CУДЕБНАЯ РЕФОРМА
“
Судебная реформа в России: проблемы трансформации юстиции советского типа”, И. Михайловская, “Конституционное право: восточноевропейское обозрение”, 1997, № 2.В статье автор отмечает некоторые аспекты, имеющие существенное значение для осознания сложностей, возникающих на пути судебной реформы.
Автор ставит и рассматривает следующие проблемы, требующие разрешения в процессе реформирования судебной системы советского типа:
1) независимость судей и судебной власти в целом;
2) доступность для граждан обращения в суд за защитой своих интересов;
3) свобода обжалования судебных решений;
4) доступность юридической помощи социально незащищенным слоям населения.
“
Актуальна ли концепция судебной реформы?”, М. Краснов, “Конституционное право: восточноевропейское обозрение”, 2002, № 2.Отвечая на поставленный в заглавии статьи вопрос, автор говорит об актуальности концепции судебной реформы, но при одном условии – если эту Концепцию воспринимать не как документ, устанавливающий перечень институтов, которые определяют организационные и процессуальные основы, а как целостную философию юстиции, обеспечивающую и защищающую достоинство личности.
М. Краснов полагает, что в настоящее время проблема заключается не столько в приоритетности самой судебной реформы (ее необходимость уже осознана элитой), сколько в выборе приоритетов в ней самой. И таким приоритетом, по мнению автора, является обеспечение независимости судей.
Также в статье ставятся проблемы: доступности квалифицированной юридической помощи гражданам при обращении в суд и в ходе судебного разбирательства; разрушения сложившихся в советское время представлений о суде, как о полностью зависимом от “начальства”, далеком от граждан и не способном отправлять правосудие в соответствии с законом и основополагающими принципами.
“Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию”, В. М. Жуйков, “Статут”, 2006.
В монографии автор рассматривает следующие основные проблемы и предлагает варианты их решения:
1) Несмотря на то что в ходе судебной реформы сделано много для совершенствования правосудия, превращения суда в независимый орган государственной власти, призванный обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, судебную реформу нельзя считать завершенной, поскольку многие проблемы, затрудняющие реализацию заинтересованными лицами права на судебную защиту, не решены.
2) Единой судебной системы в Российской Федерации, несмотря на указание об этом в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", нет, что создает проблемы в обеспечении равного доступа всем заинтересованным лицам к правосудию и единства судебной практики.
3) Устройство системы судов общей юрисдикции не является адекватным сложившейся обстановке и требованиям, вытекающим из Конституции РФ, принципов и норм международного права, в связи с чем оно нуждается в дальнейшем реформировании.
4) Возникающие в связи с устройством судебной системы проблемы разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а также другие проблемы правоприменения в этих судах вызывают потребность в создании единого органа, который разрешал бы спорные вопросы применения и толкования норм права в целях обеспечения единства судебной практики во всей судебной системе Российской Федерации.
Такой орган мог бы образовываться на паритетных началах Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ из числа судей этих судов.
5) Необходимо принять меры к фактическому участию граждан в осуществлении правосудия судами общей юрисдикции и реализации ими права, предусмотренного ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, поскольку в результате реформы они практически устранены от рассмотрения дел.
6) Законодательство, регулирующее отдельные виды судопроизводства в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах, содержит много принципиальных и неоправданных различий, ставящих участников разбирательства дел в судах, в нарушение ст. 19 Конституции РФ, в неравное положение перед законом и судом.
7) Необходимо принять дополнительные меры к улучшению организации работы судов первой и второй инстанций и надлежащему обеспечению их деятельности.
8) Представляется полезным, ускоряющим судебные процедуры расширение действия принципа письменности по тем делам, в которых решаются вопросы права и нет спора о фактах.
9) Необходимо производство в суде второй инстанции (по отношению к федеральным судам), именуемое в настоящее время кассационным, преобразовать в апелляционное производство.
10) Производство по гражданским делам в принципе должно осуществляться в двух судебных инстанциях (если решение суда первой инстанции обжалуется); дальнейшее производство следует рассматривать в качестве исключительного.
Для этого суды апелляционных инстанций должны обеспечивать - в случаях обжалования судебных решений - устранение нарушений закона, допущенных судами первой инстанции.
В случаях отмены решений судов первой инстанции суды апелляционных инстанций должны быть обязаны выносить новые решения; направление дел на новое рассмотрение в суд первой инстанции следует допускать только в исключительных случаях, прямо перечисленных в ГПК.
11) Нынешнее надзорное производство, осуществляемое президиумами областных и других соответствующих им судов, необходимо преобразовать в кассационное производство, в котором суд кассационной инстанции по кассационным жалобам проверял бы только юридическую сторону дела, т.е. правильность применения закона судами первой и второй инстанций.
12) В качестве судов кассационной инстанции в системе судов общей юрисдикции необходимо создать окружные суды, которые являлись бы непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территориях судебных округов областным и другим соответствующим им судам.
13) Рассмотрение дел и жалоб в порядке надзора следует сохранить только за Верховным Судом РФ.
Необходимо установить в федеральном законе (а лучше - в федеральном конституционном законе) условия допустимости подачи надзорной жалобы в Верховный Суд РФ, ограничив их обстоятельствами, имеющими важное значение для правосудия, общества и государства в целом (необходимостью обеспечения единства судебной практики и т.п.).
14) Исключительно важное значение имеет стадия исполнения судебных постановлений, вступивших в законную силу. Должны быть полностью исключены случаи неисполнения судебных постановлений, по которым должником является государство.
СУДОУСТРОЙСТВО
CУДЫ
“
Единство судебной системы - важнейший принцип судоустройства в Российской Федерации”, Р. Александрова, “Арбитражный и гражданский процесс”, 2006, № 11.В статье автор ставит множество проблем, таких как: в государстве не выработана концепция построения судебной системы по федеративному признаку; государственная власть в субъектах в настоящее время не способна самостоятельно организовать судебные учреждения на своей территории; в России еще не созданы условия для передачи каких-либо судебных учреждений в ведение субъектов Федерации; отсутствует общий организующий центр судебной власти; нет единого механизма, проводящего интересы судов в государстве в целом; нет единой концепции развития судебной системы судов; длительное время не создаются так необходимые государству и обществу административные суды; нет определенности в вопросах законодательной инициативы; нет общих стандартов обеспечения судебной деятельности.
“
Принцип гласности, открытости и транспарентности судебной власти: проблемы теории и практики реализации”, В.И. Анишина, “Мировой судья”, 2006, № 11.В статье раскрывается содержание принципа транспарентности, говорится о проблеме разграничения терминов гласности, транспарентности, публичности, о проблемах связанных с публикацией решений и иных итоговых постановлений судов по делам, имеющим публичную значимость, делам, возникающим из публичных правоотношений.
Автор подчеркивает, что современное понимание принципа транспарентности должно включать все аспекты организации и деятельности судебной власти.
“
О проблемах “прозрачности” правосудия в Российской Федерации”, Л.А. Грось, “Российский судья” 2005, № 5.Автор ставит проблему информирования государством граждан о местонахождении и компетенции судов, порядке обращения в суд и защиты своих интересов в судебном разбирательстве.
Л.А. Грось подчеркивает, что исключив возможность консультирования граждан у судей, государство ничего не делает для реализации собственной обязанности.
“
К вопросу о системном подходе к организационному обеспечению судов общей юрисдикции”, Ю.В. Доценко, “Российский судья”, 2006, № 12.Автор пишет, что проблема организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции проявляется в осуществлении мер по созданию условий, необходимых для кадрового, организационного и ресурсного обеспечения отправления правосудия в судах общей юрисдикции.
Сложности в данном вопросе создает и отсутствие определенности во взаимоотношениях между судами и органами исполнительной власти.
“
Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации”, Г.Т. Ермошин, под ред. В.В. Ершова, “М.:Юристъ”, 2006.А) В первой части монографии говорится о проблемах обеспечения самостоятельности судебной власти, затрагивается столь сложная тема как – взаимоотношения общества и судебной власти.
Б) Далее автор рассматривает гарантии финансовой самостоятельности судебной власти, выделяя то, что практика взаимодействия органов судебной власти с органами исполнительной власти в сфере исполнения государственного бюджета показывает неуклюжесть сложившейся системы взаимоотношений.
В) Следующая часть монографии посвящена гарантиям организационно-правовой самостоятельности судебной власти. Г.Т. Ермошин подчеркивает, что остаются нерешенными важнейшие проблемы организации и деятельности судебной власти в части, касающейся сегмента судов общей юрисдикции.
Г) В части четвертой данной работы говорится о гарантиях самостоятельности судебной власти в сфере кадровой политики, отдельно выделяется проблема стабильности кадрового состава судейского общества.
Д) Также автор рассматривает тему “суд как орган государственной власти” и ставит следующие проблемы: проблему сочетания деятельности судов как органов правосудия и деятельности высших судов как органов государственной власти, управляющих соответствующими сегментами государственной судебной власти; проблемы обеспечения судебной деятельности в контексте гарантий реализации принципа самостоятельности судебной власти; проблему организации работы с кадровым резервом судейского корпуса и аппарата суда.
Е) В заключении автор рассматривает проблемы независимости судьи и задается следующими вопросами: как быть с принципом независимости судьи при отправлении правосудия, а также вопросом о введении дисциплинарной ответственности.
“
О праве, суде и правосудии”, Н.А. Колоколов, “М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право”, 2006.Н.А. Колоколов в своей монографии рассмотрел следующее: проблему функций судебной власти в российской юридической доктрине, мирового судью в регионе: социологический портрет.
В данной работе приведены теоретические, статистические данные по рассматриваемым вопросам, были поставлены некоторые проблемы, а также предложены пути их решения.
“
Судебная власть”, Под ред. И.Л. Петрухина.В своей монографии автор рассматривает следующее: а) судебную власть в системе разделения властей; б) независимость судебной власти; в) свободный доступ к правосудию; г) организацию судебной власти в России; д) организационное (ресурсное) обеспечение деятельности судов; е) правовой статус судьи.
А) В первой части работы автор обозначил место судебной власти в системе разделения властей, дал определение судебной власти, указал ее цели и задачи.
Б) Говоря о принципе независимости судебной власти в ее содержательном аспекте, И.Л. Петрухин ставит проблемы, связанные с конституционно правовым статусом ее конкретных носителей – судей.
В) В третьей части своей работы автор рассматривает принцип свободного доступа к правосудию, его основные элементы, говорит об актуальности проблемы существования в РФ достаточного числа судов и судей, уделяет внимание такому аспекту принципа свободного доступа к суду, как финансовый.
Г) По теме организации судебной власти в России, автор приводит теоретические материалы, выделяет как самый сложный в сфере организации правосудия, вопрос об обеспечении его независимости
Д) В пятой части монографии говорится об организационном обеспечении деятельности судов, рассматриваются его элементы.
Е) В части работы, посвященной правовому статусу судьи, автор рассматривает процесс формирования судейского корпуса, его стадии, проблемы возникающие на разных стадиях данного процесса.
“
Российское правосудие: “отделение от власти””, В. Пастухов, “Сравнительное конституционное обозрение”, 2004, № 4.Автор выделяет и рассматривает следующие негативные моменты:
1) “Непроходимость” правосудия.
2) Существующая судебная система продолжает оставаться по своей природе советской.
3) Проблемы развивающегося правового нигилизма и резкого снижения профессионального уровня подготовки судей.
4) Главным и основополагающим принципом организации и деятельности суда, призванного обеспечить функционирование капиталистически организованного рынка (буржуазного суда), является формализм.
5) Необходимость повышения требований к качеству выносимых решений .
6) Деградация надзорной функции высших судов, Особенно Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда.
7) Организационные основы судебной системы обусловливают низкое качество правосудия, создавая не вызванную объективными причинами перегрузку судей второстепенной юридической работой.
8) Процедура судопроизводства в российских судах осталась практически неизменной с советских времен, претерпев лишь “стилистические” поправки, и отличается размытостью требований, неопределенность правил и декларативностью, которые создают благодатную почву для судебного произвола.
В заключении автор приходит к выводу, что решение проблемы организации эффективного правосудия в России невозможно без проведения полномасштабной судебной реформы, которой до сих пор на самом деле не было.
“
Организация и компетенция конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации”, М. Митюков, “Конституционное право: восточноевропейское обозрение”, 1996, № 3 / № 4.Данная статья представляет собой сравнительный анализ.
Автор рассмотрел следующее:
1) юридическую природу конституционных (уставных) судов;
2) организацию конституционных и уставных судов;
3) статус судей;
4) компетенцию конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
“
Прокуратура и судебная власть: статус и соотношение компетенции”, С.Г. Буянский, 2005, № 5.Автор пишет о проблеме взаимодействия прокуратуры с судом, говорит, что это проблема ее отношений с судебной ветвью власти, то есть с Конституционным Судом, судами общей юрисдикции и судами арбитражной системы.
СУДЬИ
Дисциплинарная и административная ответственность судей: за и против”, Ю. Адушкин, В. Жидков, “ Российская Юстиция”, 2001, № 11.
Автор ставит массу проблемных вопросов связанных с усложнением процедуры административной ответственности судей, со сложным процедурным механизмом ответственности и т.д.
“
Основные принципы статуса судьи как носителя судебной власти: конституционно-правовое содержание и проблемы реализации”, В.И. Анишина, “Мировой судья”, 2006, № 10.В своей статье автор рассматривает содержание основ независимости, в том числе процедуры отбора и назначения судьи, а так же следующие принципы: принцип профессионализма судейской деятельности, принцип независимости и проблемы его реализации, принцип неприкосновенности судьи и его членов семьи, а также жилище и пр., принцип несменяемости судей.
В.И. Анишина вносит предложения по разрешению проблем реализации вышеперечисленных принципов.
“
Усмотрение судьи и нравственные проблемы”, А.С. Емузов, “Российский судья”, 2005, № 6.Автор рассматривает три подхода специалистов к вопросу о судейском усмотрении: первый отрицает судейское усмотрение как таковое, говоря о том, что каждая правовая проблема имеет только одно законное решение; второй подход прямо противоположен первому и предполагает, присутствие судейского усмотрения в каждом деле, независимо от его сложности; третий подход представляет своеобразный компромисс между первыми двумя.
А также, А.С. Емузов, приходит к выводу, что нравственные воззрения судьи имеют важное значение не только в исследовании и оценке фактов и событий, в уяснении смысла правовых норм, но и в формировании судейского усмотрения, в восполнении пробелов права.
“
Гарантии независимости судьи-носителя государственной власти”, “Социально правовые аспекты”, Г.Т. Ермошин, “Российский судья”, 2005, № 5, 6, 7.Автор говорит о необходимости уделить больше внимания принципу независимости судьи, так как он является неотъемлемым и обязательным для отправления качественного правосудия судьями. Также в статье рассматриваются особые меры социально-правовой защиты судей.
Г.Т. Ермошин обращает внимание на то, что законодатель в системе принципов деятельности судебной власти не предоставил однозначно определенного места принципу независимости судей.
“
О повышении ответственности судей в Российской Федерации”, Е.В. Колесников, Н.М. Селезнева, “Журнал российского права”, 2006, № 3.Авторы говорят о том, что новый механизм привлечения судей к ответственности породил ряд проблем и не создал благоприятных условий для “самоочищения” судейского корпуса, поэтому требуется не только ужесточение мер ответственности судей, но и совершенствование самого механизма привлечения их к ответственности. Авторы называют одну из важнейших причин появления некомпетентных судей, которой является несовершенство организационно-правового механизма отбора кандидатов в судьи и формирование судейского корпуса.
В статье показано недостаточное внимание законодателя к проблеме ответственности судей: в действующей российской Конституции вопросы ответственности (и шире – статуса) судей не нашли адекватного выражения; ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” 1996г. также не содержит специальных норм по этому важному вопросу; возможность привлечения судей к гражданско-правовой ответственности не нашла своего законодательного закрепления.
А также, в работе отмечается, что регламент, по которому действуют органы судейского сообщества, недостаточно четко определяет порядок их работы.
“
Некомпетентность судьи как основание для его отвода и прекращения полномочий”, В.И. Руднев, “Журнал российского права”, 2003, № 7.В статье названы и рассмотрены следующие причины совершения судебных ошибок: загруженность судей текущими дела, что создает препятствие для совершенствования профессиональных знаний и навыков; недостаточный уровень квалификации судей; небрежность, самонадеянность, беспечность некоторых судей.
Автор считает, что ошибки, допускаемые судьями, должны обязательно учитываться, регистрироваться, а, в последствии, и изучаться. Также В.И. Руднев полагает, что компетентность могла бы стать одним из показателей деятельности судьи, влияющим на решение вопроса о прекращении его полномочий, кроме того, некомпетентность следовало бы рассматривать и как основание для отвода судьи.
“
Проблемы отбора кандидатов на должность судей и помощников судей”, В. Юдин, “Российский судья”, 2005, № 11.Автор говорит о том, что закон о статусе судей не конкретизирует, какую ступень высшего профессионального образования должен иметь кандидат на должность судьи, что порождает коллизию между законодательными и ведомственными актами, содержащими критерии для отбора судей, помощников судей.
В. Юдин полагает, что в целях устранения существующих противоречий, в Законе о статусе судей следует предусмотреть строгие цензовые требования юридического образования и установить, какую квалификацию (степень) должен иметь кандидат на должность судьи в соответствии с Законом "О высшем и послевузовском образовании".
МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ
“
От мировых судей – к мировым судам”, Г. Борисов, А. Хапилин, “Российская юстиция”, 2002, № 3.Авторы считают, что желательно законодательно закрепить подтвердившую на практике свое право на существование должность старшего мирового судьи.
“
Правовые проблемы организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации”, А.А. Гравина, “Российский судья”, 2002,№ 5.Автор говорит о том, что с возрождением в России института мировых судей возникает ряд проблем и вопросов, таких как: вопрос о замещении временно отсутствующего мирового судьи по уважительной причине, который в настоящее время законодательно не решен; вопрос об организационном обеспечении деятельности мировых судей, требующий скорейшего урегулирования; проблема источника финансирования аппарата мировых судей.
А.А. Гравина пишет, что принятые законы лишь в общих чертах определили принципы организации и деятельности этого института. И считает, что мере его развития, возможно, возникнут и иные вопросы, но и те, которые имеются уже сегодня, нуждаются в обсуждении и соответствующим законодательном разрешении.
“
Оценка судами законов субъектов Российской Федерации о мировых судьях”, М.М. Курманов, А.Р. Гарифулина, “Мировой судья”, 2007, № 2.В статье авторы задаются вопросом: организационное обеспечение мировых судей должно осуществляться за счет средств федерального бюджета или возложение такой обязанности на субъекты Федерации правомерно? На который и отвечают в своей работе.
“
Мировая юстиция: эффективность деятельности, проблемы становления”, С.И. Лапаев, “Юрист”, 2007, № 11.Автор рассматривает следующие проблемы деятельности мировой юстиции: служебная нагрузка, совершенствование судопроизводства.
В статье говорится также и о правовом регулировании статуса мирового судьи.
“
Мировая юстиция: проблемы и перспективы”, В.В. Максимов, “Журнал российского права”, 2001, № 9.В данной работе автор говорит о наличии таких регионов, где не спешат с созданием всех условий для эффективного функционирования мировой юстиции, а так же приводится ряд проблем законодательного финансового и организационного характера.
“
Мировая юстиция (региональный аспект)”, М.С. Осипова, “Юрист” 2007, № 2.Автор в данной статье поднимает такие проблемы как – жесткая зависимость количества судебных участков от количества населения данного субъекта; неравномерность рабочей нагрузки на различных судебных участках и отсутствие возможности ее регулирования в рамках действующего законодательства; пробелы, а иногда и изначально заложенные в федеральном законодательстве противоречия, которые породили различные толкования в региональном законодательстве.
“
Проблемы становления мировой юстиции и пути их разрешения”, С.И. Потапов, “Мировой судья”, 2007, № 2.Автор рассматривает ряд проблем: проблему финансирования; проблему – сложного многоступенчатого механизма реализации закона; проблему зависимости количества судебных участков от численности населения; проблему укрепления материальной базы мировой юстиции.
“
А нужна ли нам мировая юстиция”, В.А. Терехин, В.В. Захаров, “Российская юстиция”, 2006, № 4.Авторы рассматривают проблемы мировой юстиции, выделяется такая проблема как перегруженность мировой юстиции, решение которой не терпит отлагательств.
В статье рассматриваются положительные черты введения института мировой юстиции, а также и проблемы, с которыми сталкиваются в своей работе мировые судьи. Авторы вносят свои предложения по решению проблем мировой юстиции, совершенствованию ее функционирования.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
“
Портрет Конституционного суда”, С. Пашин, “Конституционное право: восточноевропейское обозрение”, 1993, №2.Автор начинает статью рассказом о политической предыстории создания высшего органа конституционного контроля.
Далее С. ПАшин рассматривает различные позиции заинтересованных лиц по поводу концепции закона о Конституционном суде, а позже и саму концепцию Закона о Конституционном суде.
Также автор описывает влияние Закона “О Конституционном суде” на действовавшее во время написания статьи законодательство и в заключении говорит об эволюции Конституционного суда.
“
Конституционный суд в “новой редакции””, С. Пашин, Конституционное право: восточноевропейское обозрение”, 1994, № 2.В статье говорится ФКЗ “О конституционном суде Российской Федерации”, который был принят Государственной Думой 24 июня 1994 года, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом. Автор рассматривает основные новеллы вышеупомянутого закона.
Также в статье говорится, что Конституционный суд непременно столкнется с трудностями организационного и политического характера.
Подводя итог, автор приходит к выводу, что в сложившейся в то время ситуации, конституционный контроль окажется неэффективным.
“
Каким должен быть запрос районного суда в Конституционный Суд РФ”, В. Анишина, “Российская юстиция”, 1999, № 3.В статье рассмотрены вопросы, возникающие при обращении районного суда в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции России.
Автор пишет, что практика обращения с подобным запросом еще не получила достаточного признания в России.
В рассматриваемой статье автор остановилась на некоторых наиболее значимых моментах, которые необходимо учитывать при составлении запроса.
“
Конституционные суды постсоветских государств: проблемы исполнения решений”, М. Митюков, “Конституционное право: восточноевропейское обозрение”, 2002, № 3.Автор утверждает, что проблема исполнения решений конституционных судов актуальна для большинства постсоветских стран.
М. Митюков полагает, что интерес к исполнению решения конституционных судов обусловлен необходимостью выработки эффективного механизма их реализации.
Автор пишет, что непродолжительный опыт функционирования конституционных судов в постсоветских странах приводит к выводу, что исполнение решений этих судов должно основываться на серьезной законодательной базе.
“
О юридической природе решений Конституционного Суда Российской Федерации”, М.И. Байтин, “Государство и право”, 2006, № 1.М.И. Байтин отмечает, что следует различать понятия “судебный прецедент как источник права” и “прецедент судебного толкования”.
Автор говорит о необходимости отмены нормы ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”, согласно которой решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит пересмотру и обжалованию и внесения закона изменений, обеспечивающих возможность пересмотра решений Конституционного Суда.
“
Юридическая природа особого мнения судьи Конституционного Суда Российской Федерации”, Д.А. Басангов, “Журнал российского права”, 2006, № 2.В статье ставится вопрос: целесообразно и необходимо ли существование особого мнения судьи Конституционного Суда?
Автор рассматривает различные позиции, критикующие существование такого института как особое мнение судьи Конституционного Суда и приводит свою точку зрения по поводу их содержания.
Основные проблемы, высказываемые в литературе:
1) Возникают сомнения в целесообразности особого мнения судьи Конституционного Суда.
2) Несогласованность ст. 70 и 76 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
3) Критика положений Федерального конституционного закона об опубликовании особых мнений судей исключительно в официальном издании Конституционного Суда - "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
4) Особые мнения судей оказывают определенное влияние и на общественное мнение.
5) Опасность проникновения в особые мнения политического популизма, особенно в судьбоносных для сторон вопросах.
Данная работа содержит контраргументы автора по каждой из этих проблем.
“
Значение экспертных заключений в конституционном судопроизводстве”, Д.А. Басангов, “Журнал российского права”, 2003, № 11.Автор говорит о влиянии заключений экспертов на решения Конституционного Суда, их значении и особенностях.
В статье выделяются и рассматриваются четыре аспекта деятельности экспертов в конституционном судопроизводстве.
“
Законность и целесообразность в конституционной юстиции Российской Федерации”, Г.Г. Бернацкий, “Конституционное и муниципальное право”, 2005, № 8.Автор говорит о том, что в современной правовой культуре не всегда то, что установлено законом целесообразно. Конституционный Суд выступает в качестве механизма, который может применять меры для устранения противоречий между законностью и целесообразностью. Однако необходимо существование определенных условий, при которых применение Конституционным Судом целесообразности допустимо.
Автор выработал перечень условий допустимости использования принципа целесообразности в решениях Конституционного Суда. Данный перечень приведен в рассматриваемой статье.
“
Процессуальные аспекты деятельности Конституционного суда Российской Федерации: проблемы и пути их решения”, О.В. Брежнев, “Конституционное и муниципальное право”, 2003, № 2.Автор рассматривает следующие проблемы:
1) Достаточно произвольное толкование Конституционным Судом ряда норм, определяющих критерии допустимости обращений в Конституционный Суд.
2) В некоторых случаях на стадии принятия обращения к рассмотрению Конституционный Суд принимает процессуальные решения, не предусмотренные действующим законодательством.
По мнению автора, вызывает определенные возражения порядок применения Конституционным Судом ст. 87 ФКЗ.
Также автор рассматривает некоторые проблемы связанные с исполнением решений Конституционного Суда:
1) суды общей юрисдикции не всегда применяют позиции Конституционного Суда в своей деятельности;
2) проблемы законодательного регулирования исполнения решений Конституционного Суда.
“
Конституционное правосудие в России. Очерки теории и практики”, Н.В. Витрук, М., 2001.В данной работе говорится о следующих проблемах:
А) проблема обеспечения реальной независимости Конституционного Суда;
Б) проблема частого игнорирования на практике обязательности правовых позиций Конституционного Суда;
В) проблема критики в адрес применения Конституционным Судом положений содержащихся в части 4 ст. 15 Конституции РФ;
Г) проблема того, что функция толкования Конституции используется Конституционным Судом в гораздо больших пределах, чем это определено самим техническим назначением толкования юридических норм;
Д) проблема того, что в российском обществе еще нет ясного понимания, каково место Конституционного Суда РФ в судебной месте, каковы пределы его полномочий.
А также автор рассмотрел некоторые проблемы конституционного правосудия по рассмотрению конституционных жалоб граждан и их объединений.
А) проблема определения подсудности по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов.
Б) Проблема конкуренции Конституционного Суда и других судов в сфере защиты конституционных прав и свобод.
В) Проблемы при исполнении решений Конституционного Суда РФ.
“
Принципы судопроизводства должны распространяться и на Конституционный Суд”, Н. Громов, Е. Колесников, “Российская юстиция”, 2002, № 2.Основная проблема, поставленная в статье: ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” не закрепил важнейшие принципы судопроизводства.
Основным вопросом, который волнует авторов, является: имеют ли правовое значение нарушения правил судопроизводства Конституционного Суда (например, ограничивающие права сторон или свидетельствующие о необъективности судей)?
Серьезным дефектом законодательства о Конституционном Суде, по мнению авторов, является положение о том, что решение Конституционного Суда не подлежит обжалованию.
“
О правовом статусе Конституционного Суда Российской Федерации”, В. Ершов, Е. Ершова, “Российская юстиция”, 2004, № 2.В своей статье авторы ставят и рассматривают следующий вопрос: полномочия Конституционного Суда: правотворческие или только правоприменительные?
“
Конституционный Суд Российской Федерации выполняет историческую роль”, В. Жуйков, “Российская юстиция”, 2001, № 10.Автор обращает внимание на существование следующих проблем в деятельности Конституционного Суда:
1) проблемы разграничения подведомственности дел между Конституционным Судом и судами общей юрисдикции;
2) проблемы, связанные с исполнением решений Конституционного Суда;
3) отсутствие института пересмотра решений Конституционного Суда;
4) проблемы, связанные со статусом судьи Конституционного Суда.
“
Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки.”, В.Д. Зорькин, М., 2007.В книге представлены различные статьи, выступления на конференциях и интервью с В.Д.Зорькином.
Председатель Конституционного Суда обращает внимание на следующие проблемные моменты его работы:
1) проблема исполнения решений Конституционного Суда;
2) проблемы российского права, разрешение которых на уровне доктринального толкования, положительно повлияет на конституционное правосудие;
3) решения Конституционного Суда обжалованию не подлежат;
4) издержки механизма принятия решений о допустимости или недопустимости жалоб граждан;
5) проблема соотношения постановлений и определений. Определения “с позитивным содержанием”;
6) проблема посланий Конституционного Суда Федеральному Собранию РФ;
7) прецедентный характер решений Конституционного Суда;
8) недостаточное финансирование;
9) проблема организации деятельности суда;
10) соотношение компетенции Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда и Конституционного Суда в области проверки нормативных правовых актов (а именно, постановлений Правительства);
11) создание высокопрофессионального судейского корпуса;
12) независимость судей;
13) опубликование решений Конституционного Суда.
“
Структура Конституционного Суда Российской Федерации: актуальные проблемы”, Н. Зыкова, “Конституционное и муниципальное право”, 2006, № 4.Как основною проблему автор выделяет низкую пропускную способность Конституционного Суда, неоправданные затраты времени.
А также Н. Зыкова ставит следующие проблемы:
А) число судей Конституционного Суда;
Б) распределение компетенции между палатами Конституционного Суда его пленумом;
В) трудности, вызываемые положением п. 4 ч. 3 ст. 21 ФКЗ;
Г) наличие института судьи-секретаря Конституционного Суда.
Каждую из вышеперечисленных проблем автор рассматривает и предлагает пути их решения.
“
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации”, А.Я. Курбатов, “Закон”, 2004, № 6.Основной проблемой поставленной в данной статье является выход Конституционного Суда за пределы своей компетенции.
Рассмотрев поставленную проблему автор приходит к выводу что она реально существует и требует решения. А.Я. Курбатов предлагает решить эту проблему, урегулировав в ФКЗ некоторые вопросы (перечислены в тексте статьи).
“
Исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации”, Л. Лазарев, “Российская юстиция”, 2002, № 9.В данной статье автор говорит о проблемах, возникающих при исполнении решений Конституционного Суда.
Говоря о причинах, лежащих в основе неисполнения или ненадлежащего исполнения решений Конституционного Суда, автор останавливается на ряде недостатках законодательного регулирования, перечисленных в рассматриваемой работе.
“
Исполнение решений Конституционных судов”, Н. Витрук, “Конституционное право: восточноевропейское обозрение”, 2002, № 3.Автор рассматривает:
1) Различие действия и исполнения решений Конституционного суда РФ.
2) Причины, по которым решения Конституционного суда РФ не получают должного исполнения, и устранение этих причин.
3) Действие правовых позиций Конституционного суда РФ.
“
Процедура принятия решений Конституционным Судом РФ. Письменное разбирательство в конституционном судопроизводстве.”, М.А. Митюков, С.Н. Станских, “Государство и право”, 2005, № 10.Предлагается в целях процессуальной экономии использовать письменное производство в Конституционном Суде в более широком количестве случаев.
Авторы представляют перечень предполагаемых случаев использования письменного производства в Конституционном Суде.
Рассмотрев доводы “за” и “против”, авторы приходят к выводу, что сочетание принципа устности с письменной процедурой в конституционном судопроизводстве является одним из резервов значительного сокращения продолжительности разбирательства дел.
“
Судебная власть”, под ред. И.Л. Пертрухина, М., “Проспект”, 2003.В монографии рассматриваются следующие вопросы:
А) законодательное установление срока полномочий судей.
Б) неприкосновенности судей Конституционного Суда.
В) вопросы социального и материального обеспечения судей.
Г) порядок рассмотрения дел в Конституционном Суде.
Д) роль Регламента Конституционного Суда в регулировании конституционного судопроизводства.
В своей работе автор вносит предложения по совершенствованию функционирования Конституционного судопроизводства в Российской Федерации.
“
Институт представительства в Конституционном Суде: от “первого лица” до адвоката”, В. Сивицкий, “Российская юстиция”, 2001, № 8.В статье рассматриваются следующие проблемы:
1) кого можно подразумевать под словами "руководитель органа"?;
2) не вполне ясно, какое лицо законодатель имеет в виду, когда говорит, что представителем может выступать должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт;
3) а также проблему сохранения за лицом статуса адвоката в определенной ситуации.
“
Судебные доктрины и практика Конституционного Суда Российской Федерации”, Е.В. Тарибо, “Право и политика”, 2005, № 2.В статье автор рассказывает о таком понятии как судебная доктрина.
Автор говорит о целесообразности выявления и использования судебных доктрин в практике Конституционного Суда.
Е.В. Тарибо отмечает, что для выявления судебных доктрин необходим научный анализ всего массива решений Конституционного Суда. Это позволило бы обобщить его практику по определенным вопросам, что, в свою очередь, могло бы эффективно способствовать процессу конституционализации отраслевого и регионального законодательства, а также оптимизировать деятельность самого Конституционного Суда.
“
Субъекты права на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке конкретного нормоконтроля”, А.В. Чаптыков, “Государственная власть и местное самоуправление”, 2005, № 4.В статье рассмотрена проблема содержания понятия “объединение граждан” как субъекта права на обращение в Конституционный Суд: закон и практика применения.
Автор указывает на то, что некоторые формулировки положений ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” вызывают неопределенность в понимании состава субъектов права на обращение в Конституционный Суд.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
“
Решение вопроса об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу: проблемы правоприменения (на примере архивных материалов районных судов г. Томска)”, О.И. Андреева, “Журнал российского права”, 2005, № 2.“
Проблемы рассмотрения мировым судьей уголовных дел частного обвинения”, В.В. Барышева, “Мировой судья”, 2006, № 1.В статье приводятся проблемы, возникающие при рассмотрении мировыми судьями уголовных дел частного обвинения.
Автор ставит следующие проблемы: узкий круг оснований для отказа в принятии заявления частного обвинения; установление при рассмотрении дела, что мировой судья принял к производству уголовное дело, для которого УПК РФ предусматривает иной порядок его возбуждения; сложность решения вопроса о судьбе заявления в том случае, если часть виновных лиц потерпевшему известна, а часть лиц не установлена. Автор высказывает свои предложения по решению некоторых из поставленных проблем.
“
Пятилетие уголовно- процессуального кодекса”, В. Божьев, “Законность, 2007, № 1.В статье поднимается проблема недостаточной реализации принципа гласности в уголовном процессе, положения УПК фактически противопоставлены ст. 123 К РФ и ст. 9 ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”.
“
Проблемы организации и функционирования судебной власти”, Л.М. Володина, “Мировой судья”, 2007, № 12.В статье автор поднимает вопрос о сложном положении, в которое ставят потерпевшего действующие нормы УПК, в случае отказа государственного обвинителя от обвинения.
“
Об ограничении судейского усмотрения при назначении уголовного наказания”, Б.Я. Гаврилов, “Российская юстиция”, 2006, № 4.В статье ставится проблема пределов судейского усмотрения.
Автор предлагает конкретные способы решения данной проблемы.
“
Институт заочного суда”, Н. Гетьман, “Эж-Юрист”, 2006, № 27.В контексте ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма внесены отдельные изменения в законодательные акты РФ, в частности Уголовно-процессуальный кодекс дополнен нормой о возможности заочного судебного разбирательства и вынесения заочного приговора в отношении лиц, обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях и недостижимых для правоохранительных органов.
В статье автор рассматривает данное нововведение, приходя к выводу, что в целом оно положительно.
“
Пересмотр в порядке надзора судебных решений по уголовным делам: производство в надзорной инстанции: научно-практическое пособие”, В.А. Давыдов, “Волтерс Клувер”, 2006.Автор выделяет несколько блоков проблем в части надзорного производства и приводит мнения круга ученых по данным проблемам.
Говоря о сущности и задачах надзорного производства автор отмечает, что в правовой системе России вышестоящие суды осуществляют в установленных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов общей юрисдикции. Судебный надзор в данном случае выступает в качестве средства или способа достижения задач, отвечающих назначению судопроизводства, но никак не в качестве самостоятельной задачи надзорного производства.
В.А. Давыдов упоминает, что среди процессуалистов нет единого понимания задач надзорного производства.
Автор отмечает, что вопрос о процессуальной природе надзорного производства до настоящего времени в теории уголовного процесса не разрешен окончательно.
Также автор уделяет в монографии определенное место обсуждению вопроса системы стадий надзорного производства и надзорного производства в решениях Европейского Суда по правам человека.
“
Возвращение судом дел для дополнительного расследования: состояния и перспективы”, В. Зыкин, “Российский следователь”, 2006, № 1.Автор данной статьи отмечает, что в настоящее время в действующем уголовно-процессуальном законодательстве закреплена линия на устранение активной роли суда по собиранию доказательств, а также по выявлению и ликвидации пробелов, допущенных следователем, с тем, чтобы суд выполнял единственную свою роль - осуществление правосудия.
В. Зыкин считает, что необходимо в той или иной степени реанимировать институт возвращения дел для дополнительного расследования, обосновывая свою позицию приведенными в статье доводами.
“
Необходимо восстановить институт возвращения судом уголовных дел для дополнительного расследования”, В. Зыкин, “Законность”, 2005, № 8.Автор указывает, что институт возвращения судом уголовных дел для производства дополнительного расследования подлежит восстановлению.
В статье предлагается путь восстановления данного института.
“
Виды нарушений уголовно-процессуального закона при рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей”, В.П. Кашепов, “Комментарий судебной практики”, выпуск 11, под ред. К.Б. Ярошенко, “Юридическая литература”, 2005.В статье поднимаются следующие проблемы, возникающие при рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей: проблема неправильного формирования коллегии присяжных заседателей; проблема несоблюдения председательствующим по делу процедуры судопроизводства в суде с участием присяжных заседателей; проблема неправильного формулирования вопросов присяжными заседателями в вопросном листе; проблема соблюдения условий допустимости доказательств и процедуры их восприятия и оценки в условиях судебного разбирательства с участием присяжных заседателей.
“
Удельный вес судебных сервисных производств в уголовном процессе продолжает нарастать”, Н.А. Колоколов, А.В. Карцев, “Уголовное судопроизводство”, 2006, № 1.Авторы приводят данные статистики и указывают, что основное предназначение судебной составляющей уголовного судопроизводства - рассмотрение и разрешение уголовных дел по существу.
“
Производство в надзорной инстанции: проблемы остаются”, Н.А. Колоколов, “ЭЖ-Юрист”, 2005, № 29.Автор выделяет и рассматривает следующие проблемы, препятствующие нормальному движению дел: проблему соотношения численности судейских кадров и обрушивающейся на них нагрузки; проблему низкого уровня правовой культуры авторов надзорных жалоб; проблемы связанные с возбуждением судьей надзорного производства.
“
Нужно ли восстанавливать институт возвращения уголовных дел судом?”, В. Руднев, “Законность”, 2006, № 2.По мнению В.Руднева, при возвращении судом дела для дополнительного расследования, даже по ходатайству стороны обвинения, суд невольно становится как бы "соисполнителем" деятельности органов, осуществляющих уголовное преследование. Ведь в этом случае он должен указать, какие именно действия следует выполнить, что противоречит ст. 15 УПК РФ.
С позиции автора, следственные ошибки следует устранять не путем возвращения судом дела для дополнительного расследования, а иным образом, предложенным в данной статье.
“
Некоторые процессуальные положения УПК: требуются законодательные новации”, Д.В. Тулянский, “Журнал российского права”, 2007, № 2.Автор говорит о том что в РФ действует более 400 малосоставных судов, тогда как УПК предусматривает осуществлять рассмотрение уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого (количество подобных преступлений в России неуклонно растет), коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции. Возникает несоответствие между требованиями уголовно-процессуального закона и реальными возможностями организационного ресурса судебной системы, что отрицательным образом сказывается на реализации права на судебную защиту.
В статье также рассматриваются различные варианты выхода из сложившегося положения.
“
Проблемы применения особого порядка судебного разбирательства”, И.Э. Трофимов, “Уголовное судопроизводство”, 2006, № 3.Автором поднимается вопрос о препятствии действующего уголовно-процессуального законодательства эффективному функционированию особого порядка судебного разбирательства.
В статье ярко показано несовершенство уголовно-процессуального закона в рассматриваемой области, которое и вызвало проблемы в применении особого порядка судебного разбирательства. Можно сделать вывод, что право на свободный выбор сокращенной формы судопроизводства не обеспечивается должным образом.
Автор предлагает пути совершенствования законодательства, для устранения выше обозначенной проблемы.
“
Особый порядок судебного разбирательства: сколько ответов, столько вопросов”, В.Т. Цогоева, “Юрист”, 2006, № 1.В своей работе автор выделяет следующие негативные моменты особого порядка судебного разбирательства: законодатель поставил в неравное положение перед законом и судом обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения, связанная с содержанием под стражей, и обвиняемого, в отношении которого избрана иная мера пресечения; автор подвергает сомнению положение ч. 7 ст. 316 УПК РФ, относительно максимального размера наказания в две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление; в УПК РФ указанная сокращенная форма судопроизводства регламентирована недостаточно полно и даже противоречиво; а также, что при рассмотрении дел в особом порядке законом предусмотрено постановление лишь обвинительного приговора.
В статье предлагаются пути устранения вышеперечисленных проблем.
СУД ПРИСЯЖНЫХ (ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ)
“
Отдельные проблемы обеспечения и защиты прав, свобод, а также личности присяжного заседателя в Российской Федерации”, А.В. Забейда, “Право и политика”, 2005, № 12.В статье автор ставит ряд проблем, препятствующих присяжным заседателям выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами: условия работы присяжных заседателей не соответствуют предъявляемым требованиям; отсутствует законодательный механизм обеспечения независимости и безопасности присяжного заседателя; условия оплаты труда присяжных заседателей в полной мере не соответствуют требованиям закона.
Автором предлагаются пути решения вышеперечисленных проблем.
“
Организация и процессуальные проблемы деятельности суда присяжных в России”, А.П. Фоков, “Российский судья” 2006, № 1.В данной статье кратко представлено, как определенные проблемы относительно работы суда присяжных в России были разрешены в Постановлении Пленума ВС от 22 ноября 2005 г.
“
Суд присяжных: российский вариант”, С. Пашин, “Конституционное право: восточноевропейское обозрение”, 1993, № 3.Автор начинает статью с описания кризисной ситуации в стране сложившейся после распада СССР.
Далее, рассмотрена ч. 1 статьи 166 Конституции, с учетом Закона РСФСР от 1 ноября 1991 года “Об изменения и дополнениях Конституции РСФСР”, закрепляющая возможность участия присяжных заседателей, народных заседателей в суде первой инстанции и последующие результаты данного изменения.
Также автор рассматривает причины противодействия прокуратуры проекту закона об альтернативном судопроизводстве, направленном Президентом в Верховный Совет РФ 10 января 1993 года и Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, УПК РСФСР, УК РСФСР, КОАП РСФСР” от 16 июля 1993 года, который стал правовой основой введения суда с участием присяжных заседателей.
Автор отмечает, что российский суд присяжных существенно отличается от зарубежных аналогов.
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
“Актуальные проблемы участия представителя в гражданском процессе”, В. Баранов, А. Приженникова, “Арбитражный и гражданский процесс”, 2006, № 2.
В данной работе авторы затрагивают следующие проблемы и вопросы:
А) вопрос о праве представителя признавать им обстоятельства дела;
Б) вопрос о соблюдении порядка оформления передоверия;
В) проблему доступности услуг адвоката;
Г) проблему, связанную с возмещением расходов на оплату услуг представителя для лиц, которые не являются малоимущими;
Д) вопрос приведения в соответствие Закона “Об адвокатской деятельности в РФ” с положениями Конституции РФ.
“Актуальные проблемы надзорного производства в гражданском процессе”, А.В. Власов, “Арбитражный и гражданский процесс”, 2005, № 10.
В статье рассмотрен ряд проблемных вопросов:
1) Возбуждение надзорного производства по ГПК РФ 2002 г.
Автор полагает, что новый порядок возбуждения надзорного производства фактически не изменил старый, не признаваемый Европейским судом в качестве эффективного средства правовой защиты.
2) Проблема обоснованности судебных определений об отказе в истребовании дела.
3) Разумность сроков.
Автор оращает внимание, на то, что согласно закону судья может более восьми месяцев фактически решать один лишь единственный вопрос: может ли быть данное дело рассмотрено по существу в надзорной инстанции Верховного Суда РФ или нет?
4) Проблема “дублирования надзорного производства”.
Автор полагает, что постановление надзорной инстанции, принятое по делу, должно быть окончательным, и не должно происходить дублирование одного и того же процесса.
5) Беспристрастность судей в надзорной инстанции.
По мнению автора, очевидно, что лицо, внесшее протест в порядке надзора, не может затем рассматривать его. Такая практика явно противоречит как российскому законодательству, так и ст. 6 Европейской конвенции по правам человека и практике Европейского суда.
Также статья содержит предложения по совершенствованию и решению существующих проблем.
“Принцип ограниченного участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел”, Е.Р. Ергашев, “Арбитражный и гражданский процесс”, 2007, № 2.
Автор говорит об ограничении участия прокурора в рассмотрении гражданских и арбитражных дел, как о проблеме, так как российский гражданин в силу сложившихся обстоятельств еще не готов к самостоятельному общению с судебной системой.
Е.Р. Ергашев считает, что ограничение полномочий прокурора в данной области, необоснованно и усложняет доступ к правосудию.
“Надлежащее извещение в гражданском процессе”, И. Идрисов, “Законность”, 2005, № 11.
Автор рассматривает проблему надлежащего извещения истца. Это проблема актуальна, так как ответчик с целью затягивания процесса, может игнорировать почтовые извещения и не являться за получением судебной повестки или заказного письма, направленного судом в его адрес.
Автор обращает внимание на то, как проблема надлежащего извещения решена АПК, и считает, что целесообразно аналогично решить ее и в ГПК.
“Недобросовестное использование права на судебную защиту в гражданском и арбитражном процессе”, И. Ильин, “Арбитражный и гражданский процесс”, 2006, № 11.
Автор пишет о проблеме, совершения преступлений, в частности мошенничества, посредством права участников гражданских правоотношений на судебную защиту.
И. Ильин подчеркивает, что арбитражные суды всегда являются ключевым звеном в рейдерских схемах. При этом судьи могут быть коррумпированы, могут добросовестно заблуждаться в силу низкой квалификации, могут действовать по закону, вынося решения на основе качественно сфальсифицированных доказательств.
“Участие прокурора в гражданском процессе”, М. Крутиков, Л. Исаева, “Законность”, 2006, № 1.
В статье говорится о проблемных вопросах процессуально-правового статуса прокурора в гражданском процессе, порожденных новым гражданским процессуальным законодательством, таких как:
1) ограничение круга гражданских дел с участием прокурора;
2) ГПК не раскрывает правовую категорию “заключение прокурора”, а также не закрепляет требований, предъявляемых к содержанию прокурорского заключения.
“Актуальные проблемы применения обеспечительных мер в гражданском и арбитражном процессе”, С. Кузнецов, “Арбитражный и гражданский процесс”, 2006, № 4.
Автор убежден, что применение обеспечительных мер в практике арбитражных судов и судов общей юрисдикции продолжает вызывать многочисленные острые вопросы, наличие которых позволяет говорить о недостаточной изученности данного правового института и о необходимости тщательного анализа вопросов, связанных с применением обеспечительных мер.
С. Кузнецов, предлагает способы совершенствования рассматриваемого института и его применения.
“Некоторые вопросы обеспечения принципа гласности гражданского процесса в условиях проводимой в России судебно-правовой реформы”, М.А. Кузьмина, “Арбитражный и гражданский процесс”, 2007, № 2.
В статье автор рассматривает следующие проблемы:
1) четко не урегулированы вопросы определения пределов обоснованности судейского усмотрения при вынесении определения о рассмотрении конкретного дела в закрытом судебном заседании;
2) отсутствие эффективной системы доступа к открытой судебной информации, прежде всего отсутствие публикаций судебных решений в СМИ, и в частности в сети Интернет, решений судов, вызывающих наибольший интерес со стороны общества.
3) отсутствуют единообразные принципы отбора подлежащих опубликованию решений суда первой инстанции.
“Диспозитивность сторон и активность суда – взаимоисключающие или составные части современного процесса?”, С.Г. Морозова, “Российская юстиция”, 2007, № 3.
Автор рассматривает проблему злоупотребления сторонами своими процессуальными правами, а также проблему активности суда в русле новой концепции гражданского судопроизводства.
“О некоторых проблемных вопросах исчисления сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел”, Г.В. Есаулов, В.З. Мохун, “Российский судья”, 2006, № 7.
Авторы говорят о том, что законодательство не содержит четкого ответа на вопрос о том, входит ли период времени, отведенный истцу для исправления недостатков, указанных в определении судьи об оставлении искового заявления без движения, в срок рассмотрения дела.
В статье приведен ряд суждений теоретического порядка, позволяющих раскрыть правовую природу срока рассмотрения и разрешения гражданского дела.
Авторы предлагают свой подход к рассматриваемой проблеме.
“К вопросу о применении обеспечительных мер в гражданском процессе”, А. Пшечук, “Арбитражный и гражданский процесс”, 2005, № 12.
В статье автор на примерах дает понять, что вопросу применения обеспечительных мер, не уделено должного внимания в науке гражданского процессуального права.
А. Пшечук напоминает, что институт обеспечения иска, гарантируя исполнение будущего судебного решения, и, в свою очередь, требует гарантии правильной и своевременной реализации принятых судом мер обеспечения.
“Реализация принципа публичности на отдельных стадиях гражданского процесса”, Е. Фоменко, “Арбитражный и гражданский процесс”, 2006, № 9.
Е. Фоменко говорит о том, что закрепленный нормой ст. 10 ГПК РФ принцип гласности судебного разбирательства нуждается в более широком законодательном толковании.
Автор видит необходимость распространения действия принципа гласности на стадию возбуждения гражданского дела.
“Прокурор в делах особого производства гражданского процесса”, А. Францифоров, “Законность”, 2006, № 6.
Недоумение автора вызывает ч. 3 ст. 45 ГПК, согласно которой неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для разбирательства дела.
А. Францифоров полагает, что это ухудшает качество рассмотрения дел определенных категорий и не только особого производства, в которых предусмотрено участие прокурора, и выносимых по ним решений, что чревато существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС
“Арбитраж единой инстанции”, С. Астахов, “Российская газета”, 2007, № 16 (602).
Автор обращает внимание на то, что председатель ВАС РФ Антон Иванов планирует разгрузить нижестоящие арбитражные суды, переложив их работу на Высший арбитражный суд РФ.
Рассматривая это нововведение С. Астахов, выделяет следующие проблемы:
1) полномочиями решать, какая норма должна применяться, а какая – нет, обладает исключительно законодатель;
2) нет ни малейшей гарантии, что суд первой инстанции сформулирует запрос адекватно ситуации в рассматриваемом деле;
3) на практике декларирование права нижестоящих судов обращаться в ВАС РФ за разъяснениями приведет к уже имеющемуся результату.
Также автор поднимает проблему пренебрежения судами единообразием практики.
“
Процессуальные проблемы взаимодействия третейских и арбитражных судов”, Р. Гимазов, “Арбитражный и гражданский процесс”, 2006, № 7.В статье рассматриваются две группы форм взаимодействия третейских и арбитражных судов: судоустройственная и судопроизводственная.
Автор говорит о двояком взаимодействии арбитражных и третейских судов в рамках судоустройственной формы (взаимодействия).
Р. Гимазов ставит вопрос о том в какой именно арбитражный суд должно передаваться на хранение дело, рассмотренное третейским судом.
Также говорится о том, что действующий АПК РФ не содержит унифицированного подхода при решении вопроса о территориальной подсудности дел, вытекающих из гл. 30.
Нормами действующего законодательства в судопроизводственной группе форм взаимодействия третейских и арбитражных судов выделяются 3 формы, которые описаны автором в данной работе.
Автор представляет варианты урегулирования поставленных в статье проблем.
“
Арбитражный процесс: принципы и приоритеты”, И. Дегтярев, “ЭЖ-Юрист”, 2005, № 44.Материалы данной статьи основаны на беседе Председателя Красноярского арбитражного суда Тамары Ивановны Машкиной с экспертом "ЭЖ-Юрист" Иваном Дегтяревым.
В процессе беседы эксперт ответил на следующие вопросы:
- Насколько удовлетворительно следует оценивать результаты реформы системы правосудия за последние 2 года? Удалось ли законодателю гарантировать стабильность законодательства?
- Насколько изменения в системе пересмотра судебных актов отразились на эффективности правосудия?
- Оправдал ли, по вашему мнению, себя на практике эксперимент с введением института арбитражных заседателей?
- Расскажите, пожалуйста, о наиболее сложных категориях дел, встречающихся в судебной практике. Какого рода споры выявляют несовершенство действующего законодательства?
- Насколько часто применяется упрощенное производство и насколько удачно его законодательное регулирование?
- Каково, на ваш взгляд, оптимальное с точки зрения практики решение вопроса о специализации в арбитражных судах?
“
Процессуальные противоречия судебной защиты публичных интересов”, Л. Егорова, “Законность”, 2006, № 1, 2.Автор говорит о том, что в процессуальном законодательстве роль прокурора как публичного представителя, действующего в любом процессе от имени государства, не получила законодательного отражения. Различный подход в ГПК и АПК к полномочиям прокурора, позволяет прийти к выводу о том, что в законодательстве нет определенности в вопросе о целях и задачах участия прокурора в суде.
Автор отмечает, что существующие противоречия процессуального законодательства, определяющие участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве, во многом обусловлены тем, что в процессуальной науке нет концепции защиты публичных интересов.
Л. Егорова предлагает способы устранения существующих пробелов и противоречий в законодательстве касающихся роли прокурора в гражданском и арбитражном процессах.
“Качество законов и деятельность арбитражных судов”, А.А. Иванов, “Журнал российского права”, 2005, № 4.
Данная статья представляет собой выступление Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванова на заседании ученого совета Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 16 марта 2005 года.
Основные темы поднимаемые А.А. Ивановым в своем выступлении:
- Подготовка законопроектов большим количеством ведомств, далеко не всегда в полной мере подготовленных к этой деятельности. Их проекты, часто друг с другом не согласованные, подчас одновременно, вносятся в законодательные органы.
- Существование в законодательстве некорректных норм. Не очень высокое качество многих законов общеизвестно, и его негативное влияние на суды происходит по нескольким направлениям (эти направления раскрыты в данной работе).
- Также Председатель ВАС РФ говорил о том, как повысить качество законов и что могли бы для этого сделать суды, и коротко о том, что можно изменить в практике и, прежде всего, в законодательном регулировании деятельности арбитражных судов.
“
Проблемы, возникающие в арбитражных судах, при разрешении дел из публичных правоотношений”, В. Павлючук, “Конституционное право: восточноевропейское обозрение”, 2003, № 2.Автор говорит о том, что вступление в силу 1 сентября 2002 года нового АПК стало знаковым событием, так как впервые за десять лет, прошедших с момента принятия последней Конституции РФ, законодательно было реализовано право физических и юридических лиц разрешать разногласия, возникающие между ними и государством, в режиме административного судопроизводства.
В. Павлючук, рассматривает новый АПК, ставит ряд проблемных вопросов по теме статьи, а так же говорит о наличии ряда курьезных положений, которые могут создать правоприменителю серьезные проблемы:
1) Арбитражным суды, при применении АПК РФ, сталкиваться с проблемой подсудности.
2) Проблема административных санкций (в данном случае речь идет о размерах административных штрафов).
3) Проблемы возникающие при назначении такого вида наказания, как дисквалификация.
4) У арбитражных судов возникают затруднения при применении части 2 статьи 4.4 АПК.
“
К вопросу о роли и пределах участия прокурора в арбитражном процессе”, Р.В. Нестерова, “Арбитражный и гражданский процесс”, 2006, № 12.Р.В. Нестерова ставит вопрос необходимости расширения полномочий прокурора в арбитражном процессе.
Автор предлагает модель регулирования пределов участия прокурора в арбитражном процессе. Представляется, что такая модель с одной стороны, обеспечит эффективную защиту публичных интересов, а с другой - позволит ограничить необоснованное вмешательство прокурора в частноправовые отношения субъектов экономической деятельности.
“
Высший Арбитражный Суд РФ поддерживает внутренние третейские суды, но не доверяет международному арбитражу”Примечание к документу
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 01.03.2006
Б.Р. Карабельников
Подготовлен для публикации в системах КонсультантПлюс.
Данный документ состоит из следующих разделов, из которых можно судить о его содержании:
1) Дела, связанные с решениями третейских судов;
2) Дела, связанные с приведением в исполнение и оспариванием решений международных коммерческих арбитражей.
3) Публичный порядок как зеркало отношения государственного суда к арбитражу.
4) Единообразие судебной практики должно быть основано на реальных судебных актах.
“
Суд и прокуратура: проблемы взаимодействия в условиях проведения судебно-правовой реформы”, Л.А. Прокудина, “Арбитражный и гражданский процесс”, 2002, № 5.Автор говорит, что в связи с проводимой в РФ судебно-правовой реформой возникла необходимость в определении места и роли прокуратуры в системе государственных органов, что породило серьёзные дискуссии. Одни выступают за резкое сужение сферы действия органов прокуратуры, изъятие у нее ряда полномочий, другие же убеждены в необходимости сохранения прокуратуры как многофункционального органа правоохраны и проведения реформирования ее институтов и структур в целях усиления защиты прав и свобод граждан, укрепления законности.
Рассмотрев обе позиции, автор приходит к выводу, что активное профессионально грамотное участие прокуроров в судебной деятельности - важная гарантия законности и эффективности судопроизводства.
“
Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой”, Ю. Скуратов, “Российская юстиция”, 1999, № 3.Автор подчеркивает, что качественно новое развитие получила в последнее время деятельность органов прокуратуры по участию в арбитражном судопроизводстве.
Далее автор рассматривает некоторые формы участия прокурора в судебной деятельности, однако приходит к выводу, что новые Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы 2002 года значительно сократили полномочия прокурора в суде, возродив к жизни дискуссию о процессуальном положении прокурора в процессе.
“
О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе”, В. Шобухин, “Арбитражный и гражданский процесс”, 2006, № 6.В статье показано несовершенство арбитражно-процессуального законодательства, в вопросах участия прокурора в процессе.
Автор ставит много проблем, таких как целесообразность расширения перечня исков и заявлений с которыми обращается в арбитражный суд прокурор, отсутствие в АПК возможности отвода и самоотвода прокурора и т.д.
В работе предлагаются пути возможного решения существующих проблем.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ
“
Какой будет административная юрисдикция?”, А. Власов, “Российская Юстиция”, 2002, № 11.В статье говорится о необходимости изъятия из судов общей юрисдикции и арбитражных судов дел административно-правового характера и передачи их на рассмотрение специализированных административных судов, и соответственно о необходимости создания новой отрасли права – административного процессуального.
Автор приводит три предлагаемые в настоящее время модели административного судопроизводства, но приходит к выводу, что они не решают существующей проблемы и предлагает свою модель административного судопроизводства.
“
Развитие системы административной юстиции в Российской Федерации”, В.Б. Дерновой, “Российская юстиция”, 2005, № 4.Обзор подготовлен автором по результатам круглого стола “Развитие административной юстиции в Российской Федерации”, который прошел в Государственной Думе РФ.
Приведенный текст содержит в себе мнения следующих экспертов на эту проблему: А. Москалец, В Радченко, О. Бойков, Г. Минх, Г. Ивлиев, Ю. Старилов, Т. Морщакова, С. Попов.
“
Судебная власть” под ред. И.Л. Петрухина.Параграф реферируемой монографии посвящен рассмотрению различных проектов создания специализированных административных судов и соответствующей дифференциации судебного процесса.
“
Административные суды: быть или не быть?”, В. Руднев, “Российская Юстиция”, 2002, № 9.В статье автор ставит проблему необходимости введения системы административных судов в Российской Федерации и пределов их компетенции.
“
Введение административного судопроизводства – конституционный долг законодателей”, П. Серков, “ Российская Юстиция”, 2003, № 12.Автор ставит вопрос об отсутствии полноценного административного судопроизводства в Российской Федерации.
В статье рассматривается проблема отсутствия единой процедуры рассмотрения дел вытекающих из административно-правовых отношений и проблема необходимости наличия у судей особой судейской квалификации.
“
Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции”, Ю.Н. Старилов, “Государство и право”, 2004, № 6.Автор рассматривает проблему необходимости выделения административного процесса в подотрасль административного права и создания административной юстиции в Российской федерации.
В статье приводятся точки зрения по вышеуказанным проблемам М.Я. Масленникова, И.В. Пановой, П.И. Кононова, В.В. Яркова. Автор предлагает варианты решения поставленных проблем.
“
Судебный контроль нормативных актов”, В.Н. Яценко, “Государство и право”, 2005, № 11.В статье говорится о проблеме отсутствия четкого законодательного разграничения компетенции по рассмотрению дел, связанных с непосредственным нормоконтролем.
Автор рассматривает следующие вопросы: контроля за законностью нормативных правовых актов, которые находятся уровнем ниже чем обозначенный в ст. 125 Конституции РФ; как должен поступить суд, если закон, подлежащий применению в конкретном деле, явно не соответствует Конституции РФ; оспаривания нормативных указов Президента. Так же в статье идет речь о проекте ФКЗ “О федеральных административных судах в Российской Федерации”.
“
О проблемах Формирования в Российской Федерации института административной процедуры”, Н. Салищева, Е. Абросимова, “Конституционное право: восточноевропейское обозрение”, 2002, № 4.Авторы рассматривают следующее:
1) Цель, предмет, сферу применения проекта федерального закона “Об административной процедуре”.
2) Административный акт. Понятия и признаки.
3) Основные принципы административной процедуры.
4) Другие предметы регулирования федерального закона “Об административной процедуре”, или структуру закона.
5) Стороны в административной процедуре.
6) Порядок рассмотрения административного дела.
7) Порядок пересмотра административного акта.
Административная юстиция в России: парадоксальное развитие”, Е. Абросимова, “Конституционное право: восточноевропейское обозрение”, 2002, № 2.
Автор начинает статью с нескольких замечаний теоретического характера, которые позволят бале четко определить сущность административной юстиции не только в условиях Российского государства, но и помогут понять ее место и роль в системе разделения властей как таковой.
Далее автор приводит некоторые моменты исторического характера.
Е. Абросимова говорит об определении соотношения понятий “административная юстиция” и “административный процесс”, приводит краткую характеристику конституционных и законодательных форм реализации полномочий судебного административного контроля в нашей стране.
В заключении автор делает некоторые выводы, исходя из приведенного в статье материала.