инструкции наблюдателям / нарушения

РЕКОМЕНДАЦИИ

по наблюдению за ходом голосования и подведением итогов голосования на избирательном участке в день голосования
Для наблюдателей и членов участковых избирательных комиссий
в г. Москве

Составитель: А.Ю. Бузин,
Председатель московского Объединения избирателей,
член окружной избирательной комиссии
по выборам депутата ГД,
председатель окружной избирательной комиссии
по выборам депутата МГД


Содержание

Об этих рекомендациях*
Специфика московских выборов 1999 года*
Статус наблюдателя, члена участковой комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса. Оформление статуса наблюдателя*
Психологическая и организационная подготовка наблюдателя. Фиксация нарушений*

Подготовьтесь психологически*
Фиксация нарушений*
Что надо иметь при себе*

Начало наблюдения (7.45-8.15 утра)*

Предъявление присутствующим пустых урн для голосования и их опечатывание*
Подсчет избирателей, проголосовавших досрочно*
О заполнении Протоколов*

Наблюдение в ходе голосования*

Внесение данных в список избирателей в день голосования*
Голосование вне участка*
Голосование по открепительным удостоверениям*
Наиболее распространенные нарушения в ходе голосования*
Выдача бюллетеней для голосования не лично избирателю*
Агитация в помещении для голосования и рядом с ним*

Закрытие участка и подведение итогов голосования*

Объявление о закрытии участка*
Погашение неиспользованых и испорченых избирательных бюллетеней, занесение в Протокол количества погашенных бюллетеней и открепительных удостоверений*
Работа со списками избирателей и заполнение Протоколов на основании данных из списка избирателей*
Подсчет бюллетеней в переносных ящиках*
Подсчет голосов по бюллетеням из стационарных урн*

Вскрытие стационарных урн*
Сортировка по виду выборов*
Подсчет голосов и заполнение Протокола №1 (по одномандатному округу по выборам в ГосДуму)*
Алгоритм сортировки:*
Подсчет голосов и заполнение Протокола №2 (по федеральному округу по выборам в ГосДуму)*
Упаковка бюллетеней и открепительных удостоверений*
Подписание Протоколов, снятие копий и отправка их в вышестоящую комиссию*

Подсчет голосов и заполнение Протокола по общегородскому избирательному округу (по выборам Мэра)*
Подсчет голосов и заполнение Протокола по многомандатному избирательному округу (по выборам советников)*

Подтверждение о принятии протоколов вышестоящей комиссией*
Пример заявления о нарушении избирательного законодательства*

Об этих рекомендациях

Эти рекомендации предназначены членам участковых избирательных комиссий и наблюдателям, которые будут в день выборов присутствовать на участке для голосования. Данные рекомендации написаны в первую очередь применительно к выборам, которые состоятся в г.Москве 19 декабря 1999г., однако могут быть использованы и на других выборах, в той части, которая касается общих для всех регионов и видов выборов положений избирательного законодательства.

Избирательное законодательство России состоит из:

А) Закона РФ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (далее для краткости: “Закон о гарантиях”), который применим к любым выборам на территории России, и имеет, вообще говоря, более высокий приоритет по сравнению с законами субъектов РФ;

Б) Законов РФ о конкретных видах выборов, например, Закон РФ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (далее для краткости будем употреблять обозначение “ФЗ”), Закон РФ “О выборах Президента Российской Федерации”;

В) Избирательного законодательства субъектов Федерации, в частности Закона города Москвы “О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве” (далее для краткости будем употреблять обозначение “МЗ”)

Г) Подзаконных актов, регламентирующих процесс выборов и издаваемых избирательными комиссиями, другими органами власти. В частности, ЦИК издал “Инструкцию по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий ….” (утверждена постановлением ЦИК от 08.11.99 №39/497-3), которая имеет непосредственное отношение к проведению голосования и подведению итогов (но посвящена только выборам в ГосДуму).

Настоятельно советуем членам избирательных комиссий и наблюдателям заранее изучить разделы Законов, посвященные голосованию и подведению итогов в участковых комиссиях.

Все перечисленные выше документы ДОЛЖНЫ находиться на избирательном участке.

Полезным является также вспомогательная литература, издаваемая ЦИК в качестве неофициальных рекомендаций. Так, вполне вероятно, что в участковой комиссии вы найдете “Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии”, который содержит многочисленные рекомендации, и, главное, образцы документов (актов, реестров и пр.).

Данные рекомендации отличаются от других подобных документов тремя особенностями: во-первых, они касаются всех четырех видов выборов, которые будут проходить в Москве, во-вторых, они предназначены как членам комиссий, так и наблюдателям, в-третьих, они акцентируют внимание на некоторых чисто практических вопросах применения избирательного законодательства.

Специфика московских выборов 1999 года

19 декабря 1999г. москвичи будут участвовать в трех видах выборов: депутатов ГосДумы (в орган государственной власти РФ), Мэра и Вице-мэра (органа государственной власти г.Москвы - субъекта Федерации) и советников районных Собраний (органов местного самоуправления в г.Москве). Каждый избиратель получит четыре бюллетеня: 1)со списком фамилий кандидатов в депутаты ГосДумы, среди которых надо выбрать не более одного; 2)со списком избирательных блоков, объединений, среди которых надо выбрать не более одного; 3)со списком кандидатов в Мэры г.Москвы, среди которых надо выбрать не более одного; 4) со списком кандидатов в советники районного Собрания, среди которых надо выбрать не более указанного в том же избирательном бюллетене числа кандидатов. После окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана подвести итоги голосования по каждому из типов бюллетеней и составить четыре протокола (каждый в трех экземплярах).

Выборы 1999г. будут проходить по новому избирательному законодательству. За время, прошедшее с последних выборов в ГосДуму (1995г.), в Мэры (1996г.) и в советники (1997г.) были приняты новые избирательные законы, существенно отличающиеся от старых законов о выборах. Новые законы предусматривают возможность более тщательного контроля за ходом голосования и за подведением итогов. В частности, на каждом участке для голосования теперь должны быть вывешены увеличенные экземпляры протоколов голосования, данные в которые вносятся в строго определенном временном порядке, что уменьшает возможность “подгонки” балансовых соотношений протокола. Процедура подсчета бюллетеней детально “расписана” в законе, в частности, данные каждого бюллетеня должны быть оглашены и предъявлены наблюдателям. Наблюдателям предоставляется возможность снять копии протоколов и заверить их у председателя комиссии.

С другой стороны, за последние несколько лет участники избирательного процесса накопили определенный опыт не только положительного, но и отрицательного характера. В ходе голосования могут применяться такие приемы, которые несколько лет тому назад были совершенно ненужными. Например, “покупка” голосов непосредственно перед избирательным участком. Однако наиболее опасные подтасовки при подведении итогов голосования могут возникнуть в комиссиях высшего уровня. Распространенной практикой является “доработка” протоколов участковых комиссий в территориальной или окружной комиссии. Именно поэтому важно иметь официально заверенные копии протоколов участковых комиссий: их можно сравнить со сводными таблицами вышестоящих комиссий.

Выборы в Москве имеют свои характерные особенности. Во-первых, - большой объем работы по подсчету бюллетеней. Выборы советников проходят по многомандатным округам, а подсчет голосов по многомандатным округам нельзя осуществить строго в соответствии с Законом о гарантиях. В московском же законе эта процедура описана не очень понятно. Подсчет бюллетеней может сильно затянуться и требование строго следовать закону может быть воспринято “в штыки” членами участковой избирательной комиссии.

Другой характерной особенностью этих выборов в Москве является то, что московская исполнительная власть, по традиции осуществляющая “кураторство” над избирательными комиссиями, в настоящее время имеет ярко выраженные политические пристрастия.

Статус наблюдателя, члена участковой комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса. Оформление статуса наблюдателя

Назначение гражданина членом участковой комиссии производится в момент ее формирования районным Собранием - это бывает обычно за месяц до дня выборов.

Член участковой комиссии с правом совещательного голоса может быть назначен кандидатом (в депутаты, Мэры, советники), баллотирующимся по данному округу или избирательным блоком, объединением, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. Интересно, что Закон не регламентирует момент назначения члена комиссии с правом совещательного голоса, это означает, что такой член может быть назначен и в день голосования. Полномочия члена участковой комиссии с правом совещательного голоса (ст.22 ФЗ и ст.19 МЗ) практически не отличаются от полномочий наблюдателя. (Хотя при желании можно “сыграть” на тонкостях: например, наблюдатель может обращаться только к председателю комиссии, а член комиссии с правом совещательного голоса - к любому члену комиссии). Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса подтверждаются такими же документами, что и полномочия наблюдателя (см. ниже).

Порядок назначения наблюдателя определен ст.29п.9 ФЗ и ст.23п.4 МЗ. Наблюдателя могут назначить:

(В Москве при выборах советников назначать наблюдателей могут еще и органы территориального самоуправления).

Каждый кандидат, избирательный блок или объединение, общественная организация могут назначить по несколько наблюдателей в одну комиссию, но не для того, чтобы они находились там сразу, а чтобы они сменяли друг друга.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением с указанием его фамилии, имени и отчества наблюдателя, места жительства, а также номера избирательного участка, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Указанные документы могут быть предъявлены председателю участковой комиссии или лицу, его замещающему в день голосования.

Полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определены ст.23 ФЗ и ст.18 МЗ, а полномочия наблюдателя - ст.29 ФЗ и ст.23 МЗ. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса определены п.12 ст.23 ФЗ и п.2-3 ст. ст19 МЗ.

Член комиссии УЧАСТВУЕТ в работе комиссии в течение всего срока ее полномочий, а наблюдатель только ВИЗУАЛЬНО КОНТРОЛИРУЕТ работу членов избирательной комиссии в день голосования. Участие члена участковой комиссии с правом совещательного голоса ограничено таким образом, что практически он ничем не отличается от наблюдателя.

Член комиссии с правом решающего голоса, в отличие от наблюдателя и члена комиссии с правом совещательного голоса, имеет голос при принятии решения комиссии, например, когда решается вопрос о действительности или недействительности спорного избирательного бюллетеня. Работа члена комиссии с правом решающего голоса будет оплачена государством.

Учитывая сказанное, везде ниже в этом тексте мы не будем специально говорить о членах комиссии с правом совещательного голоса, подразумевая, что они могут делать то же, что и наблюдатели.

Наблюдатель имеет право:

    Наблюдатели не вправе:

Изредка бывает, что наблюдателей не пускают на участок, требуя от них дополнительные документы. В этом случае срочно звоните в вышестоящую комиссию или в штаб. Ничего, кроме соответствующим образом (см. выше) оформленного направления и удостоверения личности, от вас требовать не должны.

Психологическая и организационная подготовка наблюдателя. Фиксация нарушений

Подготовьтесь психологически

Наблюдатели на российских избирательных участках появились совсем недавно - не более десяти лет назад. До этого избирательное законодательство не предусматривало присутствия наблюдателей. Поэтому иногда случается, что члены участковых избирательных комиссий относятся к наблюдателям настороженно. Однако с каждыми следующими выборами эта настороженность становится все меньше и меньше.

Наблюдатель на участке должен быть предельно корректным: строго выполнять требования Закона, не мешать работе комиссии, не шуметь. Явившись в комиссию, наблюдатель должен сразу представить свои документы председателю или секретарю комиссии. Следует познакомиться с руководителями комиссии - председателем, заместителем председателя, секретарем; запомнить их имена и отчества.

Явные нарушения при голосовании встречаются довольно редко, но если бы их не было вообще, то не нужны были бы и наблюдатели. Поэтому надо быть психологически готовым к тому, чтобы предотвратить или зафиксировать нарушение. Для этого требуется определенная решительность: не надо стесняться обращаться по поводу нарушений к председателю комиссии или к члену комиссии, его замещающему. Учтите, что на некоторые нарушения следует реагировать немедленно, иначе может оказаться поздно.

Наблюдатели и члены комиссии должны учитывать, что другие члены комиссии, в том числе председатель и секретарь - это люди со своим характером, собственным мнением о себе и о том, как и что надо делать. Многие председатели - люди с немалым опытом работы в участковых комиссиях, и часто они пытаются подавить своим авторитетом. Поэтому, направляясь на участок, следует подготовиться, в первую очередь - иметь основания считать себя достаточно компетентным в вопросе наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов.

Не следует усматривать в каждом нарушении злонамеренность комиссии или ее руководителей.

Нарушения могут быть неумышленными - по забывчивости, или даже по незнанию. Председатель комиссии может, например, просто забыть предъявить внутренность избирательных урн перед их опечатыванием. Намного проще и во всех отношениях лучше напомнить комиссии о необходимости это сделать, а не составлять заявление по этому поводу. Для этого следует подойти к председателю комиссии и в уважительной форме заявить ему об этом. Возможно, он не будет очень доволен, но вряд ли станет возражать. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше, поскольку как только проголосует первый избиратель, урну вскрывать уже нельзя (до окончания голосования). Если урна уже опечатана, но избирателей еще не было, то, конечно, комиссия может быть очень недовольна вашим требованием, но, попробуйте объяснить комиссии, что это в ее же интересах, чтобы к ней не было претензий после подведения итогов (в этом случае вся суточная работа комиссии может пойти насмарку). Конечно, если вы встретитесь с твердым отказом удовлетворить ваше законное требование, то надо предупредить комиссию, что об этом нарушении будет составлен акт (который можно составить в течение дня). Только не надо после отказа удовлетворить ваше требование кричать, устрашать председателя немедленными карами и вырывать урну из его рук.

Существуют требования Закона, которые, могут по-разному трактоваться. Например, закон требует, чтобы избиратель сам заполнял сведения о себе в списке избирателей. Однако Закон также предусматривает, что это может сделать член комиссии “с согласия избирателя либо по его просьбе”. Обычно комиссия считает, что “согласие избирателя” - это “молчаливое согласие”, отсутствие возражений. По-видимому, такую трактовку надо считать правильной, поскольку члены комиссий в подавляющем своем большинстве не готовы поступать иначе, и избиратели не хотят сами заполнять сведения о себе, а подобное нарушение (если считать это нарушением) не влечет за собой искажения результатов голосования.

Умышленные нарушения тоже бывают двух типов.

Первый и наиболее распространенный тип умышленного нарушения - нарушения, которые кажутся членам избирательной комиссии несущественными. К сожалению, одной из российских традиций является пренебрежение к Закону. Даже руководители избирательных комиссий иногда считают, что если требование Закона кажется им неразумным (или даже является таковым), то его исполнять необязательно. Например, председателю комиссии может показаться, что требование п.5ст.75 ФЗ “Председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее, чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования” является избыточным. Его аргументом в этом случае будет что-то вроде: “Понаписали там всяких глупостей, небось, ни разу сами в участковых комиссиях не работали; я не буду этого делать!”.

Другой тип умышленного нарушения - подтасовка; ее, естественно, пытаются сделать скрытно.

Фиксация нарушений

Любые умышленные нарушения должны четко фиксироваться. Заметив нарушение, сделайте об этом заявление председателю комиссии или лицу, его замещающему, и составьте письменное заявление (жалобу) в двух (для этого и нужна копирка) экземплярах о нарушении. Примерный текст такого заявления представлен в конце этих рекомендаций. Один экземпляр передайте председателю комиссии, на другом получите его расписку о получении и оставьте себе.

Необязательно, чтобы заявление было составлено очень гладко в смысле стилистики. Вы можете писать сколь угодно некрасиво и неграмотно, куцыми фразами, но ничего не домысливайте. В заявлении необязательно (хотя и желательно) ссылаться на конкретные статьи Закона. Главное требование, предъявляемое к заявлению (жалобе): оно должно быть максимально подробным и содержать только факты.

Написав заявление, поставьте под ним свою подпись. Вы можете предварительно ознакомить с текстом заявления других наблюдателей; предложите им поставить в заявлении отметку “С заявлением согласен”, указать свой статус и поставить подпись. Если у них возникнут дополнения, которые отображают какие-либо факты, то внесите эти дополнения в заявление. Чем больше подписей стоит под заявлением, тем более весомым аргументом оно будет в дальнейшем; с другой стороны, не растягивайте этот процесс до бесконечности.

Первый экземпляр заявления передайте председателю комиссии для приложения к Протоколам об итогах голосования (п.28ст.77 ФЗ и п.24 ст.50 МЗ), второй (с подписью председателя или секретаря комиссии) оставьте себе.

Что надо иметь при себе

Направляясь на участок, подготовьтесь технически. Возьмите с собой:

Имейте при себе следующие контактные телефоны:

Начало наблюдения (7.45-8.15 утра)

Заранее узнайте, как добраться до вашего участка. Придите туда за 15-20 минут до открытия участка (то есть приблизительно в 7.45). Предъявите свое направление и паспорт руководителям комиссии, выясните, как их зовут.

Поинтересуйтесь количеством избирателей, внесенных в списки избирателей на данном участке. Во-первых, это сразу покажет, что вы находитесь в курсе дела, а во-вторых, вообще говоря, эта цифра нужна, чтобы оценить процент избирателей, проголосовавших досрочно (см.п.4 ст.47 МЗ).

До 8-ми часов утра на участке идет подготовка к голосованию: размещение членов комиссии, выдача членам комиссии списков избирателей и бюллетеней для голосования. (В соответствии с п.5ст.73 ФЗ члены комиссии получают бюллетени от председателя под роспись. Но, поскольку это требование относится только к бюллетеням для голосования в ГосДуму и не относится к бюллетеням по Мэру и советникам, скорее всего оно не будет выполняться. Составьте заявление, но не акцентируйте на этом внимание.)

Кроме того, комиссия до начала голосования должна погасить оставшиеся в комиссии открепительные удостоверения и составить об этом акт (п.8 ст. 72 ФЗ).

Изучите оформление участка: помещение для голосования должно удовлетворять требованиям, установленным ст.70 ФЗ и ст.45 МЗ (требования этих законов в этой части совпадают). Особенно следует обратить внимание на то, чтобы в помещении для голосования или непосредственно рядом с ним находились образцы заполнения избирательных бюллетеней и официальная информация о кандидатах, избирательных блоках и объединениях, а агитационных материалов (листовок, газет и т.д.), наоборот, там быть не должно. Информация о кандидатах должна содержать биографические сведения о них; ЦИК рекомендует также, чтобы информация включала фотографии кандидатов, сведения о доходах и имуществе, сведения об избирательном фонде кандидатов (по крайней мере, для кандидатов в депутаты ГосДумы).

Также очень важно, чтобы в помещении для голосования были вывешены увеличенные экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии. Их должно быть четыре: 1)по выборам в ГосДуму по федеральным спискам; 2) по выборам в ГосДуму по одномандатному округу; 3) по выборам Мэра и Вице-мэра и 4) по выборам советников.

В 8.00 председатель комиссии или член комиссии, его замещающий, объявляет об открытии избирательного участка. Это не значит, что избиратели тотчас же могут начать голосовать, поскольку предварительно, перед началом голосования, следует провести несколько процедур. Однако это означает, что избиратели могут войти в помещение для голосования.

После объявления об открытии участка до начала выдачи бюллетеней должны быть последовательно проведены следующие действия.

Предъявление присутствующим пустых урн для голосования и их опечатывание

Подсчет избирателей, проголосовавших досрочно

Закон о выборах в ГосДуму предусматривает досрочное голосование только для избирателей, находящихся на труднодостуных избирательных участках, поэтому в Москве досрочного голосования по выборам в ГосДуму не будет. (В связи с этим в этих рекомендациях мы не упоминаем никаких процедур, связанных с досрочным голосованием в ГосДуму.) Однако москвичи могут досрочно проголосовать за Мэра и советников. Иначе говоря, если житель Москвы в день голосования предполагает отсутствовать на своем избирательном участке, то он может придти заранее в свою территориальную или участковую комиссию и проголосовать там досрочно за Мэра и советников, а также получить открепительное удостоверение по выборам в ГосДуму.

Следующие процедуры в день голосования связаны с досрочным голосованием по Мэру и по советникам. Эти процедуры описываются п.4 ст.47 МЗ.

Заметим, что, вообще говоря, должно быть два списка: по голосованию за Мэра и по голосованию за советников. Однако можно предположить, что в некоторых комиссиях будет составлен единый список.

Количество проголосовавших досрочно не должно быть большим. Если оно больше чем 1% от списочного состава избирателей на участке, то все бюллетени, которые будут извлекаться из конвертов, должны быть дополнительно проштампованы печатью участковой комиссии. В этом случае по требованию любого из членов комиссии или наблюдателя комиссия обязана произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, извлеченным из конвертов и составить соответствующий акт (п.14 ст.50 МЗ). Естественно, что перекладывать обработанные бюллетени в урны не имеет смысла, то есть следующий этап в этом случае пропускается.

О заполнении Протоколов

Здесь следует сделать несколько замечаний по технологии занесения данных в Протоколы, поскольку именно уже с этого этапа начинается заполнение протоколов (строки 3 и 4 в протоколах по Мэру и советникам).

Всего участковая комиссия должна заполнить по 3 экземпляра каждого из четырех Протоколов:

-Протокол №1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу;

-Протокол №2 об итогах голосования по федеральному избирательному округу;

-Протокол об итогах голосования по общегородскому избирательному округу (по Мэру);

-Протокол об итогах голосования по многомандатному избирательному округу (по советникам). (В Москве существует также несколько - не больше десятка - одномандатных округов по выборам советника.)

Увеличенные формы всех этих Протоколов должны находиться в помещении избирательного участка; данные туда должны заноситься одновременно с занесением данных в Протокол.

Обычной практикой всегда было заполнение Протоколов после окончания подсчетов голосов. Однако новый Закон о гарантиях избирательных прав требует, чтобы Протокол заполнялся по мере проведения подсчетов: просчитали, например, количество проголосовавших по спискам избирателей и сразу после этого заполнили соответствующую графу.

Однако, совершенно очевидно, что точно подсчитать некоторые числа, которые должны быть внесены в протокол, не удастся с первого раза (речь ведь идет о трехзначных числах и довольно большом объеме работы). Если заносить в протокол результаты подсчетов сразу, то наверняка не сойдутся балансовые соотношения, которым должны удовлетворять строки протокола. Именно по этой причине председатели комиссий попытаются нарушить указанную в Законе процедуру внесения данных в протоколы.

Но и допустить, чтобы данные вносились в протокол после подсчета голосов в бюллетенях тоже нельзя: слишком велик будет соблазн подсчитать некоторые цифры, исходя из балансовых соотношений.

ЦИК в своей инструкции предлагает вносить данные в протокол сразу чернилами, а затем, если потребуются исправления, переписывать протокол. Поскольку каждому опытному председателю комиссии ясно, что исправления наверняка будут, он, возможно, попытается вносить данные в протокол не ручкой, а карандашом. Нам представляется, что это вполне разумно и не нарушает Закон, важно только, чтобы данные вносились вовремя и одновременно как в сам Протокол, так и в его увеличенную форму. Тогда все изменения, вносимые в Протоколы, будут производиться на глазах.

Закон допускает, чтобы в процессе подсчетов заполнялся лишь один экземпляр Протокола и его увеличенная форма. Окончательно все три экземпляра Протоколов заполняются после того, как будут проверены все балансовые соотношения и окончательно заполнен один из экземпляров. Окончательный вариант всех экземпляров Протоколов заполняется, естественно, чернилами. Важно, чтобы этот процесс происходил открыто.

Поскольку ЦИК рекомендует сначала провести все действия по подсчету результатов выборов в ГосДуму, то три экземпляра Протоколов №1 и №2 оформляются сразу после подсчетов голосов из бюллетеней для ГосДумы и сразу после оформления должны направляться в территориальную комиссию. Только после этого участковая комиссия приступает к подсчету голосов по Мэру и советникам и к окончательному оформлению соответствующих протоколов.

Наблюдение в ходе голосования

Почти 12 часов вам предстоит заниматься выдачей бюллетеней (если вы - член участковой комиссии с решающим голосом) или наблюдением за ходом голосования (если вы - наблюдатель или член комиссии с совещательным голосом). Не надо изнурять себя в это время, поскольку вам, возможно, предстоит еще и бессонная ночь. Во время голосования вы можете уходить с участка (если вы - член комиссии, то только с разрешения председателя), но хорошо бы позаботиться о том, чтобы хотя бы несколько наблюдателей всегда присутствовали на участке.

Наблюдателям советуем познакомиться с другими наблюдателями, наладить с ними контакт.

Учтите, что интенсивность потока избирателей различна в разное время суток. Она достигает пика днем - с одиннадцати до двух часов.

Порядок выдачи бюллетеней, занесения сведений в списки избирателей, заполнения бюллетеней, погашения испорченных бюллетеней, голосования по открепительным удостоверениям и т.п. определен в ст.73 ФЗ и ст.47 МЗ.

Внесение данных в список избирателей в день голосования

Внесение данных в список избирателей - очень важная процедура, поскольку некоторые строки Протоколов заполняются именно по данным из списка избирателей.

В Москве список избирателей - один на все виды выборов. В этом списке будет ЧЕТЫРЕ графы для подписей избирателей - за каждый полученный бюллетень. Список избирателей обычно состоит из двух частей: основной список - это несколько томов, в которые заранее занесены фамилии избирателей данного избирательного участка, и дополнительный список - это список, который составляют в процессе голосования (туда вносят избирателей с открепительными, а также всех избирателей данного участка, по какой-то причине не попавших в основной список).

За получение каждого бюллетеня избиратель должен будет поставить отдельную подпись напротив своей фамилии. Каждому избирателю из основного списка положено четыре бюллетеня (хотя теоретически он может отказаться от получения любого из них). Избиратель из дополнительного списка может получить либо четыре (если он живет на данном участке), либо один (по открепительному удостоверению) бюллетень (в редких случаях могут быть и другие варианты).

Помимо данных об избирателе, в список могут вноситься различные пометки о том, как голосовал избиратель: “Проголосовал вне помещения для голосования”, “Проголосовал досрочно”, “Выдано открепительное удостоверение” (такая отметка может быть только в основном списке), “Проголосовал по открепительному удостоверению” (такая отметка может быть только в дополнительном списке), “Выдан экземпляр бюллетеня взамен испорченного”, “Внесен в реестр заявок на голосование вне помещения”. Отметки “Выдано открепительное удостоверение” должны быть проставлены в списке избирателей до дня голосования (поскольку в день голосования открепительные удостоверения уже никому не выдаются).

Прежде чем выдать бюллетени избирателю, член участковой комиссии должен проверить в списке избирателей, нет ли напротив фамилии этого избирателя специальных пометок. Например, если напротив фамилии стоит отметка “Выдано открепительное удостоверение” (в этом случае будет естественно, если тут же стоит отметка “Проголосовал досрочно” - по выборам Мэра и советников), а избиратель все же пришел, то его надо вносить в дополнительный список и выдавать только два бюллетеня (п.6 ст.73 ФЗ). Проверяется также, не внесен ли избиратель в реестр заявок на голосование вне помещения (тогда бюллетени ему вообще не выдаются до прибытия членов комиссии с переносными урнами - п.13 ст.75 ФЗ и п.8 ст.48 МЗ).

Внесение данных об избирателе производится обычно членом комиссии, хотя закон требует, чтобы это делал сам избиратель, либо член комиссии, но - с согласия избирателя или по его просьбе. Это требование обычно не выполняется, поскольку большинство избирателей не хотят собственноручно вносить свои данные. Представляется разумным следить только за тем, чтобы член комиссии предоставлял возможность избирателю собственноручно внести данные только в том случае, если избиратель этого требует.

По окончании голосования на каждой странице списка избирателей должны быть сведения, указанные в п.4 ст.77 ФЗ и п.3 ст.50 МЗ и подпись члена участковой комиссии. Эти сведения обычно предварительно проставляются карандашом незадолго до окончания голосования (чтобы ускорить подсчет), а после окончания голосования - чернилами. На последней странице списка каждого тома проставляются такие же суммарные данные по всему тому, а на последней странице последнего тома - суммарные данные по всему списку, которые заверяются подписью председателя (секретаря) и печатью комиссии.

Голосование вне участка

Новый Закон очень подробно регламентирует процедуру голосования вне помещения (ст.75 ФЗ и ст.48 МЗ). Но обычно вне помещения голосует небольшой процент избирателей (хотя бывают и исключения; например, бывали случаи, когда членов комиссии вызывали в воинскую часть). Если заявок на голосование вне помещения не очень много, то мы не советуем наблюдателям участвовать в выездах (выходах) для проведения голосования: количество бюллетеней в переносных урнах жестко контролируется, а результаты этого голосования погоды не сделают.

Как Закон регламентирует проведение голосования вне помещения?

Во-первых, он предоставляет все возможности наблюдателям присутствовать при таком голосовании (п.12 ст.75 и п.7ст.48). Голосование вне помещения проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, при этом вправе присутствовать не более двух наблюдателей или членов комиссии с правом совещательного голоса. Последнее означает, что наблюдатели должны договориться между собой, кто и когда будет участвовать в проведении голосования вне помещения.

П.5 ст.75 ФЗ требует, чтобы время выезда (выхода) для проведения голосования было объявлено председателем не позднее, чем за 30 минут до самого выезда.

Все поступающие заявки (как устные, так и письменные) заносятся в специальный реестр заявок (п.2 и 3 ст.75 ФЗ и п.2ст.48 МЗ). При этом также рекомендуется в списке избирателей делать отметку “Внесен в реестр заявок на голосование вне помещения”. Заявки принимаются до 16.00. Проводящие голосование вне помещения члены комиссии должны получить от председателя (секретаря) комиссии: а)заверенную выписку из этого реестра и б)необходимое количество бюллетеней (под роспись в специальной ведомости - п.7ст.75 ФЗ и п.4 ст.48 МЗ). Проголосовать вне помещения может только тот избиратель, чьи данные указаны в этой выписке из реестра.

По прибытии к избирателю члены участковой комиссии, производящие голосование, должны получить от него заявление о голосовании вне помещения (если такое заявление не было подано в комиссию ранее), в котором также указываются а) данные об избирателе (те же, что и в списке для голосования); б) причины, по которой избиратель не смог прибыть на участок; в)время написания заявления. В этом же заявлении ставятся подписи избирателя за каждый полученный бюллетень и подпись члена комиссии, выдавшего избирательные бюллетени. Таким образом, само по себе такое заявление - это целый документ, поэтому, шаблоны этих заявлений, по-видимому, должны быть заранее заготовлены участковой комиссией. Количество подписей в этих заявлениях играет важную роль: его позже сравнивают с количеством бюллетеней, извлеченных из переносных урн (ст.77 ФЗ и п.10 ст.50 МЗ)

Вернувшиеся после проведения голосования вне помещения члены комиссии, должны отчитаться за проделанную работу, в частности, данные об избирателях, проголосовавших вне помещения, переносятся в списки избирателей (с пометкой “Проголосовал вне помещения для голосования”), а собранные заявления и остаток бюллетеней сдаются. Число отметок “Проголосовал вне помещения для голосования” в списке избирателей комиссия будет позже сравнивать с количеством бюллетеней, вынутых из переносных урн (ст.77 ФЗ и п.10 ст.50 МЗ).

Комиссия должна после каждого выезда составлять акт о проведении голосования вне помещения (п.14ст.75 ФЗ и п.9ст.48 МЗ), приложив к нему заявления о голосовании вне помещения с росписями избирателей за получение бюллетеней. Обычно, выездов бывает несколько (чаще всего - два). Каждый раз желательно брать с собой новую урну для голосования, так как, если количество бюллетеней при вскрытии окажется больше, чем надо (ст.77 ФЗ и п.10 ст.50 МЗ), то все бюллетени из данной урны признаются недействительными.

Голосование по открепительным удостоверениям

Голосование “по открепительным” практиковалось в советские времена, на последних выборах было отменено, а теперь возрождено вновь на выборах в ГосДуму (по выборам Мэра и советников открепительных удостоверений нет!). Порядок голосования по открепительным удостоверениям определен п.7 ст.72 ФЗ.

Самое важное: а)Открепительное удостоверение у избирателя изымается; б)Избиратель вносится в дополнительный список, при этом там делается пометка “Проголосовал по открепительному удостоверению”; в)Такому избирателю выдаются один или два бюллетеня: один (выдается обязательно) - для голосования по федеральным спискам, другой (выдается в том случае, если избиратель проживает в округе, к которому относится данный избирательный участок, что маловероятно) - для голосования по одномандатному округу. Бюллетени по выборам Мэра и советников в этом случае не выдаются.

Итак, существуют два типа открепительных удостоверений, которые приносят избиратели в день голосования: 1)те, которые принес избиратель с этого же избирательного участка и 2)те, которые принес избиратель с другого избирательного участка. В обоих случаях избиратель вносится в ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ список, открепительные у них изымаются, но разница состоит в том, что изъятые открепительные первого типа ПОГАШАЮТСЯ (п.6 ст.73 ФЗ) и хранятся отдельно от открепительных второго типа. Количество погашенных открепительных удостоверений первого типа будет при подсчете голосов внесено в строки 17 Протоколов №1 и №2. Другая разница между открепительными первого и второго типа состоит в том, что по открепительным первого типа выдается два бюллетеня, а по открепительным второго типа, - как правило, один.

Следует также заметить, что в комиссии должен быть список номеров открепительных удостоверений, которые являются недействительными (ЦИК дезавуировал некоторые открепительные удостоверения). Действительное открепительное удостоверение имеет единую для всей России форму, на нем должны быть печать избирательной комиссии, выдавшей удостоверение, и подпись члена этой комиссии.

Наиболее распространенные нарушения в ходе голосования

Основное, за чем следует следить в ходе голосования, - чтобы бюллетени выдавались только лично избирателю и чтобы на участке и рядом с ним не проводилась агитация за кандидатов. Другие нарушения (вброс бюллетеней, нарушение порядка голосования вне помещения для голосования и т.д.) в Москве встречаются редко.

Выдача бюллетеней для голосования не лично избирателю

До сих пор бывают случаи, когда избиратель уговаривает члена комиссии выдать ему комплект бюллетеней для голосования за близкого родственника, паспорт которого он принес с собой. Иногда в ход идут доверенности. Закон строго устанавливает, что каждый избиратель голосует ЛИЧНО. Любое отклонение от этого правила является нарушением и карается наложением штрафа от 10 до 20 МРОТ (ст.40.6 КОАП РСФСР). Если причина неявки на избирательный участок уважительная, то вопрос легко решается: избиратель должен заявить секретарю комиссии, что его родственник хочет голосовать на дому (правда, это можно сделать не позднее 16-ти часов вечера).

Агитация в помещении для голосования и рядом с ним

Что касается агитации, то тут бывают разные варианты. Во-первых, иногда сами члены комиссии по доброте душевной начинают давать советы. Во-вторых, агитацию может вести какой-либо агитатор на участке или недалеко от него. Любая агитация в день выборов запрещена (предусмотрен штраф от 10 до 50 МРОТ), а членам комиссии с правом решающего голоса она запрещена вообще.

Если агитацию (“подсказывание”) проводит член комиссии, обратитесь к председателю комиссии, а в случае, если такое действие повторится, составьте заявление о нарушении и потребуйте отстранения данного члена комиссии от участия в работе комиссии (п.16ст.73 ФЗ и п.11ст.47 МЗ).

Если агитацию проводит кто-нибудь из наблюдателей, членов комиссии с совещательным голосом, представитель средства массовой информации, иное лицо в помещении для голосования, составьте заявление и потребуйте от председателя комиссии удаления данного лица из помещения комиссии на основании п.16ст.73 ФЗ и п.11ст.47 МЗ. Подобные действия могут быть квалифицированы как воспрепятствование работе избирательной комиссии, поскольку она обязана “контролировать на территории избирательного участка соблюдение правил проведения предвыборной агитации” (п.1 ст.28ФЗ).

Отдельный вопрос - агитация рядом с помещением для голосования. Если вам поступили сведения о таких фактах, лично убедитесь в том, что такая агитация происходит. Затем нужно взять с собой еще кого-нибудь и запротоколировать (заактировать) факт агитации. В акте следует отразить, в пользу какого кандидата, избирательного блока или объединения ведется агитация. Затем следует потребовать от председателя комиссии пресечения этой деятельности.

Закрытие участка и подведение итогов голосования

После закрытия участка и перед началом непосредственного подсчета голосов производятся важные предварительные действия: погашение бюллетеней, подсчеты по спискам избирателей и внесение соответствующих данных в Протоколы.

Под “началом подсчета голосов” Закон подразумевает не момент вскрытия избирательных урн и начало подсчета находящихся в них бюллетеней, а момент, когда проголосует последний избиратель (находившийся в помещении для голосования и не имеющий права там оставаться при подсчете). До вскрытия урн следует произвести несколько важных процедур. Этот этап будет довольно сложным, поскольку к нему относится много нововведений и председатели участковых комиссий могут вольно или невольно нарушить требуемую Законом процедуру. Председатели участковых комиссий обычно спешат перейти к процедуре непосредственного подсчета голосов. Между тем, то, что делается на этом этапе очень важно для установления факта правильности подсчета голосов на участке.

Объявление о закрытии участка

В 20.00 председатель комиссии объявляет участок закрытым. После этого получить бюллетени и проголосовать могут только избиратели, находящиеся в помещении для голосования (п.2 ст.77 ФЗ).

Инструкция ЦИК утверждает, что председатель комиссии обязан после того, как проголосует последний избиратели, объявить общую последовательность дальнейших действий участковой комиссии, а перед каждым этапом председатель обязан объяснять процедуру осуществления этого этапа. Этапы подведения итогов соответствуют нижеследующим подразделам этого раздела. Последовательность этих этапов определена ст.77 ФЗ и ст.50 МЗ.

Некоторые действия при подсчете голосов используют различные ранее составленные акты участковой комиссии, заявления избирателей и т.п. Все эти документы к началу подсчета должны находиться в помещении для голосования. Список этих документов довольно велик (для выборов в ГосДуму такой список представлен в Инструкциях ЦИК и содержит 23 пункта). Если каких-либо из этих документов не обнаружится при подсчете, то это серьезное нарушение, которое должно быть зафиксировано вашим заявлением.

Погашение неиспользованных и испорченных избирательных бюллетеней, занесение в Протокол количества погашенных бюллетеней и открепительных удостоверений

Этот этап описан в п.3 ст.77 ФЗ и п.2 ст.50 МЗ.

1. Члены комиссии подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени. Не забудьте, что речь идет о четырех видах бюллетеней; каждый из видов подсчитывается отдельно. При погашении не допускается повреждение квадратов в бюллетенях.

2. Количество погашенных бюллетеней суммируется с количеством испорченных бюллетеней (эти бюллетени должны храниться отдельно от неиспользованных бюллетеней, при этом должны иметься в наличии акты об их погашении) по каждому виду выборов. Сумма заносится в Протоколы (в том числе - в увеличенные формы Протоколов): в строки 4 Протоколов №1 и №2 и в строки 5 Протоколов по выборам Мэра и по выборам советников.

3. На основании акта о погашении неиспользованных открепительных удостоверений, составленного еще утром (см. выше) в строки 16 Протоколов № 1 и №2 заносится число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений.

4. Подсчитывается количество открепительных удостоверений, которые были принесенных в комиссию избирателями, проживающими на этом же участке, и погашенными в соответствии с п.6 ст.73 ФЗ. Это число заносится в строки 17 Протоколов №1 и №2 по выборам в ГосДуму.

Работа со списками избирателей и заполнение Протоколов на основании данных из списка избирателей

На этом этапе проводится подсчет данных, содержащихся в списках избирателей. Эти данные затем вносятся в Протоколы и играют важную роль при проверке балансовых соотношений. Эти данные не менее важны, чем те, которые будут получены при непосредственном подсчете голосов, однако по традиции к этому этапу относятся менее внимательно, чем к подсчету бюллетеней. Процедуры этого этапа описаны в п.4-9 ст.77 ФЗ и п.3-7 ст.50 МЗ.

1. В п.4 ст.77 ФЗ и в п.3 ст.50 МЗ указано, какие данные должны быть проставлены на каждой странице списка избирателей. Обычно, эту работу члены комиссии начинают выполнять еще до закрытия участка - в этом нет нарушения. Каждая страница должна быть подписана членом комиссии.

Суммарные данные по всему списку избирателей должны быть получены именно теперь. Они проставляются на последней странице списка избирателей (в каждом томе), подписываются председателем и заверяются печатью комиссии. Затем суммируются данные по всему списку избирателей и проставляются на последней странице последнего тома.

Заметьте, что в суммарные данные входят как данные из основного, так и из дополнительного списка избирателей.

2. Затем оглашаются и заносятся в Протоколы (в один из экземпляров каждого Протокола и в их увеличенные формы) следующие данные (п.6-8 ст.77 ФЗ и п.5 и 6 ст.50 МЗ):

2.1)В строки 1 всех четырех Протоколов - число избирателей, внесенных в список избирателей. Эти данные должны быть взяты из только что полученного суммирования по спискам избирателей. Число, заносимое в строку 1, вообще говоря, может быть разным в каждом из четырех Протоколов. Однако эти различия не должны быть большими: эти число должно быть практически одинаковым в Протоколе №1, Протоколе по выборам Мэра и в Протоколе по выборам советников, и несколько большим оно должно быть в Протоколе №2 (приблизительно на количество полученных комиссией от избирателей открепительных удостоверений). Если разница первых строк Протоколов большая, то это является сигналом усилить внимание к подсчету голосов и к проверке контрольных соотношений.

2.2)В строки 2 всех четырех Протоколов вносится число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссий (устанавливается для каждого вида выборов по актам приема бюллетеней от территориальной избирательной комиссии).

2.3)В строки 13 Протоколов №1 и №2 - число открепительных, полученных участковой избирательной комиссией от территориальной комиссии (устанавливается по акту получения их от территориальной комиссии).

2.4)В строки 14 Протоколов №1 и №2 - число открепительных, выданных участковой избирательной комиссией (устанавливается по отметкам в списке избирателей).

2.5) В строки 14а Протоколов №1 и №2 - число открепительных, выданных территориальной избирательной комиссией избирателям данного участка (устанавливается по отметкам в списке избирателей и проверяется по выписке из реестра выдачи открепительных удостоверений в территориальной комиссии).

2.6)В строки 15 Протоколов №1 и №2 - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям (устанавливается по отметкам в дополнительном списке избирателей).

2.7)В строки 5 Протоколов №1 и №2 и в строки 6 Протоколов по Мэру и советникам - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на участке для голосования (устанавливается по числу подписей в списке избирателей).

2.8)В строки 6 Протоколов №1 и №2 и в строки 7 Протоколов по Мэру и советникам - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям вне помещения для голосования (устанавливается по количеству отметок в списке избирателей).

2.9)В строки 3 Протоколов №1 и №2 - число избирателей, проголосовавших досрочно. (Для Москвы это число равно нулю. Заметьте, что соответствующие строки Протоколов по Мэру и советникам должны быть заполнены с утра).

3. Затем председатель или секретарь комиссии обеспечивает хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Это важное требование!

После этих действий начинается этап непосредственного подсчета голосов. Сначала вскрываются поочередно переносные урны, производится подсчет бюллетеней в них и заполнение двух строк Протоколов. Затем вскрываются (обычно одновременно) стационарные урны и начинается собственно подсчет голосов.

Закон устанавливает, что все эти действия должны происходить таким образом, чтобы все присутствующие имели возможность наблюдать за действиями членов участковой комиссии (п.12 ст.77 ФЗ и п.8ст.50 МЗ).

Закон определяет, что при подсчете учитываются только “бюллетени установленной формы”. Иначе говоря, никак не учитываются данные из бумажек и бюллетеней, которые были извлечены из ящиков, но не имеют всех нужных реквизитов “бюллетеня установленной формы”. Бюллетень установленной формы - это бюллетень, изготовленный по официальной форме и заверенный подписями двух членов данной участковой комиссии и печатью комиссии. Все бюллетени неустановленной формы, которые будут найдены в ящиках для голосования, собираются в одну пачку и упаковываются отдельно. Не путайте бюллетень неустановленной формы с недействительным бюллетенем - это разные вещи!

Подсчет бюллетеней в переносных ящиках

Следующий этап - подсчет бюллетеней в переносных ящиках. Этот этап описан в п.14 ст.77 ФЗ и п.10 ст.50 МЗ. К сожалению, некоторые вопросы этого этапа описаны в Законе (да и в Инструкции ЦИК) не очень ясно.

На этом этапе речь идет именно о подсчете бюллетеней, а не о подсчете голосов! Для каждого переносного ящика надо установить два факта: 1)количество бюллетеней установленной формы в переносных ящиках (по каждому виду выборов, то есть всего четыре числа) и 2)не превышает ли это количество число избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, (последнее число должно быть указано в акте, приложенном к данному ящику) и число подписей избирателей за получение бюллетеней в заявках на голосование вне помещения. Если количество бюллетеней, извлеченных из переносного ящика, окажется больше чем число избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования или больше чем число подписей избирателей за получение бюллетеней в заявках на голосование вне помещения, то все бюллетени из этого переносного ящика признаются недействительными.

Требование Закона фактически означает следующее. Для каждого переносного ящика производится следующая процедура:

Перед вскрытием каждого переносного ящика председатель должен зачитать акт, составленный после выезда с этим ящиком: “С этим ящиком выезжали такие-то члены комиссии, в этот ящик проголосовали столько-то избирателей, к акту приложено такое-то количество заявлений о голосовании вне помещения с подписями за получение бюллетеней, по голосованию в ГосДуму по одномандатному округу столько-то, по голосованию в ГосДуму по федеральному округу столько-то, по голосованию за Мэра столько-то, по голосованию за советников столько-то” (последние четыре числа, как правило, должны совпадать). Затем на ящике проверяется пломба и он вскрывается. Извлеченные бюллетени раскладываются оборотной стороной вверх по видам голосования (отдельно откладываются бюллетени неустановленной формы). Подсчитывается количество извлеченных бюллетеней по каждому виду голосования. Эти числа заносятся в строки 7 увеличенных форм Протоколов №1 и №2 и строки 8 увеличенных форм Протоколов по Мэру и по советникам. Сразу заносить в сам Протокол не надо, так как это данные лишь по одному из переносных ящиков, а в Протоколы надо заносить сумму по всем переносным ящикам. Если вдруг окажется, что по какому-то виду голосования бюллетеней извлекли больше, чем соответствующее число, зачитанное перед этим председателем, то по этому виду выборов все извлеченные бюллетени объявляются недействительными, о чем составляется акт. Число бюллетеней, признанных недействительными по этой причине заносится в строки 11 увеличенных форм Протоколов №1 и №2 и строки 12 увеличенных форм Протоколов по Мэру и по советникам.

Затем полученные данные по всем переносным ящикам суммируются, и суммы заносятся в соответствующие строки всех четырех Протоколов и их увеличенные формы.

Подсчет голосов по бюллетеням из стационарных урн

Вскрытие стационарных урн

Затем (после проверки целостности пломб на стационарных урнах) на стол вываливаются бюллетени из всех стационарных урн, и начинается длительный этап подсчета голосов. О том, как это должно делаться, написано в п.16-21 ст.77 ФЗ и в п.15-17 ст. 50 МЗ. То, что не “досказано” в Законе, уточняется в инструкции ЦИК.

Это, пожалуй, самый длительный этап. Количество бюллетеней, которые надо будет изучить равно приблизительно 2000(среднее количество избирателей на участке)*0.5 (ожидаемая явка)*4(количество бюллетеней одного избирателя)=4000 штук.

Сортировка по виду выборов

Перво-наперво бюллетени сортируются по видам выборов. Иначе говоря, бюллетени разделяются на четыре большие кучи (при раскладке по кучам надо быть очень внимательным: если хотя бы один из бюллетеней попадет не в свою кучу, то, возможно, придется переделывать Протоколы):

1)бюллетени по выборам в ГосДуму по одномандатному округу;

2)бюллетени по выборам в ГосДуму по федеральному округу;

3)бюллетени по выборам Мэра;

4)бюллетени по выборам советников.

Затем в этой же последовательности подсчитываются результаты голосования по каждому виду выборов, упаковываются бюллетени, производится окончательное оформление Протоколов.

Подсчет голосов и заполнение Протокола №1 (по одномандатному округу по выборам в ГосДуму)

Сначала подсчитываются голоса, поданные избирателями по одномандатному округу по выборам в ГосДуму и заполняется Протокол №1.

Для этого сортируют кучу бюллетеней по этому виду выборов. Сортировка производится по правилам, которые мы называем “алгоритмом сортировки” (этот же алгоритм используется и при подсчете голосов за федеральные списки и при подсчете голосов за Мэра):

Алгоритм сортировки:

Бюллетени из кучи раскладываются по следующим стопкам:

(а) недействительные бюллетени, не содержащие отметок ни по одной из позиций;

(б) другие недействительные бюллетени;

(в) против всех кандидатов (против всех федеральных списков);

(г) за первого кандидата (за первый федеральный список);

(д) за второго кандидата (за второй федеральный список);

(е) за третьего кандидата (за третий федеральный список) и т.д.

……

При этом также отделяются бюллетени неустановленной формы (если такие встретятся).

Процесс раскладывания бюллетеней четко регламентирован Законом: он требует, чтобы “член комиссии с правом решающего голоса ОГЛАШАЛ содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представлял бюллетени для визуального контроля всем присутствующим”. При этом “одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается” (п.16 ст.77 ФЗ и п.12 ст.50 МЗ). Кстати эти требования являются новинкой избирательного законодательства, и можно предположить, что некоторые председатели комиссии попробуют действовать по старинке: молча раскладывая бюллетени. Этого допустить нельзя.

Определение того, какой бюллетень считать недействительным, записано в п.18 ст.77 ФЗ и в п.15 ст.55 МЗ. Вопрос о признании бюллетеня недействительным иногда вызывает разногласия у членов комиссии. Тогда этот вопрос решается голосованием.

После завершения сортировки не менее двух членов комиссии подсчитывают количество бюллетеней в каждой стопке. Полученные количества объявляются и заносятся в соответствующие строки Протокола №1 и его увеличенной формы.

Количество бюллетеней в стопке (а) заносится в строку 12 Протокола №1. Это число складывается с количеством бюллетеней в стопке (б) и с числом из строки 11; сумма заносится в строку 10. Количество бюллетеней в стопке (в) заносится в строку 42. Затем количество бюллетеней в стопках (г), (д) и т.д. заносится в строки 18, 19 и т.д.

Затем производится заполнение строки 9 Протокола №1: она вычисляется как сумма голосов, поданных за всех кандидатов вместе взятых и против всех кандидатов.

Затем заполняют строку 8 Протокола №1: она вычисляется как разность между суммой строк 9 и 10 и строкой 7.

После этого наступает напряженный момент проверки балансовых соотношений. Инструкция ЦИК рекомендует проверять балансовые соотношения в два этапа. Сначала проверяются следующие четыре соотношения:

А.{1}? {3}+{5}+{6}

Б.{2}={3}+{4}+{5}+{6}

В.{7}+{8}={9}+{10}

Г.{9}={18}+{19}+…{42}

Соотношение А обычно выполнено с большим запасом и его нарушение может быть вызвано только опиской в Протоколе. Нарушение соотношения В может быть вызвано только неправильным подсчетом строки 8. Нарушение соотношения Г может быть вызвано только неправильным суммированием строк 18-42.

Наиболее опасным является соотношение Б. Если оно не выполнено, надо пересчитывать погашенные избирательные бюллетени (не забудьте испорченные!) и пересматривать списки избирателей, заново просчитывая подписи за получение бюллетеней. Если и после повторных подсчетов соотношение Б не будет выполняться, комиссия должна составить акт, указав в нем одну из трех причин невыполнения контрольных соотношений (арифметическая ошибка или описка, хищение (утрата) избирательных документов, превышение необходимого числа избирательных бюллетеней). Если вместо этого комиссия попытается “подогнать” одну из цифр, то заявление о нарушении придется составлять вам!

Если соотношения А-Г выполнены, ЦИК рекомендует проверить еще три соотношения:

Д.{3}+{6}? {7}-{11}

Е.{3}+{5}+{6}? {7}+{8}-{11}

Ж.{13}={14}+{16}

Эти соотношения обычно бывают выполнены. Причиной их невыполнения может быть неправильный подсчет бюллетеней или открепительных (в случае Ж можно, конечно, предположить еще хищение открепительных). Надо заново пересчитывать!

После пересчетов приходится заново переписывать Протокол №1, а на старом бланке Протокола проставлять пометку “Ошибочный”.

Учтите, что когда не выполняются балансовые соотношения, в комиссии может начаться паника. Наблюдателям не советуем в этот момент обращаться к руководству комиссии. Но следите внимательно, чтобы цифры не были просто “подогнаны”.

После того, как окончательно заполнен один экземпляр Протокола №1 начинается подсчет голосов по выборам по федеральному округу.

Подсчет голосов и заполнение Протокола №2 (по федеральному округу по выборам в ГосДуму)

Подсчет голосов из бюллетеней для голосования по федеральному округу ничем не отличается от подсчета голосов по одномандатному округу в ГосДуму. Разница только в том, что вместо голосов, поданных за кандидатов, фигурируют голоса, поданные за федеральные списки (то есть за избирательные блоки и объединения). Поскольку формы Протоколов №1 и №2 совпадают вплоть до нумерации строк, постольку процедура этого этапа полностью совпадает с процедурой предыдущего этапа (вплоть до проверки тех же самых балансовых соотношений).

Упаковка бюллетеней и открепительных удостоверений

После того, как окончательно заполнен один экземпляр Протокола №2 производится упаковка избирательных бюллетеней по выборам в ГосДуму и открепительных удостоверений.

Порядок упаковки бюллетеней одинаков для всех видов бюллетеней и описан в п.23 ст.77 ФЗ. Открепительные удостоверения упаковываются в две пачки: 1)неиспользованные открепительные удостоверения и 2)изъятые у избирателей открепительные удостоверения.

Все пачки должны быть опломбированы печатью комиссии!

Подписание Протоколов, снятие копий и отправка их в вышестоящую комиссию

После этого заполняются еще по два экземпляра Протоколов №1 и №2, они подписываются всеми членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Правила подписания всех Протоколов (это относится и к Протоколам по Мэру и советникам) одинаковы и описаны в п.24-26 ст.77 ФЗ и 20-22 ст.50 МЗ. Основное в этих правилах: а)если член комиссии отсутствует, то об этом в Протоколе делается соответствующая запись; б)не согласные с Протоколом члены комиссии прикладывают к нему “Особое мнение”; в) в Протоколе указывается перечень документов, приложенных к Протоколу (жалобы, заявления и т.д. - проследите, чтобы все ваши заявления попали в этот список).

Затем присутствующим предоставляется возможность снять копии Протоколов (п.27 ст.77 ФЗ и п.23 ст.50 МЗ). Что это значит в реальности? Каждому присутствующему должно быть предоставлено время на переписывание Протоколов или возможность получить ксерокопию (последнее маловероятно). В середине этой брошюры находятся четыре листа, которые представляют собой незаполненные формы Протоколов. Вам следует воспользоваться ими для того, чтобы переписать туда цифры из заполненных Протоколов комиссии.

Копию Протокола надо обязательно заверить у председателя (“Копия верна”, Дата, Время, Подпись, Печать).

Затем первые экземпляры Протоколов №1 и №2 направляются в территориальную комиссию, а комиссия приступает к подсчету результатов голосования по Мэру. (Впрочем, возможно, что некоторые комиссии будут отправлять все четыре Протокола сразу.)

Подсчет голосов и заполнение Протокола по общегородскому избирательному округу (по выборам Мэра)

В общих чертах подсчет голосов в бюллетенях по выборам Мэра не отличается от подсчета голосов по выборам в ГосДуму. Разница заключается только в различии содержимого строк Протоколов по выборам в ГосДуму и по выборам Мэра.

Сначала производится сортировка бюллетеней по кандидатам. Используется АЛГОРИТМ СОРТИРОВКИ (см. выше). Возникают стопки бюллетеней (а), (б), и т.д. Затем подсчитывается количество бюллетеней в каждой стопке бюллетеней.

После сортировки не менее двух членов комиссии подсчитывают количество бюллетеней в каждой стопке. Полученные количества объявляются и заносятся в соответствующие строки Протокола по выборам Мэра и его увеличенной формы. Количество бюллетеней в стопке (а) заносится в строку 13 Протокола по Мэру. Это число складывается с количеством бюллетеней в стопке (б) и с числом из строки 12; сумма заносится в строку 11. Количество бюллетеней в стопке (в) заносится в последнюю строку Протокола (номер пока неизвестен, а строка называется "Против всех кандидатов"). Затем количество бюллетеней в стопках (г), (д) и т.д. заносится в строки 14, 15 и т.д.

Затем производится заполнение строки 10 Протокола по Мэру: она вычисляется как сумма голосов, поданных за всех кандидатов вместе взятых и против всех кандидатов (строки 14, 15 и т.д.).

Затем заполняют строку 9 Протокола по Мэру: она вычисляется как разность между суммой строк 10 и 11 и строкой 8.

После этого наступает напряженный момент проверки балансовых соотношений.

Поскольку Московская городская комиссия к моменту написания этой брошюры не приняла рекомендаций по проверке балансовых соотношений, мы не будем указывать их здесь. Можно предположить, что МГИК порекомендует проверять соотношения, аналогичные соотношениям А-Г. Как мы отметили выше, невыполнение соотношений может быть связано в первую очередь с описками, и лишь соотношение Б, связанное с балансом бюллетеней требует реального пересчета. Применительно к выборам Мэра соотношение Б выглядит так:

БМ.{2}={3}-{4}+{5}+{6}+{7}

В случае если придется пересчитывать бюллетени или отметки в списке избирателей, придется заново переписать заполненный экземпляр Протокола по выборам Мэра, а на старом бланке Протокола проставить пометку “Ошибочный”.

Внимательно следите, чтобы цифры не были просто “подогнаны”.

После того, как окончательно заполнен один экземпляр Протокола по Мэру, заполняются два остальных экземпляра Протокола по Мэру. Процедура окончательного заполнения Протокола описана в п.20-22 ст.50 МЗ. После этого с третьего экземпляра Протокола по Мэру можно снимать копии и требовать их заверения. Воспользуйтесь формой, вложенной в эту брошюру.

Затем бюллетени по выборам Мэра упаковываются и опечатываются.

Начинается подсчет голосов по выборам советников.

Подсчет голосов и заполнение Протокола по многомандатному избирательному округу (по выборам советников)

Заметим, что, вообще говоря, Закон предусматривает и одномандатные округа по выборам советника, но их в Москве буквально единицы. В одномандатном округе по выборам советников процедура подсчета голосов, поданных за кандидатов, не отличается от процедуры подсчета голосов, поданных за кандидатов в депутаты ГосДумы. (Производится сортировка - используется алгоритм сортировки - по стопкам и подсчет количества бюллетеней в стопках -см. выше).

Процедура подсчета голосов, поданных за кандидатов в советники в многомандатных округах (которых в Москве подавляющее большинство) довольно сильно отличается от подсчета голосов в одномандатных округах. Дело в том, что в этом случае нельзя рассортировать бюллетени по голосам, поданным за кандидатов.

К сожалению, Московский Закон не очень четко определяет процедуру подсчета голосов по многомандатному округу. Несомненно одно: “Члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается. ” (п.12 ст.50 МЗ). По-видимому, голос, поданный за кандидата, при оглашении бюллетеня придется отмечать либо на специальных листах фиксации голосов, либо (что предпочтительнее) в специальной таблице. Естественно, что и в этом случае учитываются только бюллетени установленной формы.

После оглашения бюллетеня установленной формы членам комиссии следует, во-первых, установить является ли он действительным или недействительным. Это немного сложнее, чем в случае с одномандатным округом. Дело в том, что причиной недействительности может быть не только то, что по бюллетеню нельзя установить волеизъявление избирателя, но и то, что количество отметок в бюллетене может быть больше количества мандатов в данном округе. Таким образом, член комиссии, оглашающий бюллетень, сначала (до произнесения фамилий кандидатов) должен объявить, сколько всего отметок в бюллетене. Если в бюллетене вообще нет отметок, то он откладывается в стопку (а) (список стопок см. ниже); если там отметок больше, чем количество мандатов в округе или если отметки есть, но по ним нельзя установить волеизъявление избирателя, то он откладывается в стопку (б); если есть только одна отметка в графе “Против всех кандидатов”, то бюллетень откладывается в стопку (в); в остальных случаях зачитываются фамилии кандидатов, за которых подан голос в этом бюллетене и тотчас делаются соответствующие отметки в листах фиксации голосов или в таблице, а сам бюллетень откладывается в стопку (г).

Таким образом, после завершения процедуры оглашения бюллетеней на столах присутствуют 4 стопки бюллетеней:

(а) недействительные бюллетени, не содержащие отметок ни по одной из позиций;

(б) другие недействительные бюллетени;

(в) против всех кандидатов;

(г) другие действительные бюллетени,

а также листы (таблица), в которые занесены отметки о голосах, поданных за каждого кандидата.

Количество бюллетеней в стопке (а) подсчитывается и заносится в строку 13 Протокола по выборам советников (и в его увеличенную форму). Количество бюллетеней в стопке (б) подсчитывается, складывается с числами из строк 13 и 12 и заносится в строку <11 Протокола. Количество бюллетеней в стопке (в) подсчитывается и заносится в строку 35 Протокола.

Количество бюллетеней в стопке (г) подсчитывается, складывается с числом из строки 35 и заносится в строку 10 Протокола. Затем просчитывается количество отметок, занесенных на листы или в таблицу голосов, поданных за каждого кандидата. Эти количества заносятся в строки 14-34 Протокола по выборам советников.

В строку 9 Протокола по выборам советников заносится разность между суммой строк 10 и 11 и числом в строке 8.

Дальнейшие действия совпадают с действиями, которые производятся при подсчете голосов на выборах Мэра (см. выше). Проверяются балансовые соотношения, производится, если надо пересчет, заполняются все экземпляры протоколов, упаковываются бюллетени.

Комиссия предоставляет возможность снять копию с Протокола по советникам и заверить ее.

Затем первые экземпляры Протоколов с приложенными жалобами, заявлениями и т.п. отправляются в территориальную комиссию.

Подтверждение о принятии протоколов вышестоящей комиссией

Закон предусматривает, что вышестоящая комиссия должна подтвердить принятие протокола от нижестоящей комиссии (п.5 ст.29 ФЗ и п.1 ст.23 МЗ).

Поскольку Протоколы №1 и №2 сдаются в территориальную комиссию обычно раньше, чем Протоколы по Мэру и по советникам, то можно ожидать, что члены комиссии дождутся подтверждения об их получении. Что касается Протоколов по Мэру и советникам, то маловероятно, что после направления их в территориальную комиссию, участковая комиссия не разойдется по домам. Так как без большинства членов участковой комиссии составить Протокол все равно нельзя (в смысле “запрещено”), то и наблюдателям советуем в этом случае идти домой. Если же большинство членов комиссии остается ждать подтверждения, то и наблюдателям стоит подождать его.

Территориальная комиссия в любой момент может принять решение о повторном подсчете голосов на избирательном участке (п.10 ст.78 ФЗ и п.7 ст.51 МЗ). Лица, присутствовавшие при подсчете голосов в день голосования (в том числе наблюдатели) должны быть оповещены о проведении повторного подсчета голосов (п.11 ст.78 ФЗ и п.7 ст.51 МЗ). Это значит, что наблюдатели должны оставить свои координаты председателю комиссии.

Обычной практикой является “небольшая доработка” Протоколов участковых комиссий в территориальных комиссиях. Член территориальной комиссии (обычно - сотрудник районной Управы) совместно с руководством участковой комиссии “доводят до блеска” Протокол участковой комиссии. Чаще всего это связано либо с тем, что не выполнены какие-либо балансовые соотношения, либо в Протокол вкралась описка. Естественно, что эти действия, которые были распространены на предыдущих выборах, являются противозаконными.

Поэтому очень важно, чтобы данные из копий Протоколов, заверенных сразу после составления Протоколов, были сопоставлены с данными из сводной таблицы по результатам голосования, которую составляет территориальная комиссия. Сводные таблицы территориальных комиссий составляются в территориальных комиссиях и передаются в окружные (для выборов в ГосДуму) или в городскую комиссию (для выборов Мэра и советников).

 

Пример заявления о нарушении избирательного законодательства

В участковую избирательную комиссию №1234

от Петрова Ивана Ивановича,

наблюдателя от избирательного блока

“Отечественный Медведь”

на избирательном участке №1234,

Сидорова Петра Ивановича,

член участковой избирательной

комиссии №1234

с правом совещательного голоса

ЗАЯВЛЕНИЕ

Председатель участковой избирательной комиссии Иванов Леонид Ильич не оповестил заранее присутствующих на участке о выезде членов комиссии для проведения голосования вне помещения. Считаем это нарушением избирательного законодательства.

Упомянутый выше выезд членов комиссии для проведения голосования вне помещения состоялся приблизительно 16 часов 15 минут. Из-за отсутствия оповещения в выезде не смог принять участие наблюдатель Петров Иван Иванович.

Просим комиссию рассмотреть данное заявление в нашем присутствии и принять решение по существу вопроса.

[Подписи. Дата. Время]

 

Контактные телефоны:

 

Территориальная комиссия:_______________________________________________

 

Окружная комиссия:_____________________________________________________

 

Московская городская комиссия:___________________________________________

 

Штабы:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________