Амурская область
Приоритеты и политика региональных властей
Образование на языках национальных меньшинств. В области работают 5 национальных школ, в которых обучается 355 учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера, из них 250 детей изучают родной язык. (2001/2002 учебный год. Источник: Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера. 2001 год. М., Госкомстат РФ, 2002, с.64).
В сфере образования в области был принят ряд программ, в которых нашли отражение и проблемы национального образования представителей коренных малочисленных народов. В Программе развития общего образования Амурской области (см.: Приложение к Постановлению Главы Администрации области от 13 мая 1994 г. №438) был выделен проект «Дети народов Севера Амурской области», призванный содействовать улучшению изучению и преподаванию родного и русского языков, российской и национальной культуры. Кроме того, особое внимание было обращено на трудовое воспитание и профессиональное обучение детей эвенков. Программа предусматривала в числе запланированных мероприятий:
- разработку целевой программы непрерывного обучения родному языку, начиная с детского сада, школы и в перспективе – в средних и высших учебных заведениях, программы разговорной речи эвенкийского языка для факультативов;
- подготовку специальных программ по национальному изобразительному искусству, музыке, фольклору, народному художественному творчеству для национальных школ;
- создание в школах, обучающих детей эвенков, центров детского творчества, кружков по национально- прикладному искусству, фольклорных ансамблей, секций по национальным видам спорта и играм с целью приобщения учащихся к родной культуре;
- развитие системы передвижных школ в Тындинском, Зейском и Селемджинском районах;
- проведение районных и школьных олимпиад под девизом «Изучаю родной язык, культуру, географию своего народа»;
- изучение вопроса о возможности профессионального обучения детей эвенков по специальности «Зверовод, оленевод» в Якутии на договорной основе, в ПТУ-2 по специальности «Оленевод-механизатор», в Сошнинском ПТУ по пошиву национальной одежды, в Хинганском ПТУ по специальности «Скорняк – раскройщик».
Областная целевая программа «Дети Севера» на 1996 – 2000 гг. (см.: Приложение к Постановлению Главы Администрации области от 31 августа 1996 года №400) в сфере образования была ориентирована на:
- разработку положения о центре традиционной культуры и народных промыслов эвенков при средних школах национальных сел;
- создание технологического лицея традиционных промыслов по подготовке специалистов по народным промыслам и декоративно-прикладному искусству на базе Первомайской средней школы Тындинского района;
- обеспечение национальных школ Севера программами по изучению эвенкийского языка, разработка рабочей тетради по разговорному эвенкийскому языку для начальной школы;
- приобретение учебных пособий по традиционным видам хозяйствования, народным промыслам и ремеслам коренных малочисленных народов Севера;
- подготовку и проведение областного научно-практического семинара по проблемам сохранения и развития эвенкийского языка и традиционной культуры в современных условиях;
- финансирование мероприятий областной экспериментальной педагогической площадки по выработке новой модели трудового обучения и воспитания детей эвенков на базе Первомайской средней школы и Усть-Нюкжинской таежной школы Тындинского района.
В Программе развития образования Амурской области на 2000 год (см.: Постановление Главы Администрации от 7 апреля 2000 года №393 в ред. Постановления Главы Администрации от 25 сентября 2000 года №587) были запланированы такие мероприятия, как организация центра традиционной культуры и народных промыслов на базе Ивановской СПОШ, издание учебного пособия по изучению эвенкийского языка на диалекте амурских эвенков для начальной школы, осуществление целевой подготовки педагогических кадров из числа народов Севера в Санкт-Петербургском университете, открытие кабинета национальных школ на базе Амурского ИППК.
В ряде подпрограмм Целевой программы «Развитие системы образования Амурской области на 2002 – 2005 годы» (см.: Приложение к Закону области от 15 марта 2002 года) учитывается этнический фактор. Одна из задач подпрограммы «Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей» - повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений. В связи с этим запланирована разработка первоочередных мер по дальнейшему развитию муниципальных систем дополнительного образования детей с учетом их национальных традиций.
В рамках подпрограммы «Дети Севера» рассматриваются проблемы образования эвенков. В подпрограмме отмечается, что традиционная система образования еще не в достаточной степени направлена на сохранение национального языка, приобщение молодежи к материальной и духовной культуре родного народа, его традициям. Вместе с тем возрастает интерес к изучению народных обычаев, обрядов, национального фольклора, народных ремесел, промыслов. На базе Первомайской СПОШ Тындинского района функционирует экспериментальная площадка «Национальный компонент в учебном плане, выработка новой модели трудового воспитания в полиэтнической среде».
Подпрограмма предполагает создание областного центра (лаборатории) национальной школы и осуществление на его основе подготовки и переподготовки кадров; формирование воспитательных систем, сообразных этническим условиям. В числе предусмотренных мероприятий – развитие центров традиционной культуры и народных промыслов коренных малочисленных народов Севера на базе Усть-Нюкжинской и Ивановской школ; издание сборника для внеклассного чтения «Фольклор эвенков Амурской области»; целевая подготовка педагогических кадров из числа коренных народов Севера в Санкт-Петербурге.
В рамках комплексной программы “Развитие образования Амурской области на пороге нового тысячалетия” разрабатываются и реализуются отдельные проекты, объединенные общей идеей гуманизации образования. Так, например, разрабатывается проект Дети севера, направленный на создание условий для сохранения генофонда и культуры коренных малочисленных народов средствами образования и воспитания на основе возрождения национальной культуры, традиций и менталитета нации. http://www.bspu.tsl.ru/lib/Book5.htm