начало / 2-ая Конференция

Винюков И.А.

Основные итоги выполнения проекта
"Информатика для демократии - 2000+ (первая фаза -формирование новой информационно-коммуникативной структуры гражданского общества в процессе Интернет-мониторинга избирательных кампаний 1999-2000 гг. в России)"


В соответствии с Перспективной целью Проекта - поэтапным формированием новой общественной структуры гражданского действия, организованной на базе современных телекоммуникационных технологий на первоначальной фазе Проекта - формировании новой информационно-коммуникационной структуры гражданского общества в процессе Интернет-мониторинга избирательных кампаний 1999-2000 годов в России решение задач Проекта проводилось за счет средств нескольких грантов.

Первым среди них был получен грант № СZА901 Института "ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО". Согласно его рабочему плану за период с 1 мая 1999 года по 31 января 2000 года по было осуществлено

  1. создание организационной, технической и ресурсной базы проекта:
  2. выявление через сеть Интернет, электронную почту и другие средства коммуникации желающих принять участие в наблюдении за выборами:
  3. разработка протоколов передачи информации, алгоритмов и программ агрегирования и обработки поступающей информации:
  4. создание корреспондентской сети из пользователей Интернета, журналистов, представителей общественных организаций, любых энтузиастов, объединенных в бригады:

    В результате выполнения Проекта на 31 января 2000 года обеспечена регистрация 222 человека в качестве наблюдателей - общественных корреспондентов проекта. Они проживают в 55 субъектах федерации, список которых прилагается.

    В Проекте зарегистрировались также в качестве участников 52 организации, которые направили в Проект своих представителей.

  5. обучение участников проекта технологиям контроля за ходом выборов и работе в построенной сети :

    Разработаны и размещены на сайте Проекта рекомендации наблюдателям по основным этапам избирательной компании по выборам в Госдуму:

  6. проведение основной акции - наблюдение за парламентскими выборами 1999 г.:

    Всего за период с августа 1999 по - январь 2000 года зафиксировано 467 сообщений о событиях и 296 - о нарушениях избирательного законодательства в процессе избирательной компании по выборам в Госдуму. Произведено их распределение по типам нарушений, нарушителей, видам нарушений и регионам.

  7. проведение первой итоговой Московской конференции участников проекта “Информатика для демократии: 2000+” по наблюдению за прошедшими выборами в Государственную Думу состоялась 29-30 января 2000 года в московской гостинице “Турист”.

В ней приняли участие 96 участников, организаторов и гостей Проекта из 39 регионов России. Были обсуждены промежуточные итоги Проекта и возможные перспективы его дальнейшего развития. Программа, список участников, резолюция и стенограмма конференции размещены на сайте Фонда ИНДЕМ на странице, посвященной проекту “Информатика для демократии 2000+”.

Когда наблюдатели Проекта начали работать с рекомендациями, подготовленными в рамках первого гранта, выяснилось, что эти рекомендации представляли собой очень жесткие инструкции, которые с трудом осваивались лишь немногими наблюдателями. Для успешной работы их оказалось недостаточно.

Потребовалось организовать и провести специальное обучение наблюдателей. Оно стало возможным благодаря поддержке Фонда Евразия по гранту № М99-0965 “Набор и обучение наблюдателей - корреспондентов сети общественного Интернет-мониторинга выборов 1999-2000 в России”

Для достижения его целей

за период с 20 октября 1999 года по 31 декабря 1999 года была проделана следующая работа:

  1. Разработаны и размещены на сайте Фонда ИНДЕМ методические материалы по:

    С методическими материалами можно ознакомиться на сайте Фонда ИНДЕМ на странице, посвященной проекту “Информатика для демократии 2000+”.

  2. На основе этих материалов социологом Проекта - руководителем отдела социологии Фонда ИНДЕМ Римским В.Л. - была подготовлена и издана тиражом 1000 экземпляров брошюра “Наблюдение за выборами. Руководство для индивидуальных наблюдателей” Брошюра использовалась при проведении семинаров для наблюдателей, распространялась среди активистов партий и движений, социологов. Ее содержание также размещено на сайте Проекта
  3. Одновременно осуществлялось создание программного обеспечения и электронных баз данных наблюдателей, методических материалов, и результатов работы с ними наблюдателей, отражающих в Интернет Web-сайте процесс и результат набора волонтеров и обучения наблюдателей.

    Разработаны базы данных по типам и видам нарушений и нарушителей, созданы программы их представления на сайте для диалога с наблюдателями.

  4. Проводился набор новых корреспондентов (в основном на рекламных и обучающих мероприятиях).
  5. Проводилось обучение общественных корреспондентов навыкам интерактивного взаимодействия с организаторами Проекта и друг другом и эффективным приемам организации общественного наблюдения за ходом избирательных кампаний и голосований в дистанционном режиме с использованием Интернета.

    Обучение проводилось как на выездных семинарах (см. ниже), так и в офисе Фонда ИНДЕМ и на семинарах и встречах в других организациях, в том числе в ИНИОНе, Московской Хельсинской группе, Московском доме журналистов. Особую активность в обучении проявил руководитель Проекта М.А. Федотов, участвовавший в двух (из трех) семинарах и практически в каждом мероприятии в ИНДЕМе.

    Проведены три обучающих выездных семинара по методам общественного мониторинга для участников сети и других, заинтересованных в общественном мониторинге групп: в Кирове, Ижевске и Ярославле. Полный отчет о каждом семинаре, его программа и график работы, список и анкета участников размещены на странице проекта на сайте Фонда ИНДЕМ (www.indem.ru)

    В 2000 году реализация проекта была продолжена и в период с 01 января 2000 года по 31 мая 2000 года была проделана следующая работа:

  6. Вице-президентом Фонда ИНДЕМ, экс-помошником Президента России, доктором юридических наук, профессором Красновым М.А была проведена юридическая экспертиза Федерального Закона РФ "О выборах Президента России" и пополнен список видов нарушений избирательного законодательства, проанализированы все другие отрасли федерального законодательства РФ, предусматривающие санкции к нарушителям законодательства; для каждого вида нарушений определены его связи с типами нарушителей и нарушений, нормами закона, которые их определяют, и санкциями, за них предусмотренными.

    Списки 16 типов нарушителей и 12 типов нарушений остались без изменения, а к 331 виду нарушений было добавлено еще новых 33 вида. Они были включены в базу данных и размещены на сайте проекта.

  7. Пополнена база данных по видам избирательных компаний. К выборам в Госдуму добавлены выборы Президента России и все другие избирательные кампании.
  8. Пополнена база данных по видам нарушений (добавлено 33 новых вида), законодательным нормам, их обуславливающим, и предусмотренным санкциям; созданы программы их представления на сайте для диалога с наблюдателями.
  9. Продолжилось обучение общественных корреспондентов навыкам интерактивного взаимодействия с организаторами Проекта и друг другом и эффективным приемам организации общественного наблюдения за ходом избирательных кампаний и голосований в дистанционном режиме с использованием ИНТЕРНЕТа.

Были разработаны и размещены на сайте Проекта нижеследующие методические материалы по выборам Президента Российской Федерации:

Кроме рекомендаций Фонда ИНДЕМ на сайте Проекта были размещены также и подготовленные методистами других дружественных организаций “Рекомендации членам участковых избирательных комиссий и наблюдателям по контролю правильности составления протокола участковой избирательной комиссии на выборах Президента РФ”.

Оценка достижения поставленных целей и полученных результатов

Главными критериями успешности проекта представляются величина сети его корреспондентов-наблюдателей и их активность и квалификация.

В результате выполнения Проекта на 31 мая 2000 года число наблюдателей - общественных корреспондентов Проекта достигло 259 человек. Они представляют 60 субъектов федерации. Количество организаций, участвующих в Проекте составило 60. Зафиксировано, отправлено на сайт и опубликовано на нем для всеобщего доступа 1024 сообщений о событиях и 362 - о нарушениях избирательного законодательства в процессе избирательных компаний по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Президента России и другим избирательным компаниям.

Это, с одной стороны, значительно меньше изначальных радужных надежд инициаторов - оптимистов проекта, хотя, с другой стороны, и не менее значительно превышает и исходные пессимистические и даже нетривиальные прогнозы и оценки критиков и скептиков проекта. Как ни странно, но это число находится примерно посередине интервала между верхней гранью пессимистических (100) и нижней оптимистических (500) оценок, обсуждаемых в штабе проекта при его начале.

Несмотря на очевидно состоявшееся увеличение сети общественных корреспондентов за период Проекта со 100 в октябре 1999 до 260 в мае 2000 достигнутые на сегодня размеры сети не могут удовлетворить организаторов Проекта.

Главной причиной этого, по мнению организаторов Проекта, является постоянное запаздывание с финансированием и реализацией всех этапов Проекта.

С сожалением необходимо отметить, что на рост численности наблюдателей очень слабо повлияли проведенные семинары. В регионах их проведения не наблюдалось значительного роста числа зарегистрировавшихся наблюдателей. Гораздо большее увеличение сети произошло после объявления об итоговой конференции участников Проекта “Информатика для демократии: 2000+” по выборам в Госдуму.

Некоторых корреспондентов от участия в Проекте, по словам некоторых из них, отпугнула форма рекомендаций под названием “задания”. И хотя это название сразу же заменили “советами наблюдателям” и вывесили подробное разъяснение о необязательности их выполнения, есть основания считать, что значительное число потенциальных корреспондентов так и не стали его участниками.

Многие жаловались на отсутствие, низкое качество и дороговизну доступа в ИНТЕРНЕТ в их регионах, а также на отсутствие у них средств на его оплату, К сожалению, нам не удалось найти источники финансирования оплаты участникам доступа в ИНТЕРНЕТ.

Пожелание некоторых участников о замене режима прямого ИНТЕРНЕТ-соединения на электронную почту при отправке сообщений также остается до сих пор нереализованным из-за недостаточного финансирования оплаты работ программистов и технических сотрудников по требующейся в этом случае автоматизированной или ручной переработке поступающих почтовых сообщений.

Подготовленные в рамках Проекта методические и информационные материалы получили высокие оценки от участников Проекта, семинаров и конференций, а также от специалистов и экспертов таких организаций как ЦИК России и Международный фонд избирательных систем.

В ЦИК России неоднократно передавались списки присланных сообщений о нарушениях, которые там с благодарностью принимались. Члены и сотрудники ЦИК и его Федерального информационного центра и в личных беседах и в публичных выступлениях положительно отзывались о своем сотрудничестве с Проектом.

К сожалению, нам не удалось добиться более детализированной обратной связи.

Результаты работ по Проекту докладывались и получили одобрение специалистов на многих семинарах и круглых столах, в т.ч.

Сам факт осуществления нашего Проекта представил собой новый мощный механизм влияния и воздействия общества на власть. Не случайно среди участников Проекта, семинаров и конференции оказалось значительное число сотрудников региональных администраций и избирательных комиссий. По сообщениям некоторых экспертов многие политические силы поначалу пристально следили за развитием Проекта, но потом успокоились и потеряли к нему интерес, так как он был признан ими неопасным.

Одной из возможных причин такой неопасности следует признать слабое освещение Проекта в СМИ. Корреспонденты не нашли в нем сенсаций, а участники Проекта не заинтересовались возможностью дать интервью “Общей газете” о своем участии в Проекте.

Для преодоления этого недостатка в последующих этапах развития Проекта предусматривается введение функции пресс-сектретаря Проекта.

Дальнейшее функционирование и развитие Проекта предполагается осуществлять главным образом за счет добавления новых конкретных общественно-значимых тем. Кроме мониторинга региональных выборов такими темами могут быть:

Заявки на гранты по вышеозначенным темам в настоящее время подготавливаются.

Со всеми результатами Проекта можно ознакомиться на сайте Фонда ИНДЕМ на странице, посвященной проекту “Информатика для демократии 2000+”.