инструкции наблюдателям / нарушения

Владимир Львович Римский,
заведующий отделом социологии

Наблюдение за голосованием и подведением итогов выборов

Настоящее руководство разработано в ходе выполнения проекта "Набор и обучение наблюдателей - корреспондентов сети общественного ИНТЕРНЕТ-мониторинга выборов 1999-2000 в России". Поддержка данного проекта осуществлена фондом Евразия (грант № М99-0965) за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (AID). Точка зрения, отраженная в данном документе и самими докладчиками, может не совпадать с точкой зрения Агентства по Международному Развитию или Фонда Евразия.

Москва
1999


Содержание

Организация наблюдения за голосованием

Приложения

Организация наблюдения за голосованием

Эффективное наблюдение за ходом выборов способно существенно снизить возможности фальсификаторов избирательного процесса, а то и свести их на нет.

Считается, что эффективный контроль на выборах могут обеспечить представители кандидата в депутаты (партии, избирательного объединения), а также члены комиссий и наблюдатели.

По мнению В.А.Лучина, одного из самых компетентных специалистов по проблемам проведения и контроля выборов, лучший способ взаимодействия этих представителей как в составе комиссий, так и наблюдателей - сотрудничество или, по меньшей мере, деловые взаимоотношения. В работе В.А.Лучина о контроле за ходом голосования на выборах и референдуме говорится, что наблюдателям надо добиваться такого контакта с членами комиссий, чтобы они сами строго следовали закону и контролировали его соблюдение.

Приведем основные, не устаревшие положения этого труда. Лучин отмечает, что желательно так расставить наблюдателей, чтобы наименьшим их числом контролировать наибольшее количество комиссий и участков, на которые придут граждане. Наблюдатели и официальные представители эффективнее работают при наличии координаторов. Большое значение имеет и организация "десанта" наблюдателей из крупных городов в малые населенные пункты.

Одной из главных задач контроля является получение наблюдателем копии итогового протокола результатов выборов, в соответствующей комиссии и передача его в штаб по выборам кандидата или партии для последующего анализа.

Необходимо обеспечить открытый доступ для обращения граждан во все звенья систем контроля и быстрое, оперативное реагирование на их сигналы.

Организационно единственной всеохватывающей системой контроля за соблюдением законодательства на выборах является сеть избирательных комиссий.

В день голосования в окружные избирательные комиссии регулярно поступают сведения о числе граждан, получивших избирательные бюллетени, к определенному часу. Для этого обычно используют телефонную связь.

На каждые 5-20 избирательных участков или нижестоящих избирательных комиссий в вышестоящей комиссии создается отдельный узел связи (работник аппарата с телефоном). Разумно использовать такую схему иерархической организации и для независимого (неофициального) контроля.

До сих пор, к сожалению, ни одна общественно-политическая организация, кроме КПСС, не могла наладить всеобъемлющего наблюдения за ходом подготовки и проведения голосования на всей территории России. В лучшем случае организованный контроль охватывал, и то большей частью фрагментарно, два нижних уровня комиссий, в единичных случаях - три. Поэтому партии, массовые движения граждан, претендующие на всероссийское политическое влияние, обязаны стремиться контролировать соблюдение законодательства о выборах примерно 100 тыс. избирательных участках и во всех приблизительно 3 тыс. вышестоящих избирательных комиссиях России.

В настоящее время еще полностью не прекращены попытки "руководить" выборами. В окружных, районных, городских избирательных комиссиях на телефонах узлов связи дежурят штатные работники органа, образовавшего комиссию. Организационные отделы структур исполнительной власти, как правило, в день выборов работают в полном составе.

Из-за многочисленности избирательных участков узлы связи сосредоточены в вышестоящих по отношению к ним избирательных комиссиях. Результаты выборов легче и безопаснее сфальсифицировать на избирательном участке. Обнаружить же и доказать нарушение закона о выборах, если итоговый протокол умело сфальсифицирован - не так просто. Поэтому и нужен контроль независимости узлов связи от постороннего влияния.

Если на избирательном участке существует кабинет председателя комиссии (его заместителя или секретаря) или комната отдыха с телефоном, то их не стоит выпускать из поля зрения.

В зале постоянно должен находиться наблюдатель за ходом голосования. Его роль на участке основная. При кратковременном отсутствии основного наблюдателя его может заменить напарник или наблюдатель резерва.

Еще один наблюдатель может контролировать ход голосования с переносным ящиком. Это целесообразно, если на участке много пожилых людей или на его территории расположена, к примеру, больница. В других случаях, когда число письменных заявок на голосование дома невелико, скажем 30-70 на 2 тысяч граждан, то достаточно при подсчете голосов из переносного ящика лишь сличить число заявок с числом бюллетеней.

На некоторых избирательных участках ящик для сбора бюллетеней расположен за кабинами для голосования, и наблюдение за ним из зала невозможно или затруднено. Если избирательная комиссия не соглашается его переместить, с тем чтобы одновременно соблюдалось требование обязательного прохождения избирателей через кабину и ящик был доступен для обозрения, то появляется необходимость в наблюдателе у ящика.

Практика показывает, что эффективный контроль за соблюдением законодательства о выборах на избирательном участке может быть осуществлен двумя-четырьмя наблюдателями в зависимости от местных условий. При одном наблюдателе на участке сложнее доказать факты нарушений, тем более что во время составления акта, обращения к избирательной комиссии по поводу нарушения он лишается возможности наблюдать за ходом голосования.

Облегчить положение позволяет система координаторов, дежурных и резервных наблюдателей. На 5-10 избирательных участков выделяется один координатор. Он по телефонному вызову может зафиксировать время и факт обращения наблюдателя участковой комиссии и направить на этот участок дежурного наблюдателя. Чтобы не рисковать единственным наблюдателем на участке, предупреждать комиссию о нарушениях, предлагать председателю комиссии или его заместителю подписать акт должен дежурный наблюдатель.

Каждому координатору достаточно иметь одного - двух дежурных наблюдателей и несколько резервных (из расчета один на 3-4 участка) для подмены наблюдателей-одиночек.

Для контроля за ходом голосования необходимо использовать и сигналы граждан. Накануне выборов неплохо распространить по населенному пункту листовки или сделать объявления, призывающие граждан помочь в контроле соблюдения закона - немедленно сообщать обо всех выявленных фактах нарушения по конкретным телефонам или адресам. Чтобы люди знали, к кому обращаться, наблюдатели надевают значки или вывешивают на участке таблички: наблюдатель от такой-то организации.

Чтобы не нарушать связь между наблюдателями и координатором, лучше для обращений граждан выделить еще одного координатора-диспетчера, которой может оформить со слов свидетеля акт и направить с ним на участок дежурного наблюдателя через соответствующего координатора.

В обязанности координатора-диспетчера входит и максимальное обеспечение избирательных участков наблюдателями на заключительном этапе выборов - при подсчете голосов. За 20-30 минут по свободным участкам распределяются и координаторы, и дежурные и резервные наблюдатели, если они к этому часу имеются.

Чтобы соблюсти порядок во время выборов и заявить всех наблюдателей на соответствующие участки, задолго до выборов продумывается и составляет схема - почасовой график наблюдения в данном населенном пункте или районе, где учитывается и перестановки.

Вот несколько принципов обеспечения участков наблюдателями при остром их дефиците.

В первую очередь наблюдателей ставят на участки с наибольшей численностью избирателей. Эти сведения можно найти в газетных публикациях (в местной печати) или в ведомостях городских, районных в городе или районных комиссий по результатам прошедших выборов, референдумов. По закону выборы и референдумы проводятся открыто и гласно. Вся информация о решениях комиссий доступна для заинтересованных лиц.

По анализу прошедших выборов, референдумов ( по актам нарушений, по журналам сообщений, которые обязаны вести все координаторы) выявляют "ненадежные" участковые комиссии, куда следует направить наблюдателей, иногда в большом, чем обычно, количестве.

В домах культуры, клубах, вузах, техникумах и подобных им учреждениях организуются по 2-4 участка в одном здании.

На каждый из таких участков при дефиците наблюдателей с мелкими населенными пунктами прекращается рано, и поэтому договариваются о двух ночевках в местном Доме культуры, клубе, школе или других местах. Наблюдатели приезжают днем ранее выборов. Свободное после устройства время можно потратить на агитацию, в том числе на расклеивание официальных плакатов или листовок. Продукты питания наблюдатели обычно везут с собой.

Возникают некоторые сложности с освобождением от служебных обязанностей наблюдателей по основному месту работы.

Если выборы проходят в середине недели, то нужны половина рабочего дня до и половина после дня голосования. Всего - один отгул, который желательно отработать заранее. Однако командировочные расходы (на дорогу, ночлег) наблюдателям могут и должны возместить общественные организации, выдвинувшие их. В отличие от затрат на агитацию, самостоятельные расходы организаций на контроль за соблюдением законодательства законом не преследуются.

Одна из главных задач наблюдателей в участковых и вышестоящих комиссиях, кроме контроля законности - получить копию итогового протокола результатов выборов.

Имея копии итоговых протоколов из комиссий разных уровней, можно выявить источник искажений при передаче информации из участков в Центризбирком РФ. Заверенный документ может служить вещественным доказательством.

Все системы контроля должны взаимодействовать. Наблюдателям и членам комиссий, следует координировать свою работу, с тем, чтобы охватить контролем возможно большее число участковых и вышестоящих комиссий (в идеале - все), не ослабить контроль ни в какие периоды подготовки и проведения выборов.

Кандидатов в члены комиссий и наблюдателей необходимо выдвинуть как можно раньше. Легче всего это сделать на заседаниях руководящих органов партий, профсоюзов, массовых движений и иных общественных организаций, строго соблюдая процедуру ведения собрания и правильно оформив протокол.

На выборах депутатов всех уровней избирательные комиссии за два дня до выборов уведомляются о намерении наблюдателей присутствовать в день голосования.

В последнее время ввиду укороченного цикла кампаний в ходе подготовки нарушается ряд требований закона. В средствах массовой информации не сообщается ни о намерениях образовать комиссии, ни о сроках их образования. Поэтому даже распущенные ранее участковые комиссии нередко образуются в прежнем составе. Уставшие от бесконечного числа выборов "профессионалы" не выполняют значительную часть возложенных на них полномочий.

Исправить положение может, образно говоря, вливание в комиссии "новой крови" и участие наблюдателей в ходе их подготовки, в том числе в заседаниях комиссий всех уровней.

Случается, что по сведениям комиссии 10 - 20 процентов граждан проголосовали в течение последнего часа, а по сведениям наблюдателей, как это обычно и бывает на практике, на участок за это время пришли единицы.

Наиболее частые нарушения избирательного законодательства

На этапе голосования и подведения итогов выборов в Государственную Думу Российской Федерации возможны следующие нарушения:

"Вбрасывают" бюллетени, как показывает опыт, не обязательно заполненные. Пустые бланки бюллетеней используют, когда не хватает голосов до 25% для того, чтобы голосование считалось состоявшимся.

Поэтому, когда ожидается подобная ситуация, наблюдателям и членам комиссии необходимо быть предельно внимательными.

Как производятся наиболее распространенные нарушения федерального законодательства о выборах

Наблюдатели должны знать, не только какие нарушения возможны в ходе проведения избирательной кампании, проведения голосования и подсчета голосов, но и как эти нарушения могут быть произведены. Ниже приводятся описания некоторых механизмов возможных нарушений на выборах. Знание этих механизмов и возможных способов противодействия им позволит наблюдателям более эффективно выполнять возложенные на них задачи.

До внесения изменений в действующий Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" крупные нарушения наблюдались во время проведения процедуры досрочного голосования. Например, во время выборов в Санкт-Петербурге на досрочное голосование в пользу какого-либо кандидата избиратели привозились на автобусах. Сейчас в эту процедуру внесены изменения, которые до минимума сократили возможность таких нарушений.

Но и при проведении голосования в день выборов бывает много нарушений установленных законом процедур. Избирательные участки должны открываться точно в установленный срок (8.00) и закрываться точно в установленный срок (20.00), ни раньше, ни позже. Недопустимы ни преждевременные открытия участков, ни опоздания с открытием. Недопустимы перемещения избирательных участков по территории округа. Недопустимо нахождение на территории избирательного участка неуполномоченных лиц, тем более их участие в подсчете голосов избирателей.

Недопустимо голосование за родственников и знакомых, даже если избиратель приносит на избирательный участок их паспорта. Каждый избиратель должен голосовать лично. При этом не допускается открытое голосование и помощь избирателям в заполнении ими бюллетеней. Каждый избиратель должен голосовать сам, лично и в кабине для голосования.

Категорически не разрешается какая-либо агитация на участке для голосования или на прилегающей к нему территории. Это нарушение должно пресекаться членами избирательной комиссии и, при необходимости, органами правопорядка немедленно при его обнаружении.

Неоднократно наблюдались случаи прямого подкупа избирателей в день голосования, когда один голос стоил от 15 до 50 рублей. Выявить и доказать такие случаи сложно, но сейчас скорее всего они получат большое распространение. Точно также сложно доказать наличие угроз избирателям или кандидатам с целью обеспечить желательный тем или иным политическим силам или отдельным кандидатам исход выборов. Но необходимо помнить, что применение угроз является грубейшим нарушением избирательного законодательства, не допускающего никакого давления на волеизъявление избирателей. Наблюдатели должны внимательно относиться к сообщениям и заявлениям избирателей и, по возможности, фиксировать в своих актах и заявлениях все случаи такого рода.

К грубейшим нарушениям избирательного законодательства относятся и случаи все еще встречающихся сговоров должностных лиц с целью обеспечения тех или иных результатов выборов. Если наблюдателю становится известно о фактах такого рода, он должен направить свое заявление или акт в суд или в избирательную комиссию более высокого уровня. Иначе противодействовать такому сговору обычно бывает невозможно.

В соответствии с п.5 ст.43 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов. Кроме того, на основании нормативных актов местных органов власти, как правило, предусматривается, что любая рекламная продукция размещается на основании возмездных договоров, оплата которых в период проведения избирательной кампании должна быть произведена с финансового счета кандидата.

Подмена переносных урн для голосования наиболее часто производится в сельской местности. Поэтому необходимо присутствие наблюдателей при голосовании вне избирательного участка так же, как и на самом участке.

На прошлых выборах много нарушений было при предварительном голосовании. Чаще всего, происходила подмена конвертов, в которых хранились бюллетени, проголосовавших заранее. По новому избирательному закону возможности предварительного голосования сведены к минимуму, но они остались, поэтому следует обратить особое внимание на голосование в общежитиях, в воинских частях, на морских судах, в следственных изоляторах, психбольницах.

В ходе голосования необходимо проверять, чтобы не использовались бюллетени не пришедших на избирательные участки, чтобы не производилась порча бюллетеней или вброс недействительных бюллетеней с целью сделать выборы недействительными.

Кроме того, необходимо проверять, чтобы при голосовании не происходило подмен списков избирателей, например, чтобы в них не оставались одни пенсионеры.

Необходимо контролировать возможную подмену бюллетеней в ходе подсчета голосов.

В ходе голосования необходимо контролировать территорию, прилегающую к избирательному участку. Одним из трудно обнаруживаемых нарушений является голосование избирателями теми заполненными бюллетенями, которые вынесли из избирательного участка предыдущие избиратели, и которые заполнили в соответствии со своими предпочтениями находящиеся вне избирательного участка члены команды какого-нибудь кандидата или избирательного объединения. При этом каждый избиратель получает свой бюллетень, но затем в кабине для голосования прячет его, а достает тот бюллетень, который ему дали вне пределов избирательного участка. Чистый же бюллетень избиратель, как правило, за деньги выносит из избирательного участка, и вся процедура, называемая "карусель", повторяется снова с другим избирателем. Для пресечения подобного нарушения необходимо освободить территорию, прилегающую к избирательному участку от членов команд кандидатов или избирательных объединений.

При подсчете голосов избирателей недопустима как спешка, так и затягивание этого процесса. До окончания подсчета голосов не допускается подписание протоколов избирательной комиссии: они должны быть оформлены и подписаны сразу по его окончании.

Что может сделать наблюдатель, выявивший нарушение

При обнаружении нарушения наблюдатель должен немедленно проинформировать председателя участковой комиссии, членов участковой и вышестоящих комиссий с правом совещательного голоса, представляющих Вашего кандидата или объединение, направившим Вас лицам (штаб кампании). Укажите номер участка, фамилию виновника или чьи интересы он представляет, свою фамилию. Составьте акт о нарушении по прилагаемой форме в двух экземплярах: один вручите председателю комиссии, на втором попросите сделать отметку о приеме (отказ в приёме зафиксируйте на первом экземпляре и подпишите у свидетелей). Второй экземпляр Вы приложите к жалобе в суд или вышестоящую комиссию.

Если председатель не принимает мер, заявите, что в соответствии с Законом о выборах депутатов Государственной Думы РФ вы вынуждены обжаловать его действия или бездействие в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Одновременно предупредите его о том, что если будет назначен повторный подсчет голосов избирателей или выборы на территории данного избирательного участка будут признаны недействительными, соответствующие расходы могут быть отнесены на счет виновных ответственных лиц.

Составьте заявление по прилагаемой форме и ознакомьте с его содержанием председателя участковой комиссии.

Для пресечения нарушения законодательства о выборах член комиссии вправе:

Наблюдатель в тех же целях может:

Как на практике использовать права контроля за соблюдением законности, предоставленные членам комиссии и наблюдателям?

Прежде всего, необходимо зафиксировать нарушение в акте.

Установленная форма акта должна быть изготовлена заранее, лучше всего в виде бланка, выполненного в типографии, на ксероксе или ротаторе, но может быть отпечатана и на пишущей машинке.

На каждый участок, где дежурят наблюдатели или члены комиссии от вашей организации, достаточно одного образца акта. В соответствии с ним представитель составляет собственный акт в трех экземплярах: один - в вышестоящую комиссию, другой - в вашу районную организацию, третий, оригинал, хранится в вашей организации. При необходимости с него можно снять копию.

Все документы: протоколы о числе пришедших на участок граждан, акты, особые мнения членов комиссии и жалобы наблюдателей составляют так, чтобы их содержание было понятно в другом городе без дополнительных пояснений, чтобы указанных в них граждан, в том числе и составителей, легко можно было бы найти.

Во всех документах, кроме номера участка, во избежание ошибок указывают и его местонахождение, а также предмет выборов. Факт нарушения описывается беспристрастно и кратко, но по возможности, исчерпывающе. Через многие месяцы, когда удается добиться рассмотрения нарушений, не содержащиеся в акте события, ценные мелочи могут забыться, и акт может стать единственным доказательством.

Политическая, нравственная оценка нарушения в акте неуместна. Юридическая сущность нарушения, если она понятна составителю, может найти отражение в особом мнении или жалобе.

Акт желательно подписать не менее чем двоим, а если речь в нем идет и о составителе, то троим, не считая его самого. Подписать акт могут наблюдатели, члены комиссии, свидетели, но обязательно - очевидцы происшествия. Если кроме Вас подписать акт некому, его все равно необходимо составить, подписать и подать в обычном порядке. Обязательно следует предложить подписать акт нарушителю. Если тот отказывается от подписания, это отражают в акте и удостоверяют подписями составителей.

Необходимо также предложить акт для подписания председателю комиссии. Акты, заявления, жалобы положено прилагать к итоговому протоколу. Если председатель не подписывает акт, то надежды на то, что акт, даже если он и возьмет его, будет приложен, мало. В этом случае его передают самостоятельно в вышестоящую комиссию или через координатора - централизованно. К акту прилагается жалоба наблюдателя или особое мнение члена комиссии. В любом случае в тот же день необходимо проверить, дошли ли поданные документы до вышестоящей комиссии.

Наблюдателям желательно заранее изготовить бланки итогового протокола голосования.

Права и обязанности наблюдателей на избирательных участках

Основная задача, стоящая перед независимыми наблюдателями и представителями избирательных блоков и объединений на выборах, а также кандидатов по одномандатным округам, заключается в том, чтобы проследить за надлежащим проведением избирательной кампании и процесса голосования, вскрыть и пресечь правонарушения и обеспечить точный подсчет проголосованных бюллетеней.

Обязанности наблюдателя, назначенного в участковую избирательную комиссию избирательным блоком или объединением, а также кандидатом по одномандатному округу, требуют такта, здравого смысла, предусмотрительности и благоразумия. Только лица, обладающие указанными качествами, должны назначаться на должности наблюдателей.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" принимать участие в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования, и определение результатов выборов, имеет право любой гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет.

Наблюдатели в участковых избирательных комиссиях в первую очередь являются представителями своего избирательного блока, объединения или кандидата. В то же время, если наблюдатель честно и компетентно выполняет свои обязанности, он опосредованно защищает интересы всех избирателей.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

 

Согласно Федеральному Закону "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации":

1. "Каждый зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат, каждое из избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, общественных объединений вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии несколько наблюдателей, которые в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, имеют право поочерёдно осуществлять наблюдение в помещении для голосования..." (п.8 ст.29).

2. "С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчёте голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать...наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели" (п.5 ст.29).

3. "Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчёте голосов избирателей" (п.6 ст.29).

4. "Всем членам избирательной комиссии,...наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке" (п.7 ст.29).

Каждый зарегистрированный по одномандатному округу кандидат, каждое из избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральных список кандидатов, общественных объединений вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии несколько наблюдателей, которые в день голосования, в том числе досрочного голосования, имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, блоком, общественным объединением, интересы которых представляет наблюдатель, адреса его места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии (окружной, территориальной, участковой) куда он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

Указанные документы могут быть предъявлены в избирательную комиссию (участковую или иную) в любое время со дня первого заседания соответствующей избирательной комиссии и до окончания работы по составлению протоколов об итогах голосования, о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

Наблюдатель вправе:

Наблюдатель не вправе:

Наблюдатель должен внимательно изучить свои права и обязанности, указанные в данных методических рекомендациях.

Наблюдатель должен прибыть на избирательный участок не позднее 7 часов 30 минут. Прежде всего, придя на избирательный участок, наблюдатель должен представиться председателю избирательной комиссии, занять удобное место для наблюдения. При себе он должен иметь документ, удостоверяющие личность, удостоверение наблюдателя, образцы протоколов о нарушениях правил голосования, ручку.

Наблюдатель вправе носить не содержащие признаков предвыборной агитации значки или планки, на которых обозначается, кем и в каком статусе они делегированы.

В 8 часов утра в день голосования наблюдатель обязан удостовериться в том, что предъявленные председателем участковой избирательной комиссии к осмотру переносные и стационарные ящики пусты. После этого ящики пломбируются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет опечатанные ^переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными в результате процедуры досрочного голосования. После этого начинается процедура голосования.

Важно обеспечить непрерывное наблюдение за голосованием, взаимозаменяемость наблюдателей, чтобы обеспечить постоянный контроль за передвижением избирателей от стола избирательной комиссии с полученными ими бюллетенями, до кабины для голосования, а затем до стационарного ящика для голосования. Наблюдатель обязан следить за тем, чтобы избиратель, получив бюллетень, не покидал помещение для голосования.

В соответствии с действующим законодательством избиратель голосует лично, не допускается голосование за других лиц. В связи с этим наблюдатель обязан обращать внимание, чтобы бюллетени для голосования выдавались избирателю только по одному паспорту.

В том случае, если наблюдатель заметит, что в кабине для голосования находится более одного избирателя, он обязан незамедлительно сообщить об этом председателю избирательной комиссии. Необходимо также обращать внимание членов избирательной комиссии, если избиратели заполняют бюллетени вне пределов кабины для голосования.

Наблюдатель обязан периодически проверять кабину для голосования (в то время когда там нет избирателей) не находятся ли там агитационные листовки.

Наблюдатель, находящийся возле избирательного участка должен следить за тем, чтобы в день голосования не проводилась агитация голосования за того или иного кандидата, не осуществляется подкуп избирателей путем раздачи денежных средств, продуктов питания, спиртных напитков. В том случае, если он становится свидетели таких противоправных действий, наблюдатель составляет протокол о нарушении, обращается к работнику милиции.

Обо всех выявленных нарушениях во время голосования наблюдатели немедленно докладывают в свой избирательный штаб.

Рекомендации наблюдателям, находящимся в день голосования на избирательных участках

В соответствии со статьей 29 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

Каждый зарегистрированный по одномандатному округу кандидат, каждое из избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральных список кандидатов, общественных объединений вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии несколько наблюдателей, которые в день голосования, в том числе досрочного голосования, имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, блоком, общественным объединением, интересы которых представляет наблюдатель, адреса его места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии (окружной, территориальной, участковой) куда он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

Указанные документы могут быть предъявлены в избирательную комиссию (участковую или иную) в любое время со дня первого заседания соответствующей избирательной комиссии и до окончания работы по составлению протоколов об итогах голосования, о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

Наблюдение осуществляется с самого начала голосования, возможно за несколько дней до официального дня голосования: имеются в виду урны, куда будут складывать бюллетени досрочно голосовавших. Убедитесь, что в урнах до опечатывания ничего не было, и запомните эти урны, чтобы их не подменили перед голосованием. Убедитесь в том, что образец бюллетеня для голосования соответствует утвержденному.

Наблюдатель должен внимательно изучить свои права и обязанности, указанные в данных методических рекомендациях.

Наблюдатель вправе носить не содержащие признаков предвыборной агитации значки или планки, на которых обозначается, кем и в каком статусе они делегированы, например, изготовьте для себя небольшую, но заметную визитку, которую можно повесить на карман пиджака: "НАБЛЮДАТЕЛЬ КАНДИДАТА __________ (партии, избирательного объединения)".

1. Начало работы

1.1. Наблюдатель должен прийти на избирательный участок в 7 часов 30 минут. При себе иметь:

1.2. Представиться председателю участковой избирательной комиссии (УИК). Ваше направление он оставит себе (это касается наблюдателей). В случае отказа допустить Вас на участок, необходимо в вежливой форме предупредить его об ответственности за нарушение законодательства о выборах, а также поставить в известность лиц, направивших Вас на участок, и представителя Вашей организации/кандидата в вышестоящей (территориальной, окружной) избирательной комиссии, который может оперативно решить вопрос на своей комиссии. С самого начала работы постарайтесь создать доброжелательную атмосферу сотрудничества с председателем и членами избирательной комиссии.

1.3. Проверить, внес ли Вас председатель в "Список лиц, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протоколов".

1.4. Уведомить председателя о Вашем намерении участвовать в голосовании вне помещения УИК (для тех, кто по распоряжению старшего группы должен участвовать в выездном голосовании).

1.5. Осмотреть помещение для голосования. В нем обязательно должны быть:

1.6. Проверить готовность участка к открытию. Установить, что:

1.7. Заранее обеспечьте себе доступ к телефонам, имейте при себе необходимые телефоны: штаба Вашей избирательной кампании, окружной избирательной комиссии, прокурора, участкового милиционера.

Будьте внимательны, не позволяйте отвлекать себя разговорами, ложными вызовами и т.п.

1.8. В 8 часов утра в день голосования наблюдатель обязан удостовериться в том, что предъявленные председателем участковой избирательной комиссии к осмотру переносные и стационарные ящики пусты. После этого ящики пломбируются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными в результате процедуры досрочного голосования. После этого начинается процедура голосования.

2. Голосование

Во время голосования:

Наблюдатель постоянно присутствует в зале для голосования, наблюдая, чтобы соблюдался принцип "один избиратель - один голос", т.е. чтобы не допускалось голосов без паспортов или по нескольким паспортам.

Если на участке есть кабинет начальника комиссии с телефоном или комната отдыха, постарайтесь их проконтролировать на предмет разговоров с начальством.

Прислушивайтесь к жалобам избирателей, относительно давления на них или фактов неправильного голосования.

3. Голосование вне помещения УИК (работа с переносными избирательными ящиками).

Наблюдатели должны участвовать в обходе населения работниками избирательной комиссии с урнами.

3.1. Проверить переносной ящик. Он должен быть пустым и опечатанным.

3.2. Вместе с 2-мя членами УИК с правом решающего голоса получить у председателя реестр заявок на голосование вне участка (реестр ведется до 16 часов 19 декабря) и бюллетени (ровно столько, сколько заявок).

3..3. По прибытии на место получить письменное заявление избирателя (если заявка была подана в устной форме).

3.4. Исключить возможность голосования тем, кто не подавал предварительной заявки (например, родственники больного).

3.5. По возвращении в УИК переносной ящик должен находиться в поле зрения наблюдателей и членов комиссии.

3.6. По завершении голосования вне участка составляется соответствующий акт.

4. Подсчет голосов (начинается после 20:00, идет без перерыва до окончания заполнения протокола).

4.1. Проверить, кто остался в помещении УИК на подсчет голосов (исключить присутствие посторонних лиц).

4.2. Убедиться в возможности визуального обзора столов и членов УИК, которые ведут подсчет голосов.

4.3. Проверить отсутствие письменных принадлежностей у тех , кто ведет подсчет голосов (за исключением секретаря и председателя).

4.4. Проверить следующую последовательность действий:

4.4.1 Неиспользованные бюллетени погашаются (отрезается левый нижний угол) и их количество заносится в протокол УИК и в увеличенную копию протокола.

4.4.2. Оглашается число погашенных бюллетеней (неиспользованные + испорченные), число неиспользованных открепительных удостоверений.

4.4.3. На каждую страницу списка избирателей вносятся данные о списочном числе избирателей, числе бюллетеней, выданных на участке и вне участка, число проголосовавших досрочно, число выданных на участке открепительных удостоверений, число проголосовавших по ним избирателей. Затем они суммируются, оглашаются и суммарные данные заносятся в список избирателей.

4.4.4. Оглашается и заносится в протокол число избирателей, внесенных в список избирателей, и число полученных УИК избирательных бюллетеней (не менее 90% и не более 100,5% от этого числа избирателей).

4.4.5. Оглашается и заносится в протокол число полученных и выданных открепительных удостоверений и число проголосовавших по ним избирателей.

4.4.6. Оглашается и заносится в протокол число выданных бюллетеней на участке, вне его, выданных проголосовавшим досрочно.

4.4.7. Список избирателей убирается в сейф до окончания подсчета голосов.

4.4.8. Подсчет голосов избирателей начинается с подсчета бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках: сначала с бюллетенями досрочно проголосовавших, затем - проголосовавших вне участка. Если число обнаруженных в ящике бюллетеней больше числа отметок в списке избирателей о досрочно проголосовавших или больше числа заявлений избирателей с отметкой о получении бюллетеня, все эти бюллетени признаются недействительными, упаковываются отдельно и опечатываются.

4.4.9. Затем вскрываются стационарные ящики и проводится сортировка бюллетеней (по федеральному и одномандатному округам, по голосам за кандидатов, за федеральный список). Сортировка избирательных бюллетеней должна производиться гласно и открыто: каждый бюллетень демонстрируется всем присутствующим и результат голосования оглашается. Демонстрация и оглашение производится отдельно по каждому бюллетеню.

4.4.10. Отбираются бюллетени неустановленной формы, т.е. те, на которых отсутствуют в правом верхнем углу 2 подписи членов УИК и печать УИК, или бюллетени, изготовленные помимо заказа территориальной избирательной комиссии.

4.4.11. Отделяются недействительные избирательные бюллетени (те, по которым нельзя определить волеизъявление избирателя: в бюллетене нет отметки ни в одном квадрате или проставлены отметки в 2-х и более квадратах). Имейте в виду, что, как правило, их доля редко превышает 3%.

4.4.12. Бюллетени распределяются по голосам ЗА каждого кандидата (федеральный список) и против всех кандидатов (списков) соответствующие голоса подсчитываются. Полученные данные вносятся в протокол и в его увеличенную копию.

4.4.13. После суммирования соответствующих строк протокола оглашается число действительных бюллетеней и число бюллетеней установленной формы в стационарных ящиках.

4.4.14. Если после проверки контрольных соотношений необходимо заново пересчитать бюллетени, то новые данные заносятся в новый бланк протокола - исправления в протоколе не допускаются.

4.4.15. Протоколы изготавливаются в 3-х экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса. Протокол считается действительным, если его подписало большинство.

4.4.16. После подписания протоколов УИК обязана немедленно выдать всем присутствующим лицам или дать им возможность снять с протоколов копии и заверить эти копии.

Важнейшая обязанность наблюдателей состоит в том, чтобы получить копию итогового протокола о результатах выборов.

4.4.17. После снятия копий первые экземпляры протоколов направляются в территориальные избирательные комиссии. Вторые экземпляры вместе с опечатанными бюллетенями, печатью и списками присутствовавших при установлении итогов голосования хранятся секретарем УИК до окончания работы комиссии. Третьи экземпляры предоставляются всем присутствовавшим для ознакомления и вывешиваются.

4.5. О результатах голосования сообщается направившим Вас лицам и члену территориальной комиссии с совещательным голосом - представителю избирательного объединения/кандидата. Для ускорения передачи данных сообщите только число проголосовавших ЗА интересующих Вас кандидатов/списки, общее число проголосовавших избирателей, долю недействительных бюллетеней.

4.6. Заверенную копию протокола сдайте направившим Вас лицам (в штаб кампании).

Важно обеспечить непрерывное наблюдение за голосованием, взаимозаменяемость наблюдателей, чтобы обеспечить постоянный контроль за передвижением избирателей от стола избирательной комиссии с полученными ими бюллетенями, до кабины для голосования, а затем до стационарного ящика для голосования. Наблюдатель обязан следить за тем, чтобы избиратель, получив бюллетень не покидал помещение для голосования.

В соответствии с действующим законодательством избиратель голосует лично, не допускается голосование за других лиц. В связи с этим наблюдатель обязан обращать внимание, чтобы бюллетени для голосования выдавались избирателю только по одному паспорту.

В том случае, если наблюдатель заметит, что в кабине для голосования находится более одного избирателя, он обязан незамедлительно сообщить об этом председателю избирательной комиссии. Необходимо также обращать внимание членов избирательной комиссии, если избиратели заполняют бюллетени вне пределов кабины для голосования.

Наблюдатель обязан периодически проверять кабину для голосования (в то время когда там нет избирателей) не находятся ли там агитационные листовки.

Наблюдатель, находящийся возле избирательного участка должен следить за тем, чтобы в день голосования не проводилась агитация голосования за того или иного кандидата, не осуществляется подкуп избирателей путем раздачи денежных средств, продуктов питания, спиртных напитков. В том случае, если он становится свидетели таких противоправных действий, наблюдатель составляет протокол о нарушении, обращается к работнику милиции.

Обо всех выявленных нарушениях во время голосования наблюдатели немедленно докладывают в свой избирательный штаб.

В течение всей работы необходимо проявлять настойчивость и принципиальность в пресечении нарушения закона, одновременно быть выдержанным и корректным и не поддаваться на возможные провокации. Не забудьте проголосовать сами!

Приложения

Приложение 1. Примерная форма заявления в избирательную комиссию о назначении ее члена с совещательным голосом или наблюдателя

Председателю участковой (территориальной, окружной) избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ _____________избирательного округа от кандидата (от доверенного лица кандидата) в депутаты ГД ФС РФ по ________избирательному округу Ивана Петровича Сидорова

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Настоящим я, Сидоров И.П., сообщаю Вам, что, в соответствии с частью 9 статьи 29 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", мною назначена в возглавляемую Вами комиссию, в качестве члена с совещательным голосом [наблюдателя], Иванова Мария Сергеевна, проживающая по адресу: ____________________________________________________________________.

Кандидат в депутаты ГД ФС РФ И.П. Сидоров ___________________________

10 декабря 1999 г.

 

Примечание.

Аналогично составляется заявление для избирательного объединения или блока от имени уполномоченного представителя.

 

 

Приложение 2. Примерная форма акта о нарушении законодательства на выборах

АКТ О НАРУШЕНИИ

 

Область (республика)_______________ Участок №_____________

ФИО председателя участковой комиссии ___________________________

______________________________________________________________

ФИО наблюдателя, телефон/адрес_________________________________

______________________________________________________________

ВРЕМЯ ОПИСАНИЕ НАРУШЕНИЯ ФИО СВИДЕТЕЛЕЙ ПОДПИСИ

СВИДЕТЕЛЕЙ

ТЕЛЕФОНЫ ИЛИ АДРЕСА СВИДЕТЕЛЕЙ
         
         
         
         
         
         

 

Подпись наблюдателя___________________________________________

Подпись члена УИК с совещательным голосом______________________

Дата __________________________________________________________

 

 

Приложение 3. Примерная форма заявления о нарушении законодательства на выборах

 

Председателю территориальной

избирательной комиссии №____

от наблюдателя ______________

(указать ФИО, а также кандидата или организацию)

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Сообщаю Вам, что 19 декабря 1999 года в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на избирательном участке №_____ избирательного округа _________ мною замечено следующее нарушение законодательства о выборах:

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

(укажите время нарушения, дайте его описание, ФИО, адреса и телефоны свидетелей)

По моему обращению к председателю участковой комиссии никаких мер не принято. Акт о нарушении прилагаю.

Подпись наблюдателя __________ Дата__________________