Георгий САТАРОВ

Возможности влияния нового закона о партиях на состояние партийной системы России

В начале 2001 г. Фонд ИНДЕМ проводил экспертное исследование состояния партийной системы России. В качестве экспертов выступали более сорока участников семинара „Полития”, проводимого Российским общественно-политическим центром и Фондом ИНДЕМ аналитики различных государственных ведомств, коммерческих фирм, исследовательских центров, общественных организаций. Эксперты оценивали реализацию традиционных функций и проблемы партийной системы России. Помимо прочего оценивалось влияние принятия нового закона о партиях на состояние партийной системы страны. Ниже приводятся результаты этой части исследования.

Таблица 1. Результаты экспертной оценки выполнения функций партий. Эксперты отвечали на следующий вопрос:
„Оцените, в какой мере принятие нового закона о партиях повлияет на выполнение ими каждой из функций по шкале: 5 — решающе; 4 — значительно; 3 — умеренно; 2 — не повлияет”.

В последнем столбце приведено среднее значение экспертных оценок
Наименование функции партии
Среднее значение
Борьба за власть и ее укрепление для реализации своей программы 2,81
Выращивание и продвижение новых политиков
2,66
Выявление, трансляция и представительство интересов избирателей 2,50
Формирование и пропаганда своей идеологии, системы ценностей 2,47
Организация общественной и политической активности граждан 2,44
Поддержка и защита своих представителей в органах власти 2,42
Формирование и предложение альтернативных программ развития страны 2,34
Использование механизмов ответственности за своих представителей во власти 2,34
Контроль за действиями органов власти 2,29
Организация общественного обсуждения важных проблем 2,28
Защита ушедших в отставку политиков от неоправданных политических преследований
2,22

Таким образом, по мнению экспертов выполнение большей части функций партий практически не подвергнется влиянию в результате принятия нового закона о партиях. Большая часть оценок ближе к «не повлияет», чем к «умеренно повлияет».

Таблица 2. Результаты экспертной оценки выполнения функций партий.
Эксперты отвечали на следующий вопрос:
„Оцените ,в какой мере принятие нового закона о партиях поможет решить приведенные ниже проблемы в России по следующей шкале: 5 — решающе; 4 — значительно; 3 — умеренно; 2 — не поможет”.

В последнем столбце приведено среднее значение экспертных оценок
Наименование проблемы Сдвиг
Отсутствие разветвленной региональной структуры 3,00
Сервильность 2,56
Закрытость организационной и финансовой деятельности 2,55
Зависимость от капитала 2,35
Идеологическая неинтересность и невнятность 2,32
Программные однообразие и примитивизм 2,29
Безответственность 2,29
Оторванность от избирателей, равнодушие к их интересам 2,19

Здесь наблюдается та же пессимистическая картина. Только проблема отсутствия региональной сети может, по мнению экспертов, «умеренно» подвергнуться влиянию нового закона о партиях. Прочие проблемы такого благотворного влияния не испытывают.

Итак, общий результат экспертной процедуры указывает на то, что принятие нового закона о партиях не в состоянии оказать благотворного влияния на состояние партийной системы в России. В этом нет ничего удивительного, поскольку, каков бы ни был этот закон, он, сам по себе, не способен что-либо изменить. На состоянии партийной системы совместно влияют (помимо не регламентируемой законом политической культуры) Конституция, задавая степень и способ участия партий в формировании исполнительной власти и в контроле за ней; избирательная система, устанавливая зависимость партий от избирателей; закон о партиях, устанавливая права партий и процедуры государственного и общественного контроля за их деятельностью.

Поскольку президентская власть, инициировавшая принятие закона о партиях, ограничивается лишь этим, то подобные действия могут иметь следующие объяснения.

  1. Власть намерена позднее предложить изменения в избирательной системе и Конституции, но, как теперь принято, тщательно это скрывает.
  2. Власть не знает, как совершенствовать партийную систему.
  3. Власть не собирается совершенствовать партийную систему, но намерена повышать эффективность воздействия президентской и исполнительной властей на партии.

Последний вариант представляется наиболее вероятным, что и должно определять отношение к данному проекту закона.

Политические комментарии | закрыть