ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2003 г. N 757
О КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ И ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НАРОДОВ
ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2008 ГОДЫ
Законодательное Собрание Пермской области постановляет:
1. Принять Концепцию областной целевой комплексной Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермской области на 2004-2008 годы (прилагается).
2. Рекомендовать администрации Пермской области:
разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания проект областной целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермской области на 2004-2008 годы;
при формировании рабочей группы по разработке проекта программы ввести в ее состав Светлакова Б.И., депутата от избирательного округа N 23; Окунева К.Н., депутата от избирательного округа N 13.
3. Поручить управлению аналитической и законотворческой деятельности разработать типовые требования к оформлению Концепции областной целевой программы.
…
Председатель
Законодательного Собрания
Н.А.ДЕВЯТКИН
Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания
Пермской области
от 17.04.2003 N 757
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И
ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НАРОДОВ ПЕРМСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2004-2008 ГОДЫ
Концепция областной целевой комплексной Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермской области на 2004-2008 годы представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества в сфере национальных отношений в Пермской области.
I. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Пермская область - один из самых крупных полиэтничных субъектов Российской Федерации. Исторически сложилось так, что в процессе многовекового развития на ее территории сформировалось и проживает в настоящее время более 100 народов славянской, тюркской, финно-угорской и других этнических групп. Реализация государственной национальной политики в Пермской области обусловлена особенностями этнической структуры региона. Развитие и гармонизация национальных отношений является важнейшей составляющей социокультурной политики региона. Государственная национальная политика в Пермской области основывается на принципах Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и осуществляется в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, в том числе с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации.
Данная Концепция определяет основополагающие подходы к решению задач в сфере межнациональных отношений с учетом специфических особенностей региона. Законодательной и исполнительной властью Пермской области в этой сфере накоплен большой опыт. Региональная национальная политика осуществляется с учетом исторического наследия и самобытности народов, а также традиций их многовекового сосуществования и взаимодействия.
Системность и комплексность деятельности администрации области в сфере межнациональных отношений обеспечивается концептуальными подходами, заложенными в областных программах. (С 1993 года, когда в Пермской области была разработана первая в России программа поддержки развития национальных культур, выполнено уже три программы). Концепция предлагаемой Программы, четвертой по счету, является основой реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации в Пермской области. С одной стороны, в ней соблюдена преемственность с концепциями программ, действующими в 1993-2003 годах. Основные принципы национальной политики остаются актуальными и востребованными: равенство прав и свобод человека и гражданина любой национальности; развитие национально-культурной самобытности; предотвращение межнациональной розни и вражды между народами; сохранение целостности России, в большей степени обеспечивающееся на региональном уровне. С другой стороны, эти принципы требуют дальнейшего углубления, с учетом региональных особенностей, и совершенствования нормативных правовых актов прогнозирования и развития этносоциальных процессов в Пермской области в последующие пять лет. В развитии национальных отношений на территории области существуют некоторые элементы скрытой напряженности, кроющиеся в кризисных явлениях экономики, социальной и культурной сферы. Поэтому требуются взвешенные, четкие и последовательные меры по координации национальных отношений.
Разработка Программы обусловлена необходимостью сохранения стабильной этнополитической ситуации и развития социальной сферы в Прикамье. Основная политическая задача Программы - сохранение и повышение уровня доверия многонационального населения Пермской области к государственной власти области, достигнутого в предыдущие годы. По результатам социологического исследования 78% респондентов отметили положительную роль администрации области в удовлетворении национальных потребностей многонационального населения края. 63% назвали конкретные действия, мероприятия администрации области по развитию межнационального сотрудничества и культуры межнационального общения. Вместе с тем 56,7% респондентов выразили тревогу за судьбу своего народа, развитие культуры и языка. 34,8% опрошенных считают недостаточными меры по воспитанию культуры межэтнических отношений. 29,7% отметили проявления национального эгоизма и недоброжелательности на бытовом уровне, коснувшиеся их лично.
Концепция Программы определяет комплексные подходы по устранению отмеченных негативных фактов и явлений. Программа явится главным нормативным правовым актом Пермской области, регламентирующим развитие и гармонизацию национальных отношений народов Пермской области на 2004-2008 годы.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является создание условий для национального развития и гармонизации межнационального взаимодействия народов, проживающих на территории области, укрепление правовой базы государственной национальной политики Пермской области. Реализация Программы будет направлена на решение следующих задач.
1. В сфере политической и государственно-правовой:
создание правовой базы для регулирования национальных отношений в Пермской области;
разработка системы мер раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений на основе аналитического мониторинга межэтнических процессов;
обеспечение комплексного подхода к регулированию миграционных процессов в Пермской области;
разработка мер по противодействию любым проявлениям агрессивного национализма и экстремизма, усилению ответственности за разжигание межнациональной розни;
формирование толерантного поведения и сознания жителей Прикамья, культивирование чувства российского патриотизма;
совершенствование принципов федерализма на основе активизации интеграционных процессов Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
2. В сфере социально-экономической:
обеспечение правовых, организационных и материальных условий для удовлетворения национально-культурных и социальных потребностей и интересов многонационального населения Прикамья, с учетом освоения ценностей этнической, российской и мировой культур, особенностями духовного и культурного развития Пермского края и России в целом;
развитие национальных отношений на основе достижений в сфере экономики, активной промышленной политики, повышение темпов социально-экономического развития Пермской области;
разработка инновационных программ социального и экономического развития территорий с компактным проживанием этнических групп, поддержки традиционных видов хозяйственной деятельности;
выравнивание социально-экономических показателей уровня жизни народов Пермской области, предотвращение социальной стратификации по этническим признакам.
3. В сфере культурно-духовной:
распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия и российского патриотизма;
полноправное, свободное развитие национальных культур народов Прикамья;
сохранение и приумножение культурно-исторического наследия Пермского края, дальнейшее развитие национально-культурной самобытности народов;
совершенствование деятельности учреждений культуры и образования по воспитанию уважения к истории, культуре, языкам народов Прикамья и России, формированию культуры межэтнического диалога;
обеспечение оптимальных условий для развития и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, сохранения и развития языков народов Пермской области;
поддержка семьи как социального института, способствующего сохранению национально-культурного наследия и духовно-нравственных ценностей многонационального населения Пермской области.
4. В сфере внешней политики:
восстановление и развитие культурно-экономических связей со странами дальнего и ближнего зарубежья;
содействие в сохранении родных языков и национальных культур соотечественникам, проживающим за пределами Пермской области.
III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Стратегия администрации области по регулированию развития национальных отношений основана на приоритетах региональной национальной политики, с учетом современной этнополитической ситуации и этнокультурной специфики края. В рамках подлинной федерации эти приоритеты предполагают разрешение актуальных этнических проблем не в национально-территориальном, а в культурно-просветительном и культурно-образовательном русле и отразятся в содержании Программы.
1. Анализ реализации предыдущей программы в национальной сфере позволяет констатировать, что процесс становления институтов гражданского общества за последние пять лет значительно активизировался. Четко обозначилась важнейшая тенденция, требующая дальнейшего углубления: координация национальной сферы на принципах сотрудничества. Развитие партнерских отношений органов государственной власти с национально-культурными общественными объединениями по стабилизации этнополитических процессов, совместное определение конечных результатов, привлечение к реализации проектов коммерческих структур - главные приоритетные направления Программы.
2. Данная Программа станет важнейшим механизмом по восстановлению и развитию культурно-экономических связей со странами дальнего и ближнего зарубежья, разрушенных при распаде Советского Союза. Реализация совместных проектов, по примеру Дней Украины в Прикамье, с национальными объединениями поляков, белорусов, армян, азербайджанцев и других народов открывает перспективы расширения культурно-экономического взаимодействия Пермской области со странами ближнего и дальнего зарубежья, привлечения дополнительных источников финансирования этносоциальных проектов из различных фондов этих стран.
3. В области существует целый ряд сложных проблем в межэтнической сфере, не поддающихся быстрому и однозначному решению. Опасность межнациональной напряженности заключается в нерегулируемых миграционных потоках. За последние три года в области активизировались миграционные процессы, на 18% возросло количество граждан стран бывшего СССР (республик Закавказья и Средней Азии), а также Китая, проживающих в регионе. Современная миграционная ситуация требует разработки комплексных мер по прогнозированию и регулированию миграционных процессов и национальному обустройству новых этнических групп, активно формирующихся в регионе. С целью определения степени влияния новых иммигрантов на этнополитические процессы в Программе будет предусмотрена система аналитического мониторинга и ряд социально ориентированных проектов по координации миграционной политики в регионе.
4. Необходимость консолидации многонационального регионального сообщества, сохранения межнационального согласия в Прикамье требует решения таких кардинальных задач, как профилактика и нейтрализация национального эгоизма и экстремизма. В связи с этим в Программе должен быть предусмотрен специальный раздел по профилактике экстремизма в Пермской области, координирующий общественные инициативы и системную работу по данному направлению среди подрастающего поколения.
5. Активизировавшиеся в настоящее время интеграционные процессы Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа обуславливают оптимизацию представительства интересов многонационального населения этих субъектов Российской Федерации, а также комплексность подходов к развитию национальных культур. Организационные ресурсы и финансовые средства, предусмотренные в рамках Программы, будут направлены на развитие инновационного взаимодействия двух субъектов Российской Федерации, являющегося одним из главных направлений совершенствования федеративных отношений.
6. Пермская область уникальна тем, что на ее территории проживают народы, которые длительное время были лишены правого статуса. Коми-язьвинцы - один из таких народов финно-угорской группы, имеющий свой уникальный язык и оригинальную культуру, но в течение XIX-XX веков лишенный правового статуса и письменности. В Программе будет предусмотрен комплекс мер, направленный на защиту прав этого народа как этнического меньшинства, с привлечением внебюджетных источников финансирования.
7. В решении повседневных вопросов национально-культурного и социального развития этнических общностей, гармонизации национальных отношений, в своевременном предупреждении конфликтных ситуаций ведущую роль, наряду с исполнительными органами государственной власти, играет местное самоуправление. Ему в Программе должно быть уделено больше, чем прежде, внимания. На основе инновационных политических технологий предполагается совершенствование механизмов государственного управления межэтническими отношениями и механизмов регулирования этих отношений на муниципальном уровне. В связи с этим Концепция Программы предусматривает межотраслевой принцип координации межэтнических процессов, а также согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов.
8. На современном этапе существенно возрастает роль средств массовой информации как инструмента стабилизации межэтнических отношений. Развитие системы межэтнической коммуникации посредством СМИ и максимальное использование ресурсов масс-медиа будут способствовать внедрению и укреплению толерантного мышления и поведения среди многонационального населения Пермской области.
Структура Программы будет обусловлена приоритетными задачами и направлениями деятельности в сфере региональной национальной политики.
IV. ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ - 2004-2008 ГОДЫ
Основные этапы реализации Программы:
1-й этап (2004 г.) - разработка и апробация новых механизмов и технологий реализации Программы, продвижение пилотных проектов по совершенствованию основных ее направлений и разделов;
2-й этап (2005-2006 гг.) - оптимизация координации региональной национальной политики, аналитический мониторинг результатов реализации Программы;
3-й этап (2007-2008 гг.) - выход на качественно новый уровень развития этнических и межэтнических процессов в Пермской области, внедрение в повседневную практику межэтнического общения разработанных и апробированных позитивных технологий и методик, определение перспектив.
V. ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНЫХ, ТРУДОВЫХ И ФИНАНСОВЫХ
РЕСУРСАХ
Концепция Программы предусматривает использование волонтерского труда, а также имеющихся материальных ресурсов учреждений культуры и образования, спортивных организаций и клубов.
Для финансового обеспечения Программы предполагается использовать средства:
федерального бюджета (проекты, включенные в федеральные целевые программы);
областного и местных бюджетов;
привлеченные средства (спонсорские, грантовые средства, целенаправленная финансовая поддержка деятельности национально-культурных объединений за счет международных организаций Польши, Израиля, Германии и т.д.).
Общая финансовая потребность на реализацию Программы в течение пяти лет составляет 105702 тыс. рублей, в том числе из бюджета области - 32598 тыс. рублей. Суммы ежегодного финансирования Программы из бюджета области определяются при подготовке бюджета соответствующего года, с учетом ежегодного увеличения финансирования в связи с расширением сферы действия Программы, увеличением охвата клиентной группы, активным включением в реализацию Программы большего количества городов и районов области с компактным проживанием этнических меньшинств. Финансовая потребность по годам в ценах 2003 года составляет:
2004 (1-й этап ЦКП) |
5238 тыс. рублей |
2005 (2-й этап ЦКП) |
5828 тыс. рублей |
2006 (2-й этап ЦКП) |
6725 тыс. рублей |
2007 (3-й этап ЦКП) |
7264 тыс. рублей |
2008 (3-й этап ЦКП) |
7543 тыс. рублей |
Из внебюджетных средств предполагается финансировать прикладные научно-исследовательские проекты локального характера, осуществлять совместное финансирование отдельных мероприятий Программы, внедрять новые технологии и механизмы по формированию толерантных установок среди многонационального населения Пермской области, формировать базы данных.
VI. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип межотраслевого управления межэтническими процессами обуславливает оптимизацию информационных ресурсов, организационных, правовых, научно-технических условий реализации Программы. К реализации Программы будут привлечены исполнительные органы государственной власти области (департамент культуры и искусства, департамент образования, комитет по молодежной политике, комитет по физической культуре, спорту и туризму), органы местного самоуправления Пермской области, администрация Коми-Пермяцкого автономного округа, вузы Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, национально-культурные общественные объединения, Центр межнациональных связей и сотрудничества "Взаимодействие". Предполагается расширение контактов с ведущими научными учреждениями Российской Федерации в межнациональной сфере (Институт этнологии и антропологии РАН, Институт славяноведения РАН и т.д.). За счет мобилизации научного потенциала г. Перми будет активизирована деятельность сети этнологического мониторинга по раннему предупреждению конфликтов в Пермской области. В рамках данной Программы предполагается осуществлять основные направления деятельности областной межведомственной комиссии по миграционной политике, главное назначение которой - реализация единой государственной миграционной политики.
VII. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ВОЗМОЖНЫЕ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В основу развития национальных отношений народов Пермской области положен принцип гармонизации национальных отношений. Он подразумевает усиление внимания к национальному развитию каждого народа (этнической группы) на основе общности интересов, ценностей, исторических традиций с другими народами Прикамья, без проявления национального эгоизма, этноцентризма и шовинизма. Принцип гармонизации предусматривает проведение целенаправленной политики по подготовке компетентных специалистов в области этнополитологии и этноконфликтологии, способных заниматься оптимизацией межэтнических отношений в органах государственной власти и на уровне институтов гражданского общества.
Гармонизация национальных отношений направлена на позитивное развитие политической ситуации и социальной сферы в регионе в целом. Основным результатом реализации Программы будет являться решение важных политических и социальных задач, способствующих дальнейшему развитию демократии в регионе:
обеспечение прав и свобод человека и гражданина любой национальности;
удовлетворение этносоциальных потребностей многонационального населения края;
сохранение исторически сложившейся целостности Прикамья и консолидация регионального многонационального сообщества;
активизация культурно-экономических связей со странами дальнего и ближнего зарубежья.
Программа будет разработана на основе всестороннего анализа этнополитических и этносоциальных процессов в Прикамье, с учетом особенностей этнической структуры населения, его социально-экономического положения. Целевой характер Программы обуславливает комплекс мер, направленных на профилактику национального экстремизма, развитие национальной системы образования, национальной культуры, возрождение традиционных для Прикамья промыслов и ремесел, а значит на создание новых рабочих мест, пропаганду здорового образа жизни, воспитание культуры межнациональных отношений. Оценка эффективности Программы будет производиться на основании мониторинга реализации Программы, с учетом расширения сферы действия, увеличения охвата клиентной группы Программы, а также показателей развития сферы национальной культуры, национального образования, национальных видов спорта.
VIII. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
Использование средств областного бюджета для реализации Программы позволит:
обеспечить преемственность координации развития этнополитических и этносоциальных процессов с учетом национально-культурной самобытности народов Прикамья, а значит, увеличить уровень доверия многонационального населения области к органам государственной власти;
разработать механизмы совершенствования принципов федерализма на примере интеграционных процессов Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в новых политических условиях;
оптимизировать деятельность органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений по противодействию национальному экстремизму, предупреждению межэтнических конфликтов на основе аналитического мониторинга межэтнических процессов;
эффективно, на основе комплексного подхода, регулировать миграционные процессы;
разработать рекомендации по дифференциации миграционной политики, научное обоснование для перераспределения трудовых ресурсов на региональном уровне, выявить приоритетные территории для расселения мигрантов;
обеспечить развитие общественных инициатив в рамках конкурсов социальных и культурных проектов на основе совместного финансирования, совместного определения конечных результатов, строгого контроля использования бюджетных средств;
привлечь финансовые средства из федерального бюджета на развитие межнациональной сферы региона за счет федеральных целевых программ "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", "Русский язык" и других;
значительно активизировать привлечение средств внебюджетных источников финансирования развития межэтнических процессов за счет спонсорских и грантовых средств, а также использовать финансовые возможности российских и международных фондов, организаций по поддержке деятельности национально-культурных объединений.
IX. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКАХ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ
Государственный заказчик - управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации Пермской области.
Инициатор, разработчик и координатор Программы - управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации Пермской области.
Соисполнители Программы - исполнительные органы государственной власти: департамент культуры и искусства области, департамент образования области, комитет по молодежной политике области, комитет по физической культуре, спорту и туризму области, а также органы местного самоуправления Пермской области.
Общее руководство реализацией Программы осуществляет заместитель губернатора Пермской области, курирующий сферу межнациональных отношений.
Оперативное руководство Программой осуществляет начальник управления внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации Пермской области.