• оглавление ||| глава 1 | глава 2 | глава 3 | глава 4 | глава 5
  • Глава 4. Голосование

    Раздел 4. [ Голосование вне помещения для голосования ]

    Название нарушения

    Голосование вне помещения для голосования без письменного заявления или устного обращения избирателя

    Э09-41_Н13_В02_ЗД(ст. 79, п. 2) Как должно быть

    Голосование вне помещения для голосования проводится только на основании письменной ли устной просьбы избирателя в предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Просьба может быть передана другим лицом. Такие заявления или обращения принимаются в помещении для голосования не позднее 16 часов по местному времени в день голосования.

    Признаки нарушения

    Организация голосования вне помещения для голосования без письменного заявления или устного обращения избирателя, о чем стало известно наблюдателю.

    Какие права нарушены

    Нарушение процедуры контроля за ходом голосования вне помещений для голосования


    Название нарушения

    Голосование вне помещения для голосования по письменным заявлениям или устным обращениям избирателей, сделанных после 16 часов членам комиссии, проводящим голосование вне помещения для голосования.

    Э09-42_Н13_В02_ЗД(ст. 79, п. 2)

    Как должно быть

    Голосование вне помещения для голосования проводится только на основании письменной ли устной просьбы избирателя предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Просьба может быть передана другим лицом. Такие заявления или обращения принимаются в помещении для голосования не позднее 16 часов по местному времени в день голосования.

    Признаки нарушения

    Прием заявлений или устных обращений о голосовании вне помещения для голосования после 16 часов по местному времени.

    Какие права нарушены

    Нарушение процедуры оперативного контроля за ходом голосования вне помещений для голосования


    Название нарушения

    Нарушение порядка регистрации устного обращения избирателя о голосовании вне помещения для голосования

    Э09-43_Н13_В02_ЗД(ст. 79, п. 3)

    Как должно быть

    Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления и устные обращения в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. Но при проведении ткого олосования чены комиссии обязаны взять у избирателя письменное заявление.

    Признаки нарушения

    Не внесение поступившего устного обращения в реестр о голосовании вне помещения для голосования

    Какие права нарушены

    Нарушение процедуры контроля за ходом голосования вне помещений для голосования


    Название нарушения

    Выезд для проведения голосования вне помещения для голосования без сделанного за 30 минут объявления об этом

    Э09-44_Н13_В02_ЗД(ст. 79, п. 5)

    Как должно быть

    Председатель избирателной учстковой комиссии обязан за 30 минут до выезда для голосования на дому объявить об этом всем присутствующим членам комиссии и наблюдателям.

    Признаки нарушения

    Отсутствие объявления председателя избирательной комиссии о выезде для проведения голосования вне помещения для голосования.

    Какие права нарушены

    Нарушение процедуры контроля за ходом голосования вне помещений для голосования


    Название нарушения

    Число переносных ящиков для голосования превышает три

    Э09-45_Н13_В02_ЗД(ст. 79, п. 6)

    Как должно быть

    У участковой избиательной комиссии для проведения голосования на дому должны иметься переносные ящики для голосования, но не более трех. Необходимое число ящиков устанавливает сама избирательная комиссия.

    Признаки нарушения

    Число переносных ящиков превышает три Отсутствует решение избирательной комиссии, определяющее количество переносных ящиков

    Какие права нарушены

    Нарушение процедуры контроля за ходом голосования вне помещений для голосования


    Название нарушения

    Переносные ящики для голосования не пронумерованы

    Э09-46_Н13_В02_ЗД(ст. 79, п. 6)

    Как должно быть

    Переносные ящики должны быть пронумерованы. Бюллетени из каждого ящика подсчитываются отдельно. Если число бюллетеней в ящике превышает число выданных избирателям бюллетеней, все бюллетени из этого ящика должны быть признаны недействительными.

    Признаки нарушения

    Переносные ящики не пронумерованы.

    Какие права нарушены

    Нарушение процедуры контроля за ходом голосования вне помещений для голосования


    Название нарушения

    Хранение переносных ящиков вне поля зрения наблюдателей.

    Э09-47_Н13_В02_ЗД(ст. 79, п. 6)

    Как должно быть

    Пустые переносные ящики для голосования должна быть предъявлены перед началом голосования всем присутствующим при открытии участка лицам. После этого они опечатываются и до момента начала голосования вне помещения для голосования должны находиться под контролем членов избирательной комиссии и наблюдателей.

    Признаки нарушения

    Не предъявление переносных пустых ящиков перед началом голосования Не опечатывание переносных ящиков для голосования Нахождение переносных ящиков для голосования вне контроля наблюдателей

    Какие права нарушены

    Нарушение процедуры контроля за ходом голосования вне помещений для голосования


    Название нарушения

    При выезде для проведения голосования на дому члены комиссии берут с собой реестр учета заявлений об организации голосования вне помещения для голосования и запас лишних бюллетеней.

    Э09-48_Н13_В02_ЗД(ст. 79, п. 7)

    Как должно быть

    Для проведения голосования вне помещения для голосвания члены комиссии обязаны взять с собой заверенную выписку из реестра записей просьб избирателей о голосовании на дому. Выписка должна содержать необходимые данные об избирателях. С собой члены комиссии имеют опечатанный переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней, письменные заявления избирателей с просьбой дать возможность проголосовать на дому, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей).

    Признаки нарушения

    Члены комиссии, выезжающие для организации голосования на дому, вместо заверенной выписки из реестра учета заявлений избирателей берут с собой сам реестр. При этом создается неконтролируемая возможность дать проголосовать на дому не только конкретному избирателю, приславшему заявку на голосование, но и всем его родственникам и соседям.

    Какие права нарушены

    Нарушение процедуры контроля за ходом голосования вне помещений для голосования


    Название нарушения

    При проведении голосования вне помещения для голосования выдаются бюллетени тем избирателям, чьи письменные заявления или устные обращения о голосовании на дому ранее не регистрировались в реестре заявок на голосование помещения для голосования.

    Э09-49_Н13_В02_ЗД(ст. 79, п. 10) Как должно быть

    При проведении голосования вне помещения для голосования члены избирательной комиссии вправе выдавать бюллетени только тем избирателям, чьи просьбы о голосовании на дому зарегистрированы в реестре заявок на голосование вне помещения для голосования.

    Признаки нарушений

    Избирателю выдается вне помещения для голосования избирательный бюллетень, но в отношении него отсутствует заверенная выписка из реестра учета заявлений или обращений избирателей об организации голосования вне помещения для голосования.

    Какие права нарушены

    Нарушение процедуры контроля за ходом голосования вне помещений для голосования


    Название нарушения

    Внесение в список избирателей данных о проголосовавших вне помещения для голосования без указания «голосовал вне помещения для голосования».

    Э09-50_Н13_В02_ЗД(ст. 79, п. 11)

    Как должно быть

    После проведения голосования вне помещения для голосования данные об избирателе, номер его паспорта или заменяющего его документа вносится в список избирателей теми членами комиссии, что проводили голосование на дому. Одновременно в списке избирателей делается запись: «голосовал вне помещения для голосования», и ставятся подписи указанных членов комиссии.

    Признаки нарушения

    В списке избирателей отсутствуют указания о голосовании вне помещения для голосования в отношении соответствующих избирателей.

    Какие права нарушены

    Нарушение процедуры контроля за ходом голосования вне помещения для голосования


    Название нарушения

    Избирательная комиссия не обеспечила наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса равных с членами избирательной комиссии возможностей присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования.

    Э09-51_Н13_В02_ЗД(ст. 79, п. 12) Как должно быть

    Закон гарантирует членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям такие же возможности присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования, что и членам избирательных комиссий, проводящих такое голосование. Например, предоставляя членам избирательной комиссии транспорт для проведения голосования в больнице, комиссия обязана предоставить такие же возможности не менее чем двум лцам из чсла наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голосом.

    Признаки нарушения

    Любые нарушения принципа равных возможностей в отношении наблюдателей и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса при проведении голосования вне помещения для голосования.

    Какие права наршены Нарушение процеур голосованиявне помещеня ля голосования

    Название нарушения

    Выдача избирательных бюллетеней для голосования на избирательном участке избирателям, ранее подавшим заявление (обращение) о голосовании вне помещения для голосования без получения подтверждения, что голосование у них на дому не состоялось.

    Э09-52_Н13_В02_ЗД(ст. 79, п. 13)

    Как должно быть

    Чтобы исключить возможность двукратного голосования некоторых избирателей (на дому и в помещении для голосования), закон предусматривает, что если на участке зафиксирована просьба избирателя дать ему возможность проголосовать на дому, то при появлении этого избирателя на участке после того, как к нему отправились члены комиссии с переносным ящиком для голосования, бюллетени ему не выдаются до того момента, когда после возращения членов комиссии не станет известно, что данный избиратель на дому не голосовал.

    Признаки нарушения

    Отсутствие организованного контроля за выдачей избирательных бюллетеней лицам, чьи заявления или обращения об организации голосования вне помещения для голосования ранее были зафиксированы на участке. Выдача избирательного бюллетеня прибывшему на участок лицу, которое ранее подало письменное заявление или устное обращение об организации голосовании вне помещения для голосования, и к которому на момент его прибытия на участок уже отправились члены избирательной комиссии с переносным ящиком для голосования.

    Какие права нарушены

    Нарушение процедуры контроля за ходом голосования вне помещений для голосования


    Примеры нарушений избирательного законодательства, допускаемых участниками избирательного процесса на этапе организации и проведения голосования, а также подсчета голосов

    Хабаровский край

    По сообщению регионального координатора общероссийского движения «За права человека» Александра Бехтольда на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания 1999 г. большое число избирательных участков в г. Хабаровске, например, на ул Серышева 60 (38-я школа, 30-я школа) и др. были оборудованы не закрытыми кабинами для голосования, а специальными столиками с барьерами с трех сторон высотой примерно 30-40 см. При большом скоплении избирателей такие столики не обеспечивали изоляции голосующего избирателя от любознательных сограждан, которые часто норовили подсказать голосующему за кого ему надо голосовать, и таким образом нарушалось право на тайное голосование

    Нарушение тайны голосования
    Этап — подготовка помещения для голосования

    Липецкая область

    По сообщению председателя Липецкого общества прав человека Марка Гольдмана во время кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания 1999 г. на избирательном участке № 180 вместо кабин для голосования использовались классы. В класс для голосования заходили одновременно от 2 до 10 человек. По данному факту представителем Общественной коалиции «Гражданское общество и Выборы — 99», подана жалоба в ОИК.

    Нарушение тайны голосования
    Этап — подготовка помещения для голосования

    Республика Татарстан

    По сообщению лидера Татарстанского Центра экономических и политических исследований Олега Белгородского, во время кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания 1999 г. было назначено повторное голосование, которое состоялось 29 декабря 1999 г. Поскольку это был рабочий день (среда) и канун праздника, возникла реальная угроза срыва голосования из-за низкой явки. Избирательные комиссии постарались принять меры к ее увеличению: по домам пошли медсестры и чиновницы из службы соцобеспечения, которые, по мнению представителей оппозиции, могли агитировать за кандидатов «партии власти». Пожилых избирателей доставляли к участкам автобусы. Тем не менее, обеспечить минимальную явку не удалось.

    Принуждению к голосованию путем доставки избирателей к месту голосования
    Этап — действия участников выборов в день голосования Свердловская область

    По сообщению регионального координатора Коалиции «Гражданское общество и выборы 99» по Свердловской области, массовыми нарушениями в день голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания 19 декабря 1999 г. была доставка лиц без определенного места жительства в качестве «избирателей» на избирательные участки Орджоникидзевского района.

    Принуждению к голосованию путем доставки избирателей к месту голосования
    Этап — действия участников выборов в день голосования

    Еврейская автономная область

    По сообщению регионального координатора «Гражданское общество и выборы 99» по Еврейской Автономной Области во время кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания 1999 г. на избирательном участке № 77 в п. Смидовичи не составлялся реестр заявлений на голосование вне помещения избирательного участка. Выездные группы не записывали число взятых с собой бюллетеней и также бесконтрольно их возвращали.

    Нарушение установленного порядка ведения реестра заявлений (обращений) избирателей на проведение голосования вне помещения для голосования
    Этап — голосование вне помещения для голосования

    Тюменская область

    По сообщению координатора коалиции «Гражданское общество и Выборы — 99» на участке № 779 член участковой комиссии А. Д. Исыпов, представляющий КПРФ вел подсчет голосов поданных за коммунистов (список № 20). Однако, по свидетельству наблюдателей И. Д. Нежиборской, Н. В. Омелькович и Л.Г. Арсентьевой после сортировки в отобранной им пачке бюллетеней, оказались бюллетени с голосами в пользу других избирательных объединений и блоков, в частности №№ 2,3. Кроме того, наблюдатели были вынуждены обратить внимание председателя комиссии на то , что при подсчете голосов в руках у Исыпова была авторучка. На этом же участке наблюдатели не могли добиться от комиссии сведений о количестве проголосовавших в течение 4часов 45 минут после закрытия участка, что говорит об искусственном затягивании работы комиссии с целью вынудить разойтись утомленных наблюдателей. На действия членов избирательной комиссии представителями коалиции «Гражданское общество и Выборы — 99» подана жалоба в ОИК.

    Нарушение процедуры проведения голосования
    Этап — голосование в помещении для голосования

    Москва

    По сообщению лидера Московского объединения избирателей Андрея Бузина во время кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания 1999 г. на избирательном участке № 1219 за кандидата В.В Борщева, проголосовали 421 человек, за кандидата В. В. Рязанского — 513. Количество проголосовавших против всех не было занесено в увеличенный протокол. Но на предварительном варианте протокола об итогах голосования наблюдатель С. Смирнов увидел число 374. Когда подсчет голосов закончился, председатель УИК, несмотря на протесты, отказалась выдать наблюдателям протоколы об итогах голосования и заявила, что «их нужно сначала проверить в ТИК». Копии протоколов были выданы только 20 декабря в 12 часов 30 минут. В них число голосов за Рязанского возросло до 887, а в графе «против всех» стояли нули. На предположение об ошибке наблюдателю заявили, что так и было, и потребовали покинуть помещение. По данному факту направлена жалоба в ЦИК.

    Нарушение процедуры подсчета голосов
    Этап — подсчет голосов

    Брянская область

    По сообщению регионального координатора Коалиции ««Гражданское общество и выборы 99» по Брянской Области Петра Полоницкого во время кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания 1999 г.. в избирательном округе № 64 г. Брянска на многих участках не были вывешены увеличенные формы протоколов. Причем на участке № 100 после замечания члена ОИК о нарушении п.4 ст.70 закона» О выборах«(отсутствие увеличенных форм протоколов) члены УИК проголосовали за то, чтобы их не вывешивать. На действия членов комиссии представителем коалиции «Гражданское общество и Выборы — 99», была подана жалоба в ОИК.

    Нарушение процедуры подсчета голосов
    Этап — подсчет голосов

    Республика Башкортостан

    По сообщению регионального координатора Коалиции ««Гражданское общество и выборы 99» во время кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания 1999 г. на избирательном участке № 1335 г.Уфы наблюдателям не позволили присутствовать при подсчете голосов. Члены участковой избирательной комиссии добились насильственного удаления всех наблюдателей независимо от их партийной принадлежности непосредственно перед началом подсчета голосов.

    Нарушение прав наблюдателей
    Этап — подсчет голосов

    Курганская область

    По сообщению координатора коалиции «Гражданское общество и Выборы — 99» Габдуллы Исакаева во время кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания 1999 г на избирательном участке № 867 (с. Целинное), члены избирательной комиссии при подсчете голосов подкинули в пачку КПРФ 178 бюллетеней от других объединений и блоков. Член комиссии Шушарин А. Ф. значительно «обсчитался» в пользу депутата С. Г. Мехниной. Наблюдатель от КПРФ бал допущен к работе, без каких либо документов. Председатель данной комиссии после обнаружения данных нарушений отказался выдавать наблюдателям копии протокола. На действия участковой избирательной комиссии членом движения «За честные выборы» К. Н. Галимжиновой подана жалоба в Окружную комиссию.

    Нарушение процедуры подсчета голосов
    Этап — подсчет голосов


    Образцы заявлений и жалоб, которые могут составляться наблюдателями и иными участниками избирательного процесса по зафиксированными ими нарушениями

    В качестве реальных событий для составления соответствующих жалоб и заявлений выберем примеры нарушений, представленных в предыдущем разделе из Липецкой, Тюменской и Еврейской Автономной Области.

    В окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Российской Федерации

    Наблюдателя от Липецкого регионального отделения общественного объединения «Коалиция «Мы, Граждане!» Гольдмана Марка Соломоновича

    В окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Российской Федерации

     

    Наблюдателя от Липецкого регионального отделения общественного объединения «Коалиция «Мы, Граждане!» Гольдмана Марка Соломоновича

     

    Адрес: индекс: ______, город: _________, улица: ________, дом: ________, квартира: ______, телефон: ___________

     

    Заявление

     

    На избирательном участке №180 вместо кабин для голосования в настоящее время (на 10.00 дня голосования) используются учебные классы. В класс для голосования заходят одновременно от 2 до 10 человек.

     

    Указанное является нарушением требований к организации помещений для голосования, закрепленных в п.2 ст. 74 ФЗ «О выборах  депутатов….».

     

    В соответствии с 4 ст. 78 ФЗ «О гарантиях…» прошу окружную избирательную комиссию немедленно принять решение по данной жалобе об устранении допущенного нарушения.

     

    О принятых мерах и результатах прошу сообщить по моему адресу, указанному в настоящем заявлении.

     

    Дата

     

    ФИО

     

    Подпись

     

    В ____________ районный суд города Тюмени

     

    Наблюдателя от Тюменского регионального отделения общественного объединения «Коалиция «Мы, Граждане!»

    Постникова Вадима Александровича

     

    Адрес: индекс: ______, город: _________, улица: ________, дом: ________, квартира: ______, телефон: ___________

     

     

    Жалоба

     

    Я, Постников Вадим Александрович, наблюдатель от Тюменского отделения общественного объединения «Коалиция «Мы, Граждане!» на избирательном участке № 779 при подсчете голосов зафиксировал следующее нарушение:

     

    член участковой комиссии И.И.Иванов, представляющий партию «за все хорошее» (ЗВХ), вел подсчет голосов, поданных за ЗВХ. Однако, после сортировки бюллетеней, поданных за конкретные партии, в отобранной И.И.Ивановым пачке бюллетеней, мною были обнаружены бюллетени, поданные в пользу других партий.

    Кроме того, при подсчете голосов у И.И.Иванова находилась авторучка.

     

    Данные действия являются нарушением правил подсчета голосов:

    -         использование письменных принадлежностей в ходе подсчета голосов, запрещенное ФЗ «О выборах депутатов…»,

    -         нарушение процедуры сортировки при подсчете голосов, определенное ФЗ «О выборах депуттов…».

     

    Прошу признать указанные действия И.И.Иванова незаконными и нарушающими избирательные права граждан.

     

     

    Дата

     

    ФИО

     

    Подпись

     

    По этому же случаю наблюдателем может быть подано заявление в милицию (прокуратуру) для привлечения нарушителя избирательного законодательства к административной или уголовной ответственности. В этом случае заявление может выглядеть следующим образом.

     

     

    В отделение милиции

    ____________ района г. Тюмени

     

     

    Наблюдателя от Тюменского регионального отделения общественного объединения «Коалиция «Мы, Граждане!»

    Постникова Вадима Александровича

     

    Адрес: индекс: ______, город: _________, улица: ________, дом: ________, квартира: ______, телефон: ___________

     

     

    Жалоба

     

    Я, Постников Вадим Александрович, наблюдатель от Тюменского отделения общественного объединения «Коалиция «Мы, Граждане!» на избирательном участке № 779 при подсчете голосов зафиксировал следующее нарушение:

     

    член участковой комиссии И.И.Иванов, представляющий партию «за все хорошее» (ЗВХ), вел подсчет голосов, поданных за ЗВХ. Однако, после сортировки бюллетеней, поданных за конкретные партии, в отобранной И.И.Ивановым пачке бюллетеней, мною были обнаружены бюллетени, поданные в пользу других партий.

    Кроме того, при подсчете голосов у И.И.Иванова находилась авторучка.

     

    Данные действия являются нарушением правил подсчета голосов:

    -         использование письменных принадлежностей в ходе подсчета голосов, запрещенное ФЗ «О выборах депутатов…»,

    -         нарушение процедуры сортировки при подсчете голосов, определенное ФЗ «О выборах депуттов…».

     

    Прошу признать указанные действия И.И.Иванова незаконными и нарушающими избирательные права граждан и привлечь к административной (уголовной) ответственности.

     

    О принятых мерах и результатах прошу сообщить по моему адресу, указанному в настоящем заявлении.

     

    Дата

     

    ФИО

     

    Подпись

     

     

     

    В окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Российской Федерации

     

    Наблюдателя от Биробиджанского регионального отделения общественного объединения «Коалиция «Мы, Граждане!» Рынкова Анатолия Борисовича

     

    Адрес: индекс: ______, город: _________, улица: ________, дом: ________, квартира: ______, телефон: ___________

     

     

    Заявление

     

    В поселке Смидовичи Еврейской автономной области на избирательном участке №77 мною было зафиксировано следующее нарушение: членами участковой избирательной комиссии не составляется реестр заявлений на голосование вне помещения избирательного участка. Выездные группы не записывают число взятых с собой бюллетеней и также бесконтрольно их возвращают.

     

    Указанное является нарушением требований составления реестра обращения избирателей о голосовании вне помещения для голосования, закрепленных в п.2 ст. 79 ФЗ «О выборах  депутатов….».

     

    В соответствии с п. 4 ст. 78 ФЗ «О гарантиях…» прошу окружную избирательную комиссию немедленно принять решение по данной жалобе об устранении допущенного нарушения.

     

    О принятых мерах и результатах прошу сообщить по моему адресу, указанному в настоящем заявлении.

     

    Дата

     

    ФИО

     

    Подпись

     

    Если в результате подсчета голосов , включая использование бюллетеней из переносных ящиков для голосования, у наблюдателей возникнут серьезные подозрения о достоверности отражения воли избирателей – как по количеству людей, принявших участие в голосовании вне помещения (обычно оно бывает не более 1%-2%), так и содержания этих бюллетеней (например, когда все без исключения участники голосования вне помещения для голосования «дружно» отдали свои голоса за одно и то же избирательное объединение),  и при этом окажется, что , благодаря незаконному «вбросу» бюллетеней в переносные ящики для голосования, была умышленно искажена воля избирателей, - может возникнуть необходимость о подаче аналогичного заявления в суд – для применения административной ответственности, или в органы дознания для проведения следственных действий и привлечения виновных к уголовной ответственности.

     

     

     

     

     

     


    « предыдущий раздел следующий раздел »