Ход кампании

Для лучшего понимания действий власти в последнее время следует помнить, что борьба за “чистые и честные выборы” тесно связана с мнением, что слишком большое количество участников кампании может негативно повлиять на способность избирателей ориентироваться в этом многообразии, просто-напросто сбив их с толку. Несмотря на то, что в выборах-99 партий и блоков меньше, чем в 1995 г. (тогда их было 42), стремление сократить число участников – и тем самым минимизировать распыление голосов – в будущей Думе продолжается.

22 октября Министерством юстиции Российской Федерации была начата проверка общероссийского политического общественного движения "Спас" на предмет соответствия его деятельности уставным целям. По сообщению Центральной избирательной комиссии РФ, ею заверены списки избирательного объединения "Движение "Спас", где первым номером значится Александр Баркашов - лидер движения "Русское национальное единство". В апреле 1999 года решением Бутырского суда г.Москвы деятельность столичного отделения РНЕ была запрещена.

По мнению ЦИК, включение А.Баркашова в списки избирательного объединения "Спас" означает изменение идеологии, целей и задач указанного движения, поскольку цели и задачи движения "Спас", согласно его уставу, зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации, не имеют ничего общего с тем, что декларируется РНЕ и ее лидером.

Налицо интересная ситуация: ЦИК оказался между молотом и наковальней. С одной стороны, в принципе комиссия должна предоставить этому объединению, - в отсутствие претензий со стороны ведомств, осуществлявших проверку данных о кандидатах, - право участвовать в выборах на равных со всеми другими основаниях. С другой же стороны, очевидна опасность предоставления возможности проведения широкой кампании - за государственный, заметим, счет - организации, номером первым в списке которого идет лидер РНЕ. Возобладает ли в данном случае буква права или гражданская чистоплотность - и в каких отношениях они окажутся с политической целесообразностью – пока неясно.

24 октября 1999 г. официально завершился срок подачи документов на регистрацию в ЦИК. На это время документы приняты от 31 избирательного объединения и блока. По состоянию на 25 октября 1999 г. в одномандатных округах 2735 кандидатов в депутаты Госдумы представили необходимые для их регистрации документы, а 268 из них уже зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты.

Проблема

С наступлением активной фазы борьбы за депутатские места в политику втягиваются военнослужащие и религиозные деятели. 77 представителей силовых структур решили баллотироваться в парламент страны. Эта цифра не окончательная, поскольку ряд предвыборных списков партий и движений Центризбирком еще проверяет. Приводимые данные касаются только действующих офицеров и генералов, а также служащих Российской армии. В федеральном списке “Духовного наследия” насчитывается 10 представителей силовых структур, по 6 военных представлены в списках “Движения в поддержку армии”, “Коммунистов, трудящихся России - за Советский Союз”, 5 - в “Отечестве - Всей России” и т.д. Среди них есть командиры соединений, начальники органов военного управления, много преподавателей, - и все они имеют весомые возм ожности влияния на голосование многочисленных воинских коллективов.

Кандидаты-военные будут выступать перед своими сослуживцами, и естественно, что в их речах будут преобладать политические мотивы. Таким образом, создается весьма запутанная ситуация. Закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания” этого не запрещает. Но по Закону “О статусе военнослужащих” офицеры не имеют права заниматься политикой. В ст. 9 (ч. 2) говорится, что “лица, состоящие на воинской службе, могут состоять в общественных объединениях, в том числе религиозных, но не преследующих политические цели”. Таким образом, военнослужащим участвовать нельзя в предвыборных блоках, партиях, общественных движениях, то есть политических организациях. В ст. 32 Конституции же определено, что каждый гражданин России, достиг ший 18-летнего возраста (в том числе и военнослужащий), имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Все эти коллизии могут оказать негативное влияние на ход и итоги выборов, особенно в части чистоты и честности их проведения.

Обеспечение "чистоты и честности " выборов

29 октября Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект "О внесении дополнений в статью 141 и изменения в статью 142 Уголовного кодекса РФ", за который проголосовало 350 депутатов, "против" и воздержавшихся нет. Документ был внесен в Думу группой депутатов от фракции КПРФ, фракции "Яблоко", депутатских групп "Народовластие" и аграриев.

Согласно принятому законопроекту, фальсификация избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушения тайны голосования в целях оказания влияния на результаты выборов или референдума, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума, а равно лицом, собирающим подписи избирателей, наказываются либо штрафом в размере от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда, либо лишением свободы или исправительными работами на срок до двух лет.

Если те же действия сопряжены с подкупом членов избирательных комиссий или инициативных групп по сбору подписей, с применением насилия или угрозой его применения в отношении них, либо же они совершенны группой лиц по предварительному сговору, законом предусматривается штраф в размере от 200 до 1000 минимальных зарплат, или лишение свободы на срок до четырех лет.

В случае совершения этих действий должностным лицом или представителем государственных органов и органов местного самоуправления, то в отношении них предусматривается ответственность в виде лишения свободы на срок от двух до шести лет. При этом такие лица не могут занимать определенные должности на срок до трех лет.

Как и ожидалось, до сих пор не найдены пути обеспечения адекватности подачи информации с помощью СМИ. В случае проведения СМИ досрочной предвыборной агитации, а также выявления иных нарушений, ЦИК имеет право обращаться в Министерство печати или органы прокуратуры. В случае, если реакция с их стороны не последует, ЦИК вправе обратиться в суд. Вести предвыборную агитацию могут только те избирательные объединения, списки которых уже зарегистрированы ЦИК. При этом агитацию они могут вести только за счет и в пределах избирательного фонда.

На основании этих положений 29 октября ЦИК принял представление, обращенное к Министерству печати, телерадиовещания и информации, в котором содержится просьба "привлечь ОРТ и ее должностных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством". Рабочая группа по контролю за соблюдением правил предвыборной агитации при проведении выборов депутатов Госдумы, рассмотрев материалы авторской программы Сергея Доренко за 17 и 24 октября, установила, что в них содержится "явная предвыборная агитация". При этом ЦИК поручил рабочей группе дополнительно изучить информационно-аналитические материалы телекомпании ТВ-Центр, в частности, программ Леонида Млечина и Александра Хинштейна. Основанием для этих действий стало то, что согласно избиратель ному законодательству организации телерадиовещания и их должностные лица, в том числе и ведущие, не являются самостоятельными субъектами в предвыборной агитационной деятельности. Здесь в противоречие вступают несколько важных нормативных актов: Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан, ограничивающий самостоятельность прессы, Закон о СМИ и Конституция РФ, которыми гарантируется свобода информации. Вопрос о соотношении законов еще более или менее разрешим: Закон об основных гарантиях имеет высшую юридическую силу по отношению к Закону о СМИ. Коллизия закона и Конституции сложнее. В любом случае примечательна позиция министра печати М.Лесина, фактически отказавшегося под предлогом несовершен ства законодательства как-либо контролировать использование СМИ в предвыборной борьбе.

Другой значимой проблемой текущей избирательной кампании является положение о доходах, информация о которых должна быть представлена кандидатами. Оказывается, в большинстве своем кандидаты не имеют ни квартир, ни автомобилей, а доходы их минимальны. Очевидно, что предложенная система учета кандидатских доходов непродуманна и малопродуктивна. Безусловно здесь имеет место эксплуатация специфики менталитета российского избирателя: чем беднее, тем честнее (в то время как за рубежом материальное благосостояние кандидата достаточно часто воспринимается как свидетельство его эффективности и таланта). Насколько дале ко может зайти такая эксплуатация вопрос, до настоящего времени открытый.

Выборы и гражданское общество

Важной проблемой, связанной с выборами, является выявление механизмов манипулирования общественным мнением, применяющихся участниками предвыборной гонки. Институты гражданского общества должны в полной мере участвовать в осуществлении контроля за проведением и подведением итогов столь важного для страны события. В этом отношении представляют значительный интерес два "круглых стола", на которых были рассмотрены два взаимосвязанных вопроса: социологические исследования электоральной тематики и девиз "чистота и честность". "Круглый стол", прошедший 19 октября с участием руководства Центризбиркома, был посвящен социологическому обеспечению избирательной кампании 1999 года. Ведущие социологи страны обсуждали роль социологических центров в ведении избирательной кампании, в получении д остоверной информации об электоральных настроениях населения. Выступавшие отмечали, что социологические опросы и различного рода рейтинги в последнее время все чаще становятся инструментом манипулирования общественным сознанием. Зачастую проводимые на телевидении интерактивные опросы некорректны и не могут служить индикаторами мнения общества по тем или иным опросам. Все участники дискуссии признали, что "грамотность интерпретации данных социологических опросов в СМИ очень низкая", а также подняли вопрос о необходимости контроля за исследованиями общественного мнения, так как, результаты опросов могут быть "заказаны" отдельными политическими силами, и в этом случае не исключены фальсификации. Поэтому налицо необходимость тесного взаимодействия социологов и избирательных комиссий. Было предложено создать при ЦИКе общественную структуру, которая стала бы трибуной для социологов.

25 октября в Фонде "Российский общественно-политический центр" был проведен "круглый стол", на котором был представлен проект "За чистые и честные выборы". В нем принимали участие известные политологи, представители общественных организаций и государственных структур. На круглом столе обсуждалась проблема декларированной "чистоты и честности" выборов и ее соотношения с реальностью. Особое внимание специалисты уделили рассмотрению нового избирательного законодательства. Участники круглого стола высказали особую обеспокоенность неурегулированностью роли прессы в избирательной кампании. Закон содержит очень много лакун, дающих возможность произвольного толкования таких важных моментов, как обязанность СМИ предоставлять печатную площадь и эфирное время кандидатам; с другой стороны, пресса л егко может быть лишена возможности высказать собственную оценку хода выборов. Нарекания вызвали также огромные права, предоставленные избирательным комиссиям, которые, по выражению участников, "фактически подменяют собой избирателя". А если учесть, что избиркомы превращены в чиновничьи структуры, и влияние общества на их деятельность минимально, то вмешательство власти в ход выборов может перейти все допустимые границы. Участники внесли ряд предложений по повышению роли общественных организаций в контроле над ходом выборов, видя в этом единственную гарантию проведения выборов честных и чистых без кавычек.