План
исследований Фонда ИНДЕМ
на 2016 – 2018 гг.
В 2015 гг. заканчивается очередной трехлетний период исследований Фонда ИНДЕМ, тех исследований, которые были предусмотрены предыдущим планом. (см. 18.10.15 Фонд ИНДЕМ начинает публикацию результатов исследований 2013-2015 годов). Прошедший трехлетний период пришелся на тяжелые для общественных организаций России годы. Однако пустыми для нас они не стали. При поддержке Фонда Джона и Кэтрин Макартуров реализован трехлетний комплексный проект «Справедливость в представлениях и практике граждан и власти в России»; проведено сравнительное изучение правосознания судей, предпринимателей и населения. В рамках гранта, предоставленного Институтом «Открытое общество» разработана и апробирована методика оценки состояния административной юстиции. Усилиями экспертов фонда проведено диагностическое социологическое исследование коррупции в Республики Киргизия, в ходе которого впервые решались новые исследовательские задачи и применялись новые инструментальные разработки, в первую очередь – для изучения деловой коррупции. Там же разрабатывались новые идеи и подходы к планированию антикоррупционной политики и повышения эффективности государственного управления. В начале предшествующей трехлетки ИНДЕМ участвовал в большом проекте Фонда Кудрина по разработке реформы правоохранительной функции в России (http://komitetgi.ru/projects/70/). Наконец, впервые получен успешный уникальный опыт применения разработанного в ИНДЕМе байесовского подхода к сценарному прогнозированию в сфере оценки, выбора и разработки экономической стратегии в масштабе страны.
Ниже перечислены проекты, намеченные нами к реализации, отражающие общую направленность нашей работы. Эту общую направленность за нас давно сформулировал Иммануил Кант, сказав: «Любые реформы должны начинаться с реформы в головах». Мы убеждены в том, что многие дефекты, срывы и откаты назад, сопровождавшие ранее проводившиеся реформы в России, имеют одной из важных причин полное отсутствие серьезного представления об умах граждан, точнее – о состоянии массового сознания и сопряженных с ним социальных практик. Поэтому существенная часть нашей программы направлена на восполнение этого пробела.
Мы не предполагаем, что будут реализованы все перечисленные ниже проекты. Мы мыслим этот список как некоторое«меню», который будет интересен нашим потенциальным спонсорам, заказчикам и партнерам.
1. Коррупция
1.1. В 2013 году издана книга, подводящая итог десятилетнего исследования коррупции в России с помощью методов, разрабатываемых Фондом ИНДЕМ. Затем мы существенно продвинулись с помощью исследования в Киргизии. Кроме того, мы уже 10 лет не диагностировали деловую коррупцию. Поэтому мы планируем осуществить диагностическое социологическое исследование деловой коррупции в России. В нем будут применены новые разработанные нами методы. Во-первых, это альтернативные способы определения характеристик рынка деловой коррупции. Во-вторых, это изучение способов компенсации бизнесом его коррупционных издержек, что позволит оценивать долю затрат на коррупцию в цене конечного продукта.
1.2. Разработка антикоррупционной стратегии для России. На настоящий момент такого полноценного документа, учитывающего современную ситуацию в стране не существует. Было бы полезно подготовиться заранее.
1.3. Подготовка и издание книги: «Коррупция: понимать чтобы побеждать».
2. Международные сравнительные исследования
2.1. Диагностика коррупции социологическими методами. Опыт применения нашей методики в Киргизии показал справедливость максимы «Все познается в сравнении». Мы намерены искать возможность расширения географии применения нашей методики в других странах. То же самое касается и двух других направлений проведения сравнительных исследований, перечисленных ниже.
2.2. Экспертная оценка состояния судебной системы. Опыт применения разработанных нами методов экспертной оценки состояния судебной власти, представленный в книге Сатаров Г.А., Римский В.Л., Благовещенский Ю.Н. Социологическое исследование российской судебной власти. - СПб.: Норма, 2010 г. ( ), продемонстрировал продуктивность подхода. Для применения в сравнительных исследованиях разработанная нами экспертная анкета нуждается в некоторой адаптации, которая должна стать первой фазой любого международного проекта. Дальше разработанная методика может применяться без изменений.
2.3. Социологическая диагностика правосознания. В ходе реализации этого проекта мы не ограничились простым повторением расчетов на дополнительной выборке судей с последующим сравнением результатов, но существенно расширили фронт статистического и социологического анализа. Текст подготовленной к сдаче в издательство небольшой книге можно сейчас увидеть на нашем сайте ( ) и оценить возможности нашего подхода. В том виде, в котором наш инструментарий существует сейчас, он вполне применим (при минимальной адаптации) для сравнительного изучения постсоветских стран и стран бывшего «социалистического лагеря»).
3. Проекты, продолжающие и развивающие ранее реализованные проекты
3.1. Периодическая социологическая диагностика состояния судебной власти в России. В процессе реализации в 2007-2009 гг. проекта «Судебная реформа в России: институционально-социетальный анализ трансформации, ревизия результатов, определение перспектив» были собраны уникальные социологические и экспертные данные о состоянии судебной власти в стране, что позволило сформировать глубокое диагностическое описание правосудия. Эти результаты были признаны как экспертами, так и судейским сообществом. Представляется целесообразным с определенной периодичностью повторять это исследование, с тем чтобы иметь достоверные сведения о динамике судебной власти и ее месте в российском обществе. Проект предусматривает проведение двух социологических опросов на выборках граждан и предпринимателей, а также экспертного опроса.
3.2. Законодательный процесс и пути улучшения его качества. Состояние правосудия во многом определяется особенностями законотворческого процесса, его структурой, качеством, интенсивностью. Один из ключевых параметров, определяемых законотворческим процессом – стабильность-изменчивость законодательства. Предполагается изучить эту проблему на основании данных о принятии нормативно-правовых актов, анализа отдельных законов вместе с контекстом их принятия, интервью со специалистами, причастными к законотворческому процессу, с потребителями законов – судьями, адвокатами, предпринимателями и т.п.. В числе задач проекта – изучение причин и следствий имеющегося положения вещей. Вообще говоря, проблема стабильности-изменчивости законодательства – лишь частный случай более общей и сложной проблемы, на которую предполагается выйти, опираясь на более частную проблему. В России с начала 1994 г. и до сих пор обсуждается необходимость принятия «Закона о принятии законов». Задача проекта – обосновать его необходимость и представить набросок такого законопроекта.
3.3. Интернет-портал «Доступность правосудия».
Один из важных аспектов доступности правосудия – наличие и доступность информации, необходимой клиентам судебной системы. В процессе реализации проекта «Судебная реформа в России: институционально-социетальный анализ трансформации, ревизия результатов, определение перспектив», осуществлявшегося в 2007-2009 гг. Фондом ИНДЕМ, были выявлены информационные приоритеты различных социальных групп клиентов судебной власти. Эти и другие результаты наших исследований подтолкнули к идеи создания Интеренет-портала, который решал бы информационно-просветительские задачи для клиентов судебной власти. Планируется, что содержание и функциональные возможности Интернет-портала будут ориентированы на возможность его адаптации к нуждам конкретных субъектов федерации, с тем чтобы стать удобным инструментом в руках региональных омбудсменов. Планируется поэтапное построение портала, с тем чтобы на каждом этапе конечный результат мог передаваться в эксплуатацию. В рамках трехлетнего проекта, финансировавшегося Фондом Макартуров, было создано Техническое задание для такого информационного ресурса. Срок реализации полной версии – три года.
3.4. Свобода в представлениях и практике граждан и власти в России. Нетрудно видеть, что название проекта выдает его родословную. Это развитие проекта, посвященного проблеме справедливости, который завершается сейчас. Мы, во-первых, довольны полученными результатами завершающегося проекта. Во-вторых, мы полагаем, что требуемая полнота понимания состояния массового сознания может достигаться, когда мы изучение концепта «справедливость» дополняем изучением сопряженного с ним концепта «свобода». Такой проект также мыслится как комплексный, а реализация его займет три года.
3.5. Доверие в представлениях и практике граждан в России. У этого проекта те же корни, что и у предыдущего. «Доверие» - не менее сложная категория, а также не менее важная для функционирования государства, общества и экономики. Частично тема доверия была затронута в социологическом опросе проекта-предшественника. Анализ полученных результатов подтолкнул нас к необходимости более тщательной разработки темы. Поэтому данный проект мыслится также как большой и комплексный с трехлетним сроком реализации.