Описание проекта Фонда ИНДЕМ
“Судебная реформа в России: институционально-социетальный анализ трансформации, ревизия результатов, определение перспектив”
Постоянным объектом анализа в Фонде ИНДЕМ является судебная система России. В 2001 г., в частности, был подготовлен доклад “Судебная реформа: от концепции 1991 г. до сегодняшнего дня (попытка инвентаризации)”. Доклад стал предметом продуктивного обсуждения на весьма представительной конференции, организованной Фондом ИНДЕМ.
В 2005-2006 г. в рамках гранта, предоставленного Фондом Форда, и на основании реализации пилотного проекта, был подготовлен еще один доклад “Концепция комплексного исследования состояния и перспектив совершенствования судебной власти”. Подготовка и обсуждение данного документа осуществлялась при интеллектуальном и профессиональном содействии экспертов высшего уровня, включая судей Конституционного суда, Верховного суда и других. Концепция исследования, в которую были заложены новые идеи, была поддержана экспертами. В феврале 2007 г. Фонд ИНДЕМ начали реализацию данного проекта при поддержке Фонда Форда. Ниже излагается концепция данного проекта.
1. Краткое резюме проекта
В основу проекта заложены идеи, которые вытекают как из предварительной диагностики состояния судебной системы, осуществленной в рамках проекта “Концепция комплексного исследования состояния и перспектив совершенствования судебной власти”, так и из результатов других проектов, осуществленных Фондом ИНДЕМ. Предполагается, что дефекты и неудачи трансформации судебной системы от тоталитарной к либерально-демократической определяются следующими факторами:
В связи с этим предполагаемый проект ориентирован на анализ следующих мишеней:
При изучении каждой из мишеней предполагается в различной степени учитывать следующие факторы:
При этом анализ функционировании судебных систем и результаты этого функционирования должны осуществляться через призму системы критериев, характеризующих современную демократическую судебную систему.
Предполагается, что синтез результатов анализа по перечисленным направлениям позволит, во-первых, разработать новые подходы к трансформации судебной системы в России; во-вторых, в рамках нового подхода предложить конкретные шаги по трансформации российской судебной системы; в-третьих, даст модель нового подхода к планированию реформы судебной системы в других странах; в-четвертых, станет примером планирования модернизации или внедрения других институтов в транзитных странах. Результаты проекта будут отражены в серии публикаций, будут представляться на различных семинарах и специальной итоговой конференции.
2. Обоснование необходимости проекта
Качество функционирования судебной власти в России оценивается в настоящее время весьма противоречиво. С одной стороны, очевидно, что с момента официального одобрения в 1991 г. Концепции судебной реформы подавляющее число ее позиций нашли институциональное оформление, прежде всего, в Конституции РФ. И Президент РФ, и руководители высших судов считают, что судебная реформа в основном успешно завершена, и осталось лишь ее совершенствовать.
С другой стороны, социологические опросы граждан показывают очень низкий уровень доверия общества к судебной власти. Многие судьи, в том числе, весьма известные, полагают, что независимость, самостоятельность судебной власти остается пока не достигнутой целью. По утверждениям экспертов, доминирующим настроением судейского корпуса является страх. На неадекватность функционирования судебной системы, по мнению экспертов, указывает чрезмерный обвинительный уклон судебных приговоров. Эксперты, пресса, другие источники информации свидетельствуют о возврате “телефонного права”, о расширении других способов незаконного воздействия на судей, о вмешательстве председателей судов в судебные процессы. Отмечаются также длительные сроки рассмотрения дел, плохая работа судебных приставов и другие проблемы. Эксперты полагают, что само существовании вопроса о неисполнении судебных решений лишают судебную систему ее властных прерогатив. Неоднократно встречались суждения о тесном взаимодействии судов с прокуратурой. Последняя же оценивается как самый нереформированный институт в России, что негативно воздействует на функционирование судебной ветви власти. Наконец, эксперты указывали на зависимость состояния судебной системы от политических обстоятельств, подчеркивая, что монополизация власти неизбежно влечет усиление использования судебной власти для решения частных политических и корыстных задач.
Одним из наиболее распространенных обвинений судам является коррупция (что, впрочем, не выделяет их из других властных институтов). По данным диагностических исследований коррупции в России, осуществленных Фондом ИНДЕМ в 2001 и 2005 гг., выяснилось, что суммарная доля оценок деятельности высших судов как “Довольно бесчестных” или совершенно бесчестных выросла на пять и три процента соответственно; для деятельности нижестоящих судов этот рост составил соответственно восемь и шесть процентов.
Вместе с тем, совершенно отчетливо видно расширение практики защиты населением своих интересов в судах при большом количестве судебных решений в пользу граждан. Как отмечают эксперты, большой массив рутинных судебных решений, далеких от публичного внимания, адекватно “перемалываются” машиной судебной системы. Таким образом, складывается весьма противоречивая картина судебной системы.
Если пытаться рассматривать какие-либо итоговые критерии, характеризующие судебную систему, то они должны опираться на мнение граждан и их практику. Данные исследования Фонда ИНДЕМ и других исследовательских центров на этот счет таковы.
По данным аналитического центра “Левада-Центр” в 2005 году суды заслуживают доверия только у 16 % населения. По данным другой авторитетной социологической организации “Фонд общественного мнения” в 2004 году положительно оценивали деятельность судов и судей 26 %. При этом интересно, что на вопрос “Одни считают, что суд в России руководствуется в своих решениях только законом. Другие считают, что суд в России в своих решениях руководствуется не только законом, но и другими обстоятельствами. С каким мнением – с первым или вторым – вы согласны?” – 62 % согласились со вторым мнением.
А вот какую оценку судам дали респонденты в двух исследованиях Фонда ИНДЕМ при ответе на вопрос “Существуют различные суждения о судебной системе, о наших судьях. Как бы Вы оценили в этой связи следующие высказывания?” (в таблице даны частоты выбора ответа “Согласен”):
Варианты высказываний |
2001 год |
2005 год |
У нас в судах часто выигрывает дело тот, кто больше заплатит |
75,0% |
84,3% |
Многие не хотят обращаться в суд, поскольку не рассчитывают найти там справедливость |
78,6% |
83,6% |
Многие не хотят обращаться в суд, поскольку слишком дороги неофициальные затраты |
72,2% |
82,7% |
Очень часто какой-нибудь начальник может побудить судью принять нужное решение |
64,8% |
79,0% |
У нас судьи обладают такой неприкосновенностью, что они могут творить что угодно и совершенно безнаказанно |
39,2% |
52,8% |
Судьи плохо защищены, получают небольшую зарплату, поэтому некоторые из них начинают брать взятки |
46,0% |
37,6% |
Судьи слишком неквалифицированны, чтобы грамотно решать дела |
23,2% |
29,4% |
Теперь гражданин может прийти в суд и защитить свои права, найти справедливость |
17,1% |
28,0% |
Наконец-то у нас есть независимые суды и нормальная судебная система |
10,1% |
18,9% |
Виден отчетливый рост негативных оценок по всем позициям.
По данным нашего исследования 2001 г. примерно 14,5 % граждан хотя бы раз в году обращаются в суд для защиты своих прав и интересов. Меньше четверти из них выражают удовлетворенность от этой встречи с государством. По данным того же исследования 27 % граждан в течение двух последних лет испытывали потребность обратиться в суд, но отказались от этого. Таким образом, в целом вырисовывается картина низкого престижа судебной ветви власти, которая приводит к пониженному спросу на ее услуги. Это при том, что, вполне возможно, такая оценка не вполне заслужена и сформирована информационным фоном, опирающимся на скандальные стороны работы судебной системы.
Еще одним направлением интеллектуального поиска экспертов, совместно с Фондом ИНДЕМ участвовавших в анализе состояния судебной системы, были индивидуальные качества представителей судейского корпуса. Помимо страха, начавшего формироваться примерно с 2002 г. и ставшего психологической доминантой, указывалось на различные качества, влияющие на деятельность судей.
Наиболее важный вывод, к которому приходят эксперты – необходимы изменения как в нормативной базе судебной системы, так и в ее “среде обитания”. Вывод вполне логичный и подкрепляемый другими элементами анамнеза судебной власти. Вместе с тем, из пилотного проекта следует, что как в экспертных, так и в официальных суждениях смешиваются пороки (недостатки) институтов правосудия и предположения об их причинах; а при поиске последних называются далеко не все. Другими словами, отсутствует системное и объективное видение как реального состояния судебной системы (институциональное, функциональное и ментальное), причин такого состояния, так и путей решения главной задачи – приведения судебной власти в соответствие со стандартами правового государства. Недовольство состоянием судебной системы проявлялось, конечно, и в действиях властей по ремонту нормативной базы, и в появлении проектов новых концепций. Однако ответы на поставленные выше вопросы, даваемые новыми инициативами, отнюдь не очевидны.
Проблемы взаимодействия судебной власти с другими институтами, характеристиками политических режимов, с общественным сознанием периодически ставятся в научной литературе. Однако в подавляющем числе случаев либо рассматриваются изолированные конкретные взаимосвязи, либо взаимодействия трактуются как статические, вне исторического контекста институционального дрейфа. Задачи ставятся как поиск взаимовлияния изолированных свойств отдельных институтов, а не как взаимообусловленность свойств институтов, сформированная в процессе институционального дрейфа. Крайне редко анализируются неформальные и фоновые практики, их сопряжение с судебной системой.
Таким образом, как данные нашего пилотного исследования, так и анализ научного контекста подтверждают актуальность предлагаемого проекта именно в той его постановке, которая представлена в предыдущем разделе и которая более полно будет описана ниже. Нет сомнения, что необходима концентрация усилий комплексного анализа функционирования судебной системы в России на пересечении широкого взгляда из четырех пространств: исторического, институционального, социетального, сравнительно-страннового.
3. Цели и задачи проекта
Данный проект преследует две взаимосвязанные цели:
В соответствие с концепцией, изложенной в пилотном проекте, наш подход к достижению поставленных целей базируется на следующих соображениях.
В ходе разработки настоящей концепции были выработаны два основных методологических подхода, которые, будучи применены совместно, с одной стороны, обеспечат системность исследования, а, с другой, – помогут индивидуализировать исследование и его результаты применительно к современной российской государственности.
Подход первый. Проблема российской судебной системы имеет общие истоки с другими системными проблемами, к примеру, институтов рынка или других новых институтов, которые создавались на протяжении последних пятнадцати лет в процессе транзита. Эти общие истоки – в парадигме “высокой модернизации” (если пользоваться терминологией Джеймса Скотта). Она состоит в представлении о модернизации как процессе трансплантации “западных” институтов на иную социальную почву. Суть проблемы в том, что западная цивилизация выращивала эти институты. Это выращивание не было контролируемым проектом, но было процессом естественного генетического институционального дрейфа. В его ходе один институт наследовал другому, параллельно формировалась адекватная данному институту среда (включавшая другие институты), менялось сознание людей, их неформальные и фоновые практики и т.п.
Однако идеология и практика модернизации сводится к трансплантации или техническому проектному воссозданию института на иной социальной почве, обычно очень отдаленной от той, на которой произрастает тот же институт в “странах-донорах” (донорах, естественно, не денег, а институтов). Причины неудач подавляющего большинства модернизационных проектов как раз и кроются в том, что социальная среда, в которую имплантируют новый институт, отторгает его, переваривает, искажает и приспосабливает под свои нужды.
Таким образом, две главные проблемы определяют успех или неудачу при попытках установить новые для переходной государственности институты. Первая – крайне слабое понимание социальной почвы, на которую “пересаживается” новый институт. К тому же отсутствует описание базовых свойств той социальной почвы, на которой этот институт успешно функционирует в “странах-донорах”. Как итог – невозможность описать различие между этими социальными порядками в терминах, пригодных для более осмысленного проектирования не трансплантации, а выращивания института на новой почве. Вторая – никакой институт на своей родной социальной почве не существует изолированно. Он тесно взаимосвязан с другими институтами, с историей своего филогенетического дрейфа, с общественным сознанием и т.п. Поэтому перенос института на иную почву без учета этих связей приводит к искажению его функционирования.
Все перечисленные выше соображения мы предлагаем учесть в планируемом проекте. Для этого в программу предлагаемого проекта включены следующие компоненты:
Подход второй. Реальная картина состояния судебной системы может быть обрисована лишь во взаимосвязи формально-логических, организационно-политических, управленческих, социетальных, психологических условий и аттитюдов. Ведь поскольку предметом изучения является именно система, постольку и необходимо изучить все возможные факторы, влияющие как на ее построение, так и функционирование. Учитывая, что в любой социальной системе главным субъектом является человек, необходимо понять, как и в какой степени данные условия оказывают воздействие на мотивацию человека. Для получения такой объёмной (“стереоскопической”) картины наибольший эффект способен принести метод матрицы. Состоит он в следующем.
Вводятся четыре параметра:
Взаимосвязи данных параметров при анализе каждого показателя реализованности судебной реформы будут установлены путем “наложения” разных параметров друг на друга. Тем самым появляется возможность получить не только объемную и более реалистичную картину, но и понять, какой именно параметр оказывает большее, а какой – меньшее воздействие на состояние и эффективность функционирования судебной системы.
Описанный выше подход мы в целях данного проекта описываем термином институционально-социетальный анализ. Его схема представлена на следующем рисунке.
Рисунок 1.
Диаграмма, описывающая схему институционально-социетального анализа судебной системыДля достижения поставленных целей в рамках предлагаемого подхода планируется решение следующих задач (перечисляются задачи верхнего уровня на дереве задач):
4. Методы исследования
Комплексность подхода в данном проекте должна обеспечиваться, помимо прочего, комплексностью используемых следующих методов:
Фонд ИНДЕМ имеет богатый опыт применения перечисленных методов в ходе реализации различных проектов. Более того, Фонд ИНДЕМ в своей работе всегда отличался постоянной разработкой и внедрением новых методологических подходов и конкретных исследовательских методов наряду с постоянным применением наиболее передовых методов исследований, применяемых в социальных науках. Это дает основания для оптимизма в перспективе комплексного применения различных методов в данном проекте.
Одним из важных направлений работы в рамках проекта станет оценка и сравнение состояния судебной системы в разное время, а также сравнение различных судебных систем. В рамках пилотного проекта предлжена система критериев, которая, возможно, с некоторой модификацией, будет использоваться в проекте. Ниже описана эта система.
Итак, показателями, взятыми для сравнительного анализа, должны быть следующие (в скобках указаны соответствующие статьи Конституции РФ):
Однако названных показателей, как выяснилось (подтвердилось) в ходе пилотного исследования, недостаточно для полномасштабного и всестороннего описания состояния судебной системы. Поэтому предлагается ввести дополнительные показателей, среди которых:
5. Направления работы в ходе проведения проекта
Решение задач проекта предполагается организовать в рамках следующих направлений работы. Ниже они будут перечислены, как правило, с указанием основных задач и используемых инструментов.
0. Обеспечивающее направление
Это направление включает: создание Интернет-сайта проекта; создание реферированной базы данных научных публикаций по теме проекта (доступной на сайте проекта); организация издательской деятельности проекта; организация PR-сопровождения проекта. Кроме того предполагается учредить постоянно действующий семинар проекта. Семинары предназначены для научной координации работы по проекту, совместного обсуждения промежуточных результатов, генерации новых идей и коррекции промежуточных выводов.
1. Институционально-социетальный анализ судебной системы СССР
Такое описание должно быть сделано на момент перед началом ее реформирования уже в рамках России. История судебной системы и история реформ, начиная с царских, отражаются постольку, поскольку они накладывают свой отпечаток на то состояние судебной системы, которое мы фиксируем к 1991 г. При анализе судебной системы СССР и ее траектории мы оцениваем ее с позиций доктрины современной судебной реформы. Одновременно мы оцениваем ее с точки зрения советской судебной доктрины, сопоставляя обе упомянутые доктрины и их влияние, а также влияние друг на друга.
Задачи:
Инструменты:
2. Институционально-социетальный анализ судебной системы нескольких западных стран
Задачи:
3. Проблемы реформирования судебной системы в транзитных странах
Задачи:
Данное направление будет реализовываться в виде отдельного подпроекта и при специальном финансировании.
4. Институционально-социетальный анализ судебной системы в России
Задачи:
Инструменты:
5. Синтез результатов и разработка рекомендаций
Задачи:
6. Этапы проекта и их содержание
Вся совокупность работ по перечисленным выше направлениям разбита на три этапа. Ниже описано содержание каждого из трех этапов.
Этап 1
Этап 2 (12 месяцев)
Этап 3 (7 месяцев)
7. Ожидаемые результаты проекта
Мы ожидаем, что реализация данного проекта позволит найти ответы на многочисленные вопросы, многие из которых стимулировали данный проект.
Первая группа вопросов сводится к оценке Концепции 1991 года на предмет ее обоснованности, проработанность, системности, непротиворечивости в свете предпринятого в проекте анализа.
Вторая группа вопросов касается проверки известного тезиса о завершенности судебной реформы:
Третья группа вопросов касается целесообразности или нецелесообразности продолжения судебной реформы:
Четвертая группа вопросов нацелена на выявление субъективного отражения предназначения судебной реформы:
Наконец, пятая группа вопросов должна выявить препятствия на пути достижения целей судебной реформы:
Ответы на эти и другие вопросы должны помочь найти, выявить, получить: