Фонд РОПЦ

(Российский общественно-политический центр)

Фонд ИНДЕМ

(Информатика для демократии)

научно-практический семинарий

“ПОЛИТИЯ“


Фонд “РОПЦ”: 101000, Москва, Лучников пер., 2 Тел.: (095) 206-82-92; факс: (095) 206-85-79; E-mail: politeia@dol.ru

Политические и экономические риски как факторы дестабилизации: анализ взаимосвязей

г. Москва

27 июля 2000 года

В работе семинара приняли участие: А.М.Салмин (Фонд "Российский общественно-политический центр"), В.И.Пешков (Росавтобанк), С.В.Колесников (Госкомстат), Е.Б.Сучков (Институт избирательных технологий), И.В.Задорин (исследовательская фирма "Адапт", группа "Циркон"), В.Л.Римский (Фонд ИНДЕМ), С.И.Каспэ (Фонд РОПЦ), Ю.А.Рыжов (Международный инженерный институт), А.Л.Кулаков (Росавтобанк), С.В.Колесников (Госкомстат), С.К.Гасанбеков (“Миссия-Л”), О.Н.Здравомыслова (Фонд Горбачева), Ф.В.Шелов-Коведяев (Кроссинвестбанк), Т.Ю.Кузнецова (Фонд ИНДЕМ), С.В.Шакин (Национальный резервный банк), В.В.Разуваев (ЛУКойл), Г.Б.Клейнер (Центральная экономико-математическая школа), А.М.Мигранян (Фонд "Реформа"), А.А.Яковлев (Высшая школа экономики), В.М.Полтерович (Российская экономическая школа), Б.Л.Еремин (журнал "Советник"), Д.С.Шмерлинг (Фонд ИНДЕМ), С.Е.Ловецкий (Международный фонд развития регионов), К.Д.Лубенченко (Фонд ИНДЕМ), Ю.А.Нисневич (СПС), Я.Ш.Паппэ (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН), А.Д.Некипелов (Институт экономических и политических исследований РАН), В.А.Никонов (Фонд "Политика"), А.Н.Райков (Ассоциация "Информационное единство"), А.Б.Зубов (Институт востоковедения РАН), Л.И.Барон (Министерство экономики РФ) и другие.

На семинаре обсуждалась злободневная проблема взаимовлияния экономики и политики, как в стратегическом, так и в тактическом аспектах. Было отмечено несоответствие продекларированных целей реформирования государства и общества и средств, которые использует государственная власть для их достижения. Несбалансированность усилий власти и общества с усилиями основных экономических агентов постоянно приводит к росту нестабильности и высоким экономическим и политическим рискам в России.

На первый план вышла проблема оптимизации политических и экономических рисков. В этой связи вполне вероятная возможность изменения Конституции Российской Федерации вызвала неоднозначную реакцию экспертов, принимавших участие в обсуждении. Ряд специалистов считают, что в ближайшие годы это делать крайне опасно, т.к. это может нарушить хрупкий баланс интересов в российском обществе. Эти опасения в значительной степени основаны на слабости структур гражданского общества и неукорененности отношений собственности в России. По мнению некоторых специалистов российская политическая система столь уникальна, что только постепенные ее преобразования способны вывести страну из кризиса. Приоритет следует отдавать не политическим, а экономическим преобразованиям, решениям реальных жизненных проблем широких социальных групп. Специалисты возлагают большие надежды на стабилизацию работы предприятий как залог экономического роста.

В целом положительные оценки получило создание Центра стратегических разработок Германа Грефа и разработанная под его руководством стратегия развития России до 2010 года. Но конкретные действия Президента Российской Федерации Владимира Путина по реформированию системы власти, экономики и финансов России вызывают некоторые опасения экспертов. Резкие изменения в системе управления и налоговой системе в условиях кризиса могут привести к непредсказуемым последствиям, сильно повысить уровень и политических и экономических рисков. Самое опасное, как отмечали эксперты, что проводится недостаточно работ по систематическому научному оцениванию соответствующих рисков.

Эксперты в целом негативно оценили деятельность большинства СМИ по описанию прогнозов, стратегий и рисков развития России на ближайший и отдаленные периоды, поскольку эта деятельность скорее является трансляцией мифов, а не информированием граждан.

Рекомендации экспертов можно подытожить следующим образом: необходимо осуществлять прямой учет политических рисков при экономических преобразованиях и экономических рисков при политических преобразованиях. Крайне необходимо также, по мнению экспертов, внедрение современных методов стратегического планирования в практику проведения российских реформ и выполнение междисциплинарных разработок этой тематики.

 

За дополнительной информацией обращайтесь к Татьяне Кузнецовой Фонд ИНДЕМ T/F +7(495)–624–18–31; E-M:fo12 в домене indem , ersh@online.ru), Анне Гребенниковой, Фонд “РОПЦ” (т. 206-8293, ф. 206-8936, politeia@dol.ru), а также на сайт Фонда ИНДЕМ: www.indem.ru