инструкции наблюдателям / нарушения

Владимир Львович Римский,
заведующий отделом социологии

Наблюдение за предвыборной агитацией

Настоящее руководство разработано в ходе выполнения проекта "Набор и обучение наблюдателей - корреспондентов сети общественного ИНТЕРНЕТ-мониторинга выборов 1999-2000 в России". Поддержка данного проекта осуществлена фондом Евразия (грант № М99-0965) за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (AID). Точка зрения, отраженная в данном документе и самими докладчиками, может не совпадать с точкой зрения Агентства по Международному Развитию или Фонда Евразия.

Москва
1999


Содержание

Юридическое содержание термина "предвыборная агитация"
Условия предоставления эфирного времени для целей предвыборной агитации на каналах государственных организации телерадиовещания
Наиболее частые нарушения в ходе предвыборной агитации

Юридическое содержание термина "предвыборная агитация"

Юридическое содержание термина "предвыборная агитация" установлено в пункте 2 статьи 8 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 года. На основании положений этого Закона "граждане Российской Федерации, политические общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, то есть осуществлять деятельность, побуждающую или имеющую целью побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, за любой зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федеральный список кандидатов или против него".

Таким образом, к предвыборной агитации относится не только деятельность, побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, но и деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах.

Из этого положения с очевидностью следует вывод о прямой правовой связи с противоправной предвыборной агитацией фактов проведения зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, либо иными физическими и юридическими лицами по их поручению благотворительной деятельности (пункт 4 статьи 41, пункт 8 статьи 48, пункт 8 статьи 62, подпункты "г", "и" пункта 2 статьи 91, подпункт "и" пункта 1 статьи 93 Федерального закона), а также рекламы коммерческой и иной деятельности, проводимой с нарушением требований пункта 3 статьи 60 Федерального закона.

Таким образом, основанием для привлечения субъекта избирательного процесса к государственно-правовой либо иной предусмотренной федеральными законами ответственности является не только проводимая в период запрета предвыборной агитации (с 10 августа до дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов) деятельность, содержащая такие прямые признаки предвыборной агитации, как призывы голосовать за или против того или иного зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов, но и любая иная деятельность субъекта избирательного процесса, содержащая такие косвенные признаки предвыборной агитации, как побуждение или намерение (имеющая целью) побудить избирателей голосовать за или против того или иного зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов.

При этом факт оплаты в ходе избирательной кампании рекламы любой такой деятельности, в том числе коммерческой и иной, помимо средств избирательного фонда, является основанием для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов (подпункты "д", "е", "ж" пункта 6 статьи 47, подпункты "е", "ж", "м" пункта 2 статьи 91) либо для отмены такой регистрации (подпункты "и", "к" пункта 3 статьи 91 Федерального закона).

Кроме того, законодатель установил для лиц, нарушающих правила проведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании, осуществляющих в ходе избирательной кампании в нарушение Федерального закона благотворительную деятельность, а также изготовляющих и распространяющих в нарушение пункта 3 статьи 60 Федерального закона рекламу коммерческой и иной деятельности, уголовную, административную либо иную ответственность, наступающую в соответствии с федеральными законами (подпункты "з", "и", "л" пункта 1 статьи 93 Федерального закона).

2. Сроки проведения предвыборной агитации установлены в статье 53 Федерального закона. С учетом приведенного выше очевидно, что в период с 10 августа до момента регистрации кандидата, федерального списка кандидатов проводимая в их пользу любыми участниками избирательного процесса предвыборная агитация имеет противоправный характер, поскольку нарушает требование пункта 1 указанной статьи Федерального закона.

Дополнительным, но в то же время имеющим самостоятельное значение, признаком противоправности такой агитации является факт ее оплаты помимо средств избирательного фонда, который зачастую на этой стадии избирательного процесса еще не создан.

На стадии предвыборной агитации (с момента регистрации кандидата, федерального списка кандидатов до ноля часов 18 декабря 1999 года) правомерный характер имеет только предвыборная агитация, проводимая зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, через средства массовой информации, условно называемые коммерческими (п. 8 ст. 55 Федерального закона), а также через периодические печатные издания, которые учреждены зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками (и. 19 ст. 57 Федерального закона). При этом оплата эфирного времени (пункт 20 статьи 56) и печатной площади (пункт 16 статьи 57) должны осуществляться исключительно из средств избирательного фонда (со специального избирательного счета) зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов.

Ответственность за нарушение порядка финансирования своей избирательной кампании несут лично кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок (пункт 4 статьи 63 Федерального закона).

3. Субъектами агитационной деятельности через средства массовой информации в ходе настоящей избирательной кампании являются зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки. При ведении, предвыборной агитации через средства массовой информации, условно определяемые как "государственные региональные", избирательные объединения, избирательные блоки выступают как субъекты агитационной деятельности в виде региональных групп кандидатов.

Проведение предвыборной агитации через средства массовой информации иными субъектами агитационной деятельности, в том числе гражданами Российской Федерации и политическими общественными объединениями. Федеральный закон не предусматривает.

Такой вывод следует, в частности, из того факта, что законодатель не указывает эти субъекты агитационной деятельности при определении общих условий доступа зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков к средствам массовой информации (статья 55 Федерального закона). Кроме того, граждане Российской Федерации и политические общественные объединения, не имеющие статуса избирательных, а также имеющие статус избирательных, но не зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, не вправе создавать избирательные фонды.

Из этого с очевидностью следует, что законодатель ограничил право указанных субъектов агитационной деятельности на предвыборную агитацию, исключив их из числа субъектов предвыборной агитации, имеющих право на финансируемую агитационную деятельность. Иначе говоря, указанные субъекты предвыборной агитационной деятельности вправе проводить ее в допускаемых законом формах и законными методами, не требующими какого-либо финансирования, создания избирательных фондов, открытия специальных избирательных счетов.

Средства массовой информации выступать в качестве самостоятельных субъектов предвыборной агитации тем более не вправе, поскольку не названы законодателем в числе субъектов права на предвыборную агитацию (пункт 2 статьи 8 Федерального закона), а также не вправе создавать избирательные фонды, открывать специальные избирательные счета, с которых только и возможна оплата правомерной предвыборной агитации.

Законодателем четко определены и субъекты агитационной деятельности, имеющие право на использование бесплотных эфирного времени и печатной площади на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, которые условно можно назвать "государственными". Такими субъектами являются только и исключительно зарегистрированные кандидаты, а также избирательные объединения и избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов.

4. Формы и методы участия в избирательной кампании организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, их права, обязанности и ответственность установлены в статьях 5, 10, 12, 14, 18, 24, 29, 30, 31, 40, 41, 47, пунктах 1,2 статьи 52, пунктах 1,3 статьи 54, а также нормами статей 55, 56, 57, 60, 66, 67, 86, 93 Федерального закона.

Важно учитывать, что законодатель устанавливает правовой статус участника (субъекта) избирательного процесса не для всех без исключения средств массовой информации в том смысле, в каком этот термин применяет Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" в редакции 1998 года, а только для организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий.

Это означает, что различного рода средства массовой информации, выступающие в иных формах периодического распространения массовой информации, даже если они имеют постоянное название, текущий номер и выходят в свет не реже одного раза в год, не приобретают в соответствии с Федеральным законом правового статуса субъекта избирательного процесса.

Из этого, в свою очередь, следует, что различного рода коммерческие организации, специализирующиеся на получении прибыли, функционируя в качестве посредников между заказчиками, изготовителями и распространителями рекламной продукции, не вправе выступать в качестве СМИ -участников избирательного процесса, то есть заключать с субъектами агитационной деятельности, обладающими правом доступа к СМИ, договоры на платное предоставление (продажу) им эфирного времени и печатной площади.

Таким правом законодатель наделяет только и исключительно организации теле- и (или) радиовещания и редакции периодических печатных изданий, которые располагают, соответственно, государственными лицензиями на вещание на соответствующих каналах и частотах, а также реальной печатной площадью, и, соответственно, государственной регистрацией в установленном порядке в качестве периодических печатных изданий.

Цель такого подхода законодателя, фактически ломающего сложившуюся схему изготовления и размещения коммерческой, социальной и иной рекламы через посредников, в том числе выступающих в форме СМИ, заключается, очевидно, в его стремлении обеспечить контроль движения денежных средств со специальных избирательных счетов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков на счета организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий.

Иной подход законодателя мог бы повлечь серьезные затруднения контрольно-ревизионных служб избирательных комиссий, иных государственных органов в обеспечении контроля законности оплаты предвыборной агитации исключительно через избирательные фонды, создал бы условия для противоречащей избирательному законодательству оплаты эфирного времени на каналах электронных и печатной площади на страницах печатных СМИ помимо средств избирательных фондов.

Такой вывод подтверждается и тем обстоятельством, что политическая реклама в том смысле, какой установлен для нее Федеральным законом, является только одним из видов предвыборной агитации, следовательно, имеет совершенно иную правовую природу, чем любая другая реклама.

Именно по этой причине изготовление и размещение политической рекламы не регулируется федеральным законодательством о средствах массовой информации и о рекламе.

Из этого следует, что вправе и обязаны уведомить соответствующие избирательные комиссии о своей готовности предоставить эфирное время и печатную площадь, а также не позднее 31 августа 1999 года опубликовать сведения о единых для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков размере и условиях их оплаты либо об общих объемах бесплатно предоставляемой им печатной площади не все СМИ, а только определенные Федеральным законом организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий.

Законодатель устанавливает классификацию организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий (но не СМИ!) с тем, чтобы четко определить их правовой статус (права и обязанности) в избирательном процессе.

При этом он выделяет, для удобства называемые здесь условно, "государственные", "государственные специализированные", "муниципальные" и "коммерческие" организации телерадиовещания, а также "государственные", "государственные специализированные", "ведомственные специальные", "коммерческие" и "учрежденные зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком" периодические печатные издания.

Все они имеют различный правовой статус, определяющий не только специфику, но также формы и методы организации их деятельности в ходе избирательной кампании.

Юридическое содержание термина "предвыборная агитация"
Условия предоставления эфирного времени для целей предвыборной агитации на каналах государственных организации телерадиовещания
Наиболее частые нарушения в ходе предвыборной агитации

Условия предоставления эфирного времени для целей предвыборной агитации на каналах государственных организации телерадиовещания

Организации телерадиовещания (далее - отрв), условно называемые государственными, обязаны не только предоставлять на равных условиях зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, бесплатное эфирное время для размещения предвыборных агитационных материалов (п.1 ст. 55, п. 1 ст. 56), но также резервировать эфирное время для предоставления его на платной основе (п. 12 ст. 56).

При этом общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше объема эфирного времени, предоставляемого бесплатно, но не может и превышать его более чем в два раза. государственные отрв, время вещания которых составляет меньше двух часов в день, бесплатно предоставляют для проведения предвыборной ^мтации не менее одной четвертой части общего времени вещания.

Бесплатное эфирное время предоставляется в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования, по рабочим дням, и составляет не менее одного часа для общероссийских ОТРВ и не менее 30 минут - для региональных. Законодательно установлено, что общий минимальный объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственными ОТРВ (за исключением тех, время вещания которых составляет менее двух часов в день), - 23 и 11,5 часа соответственно (пп. з, 5 ст. 56).

Государственные отрв обязаны не позднее 31 августа текущего года опубликовать единые для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков размер и условия оплаты предоставляемого для целей предвыборной агитации эфирного времени. Целесообразно одновременно опубликовать и сведения об общем объеме эфирного времени, резервируемого для платного предоставления, хотя закон прямо этого не предусматривает.

Под едиными размером и условиями оплаты законодатель, очевидно, подразумевает такие размер и условия, которые обеспечат соблюдение принципа равенства зарегистрированных кандидатов (п. 1 ст. 48).

Представляется, что необходимым условием обеспечения равноправия зарегистрированных кандидатов в сфере агитационной деятельности на каналах отрв является единовременное декларирование отрв в установленные законом сроки и постоянно действующих весь период избирательной кампании расценок (в том числе скидок) на предоставляемые объемы эфирного времени в рублях.

Под равными условиями предоставления эфирного времени законодатель подразумевает равную продолжительность предоставленного эфирного времени, справедливое с точки зрения всех участников избирательного процесса определение времени выхода в эфир агитационных материалов, равенство других условий (п. 1 ст. 56).

Для обеспечения указанных равных условий при распределении эфирного времени на каналах государственных отрв предусмотрено обязательное проведение жеребьевки между зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, избирательными объединениями, избирательными блоками, подавшими в соответствующие избирательные комиссии заявку на участие в этой жеребьевке (пп. 2,10 ст. 56). О времени и месте проведения жеребьевки соответствующая избирательная комиссия информирует участников избирательного процесса через государственные ОТРВ и редакции государственных периодических печатных изданий в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 18 Федерального закона.

Жеребьевка проводится в течение недели после завершения регистрации кандидатов, списков кандидатов (п. 2 ст. 56) избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации соответственно, с участием представителей соответствующих ОТРВ (п. 10 ст. 56). в результате жеребьевки определяются даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. По результатам жеребьевки, которые оформляются протоколом, составляется график распределения эфирного времени, который публикуется соответствующими избирательными комиссиями в государственных периодических печатных изданиях (п. 10 ст. 56).

При организации жеребьевки необходимо учитывать следующие требования законодательства: бесплатное эфирное время должно предоставляться для целей предвыборной агитации в период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию (п. 5 ст. 56); одна треть общего объема выделяемого отрв бесплатного эфирного времени отводится субъектам агитационной деятельности для совместного проведения дискуссий, "круглых столов", иных аналогичных совместных агитационных мероприятий (п. 7 ст. 56); на каналах государственных региональных ОТРВ расчет и выделение бесплатного эфирного времени производятся раздельно для зарегистрированных кандидатов и региональных групп кандидатов (п. 7 ст. 56).

При этом ОТРВ предоставляют зарегистрированным кандидатам и региональным группам кандидатов равный объем эфирного времени в пропорции один к трем, за исключением случаев, когда на территории соответствующего субъекта Российской Федерации образовано менее трех одномандатных избирательных округов. В этих случаях объем эфирного времени, предоставляемого региональной группе кандидатов, исчисляется путем умножения объема эфирного времени, предоставляемого кандидату, зарегистрированному по одномандатному избирательному округу, на число одномандатных избирательных округов в соответствующем субъекте Российской Федерации (пп. 6, 7 ст. 56).

Например, на территории определенного субъекта Российской Федерации создано два одномандатных избирательных округа. Как известно, региональная государственная ОТРВ выделяет для бесплатного предоставления субъектам агитационной деятельности 11,5 часа эфирного времени.

Для расчета объемов выделяемого эфирного времени зарегистрированным кандидатам и региональным группам кандидатов предположим, что X - это объем эфирного времени, выделяемого одному зарегистрированному кандидату, соответственно 2Х - это объем эфирного времени, выделяемого региональной группе кандидатов.

Предположим, что в распределении эфирного времени участвуют 8 зарегистрированных кандидатов и 10 региональных групп кандидатов. В этом случае для того, чтобы определить значение х, следует общий объем бесплатного эфирного времени (11,5 часа или 690 минут) разделить на суммированное количество условных значений X (в нашем примере - на 28), что составит примерно 24,6 минуты. Из этого следует, что между зарегистрированными кандидатами необходимо разделить 197 минут (24,6х8), а между региональными группами кандидатов - 492 минуты (24,6х10х2), что в сумме составит 689 минут.

При этом одна треть общего объема эфирного времени (230 минут) должна быть предоставлена зарегистрированным кандидатам и региональным группам кандидатов с учетом требований п.7 ст. 56, что составит для зарегистрированных кандидатов 66 минут (197:3), а для региональных групп кандидатов – соответственно 164 минуты (492:3).

Оставшаяся часть (две трети) бесплатного эфирного времени распределяется в равных долях соответственно между зарегистрированными кандидатами, между региональными группами кандидатов, между избирательными объединениями и избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов (п. 9 ст. 56). При этом необходимо учитывать, что отказ субъекта агитационной деятельности от участия в совместных агитационных мероприятиях не влечет увеличения объема эфирного времени, бесплатно предоставляемого ему для проведения предвыборной агитации (п. 8 ст. 56).

Платное эфирное время, зарезервированное на каналах государственных общероссийских отрв, распределяется между избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, на равных условиях путем деления его общего объема на общее число указанных субъектов агитационной деятельности.

Эфирное время, предоставляемое на каналах государственных региональных ОТРВ на платной основе, распределяется между зарегистрированными кандидатами и региональными группами кандидатов таким же образом, как и бесплатное, с учетом приведенного выше соотношения, предусмотренного требованиями п. 6 ст. 56.

Платное эфирное время на каналах государственных ОТРВ предоставляется субъектам агитационной деятельности в тот же период времени, что и бесплатное эфирное время (пп. 3, 12,14 ст. 56). При этом дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов определяются обязательной жеребьевкой, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц между зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков на основании поданных ими заявок в течение недели после завершения регистрации.

Эфирное время за плату предоставляется на основе договора, заключенного между ОТРВ и субъектом агитационной деятельности после проведения жеребьевки (п.14 ст.56).

Условия предоставления эфирного времени для целей предвыборной агитации на каналах коммерческих организации телерадиовещания

В соответствии с п. 8 ст. 55 Федерального закона коммерческие ОТРВ вправе на договорной основе предоставить за плату эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, региональным группам кандидатов.

Из этого следует, что коммерческие ОТРВ вправе также отказаться от предоставления платного эфирного времени для целей предвыборной агитации, но не вправе предоставлять его субъектам агитационной деятельности либо иным участникам избирательного процесса бесплатно.

Коммерческие ОТРВ, пожелавшие воспользоваться правом предоставления эфирного времени за плату предусмотренным Федеральным законом субъектам агитационной деятельности, обязаны не позднее 31 августа текущего года опубликовать сведения о единых для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, размере и условиях оплаты, а также направить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации эти сведения с уведомлением о готовности предоставить эфирное время избирательным объединениям, избирательным блокам, а в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации соответственно - с уведомлением о готовности предоставить эфирное время зарегистрированным кандидатам, региональным группам кандидатов (п. 8 ст. 55).

На каналах коммерческих ОТРВ предвыборная агитация может начинаться непосредственно после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в соответствии с договором, заключенным между ОТРВ и субъектом агитационной деятельности (зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов) (п. 16 ст. 56). При этом оплата эфирного времени и его предоставление на каналах коммерческих ОТРВ, точно так же, как и на каналах государственных ОТРВ, осуществляются на равных условиях (п. 17 ст. 56), то есть размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов (п. 1 ст. 48).

Представляется, что необходимым условием обеспечения равноправия зарегистрированных кандидатов в сфере агитационной деятельности на каналах коммерческих ОТРВ является единовременное декларирование ими в установленные законом сроки постоянно действующих весь период избирательной кампании расценок (в том числе скидок) на предоставляемые объемы эфирного времени в рублях.

При этом в период со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов до завершения стадии (этапа) регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов соответствующими избирательными комиссиями такие расценки и скидки, как представляется, не должны изменяться. После завершения регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов такие расценки на разных временных этапах могут меняться, оставаясь едиными (равными) для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Можно допустить, что декларируемые расценки могут быть различными в разные промежутки времени, оставаясь едиными (равными) для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, непосредственно с 31 августа до ноля часов 18 декабря текущего года.

При этом, однако, создаются условия для предоставления позднее зарегистрированному кандидату эфирного времени по цене, фактически иной (большей), чем та, по которой получил эфирное время кандидат, зарегистрированный ранее.

В этом случае руководителю коммерческой ОТРВ будет труднее, как представляется, объяснить в суде причины предоставления им эфирного времени двум равноправным субъектам агитационной деятельности по разной цене, что противоречит п. 17 ст. 56 Федерального закона.

Принципиальное значение при этом имеет единовременное опубликование этих сведений, которые в ходе избирательной кампании ни при каких обстоятельствах не могут быть изменены.

Поскольку под равными условиями для бесплатного предоставления эфирного времени федеральный законодатель подразумевает равную продолжительность предоставленного эфирного времени, справедливое с точки зрения всех участников избирательного процесса определение времени выхода в эфир агитационных материалов, равенство других условий (п. 1 ст. 56) и не определил это понятие для платного предоставления эфирного времени коммерческими ОТРВ, перед руководством коммерческой ОТРВ стоит непростая задача соблюдения принципа равенства прав субъектов агитационной деятельности при распределении между ними общего объема предоставляемого за плату эфирного времени.

Особенно с учетом положения Федерального закона о том, что коммерческие ОТРВ, не соблюдающие требования законодателя об обеспечении для субъектов агитационной деятельности равные условий предоставления и оплаты эфирного времени (п. 17 ст. 56), а также не опубликовавшие в срок до 30 августа текущего года включительно сведения о единых размере и условиях оплаты эфирного времени, не уведомившие соответствующие избирательные комиссии о готовности предоставить эфирное время за плату субъектам агитационной деятельности (п. 8 ст. 55), лишаются права предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам эфирное время для целей предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы третьего созыва (п. 17 ст. 56).

В то же время законодатель не обязывает коммерческие ОТРВ проводить между субъектами агитационной деятельности жеребьевку для предоставления им на равных условиях платного эфирного времени для размещения агитационных предвыборных материалов.

Представляется, что законодатель предоставил выбор организационных форм и методов обеспечения равенства прав субъектов агитационной деятельности в ходе избирательной кампании, а также порядка или формы соблюдения требования Федерального закона о предоставлении платного эфирного времени на каналах коммерческих ОТРВ на равных условиях на усмотрение их руководителей (учредителей, владельцев), не освобождая их при этом от ответственности за нарушение перечисленных требований Закона.

В качестве рекомендации руководителям коммерческих ОТРВ может быть предложена схема, по которой эфирное время предоставляется первому обратившемуся зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, зарегистрировавшему федеральный список кандидатов в объеме, не превышающем объем, полученный путем деления общего объема эфирного времени, предназначенного для предоставления субъектам агитации на платной основе, на максимально возможное прогнозируемое число таких субъектов.

При этом важно предусмотреть такой резерв эфирного времени, который позволил бы коммерческой ОТРВ оставить для себя возможность предоставить такое время на равных условиях каждому из имеющих на это право субъектов агитационной деятельности.

После завершения периода регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов руководство коммерческой ОТРВ, зная точно число зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, получит возможность организовать предоставление эфирного времени за плату субъектам агитационной деятельности на равных условиях.

При этом субъекты агитационной деятельности, которым эфирное время было предоставлено за соответствующую плату в период до дня завершения этапа регистрации, смогут дополнительно получить его в таком объеме, чтобы общий объем предоставленного им эфирного времени был равен по продолжительности объему эфирного времени, предоставленного всем иным зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов.

В случае отказа кого-либо из них от своего права на получение эфирного времени за плату коммерческая отрв вправе, как представляется, разделить общий объем предназначенного для целей предвыборной агитации платного эфирного времени между остальными субъектами агитационной деятельности, изъявившими намерение реализовать свое право на платный эфир путем подачи соответствующих заявлений, на равных условиях.

Такое распределение эфирного времени может быть осуществлено по усмотрению руководства коммерческой ОТРВ в виде жеребьевки либо в иной форме, например, путем проведения соответствующих расчетов.

Представляется, таким образом, что особенностью предоставления эфирного времени за плату коммерческими ОТРВ по сравнению с государственными является не полное отсутствие правового регулирования их деятельности, как иногда считают, но лишь отсутствие прямых ограничений, во-первых, на объем предоставляемого ими за плату эфирного времени, во-вторых, на сроки такого предоставления, в-третьих, на выбор субъектов агитационной деятельности для такого предоставления в зависимости от размеров зоны уверенного приема передач организации телерадиовещания, предоставляющей эфирное время.

Оплата эфирного времени, предоставляемого организациями телерадиовещания (независимо от форм их собственности), должна осуществляться субъектами агитационной деятельности исключительно из средств создаваемых ими избирательных фондов (п. 20 ст. 56).

Юридическое содержание термина "предвыборная агитация"
Условия предоставления эфирного времени для целей предвыборной агитации на каналах государственных организации телерадиовещания
Наиболее частые нарушения в ходе предвыборной агитации

Наиболее частые нарушения в ходе предвыборной агитации

На этапе предвыборной агитации наблюдатели должны обратить особое внимание на работу СМИ, действия органов власти и управления, характер публикуемых агитационных материалов, оперативность реагирования избирательных комиссий на сигналы о нарушениях.

В 1999 году 4 ноября - последний день регистрации федеральных списков и кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам. Затем начинается предвыборная агитация. Законодательство о выборах вводит определённые ограничения на формы и способы агитации, содержание агитационных материалов. При этом кандидатам и избирательным объединениям гарантируется равный доступ к СМИ.

В этот же период завершается формирование участковых избирательных комиссий, публикуются списки избирателей. В следующей таблице приводятся крайние сроки выполнения местными администрациями действий, необходимых для успешного проведения выборов в установленные законом сроки. Невыполнение этих действий или выполнение их в более поздние сроки является нарушениями избирательного законодательства.

Действия местной администрации

Сроки

Образование избирательных участков распоряжением главы местной администрации по согласованию с окружной избирательной комиссией. До 19.11
Назначение выборным органом местного самоуправления состава участковых комиссий. До 22.11
Публикация в местной печати списков избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов участковых комиссий. До 24.11
Составление списка избирателей на основании сведений, предоставленных главой муниципального образования в территориальные избиркомы. До 25.11
Представление списков избирателей для всеобщего ознакомления. До 29.11

Законодательство о выборах накладывает определенные ограничения на участие в предвыборной агитации некоторых организаций и должностных лиц, а также на некоторые формы и методы агитации.

Законодательство о выборах требует предоставления равных возможностей ведения бесплатной агитации всеми избирательными объединениями, блоками и кандидатами в одномандатных округах.

В соответствии с избирательным законодательством агитация при проведении массовых мероприятий имеет определенные ограничения.

В соответствии с избирательным законодательством на распространение агитационных материалов накладываются определенные ограничения.

Последнее время очень часто незарегистрированные кандидаты проводят преждевременную предвыборную агитацию, которая выражается в показе рекламных видеороликов по телевидению, размещении рекламных щитов и т. д., что является нарушением статьи 38 Федерального закона.

Для кандидатов, замещающих государственные или муниципальные должности категории "А", характерно такое нарушение законодательства о выборах, как использование служебного положения. В этом случае достаточно сложно определить, когда кандидат действует в пределах своего ненормированного рабочего времени, а когда в нерабочее время. Обычно избирательные штабы этих кандидатов формируются в основном из сотрудников госаппарата. В связи с этим соперники таких кандидатов предъявляют претензии именно такого характера, ссылаясь на нарушение статьи 48 Федерального закона.

Во время проведения предвыборной агитации очень часто кандидаты, пытаясь использовать так называемые "грязные технологии", обнародуют компрометирующие сведения о своих конкурентах, тем самым унижая честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов. Обычно такие нарушения влекут за собой рассмотрение исковых заявлений о защите чести, достоинства и деловой репутации кандидата в порядке гражданского судопроизводства.

Категорически не разрешается какая-либо агитация на участке для голосования или на прилегающей к нему территории. Это нарушение должно пресекаться членами избирательной комиссии и, при необходимости, органами правопорядка немедленно при его обнаружении.

Юридическое содержание термина "предвыборная агитация"
Условия предоставления эфирного времени для целей предвыборной агитации на каналах государственных организации телерадиовещания
Наиболее частые нарушения в ходе предвыборной агитации