аналитика / "Россия предсказуема". Прогнозы фонда "Индем"

Голосовательное поведение будущей Думы

Главные политические последствия формирования Думы нового созыва заключаются в изменении ее голосовательного поведения. Это означает, что новый состав будет иметь, вообще говоря, иные позиции по ряду проблем, рассматривающихся в законодательном органе. Для сравнения голосовательного поведения старой и новой думы мы выделили набор ключевых проблем. Отношение к ним новых фракций и групп, а также сравнение поведения старой и новой дум приведено в следующих таблицах. Таблицы сгруппированы по классам проблем. Числа в них характеризуют оценки вероятностей поддержки Думой в целом совокупности вопросов, относящихся к ключевым проблемам.

Следует учитывать, что приведенные ниже оценки поддержки характеризуют отношение сравнительно однородной группы депутатов, "незамутненное" внешними влияниями (Президента, Правительства, групп влияния и т.п.). Их нельзя рассматривать как вероятности принятия конкретных законодательных актов, но можно трактовать как степень готовности принять их при соответствующих условиях.

Таблица 1. Отношение к проблемам внутренней политики фракций и групп в новой Думе, сравнение старой и новой дум (проценты):

1 – "Поправки в Конституцию, сужающие полномочия Президента и расширяющие полномочия Парламента";

2 – "Поправки в Конституцию, расширяющие полномочия и самостоятельность Правительства";

17 – "Ограничение свободы средств массовой информации"

Группа депутатов Порядковый номер проблемы
1 2 17
КПРФ 86,7 76,7 66,7
Единство 20,0 23,3 36,7
Народный депутат 20,0 23,3 46,7
Отечество - вся Россия 70,0 76,7 26,7
Регионы России 60,0 60,0 40,0
Аграрно-промышленная группа 80,0 80,0 46,7
Союз правых сил 53,3 63,3 10,0
Яблоко 73,3 73,3 10,0
ЛДПР 10,0 10,0 66,7
Общая поддержка в новой Думе 52,8 53,3 42,5
Общая поддержка в старой Думе 78,0 74,9 57,8

Диаграмма 8 наглядно иллюстрирует сдвиг по одной из проблем. Для сравнения на ней приведены оценки поддержки для политических антиподов в Думе - КПРФ и СПС.

Диаграмма 8. Сравнение поддержки в новой и старой думах проблемы "Ограничение свободы средств массовой информации"

Диаграмма 8.

Таблица 2. Отношение к проблемам, связанным с либеральными экономическими мерами, фракций и групп в новой Думе, сравнение старой и новой дум (проценты):

3 – "Жесткий, реальный бюджет с минимальным дефицитом";

7 – "Обеспечение открытости экономики (уменьшение протекционизма, создание условий для иностранных инвестиций)";

8 – "Допуск иностранных банков и страховых компаний на российские рынки";

9 – "Изменения налоговых законов, упрощающие систему налогов и уменьшающие налоговый пресс";

10 – "Земельный кодекс, узаконивающий куплю-продажу земли";

14 – "Усиление гарантий защиты прав собственности"

Группа депутатов

Порядковый номер проблемы

3 7 8 9 10 14
КПРФ 43,3 26,7 16,7 36,7 13,3 40,0
Единство 58,3 56,7 40,0 63,3 66,7 70,0
Народный депутат 53,3 46,7 53,3 56,7 56,7 73,3
Отечество - вся Россия 54,1 70,0 50,0 73,3 63,3 70,0
Регионы России 49,7 56,7 46,7 70,0 50,0 66,7
Аграрно-промышленная группа 36,7 46,7 30,0 40,0 13,3 50,0
Союз правых сил 82,6 90,0 83,3 90,0 90,0 76,7
Яблоко 77,1 90,0 76,7 90,0 80,0 73,3
ЛДПР 46,7 46,7 36,7 56,7 66,7 66,7
Общая поддержка в новой Думе 53,5 53,1 42,8 59,4 49,8 62,7
Общая поддержка в старой Думе 51,1 41,8 39,9 70,5 43,5 58,3

Диаграмма 9. Сравнение поддержки в новой и старой думах проблемы "Обеспечение открытости экономики (уменьшение протекционизма, создание условий для иностранных инвестиций)"; для сравнения приведены данные по фракциям КПРФ и СПС

Диаграмма 9.

Таблица 3. Отношение к проблемам, связанным с нелиберальными экономическими мерами, фракций и групп в новой думе, сравнение старой и новой Дум (проценты):

4 – "Бюджет со значительным дефицитом для финансирования социальных программ и поддержки отечественного товаропроизводителя";

5 – "Поддержка отечественного товаропроизводителя за счет субсидий, льгот, таможенных барьеров и т.п.";

6 – "Увеличение вмешательства государства в экономику за счет бюджета развития и государственного регулирования ценообразования";

11 – "Повышенный парламентский контроль в сфере раздела продукции";

13 – "Ревизия результатов приватизации"

Группа депутатов Порядковый номер проблемы
4 5 6 11 13
КПРФ 60,0 90,0 90,0 90,0 76,7
Единство 56,7 43,3 40,0 43,3 26,7
Народный депутат 40,0 70,0 70,0 50,0 30,0
Отечество - вся Россия 56,7 70,0 40,0 43,3 43,3
Регионы России 63,3 70,0 60,0 63,3 43,3
Аграрно-промышленная группа 60,0 90,0 90,0 86,7 66,7
Союз правых сил 56,7 13,3 13,3 23,3 20,0
Яблоко 46,7 33,3 30,0 23,3 43,3
ЛДПР 56,7 63,3 63,3 63,3 50,0
Общая поддержка в новой Думе 55,3 64,7 59,7 58,1 45,6
Общая поддержка в старой Думе 71,6 76,6 70,9 73,9 67,2

Диаграмма 10. Сравнение поддержки в новой и старой думах проблемы "Ревизия результатов приватизации"; для сравнения приведены данные по фракциям КПРФ и СПС

Таблица 4. Отношение к проблемам социальной сферы фракций и групп в новой Думе, сравнение старой и новой Дум (проценты):

15 - "Реформа пенсионной системы (с переходом к накопительной системе)";

16 - "Реформа системы социальных выплат, льгот и дотаций (упрощение и снижение неоправданной нагрузки на бюджет)"

Группа депутатов

Порядковый номер проблемы

15 16
КПРФ 26,7 16,7
Единство 66,7 66,7
Народный депутат 56,7 53,3
Отечество - вся Россия 63,3 63,3
Регионы России 63,3 53,3
Аграрно-промышленная группа 36,7 20,0
Союз правых сил 80,0 80,0
Яблоко 76,7 70,0
ЛДПР 63,3 53,3
Общая поддержка в новой Думе 54,8 49,1
Общая поддержка в старой Думе 51,9 41,8

Диаграмма 11. Сравнение поддержки в новой и старой думах проблемы "Реформа системы социальных выплат, льгот и дотаций (упрощение и снижение неоправданной нагрузки на бюджет)"; для сравнения приведены данные по фракциям КПРФ и СПС

Диаграмма 11

Таблица 5. Отношение к проблемам внешней политики и безопасности фракций и групп в новой Думе, сравнение старой и новой дум (проценты):

18 - "Поддержка силовых действий власти в Чечне";

19 - "Образование союзного государства России и Белоруссии";

20 - "Ратификация договора СНВ-2";

21 - "Принятие решений против расширения НАТО на Восток"

Группа депутатов Порядковый номер проблемы
18 19 20 21
КПРФ 63,3 90,0 30,0 90,0
Единство 90,0 83,3 80,0 86,7
Народный депутат 86,7 86,7 63,3 86,7
Отечество - вся Россия 63,3 90,0 73,3 86,7
Регионы России 80,0 63,3 50,0 63,3
Аграрно-промышленная группа 63,3 90,0 30,0 86,7
Союз правых сил 70,0 33,3 90,0 60,0
Яблоко 23,3 36,7 90,0 70,0
ЛДПР 90,0 86,7 20,0 90,0
Общая поддержка в новой Думе 73,2 78,9 58,0 82,6
Общая поддержка в старой Думе 74,5 81,0 39,4 76,8

Диаграмма 12. Сравнение поддержки в новой и старой думах проблемы "Ратификация договора СНВ-2"; для сравнения приведены данные по фракциям КПРФ и СПС

Диаграмма 12.

Приведенные прогнозные данные о сравнении голосовательного поведения старой и новой дум позволяют сделать следующие основные выводы:

  1. Повышается уровень поддержки мер либерального характера в сфере экономики. Новый состав Государственный Думы будет более благосклонно относиться к принятию жесткого бюджета. Это может существенно снизить для Правительства цену его принятия. Понижается, но не критически, уровень поддержки нового налогового законодательства. Это объясняется, видимо, повышенным представительством в новой Думе интересов регионов, в которых более всего опасаются сокращения налоговых поступлений.
  2. Понижается, не достигая зоны неприятия, уровень поддержки мер нелиберального характера в сфере экономики. Депутаты, как и прежде, будут пользоваться возможностью заниматься разрешениями отдельным предприятиям на раздел продукции. Чтобы предотвратить влияние сохраняющегося относительно высокого уровня поддержки нелиберальных мер, Правительству и Президенту придется осуществлять на Думу постоянное давление.
  3. Поддержка необходимых шагов в сфере социальной политики увеличивается. Тем самым повышаются шансы на их реализацию.
  4. Имеющийся перечень проблем в сфере внешней политики и безопасности не указывает на перспективу кардинальных изменений. Упоминания заслуживает лишь значимое повышение шансов на ратификацию договора СНВ-2.

В целом, прогноз нового состава Думы дает основания для надежды на ее прагматичное, менее политизированное, более соответствующее нынешним экономическим и политическим реалиям поведение.

[предыдущая] [начало]