инструкции наблюдателям / нарушения

Любарев А.Е.,
Бузин А.Ю.

Рекомендации членам участковых избирательных комиссий и наблюдателям по контролю за правильностью составления протокола участковой избирательной комиссии на выборах Президента РФ


Цифры, которые вносятся в протокол об итогах голосования, связаны друг с другом и должны удовлетворять определенным соотношениям, которые обычно называют “балансовыми” или “контрольными” соотношениями. Закон о выборах и инструкции ЦИК, а также различные методические пособия требуют, чтобы члены комиссии после составления протокола проверяли выполнение этих балансовых соотношений.

Как показал опыт, практически все избирательные комиссии действительно проверяют требуемые соотношения, однако не обращают внимание на другие возможные несоответствия.

В этих рекомендациях мы хотим обратить внимание членов избирательной комиссии и наблюдателей на необходимость более тщательного подхода к данным протокола и на способы контроля за правильностью составления протокола.

Ссылки даны на Закон РФ “О выборах Президента РФ”.

Содержание:

Общие рекомендации по наблюдению за заполнением протокола участковой комиссии
Содержание и технология заполнения строк протокола
Проверка контрольных соотношений
Справочная таблица по заполнению строк Протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах Президента РФ

Общие рекомендации по наблюдению за заполнением протокола участковой комиссии

  1. Член избирательной комиссии (наблюдатель) должен хорошо понимать смысл каждой строки протокола и допустимые значения или соотношения значений этих строк.
  2. Протокол составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр будет отправлен в территориальную комиссию, второй и третий остаются в участковой комиссии. Окончательное составление всех трех экземпляров протокола производят после всех подсчетов и проверок. В процессе подсчета голосов происходит не составление протокола, а лишь предварительное занесение цифр в один из экземпляров протокола и его увеличенную форму.
  3. На видном месте избирательного участка должна быть вывешена УВЕЛИЧЕННАЯ ФОРМА ПРОТОКОЛА, в которую цифры заносятся по мере их установления одновременно с заполнением одного из экземпляров протокола (п. 4 ст. 62).
  4. В соответствии с Законом (ст. 69) протокол заполняется поэтапно, ПО МЕРЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦИФР в процессе подсчета голосов, который начинается сразу же после окончания голосования. Например: погасили неиспользованные бюллетени, подсчитали их, и тут же занесли их количество в протокол и в увеличенную форму Протокола. Такой порядок увеличивает возможности контроля за правильностью заполнения протокола.

Многие председатели (секретари) комиссии, особенно опытные, ссылаясь на то обстоятельство, что составление протокола надо производить ручкой и без помарок (п. 26 ст. 69) отказываются заносить цифры в протокол в процессе подсчета. Однако, – это уловка, направленная на то, чтобы облегчить себе работу или создать возможности для фальсификаций. Мы считаем, что занесение цифр в протокол можно производить карандашем, поскольку п. 26 ст. 69 говорит не о занесении цифр, а об окончательном составлении протоколов. Важно, чтобы все изменения происходили на глазах у присутствующих.

Еще раз отметим, что Закон строго определяет моменты заполнения каждой из строк протокола в процессе подсчетов.

[следующая]