Экономика ограничивает возможности политики

Итоги экономического развития России в 2002 году

скорее пессимистические, чем оптимистические

Владимир Львович Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ

15 января 2003 года

Макроэкономические показатели улучшаются за счёт экспортно-ориентированных отраслей экономики

Экономическое развитие нашей страны в 2002 году, если судить по макроэкономическим показателям, было вполне успешным. По оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ за январь-ноябрь 2002 года прирост ВВП составил 4,1%, по данным Госкомстата, за первые 9 месяцев он ВВП составил около 4%. По итогам года после дооценки по малому и среднему бизнесу вполне реально получить темпы экономического роста более 4%. Россия успешно расплачивается с внешними долгами, повышается её кредитный рейтинг.

До 48 миллиардов долларов увеличились золотовалютные резервы России, в 2002 году был собран самый высокий за последние несколько лет урожай зерновых, составивший 86,4 миллиона тонн. Сократился отток российских капиталов за границу.

Самые высокие темпы роста среди всех отраслей были в нефтедобыче и экспорте нефти. По итогам января-ноября 2002 года производство нефти выросло на 8,6%, что соответствует тенденции развития этой отрасли на протяжении последних 4 лет. Экспорт нефти увеличился более чем на 13%, экспорт нефтепродуктов – примерно на 16-17%. В ноябре 2002 года совокупный объём добычи нефти в России достиг 8 млн. баррелей в сутки, а объём экспорта - более 4 млн. баррелей в сутки. По объемам добычи нефти Россия занимает сейчас 2-3 место после США и Саудовской Аравии, а по экспорту нефти - 2 место после Саудовской Аравии. Кстати, по добыче газа Россия давно занимает первое место в мире.

Сравнимые с нефтяной отраслью показатели имеют и другие ориентированные на экспорт топливно-сырьевые отрасли промышленности. Так за январь-ноябрь 2002 года рост производства в цветной металлургии составил 7,7%, а в топливной промышленности - 6,7%.

В 2002 году улучшились некоторые показатели социального развития страны. В частности, рост реальных денежных доходов населения составит по итогам 2002 года примерно 8,5%. На 10% уменьшилось число граждан с доходами ниже прожиточного уровня.

Но в разработке и оценке результатов государственной политики ориентироваться на показатели опасно: выводы и оценки могут быть неадекватны складывающейся ситуации. Потому что «политика» – это не только борьба за приход к власти и за её удержание, в чём чаще всего помогают выгодные тем или иным политическим силам оценки статистических показателей, но и, в своём втором основном значении - разработка и реализация программ разрешения важнейших проблем страны, регионов, отраслей, различных сфер деятельности структур власти, бизнеса и общества.

Проблемы страны

Наиболее существенными проблемами России остаются стратегические проблемы её развития, причём возможности и ресурсы решения большинства из них ограничиваются недостатками в экономическом развитии.

Общепризнанно, что Россия достигла определённой стабильности в политике, экономике и социальной сфере. Но что это за стабильность? Это стабильность, которая не позволяет стране устойчиво развивать экономику и повышать реальный жизненный уровень граждан. И, тем не менее, отказа от такой стабильности российские элитные группы пока побаиваются.

Но отказаться придётся, потому что иначе начнётся просто деградация экономики и социальной сферы, которую уже будет практически невозможно остановить внутренними российскими ресурсами. Ведь важно не только то, что прирост ВВП за 2002 год превысил планировавшийся показатель в 3,5%, а то, что этот уровень экономического роста не позволит России начать преодолевать сложившееся отставание не только от развитых стран Запада и Японии, но уже и от таких в недавнем прошлом отсталых стран, как Китай. Ведь Китай за 2002 год увеличил свой ВВП примерно на 8%, сохраняя эту тенденцию роста в течение ряда последних лет. А это, в свою очередь, привело к тому, что по абсолютным размерам ВВП России стал меньше ВВП Китая примерно в 6 раз. Хотя примерно четверть века тому назад ВВП России был выше ВВП Китая примерно на 15%. Темпы роста в 4-5% и даже в 8% в год уже не позволят России преодолеть это отставание в абсолютных показателях ВВП даже от Китая, не говоря уже о развитых странах Запада и Японии. Потому что каждый процент ВВП этих стран во много раз больше российских процентов. Получается, что Россия уже не может даже планировать развитие экономики на уровне, сравнимом с экономикой развитых стран, мы по плану всё больше и больше от них отстаём. При такой политике надеяться на существенное повышение уровня жизни в России в ближайшие годы не следует, – стране не хватит на это экономических ресурсов. Более того, разрыв в уровне жизни большинства граждан России с большинством граждан развитых стран такая политика будет лишь углублять.

Для существенного изменения российской политики нужны новые идеи модернизации страны, которых у нашей элиты и интеллигенции нет. К сожалению, это наверняка проявится на предстоящих выборах: они не станут периодом обсуждений стратегий развития страны, в частности, стратегий развития российской экономики, стратегий вывода России на путь устойчивого развития. Тематика и методы ведения избирательных кампаний, скорее всего, будут ограничены имиджевым подходом. Будет вестись не борьба программ и подходов к управлению страной, регионами, отраслями экономики, социальной сферой, а борьба имиджей, образов.

Негативно в этом смысле можно оценить стратегический выбор, который уже сделан руководством страны. Речь идёт о выборе между формированием и развитием институтов и развитием реальных ресурсов обеспечения экономического роста, производства и социальной сферы. Выбор сделан в пользу формирования институтов, которые внедряются властными структурами без объективных исследований, на основе управленческих решений без стратегического прогнозирования развития ситуации, а потому обречены на неэффективность. И это на фоне мирового финансового и инфраструктурного кризиса и передела рынка нефти, который является определяющим для формирования государственного бюджета России.

Наиболее существенные проявления такого стратегического выбора:

1.     Рассогласование российских реформ и обеспечивающих их налоговых и неналоговых механизмов наполнения доходных и исполнения расходных статей государственного бюджета, включая федеральный и региональный уровни. Таковы реформы местного самоуправления, энергетики, ЖКХ, пенсионной системы, образования и другие. Если ничего не предпринимать – муниципальный уровень станет несостоятельным, в первую очередь, по финансовым ресурсам. Если проводить предлагаемые реформы – будет то же самое. Концентрация финансов в федеральном Центре не спасёт положения в силу масштабов страны и различий регионов. Даже казначейство не справится.

2.     Рассогласование рынка труда и социальных процессов: демографических, миграционных и других.

Характерный пример: для повышения загрузки учителей и, соответственно, повышения уровня их заработной платы в стране вводится двенадцатилетнее обучение в средней школе. Но социальные процессы идут так, что в некоторых регионах скоро число школ начнёт сокращаться из-за отсутствия детей, школьников. Некого будет учить, заработная плата учителям не повысится, либо повысится тем, кого не уволят из системы образования. А доходы уволенных явно не повысятся, им будет трудно найти себе место в других секторах народного хозяйства. Так введение института создаёт много дополнительных проблем, стратегии решений которых не разрабатываются, а если и разрабатываются, то настолько умозрительно, что реализованы быть не могут.

Российский кризис носит системный характер

Уровень и качество экономического роста не позволяют пока сделать вывод о том, что Россия начала выходить из кризиса, несмотря на сформировавшиеся позитивные ожидания большинства граждан от политики Президента РФ Владимира Владимировича Путина.

О продолжении и даже углублении российского кризиса свидетельствуют, в частности: высокий уровень бедности, низкий уровень благосостояния и качества жизни большинства граждан, высокий уровень скрытой занятости и скрытой оплаты труда, невысокий уровень покупательной способности заработной платы, задолженности по заработной плате в регионах, практическое отсутствие внутренних и крайне низкий уровень внешних инвестиций в экономику, постоянные нарушения законности в деятельности властных структур, их продажность, коррумпированность и криминализация, обострение конфликтов между олигархическими группировками и властными структурами в регионах России и многие другие негативные процессы и явления в политике, экономике и социальной сфере.

Несмотря на отдельные позитивные тенденции развития, в современной России практически невозможно найти такую область или сферу деятельности, которая не находилась бы в кризисе. Такой кризис можно охарактеризовать как системный. Характерным признаком системности российского кризиса является взаимосвязь и взаимная обусловленность развития кризисных явлений в различных областях. Ни в одной из областей невозможно дать прогноз благоприятного её развития с достаточно высокой вероятностью, и потому невозможно использовать достигнутые в ней результаты для содействия развитию других областей.

В качестве иллюстрации можно привести пример развития жилищно-коммунальной сферы. Поскольку население нашей страны в большинстве своём весьма бедно, оно не может оплачивать реальные коммунальные счета. В этой ситуации государство пытается давать дотации регионам и органам местной власти на финансирование жилищно-коммунального хозяйства. Но само же государство не так давно упустило из своего ведения практически все источники пополнения бюджета, кроме налогов и таможенных сборов. А потому даже рост нефтегазового страны не позволяет государству решить эту проблему: объём собираемых налогов на бизнес для этого недостаточен, повышать этот уровень нельзя, потому что он и так недопустимо высок, а граждане по своей бедности не в состоянии наполнить своими налогами государственный и местные бюджеты. Реформа жилищно-коммунального хозяйства в этих условиях становится всё более необходимой, но источники её финансирования сокращаются с каждым годом, а, соответственно, снижаются и шансы на её успешное проведение. И ни промедление с началом реформирования жилищно-коммунальной сферы, ни немедленное его начало в сложившейся ситуации не способны решить эту проблему. И никакие успешные итоги показателей 2002 года не скроют сотни размороженных домов и сотни тысяч пострадавших этой зимой от сильных морозов граждан.

Во многом аналогичные ситуации и прогнозы их развития наблюдаются в области пенсионного обеспечения, в системе образования, медицины, культуры, науки, на потребительском рынке, на финансовом рынке и даже в экспортных отраслях и в политике, где прогнозы развития очень сильно зависят от воздействий внешних факторов, повлиять на которые руководителям нашего государства не представляется возможным.

Таково типичное описание кризиса для российских условий. Более того, в некоторых случаях принятие решений и начало их исполнения не только не приводит к решению соответствующих проблем, но ещё больше их углубляет. Именно поэтому постоянные реформы в политической, финансовой, экономической и социальной областях пока не приводят к решению стратегических проблем российского общества и государства.