Мониторинг Российского общественно-политического центра

 

Власть и выборы: слова и дела

В последнее десятилетие уходящего века уже в который раз решается судьба российской политической системы. Как не раз отмечено, каждые выборы в России становятся своего рода переломным моментом. Сегодня страна в очередной раз стоит перед историческим выбором: либо власть будет вновь узурпирована одной группировкой (и даже несущественно, какой именно), для которой электоральные процедуры вполне могут стать помехой, либо будет продолжен процесс складывания демократической традиции, в рамках которой основанием для передачи власти будет служить только и исключительно народное волеизъявление..

ВЫБОРЫ. Поэтому в данном контексте для России 1999 год - особый. На грядущих выборах будет определен тот путь, по которому пойдет Россия в следующем веке и тысячелетии. Выборы в Государственную Думу во многом определят расстановку сил на региональных и президентских выборах-2000, которые окончательно сформируют лицо российского государства в начале XXI века.

Ставки в этой игре достаточно велики для того, чтобы ее участники смогли преодолеть искушение пользоваться всеми ресурсами, которые находятся в их распоряжении. Мы считаем необходимым с особенной пристальностью наблюдать за участником Самой Большой Игры, именующимся "государственной властью" – и за ее отношением к таким демократическим принципам, как "честность" и "чистота".

ЧЕСТНОСТЬ. Очевид-но, что различный уровень доступа к основным ресурсам создает для участников Игры заведомо неравные условия. Обладание властью, финансами и информацией в значительной мере определит итоговую расстановку сил. Власть и финансы в наших условиях тесно взаимосвязаны: доступ к одному ресурсу обеспечивает наличие другого. Конечно, вопрос о том, что из них первично, а что вторично, - извечен, но сейчас важнее другое. Эти два ресурса во многом обуславливают возможность формирования и информационного поля. Определенные круги, в том числе и властные, уже давно стремятся поставить под свой контроль максимально возможное количество центральных и региональных средств массовой информации; некоторые местные руководители в период выборов своим решением прекращают деятельность "неугодных" средств массовой информации.

ЧИСТОТА. "Грязные" технологии в ходе выборов применяются и на макроуровне (борьба между группами влияния федерального масштаба с широким использованием властных ресурсов и вовлечением в эту борьбу широких слоев населения), и на микроуровне (в рамках кампаний, ведущихся отдельными кандидатами или политическими организациями). На макроуровне применение грязных технологий нацелено на тотальное подавление противников, причем грань между информационными войнами и собственно репрессивными методами воздействия уже размыта и размывается все больше. Характерным примером является сейчас информационная политика некоторых российских телеканалов. На микроуровне многие конкретные технологии уже отработаны в ходе региональных выборов; это и использование одноименных лжепартий и кандидатов-"двойников", и публичные оскорбления, и война компроматов, и давление на оппозиционные СМИ. Предстоящие федеральные выборы, как можно судить уже сегодня, также не будут свободны от такой практики.

Поэтому необходима продуманная, взвешенная, а самое главное - эффективная политика государства, фиксирующего рамки допустимого в предвыборный период и принуждающего все участников Самой Большой Игры к их уважению. Но государство при этом не должно быть предоставлено самому себе; абсолютно необходим и контроль со стороны различных институтов гражданского общества за тем, как власть использует свои немалые ресурсы, и одних деклараций о готовности власти обеспечить чистоту и честность предстоящих выборов здесь недостаточно. Только сотрудничество государства и гражданского общества обеспечит соблюдение нашего права на свободные выборы..

Поэтому мы постараемся в этой постоянно обновляющейся рубрике отвечать на следующие вопросы:

Что говорит власть о грядущих выборах, что она обещает сделать для реализации принципа "чистоты и честности"?

Что она для этого делает?

И, главное, насколько совпадают ее действия с тем, что она провозглашает и обещает?

Может возникнуть вопрос: а для чего все это нужно, ведь господствует мнение, что Россия пока еще слишком далека от того, чтобы даже поверить в возможность проведения истинно чистых и честных выборов? Да, нам, безусловно, не удастся обеспечить стопроцентную чистоту и честность выборов – такого, собственно, не бывает нигде в мире. Но мы можем начать это движение, можем и должны сделать все, что в наших силах - и накопить опыт, который позволит это движение продолжить. А кроме того - едва ли не опаснее всего будет ситуация, когда выборы действительно пройдут честно – а такую возможность вовсе не следует исключать! – но страна в это не поверит. В этом случае любые политические авантюристы смогут поставить их итоги под сомнение, что будет иметь для российской демократии последствия непредсказуемые, но скорее всего катастрофические.

ВЫПУСК 1. 4-16 октября

Процесс регистрации избирательных блоков

7 октября ЦИК перенес на более поздний срок регистрацию блока ОВР в связи с необходимостью уточнений сведений о доходах и имуществе кандидатов, представленных блоком, и их сравнения со сведениями, представленными в ЦИК Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД) России.

После долгих обсуждений 9 октября было принято решение зарегистрировать федеральный список кандидатов в депутаты Госдумы, выдвинутых избирательным блоком "Отечество - Вся Россия". Всего в списке ОВР 240 кандидатов, 10 кандидатов были исключены из-за "существенного характера недостоверности представленных ими сведений о годовом доходе и имуществе". 8 из них не указали имеющиеся у них в наличии автомобили. А еще по 21 кандидату из федерального списка ОВР будет продолжена проверка, так как у комиссии есть сомнения в том, что они правильно указали сведения о своих доходах и имуществе.

11 октября ЦИК отложил регистрацию Блока генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова в связи с тем, что в состав его учредителей входит движение "Держава", которое одновременно является одним из учредителей движения "Отечество", что противоречит избирательному законодательству. В тот же день ЦИК распространил проект постановления об отказе в регистрации федерального списка ЛДПР. Одной из основных причин отказа в регистрации был существенный характер недостоверности сведений о своем имуществе и доходах, представленных двумя лицами из первой тройки этого избирательного объединения - Анатолием Быковым и Михаилом Мусатовым. Всего же из списка было исключено 35 человек, по 18 кандидатам, в том числе по Владимиру Жириновскому, было решено провести дополнительную проверку.

Вопрос о том, будет ли Центризбирком повторно рассматривать новый федеральный список кандидатов в депутаты Госдумы от ЛДПР в случае его представления в ЦИК, остается открытым. Прямого регулирования ситуации, подобной этой, в законе "О выборах депутатов Госдумы" нет. В целом Центризбирком имел претензии по данным, представленным 86 кандидатами в депутаты от ЛДПР. При этом 27 кандидатов не удосужились даже представить сведения о своем месте жительства и гражданстве. Было решено каждую "сомнительную" кандидатуру рассматривать отдельно, и в итоге "за бортом" остались 35 человек. Согласно законодательству, исключение из списков даже одного представителя первой "тройки" влечет за собой отказ в регистрации всего федерального списка избирательного объединения. Как известно, вся эта история завершилась отказом в регистрации списка ЛДПР и молниеносным появлением на его месте списка "Блока Жириновского".

15 октября ЦИК зарегистрировал федеральный список кандидатов "Яблока", исключив из него 9 человек. Центральная избирательная комиссия зарегистрировала федеральный список избирательного объединения "Компартия Российской Федерации" в количестве 255 кандидатов в депутаты. Из списка исключены 9 человек. Как отмечается в постановлении Центризбиркома, из проверенных 80 тыс подписей в поддержку объединения 2245 были недостоверны, что составляет 2,81 % от общего числа проверенных подписей. КПРФ собралась в суде опротестовать исключение нескольких человек из списков. Также был зарегистрирован избирательный блок "Единство", одновременно с чем были заверены федеральный список и список кандидатов по одномандатным округам блока.

ЦИК также заверил федеральный список и список кандидатов по одномандатным округам блока "Движение патриотических сил - Русское дело".

По закону срок регистрации во всех избирательных комиссиях истекает 24 октября в 18-00 по местному времени.

Основные принципы кампании

На региональном совещании председателей и секретарей избирательных комиссий, состоявшемся 6 октября, премьер-министр В.Путин заявил, что люди должны быть уверены, "что их не обманут при подсчете голосов, что им не подсунут кандидатов с темным прошлым и сомнительными намерениями... Мы должны... обеспечить избирателям массу объективной информации." В очередной раз было подчеркнуто, что "президент, правительство, Федеральное Собрание заинтересованы в сохранении политической стабильности", в связи с чем правоохранительным органам было дано указание принять все необходимые меры для пресечения использования "грязных предвыборных технологий".

До этого, еще 25 сентября, было принято постановление правительства, согласно которому 20 правительственных структур подключены к проверке достоверности информации, предоставляемой кандидатами в депутаты. Каждый кандидат обязан представить сведения о доходах за 1998 г., имуществе, информацию о гражданстве и, если имеется, судимости. ЦИК направляет полученные сведения в "компетентные органы", которые обязаны проверить их и сообщить в ЦИК о найденных расхождениях между представленной информацией и собственными сведениями. Расхождение с официальными данными информации о более чем 25% состава федерального списка или даже одного кандидата, входящего в первую тройку списка, может повлечь за собой отказ в регистрации.

По закону ЦИК может отстранить кандидата от участия в выборах, если сочтет нарушение существенным. Такое решение должна принимать региональная или центральная избирательные комиссии. Соответственно, Центризбирком получил в свои руки эффективный механизм для принятия нужных решений. Раз нет четких критериев, один и тот же проступок может быть как сочтен, так и не сочтен основанием для отстранения кандидата или списка от участия в выборах - в зависимости от настроения членов ЦИК или текущего политического момента. Председатель ЦИК А.Вешняков объяснил, что принятие решения в этом случае передано на усмотрение соответствующим избирательным комиссиям..

Таким образом, для получения возможности участвовать в выборах необходимо полное соответствие представленной и официальной информации. Безусловно, за отведенные законом 10 дней достаточно сложно найти полную информацию о каждом кандидате. Соответственно, можно предположить, что проверка потенциальных кандидатов была начата заранее – а это противоречит действующему законодательству.

Кроме того, налицо еще одна любопытная коллизия. Центризбирком направил представления в ряд министерств и ведомств с просьбой дать заключение о достоверности данных, представленных о себе кандидатами в депутаты Госдумы. В результате из этих органов, были разные и иногда противоречащие друг другу сведения. В частности, ГИБДД неоднократно меняла предоставляемые в ЦИК данные о личном автотранспорте кандидатов. Тем самым возникает серьезная проблема координации деятельности различных органов, обеспечивающих чистоту предстоящих выборов; под вопросом остается и степень достоверности информации, на основании которой принимаются решения Центральной избирательной комиссии.

Власть и воплощение принципа "чистоты и честности" выборов.

В последнее время Кремль несколько раз подтверждал свою принципиальную позицию по обеспечению чистых и честных выборов, а также пообещал и в дальнейшем оказывать поддержку ЦИК в этом вопросе. И.Шабдурасулов, первый заместитель главы Администрации Президента РФ, отметил, что Центризбирком фиксирует "очень серьезные проблемы со списками ряда политических блоков и движений", и в данном случае администрация президента - "на стороне ЦИКа, на стороне закона", а потому будет поддерживать даже жесткие решения ЦИК при условии их достаточной обоснованности. При этом не раз подчеркивалось, что любое политическое объединение или избирательный блок, у которых возникнут проблемы с регистрацией своих списков, безусловно, могут и должны пользоваться своим правом обжаловать в суде те или иные действия ЦИК (следует при этом учитывать, что нет достаточных гарантий оперативности рассмотрения судами такого рода исков).

По поводу усиливающейся информационной войны представители Администрации Президента отмечают, что администрация "не может и не намерена выступать арбитром" между ее участниками. Такие высказывания можно расценивать двояко. С одной стороны, администрация действительно не может просто по своему статусу выступать арбитром во взаимоотношениях между участниками предвыборной гонки. С другой же стороны и в свете исходящей из разных источников информации - Администрация Президента уже сегодня сама является активным участником этой войны и потому, действительно, не может претендовать в ней на роль арбитра и даже от такой роли уклоняется. Еще в конце июля 14 главных редакторов ("Коммерсантъ", "Сегодня", "Аргументы и факты", "Российская газета", "Вечерняя Москва", "Московская правда", "Общая газета", "Новые известия", "Экономическая газета", "Труд", " Коммерсантъ-Деньги", "Коммерсантъ-Власть", "Итоги", "Новая газета") обратились к Президенту РФ с коллективным письмом, в котором указывали, что с началом избирательной кампании пресса становится объектом все более грубого силового давления со стороны чиновников. Ответа на это обращение не последовало.

В начале октября глава Управления Федеральной Службы налоговой полиции по г. Москве Б. Добрушкин встречался с А. Волошиным. Агентство "Росбизнесконсалтинг" сообщило, что на этой встрече была достигнута договоренность о нецелесообразности продолжения проверки тех СМИ, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству. Речь шла также о "продолжении мероприятий по выявлению налоговых нарушений печатных и электронных СМИ, принадлежащих частным компаниям", сообщает агентство. Фактически эта информация свидетельствует о согласовании позиций Администрации Президента и силовых структур в отношении независимой прессы, делимой таким образом на "чистых" и "нечистых"; в этом свете двусмысленно выглядят попытки представителей администрации дистанцироваться от информационных войн и проблемы взаимоотношений между СМИ и другими участниками предвыборной борьбы.

14 октября Совет Федерации единогласно принял заявление "в связи с началом проведения избирательной кампании и освещением в СМИ деятельности" различных политиков, в котором призвал все избирательные объединения, кандидатов в депутаты, средства массовой информации прекратить "войну компроматов", дать возможность избирателям сделать свой выбор, честно и правдиво рассказывать обо всех кандидатах в депутаты. Основанием для принятия подобного документа стало то, что, по мнению членов СФ, многие СМИ при освещении избирательной кампании широко используют некорректные способы борьбы против оппонентов. "Чем ближе срок проведения выборов в Госдуму, тем больше обмана, фальсификации и явной лжи выплескивается со страниц газет и журналов, с телевизионных экранов"; поэтому правительство должно проводить "более активную государственную информационную политику" с целью создания объективной картины современных российских политических процессов. Все возможности ве рхней палаты парламента как "конституционного органа, представляющего интересы населения всех регионов страны", должны быть использованы для сохранения стабильности в обществе на протяжении всей кампании: "Два месяца осталось до выборов в Государственную Думу. Предстоящие выборы должны радикально обновить власть. В Государственную Думу должны быть избраны компетентные, ответственные и работоспособные люди, преданные интересам России".

В Республике Татарстан идет судебный процесс, представляющий особый интерес в контексте выборов. Обозреватель "Московского комсомольца" в Татарстане Л.Овруцкий обжаловал постановление Центризбиркома республики, устанавливающее официальные границы округов по выборам в народные депутаты Татарстана. Журналист считает, что принятый вариант "нарезки" округов нарушает его конституционное право на равные выборы.

Согласно законодательствам России и Татарстана, право на равные выборы подразумевает, что избирательные округа должны включать в себя примерно равное число избирателей с отклонением не более, чем на 15 процентов. По мнению журналиста, в Татарстане это не соответствует действительности. Так, например, в одних округах насчитывается всего 8-10 тыс избирателей, а в других - 80-100 тыс. Суд уже однажды отложил рассмотрение этого дела. 11 октября судебное разбирательство должно возобновиться.

В С.-Петербурге не успели еще затихнуть страсти по выборам в Законодательное собрание города, прошедшим в декабре 1998 г. и запомнившимся как рекордно "грязные", как начинается новый скандал.

В сентябре депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга - сторонники В.Яковлева начали активно пропагандировать идею перенесения сроков выборов губернатора с весны 2000 на 19 декабря 1999 г.

Лоббирование принятия соответствующего закона в ЗС привело к тому, что оппозиционные губернатору руководители фракций "Яблоко" и "Блок Юрия Болдырева" перестали приводить своих депутатов на заседания, когда в повестке дня появлялось рассмотрение закона о переносе сроков выборов.

Но на одном из заседаний проект закона в первом чтении каким-то образом был принят. Вместо минимума из 34 депутатов, необходимого для принятия закона, при этом присутствовало лишь 26 человек. На следующий день закон о переносе выборов губернатора Санкт-Петербурга на 19.12.99 (второй тур - 02.01.2000) был принят во втором и третьем чтении сразу.

14 октября депутат законодательного собрания С.-Петербурга А.Редько /фракция блока Юрия Болдырева/ подчеркнул, что закон о переносе губернаторских выборов был принят с отклонением от регламента, причем использовались украденные дубликаты ключей электронного голосования. Фракция "Яблоко" будет выставлять своего кандидата в губернаторы на перенесенных выборах, но одновременно намерена оспорить этот перенос в суде.

Информация.

"Круглый стол".

27 октября в Москве состоится "круглый стол" на тему: "Проведение честных выборов и развитие демократии в России", который пройдет под эгидой московской мэрии и Российской Академии наук. В ней примут участие представители администраций субъектов Федерации, специалисты РАН, депутаты Госдумы, иностранные дипломаты, представители некоммерческих фондов. Одной из главных тем "круглого стола" станет механизм общественного контроля за проведением честных выборов. Предполагается также обсудить новые технические возможности такого контроля, в частности, с использованием Интернета.

Президентские выборы

Государственная Дума, помимо активной подготовки к парламентским выборам, активно готовится и к выборам президентским. Хотя бы в силу количества потенциальных кандидатов в президенты в Государственной Думе степень ее заинтересованности в контроле за законодательным регулированием президентской кампании весьма высока. 11 октября в Государственную Думу из Кремля поступил проект закона "О выборах Президента Российской Федерации", разработанный совместно Государственной Думой, Советом Федерации, ЦИК и Администрацией Президента. Поводом для разработки нового закона стала необходимость приведения процедуры президентских выборов в соответствие с существующим концептуальным законодательством "О гарантиях избирательных прав...". Выборы в случае принятия нового закона состоятся 4 июня 2000 года. победивший вступит в должность не ранее 9 августа, когда истечет срок полномочий Бориса Ельцина (так как инаугурация Б.Ельцина состоялась 9 августа 1996 года, а срок его полномочий, по Конституции, ис текает ровно через 4 года).

Согласно закону первый тур выборов президента, который в новой редакции называется "общими выборами", должен состояться в первое воскресенье месяца, в который состоялся первый тур предыдущих президентских выборов. Второй тур - "повторное голосование" - будет проходить не через две, как было в старом законе, а через три недели. В 2000 году повторное голосование состоится 25 июня.

По новому закону Совет Федерации назначает выборы не ранее, чем за 5 месяцев, и не позже, чем за 4 до выборов, то есть с 4 января до 4 февраля 2000 г.

В случае же досрочных выборов президента срок вступления победившего кандидата в должность наступает на 30-й день после объявления итогов выборов. Право выдвижения кандидатов на пост главы государства имеют избирательные объединения или блоки, предварительно зарегистрированные в Центризбиркоме, или инициативные группы граждан численностью не менее 100 человек. Кандидат обязан представить в свою поддержку 1 млн подписей. Денежный залог взамен подписей не предусматривается.

Кандидат обязан указать сведения о источниках своих доходов и своей собственности за два последних года, а также аналогичные сведения о супруге (чего нет в законе о выборах депутатов ГД), сведения о своей не снятой или не погашенной судимости, а также об имеющемся - помимо российского - гражданстве.