начало / 2-ая Конференция

Сравнительный анализ
Закона "О выборах народных депутатов Республики Татарстан"
в редакции от 21.07.99г. и
Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

В сентябре 1997 года вступил в силу Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее в тексте - ФЗ). Он определяет обязательные нормы избирательного законодательства: как федерального, так и субъектов федерации. Республиканские законы о выборах были приняты Госсоветом РТ 21 июля 1999 года, но в нарушение Конституции РФ и Договора РФ и РТ не содержат целого ряда норм ФЗ, а по многим позициям прямо ему противоречат. Следствием этого является нарушение избирательных прав граждан РТ, которые автор разделил условно на три группы.

I. Нарушения норм Конституции РТ, Конституции РФ, общепризнанных норм международного права.

  1. Решение Верховного суда РТ по жалобам и заявлениям является окончательным (ст.19, п.5). То есть закон отрицает право избирателя Татарстана обжаловать решение Верховного суда РТ в Верховном суде РФ и иных судебных инстанциях и противоречит статьям 45, 46, 47 Конституции РФ.
  2. Депутатами могут быть заместители министров, главы администраций и другие государственные и муниципальные служащие (ст.20), что противоречит статье 5 Конституции РТ, статье 10 Конституции РФ.
  3. Закон допускает проведение безальтернативных выборов (ст.22, п.10, ст.33, п.2в), что противоречит ФЗ (ст.32, п.14), ст.76 Конституции РФ.
  4. Норма закона о возможности переноса выборов органов представительной власти на другой срок (ст.3, п.2) противоречит п.2 ст.8 ФЗ, Документу Копенгагенского совещания СБСЕ (29.06.90г.).

II. Нормы закона РТ, противоречащие Федеральному закону.

  1. Введен запрет на одновременное выдвижение кандидата в Государственную Думу РФ и Государственный Совет РТ (ст.5, п.3). Однако в то же время допускается выдвижение одновременно в Государственный и местный Советы, что противоречит п.7 статьи 32 ФЗ.
  2. Закон предусматривает выборы части депутатов по административно-территориальным округам (ст.4, п.1), численность которых находится в диапазоне от 7600 (Елабужский район) до 813000 (г.Казань) избирателей, что противоречит принципу равного представительства (п.3 ст.19 ФЗ).
  3. Председатель ЦИК РТ представляется Президентом РТ и утверждается Госсоветом РТ (ст.13, п.2), заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются из состава комиссии (ст.19, п.1), что противоречит п.3 статьи 27 ФЗ, согласно которому председатель комиссии также должен избираться из состава комиссии.
  4. Норма закона о том, что в поддержку выдвижения кандидатов должны быть собраны подписи не менее 2% избирателей округа (ст.21, п.4), противоречит п.1 ст.31 ФЗ, определившему число подписей не более 2%.
  5. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители органов государственной власти (ст.8, п.3), что противоречит принципу невмешательства государственных и муниципальных органов власти в работу избирательных комиссий и ФЗ (п.12 ст.21 и п.1 ст.26).
  6. Право каждого избирателя выдвинуть кандидата (ФЗ п.1 ст.29) в законе подменено правом собрания избирателей с количеством участников не менее 100 (п.3, ч.2 ст.21), что прямо противоречит норме ФЗ, запрещающей вводить в законы субъектов РФ требование о проведении собрания избирателей с определенным числом участников для выдвижения кандидатов (ФЗ п.2 ст.29).
  7. Закон допускает право выдвижения кандидатов только избирательными объединениями, зарегистрированными "на уровне, соответствующем уровню выборов" (ч.2 ст.5), что противоречит п.2 ст.30 ФЗ, согласно которому таким правом обладают региональные отделения федеральных избирательных объединений и сами объединения.
  8. Окружные избирательные комиссии вправе проверять достоверность подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (п.7 ст.21), но в противоречие с ФЗ (п.4 ст.32) закон не регламентирует ни процедуры проверок, ни основания, по которым подписи признаются недействительными.
  9. Пункт 3 статьи 25 запрещает вести агитацию "членам избирательных комиссий". В такой формулировке под эту категорию попадают и члены комиссий с правом совещательного голоса, что противоречит п.5 ст.37 ФЗ.
  10. Закон не ограничивает размеры избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока (ст.6), что противоречит п.5 ст.47 ФЗ, по которому закон субъекта РФ должен устанавливать предельный размер избирательного фонда.
  11. Закон устанавливает (п.1 ст.30), что число изготовленных избирательных бюллетеней, передаваемых на избирательный участок, не может превышать число избирателей более чем на 4%. Это противоречит п.14 ст.51 ФЗ (не более 0,5%).
  12. О намерении представителей присутствовать на избирательном участке в день голосования согласно п.3 ст.8 закона необходимо сообщать не позднее чем за день до выборов, что противоречит п.6 ст.26 ФЗ, согласно которой предварительное уведомление о направлении не требуется.
  13. Закон не допускает вывешивание агитационных материалов в общественном транспорте (ст28, п.4), что противоречит статьям 37, 43 ФЗ.
  14. Закон не допускает коммерческие выступления в СМИ (ст.27, п.2), что противоречит статьям 37, 39, 40, 41 ФЗ. 15. В п.1 ст.27 закона запрещается проведение и публикация социологических опросов за 10 дней до выборов. Это противоречит норме ФЗ (п.5 ст.38), который запрещает только опубликование опросов и только в течение трех дней до дня голосования. Проводить опросы и исследования можно всегда.

III. Нормы Федерального закона, не включенные в закон РТ.

  1. Закон не содержит требования обязательного включения не менее трети состава избирательной комиссии из числа представителей партий и движений, имеющих фракции в ГД РФ и других общественно-политических объединений (ст.13, п.3; ст.15, п.2; ст.17) (ФЗ, ст.23, пп.1, 2).
  2. Закон не содержит требования о заполнении демонстрационной формы протокола при подсчете голосов (ст.32) (ФЗ ст.56).
  3. Закон не обязывает участковые избирательные комиссии оглашать сведения, вносимые в строки протокола, кроме строк 3, 6, 15, 16 (ст.32) (ФЗ в ст.56 требует оглашать каждую цифру, вносимую в протокол об итогах голосования).
  4. Закон не содержит требования об оглашении содержимого каждого бюллетеня и предъявления его присутствующим наблюдателям (ст.32) (ФЗ ст.56, п.16).
  5. Закон не содержит требования к избирательной комиссии предоставить возможность наблюдателям ознакомиться с рассортированными бюллетенями (ст.32) (ФЗ ст.56, п.23).
  6. Закон не содержит нормы и гарантий равенства прав кандидатов при выдвижении и агитации (ФЗ ст.28, п.4, ст.34, ст.36).
  7. Закон не запрещает участие в сборе подписей администрациям предприятий, учреждений, организаций (ст.21, п.6) (ФЗ ст.31,п.6).
  8. Закон не содержит запрета на агитацию государственным органам и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным служащим при исполнении ими служебных обязанностей (ФЗ ст.37, п.5).
  9. Нет запрета на использование преимуществ должностного и служебного положения (п.5 ст.28 ФЗ).
  10. Закон не обязывает (ст.31, п.8) избирательную комиссию обеспечить наблюдателям равные с выезжающими членами комиссии возможности прибытия к месту голосования вне помещения для голосования (ФЗ, ст.54, п.12).
  11. Закон не требует указания в заявлении избирателя причины голосования вне помещения для голосования (ст.31, п.8) (ФЗ, ст.54, п.4).
  12. Закон не содержит требования обязательного получения заявления от избирателя, голосующего вне помещения для голосования (ст.31, п.8) (ФЗ, ст.54, п.3). В то же время в статье 311, п.1д) содержится требование указать в строке 10 протокола число бюллетеней, выданных вне помещения для голосования, определенное по числу заявлений избирателей с отметками о получении бюллетеней.
  13. Закон не содержит требования указания паспортных данных избирателя, голосующего вне помещения для голосования (ст.31, п.8).
  14. Закон не содержит требования составления акта о голосовании вне помещения для голосования с указанием количества выданных, использованных и возвращенных бюллетеней, а также фамилий членов комиссии, наблюдателей, присутствовавших при голосовании (ст.31, п.8) (ФЗ ст.54, п.9).
  15. Признавая право наблюдателей получить заверенную копию протокола по итогам голосования, закон не содержит записи об обязанности участковой избирательной комиссии такую копию выдать до направления протокола в вышестоящую комиссию (ст.32). Не определено также, кто и как должен эту копию заверить (статьи 8, 33). Это противоречит нормам ФЗ (ст.56, п.28; ст. 26, пп.11, 12).
  16. Закон не содержит обязанности окружной избирательной комиссии направлять в ЦИК РТ вместе с протоколами жалобы на нарушения закона (п.10 ст.33) (ФЗ ст.57, п.5).
  17. Закон не содержит требования прикладывать ко второму экземпляру протокола список лиц (доверенных лиц, представителей, наблюдателей и др.), присутствовавших во время составления протоколов (статьи 32, 33). (ФЗ ст.57, п.7).
  18. В п.6 статьи 33 устанавливается, что избранным считается кандидат, получивший свыше 50% голосов от числа принявших участие в голосовании, то есть от числа бюллетеней установленной формы. Однако это число согласно той же статьи закона устанавливается по строкам 6, 7 протоколов участковых избирательных комиссий, в которые вписываются бюллетени, находившиеся в ящиках для голосования (ст.32, пп.10, 11).
  19. При повторном голосовании может быть избран кандидат, получивший голосов меньше, чем против обоих кандидатов (ст.35, п.4).
  20. Закон не содержит требования о работе судов и прокуратуры в день голосования и накануне (ФЗ ст.63, п.13).
  21. Закон не содержит обязанности ЦИК РТ публиковать список общественно-политических объединений, имеющих право участвовать в выборах (ст.5).
  22. Закон не обязывает кандидата все расходы на выдвижение и агитацию проводить через избирательный фонд (ст.6, ст.28) (ФЗ пп.11, 12 ст.47).
  23. Агитация прекращается в 0 часов накануне дня, предшествующего дню выборов (ст.26). В переводе на русский язык это означает, что в пятницу агитировать уже нельзя. Это противоречит п.1 статьи 38 ФЗ (в 0 часов за сутки до дня голосования).
  24. Закон обязывает окружную избирательную комиссию выдать копию протокола, но не обязывает ее заверить (п.12 ст.33).
  25. Введено право окружной избирательной комиссии контролировать выдвижение кандидатов (ст.21, п.2).

Справку подготовил Олег Белгородский.
Адрес: 420015, Казань А/Я 171. Тел./ факс (8432) 754228.