аналитика / Уральский исследовательский центр

Электоральная база кандидатов – территориальный аспект

Для организации эффективной избирательной кампании важно зафиксировать территориальные особенности известности, доверия и готовности голосовать за кандидатов в Президенты. Территориальный аспект электоральной базы кандидатов представлен в таблице 16.

Таблица 16. Известность, доверие, голосование за кандидатов – территориальный аспект

Вопрос Ответы В целом Группы территорий Округа
Больш. города
БГ
Средн. города
СГ
Мал. города
МГ
Сельс. р-ны
СР
Златоуст.
182
Калинин.
183
Кыштым.
184
Магнит. 185 Советс.
186
Известность кандидата 1) Путин В. 43 48 44 40 56 43 45 46 51 49
2) Зюганов Г. 19 18 28 24 18 27 18 22 21 19
3) Жириновский В. 6,9 7,1 5,0 6,6 7,2 4,3 7,9 6,5 8,0 5,6
4) Явлинский Г. 5,7 8,4 4,7 6,5 2,7 6,1 8,7 4,6 6,4 5,5
Доверие кандидату 1) Путин В. 47 52 49 49 58 47 47 55 58 50
2) Зюганов Г. 17 15 26 21 18 26 15 19 18 19
3) Явлинский Г. 5,0 7,3 3,9 5,3 2,9 4,4 8,2 4,0 4,8 5,8
4) Жириновский В. 3,1 2,9 2,8 3,0 4,1 3,0 2,7 2,6 4,8 2,1
Сторонники кандидатов 1) Путин В. 51 55 52 53 62 50 53 58 60 52
2) Зюганов Г. 18 16 27 21 18 27 15 20 19 19
3) Явлинский Г. 5,1 7,7 3,8 5,7 2,6 4,4 8,5 4,2 5,1 5,8
4) Жириновский В. 3,1 2,8 2,8 2,9 4,1 3,0 2,8 2,6 4,7 1,8
Другой 3,8 4,7 3,3 4,9 2,5 3,5 5,9 4,4 1,9 4,2
Против всех 1,9 1,6 1,2 1,2 2,0 2,2 1,9 1,0 1,1 1,2
Затрудняюсь ответить 15 12 10 11 9,0 10 12 9,7 9,0 15
Отношение рейтингов "доверяю/ голосую" 1) Путин В. 0,92 0,95 0,94 0,92 0,94 0,94 0,89 0,95 0,97 0,96
2) Зюганов Г. 0,96 0,94 0,96 1,00 1,00 0,96 1,00 0,95 0,95 1,00
3) Явлинский Г. 0,98 0,95 1,03 0,93 1,12 1,00 0,96 0,95 0,94 1,00
4) Жириновский В. 1,00 1,04 1,00 1,03 1,00 1,00 0,96 1,00 1,02 1,17

Из таблицы видно, что В. Путин имеет известность ниже среднего показателя в группе малых городов – 40% сторонников от числа опрошенных.

Рекомендация – выделить малые города как зону более интенсивного информационного воздействия. По избирательным округам известность
В. Путина распределяется равномерно.

Доверие к кандидату

У В. Путина по группам территорий и по округам оценка доверия ниже средней величины не опускается, однако есть четыре зоны, где оно только чуть выше среднего (47%). Это – средние города области (49%), малые города области (49%), Златоустовский (47%) и Калининский (47%) избирательные округа.
В средних и малых городах заметно выше среднего (17%) доверие к Г. Зюганову – 26% и 21% соответственно. В Златоустовском округе лидер доверия также Г. Зюганов – 26% (при среднем 17%). В Калининском округе основным оппонентом В. Путина является Г. Явлинский – 8,2% (при среднем 5,0%).

Показатель готовности голосовать за В. Путина по всем территориям выше или равен средней величине – 51% от числа опрошенных. Единственная

территория, дающая более низкий показатель – Златоустовский округ – 50%. В этом округе готовность голосовать значительно выше средней – 27% против 18% за Г. Зюганова.

Рекомендации:

а) уделить особое внимание контрпропагандистским мероприятиям в данном округе;

б) организовать более плотные информационные и агитационные потоки в средних и малых городах области, а также Калининском и Советском избирательных округах. Все указанные территории относятся к "проблемным" с точки зрения рейтинга В. Путина.

Территориальные особенности восприятия В. Путина как политика

Для значительной части избирателей (только 16,5% затруднившихся) личностные качества претендента на пост Президента России выступают как доминирующие. Они отражены в таблице 17.

Таблица 17. Личные мотивы сторонников основных кандидатов

Ответы, % голосующие СТОРОННИКИ
Область Группы территорий Избирательные округа
БГ СГ МГ СР 182 Злат. 183 Кал. 184 Кышт. 185 Магн. 186 Сов.
1) он человек дела, а не слов Путин
Зюганов
Явлинский
39
16
14
40
9
10
35
19
11
44
15
18
37
25
35
20
21
37
11
9
48
16
15
42
15
24
29
16
7
2) это новый человек, старые надоели Путин
Зюганов
Явлинский
42
4
6
42
5
5
45
6
13
43
0,7
0
37 0,9 53
5
15
49
3
7
36
1
0
31
6
2
45
4
5
3) он выражает мои интересы Путин
Зюганов
Явлинский
21
46
35
20
47
38
18
43
29
22
64
34
25
29
18
45
41
14
43
37
22
38
24
25
59
34
23
45
36
4) он хорошо знает проблемы России

Путин
Зюганов
Явлинский

21
37
29
22
32
29
17
41
18
28
39
42
20
39
19
51
24
20
38
32
23
36
39
27
33
29
15
23
21
5) это порядочный человек Путин
Зюганов
Явлинский
23
27
43
24
29
48
22
27
34
18
23
39
26
26
24
30
35
18
26
44
19
17
27
29
36
56
24
24
50
6) он просто мне нравится Путин
Зюганов
Явлинский
24
9
15
27
7
16
22
9
21
23
6
5
25
14
22
11
24
22
9
16
25
8
6
28
5
22
24
10
10
7) я давно голосую за него Путин
Зюганов
Явлинский
0,4
28
23
0,1
31
25
1
23
16
0
29
29
0,6
34
1
28
15
0
29
32
0,2
36
24
0,6
25
15
0
21
26
8) все другие кандидаты хуже этого Путин
Зюганов
Явлинский
8
7
12
11
6
14
7
6
3
6
12
21
5
2
10
5
6
12
8
12
5
8
15
7
6
22
7
7
5
9) он лидер моей партии Путин
Зюганов
Явлинский
2
12
8
1
17
6
2
9
13
4
11
13
1
16
2
11
12
0,8
17
7
3
11
15
0,8
13
5
2
13
5

1, 4 – рациональные мотивы; 2, 5, 6, 8 – эмоциональные мотивы;

3, 7, 9 – политические мотивы

Как видно из таблицы, В. Путин лидирует по трём мотивам:

Г. Зюганов является лидером мотивов:

Г. Явлинский является лидером мотивов:

Если оценивать территориальное распределение личностных мотивов В. Путина по выигрышным для него, лидирующим позициям (1, 2, 6 мотивы), то по 1-му мотиву он человек дела, а не слов – ниже среднего (39%) выглядит ситуация в средних городах области – 35%, сельских районах области – 37%, Златоустовском округе – 35%, Калининском округе – 37%, Советском округе – 29%. Последняя позиция очень настораживает, т. к. она ниже среднего показателя на 10 пунктов, а само содержание мотива очень значимо.

По второму мотиву – это новый человек, старые надоели – ниже среднего (42%) получены в ходе опроса показатели в сельских районах – 37%; Кыштымском избирательном округе – 36%; Магнитогорском округе – 31%.

По третьему мотиву – он просто мне нравится – ниже среднего (24%) В. Путин оценивается избирателями, живущими в средних и малых городах области (22% и 23% соответственно), а также в Златоустовском – 22% и Калининском – 22% избирательных округах.

Таким образом, довольно значительная группа территорий области требует отдельной (специальной) программы работы с избирателями, ориентированной на повышение удельного веса рациональных мотивов голосования за В.Путина, а также на увеличение числа избирателей, основывающих свой выбор на мотивах, выигрышных данному кандидату в Президенты.

Для определенной части избирателей (только 17,4% затруднившихся) мотивы личностного выбора того или иного кандидата коррелируются с мотивом (ожиданием), а что он может сделать. Подобного рода мотивы отражены в таблице 18 (см. стр. 30).

Таблица 18. Проблемные мотивы сторонников основных кандидатов

Ответы, % голосующие СТОРОННИКИ
Область Группы территорий Избир. округа
БГ СГ МГ СР 182 Злат. 183 Кал. 184 Кышт. 185 Магн. 186 Сов.
1) Наведет порядок в стране Путин
Зюганов
Явлинский
45
47
18
46
40
15
42
44
26
44
50
16
48
63
42
53
21
45
40
18
42
45
24
52
51
20
43
39
10
2) Закончит войну в Чечне Путин
Зюганов
Явлинский
54
23
23
57
22
23
45
34
24
60
10
26
54
15
51
39
29
52
27
19
52
14
27
58
16
22
56
13
19
3) Сделает приемлемой зарплату, пенсию Путин
Зюганов
Явлинский
30
31
17
30
42
15
23
23
8
30
32
24
43
24
31
24
21
25
35
12
34
34
24
36
41
27
22
23
7
4) при нем жизнь станет лучше Путин
Зюганов
Явлинский
15
32
14
14
30
14
16
25
16
12
42
11
20
41
19
27
24
16
23
12
14
29
6
14
47
10
15
34
19
5) Обеспечит экономические реформы Путин
Зюганов
Явлинский
15
12
57
19
12
58
13
7
37
19
13
68
8
25
14
11
32
20
15
65
17
20
64
16
9
54
10
9
62
6) Положит конец коррупции Путин
Зюганов
Явлинский
15
19
21
15
18
27
19
21
18
11
23
11
11
11
25
24
26
13
21
28
11
15
3
16
18
17
10
16
26
7) Обеспечит сильную власть Путин
Зюганов
Явлинский
19
12
6
20
12
7
17
13
5
19
11
3
17
10
14
12
3
21
13
9
23
13
6
18
15
2
16
9
7
8) Защитит права человека Путин
Зюганов
Явлинский
11
15
24
12
15
30
11
13
16
9
27
21
8
8
12
15
12
15
21
26
8
12
24
7
15
29
13
17
26
9) Изменит Конституцию России Путин
Зюганов
Явлинский
6
20
14
5
22
14
6
20
8
7
21
21
5
13
7
27
12
5
29
14
8
10
24
5
13
5
4
21
17
10) Обеспечит безопасность личности Путин
Зюганов
Явлинский
5
5
4
5
8
3
4
5
5
7
3
8
4
5
4
6
9
5
9
4
6
3
6
5
2
2
5
9
2
11) Снабдит госзаказами "оборонку" Путин
Зюганов
Явлинский
3
0,4
2
3
0,4
2
1
0,7
0
7
0
3
2
0
1
0,5
0
4
0
4
6
0,6
3
2
0
2
2
0,7
0

В. Путин лидирует по 4 мотивам (2, 7).

Г. Зюганов лидирует по 4 мотивам (1, 3, 4, 9).

Г. Явлинский лидирует по 3 мотивам (5, 6, 8).

 

Обращает на себя внимание наличие двух базовых ценностей - мотивов, дефицит которых в современной политической ситуации России востребован избирателями очень сильно. Это два мотива, набравших более 50% выборов респондентов.

В. Путин – закончит войну в Чечне – 54%.

Г. Явлинский – обеспечит экономические реформы – 57%.

Различие их веса, предположительно, отражает их приоритетность для населения. После 8 лет экономических реформ на государственном пространстве России более важным для избирателей выглядит дальнейшее, а возможно скорейшее, обеспечение экономических реформ. Г. Явлинский по этому показателю более чем в 3 раза превосходит В. Путина. Можно сформулировать в связи с этим целый веер причин. Интереснее посмотреть на следствия.
Г. Явлинский может усилить позиции В. Путина, если рассматривать его как премьер-министра правительства после избрания В. Путина Президентом.

Если отбросить как относительно мало весомые проблемные мотивы “обеспечит безопасность личности” и “снабдит госзаказами “оборонку”,
то у В. Путина останется четыре значимых мотива. По двум он лидирует (2 и 7), по двум (1 и 3) имеет солидный рейтинг (второй после Г. Зюганова).

Укорененность всех четырех мотивов в территориях выглядит более или менее закономерно.

Мотив “наведет порядок в стране” ниже среднего показателя (45%) в средних (42%) и малых (44%) городах области, а также в Златоустовском (42%), Кыштымском (42%), Советском (43%) округах.

Мотив “закончит войну в Чечне” избирали меньше, чем в среднем (54%) существенно заметно в средних городах - 45% (-9%), а также в Златоустовском (51%), Калининском (52%), Кыштымском (52%) округах.

Мотив “сделает приемлемой зарплату, пенсию” при среднем показателе 31% ниже в средних городах (23%), Калининском округе (25%), Советском округе (22%).

Мотив “обеспечит сильную власть” при 19% в среднем по области ниже в средних городах (17%), сельских районах (17%), Златоустовском округе (14%), Магнитогорском округе (18%), Советском округе (16%).

Таким образом, “проседание” значимой для В. Путина мотивировки выбора его как желаемого кандидата в Президенты устойчиво проявляется для зоны средних городов области, Златоустовского и Советского избирательных округов. Рекомендуется именно в этих территориях применение специальных информационных усилий и технологий, позволяющих усилить мотивы восприятия В. Путина как политика (личности) и как политического деятеля (решение проблем).

[предыдущая] [начало] [следующая]