Фонд ИНДЕМ

Агентство региональных политических исследований

  

Россия предсказуема

 

Выпуск 1

  

Введение

 

Фонд ИНДЕМ и Социологическая служба АРПИ предлагают Вашему вниманию новый аналитический продукт.

Все пытаются узнать, кто и сколько получит мест в Думе.

Только мы прогнозируем, что будет делать Государственная Дума после выборов!

Опираясь на данные репрезентативных социологических исследований, используя специальным образом собранные и препарированные экспертные знания, применяя современные методы статистического моделирования, мы прогнозируем, как будущая Дума и ее фракции будут относиться к основным проблемам в сфере экономики, внутренней и внешней политики. Мы прогнозируем законодательное поведение Думы!

Наша программа прогнозов охватывает период с 15 ноября по июль 2000 года и включает:

      1. прогноз результатов выборов избирательных объединений и блоков (с вероятностными оценками различных сценариев);
      2. прогноз политической структуры Думы (с учетом выборов по одномандатным округам и различных сценариев);
      3. прогноз законодательного поведения Думы (в сравнении с предыдущим составом Думы, с учетом различных сценариев и с оценкой "коридора вариантов");
      4. прогноз результатов голосования в первом туре президентских выборов (с вероятностными оценками различных сценариев);
      5. прогноз голосования во втором туре президентских выборов;
      6. прогноз изменения политической структуры Думы в процессе борьбы за президентский пост (с вероятностной оценкой различных сценариев);
      7. прогноз изменения законодательного поведения Думы в процессе борьбы за президентский пост (при сравнении различных сценарных вариантов; с учетом различных сценариев и с оценкой "коридора вариантов");
      8. прогноз изменения законодательного поведения Думы после выборов (при сравнении различных сценарных вариантов; с учетом различных сценариев и с оценкой "коридора вариантов").

Наша программа прогнозов разбита на восемь этапов. Их сроки и содержание отражены в следующей таблице, столбцы которой соответствуют перечисленным выше прогнозным задачам, а крестик в клетке значит, что на данном этапе прогноза (строка) решается соответствующая задача (столбец). Причем, время завершения каждого этапа приурочено к наиболее важным стадиям в проведении избирательной кампании.

Таблица 1. Поэтапный план исследований “Россия предсказуема!”

Срок этапа i ii iii iv v vi vii viii
1 15 декабря + + +          
2 22 декабря   + +          
3 начало февраля     + + +      
4 начало марта       + + + +  
5 конец апреля       + + + +  
6 вторая половина мая       + + + +  
7 перед вторым туром         + + +  
8 начало августа               +

Наша работа основана на социологической информации, получаемой службой АРПИ и на оригинальных методиках, моделях и алгоритмах, разработанных в Фонде ИНДЕМ.

Анкеты исследований, проводимые АРПИ, содержат группы вопросов, специально приспособленные для последующего использования в прогнозном анализе, осуществляемом Фондом ИНДЕМ.

Для построения наших прогнозов мы используем новые методики и оригинальные модели, разработанные в Фонде ИНДЕМ. Некоторые из них использовались, начиная с президентских выборов 1996 г.. Ныне они развиты, дополнены и адаптированы к ситуации парламентских выборов. Для решения задач прогноза нами разработаны методы, которые позволяют в рамках единых моделей использовать социологическую и экспертную информацию.

При прогнозировании исходов выборов мы используем полученные нами данные об избирателях, чье политическое поведение трудно прогнозируемо с помощью прямых вопросов. Такие избиратели не говорят о своих предпочтениях или по разным причинам искажают при ответе свою позицию. Мы умеем моделировать их поведение по совокупности косвенных сведений, собираемых при социологическом опросе.

Наш прогноз основан на многократном моделировании дня голосования. В голосовании участвуют те респонденты, которые были охвачены исследованием. Их поведение, описанное вероятностной моделью, может несколько меняться от одной имитации дня выборов к другой. Но совокупность осуществляемых нашими программами имитаций позволяет делать надежные и разнообразные выводы о результатах голосований, рассматривать разные сценарии, оценивать их вероятность.

Данный выпуск содержит отдельные результаты первого этапа нашего проекта.

Мы надеемся, что результаты нашего анализа дадут Вам уникальные и полезные сведения, помогут Вашей ориентации в политическом пространстве.

1. Прогноз результатов голосования "по спискам"

 

Для прогнозирования результатов голосования использовались данные социологического исследования, проведенного службой АРПИ 10-12 декабря 1999 г. на общероссийской выборке в 3000 респондентов.

Диаграмма 1. Данные социологических опросов АРПИ за последние 3 недели. Приведены частоты выбора избирательных объединений (блоков) при ответе на вопрос "За какую партию Вы будете голосовать?" от числа избирателей, выразивших готовность прийти на выборы (ОСТ – остальные блоки).

 

Для наполнения прогнозной модели, которая имеет вероятностную природу, были использованы данные опроса и специально подготовленные экспертные данные. После этого эта модель многократно “проигрывалась”, для моделировании результатов голосований было осуществлено 100 имитаций выборов в Думу. Ниже рассматриваются три сценария исходов выборов.

Сценарий "Max": оптимистичный для КПРФ и ОВР совместно (из 100 имитаций выборов не более 10% являются более благоприятными для них).

Сценарий "Min": пессимистичный для КПРФ и ОВР совместно (из 100 имитаций выборов не более 10% являются менее благоприятными для них).

Сценарий "Med" – это “серединный” сценарий: примерно 50% имитаций являются более благоприятными, и столько же – менее благоприятными.

Два сценария, "Max" "Med" и "Min", “пропускают” в Думу 6 избирательных блоков, а сценарий "Max" только 5 блоков. Это связано с вероятностным распределением числа блоков, проходящих в Государственную Думу. Наша прогнозная модель дает следующее распределение между случаями прохождения 5, 6 и 7 избирательных блоков: 16%, 73% и 11% соответственно.

 

Таблица 2. Прогноз результата голосований для избирательных объединений (блоков), преодолевающих пятипроцентный барьер на выборах в Государственную Думу третьего созыва (в процентах)

Фракции в Думе

Сценарии исходов выборов

Max

Med

Min

КПРФ

20,42

20,3

18,64

ОВР

12,79

13,42

12,41

"Единство"

15,3

15,42

16,52

"Яблоко"

9,27

10,15

10,67

СПС

6,29

8,44

8,4

ЛДПР

-

5,81

6,56

е

64,07

73,54

73,2

Из таблицы видно, что противостоящие силы - КПРФ и ОВР суммарно, с одной стороны, и "Единство", с другой стороны, набирают и теряют голоса одновременно. Это объясняется тем, что переток голосов осуществляется за счет достаточно большого контингента не определившихся избирателей, осуществляющих свой выбор в последний момент в весьма широком политическом диапазоне. При этом КПРФ, ОВР и "Единство" имеют сходный электорат. Обращает на себя внимание, что при переходе от одного полярного сценария к другому наибольшие изменения претерпевают результаты КПРФ.

Если попытаться представить себе какие-либо отклонения от приведенных нами результатов прогнозов, то они могут характеризоваться только слабо предсказуемой судьбой ЛДПР. Возможны два варианта. Первый - ЛДПР преодолевает пятипроцентный барьер и при этом набирает больше, чем мы сейчас прогнозируем. Второй - в варианте шести участников выборов, преодолевающих пятипроцентный барьер, шестым становится не ЛДПР, а кто-либо еще, например - "Женщины России". Однако, как будет видно из нашего последующего анализа, это слабо повлияет на будущее политическое поведение Думы. К тому же вероятность такого сценария по нашим оценкам невелика, порядка одной четверти.

Следующая диаграмма иллюстрирует результаты моделирования исходов голосования для каждого избирательного объединения (блока), преодолевающего пятипроцентный барьер.

Диаграмма 2. Прогноз результатов голосования "по спискам", желтые столбики указывают диапазон изменения результатов в таком интервале, что вероятность получения худшего или лучшего результата менее 10% (каждого)

 

 

 

2. Политическая структура будущей Думы

 

 

Политическая структура Государственной Думы определяется исходом голосований "по спискам" и в одномандатных округах, а также присоединением отдельных независимых депутатов к образующимся фракциям. Ниже приводится предварительный прогноз первоначальной политической структуры Думы. В нем пока не учтены политические "притяжения", которые будут действовать на протяжении нескольких месяцев после ее формирования. Кроме того, не учтены возможные варианты "размножения фракций почкованием". Это, однако, не очень важно для прогноза политического поведения Думы, поскольку дочерние фракции ведут себя подобно материнским.

Таблица 3. Прогноз распределения мест среди избирательных объединений (блоков), преодолевающих пятипроцентный барьер на выборах в Государственную Думу третьего созыва

Фракции в Думе

Сценарии исходов выборов

Max

Med

Min

КПРФ

71

63

58

ОВР

44

41

39

"Единство"

54

48

51

"Яблоко"

32

31

32

СПС

24

25

25

ЛДПР

0

17

20

В следующей таблице учтено присоединение к депутатам, прошедшим "по спискам" депутатов, победивших в одномандатных округах. Учитывались депутаты от партий и вероятная оценка присоединения депутатов из числа избиравшихся в качестве независимых. В приведенных ниже расчетах для всех сценариев исхода голосований "по спискам" рассматривался один и тот же вариант результатов выборов по одномандатным округам. Этот вариант характеризуется двумя признаками: первый - достаточно успешное выступление КПРФ в одномандатных округах; второй - присоединение весомой части независимых депутатов к фракции "Единство". С учетом этих предположений такой вариант можно считать достаточно сбалансированным.

 

 

 

 

 

Таблица 4. Прогноз политической структуры Думы третьего созыва с учетом депутатов, избранных по одномандатным округам

Фракции в Думе

Сценарии исходов выборов

Max

Med

Min

КПРФ

138

130

125

ОВР

69

66

64

"Единство"

98

92

95

"Яблоко"

45

44

45

СПС

30

31

31

ЛДПР

0

18

21

Независимые депутаты (включая АПР, НДР и т.п.)

70

69

69

Опираясь на данные, приведенные в этой таблице, можно рассмотреть возможности создания в Думе двух противостоящих блоков. Первый из них образуется союзом КПРФ и ОВР (будем условно называть их "Левый блок"). Второй образуется союзом "Единства" и СПС (условно - "Правый блок"). В следующей таблице рассмотрены различные варианты создания таких блоков для разных сценариев.

Таблица 5. Возможности создания противостоящих блоков в Думе третьего созыва (затенены клетки с вариантами создания доминирующих блоков, контролирующих большинство голосов)

 

Блоки в Думе

Сценарии исходов выборов

Max Med Min
КПРФ + ОВР 207 196 189
КПРФ + ОВР + 25 незав. 232 221 214
"Единство" + СПС 128 123 126
"Единство" + СПС + 25 незав. 153 148 151
"Единство" + СПС + "Яблоко" 173 167 171
"Единство" + СПС + ЛДПР - 141 147
"Единство" + СПС + "Яблоко" + 25 незав 198 192 196
"Единство" + СПС + ЛДПР + + 25 незав - 166 172

Из приведенной таблицы можно сделать следующие выводы:

 

3. Политическое лицо будущей Думы

Политическое лицо представительного органа власти определяется тем, как и в какой мере он осуществляет представительство различных интересов. Очевидно, что необходимо рассматривать интересы двух типов: политической элиты и избирателей.

Чтобы осуществить сравнение старой и новой Думы, мы рассмотрели три группы политической элиты и три группы избирателей.

Рассмотрим три типа представителей российской элиты в центре и регионах, в сфере политики, управления, бизнеса, культуры. Эти три типа следует трактовать как "чистые", "идеальные" (как, например, чистый сангвиник или холерик). Поэтому они не образуют точной классификации и не исчерпывают всего разнообразия представителей российской элиты.

1. "Старая элита": представители бывшей партийной, советской, хозяйственной номенклатуры, слабо приспособившиеся к новым условиям, как правило не получившие власти и собственности или недовольные полученным. Они считают себя незаслуженно обиженными режимом, ощущают ущербность своего статуса и связывают возможность его увеличения с той или иной формой реванша и возврата назад.

2. "Старо-новая элита": представители бывшей партийной, советской, хозяйственной номенклатуры, приспособившиеся к новым условиям, получившие значимые куски власти и собственности. Свой успех они связывают с действующей системой и потому заинтересованы в ее сохранении.

3. "Новая элита": представители нового поколения политиков и бизнесменов, получившие власть и собственность, желающие расширить и то, и другое. Свой успех они связывают с действующей системой и потому готовы ее охранять и (или) совершенствовать.

Теперь рассмотрим три типа избирателей. Эти типы, естественно, обладают теми же чертами (как классифицирующие признаки), что и приведенные выше типы элиты.

1. "Неадаптированные маргиналы": слои населения, резко потерявшие в жизненном уровне и в социальном статусе, совершенно, не адаптировавшиеся к новым условиям. Они драматически переживают свои потери и рассчитывают, что их положение исправится при серьезном изменении действующей системы - либо путем возврата назад, либо при ее упрощении и сведении к патерналистской диктатуре.

2. "Социально-ригидные": представители бывшего советского среднего класса (техническая интеллигенция, врачи, учителя, высоко квалифицированные рабочие и т.п.), сохранившие свои социальные ниши, но слабо адаптировавшиеся к новым условиям. Они ощущают снижение жизненного уровня и социального статуса, но, как правило, ничего не предпринимают для их повышения. Их главный расчет - на благополучие, полученное от государства.

3. "Адаптанты": адаптировавшиеся к новым условиям слои населения, научившиеся приспосабливаться, выживать и даже увеличивать свое благополучие. Они готовы ради благополучия менять социальные ниши, рассчитывают на себя и свою энергию. Как правило они осознают, что своим успехом они в некоторой мере обязаны тем степеням свободы, которые предоставляются новыми условиями.

На основе разработанной в Фонде ИНДЕМ технологии были проведены оценки представительства интересов указанных выше групп элиты и избирателей в старой Думе. С учетом приведенного выше прогноза политической структуры будущей Думы, были получены оценки представительства тех же групп в будущей Думе. Ниже приведены диаграммы, показывающие (в относительных единицах) изменение “представительства” интересов указанных групп в новой Думе по сравнению со старой. Фактически рассчитывалось отклонение числовой меры “представительства” в новой Думе от аналогичной величины для старой Думы, деленное на эту величину для старой Думы. Ниже представлены расчеты для двух сценариев исходов голосований: сценарий Max и сценарий Min.

Диаграмма 3. Изменение представительства групп политической элиты в новой Думе при реализации сценария Max

  

Диаграмма 4. Изменение представительства групп политической элиты в новой Думе при реализации сценария Min

 

 

 

Диаграмма 5. Изменение представительства групп избирателей в новой Думе при реализации сценария Max. АД - адаптанты, СР - социально-ригидные, НМ - неадаптированные маргиналы

 

Диаграмма 6. Изменение представительства групп избирателей в новой Думе при реализации сценария Min. АД - адаптанты, СР - социально-ригидные, НМ - неадаптированные маргиналы

 

Как видно из диаграмм, в широком диапазоне возможных сценариев исхода выборов происходит сходный сдвиг структуры представительства интересов в Государственной Думе нового созыва. При этом уменьшается представительство интересов старой элиты и увеличивается представительство новой. Соответственно, увеличивается представительство интересов избирателей, адаптировавшихся к новым политическим и экономическим условиям. С учетом диапазона рассматриваемых сценариев можно утверждать, что вероятность такого сдвига не менее, чем 0,8.

Приведенные данные практически не отличаются от аналогичных данных, основанных на результатах предыдущего опроса.

 4. Голосовательное поведение будущей Думы

Главные политические последствия формирования Думы нового созыва заключаются в изменении голосовательного ее поведения. Это означает, что новый состав будет иметь, вообще говоря, иные позиции по ряду проблем, рассматривающихся в законодательном органе. Для сравнения голосовательного поведения старой и новой Думы мы выделили набор ключевых проблем. Отношение к некоторым из них приведено в следующей таблице. Числа в таблице характеризуют оценки вероятностей поддержки Думой в целом совокупности вопросов, относящихся к приведенным проблемам. Эти оценки приведены для четырех различных сценариев исходов выборов, рассматривавшихся выше, для следующего набора проблем, из числа анализировавшихся нами:

Таблица 6. Сравнение уровней поддержки старой и новой Думой отдельных проблем

Проблемы

Сценарии исходов выборов

Старая Дума

Max

Med

Min

 

Жесткий бюджет с минимальным дефицитом

0,53

0,55

0,56

0,46

Обеспечение открытости экономики

0,45

0,46

0,47

0,38

Земельный Кодекс, узаконивающий рынок земли

0,47

0,47

0,48

0,39

Повышенное регулирование раздела продукции

0,61

0,62

0,62

0,67

Ревизия результатов приватизации

0,57

0,55

0,54

0,61

Ратификация договора ОСВ-2

0,50

0,49

0,50

0,38

Главный вывод, который позволяют сделать результаты приведенного выше прогноза таков:

диапазон прогнозируемого голосовательного поведения Государственной Думы третьего созыва чрезвычайно узок.

При этом следует оговориться, что указанный прогноз сделан для наиболее вероятного сценария, согласно которому в Думе не сформируется какой-либо доминирующий блок.

Для наглядности сравнения старой и новой Думы на следующей диаграмме совмещены оценки поддержки перечисленных проблем старой Думой и новой Думой, которая может сформироваться при наиболее вероятном сценарии Med.

Диаграмма 7. Сравнение уровней поддержки старой и новой Думой (сценарий Med-6) отдельных проблем

Приведенные прогнозные данные о сравнении голосовательного поведения старой и новой Дум позволяют сделать следующие дополнительные выводы:

    1. Новый состав Государственный Думы будет более благосклонно относиться к принятию жесткого бюджета. Это может существенно снизить для Правительства цену его принятия.
    2. Несколько повысится поддержка мер, обеспечивающих открытость экономики.
    3. Повышаются, приближаясь к реальным, шансы принятия Земельного кодекса.
    4. Депутаты, как и прежде, будут пользоваться возможностью заниматься разрешениями на раздел продукции отдельным предприятиям.
    5. Понизится, но останется в опасной зоне тенденция заниматся пересмотром итогов приватизации.
    6. Повышаются шансы ратификации договора ОСВ-2.

В целом, прогноз нового состава Думы дает основания для надежды на ее прагматичное, менее политизированное, более соответствующее нынешним экономическим и политическим реалиям поведение.

Заключение

Полный объем подготовленных нами прогнозов включает сравнение голосовательного поведения старой и новой Думы по списку из 21 проблемы, сравнение отдельных фракций, анализ широкого круга различных сценариев.

Будущие подписчики нашей программы прогнозов могут подписываться на весь цикл или на отдельные этапы. Они могут заказать прогноз отношения Думы ко всем проблемам или выбрать пять наиболее интересных для них. Наиболее пытливые клиенты могут задать нам свой список проблем, и мы подготовим для них эксклюзивный прогноз.

Если Вас заинтересовала наша работа, связывайтесь с нами:

Фонд ИНДЕМ 101000, , Россия, Москва, Б.Златоустинский пер.8/7, офис 203, 207-211
T/F +7(495)–624–18–31; E-M:fo12 в домене indem

АРПИ: 119021, Россия, Москва, Зубовский бульвар, д. 4.
Тел.: (095) 201-41-87. Факс: (095) 201-50-45.
E-mail: arpi@nispi.ru

 

Подробнее о Фонде ИНДЕМ Вы узнаете в его сайте по адресу: htpp//:www.indem.ru.

Подробнее об АРПИ Вы узнаете в его сайте по адресу: htpp//:www.monitoring.ru