инструкции наблюдателям / методические рекомендации

Владимир Львович Римский,
заведующий отделом социологии

Рекомендации для членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса на день выборов 26 марта 2000 года.

Уважаемые участники Проекта и все,
кто готов принять участие в контроле хода голосования и подсчета голосов 26 марта 2000 года!

Приглашаем Вас и всех желающих использовать дополнительные возможности контроля голосования и подсчета избирательных бюллетеней на избирательных участках, которые появились в новом избирательном законодательстве. Эти возможности доступны членам участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Важнейшими из этих возможностей являются: Право на участие в непосредственном подсчете избирательных бюллетеней после окончания голосования. Этим правом не могут воспользоваться наблюдатели: они могут только присутствовать при подсчете избирательных бюллетеней и наблюдать за соответствующей процедурой. Право на сопровождение протокола результатов голосования из участковой избирательной комиссии в территориальную и убедиться, что этот протокол принят, а не отправлен обратно в участковую комиссию. Право на получение заверенных копий протоколов подсчета голосов на избирательных участках. Это право имеется и у наблюдателей. Члены территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий более высокого уровня с совещательным голосом имеют право на получение протоколов подсчета голосов избирателей в электронной форме из системы ГАС “Выборы”. Если Вас заинтересовало наше предложение, предлагаем Вам ознакомиться с краткой инструкцией по подготовке и участию в контроле голосования и подсчете избирательных бюллетеней на избирательных участках в день голосования 26 марта 2000 года.

Москва
2000


Для выполнения заданий этого этапа Вам желательно ознакомиться с текстами Законов “О выборах Президента Российской Федерации” и “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, которые можно найти на странице нашего проекта в сети ИНТЕРНЕТ по адресу www.indem.ru .

Напоминаем Вам, выборы Президента Российской Федерации, которые предстоят 26 марта 2000 года, будут проходить по новому Федеральному Закону “О выборах Президента Российской Федерации”.

Этот Закон дает право кандидату в президенты или его доверенному лицу для уровня территориальных и участковых избирательных комиссий назначить в каждую избирательную комиссию не только наблюдателя, но и своего члена этой комиссии с совещательным голосом. Обращаем Ваше внимание на то, что члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса может назначить исключительно сам кандидат или его доверенное лицо, а общественные организации такого права не имеют. Общественные организации могут назначать в избирательные комиссии только наблюдателей с меньшими правами.

Член участковой избирательной комиссии с совещательным голосом в соответствии со статьей 16 п.13 Закона “О выборах Президента Российской Федерации” имеет равное с действительными членами этой комиссии право знакомиться с любыми бюллетенями и пересчитывать их. Правда, если пересчет проводит член комиссии с совещательным голосом, то этот пересчет не может считаться официальным и окончательным. Но выявить возможную фальсификацию он все же может. Т.е. член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает реальным правом контроля подсчета голосов избирателей. Обращаем Ваше внимание на то, что наблюдатели права на пересчет избирательных бюллетеней лишены.

Обратившись к кандидатам в Президенты РФ или к их доверенным лицам, Вы имеете возможность принять участие в реальном контроле подсчета избирательных бюллетеней, т.е. не допустить фальсификации результатов голосования самой избирательной комиссией или при ее участии.

Как стать членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса

Назначить члена комиссии с совещательным голосом в ЦИК и в ИК субъекта федерации может только кандидат. В участковые и территориальные комиссии назначать могут и доверенные лица кандидатов.

Это должно быть сделано заранее. Соответствующая комиссия регистрирует члена комиссии с совещательным голосом после получения письменного согласия избирателя быть членом комиссии с совещательным голосом, двух фотографий размером 3х4 см и уведомления комиссии о назначении в нее члена с совещательным голосом, подписанное кандидатом или его доверенным лицом. Этого требует специальная инструкция ЦИК. Формы необходимых для регистрации документов и удостоверения члена комиссии с совещательным голосом приводятся ниже.

Права члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса

В статье 16 (пункте 13) Закона “О выборах Президента Российской Федерации” говорится о правах члена комиссии с совещательным голосом. Они шире прав наблюдателей. Член комиссии с совещательным голосом вправе знакомиться с избирательными бюллетенями, иными документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий, получать их копии наравне с членом комиссии с решающим голосом…

Проще говоря, в отличие от наблюдателя, член комиссии с совещательным голосом может пересчитать любую пачку бюллетеней, проверить и пересчитать число проголосовавших по спискам избирателей, проверить правильность протокола об итогах голосования. То есть, у него права не только наблюдателя, но и контролёра. Поэтому в дальнейшем для сокращения члена комиссии с правом совещательного голоса будем называть "контролером".

Он, в отличие от наблюдателя, может сопровождать протокол в территориальную комиссию, может убедиться, что протокол там принят и оставлен, а не возвращен для "доработки" в участковую комиссию, как это нередко бывает.

"Контролер" - член территориальной комиссии с совещательным голосом может контролировать поступление протоколов с избирательных участков, получать (изготовлять) их копии, которые территориальная комиссия обязана заверить. Если система "ГАСВЫБОРЫ" потребует пересчитать бюллетени на каком-то участке (из-за невыполнения контрольных соотношений), копию старого протокола можно будет сравнить с новой его версией.

Кроме того, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает и всеми правами наблюдателя. Напомним важнейшие из них.

В статье 21 (в пункте 11) Закона “О выборах Президента Российской Федерации” указано, что

“Наблюдатель вправе:

  1. Наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания избирательных бюллетеней;
  2. Визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей ”
  3. Наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов…”

Для направления наблюдателя в территориальную или участковую комиссию достаточно удостоверения, подписанного кандидатом или его доверенным лицом, каким-либо избирательным объединением или блоком, каким-либо общественным объединением. В нем должны быть указаны ФИО наблюдателя, его адрес, телефон, номер избирательного участка, название комиссии, куда он направляется. Форма такого удостоверения приводится ниже. Это удостоверение действует при предъявлении паспорта. Предварительного уведомления комиссии не требуется.

Наблюдателей может быть несколько, они могут сменять друг друга, но в помещении участка может находиться только один наблюдатель от кандидата. Другие, например, в это время могут сопровождать членов комиссии, вышедших на дом к избирателям для голосования, следить за тем, чтобы вблизи участка не было агитации и скупки чистых бюллетеней.

При обнаружении нарушений избирательного законодательства член избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатель вправе зафиксировать их в соответствующих актах, формы которых приводятся ниже.

Как провести подсчет избирательных бюллетеней с точным соблюдением требований закона

Статья 69, пункт 1 Закона “О выборах Президента Российской Федерации” гласит, что “подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом”. К таким лицам относятся члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, наблюдатели, иностранные наблюдатели и представители средств массовой информации.

Эти же лица вправе присутствовать и при непосредственном подсчете голосов (статья 69, пункт 11). Непосредственный подсчет голосов избирателей проводится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (статья 69, пункт 10).

“Непосредственный подсчет голосов избирателей проводится в помещении для голосования на местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой избирательной комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов избирателей пользоваться письменными принадлежностями. При этом все присутствующие должны иметь возможность наблюдать за действиями членов участковой избирательной комиссии” (статья 69, пункт 12).

Далее в той же статье 69 Закона “О выборах Президента Российской Федерации” подробно описывается процедура непосредственного подсчета голосов избирателей. Очень важно, чтобы при этом строго выполнялись следующие положения Закона.

“Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, и по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается” (статья 69, пункт 16).

“После сортировки избирательных бюллетеней производится подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по голосам избирателей, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, и по голосам избирателей, поданным против всех кандидатов. Полученные данные после оглашения заносятся в строку 18 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы” (статья 69, пункт 17).

“С рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса” (статья 69, пункт 21).

Член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса пользуется всеми правами наблюдателей, в частности, в соответствии со статьей 21, пунктом 11, подпунктом д) он вправе “наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания избирательных бюллетеней; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи”.

Эти законные права наблюдателей и членов избирательной комиссии с совещательным голосом будут соблюдены лишь в том случае, если подсчет бюллетеней будет происходить последовательно, пачка за пачкой. Только в этом случае все наблюдатели могут убедиться в том, что в каждой пачке именно то число бюллетеней, которое вписано в протокол, что все они заполнены одинаковым образом, т.е. за одного кандидата или против всех кандидатов, что ни один из них не является недействительным из-за дополнительных пометок или по другим причинам и т.п.

По Закону избирательная комиссия не имеет права ограничиться показом бюллетеней при их сортировке и подсчетом рассортированных бюллетеней без контроля со стороны наблюдателей и членов комиссии с совещательным голосом или одновременно несколькими группами членов комиссии. Ссылки на усталость и требования территориальной комиссии быстрее отправить им протокол не могут служить основаниями для членов участковых избирательных комиссий для выполнения подсчета голосов по упрощенной схеме с нарушением норм Закона.

Нарушение закона с целью ускорить подсчет голосов может привести к судебным искам. В соответствии с положениями статьи 81 пункта 3 суд соответствующего уровня правомочен отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке, если будут доказаны факты нарушения правил подсчета голосов избирателей и определения результатов выборов, и “если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей”. Таким образом, любой из проигравших кандидатов может обратиться в суд с требованием признать итоги голосования на соответствующем избирательном участке недействительными и имеет возможность выиграть этот судебный процесс.

В соответствии с положениями статьи 16 пункта 13 подпункта г) член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса вправе знакомиться, в том числе, с избирательными бюллетенями и протоколами голосования, в том числе и на электронных носителях и получать их копии. Таким образом, члены комиссии с совещательным голосом, как и члены комиссии с решающим голосом, имеют право знакомиться с любыми избирательными бюллетенями, то есть пересчитать каждую пачку под контролем членов комиссии с решающим голосом. Этот пересчет не может считаться официальным и окончательным, поскольку официальный подсчет вправе вести только члены комиссии с решающим голосом. Но выполнение такого пересчет поможет убедить наблюдателей от всех кандидатов в точности и правильности официального подсчета.

Обращаем ваше внимание на вполне реальную возможность для членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом как решающего, так и совещательного голоса на получение протоколов голосования на избирательных участках в электронном виде. Эти протоколы в электронном виде формируются в территориальных избирательных комиссиях по мере поступления информации о результатах голосования. Для получения протоколов в электронном виде можно обращаться к члену территориальной избирательной комиссии, курирующей систему ГАС “Выборы”.

Предлагаем Вам направлять в наш адрес через регистрацию как участника этого проекта или по электронной почте Ваши сообщения о нарушениях в ходе голосования и протоколов голосования в электронном виде.

Желаем Вам успехов и всего наилучшего!

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ С СОВЕЩАТЕЛЬНЫМ ГОЛОСОМ

И НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

на выборах Президента России

УДОСТОВЕРЕНИЕ наблюдателя
ЗАЯВЛЕНИЕ в избирательную комиссию о нарушении
ЖАЛОБА на действия (решения) государственного органа
СТАТЬИ Уголовного Кодекса и Кодекса РСФСР
АКТ о нарушении избирательного законодательства
АКТ Участковой избирательной комиссии о погашении возвращенных бюллютеней
ЗАЯВЛЕНИЕ в Участковую избирательную комиссию с просьбой предоставить возможность проголосовать вне помещения для голосования
АКТ Участковой избирательной комиссии об обнаруженных лишних бюллютеней