3. Выборы 1999-2000 глазами корреспондентов Проекта

 

3.1. Введение

Представление выборов в глазах наблюдателей вполне закономерно отличается и от представления о выборах законодателя, и от представления о них властных структур, организующих и делегирующих своих представителей для участия в выборах, и от представления избирателей. Эти отличия во многом обуславливаются различными целями и задачами, которые решают на выборах наблюдатели, представители власти и избиратели.

Можно считать, что в России альтернативные выборы в органы федеральной представительной и исполнительной власти проходят, начиная с 1989 года. В стране сложилась определенная система проведения выборов, основные положения организации которых описаны в избирательном законодательстве. Но российское законодательство о выборах не описывает наблюдение за выборами как специально организованную деятельность. В частности, независимые общественные организации, проводящие наблюдение за выборами, вообще не являются субъектами российского законодательства. Это положение, с одной стороны, благоприятно для развития такого рода организаций без контроля государства. Но, с другой стороны, оно является и препятствием для них в получении исчерпывающей информации о выборах.

В результате приходится признать, что системы наблюдения за выборами в России пока и не сложилось: наблюдение за выборами, особенно, независимое наблюдение, остается во многом фрагментарным и неспособным представить полную картину происходящего на выборах. Поэтому наблюдение, осуществляемое общественными организациями или журналистами, практически никогда не в состоянии противостоять целенаправленной и хорошо организованной деятельности властных структур по фальсификации выборов, если такая деятельность имеет место.

Можно вспомнить, что ситуация с наблюдением за выборами в 1989-1991 годах, по крайней мере, в Москве и Санкт-Петербурге была значительно более благоприятной для независимых наблюдателей. Избирательные комиссии считались с наблюдателями, даже побаивались как их самих, так и возможных их оценок процедур выборов, а потому во многих случаях старались не допускать даже возможных намеков фальсификации результатов голосований. Именно в тот период во власть через выборы удалось попасть представителям неноменклатурных социальных групп. В современной российской ситуации такие исходы выборов являются очень мало вероятными.

В настоящий период российские наблюдатели очень часто сообщают о многочисленных нарушениях на выборах и, особенно, о нарушениях при подведении итогов голосований, но эти сообщения еще ни разу не привели к пересмотру результатов выборов или к их отмене. Современные избирательные комиссии всех уровней уже совсем не боятся никаких наблюдателей. Можно, конечно, считать такие результаты проведения выборов достижениями российской демократии, но сообщения избирателей наводят на сомнения в справедливости тезиса о благополучии в этой области. Правда, если судить только по сообщениям наблюдателей, ситуация с нарушениями на выборах в российских регионах может показаться несколько искаженной. Важнейшей причиной такого положения является то, что наблюдение за выборами требует довольно высокой квалификации и определенных навыков от наблюдателей. Уровни их квалификации и опыта более высоки в столице и крупных городах. Поэтому нередко сообщения из регионов описывают менее существенные нарушения, чем сообщения из крупных городов, таких как, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Омск, Иркутск, Тюмень, Псков, Орел, Тверь и других.

В качестве позитивной тенденции в области наблюдения за выборами можно отметить, что в последние годы появились бригады наблюдателей, которые также как и бригады политических технологов приезжают в регионы в периоды выборов, и помогают организовывать наблюдение за ними. Так производится обучение наблюдателей в регионах, передается и накапливается опыт наблюдения за выборами.

В качестве примеров видения выборов и нарушений на них далее часто будут использоваться результаты работы в 1999 и 2000 годах наблюдателей проекта Фонда ИНДЕМ “Информатика для демократии – 2000+”, который далее для краткости будет называться просто Проект. В ходе выполнения Проекта наблюдатели получали задания и методические рекомендации по наблюдению за выборами, а результатами наблюдения могли обмениваться со Штабом Проекта и между собой через страницу в сети Интернет Фонда ИНДЕМ по адресу www.indem.ru .

 

3.2. О каких нарушениях сообщали наблюдатели Проекта

Статистика типов нарушений, сообщения о которых присылали наблюдатели Проекта, приведена в следующих таблицах. Типология нарушений была разработана руководителями Проекта перед началом его проведения на основе анализа норм избирательного законодательства. В приводимых ниже таблицах типы нарушений приводятся в порядке убывания числа сообщений о нарушениях, которые прислали наблюдатели Проекта.

 

Всего за весь период наблюдения федеральных выборов 1999 и 2000 годов

Тип нарушения

Число

Неизвестен

160

Нарушение правил и сроков агитации

70

Нарушение равенства прав кандидатов, избирательных объединений и блоков

20

Невыполнение избирательными комиссиями, органами власти своих обязанностей

18

Неправомерное использование служебного положения

15

Препятствия в реализации избирательных прав избирателей и кандидатов

13

Подкуп избирателей

12

Несообщение или сообщение недостоверных сведений об участниках выборов

8

Нарушение прав наблюдателей, СМИ, доверенных лиц, членов УИК и т.п.

7

Нарушение правил голосования

7

Прочие нарушения

7

Нарушение правил регистрации

6

Нарушения процедуры сбора подписей

6

Финансовые нарушения

5

Фальсификации данных об избирателях или результатах голосования

2

Нарушения правил подсчета голосов и подведения итогов голосования

1

Всего сообщений о нарушениях

357

 

 

 

За период наблюдений выборов депутатов Государственной Думы РФ 1999 года

Тип нарушения

Число

Неизвестен

113

Нарушение правил и сроков агитации

70

Нарушение равенства прав кандидатов, избирательных объединений и блоков

19

Невыполнение избир. комиссиями, органами власти своих обязанностей

18

Неправомерное использование служебного положения

14

Препятствия в реализации избирательных прав избирателей и кандидатов

13

Подкуп избирателей

12

Несообщение или сообщение недостоверных сведений об участниках выборов

8

Нарушение прав наблюдателей, СМИ, доверенных лиц, членов УИК и т.п.

7

Прочие нарушения

7

Нарушение правил голосования

6

Нарушение правил регистрации

6

Нарушения процедуры сбора подписей

6

Финансовые нарушения

4

Фальсификации данных об избирателях или результатах голосования

2

Нарушения правил подсчета голосов и подведения итогов голосования

1

Всего сообщений о нарушениях

306

За период наблюдений выборов Президента РФ 2000 года

Тип нарушения

Число

Неизвестен

47

Нарушение правил голосования

1

Нарушение равенства прав кандидатов, избирательных объединений и блоков

1

Неправомерное использование служебного положения

1

Финансовые нарушения

1

Всего сообщений о нарушениях

51

 

Сообщений о нарушениях, тип которых неизвестен, было прислано больше всего. Это происходило в тех случаях, когда наблюдатели Проекта не классифицировали самостоятельно нарушения на выборах. Возможно, некоторые из наблюдателей не хотели терять времени на заполнение всех необходимых полей формы сообщения о нарушении на выборах на странице Проекта в сети Интернет, хотя заполнение этой формы сопровождается подсказками, помогающими классифицировать нарушения. В некоторых случаях заполнению всех необходимых полей формы сообщения о нарушениях мешала неустойчивая работа в сети Интернет, что имеет место во многих российских регионах. Нельзя исключить и того, что в некоторых случаях наблюдатели были просто не в состоянии даже с использованием подсказок установить, к какому типу относится то или иное нарушение. Скорее всего, в таких случаях наблюдатели не смогли бы и юридически грамотно противодействовать замеченным нарушениям, даже, если бы попытались это сделать.

Большие различия в числах отмеченных наблюдателями Проекта нарушений на выборах депутатов Государственной Думы РФ 1999 года и на выборах Президента РФ 2000 года объясняются, скорее всего, политическими причинами. После выборов депутатов Государственной Думы РФ 1999 года, ставших своеобразной проверкой того, насколько велики шансы на победу на федеральных выборах политических сил, поддерживающих Владимира Владимировича Путина, исход выборов Президента РФ 2000 года был предрешен. Президентом РФ должен был стать Владимир Владимирович Путин, и он стал им. Кроме того, все ключевые события президентской избирательной кампании 2000 года происходили в Москве, региональные избирательные кампании играли подчиненные роли. Поскольку результат выборов Президента РФ был известен заранее, большого общественного интереса к процедуре выборов, особенно в российских регионах не было. Поэтому и у наблюдателей Проекта выборы Президента РФ уже не вызывали такого интереса, как прошедшие незадолго до этого выборы в Государственную Думу РФ. В этом смысле наблюдатели Проекта следовали модели поведения непрофессионалов, которыми в большинстве своем и являлись: отсутствие интереса к деятельности оказалось более сильным, чем стремление профессионально выполнить общественно значимую работу.

Наибольшее число классифицированных нарушений, сообщения о которых наблюдатели присылали в ходе выполнения Проекта, относится к нарушениям периода проведения агитационной кампании. Эти нарушения обычно сравнительно легко определяются, довольно заметны для общественности, часто становятся темами публикаций в средствах массовой информации, и потому именно такие нарушения привлекли наибольшее внимание наблюдателей Проекта.

Традиционно много внимания российские наблюдатели уделяют нарушениям сроков ведения агитации, принципа равенства прав кандидатов и избирательных объединений, случаям подкупа избирателей, а также нарушениям их избирательных прав.

Приведем с небольшими комментариями некоторые примеры сообщений наблюдателей Проекта о нарушениях на выборах, тип которых остался неизвестным. Эти сообщения приводятся в том виде, в каком они были присланы, без редактирования, без указания авторства, и для краткости без указания некоторых полей служебной информации. Приводимые ниже сообщения сгруппированы по федеральным избирательным кампаниям 1999 и 2000 годов.

3.2.1. Выборы депутатов Государственной Думы РФ 1999 года

Сообщение №1.

Москва, 10.09.99

МГИК принял к исполнению решение Мэрии

В соответствии со ст.37 Закона города Москвы "О выборах депутатов Городской Думы, Мэра и Вице-мэра, советников районного собрания в городе Москве", МГИК обязан опубликовать (за 70 дней до выборов) список СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти или органы местного самоуправления, либо которые финансировались в прошлом году более чем на 15% из соответствующего бюджета. Хотя Закон о выборах депутатов Госдумы не содержит требование такой публикации, но фактически эти данные совершенно необходимы для контроля за правильностью ведения агитации и на выборах депутатов Госдумы (см. ст.55, п.1 и 4 Закона о выборах депутатов Госдумы). Вместо этого МГИК опубликовала "Список СМИ, обязанных бесплатно предоставлять эфирное время и печатную площадь (кандидатам и избирательным комиссиям)", причем со ссылкой "По данным Комитета по СМИ при Правительстве Москвы". Этот факт свидетельствует: а) МГИК не выполнил Закон (не опубликовал требуемый список); б) МГИК принял указание Мэрии о том, где нужно бесплатно публиковать, а где не нужно. Существуют большие сомнения в том, что опубликованный список содержит все СМИ, удовлетворяющие требованиям ст.55 п.1 и 4 Закона о выборах депутатов Госдумы и ст.37 московского Закона.

Это сообщение является одним из немногих, в которых наблюдатели Проекта отмечают нарушения в деятельности избирательных комиссий на выборах. В данном случае российское законодательство о выборах не предусматривает процедуры проверки возможных сомнений наблюдателей в полноте списка средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти или органы местного самоуправления, либо которые финансировались в прошлом году более чем на 15% из соответствующего бюджета. Судебный иск к Московской городской избирательной комиссии в данном случае также не имел бы перспективы, поскольку она могла бы сослаться на Комитет по СМИ при Правительстве Москвы, вообще не обязанный предоставлять какую бы то ни было информацию наблюдателям на выборах. Автору этого сообщения действительно было довольно сложно его классифицировать, поскольку даже сам факт наличия нарушения является спорным.

Сообщение №2.

Сахалинская область, 25.10.99

За честные выборы

Губернатор использует свое право на выдвижение в состав областной (она же окружная) избирательной комиссии 50% ее членов, в числе которых не просто преданные люди, но 70% - из аппарата и органов администрации, а 30% - из руководства местных товаропроизводителей, ранее прикормленных бюджетными подачками. Фамилии известны – В.В. Лаципа, Т.П. Смирнов, А.П. Седова, Ю.Г. Пальшин. Тут же и лидеры верноподданнических структур: ЛДПР – Р.Г. Екисимбеев, и главный казак Н.Л. Старостин. Но атаманом в этой комиссии будет другой казак, и в этом главное: председателем комиссии рекомендован и избран начальник контрольного управления губернатора – Л.С. Брыскин. Все помнят, за что этот полковник МВД был вовремя спасен И.П. Фархутдиновым от ответственности за свои “достижения” в должности начальника УВД города Южно-Сахалинска, и как беспардонно этот “правоохранитель” умеет плевать на права граждан, права пикетчиков, права людей, содержавшихся им в его КПЗ. Поэтому нет никаких сомнений: возглавляемая им комиссия будет “считать”, то есть принимать любые, в том числе самые незаконные, но необходимые губернатору решения. Не удивительно поэтому, что губернатор и Областная Дума отвергли предложенную нами в состав Облизбиркома кандидатуру известного правозащитника Николая Эдуардовича Жермаля – известного именно защитой в судах избирательных прав граждан!

В сообщении об этом нарушении наблюдатель описывает очень важную проблему современных российских выборов: администрации различных уровней постоянно нарушают положение о том, что государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. В результате, в частности, составы избирательных комиссий в регионах России оказываются в весьма сильной зависимости от руководителей этих регионов, поскольку состоят из чиновников соответствующих администраций. В данном случае не вполне понятно, не только к какому типу относится это нарушение, но и кто является субъектом этого нарушения. Если считать, что нарушение произведено губернатором области, то таких нарушений с его стороны российское законодательство вообще не предусматривает. Сама же избирательная комиссия не может произвести такого рода нарушения, поскольку оно происходит на этапе формирования самой этой комиссии. В данном случае наблюдатель Проекта обратил внимание на весьма существенную проблему российских выборов, которая, по-видимому, еще должна найти свое законодательное решение.

Сообщение №3.

Республика Коми, 05.11.99

Бесплатная услуга – это тоже подкуп избирателей

В газете “Курьер плюс” от 5 ноября 1999г. №35 опубликованы два объявления о функционировании общественных приемных Коми регионального отделения Объединения “Яблоко” и о том, что “На бесплатные консультации “яблочников” вправе рассчитывать не только подписчики “Курьер плюс””. Данные действия регионального отделения партии “Яблоко” можно рассматривать как нарушение п.3, ст.45 Федерального Закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 19 сентября 1997г. за №124-ФЗ, п.2, ст.60, Федерального Закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 24 июня 1999г за №121-ФЗ.

Это сообщение описывает один из примеров нарушений периода агитации. Сложность его классификации заключалась в том, что сам факт такого нарушения является во многом спорным: если сама газета “Курьер плюс” не участвует в агитации, то публикации в ней объявлений формально не подпадают под действие указанных в сообщении статей законов. По крайней мере, очень непросто было бы доказать в суде или на заседании избирательной комиссии, что сам факт публикации таких объявлений является подкупом избирателей. Более определенно можно говорить о нарушении со стороны избирательного объединения, которое организовало в период проведения избирательной кампании бесплатные консультации для граждан. Такая деятельность прямо запрещена пунктом 2, статьи 60 Федерального Закона №121-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 24 июня 1999 года.

Сообщение №4.

Тюменская область, 16.12.99

Муниципальный чиновник может иметь политическую ориентацию. Если она совпадает с начальственной. (За поддержку ОВР – увольнение!)

Чупина Ирина Александровна, проживающая в г. Ишиме, ул. Куйбышева, 38 обратилась в суд с исковым заявлением о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула. Она работала специалистом по назначению и выплате детских пособий в управлении социальной защиты администрации Ишимского района. Вместе с другими сотрудницами она приняла решение поддержать “потенциального кандидата в депутаты ГосДумы” Трушникова А.Х., а не Конева Ю.М. (пояснения: Трушников А.Х. – в прошлом депутат ГосДумы, председатель совета Тюменского регионального отделения организации “Регионы России”, включен в список объединения “Отечество – Вся Россия”, Конев Ю.М. – депутат Тюменской областной Думы, активно поддерживает политику Губернатора Рокецкого Л. Ю.) и, кроме того, она дала согласие стать членом окружной избирательной комиссии по Ишимскому избирательному округу №178 от блока “Отечество – Вся Россия”. После чего её непосредственный начальник Сондыков В.Ф. поставил её перед выбором: или увольняется она, или увольняют его. Поэтому она написала заявление от 09.11.99. На следующий день ее не допустили до работы, хотя она дала отзыв заявления об увольнении, и только 11.11.99 ознакомили с приказом об увольнении, с которым она не согласилась, о чем имеется отметка на самом приказе. Источник: Тюменская профсоюзная газета “Позиция”, №16-17, декабрь 1999.

Это сообщение представляет нарушение, которое весьма сложно квалифицировать и подтвердить юридически, но от этого не становится менее существенным. Фактически, описан случай прямого давления чиновника на свою подчиненную с целью обеспечения поддержки одного из кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ. Более того, он использовал шантаж увольнением своей подчиненной. Этот чиновник, безусловно, превысил свои служебные полномочия, поскольку он является начальником исключительно в пределах своих прямых должностных обязанностей. Кроме того, явная поддержка чиновником того или иного кандидата должна рассматриваться как использование властных полномочий для предоставления преимуществ одному из кандидатов по отношению к другим, что является прямым нарушением российского избирательного законодательства. Несмотря на такое обилие нарушений, подобные случаи очень редко заканчиваются восстановлением справедливости и наказанием нарушителей.

Это сообщение демонстрирует и еще одну особенность работы наблюдателей Проекта: они нередко использовали в качестве источников информации публикации региональных и местных средств массовой информации. Безусловно, такие источники информации являются весьма ценными для Проекта, поскольку знакомят всех наблюдателей и любых посетителей страницы Проекта в сети Интернет из различных регионов с публикациями из других регионов. Но при этом наблюдатели Проекта обычно не берут на себя труд расследования описанных в публикациях нарушений, фактически передоверяя его журналистам. Такой подход опасен тем, что наблюдатели Проекта могут осознанно или неосознанно включиться в избирательные кампании и способствовать поддержке на выборах конкретных кандидатов, поскольку их могут активно поддерживать средства массовой информации, являющиеся источниками информации для сообщений наблюдателей. Напомним, что ангажированность наблюдателей считается недопустимой по нормам международных документов о наблюдении за выборами. Российское избирательное законодательство требует, чтобы даже при назначении наблюдателя каким-то конкретным кандидатом или избирательным объединением, он выполнял свои обязанности объективно, без проведения агитации за своего кандидата.

На грани потери объективности наблюдателя Проекта находится следующее сообщение о нарушениях: наблюдатель не только сообщает о нарушении, но и сопровождает его пометками о том, какие действия выполняет одно из избирательных объединений, и какое избирательное объединение с ним борется в ходе проведения избирательной кампании. Видимо, было более корректно не указывать в сообщении о нарушениях подробностей политического противостояния избирательных объединений.

Сообщение №5.

Орловская область, 09.11.99

Отказ в размещении наружной рекламы

Мэрия Орла уклоняется от рассмотрения заявления о разрешении размещения наружной рекламы "Союзу правых сил". Ранее в рамках акции "ДА", проводившейся избирательным блоком ОВР, в городе размещались аналогичные виды наружной рекламы. Кроме того, окружная избирательная комиссия уклоняется от выдачи удостоверения члену окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Н. Попковой.

 

3.2.2. Выборы Президента РФ 2000 года

Сообщение №1.

Белгородская область, 23.02.2000

Газета "В ЯБЛОЧКО"

Вышла в свет газета белгородской молодежи "В ЯБЛОЧКО" №3 от 14.02.2000г. с темой дня: ВЛЮБЛЯЙТЕСЬ и портретом Г.Явлинского.

Это сообщение не содержит описания явных признаков нарушений избирательного законодательства, и сам наблюдатель Проекта не разъяснил, что именно он считает нарушением. Вполне возможно, что это еще один пример потери объективности наблюдателя на выборах: он готов считать нарушениями нестандартные способы ведения избирательной кампании политическими силами, которым он не симпатизирует.

Сообщение №2.

Республика Коми, 10.03.2000

Политолог агитирует за Путина.

В региональном вкладыше в газете “Комсомольская правда в Республике Коми” от 10 марта политолог К. Андреев в статье “За порядок в Государстве” практически ведет агитацию за кандидата в Президенты РФ В. Путина. Но в данном материале не указано, откуда было произведено финансирование статьи, что является нарушением закона о выборах президента. К. Андреев. За порядок в государстве.//КП в РК, 10.03.2000.

Это сообщение, в отличие от предыдущего, четко указывает на явные признаки нарушения: агитационный материал в газете опубликован без указания того, что это политическая реклама и без указания того, из какого фонда оплачена эта публикация. Такие публикации могут неправильно ориентировать читателей газеты, предоставить определенные преимущества одному из кандидатов, поэтому они запрещены российским избирательным законодательством. Тем не менее, подобные нарушения осуществлялись весьма часто в ходе избирательных кампаний 1999 и 2000 годов.

Сообщение №3.

Тверская область, 11.03.2000

Нарушения Закона "О выборах Президента РФ" в Тверской области

В период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в Тверской области нами было зафиксировано только одно нарушение. Выразилось оно в том, что среди населения г. Твери распространялись агитационные календарики на 2000 год кандидата на должность Президента Российской Федерации - Г.А. Зюганова. При этом в календариках не указывалось никаких исходных данных, обязательное наличие которых предусмотрено требованиями действующего законодательства. На календариках не было сведений ни об их тираже, ни об изготовителе, заказчике, источниках средств, откуда были взяты деньги для изготовления календариков. По факту данного нарушения ТГОО "Студенческий Правозащитный Союз" было составлено заявление, которое было отправлено в Тверскую областную избирательную комиссию. Данное заявление было рассмотрено на заседании областной избирательной комиссии 24.03.2000 г. и пришёл ответ, что в " факте распространения календаря Зюганова Г. А.. на 2000 года на имя начальника УВД Тверской области направлено письмо с просьбой принять меры к пресечению указанной акции и привлечению виновных к ответственности.

В этом сообщении, так же как и в предыдущем, четко указаны явные признаки нарушения: агитационные материалы изданы без обязательных сведений о тираже, о типографии, об ответственном за их выпуск со стороны заказчика и о том, из какого источника оплачен тираж. В результате календарики могут не восприниматься избирателями как политическая реклама и тем дать некоторые преимущества одному из кандидатов. Кроме того, отсутствие сведений об источниках финансирования затрудняет контроль избирательных комиссий за расходованием финансовых средств из фондов кандидатов. Поэтому окружная избирательная комиссия должна была прекратить распространение такого рода агитационной продукции. Тем не менее, судя по содержанию сообщения, подобных действий со стороны окружной избирательной комиссии предпринято не было. Подобные нарушения осуществлялись весьма часто в ходе избирательных кампаний 1999 и 2000 годов. С сожалением необходимо признать, что наблюдатели Проекта нечасто проводили мониторинг реакции избирательных комиссий, прокуратуры, судов, милиции и других органов власти на описанные ими нарушения избирательного законодательства.

Сообщение №4.

Республика Коми, 25.03.2000

Горадминистрация приказала нарушать закон о выборах.

25 марта в 13 часов, в конце заседания участковой избирательной комиссии №216/40 г. Сыктывкара, член комиссии Крусляков Петр Иванович, специалист хозуправления городской администрации предложил всем остальным членам комиссии подписать пустые протоколы об итогах голосования, мотивируя тем, что эта процедура займет много времени и задержит сдачу избирательных материалов в территориальную избирательную комиссию. Председатель комиссии Иванинская А.А. заявила, что она не первый раз участвует в выборной компании, и никогда проблем с подписями протоколов не было. Так же против такого предложения высказался член комиссии Макаров Иван Васильевич. Остальные члены комиссии промолчали. Далее Крусляков заявил, что 24 марта с.г. в администрации г. Сыктывкара было совещание, где и было рекомендовано подписывать протоколы незаполненными до подведения итогов голосования. Данная информация была получена от члена участковой избирательной комиссии И.В. Макарова, который составил акт и отослал его в Штаб Г. Зюганова и в Прокуратуру РК.

В этом сообщении описано явное и грубое нарушение избирательного законодательства как со стороны городской администрации, так и со стороны членов участковой избирательной комиссии. Избирательное законодательство требует заполнения протоколов об итогах голосования по мере подведения этих итогов. Никакие подписи не могут быть поставлены на чистые бланки таких протоколов. Однако и в этом случае наблюдатель Проекта не сообщает, как развивались события в дальнейшем, какие санкции были применены к нарушителям. Вполне возможно, что это нарушение так и осталось без соответствующего наказания.

Приведенные выше примеры составляют небольшое число сообщений о нарушениях на выборах, присланных наблюдателями Проекта. Как видно, многие из этих сообщений описывают весьма серьезные нарушения и весьма профессионально указывают их признаки. Тем не менее, некоторые сообщения наблюдателей Проекта о нарушениях на выборах содержат неоднозначные описания этих нарушений, не всегда даже позволяющие их квалифицировать профессиональным юристам. И совсем мало сообщений было прислано с указаниями на санкции, примененные органами власти к нарушителям. Вполне возможно, что такое положение соответствует практике контроля избирательных кампаний: избирательные комиссии и другие органы власти неохотно реагируют на сообщения о нарушениях, которые им направляют наблюдатели. А сами наблюдатели не всегда знают, как добиться пресечения замеченных ими нарушений и не всегда умеют этого добиваться. Обучение наблюдателей Проекта и юридическая поддержка такого рода деятельности является, по-видимому, не менее важной, чем прием и обработка их сообщений о нарушениях. Но недостаток финансирования Проекта не позволил развернуть в нем такие программы. В рамках выделенного финансирования Проекта удалось только провести 3 семинара в регионах для обучения наблюдателей и 2 конференции в Москве с целью обмена опытом и обсуждения перспектив развития Проекта.

Не все нарушения привлекали внимание наблюдателей Проекта. Так очень значимые для проведения выборов финансовые нарушения оказались слабо представленными среди сообщений наблюдателей Проекта. Причина, по-видимому, в том, что установление фактов финансовых нарушений требует определенных знаний и специфических умений анализировать финансовые документы и соотносить их с реалиями избирательной кампании. Это соотнесение требует довольно высокого уровня наблюдательности и затрат времени. Можно утверждать, что уровень умений вести финансовый контроль выборов является хорошим показателем уровня профессионализма наблюдателей.

Выводы о приоритетах наблюдателей Проекта на федеральных выборах подтверждаются при проведении анализа типов нарушителей, которых они указывали в своих сообщениях о нарушениях. В приводимых ниже таблицах так же, как и в предыдущих, типы нарушений приводятся в порядке убывания числа сообщений о нарушениях, которые прислали наблюдатели Проекта.

Всего за весь период наблюдения федеральных выборов 1999 и 2000 годов

Тип нарушителя

Число

Неизвестен

171

Средство массовой информации, его работник

40

Государственный, муниципальный орган, государственное, муниципальное учреждение (государственный, муниципальный служащий, должностное лицо)

32

Кандидат в депутаты, Президенты (независимо от формы выдвижения), его доверенное лицо

29

Избирательное объединение, блок и (или) его участник, представитель

29

Участковая избирательная комиссия и (или) ее члены

21

Иная избирательная комиссия и (или) ее члены

21

Несколько нарушителей

8

Гражданин, любая негосударственная организация, иностранный гражданин и организация, лицо без гражданства

3

Центризбирком и (или) его члены

2

Наблюдатель

1

Всего сообщений о нарушениях

357

 

 

За период наблюдений выборов депутатов Государственной Думы РФ 1999 года

Тип нарушителя

Число

Неизвестен

123

Средство массовой информации, его работник

38

Орган власти, должностное лицо, служащий

31

Кандидат в депутаты или в Президенты, его доверенное лицо

29

Избирательное объединение, блок и (или) его участник, представитель

29

Участковая избирательная комиссия и (или) ее члены

21

Иная избирательная комиссия и (или) ее члены

21

Несколько нарушителей

8

Гражданин РФ, иностранец, негосударственная организация

3

Центризбирком и (или) его члены

2

Наблюдатель

1

Всего сообщений о нарушениях

306

 

 

За период наблюдений выборов Президента РФ 2000 года

Тип нарушителя

Число

Неизвестен

48

Средство массовой информации, его работник

2

Орган власти, должностное лицо, служащий

1

Всего сообщений о нарушениях

51

 

Наибольшее число нарушений, как это видно из представленных выше таблиц, наблюдатели Проекта не смогли или не захотели классифицировать по типам нарушителей. Вполне возможно, что такая классификация представляла для них определенные трудности, либо нарушителей было настолько много, что заполнение соответствующих полей в сообщениях было утомительно для наблюдателей Проекта.

Наибольшее число классифицированных по типам нарушителей сообщений о нарушениях на выборах описывало нарушения, произведенные средствами массовой информации, органами власти или их представителями, кандидатами и избирательными объединениями. Действительно, именно эти субъекты процесса выборов чаще всего и являются нарушителями норм законодательства, в этом позиции наблюдателей Проекта вполне согласованы с позициями большинства других наблюдателей на российских выборах.

Представляет интерес тот факт, что по статистике Проекта наибольшее число квалифицированных наблюдателями нарушений на выборах осуществляют средства массовой информации и их работники. Вполне возможно, что это объясняется активным использованием средств массовой информации в современных избирательных кампаниях. Поэтому многие нарушения других субъектов избирательного процесса описываются, проявляются именно в деятельности средств массовой информации. Кроме того, есть основания полагать, что законодательство о выборах и о средствах массовой информации настолько сильно регламентируют их деятельность, что для них очень трудно принимать участие в избирательных кампаниях, не производя тех или иных нарушений. Необходимо отметить, что повышенное внимание к деятельности средств массовой информации на выборах сосредотачивает внимание наблюдателей на периоде агитации и невольно, а, возможно, и осознанно, отвлекает их от контроля последнего дня выборов и подведения итогов выборов.

Наблюдатель, недостаточно подготовленный к контролю, или не имеющий достаточно высокого уровня мотивации на обнаружение нарушений этих этапов процесса выборов, как правило, не в состоянии вообще даже заметить соответствующие нарушения. Но профессиональные наблюдатели в состоянии обнаружить, описать и даже пресечь немало нарушений голосования, подсчета голосов и подведения итогов выборов.

3.3. О каких событиях сообщали наблюдатели Проекта

Помимо сообщений о нарушениях, наблюдатели Проекта имели возможность сообщать о разнообразных событиях, происходивших в ходе федеральных избирательных кампаний 1999 и 2000 годов. Сообщения о событиях дополняли сообщения о нарушениях и создавали более полную картину происходящего на выборах. Но сообщения о событиях были настолько разнообразны, что руководителям Проекта не всегда удавалось провести их сравнение между собой.

Статистика типов событий, сообщения о которых присылали наблюдатели Проекта, приведена в следующих таблицах. В этих таблицах типы событий приводятся в порядке убывания числа сообщений о событиях, которые прислали наблюдатели Проекта.

 

Всего за весь период наблюдения федеральных выборов 1999 и 2000 годов

Тип события

Число

Неизвестен

374

Акции в печатных СМИ

217

Партийная жизнь

181

Акции в избиркомах

108

Акции на улицах

39

Акции в электронных СМИ

38

Акции депутатов на местах

5

Всего

962

За период наблюдений выборов депутатов Государственной Думы РФ 1999 года

Тип события

Число

Акции в печатных СМИ

154

Неизвестен

114

Партийная жизнь

71

Акции в избиркомах

51

Акции на улицах

24

Акции в электронных СМИ

18

Всего

432

За период наблюдений выборов Президента РФ 2000 года

Тип события

Число

Неизвестен

530

Партийная жизнь

110

Акции в печатных СМИ

63

Акции в избиркомах

57

Акции в электронных СМИ

20

Акции на улицах

15

Акции депутатов на местах

5

Всего

530

 

Сообщений о событиях на выборах наблюдатели Проекта прислали в несколько раз больше, чем сообщений о нарушениях. Этот результат становится понятным, если проанализировать источники сообщений о событиях, которые использовали наблюдатели Проекта, и которые по условиям участия в Проекте необходимо было указывать обязательно. Требование руководителей Проекта указывать источник информации о событии вполне обосновано: необходимо было получать от наблюдателей определенные гарантии того, что эти события реально происходили, и происходили именно так, как это описывалось в сообщениях.

Основное и даже подавляющее число сообщений о событиях на выборах имели своими источниками средства массовой информации. Единичные сообщения о событиях сопровождались отметками о том, что наблюдатель сам их видел или сам в них участвовал. Таким образом, во многом сообщения о событиях в ходе избирательных кампаний представляли собой описания этих событий такими, какими они представлялись средствами массовой информации. Поэтому, во-первых, мониторинг средств массовой информации, особенно в столице и крупных городах давал более полную и подробную картину происходящего на выборах, чем анализ сообщений наблюдателей Проекта. Во-вторых, сообщения наблюдателей Проекта показывали, что большинство из них с трудом могут самостоятельно оценивать события избирательных кампаний, с трудом могут выделить в потоке сообщений наиболее существенные, значимые события, т.е. такие, которые способны определить итоги выборов. Среди сообщений наблюдателей Проекта о событиях были сообщения как об очень существенных, так и о малозначимых событиях. Описание избирательных кампаний через присылаемые наблюдателями Проекта сообщения о событиях, происходящих на выборах, в целом являлась фрагментарной. Поэтому с высоким уровнем уверенности можно утверждать, что сознательно или неосознанно многие наблюдатели через средства массовой информации сами включались в кампании тех или иных кандидатов или избирательных объединений, и присылали во многом ангажированные, а не объективные сообщения о ходе избирательных кампаний.

Приведем с небольшими комментариями некоторые примеры сообщений наблюдателей Проекта о событиях на выборах, тип которых остался неизвестным. Эти сообщения приводятся в том виде, в каком они были присланы, без редактирования, без указания авторства, и для краткости без указания некоторых полей служебной информации. Приводимые ниже сообщения сгруппированы по федеральным избирательным кампаниям 1999 и 2000 годов.

3.3.1. Выборы депутатов Государственной Думы РФ 1999 года

Сообщение №1.

Ярославская область, 12.11.99

Скандал

Ежедневная областная газета "Золотое кольцо" 12 ноября под рубрикой "скандал" сообщила о проблемах в штабе регионального отделения "Союза правых сил". Председатель регионального штаба СПС Е.Луговой (он одновременно является председателем регионального отделения ДВР) был обвинен своими коллегами "в интриганстве, финансовых нарушениях с деньгами партии, в развале избирательной кампании, оскорблении своих соратников". Группа "обиженных" из числа членов партии ДВР приняла решение исключить Е.Лугового из партии, снять с поста председателя регионального отделения ДВР. Было также решено назначить руководителем регионального штаба СПС Ю.Марковина (о публичных обвинениях в адрес Марковина со стороны его коллег по "Мемориалу" в совершении аналогичных проступков сообщалось ранее). Реакция на партийный скандал московского штаба СПС и руководящих органов ДВР неизвестна, однако без Москвы юридически исполнить решение местных партийцев невозможно, а в предыдущем аналогичном конфликте годичной давности Москва поддержала Е.Лугового. Пикантность ситуации связана с тем, что на этот раз против Е.Лугового выступили именно те партийцы, которые поддержали его в 1998 году.

Это сообщение можно было бы отнести в рубрику “партийная жизнь”, но наблюдатель, являвшийся его автором этого не сделал. Само сообщение весьма характерно: оно составлено по публикациям средств массовой информации и описывает скандальную ситуацию. Но остается не вполне понятным, как эта ситуация повлияет на ход избирательной кампании и результаты выборов. Наблюдатель Проекта, приславший такое сообщение, явно находится под влиянием средств массовой информации, для которых скандальные факты и истории важнее реальной политики и возможных нарушений на выборах.

Сообщение №2.

Санкт-Петербург, 16.11.99

Пожар в штаб-квартире “Яблока”

16 ноября 1999 года в Санкт-Петербурге в результате пожара в штаб-квартире регионального отделения “Яблока” сгорел тираж партийной газеты “Невский обозреватель”, посвященный отчетам питерских депутатов о проделанной работе. Обнаружены следы поджога. Представители блока трактуют инцидент как политическую акцию конкурентов. Юлия Кантор “Предвыборная политика, знакомая до слез” “Известия”, №216, 17.11.1999, стр.3.

Это сообщение похоже на предыдущее, но отличается от него наличием политической оценки события с точки зрения соответствующего избирательного объединения. Интересно, что наблюдатель Проекта не стал проверять факт, описанный в его сообщении, а полностью доверился газете, которая выходит даже не в Санкт-Петербурге, а в Москве.

Сообщение №3.

Республика Карелия, 04.12.99

Семинар "Невского исследовательского центра"

Проходил семинар, посвященный методам контроля за выборами. Семинар рассчитан на наблюдателей, присутствующих на выборах от различных политических партий и других общественных организаций. Семинар проводился общественным объединением "Невский исследовательский центр" совместно с Международным Республиканским Институтом. Раздавалась методическая литература. Присутствовало около 100 чел.

Нейтральное в политическом отношении сообщение, посвященное наблюдению за выборами. Это сообщение описывает реальное событие, автор сообщения о котором, либо сам принимал в нем участие, либо наблюдал за его проведением. Именно такие сообщения являются наиболее ценными для Проекта. К сожалению, само описанное событие, скорее всего, не оказало существенного влияния на проведение выборов и осуществление наблюдения на них.

Сообщение №4.

Читинская область, 19.12.99

Выборы в Чите

Выборы в Госдуму, которых напряженно ждали на протяжении последних месяцев, состоялись. Только в Чите распахнули двери 107 избирательных участков. Обстановка была достаточно будничной, люди просто пользовались своим гражданским правом избирать. Обошлось без эксцессов и провокаций. Не было звонков о взрывных устройствах, не было беспорядков. Сама организация выборов не вызвала особых напряжений у людей, привыкших голосовать. По Читинскому округу к избирательным урнам пришли 57,17 % от предполагаемого числа избирателей. На 9:30 утра 20.12.99 лидирующее положение по партийным спискам занимает КПРФ (29,53 %), далее следует движение Единство, отставая от коммунистов всего на 0,17 %. Блок Жириновского сумел отвоевать у читинцев 12,33 % голосов. Остальные партии и движения не сумели преодолеть пятипроцентный барьер. По одномандатным округам одержали победу В.П. Войтенко (19,35 % по Читинскому округу), Я.М. Швыряев (победа по Борзинскому округу) и И.Д. Кобзон (за него проголосовало 91,2 % избирателей по Агинскому Бурятскому округу). Хотя голосование прошло достаточно активно, но голосовали в основном люди среднего и старшего возраста. Молодежь была, но очень мало. На избирательных пунктах от каждого блока и кандидата присутствовало по 1-2 наблюдателя, которые следили за тем, чтобы на избирательных пунктах не велась предвыборная агитация, а все голосующие получали полагающееся количество бюллетеней и при подсчете голосов не было их лишнего количества. Приходилось следить и за сохранностью отпечатанных форм. Голосование проходило настолько строго, что в одну и ту же кабинку не могли войти сразу два человека, даже если это муж и жена. Присутствующая здесь охрана следила за каждым из голосующих. Но, к сожалению, многие избиратели до сих пор не научились заполнять бюллетени. При подсчете голосов выяснилось, что многие просто подчеркивали полюбившегося им кандидата, либо, выражая свое отношение ко всем, перечеркивали весь лист. Бюллетени эти, безусловно, отправились в разряд испорченных.

Это сообщение весьма характерно для наблюдателей Проекта. Оно написано без ссылки на публикацию в средствах массовой информации, но фактически само является таковой. Об этом говорит стиль сообщения, его лексика, своеобразие метафор и оценок. Вполне возможно, что это сообщение было опубликовано в региональной или местной прессе.

 

3.3.2. Выборы Президента РФ 2000 года

Сообщение №1.

Приморский край, 15.03.2000

Сколько стоили выборы

По сообщениям Приморской краевой избирательной комиссии, на подготовку выборов президента в крае затрачено более 30 млн. рублей. Деньги пошли на организацию 1650 избирательных участков.

Очень лаконичное сообщение об объеме финансирования выборов. По стилю сообщения такого рода наилучшим образом соответствуют статусу наблюдателей на выборах. Такого рода информацию руководители Проекта запрашивали у его участников.

 

Сообщение №2.

Тульская область, 21.03.2000

Брак исправила гильотина

В тульской газете "Молодой коммунар" за 16 марта 2000 года опубликована статья "Брак исправила гильотина". В этой статье сообщается о том, что в типографии ИПО "Лев Толстой" приостановили тираж бюллетеней без фамилии кандидата Жироновского, а затем уничтожили весь тираж под наблюдением членов областной и территориальных комиссий. Интересна информация о том, что "... все 46800 листков, вместе с неизбежным браком (23500 листков) были искромсаны гильотинными ножницами". Таким образом, каждый второй листок был бракованным. Напечатанный новый тираж бюллетеней (1 миллион 422 тысячи экземпляров) вручен представителям 29 территориальных комиссий. Каков же брак в новой партии бюллетеней уже с фамилией Жириновского? Не многовато ли брака?

Это сообщение содержит ссылку на публикацию в прессе и является ее пересказом с сохранением элементов журналистского стиля и журналистской лексики. В данном сообщении описывается скорее не нарушение, а необходимость внесения изменений в избирательные бюллетени после того, как В.В. Жириновский был восстановлен в списке кандидатов на должность Президента РФ.

Сообщение №3.

Омская область, 25.03.2000

Проблемы решаются уже сейчас

В общественную приемную кандидата в президенты Российской Федерации В.В. Путина двери не закрываются. Со времени ее открытия, 26 февраля, до второй недели марта здесь побывали 200 человек. Сейчас бывает в среднем по тридцать человек ежедневно, и поток посетителей не уменьшается. Здесь людям не отказывают, а действительно помогают.

Это одно из сообщений, описывающих методы ведения кандидатами своих избирательных кампаний. Следует отметить, что хотя в сообщении отсутствуют ссылки на публикацию в прессе, оно построено как заметка репортера в газету. Наблюдатель явно пользовался сведениями, которые ему были предоставлены в самой общественной приемной, вряд ли он сам наблюдал ее работу в течение месяца перед выборами.

Сообщение №4.

Иркутская область, 27.03.2000

О местных СМИ

Участие местных СМИ в предвыборной кампании я бы расценил как минимальное. Не было в эфире местной телерадиокомпании рекламных роликов, как не было и в городской газете "Знамя" рекламных статей, материалов в пользу того или иного кандидата. Но, надо отдать должное, велась серьезная разъяснительная работа о правах избирателя, о выборном законодательстве. Новая волна политической активности в городе начнется в конце мая, так как в июне предстоят выборы в Городскую думу и Областное законодательное собрание.

Это сообщение носит аналитический характер и описывает итоги участия в выборах одного из важнейших их субъектов: средств массовой информации. В кратком сообщении его автор привел обоснование своего ведущего тезиса и показал некоторые важнейшие, по его мнению, особенности работы средств массовой информации на выборах. Такие сообщения об итогах выборов являются весьма ценными для Проекта.

 

3.4. Нарушения, связанные с использованием административного ресурса

Наблюдатели Проекта, безусловно, обращали внимание на нарушения на выборах, связанные с использованием административного ресурса, т.е. с использованием полномочий властных структур или их руководителей, которые давали на выборах большие преимущества одним кандидатам и фактически лишали шансов других. Можно с высоким уровнем уверенности утверждать, что именно административный ресурс определил результаты выборов 1999 и 2000 годов по федеральному округу и практически по всем региональным округам. Но наблюдатели, живущие в этих округах, не всегда имели возможности даже просто описать нарушения такого рода. Часто они опасались это делать, понимая, что могут стать объектами действий администраций различных уровней, направленных на создание невыносимых условий работы и личной жизни, или даже объектами неприкрытой травли. А руководители Проекта из Москвы вряд ли смогли бы защитить его участников в таких сложных случаях. И, тем не менее, некоторые свидетельства подобных нарушений удалось получить уже на выступлениях и в живом общении с участниками Проекта на двух его конференциях, проводившихся в Москве.

Избирательное законодательство нарушали и нарушают все ветви власти, но больше всего нарушений осуществляют органы исполнительной власти всех уровней. Наиболее часто эти нарушения связаны с неправомерным использованием так называемого административного ресурса, т.е. средств и методов ведения избирательной кампании и контроля формирования результатов выборов, которые доступны только властным структурам и которые применяются в их интересах, нарушая принцип равенства возможностей кандидатов и избирательных объединений на выборах. Такие нарушения естественно разделить на прямые нарушения, где административный ресурс применяется явно и косвенные, осуществляемые через определенное давление, а не через прямые указания.

Примеры прямых нарушений избирательного законодательства органами исполнительной власти были очень многочисленны, приведем лишь некоторые из тех свидетельств, которые представили участники Проекта на его конференциях. В частности, в Санкт-Петербурге на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 1999 году объединению “Яблоко” препятствовали в проведении встреч с избирателями. Одно из таких мероприятий не состоялось, поскольку был телефонный звонок из администрации города с прямым требованием это мероприятие сорвать. Представителям избирательного объединения сообщили официальную причину, по которой мероприятие не могло состояться: лопнула водопроводная труба, и соответственно вода залила весь этаж, нет тепла и т.п. Тем не менее, на следующий день, после отказа в проведении этого мероприятия, в том же помещении благополучно происходил приём английской делегации, причем именно в том самом помещении, в котором предполагалось провести встречу с избирателями. Примерно тем же способом была сорвана акция избирательного блока “Союз правых сил” под названием “Ты прав”. Эту акцию планировалось провести в спортивно-концертном комплексе имени В.И. Ленина. В этом комплексе есть помещение на 25 тысяч мест, а при желании в нем могло разместиться и 30 тысяч. Эта акция была отменена по прямому указанию по телефону губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева. В этот период губернатор и Союз правых сил были политическими противниками.

Часто административный ресурс используется для осуществления определенного давления на структуры бизнеса, средства массовой информации, органы внутренних дел и на избирательные комиссии. В этих случаях прямых нарушений избирательного законодательства со стороны исполнительной власти не производится. Но она инициирует и вынуждает производить нарушения многих других субъектов процесса выборов. Приведем некоторые из подобных случаев, о которых говорилось на московских конференциях Проекта.

Давление на структуры бизнеса особенно эффективно в регионах России, но применяют его и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Обычная схема осуществления такого давления такова: как только структуры бизнеса, осмеливаются заявить о поддержке неугодных исполнительной власти региона или города кандидатов, они начинают подвергаться проверкам пожарной охраны, санэпиднадзора и налоговой инспекции. Эти проверки не только создают препятствия нормальной работе проверяемых структур бизнеса, но и нередко сопровождаются прямым шантажом, когда проверяющие структуры открыто требуют отказа от участия этих структур бизнеса в выборах или перехода их на сторону исполнительной власти. В противном случае проверки продолжаются и могут привести соответствующие структуры бизнеса к большим трудностям в ведении дел и даже к банкротствам.

Еще одним вариантом давления на структуры бизнеса можно считать поддержку кандидатов и избирательных объединений или наоборот отказ от такой поддержки со стороны руководителей государственных предприятий и предприятий, тесно связанных с властью. Весьма ярким примером такого рода в Москве явился экстренный односторонний разрыв договоров между избирательным штабом “Союза правых сил” и четырьмя предприятиями общественного транспорта о размещении агитационных материалов в период выборов в Государственную Думу РФ 1999 года. Такие агитационные материалы на троллейбусах и трамваях в течение некоторого периода появлялись, а затем полностью исчезли. Причина такого развития событий очевидна – это открытое политическое противостояние в Москве “Союза правых сил” и мэра Юрия Михайловича Лужкова.

Давление исполнительной власти в регионах на органы внутренних дел часто приводит к тому, что органы внутренних дел совершенно по-разному относятся к кандидатам и избирательным объединениям, в зависимости от того, поддерживает ли данного кандидата или избирательное объединение данная администрация или нет. В Санкт-Петербурге, например, в 1999-2000 годах в качестве санкций использовались аресты пикетов объединения “Яблоко”, аресты самих кандидатов, аресты с выдвижением обвинения, с выплатой штрафа. Правда, когда, закончились выборы, перед всеми арестованными извинились и даже вернули деньги оштрафованным. Был даже случай, правда, уже на выборах губернатора Санкт-Петербурга, когда арестовали агитаторов, обвинили их в наркомании и при поиске наркотиков реквизировали всю агитационную литературу за кандидата объединения “Яблоко”.

Использование исполнительной властью своего административного ресурса самым серьезным образом сказывается на формировании и условиях деятельности избирательных комиссий. В Санкт-Петербурге, например, избирательная комиссия по закону города формируется наполовину из представителей, которых утверждает Законодательное Собрание, и наполовину из представителей, которых утверждает губернатор. Но эти представители обязательно должны входить во фракции, которые есть либо в Государственной Думе РФ, либо в Законодательном Собрании, либо представлять какие-то общественные организации. Та избирательная комиссия, которая участвовала в избирательной кампании по выборам Президента РФ и затем губернатора Санкт-Петербурга, по крайней мере, та её часть, которую утверждал губернатор, была сформирована 30 декабря. Старый состав Государственной Думы РФ уже фактически прекратил свои полномочия, новый состав еще не успел сформировать свои фракции, поэтому в избирательную комиссию города были, в основном, включены представители от фракции “Наш дом – Россия” Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Таким образом, губернатор Санкт-Петербурга добился большинства в составе избирательной комиссии. Никаких прямых нарушений избирательного законодательства в этом случае установить невозможно, но выборы Президента РФ и губернатора Санкт-Петербурга организовывались именно этим составом избирательной комиссии. А именно от избирательной комиссии зависит, какие санкции за конкретные нарушения на выборах будут применены или не применены, и именно избирательная комиссия подводит итоги выборов. Действие административного ресурса заключалось во многом лишь в том, на какую дату было назначено формирование состава избирательной комиссии. Безусловно, этот пример не является конкретным юридическим нарушением на выборах, но этот случай, видимо, следует признать нарушением: ведь таким образом нарушается зафиксированный в избирательном законодательстве принцип равенства прав кандидатов и избирательных объединений.

Вообще, структуры исполнительной власти на всех уровнях в последние годы стали очень внимательно относиться к формированию избирательных комиссий, стараясь добиться максимально возможных для себя преимуществ. По нормам действующего избирательного законодательства формирование комиссий субъектов Российской Федерации, например, вообще вынесено за пределы сроков избирательных компаний. И эти процессы происходят при отсутствии гласности, практически не освещаются в средствах массовой информации. Но значение составов избирательных комиссий для определения результатов выборов очень велико: подчиненная соответствующим структурам исполнительной власти избирательная комиссия фактически может обеспечить на выборах заранее заданный результат.

Конкретные примеры нарушений, произведенных избирательной комиссией под давлением исполнительной власти, можно привести так же для Санкт-Петербурга, но уже для выборов депутатов Государственной Думы РФ 1999 года. В 208 избирательном округе баллотировалась депутатом Государственной Думы РФ Валентина Николаевна Иванова. В ходе избирательной кампании она получила право беспрепятственного и бесплатного доступа к средствам массовой информации, особенно, к телевидению. Несколько других кандидатов в депутаты по этому округу подали на неё коллективную жалобу, в которой было указано по минутам эфирного времени, сколько его было отведено Валентине Ивановой, а сколько всем остальным. Суммарная продолжительность её эфира оказалась в три раза больше, чем у всех остальных кандидатов. Но, тем не менее, окружная избирательная комиссия оставила эту жалобу без внимания и никаких действий не предприняла, на что по российскому избирательному законодательству имела право. И, хотя юридически непросто доказать, что именно поведение окружной избирательной комиссии способствовало нарушению принципа равного доступа кандидатов к средствам массовой информации, но результат выборов подтверждает этот вывод, потому что именно Валентина Николаевна Иванова стала депутатом Государственной Думы РФ.

В том же 208 избирательном округе на двух избирательных участках наблюдателями от объединения “Яблоко” было зафиксировано нарушение при голосовании. Это нарушение состояло в том, что на этих участках бюллетеней было выдано больше, чем пришло избирателей для голосования. Это достаточно серьезное нарушение, за которое в 1990 году в Санкт-Петербурге некоторые кандидаты лишались депутатских мандатов. А в 1999 году был составлен протокол, и, тем не менее, когда дело было передано в суд, оказалось, что число бюллетеней, которые выданы, и число проголосовавших в точности совпало. То есть, избирательная комиссия совершила подмену протоколов, что можно трактовать, как должностной подлог. Но суд не снял с регистрации никого из кандидатов и не отменил итоги выборов, он даже не вынес частного определения, относительно действий этой самой избирательной комиссии. Такое поведение суда не является удивительным, вообще в России неизвестны случаи отмены итогов выборов, даже при обнаружении нарушений при проведении голосования и подсчета избирательных бюллетеней.

Участники конференций Проекта отмечали, что в некоторых случаях покровительство региональных и городских администраций над отдельными кандидатами приводило к их явным преимуществам при рассмотрении нарушений законодательства о выборах избирательными комиссиями. В частности, некоторые администрации предоставляли поддерживаемым ими кандидатам возможности ведения агитации в воинских частях, что противоречит нормам избирательного законодательства. Причем нередко визиты кандидатов в воинские части получают и последующее освещение в средствах массовой информации, что усиливает их агитационный эффект.

Имеются случаи, когда в одном и том же избирательном округе одному из кандидатов выносилось до четырех предупреждений о нарушениях, но никаких других действий, направленных на пресечение нарушений, избирательная комиссия не предпринимала. А другому кандидату в этом же округе никаких предупреждений не выносилось, ему просто позвонили из избирательной комиссии и предложили снять все свои агитационные материалы из поликлиник и средних школ под угрозой снятия с регистрации. Нарушения в агитационных материалах у этого кандидата действительно были, в них не было указано выходных данных. Но ведь и в этом случае можно было бы избирательной комиссией ограничиться предупреждением. Причем после первого предупреждения снятие кандидата с регистрации, как правило, не производится. Тем не менее, решение избирательной комиссии было иным, что явно нарушало принцип равенства возможностей кандидатов в округе. Тем не менее, формально, никакого нарушения избирательного законодательства комиссия не произвела, поскольку вопросы такого рода она имеет право решать на своих заседаниях.

Очень много нарушений избирательного законодательства на выборах 1999 и 2000 годов было связано с их финансированием. Но даже обнаружить такие нарушения для наблюдателей оказалось очень непростым делом. Нормы современного избирательного законодательства весьма точно и полно определяют, как и из каких источников можно тратить деньги при проведении избирательной кампании. Казалось бы, эти законодательные нормы поставили заслон финансовым нарушениям на выборах. Но практика показала, что это не так: квалифицированные наблюдатели сумели описать многие финансовые нарушения, хотя юридически их обычно очень сложно доказать. Можно даже утверждать, что возможности для финансовых нарушений при введении в новых вариантах федеральных законов о выборах более детальных описаний юридических норм финансового контроля на выборах не снизились, а возросли.

Обычный механизм, делающий неизбежными финансовые нарушения на выборах можно кратко описать следующим образом. Избирательное законодательство позволяет вести кампанию в регионе за счёт средств со счетов избирательного объединения, зарегистрированного в Москве, либо за счет средств со счетов отдельных кандидатов в регионе. Размеры этих счетов и сроки их наполнения и получения с них денег, практически никогда не позволяют вести избирательную кампанию в регионе точно в необходимые сроки. А так как избирательную кампанию обязательно необходимо вести и на уровне всей страны, и на уровне регионов, то, вообще говоря, все избирательные объединения идут на нарушение закона. Обычно вместо оплаты работ и услуг со счетов избирательных объединений и кандидатов, производится оплата наличными деньгами, не имеющими никакого отношения к избирательным фондам. Такие деньги часто называют “черным налом”, потому что они вообще не учитываются как легальные платежные средства: их никто не снимал ни с каких банковских счетов. В этих случаях оплата работ и услуг для кандидатов и избирательных объединений идет напрямую, минуя счета избирательных фондов, потому что эти счета имеют очень низкие законодательно закрепленные нормы максимальных объемов денежных средств, и потому что работа с ними очень сильно замедляет процесс ведения избирательной кампании. Можно с уверенностью утверждать, что ни один кандидат, победивший на выборах, ни одно избирательное объединение, прошедшее в Государственную Думу РФ, не смогло избежать использования наличных денежных средств для оплаты работ и услуг в ходе проведения избирательной кампании. Проблема финансовых нарушений такого рода на российских выборах стоит очень остро, но ее законодательного решения пока нет, и никакие новые законодательные нормы пока это решение в себе не содержат.

Очень многие средства массовой информации вместе с кандидатами и избирательными объединениями производят финансовые нарушения при оплате рекламных публикаций и эфиров на радио и телевидении. Нормы избирательного законодательства совершенно чётко и точно определяют, что и в каких средствах массовой информации предоставляется кандидатам и избирательным объединениям бесплатно, а что за плату. Но практика, которую сумели выявить квалифицированные наблюдатели, показывает, что финансовые нарушения в этой области продолжаются. Средства массовой информации точно в срок и в рамках законодательных норм публикуют расценки на свои услуги. И выплаты за предоставляемые услуги кандидаты и избирательные объединения осуществляют со своих счетов и в установленные законом сроки. Но на самом деле, помимо перечисления денег со счетов избирательных фондов, те же самые кандидаты и избирательные объединения платят тем же самым средствам массовой информации, точнее, конкретным их руководителям и работникам, наличными деньгами суммы в 2-3, а иногда и в 5-6 раз большие, чем те которые они оплатили через свои счёта. Более того, во многих случаях оплата наличными является важнейшим условием соответствующих рекламных публикаций: по официальным нормам избирательного законодательства с указанием фиксированных не слишком высоких расценок средствам массовой информации работать совершенно невыгодно.

 

 

3.5. Фальсификации результатов выборов

Во всех нормативных моделях современной демократии считается, что выборы реально отражают волеизъявление избирателей. Но практика показывает, что разработать и внедрить такую процедуру голосования и подведения его итогов, чтобы этот демократический принцип стал нормой на российских выборах, пока не удается. Несмотря на весьма четкие и определенные нормы избирательного законодательства, относящиеся к проведению голосования и поведению его итогов, результаты выборов весьма часто искажаются.

Искажение результата выборов может происходить в силу нарушений законодательства, которые можно разделить на две большие категории. Первая категория – это фальсификации избирательных документов, а вторая – все остальные нарушения, в том числе, в процедурах проведения голосования и подсчета избирательных бюллетеней. В крупных городах России, и это совершенно чётко отмечают наблюдатели, фальсификаций в массовых масштабах в последние годы не обнаруживается. В частности, в Москве и в Санкт-Петербурге фальсификации результатов выборов, если они и случаются, не носят массового характера. Массовыми явлениями стали в последние годы активные воздействия на волеизъявление избирателей, в результате которых они поддерживают на выборах кандидатов и избирательные объединения, не отвечающие их интересам. К выводам такого рода, в частности, пришли руководители Московского объединения избирателей, которые уже более десяти лет занимаются организацией и проведением наблюдения на выборах в городе Москве. Эти выводы они изложили в своих выступлениях и в обменах мнениями на конференциях Проекта.

В Москве очень интенсивно используются административные избирательные технологии, которые используются и в регионах, но в столице они приобрели особую роль. Эти избирательные технологии можно несколько условно разделить на две основные категории или направления.

Первое и самое важное направление, которое влияет на волеизъявление избирателей, – это интенсивное воздействие на избирателей посредством неявной агитации через муниципальные и государственные средства массовой информации. Это означает агитацию в форме информационных материалов, интервью, репортажей, не содержащих призывов к голосованию за кандидата и не оплаченных из избирательных фондов, инициированных не избирательным штабом кандидата, а непосредственно редакцией средства массовой информации или вообще третьими лицами. Правда, такие технологии наиболее часто применяются на выборах органов местного самоуправления, а на выборах федерального уровня – в значительно меньшей степени. Например, в Москве при выборах советников – депутатов местного самоуправления – осуществляется очень сильное воздействие на избирателей. Так в газете “На Варшавке”, которая распространяется в трёх районах города Москвы, 28 февраля 2000 года по инициативе редакции за подписью журналистов газеты были опубликованы заметки с фотографиями о двенадцати гражданах, которые, буквально, через несколько дней после публикации стали кандидатами в советники районного Собрания. В этом случае практически невозможно доказать, что публикация носила какие-то признаки агитации. И на запрос наблюдателей в прокуратуру пришел ответ, что прокуратура не усматривает никаких нарушений в упомянутой выше публикации. Но именно из этих двенадцати кандидатов девять прошли в Советники. Считать случайностью такой исход выборов невозможно.

Второе направление – это участие государственных и муниципальных служащих в предвыборных мероприятиях кандидатов, поддерживаемых властью. Один из примеров такого рода – это дополнительные выборы депутата Государственной Думы РФ по 197 избирательному округу в городе Москве в 1998 году. В этом округе баллотировался генерал Николаев, у него были довольно сильные конкуренты, в частности, маршал Родионов и Черниченко. Генерал Николаев в тот период поддерживался мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым. Репортажей о генерале Николаеве в средствах массовой информации было намного больше, чем рекламы всех других кандидатов: если посчитать отношение количества печатной площади, уделённой генералу Николаеву, и всем остальным кандидатам, то получится отношение 1/100. И в тот раз генерал Николаев прошёл в Государственную Думу РФ с огромным отрывом от остальных кандидатов. А на очередных выборах в Государственную Думу РФ в 1999 году тот же генерал Николаев баллотировался по тому же самому округу, но его на этот раз не поддерживал Юрий Михайлович Лужков. И на этот раз генерал Николаев стал депутатом Государственной Думы РФ, но сумел оторваться от поддерживаемого мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым журналиста Хинштейна всего на 1,5% голосов. Это типичный количественный результат такого рода воздействий на волеизъявление избирателей.

Избирательные законы, по которым проводились выборы в Государственную Думу РФ в 1999 году, существенно отличаются от предшествующих избирательных законов, в частности, тем, что в действующих избирательных законах довольно подробно описано назначение каждой из строк протокола участковой избирательной комиссии о подведении итогов голосования.

Наблюдатели отмечают, тем не менее, что некоторые из строк протоколов №1 и №2 по выборам депутатов Государственной Думы РФ, скорее всего, остались непонятными для членов участковых избирательных комиссий. В некоторых случаях участковые избирательные комиссии заполняли строки протоколов по своему усмотрению. Это замечание относится почти исключительно к строкам протоколов об итогах голосования относящимся к числу избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям, и к числу открепительных удостоверений. Заметить отклонения в заполнении соответствующих строк протоколов об итогах голосования удалось представителям Московского объединения избирателей на основе анализа большого числа таких протоколов в городе Москве.

В случае превышения необходимого числа избирательных бюллетеней или при утрате части избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия должна составить об этом соответствующий акт. Такое же требование было и в аналогичной инструкции для выборов 19 декабря 1999 года. Тем не менее, по всей Российской Федерации лишь единичные участковые избирательные комиссии составили такие акты, т.е. честно признали, что у них не выполнено определенное контрольное соотношение. Во всех остальных участковых избирательных комиссиях контрольные соотношения формально были выполнены, но, во многих случаях лишь путем фальсификаций числовых значений в тех или иных строк протокола.

Такими фальсификациями чисел в протоколах об итогах голосований занимаются многие участковые избирательные комиссии на всех выборах. Это давно и хорошо известный факт. Причиной необходимости таких фальсификаций является жесткое требование избирательного законодательства о необходимости строгого соблюдении нескольких балансовых соотношений между строками протоколов об итогах голосования. В результате участковые избирательные комиссии формируют протоколы несоответствующие реальности, и хорошо, если это несоответствие не сказывается на результатах выборов.

До настоящего периода Государственная автоматизированная система “Выборы” (ГАС “Выборы”) очень слабо используется для контроля итогов голосований на избирательных участках. Уже практически не возникает сомнений в том, что, начиная с уровня территориальных избирательных комиссий, результаты выборов фальсифицировать невозможно. Но до сих пор массовые фальсификации результатов голосований происходят при передаче протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосований в территориальные комиссии. На этом этапе, который практически не контролируется ни наблюдателями, ни избирательными комиссиями более высоких уровней, протоколы участковых избирательных комиссий часто фальсифицируются или просто подменяются. На избирательных участках в присутствии наблюдателей формируются одни итоги голосования, а в ГАС “Выборы” вводятся другие. И отдельным наблюдателям, особенно, в отдаленных российских регионах такого рода фальсификации результатов выборов обнаружить крайне сложно.

Некоторые отечественные наблюдатели отмечают как проблему, что в вышестоящих по сравнению с участковыми избирательных комиссиях иногда оказываются протоколы с иными итогами голосования, чем те, которые были гласно установлены на участке, и копии которых имеются у наблюдателей. А российский законодатель не видит проблемы в том, какой из двух документов, имеющих все необходимые и при том подлинные подписи и печати, должен считаться приоритетным при подведении итогов голосования. А ведь здесь производится выбор между, протоколом, который составлялся гласно на глазах наблюдателей, и тем, который мог быть составлен без свидетелей после первого протокола, а может быть даже и до подведения итогов голосования. На практике получается так, что высшую силу получает тот протокол, который представители участковой избирательной комиссии принесли в территориальную комиссию, при этом не важно, кем, когда и при каких обстоятельствах он был составлен. Свидетелей такого рода манипуляций практически никогда не бывает, собрать юридические доказательства нарушений такого рода наблюдателям невозможно, а нормы обязательного расследования причин расхождения данных подлинных протоколов в избирательном законодательстве не предусмотрены. Интересно, что нормы российского избирательного законодательства значительно более строги по отношению к проверке подлинности подписных листов для регистрации кандидатов, чем к проверке итогов голосований. Хотя, по-видимому, жесткость норм в обоих случаях должна быть одинаковой или даже нормы проверки подлинности протоколов с итогами голосований должны быть более жесткими, чем любые другие.

3.6. Выводы

Современное российское избирательное законодательство предоставляет наблюдателям достаточно широкие полномочия по контролю выборов на всех их этапах. Но эффективно использовать эти полномочия могут только организации наблюдателей.

На одной из конференций Проекта было сообщено об успехе Московского объединения избирателей в доведении до судебного решения фактов нарушений на выборах. По иску его руководителей было проведено слушание по гражданскому делу о фактах нарушений избирательного законодательства, о нарушениях в ходе выборов в районах города Москвы Люблино, Марьино и Капотня. Результатом этих слушаний стало расформирование одной из избирательных комиссий, а также возбуждение уголовного дела по фактам фальсификаций результатов выборов. К такому довольно неожиданному успеху привела тотальность наблюдения, четкая организация работы наблюдателей на всех избирательных участках, а также осуществление одновременного общественного воздействия и на прокуратуру, и на суд, и на сами избирательные комиссии.

Тем не менее, этот успех показал и наличие существенной проблемы, заключающейся в том, что избирательные комиссии, являющиеся правоприменительными органами, в действительности не могут расследовать нарушения. У них нет возможности по настоящему их расследовать, потому что свидетели, которые приглашаются на рассмотрение соответствующих вопросов на заседания избирательных комиссий, не несут никакой ответственности за лжесвидетельство. Когда эти же свидетели приглашаются в суд, то там они уже не могут лжесвидетельствовать, и тогда вскрываются интересные факты, если в суде задавать те же самые вопросы, которые задавались им же на заседании избирательной комиссии. Фактически, в суде свидетели дают другие ответы на те же самые вопросы. Проблема юридического статуса избирательных комиссий в российской правоприменительной системе является очень серьёзной и должна найти свое законодательное разрешение.

Наблюдатели подтверждают предположение о том, что участковые избирательные комиссии не всегда в состоянии точно подсчитать избирательные бюллетени. Это свидетельствует о необходимости повышения их квалификации, проведения обучения и тренингов, о необходимости даже на уровне участковых избирательных комиссий использования услуг профессионалов для подведения итогов голосования и квалифицированных наблюдателей для контроля этого процесса. Необходимо отметить, что проблемы формирования избирательных комиссий всех уровней являются одними из наименее разработанных в современном российском законодательстве о выборах.

Так как законодательство о выборах ничего не предписывает судам, практика рассмотрения жалоб на нарушения на выборах в Центральной избирательной комиссии РФ и в судах, как правило, такова. Они признают, например, что некоторая приписка голосов одному из кандидатов на конкретном избирательном участке была. Но итоги голосования в целом в стране эта приписка изменить не может, поэтому изменять итоги голосования нет необходимости. Аналогичные решения могут быть приняты разными судами по всем 100 тысячам участков, но по каждому из них в отдельности. В результате итог голосования на каждом участке недостоверен, но в целом на достоверности выборов целиком это никак не скажется. Эта проблема также должна найти свое законодательное решение.

Самой серьезной проблемой на российских выборах остается фактически полная невозможность наблюдателей противостоять ресурсам исполнительной власти, если она стремится осуществить масштабные фальсификации результатов выборов. И эта проблема должна найти определенные решения в избирательном законодательстве.