начало / аналитика

Поправки, подготовленные В. Л. Шейнисом к законопроекту
«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»,
принятому Государственной Думой в первом чтении 31.05.2000 г.


  1. В части второй статьи 1 заменить слова «не моложе 30 лет» на «не моложе 21 года».
    Обоснование. Желательно уравнять статус депутатов обеих палат. У Совета Федерации нет функций, выполнение которых требует от его членов большего опыта, чем у депутатов Государственной Думы.
  2. Статью 2 изложить следующим образом: «Срок полномочий членов Совета Федерации - шесть лет. Каждые два года производятся перевыборы одной трети членов Совета Федерации. Перевыборы первой и второй трети членов Совета Федерации производятся по жребию через два и четыре года после вступления настоящего закона в силу».
    Обоснование. Закрепляется преемственность в работе Совета Федерации, стабильность власти». Третье предложение можно также перенести в конец закона в качестве переходного предложения.
  3. Часть вторую статьи 3 изложить следующим образом: «Кандидатуры представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в Совете Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его депутатами. Все внесенные кандидатуры должны быть внесены в список для тайного голосования, который должен содержать не менее двух кандидатур».
    Обоснование.Норма обеспечивает демократизм и альтернативность при выдвижении кандидатур.
  4. Часть третью статьи 3 изложить следующим образом: «В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры его представителя в Совете Федерации вносятся на рассмотрение этого органа депутатами обеих палат. Все внесенные кандидатуры должны быть включены в список для тайного голосования, который должен содержать не менее двух кандидатур».
    Обоснование. Норма обеспечивает демократизм и альтернативность при выдвижении кандидатур.
  5. Часть четвертую статьи 3 изложить следующим образом: «Кандидатуры представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в Совете Федерации вносятся на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта Российской Федерации коллегиальным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, созданным в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. В случае отсутствия коллегиального органа исполнительной власти выдвижение осуществляется на специально созываемом совещании исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросу выдвижения кандидатур в члены Совета Федерации. Правом на участие в работе данного совещания обладает глава исполнительного органа государственной власти (высшее должностное лицо) соответствующего субъекта Российской Федерации, а также избранные на основе всеобщего голосования руководители органов управления (исполнительной власти) административно-территориальных единиц (районов, городов, районов в городах), на которые разделена территория соответствующего субъекта Российской Федерации. Закон субъекта Российской Федерации может предусмотреть выдвижение кандидатур на совместном заседании коллегиального органа исполнительной власти и вышеуказанного совещания. Правом выдвижения кандидатур представителя от исполнительного органа государственной власти в Совет Федерации пользуются все члены коллегиального органа исполнительной власти (участники вышеуказанного совещания). Все внесенные кандидатуры должны быть включены в список для тайного голосования, который должен содержать не менее двух кандидатур».
    Обоснование. Норма обеспечивает демократизм и альтернативность при выдвижении кандидатур. Допускаемое участие руководителей органов местного самоуправления, реализующих исполнительную власть на соответствующих территориях, соответствует части 2 статьи 132 Конституции РФ.
  6. Дополнить законопроект статьей 4 <1> следующего содержания: «Голосование по выдвинутым кандидатурам представителей субъекта Российской Федерации в Совет Федерации производится не ранее чем через один месяц после выдвижения этих кандидатур. Данные о кандидатах, включающие фамилию, имя, отчество, дату рождения, образование, основное место работы или службы и занимую должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, населенный пункт), а также по желанию кандидата его принадлежность к не более чем одному зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и статус в нем, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации публикует в средствах массовой информации не позднее чем за 21 день до дня, на который назначено голосование по выдвинутым кандидатурам».
    Обоснование. Обеспечивает гласность при выдвижении кандидатов, создает возможность депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти проконсультироваться со своими избирателями, с общественными объединениями.
  7. Часть вторую статьи 5 дополнить в конце словами: «…заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью».
    Обоснование. Уравнивает статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, позволяет членам Совета Федерации сконцентрироваться а парламентской работе, пресекает совмещение этой работы с непосредственным участием в коммерческой деятельности.
  8. Статью 6 изложить следующим образом: «Совет Федерации принимает постановление о прекращении полномочий члена Совета Федерации в случае его смерти, стойкой недееспособности, установленной судом, занятия должности или выполнения работы, не совместимой в соответствии с частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона с членством в Совете Федерации, не позднее чем через десять дней после возникновения указанных оснований, а в случае перерыва в заседаниях Совета Федерации - не позднее чем через десять дней со дня их возобновления, а также в случае подачи членом Совета Федерации письменного заявления о сложении своих полномочий - со дня подачи этого заявления. Выдвижение и выборы члена Совета Федерации взамен выбывшего производятся в срок, не превышающий два месяца, в соответствии со статьями 3 и 4 настоящего Федерального закона».
    Обоснование. Устанавливается порядок замещения возникшей вакансии, аналогичный порядку, предусмотренному для депутатов Государственной Думы. Усиливает самостоятельность и независимость членов Совета Федерации от колебаний персонально-политической конъюнктуры в субъектах Федерации.
  9. Дополнить законопроект статьей 6 <1> следующего содержания: «Не допускается выдвижение одного и того же лица в качестве кандидата в Совет Федерации одновременно от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выдвижение данного лица от разных субъектов Российской Федерации на одновременно происходящих выборах в Совет Федерации, а также выдвижение на любую другую выборную должность на проходящих одновременно с выборами в Совет Федерации иных выборах. В случае выдвижения депутата Государственной Думы в качестве кандидата в члены Совета Федерации он обязан не позднее чем за пять дней до дня голосования в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации подать письменное заявление о сложении с себя полномочий депутата Государственной Думы».
    Обоснование. Ограничивает возможности дополнительных выборов, одновременную погоню за разными должностями.

6 июня 2000 г. Подготовил В.Л.Шейнис