономического развития России по сравнению с другими новыми независимыми государствами, незначительное возрастание дифференциации уровня жизни России и других стран СНГ (сценарий 3).

По первому, инерционному варианту прогноза, ожидается, что интенсивность притока иммигрантов и оттока эмигрантов разных этнических групп из стран СНГ и Балтии стабилизировалась, ее величина сохранится на уровне 1998-2000 гг. Социально-политическая обстановка в странах СНГ и Балтии не подвергается серьезным изменениям и остается стабильной.

Таблица 3

Прогноз миграции России со странами СНГ и Балтии в 2002-2006 гг.,

инерционный вариант, тыс.человек

Территория

Иммигранты, всего

В том числе:

Эммигранты,всего

Сальдо миграции

русские

представители других россий-ских этничес-ких групп

титульные националь-ности в дру-гих государ-ствах

коренные этнические группы государства проживания

Украина

395

230

14

11

140

281

114

Белоруссия

55

30

2

4

19

90

-35

Молдова

45

22

1

9

13

20

25

Закавказье

235

38

31

33

133

42

193

Армения

72

4

1

2

65

11

61

Азербайджан

73

15

7

3

48

18

55

Грузия

90

19

23

28

20

13

77

Казахстан

668

475

70

95

28

122

546

Средняя Азия

392

254

71

36

31

56

336

Киргизия

50

35

6

6

3

18

32

Таджикистан

58

25

9

7

17

8

50

Туркменистан

40

26

6

6

2

6

34

Узбекистан

244

168

50

17

9

24

220

Балтия

16

14

0

1

1

8

8

Латвия

9

8

0

1

0

3

6

Литва

4

3

0

0

1

3

1

Эстония

3

3

0

0

0

2

1

Итого

1806

1063

189

189

365

619

1187

По данному варианту прогноза, в течение ближайших пяти лет будет привлечено в Россию четвертая часть миграционного потенциала стран СНГ и Балтии. Из 1,8 млн. иммигрантов из новых независимых государств, 1,25 млн.человек – русские и представители других российских этнических групп. Среди эмигрантов в новые независимые государства выедут около 370 тысяч этнических россиян; наиболее мощные встречные потоки ожидаются в Украину – около 155 тысяч человек, Казахстан – 95 тысяч и Белоруссию – 50 тысяч человек.

По второму варианту прогноза (сценарий российского экономического бума) приняты следующие гипотезы:

в течение 2002-2006 гг. России удастся обеспечить опережающие темпы экономического развития по сравнению с другими новыми независимыми государствами; резко сокращается безработица, которая носит, преимущественно, структурный характер; дифференциация доходов, уровня жизни в России и других странах СНГ возрастает;

повышается мобильность населения стран СНГ, часть потенциальных мигрантов этих государств переориентируется на эмиграцию в Россию;

социально-экономическая мотивация переселений доминирует во всех миграционных потоках;

к концу расчетного срока, на рубеже 2005-2006 гг. Российская Федерация начинает проводить активную политику по привлечению иммигрантов из стран СНГ и Балтии; меры стимулирования рассчитаны на дополнительное, отчасти селективное привлечение 100 тысяч иммигрантов ежегодно;

увеличивающийся спрос на рабочую силу, особенно мало- и неквалифицированной, стимулирует приток трудовых мигрантов из стран СНГ;

сохраняется социально-политическая стабильность на всем постсоветском пространстве.

Таблица 4

Прогноз миграции России со странами СНГ и Балтии в 2002-2006 гг.,

вариант российского экономического бума, тыс.человек

Территория

Иммигранты, всего

В том числе:

Эммигранты,всего

Сальдо миграции

русские

представители других россий-ских этничес-ких групп

титульные националь-ности в дру-гих государ-ствах

коренные этнические группы государства проживания

Украина

783

500

24

19

240

472

311

Белоруссия

121

70

4

8

39

105

16

Молдова

78

45

2

13

18

34

44

Закавказье

415

70

48

57

240

108

307

Армения

118

5

1

2

110

32

86

Азербайджан

130

35

10

5

80

39

91

Грузия

167

30

37

50

50

37

130

Казахстан

1045

720

120

145

60

230

815

Средняя Азия

745

445

127

68

105

175

570

Киргизия

93

55

9

9

20

41

52

Таджикистан

111

40

18

13

40

22

89

Туркменистан

107

70

15

12

10

20

87

Узбекистан

434

280

85

34

35

92

342

Балтия

46

27

5

6

8

33

13

Латвия

23

14

2

3

4

15

8

Литва

15

8

2

2

3

11

4

Эстония

8

5

1

1

1

7

1

Итого

3233

1877

330

316

710

1157

2076

Согласно расчетам, среди иммигрантов будут преобладать русские и представители других этнических групп российского происхождения. Однако неудовлетворенный спрос на рабочую силу, особенно малоквалифицированную и неквалифицированную, привлекает в Россию не только соотечественников: приток иммигрантов, принадлежащих к коренным этническим группам государств проживания будет идти более высокими темпами, чем приток этнических россиян. Особо значительно возрастет, по сравнению с инерционным вариантом, приток украинцев, казахов, титульных народов Средней Азии.

Масштабное вовлечение в миграционные процессы все новых контингентов несколько снизит адаптационные возможности иммигрантов, численность которых будет расти меньшими темпами, чем встречный поток эмигрантов.

Огромную роль играют возросшие масштабы миграционного обмена с Украиной: в отличие от Казахстана и среднеазиатских государств, откуда прибывают и будут прибывать в основном репатрианты, российско-украинские миграционные потоки будут формироваться под влиянием социально-экономической конъюнктуры в этих странах. Социально-экономическая природа миграционного обмена с Украиной определяет соразмерный поток встречных мигрантов – что характерно для стабильной социально-политической и экономической обстановки. (Более ста лет назад была выведена закономерность: рост миграционного потока сопровождается возрастанием компенсаторного встречного потока. Неадекватное снижение встречного потока миграций – свидетельство чрезвычайщины, форсмажорных обстоятельств, в которых осуществляются переселения. Лишнее подтверждение тому – ситуация первой половины 1990-х гг., когда миграция в страны СНГ снизилась до минимальной отметки, а среди иммигрантов из этих государств преобладали вынужденные мигранты из зон вооруженных конфликтов (график 1). Важно не только сколько прибыло, но и сколько убыло – к сожалению, об этом часто забывают не только политики и журналисты).

Из 1,2 млн. эмигрантов в страны СНГ и Балтии, свыше 470 тысяч (40%), как предполагается, выедут в Украину, в т.ч. 245 тысяч русских и 200 тысяч украинцев.

Определяющий вклад в миграционный пророст России в этот период внесут контингенты русских из Казахстана (560 тысяч человек, 27 % миграционного прироста), из Украины (255 тысяч человек, 12 % сальдо миграции), из Узбекистана (225 тысяч человек, 11 % миграционного прироста), титульные народы государств Закавказья (170 тысяч человек, 8 % сальдо миграции), украинцы, корейцы и немцы из Казахстана.

Увеличивающийся разрыв в уровне доходов, получаемых в России, по сравнению с другими странами СНГ стимулирует приток трудовых мигрантов из государств Содружества. Численность последних возрастет до 4-6 миллионов человек. (По оценкам, численность незаконных трудовых мигрантов - а подавляющее большинство трудовых мигрантов из стран СНГ и Балтии работают в России, не имея на то законных оснований - составляет от 2,5 до 3,5 млн.человек, из которых около 1/3-1/2 – нелегальные мигранты их стран традиционного зарубежья).

По третьему варианту прогноза (эскалации политической напряженности в субрегионе), предполагается следующий сценарий:

сохраняется некоторое опережение социально-экономического развития России по сравнению с другими новыми независимыми государствами, дифференциация уровня жизни России и других стран СНГ возрастает, но не столь значительно, как по предыдущему варианту;

социально-экономическая мотивация переселений доминирует в миграционных потоках европейской части пост-СССР, отчасти – с севера Казахстана и Узбекистана;

отмечается рост фундаменталистских настроений в отдельных центральноазиатских государствах СНГ;

исламские экстремисты, при поддержке извне, провоцируют вспышку вооруженного конфликта в субрегионе (наподобие баткенских событий), конфликт условно приурочен к 2003 году;

в конфликт втягиваются центральноазиатские государства СНГ, идет его эскалация.

По данному сценарию отмечается всплеск вынужденных миграций в субрегионе и за его пределы, в первую очередь – в Россию, наряду с этническими россиянами активно выезжает коренное население Центральной Азии .

Таблица 5

Прогноз миграции России со странами СНГ и Балтии в 2002-2006 гг.,

вариант эскалации политической напряженности в субрегионе, тыс.человек

Территория

Иммигранты, всего

В том числе:

Эммигранты,всего

Сальдо миграции

русские

представители других россий-ских этничес-ких групп

титульные националь-ности в дру-гих государ-ствах

коренные этнические группы государства проживания

Украина

589

365

19

15

190

377

213

Белоруссия

88

50

3

6

29

98

-10

Молдова

62

34

2

11

16

27

35

Закавказье

325

54

40

45

187

75

250

Армения

95

5

1

2

88

22

74

Азербайджан

102

25

9

4

64

29

73

Грузия

129

25

30

39

35

25

104

Казахстан

1180

780

130

170

100

215

965

Средняя Азия

1306

700

183

163

260

184

1122

Киргизия

245

120

25

30

70

50

195

Таджикистан

150

40

15

15

80

23

127

Туркменистан

146

90

18

18

20

16

130

Узбекистан

765

450

125

100

90

95

670

Балтия

31

21

3

4

5

21

11

Латвия

16

11

1

2

2

9

7

Литва

10

6

1

1

2

7

3

Эстония

6

4

1

1

1

5

1

Итого

3581

2003

379

414

786

996

2585

Иммиграция в Россию из новых независимых государств делится на три соразмерных потока: снижающийся, по сравнению с предыдущим вариантом, приток иммигрантов из европейских стран СНГ и Балтии, практически неизменный поток мигрантов из Казахстана и резко возросший приток мигрантов из государств Центральной Азии.

Вынужденные миграции из центральноазиатского региона с лихвой компенсируют снижение иммиграции из европейских стран постсоветского пространства: сальдо миграции составляет свыше 2,5 млн.человек (против 2,1 млн.человек по предыдущему варианту) из которых 80 % приходится на Казахстан и Среднюю Азию.

Социально-экономическая обусловленность миграций в европейской части пост-СССР и, отчасти, в Казахстане, повлечет всплеск трудовых миграций, хотя и не в таких масштабах, как по предшествующему варианту прогноза (до 3-3,5 млн.человек).

Сравнение вариантов прогноза демонстрирует, что при различных вариантах миграционной политики среднегодовое сальдо миграции Российской Федерации со странами СНГ и Балтии будет варьироваться от 237 тыс.человек до 517 тыс.человек.

Таблица 6

Варианты прогноза внешней миграции России со странами СНГ и Балтии

в 2002-2006 гг., в среднегодовом исчислении, тыс.человек

Этнические группы

I вариант

II вариант

III вариант

Прибыло

Выбыло

Сальдо

Прибыло

Выбыло

Сальдо

Прибыло

Выбыло

Сальдо

Русские

213

65

147

375

119

256

401

102

299

Представи-тели других российских этнических групп

38

8

30

66

17

49

76

14

62

Титульные националь-ности в дру-гих государ-ствах

38

8

30

63

17

46

83

18

64

Коренные этнические группы государства проживания

73

43

30

142

79

63

157

66

91

Всего

361

124

237

647

231

415

716

199

517

Однако для отдельных регионов миграционная нагрузка может оказаться существенной. По второму варианту прогноза (сценарий экономического бума), на Урал ежегодно будет прибывать около 90 тысяч иммигрантов, миграционный прирост составит до 65 тысяч человек в год, в т.ч. до 40 тысяч – за счет мигрантов из Казахстана и 20 тысяч – из Узбекистана (около половины иммигрантов осядет в Челябинской и Оренбургской областях). Почти столь же интенсивно иммигранты будут прибывать в Поволжье: миграционный прирост может составить около 60 тысяч человек ежегодно, из более 25 тысяч - за счет мигрантов из Средней Азии и чуть менее 20 тысяч – из Казахстана.

Наиболее серьезные последствия сопряжены с реализацией сценария политической нестабильности, особенно для Поволжья, ставшим ареалом расселения иммигрантов из Средней Азии. Возможен ежегодный приток в Поволжье свыше 100 тысяч мигрантов; миграционный прирост может достичь, в среднегодовом исчислении, 90 тысяч человек, из них более 50 тысяч – из среднеазиатских государств СНГ. С серьезными проблемами могут столкнуться и уральские регионы: ежегодный миграционный прирост превысит 80 тысяч человек, из которых около 45 тысяч – за счет миграции с Казахстаном и 35 тысяч – со Средней Азией.

По прикидкам, максимальный годовой прирост населения России за счет миграции вряд ли превысит 0,5 млн.человек и, скорее всего, составит от 300 до 350 тысяч человек. Много это или мало? – По расчетам демографов, только для восполнения половины естественной убыли населения (по среднему варианту прогноза) необходима чистая миграция на уровне 750 тысяч человек. Миграционный потенциал нового зарубежья, сформировавшийся на данный момент, не позволяет обеспечить такой прирост. Ни о каком сколько-нибудь значимом вкладе миграции в решение демографических проблем России в ближайшие годы и речи сегодня быть не может.

Приведенные оценки миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии достаточно относительны. Проблема не столько в том, что реальные миграционные потоки будут зависеть от неопределенности будущего - как будет складываться социально-экономическая и политическая обстановка в странах СНГ и Балтии, - сколько в шаткости базовых параметров прогноза. Для их уточнения необходимы серьезные мониторинговые исследования численности и миграционных установок представителей разных этнических групп, ориентаций на различные виды миграций (переселения, трудовая, сезонная, маятниковая миграция), мотивации мигрантов, переселяющихся в страны СНГ и Балтии, распространенности и продолжительности трудовой деятельности незаконных мигрантов.

Существенно, какую миграционную политику – не на словах, а на деле - будет проводить Россия. Речь даже не о сколько-нибудь значимых деньгах: рассчитывать на них в ближайшие годы было бы прожектерством. Быть может самое важное – правовое обеспечение миграционных процессов.

Ключевой проблемой является политика предоставления гражданства: активная иммиграционная политика, по определению селективная, нуждается в более жестком порядке предоставления гражданства. Гражданство должно стать желанным, но не общедоступным: не формой извинения правопреемника за распад СССР перед бывшими согражданами, не только формальным признанием лояльности, но гранью между двумя наборами прав и обязанностей. И эти наборы должны быть таковы, что для каждого иммигранта, задумывающегося о будущем своих детей, выбор был бы однозначен.

Права и обязанности российских граждан и лиц, не являющихся таковыми, должны быть оформлены законодательно. Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы, правовые и организационные меры по противодействию незаконной миграции, возможно, определенные законодательные ограничения свободы передвижения и выбора места проживания/пребывания для лиц, не имеющих российского гражданства, могут стать действенным инструментом миграционной политики России.

[1] На пороге 21 века. Доклад о мировом развитии 1999/2000 года. М.: “Весь мир”, Всемирный банк, 2000, с.35

[2] Федеральный закон “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом” N 99-ФЗ от 24 мая 1999 г., ст.1 ч.2.

[3] Виктор Перевенденцев. Современная миграция населения России в освещении центральных газет // Миграция и информация, под ред.Ж.Зайочковской, М.:2000, с.72

[4] МихаилТульский. Истинное лицо демографической катастрофы // ”Независимая газета”, 19 июля 2001, с.5.

[5] “РосБизнесКонсалтинг”, 3 марта 2000; .Россия привлекает приезжих // “Коммерсантъ”, N 130, 25 июля 2001, с.2

[6] Жанна Зайончковская. Россия: миграция в разном масштабе времени. М.: 1999, с.40-41.

[7] Е.Садовская. Миграционные процссы и миграционная политика в Казахстане//Миграционная ситуация в странах СНГ. Под рд.Ж.А.Зайончковской, М.:1999, с.132.

[8] Эмиграционный потенциал лиц украинского происхождения и выходцев из Украины – жителей Республики Казахстан. Киев, 1998, с.32 (на украинском яз.).

[9] Россия привлекает приезжих // “Коммерсантъ”, N 130, 25 июля 2001, с.2.

[10] Проект Федеральной миграционной программы на 2002-2004 годы. Приложение 2, Технико-экономическое обоснование важнейших показателей и расходования средств на реализацию мероприятий Федеральной миграционной программы на 2002-2004 годы., п.17, п.18.