Заработная плата и коррупция: как платить российским чиновникам

 

Успешная реформа государственной службы требует не только разработки концепции реформирования, но и целого комплекса практических мероприятий по реализации задуманного. Недостаточно просто заявить, что надо повышать заработную плату чиновникам. Недостаточно просто сказать, что для каждого чиновника надо составить должностные регламенты и т.д. Нужно предусмотреть формат регламента, нужно точно знать, кому и насколько повышать заработную плату с тем, чтобы поставленные перед реформой цели были достигнуты. Одной из таких целей, безусловно, является минимизация коррупции.

Связь между коррупцией и зарплатой чиновника стала притчей во языцах. Во многих публикациях, посвященных проблемам антикоррупционной стратегии, об этой связи уже не упоминается как о само собой разумеющемся факте.

Вопрос о том, кому повышать жалованье расколол научную элиту. Часть исследователей считает необходимой повышение заработной платы только лицам, принимающим решения, другие вообще не согласны и считают, что уровень оплаты следует законсервировать на существующем уровне, третьи предлагают повысить заработную плату только тем чиновникам, которые занимают старшие и младшие государственные должности государственной службы и т.д. Не менее каверзным оказался и вопрос об “оптимальном” размере оплаты труда чиновника. Здесь разброс мнений еще больше.

·        Целью проекта Фонда ИНДЕМ является ответ на следующие вопросы:

·        Связана ли коррупция и заработная плата?

·        Что представляет собой оптимальный дизайн системы оплаты труда?

·        Каким категориям чиновничества и насколько следует поднимать заработную плату?

·        Как должна проходить реформа системы оплаты труда?

Исследовательский аппарат проекта включал:

·        анализ статистических данных межстранновых исследований,

·        изучение опыта подобных реформ,

·        построение и анализ математических моделей,

·        социологический анализ проблемы повышения уровня заработной платы государственных служащих.

Что нам удалось установить

Результаты статистического аналза соотношений между уровнем заработной платы и коррупции позволяют сделать только следующие выводы:

·        фиксируемый уровень взаимосвязи между заработной платой и коррупцией не гарантирует уменьшения коррупции при увеличении заработной платы;

·        заработная плата оказывает воздействие на коррупцию только в сочетании с другими мерами;

·        однако низкая зарплата способствует коррупции.

Для того чтобы обеспечить достаточно жесткую связь между повышением зарплаты и сокращением коррупции необходимо в первую очередь повысить вероятность наказания, и ввести существенное и относительно недорогое для государства наказание – штрафы, лишение пенсии и т.п. Кроме того, в рамках «гипотезы о справедливой зарплате» необходима разработка специальных мер, которые могли бы блокировать «общественное мнение», что коррупция в условиях низкой зарплаты является справедливой реакцией бюрократов на несправедливость со стороны государства, поскольку «такая несправедливость» может усиливать различие между реальной и справедливой зарплатой.

И теоретические, и экспериментальные работы подтверждают мнение, высказываемое экспертами по борьбе с коррупцией, что увеличение зарплаты может не оказать существенного влияния на сокращение коррупции, хотя низкие зарплаты, как правило, сопровождаются значительной коррупционной активностью.

Проведенный нами статистический анализ позволяет прийти к следующим заключениям:

·        Связь между низкой заработной платой и уровнем коррупции существует. Однако, это не означает, что повышение заработной платы приводит к снижению уровня коррупции.

·        Cтраны с низкой коррупцией, а, следовательно, с эффективной бюрократией, затрачивают на бюрократию относительно меньше средств.

Понятно, что эффективная экономика дает возможность достаточно приличного, но не слишком обременительного для такой экономики, содержания бюрократии. Однако этот баланс достигается в итоге сложных процессов развития, при которых увеличивается эффективность управления, эффективность экономики и падает коррупция одновременно с совершенствованием политических и правовых механизмов регулирования общественной жизни.

Социологическое исследование показало, что служащие министерств, попавших в нашу выборку, зарабатывают в среднем около 5 000 рублей в месяц. Представление о справедливой оплате труда колеблется вокруг средней величины в 18 000 рублей в месяц при сохранении косвенных выплат и вокруг среднего значения в 25 000 рублей в месяц при отмене косвенных выплат. Это означает, что с точки зрения государственных служащих значимое повышение заработной платы означает повышение средней оплаты труда в три-пять раз.

Если сравнить получающиеся абсолютные величины с данными об оплате труда в других странах, то ожидаемый нашими чиновниками уровень оплаты труда нельзя признать высоким. Но сам коэффициент увеличения представляется существенным и способным обременить ограниченный бюджет России.

Что представляет из себя эффективная система вознаграждения госслужащих?

1.                    Дифференциация тарифных сеток (замена тарифного монизма на тарифный плюрализм).

2.                    Перевод ряда групп чиновников на контрактную систему с выплатой заработной платы по достижении заранее оговоренных результатов.

3.                    Законодательное закрепление права государственного служащего на ежегодное изменение заработной платы в связи с изменением соотношения в оплате труда между государственным, общественным и частным секторами; изменением экономической конъюнктуры.

4.                    Привязка заработной платы к результату деятельности чиновника там, где представляется возможным подсчет трудового вклада на индивидуальной или коллективной основе.

Что мы предлагаем?

1.                    Если признать, что меньшее увеличение оплаты труда может просто не привести к результату, если не считать бесполезно потраченных средств, то существенное повышение оплаты труда «в разы» может быть проведено следующим образом:

2.                    Объявляется план существенного повышения оплаты труда «в разы» в течение приемлемого для бюджета срока (например, 5 лет). Это важно сделать сразу, чтобы сориентировать тех, кто появится на рынке труда через несколько лет, и привлечь молодежь к карьере управленца.

3.                    Повышение оплаты труда увязывается с реформой государственной службы, включающей изменение принципов оплаты труда («по заслугам»).

4.                    Система оплаты труда реформируется в ходе административной реформы, основным элементом которой является разделение функций по выработке политики и предоставлению услуг. Только в результате подобной новации возможно определить категории чиновников, эффективность труда которых можно подсчитать и перевести их на систему оплаты труда, связанной с результатами труда.

5.                    Одновременно с повышением оплаты труда в ведомствах проводятся реформы системы управления и реализуются антикоррупционные программы.

6.                    Реформа сопровождается активной пропагандистской кампанией, задача которой разъяснить гражданам страны, что налоги, собираемые с граждан, должны пойти на повышение эффективности управления, что чиновники работают на деньги граждан и для граждан, что чиновники будут получать достаточно, чтобы граждане могли спрашивать с чиновников исправную работу без дополнительных вознаграждений в виде взяток.

Очевидно, что изменение системы оплаты труда должно явится составной частью реформы госслужбы и административной реформы, трансформирующих российскую госслужбу из государева двора в службу гражданскому обществу.