начало / 2-ая Конференция

Владимир Львович Римский,
заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ
E-mail: rim@indem.ru T/F +7(495)–624–18–31; E-M:fo12 в домене indem
http: www.indem.ru

Законодательно определенные возможности наблюдения и контроля современных выборов


Содержание

Право на независимое наблюдение
Цели и задачи независимого наблюдения
Два основных подхода к наблюдению и контролю выборов
Что следует контролировать на выборах
Дополнительные возможности контроля выборов
Как реализовать дополнительные возможности контроля выборов
Как можно полностью проконтролировать подсчет голосов

Право на независимое наблюдение

В течение последних ста лет международное сообщество сформировало определенные нормы в области прав человека. В большинстве соответствующих документов однозначно признается всеобщее право граждан на участие в управлении своей страной через выборы путем тайного голосования.

Всеобщая Декларация прав человека и различные международные договоры включают право граждан принимать участие в управлении своей страной, как непосредственно, так и через своих представителей, избранных в ходе свободных выборов. Статья 21 Всеобщей Декларации гласит, что в основе власти правительства лежит воля народа, и что эта воля должна находить выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

В некоторые документы, в соответствии с тенденцией, возникшей в последние годы, включены положения о праве наблюдателей осуществлять контроль за избирательным процессом и результатами выборов. Поскольку такие документы являются международными и применяются в большинстве стран мира, содержащиеся в них правовые нормы, являются в определенной степени универсальными, а потому могут и должны применяться и в России.

В подтверждение приведем положение статьи 15 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, о том, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Более того, в соответствии со следующим положением той же самой статьи «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает, что приоритет правовых норм международного сообщества, к которым присоединилась Россия, выше приоритета не только российских законов, но и российской Конституции.

Другие международные документы закрепляют и развивают данное право. Международные документы по правам человека дают четкое определение права на участие в государственном управлении, а также избирательного права. В этих документах более не ставится под сомнение роль наблюдателей на выборах, как гарантов обеспечения соответствующих прав граждан.

В Статье 7 Копенгагенского документа от 1990 года Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне это Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ) содержится призыв к странам-участницам разрешить работу на выборах международных наблюдателей, а также наблюдателей из числа собственных граждан. Таким образом, официально признается значимость роли, которую могут сыграть наблюдатели в обеспечении проведения демократических выборов. Соблюдение данных принципов также находит отражение в повседневной практике суверенных государств, в программах, проводимых межправительственными и неправительственными организациями.

Право на независимое наблюдение
Цели и задачи независимого наблюдения
Два основных подхода к наблюдению и контролю выборов
Что следует контролировать на выборах
Дополнительные возможности контроля выборов
Как реализовать дополнительные возможности контроля выборов
Как можно полностью проконтролировать подсчет голосов

Цели и задачи независимого наблюдения

Под независимым наблюдением выборов понимается наблюдение выборов любыми негосударственными структурами или частными лицами.

Основная цель независимого наблюдения заключается в гарантированном обеспечении целостности избирательного процесса. Такая необходимость объективно существует независимо от того, в какой стране проводятся выборы: в стране с давно сложившейся демократической системой и сильными демократическими традициями или в стране, недавно вставшей на путь демократического развития или еще только переходящей к демократии.

Наблюдение выборов необходимо в любой стране, но с несколько различающимися приоритетами. В странах с давно сложившимися демократическими системами и сильными демократическими традициями наблюдение призвано, в первую очередь, подтвердить честность и чистоту выборов. В странах, недавно вставших на путь демократического развития или еще только переходящих к демократии, - важнейшим приоритетом является утверждение честности, чистоты и открытости выборов, содействие проведению их по демократической модели, а не авторитарной модели. Именно эти последние приоритеты наиболее значимы в настоящий период для России.

В странах, переходящих к демократии, роль наблюдателей на выборах, особенно важна, чтобы убедить скептически настроенную общественность в значимости избирательного процесса для развития страны, необходимости и целесообразности участия каждого избирателя в голосовании, в возможности проведения демократических выборов без существенных нарушений и честного подсчета голосов избирателей. Очень часто в таких государствах опыт политического участия граждан неразрывно связан с нарушениями прав человека, фальсификацией итогов выборов, военным или авторитарным правлением. В данных условиях особенно важно утвердить и закрепить в общественном сознании основополагающие понятия и нормы гражданской ответственности, помочь гражданам преодолеть чувство тревоги и обеспокоенности за справедливость выборов.

Атмосфера гласности, созданная при организации наблюдательной кампании, в сочетании с деятельностью наблюдателей в ходе предвыборной борьбы, их присутствие на избирательных участках в день выборов повышают уверенность общественности в справедливости выборов и способствуют более активному участию граждан в избирательном процессе. Присутствие наблюдателей на избирательных участках способно предупредить фальсификации, различные нарушения процедуры проведения выборов и снизить вероятность непреднамеренных организационных и административных оплошностей и ошибок. Работа наблюдателей в наиболее «трудных» районах также позволяет предотвратить запугивание или принуждение избирателей в ходе предвыборной кампании и в день выборов. Кроме того, наблюдатели следят за процессом подсчета голосов, обеспечивают параллельное подведение общих итогов голосования или используют иные способы и методы контроля, и таким образом, могут стать беспристрастным источником информации, на основе которого могут быть сделаны оценки и заключения относительно подлинности официальных итогов выборов. Такие оценки и заключения вполне возможно делать в рамках проекта общественного Интернет - мониторинга выборов «Информатика для демократии 2000+», выполняемого Фондом ИНДЕМ, при достаточной полноте собираемых данных о результатах голосования по территориальным избирательным комиссиям.

Оценки, сделанные независимыми наблюдателями после окончания выборов, могут сказаться на отношении кандидатов к законности избирательного процесса в целом. Положительная, в общем, оценка будет способствовать признанию результатов выборов всеми партиями и большинством граждан. И наоборот, критические и негативные заключения независимых наблюдателей могут привести к непризнанию результатов выборов и дадут возможность оспорить их в судебном порядке.

Право на независимое наблюдение
Цели и задачи независимого наблюдения
Два основных подхода к наблюдению и контролю выборов
Что следует контролировать на выборах
Дополнительные возможности контроля выборов
Как реализовать дополнительные возможности контроля выборов
Как можно полностью проконтролировать подсчет голосов