Всероссийская Гражданская Сеть

Московская Хельсинская группа

Фонд ИНДЕМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ЧТО БУДЕТ С РОССИЕЙ?

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ

2008 - 2009»

октябрь 2008 г.

 

Аналитический доклад

 

Авторы доклада:

Г.Сатаров, Ю.Благовещенский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2008

 

Инициаторы и участники проекта

Данный небольшой  проект проводился под эгидой Всероссийской Гражданской Сети[1], организация проекта осуществлялась Московской Хельсинской группой, методическое обеспечение – Фонд ИНДЕМ. В качестве экспертов выступали: Е.М.Альбац, А.А.Аузан, Е.Ш.Гонтмахер, В.Л.Иноземцев, А.П.Кондауров, А.А.Кара-Мурза, А.Г.Левинсон, Л.В.Смирнягин (заочно свои экспертные предложения давал Э.А.Паин).

Предварительную подготовку списков сюжетов и событий (см. ниже) на основе анализа аналитических публикаций в прессе осуществляла М.Ю.Кречетова. Математические расчеты по результатам экспертизы проводил Ю.Н.Благовещенский. Модерирование финального мозгового штурма – Г.А.Сатаров. Проект осуществлялся в течение октября 2008 г.

Наш подход к прогнозированию

Мы понимаем, что узнать будущее невозможно. Можно лишь представить себе его возможные варианты (сценарии); оценить их шансы; прикинуть, как наши сегодняшние действия влияют на эти шансы. Такое знание может помочь политическому планированию, которое направлено на уменьшение шансов негативных сценариев и увеличение позитивных. Кроме того, мы понимаем, что моделируем не будущее, а представление о нем экспертного сообщества. Но это не умаляет ценность таких прогнозов. Хотя бы потому, что иные невозможны. Но есть более важное соображение: наше мнение о будущем может влиять на него.

Таким образом, задача прогноза, подобного приведенному в этом докладе, - стимулировать нашу интуицию, обращенную к будущему, помочь общественным дискуссиям на эту тему и, тем самым, повлиять на будущее. Оно более чем достойно подобных обсуждений. Прошлое уже прошло, настоящее быстротечно, и вся наша жизнь – в будущем. По сравнению с этим очевидным обстоятельством, мы уделяем будущему крайне мало внимания.

Описание методики прогноза

В данном проекте прогноз основан на специфических методах отчуждения и структурирования экспертного знания и экспертных оценок. Эти данные подвергаются специальному статистическому анализу. В результате появляется возможность структурировать «варианты будущего» и оценивать шансы этих вариантов.

Методы статистического анализа экспертных данных, применяемые в проекте, разрабатывались в Фонде ИНДЕМ с 1998 г. и использовались при решении различных прикладных задач. Первое использование этой методики для сценарного прогнозирования осуществлено в 2005 г. в партнерстве с Международным республиканским институтом[2].

Итак, мы структурируем возможные «варианты будущего» с помощью понятия сценария. Сценарии – это возможные варианты развития политических событий в России, объединенных общей логикой развития. Под сценарием можно понимать тенденцию, вектор развития страны к некоторому состоянию. Это сродни заполнению пропуска в следующей незаконченной фразе, произносимой экспертом: «Страна определенно движется к …». В этом смысле сценарий – это процесс, не обязательно нечто ставшее, но становящееся, с ясными признаками возможного будущего. Эти сценарии приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Сценарии, рассматривавшиеся при сценарном прогнозировании

Название сценария

Описание сценария

1

Вялая
Россия

Это инерционный сценарий, отражающий сохранение текущих тенденций неустойчивости и потенции любых других сценариев. Реформы спорадические и часто имитационные, власть слаба и неэффективна, элиты разрозненны, общество демобилизовано.

2

Диктатура развития

Ужесточение режима силами группировки, которая берет на себя ответственность за «наведение порядка» в стране, «прекращение воровства и беззакония ради ускорения модернизации». Этакий пиночетовский вариант.

3

Охранная диктатура

Резкое ужесточение режима ради сохранения власти действующей группировки или какой-либо ее части, побеждающей других конкурентов. В сфере модернизации продолжается имитация вместе с воровством.

4

Революция

Нелегитимная или квазилегитимная смена режима с опорой на уличную активность больших групп населения. Несущественна реальная политическая окраска сил, перехватывающих власть.

5

Smart
Russia

Движение к модернизации по западному сценарию, восстановление нормальной политической конкуренции, повышение эффективности правовых институтов и т.п.

Данный вариант сценарной структуры разрабатывался в Фонде ИНДЕМ довольно давно, использовался для разных прогнозных исследований, в том числе – в проекте 2005 г. Мы решили для сопоставимости сохранить список сценариев и их описание.

Текущий политический процесс мы будем структурировать с помощью понятия сюжета. Трудно дать точное определение сюжетам. Легче объяснить на примерах: отставка правительства, изменение общественного мнения, изменение цен на нефть и т.п. В процессе проведения экспертизы (см. следующий раздел) были отобраны следующие сюжеты.

Таблица 2. Сюжеты, рассматривавшиеся при сценарном прогнозировании

1

Развитие кризиса

2

Антикризисная политика государства

3

Судьба резервов

4

Цены на нефть

5

Инфляция

6

Судьба системообразующих госкорпораций

7

Международный финансово-экономический кризис

8

Переход крупной частной собственности под контроль групп, аффилированных с государством под предлогом необходимости преодоления финансового и экономического кризиса

9

Тандем Путин-Медведев

10

Изменение политической конфигурации наверху

11

Формы проявления конфликтов внутри элит

12

Отношение основных социальных групп к режиму

13

Резкое изменение режима как реакция на кризисные явления

14

Переход власти к группировке, не связанной с тандемом Путин-Медведев

15

Управляемость регионами авторитарным режимом для сохранения политической стабильности

16

Влияние природных и техногенных факторов

17

Доминирующее поведение различных массовых социальных групп

18

Появление влиятельных политических сил, независимых от режима и привлекательных для общества как альтернатива режиму

19

Доминирующие идеологемы общества, способные повлиять на режим

20

Идеологемы режима, которые он готов использовать для навязывания обществу

21

Проявление сепаратистских тенденций

22

Действия главных мировых игроков в отношении России

Каждый из сюжетов связан с небольшим набором событий. Каждое событие в этом наборе представляет собой тот или иной вариант развития (исхода) сюжета. Например, изменение цен на нефть (как сюжет) может быть исчерпано следующим набором событий: нет изменений, слабый рост, сильный рост, слабое падение, сильное падение. Тот или иной исход сюжета (событие) связан с другими исходами (событиями), влияет на них или подвержен их влиянию, сам по себе или в сочетании с другими исходами (событиями). Совокупность исходов (событий) и образуют сюжетную канву каждого из сценариев будущего, уменьшают или повышают шансы на их реализацию.

Исходы сюжетов (события) также определяются в ходе экспертизы. Мы ограничились, за редкими исключениями, назначением каждому сюжету трех, реже – четырех, исходов. В ходе экспертизы группа экспертов должны оценить шансы этих событий. Сами события-исходы приводятся в Таблице 1 Приложения. Здесь для примера приводится фрагмент этой таблицы вместе с присвоенными шансами, которые мы будем называть априорными.

Таблица 3. Пример набора событий и результата оценки априорных шансов (в процентах) для сюжета «Развитие кризиса»

1

Превзойдет масштабы кризиса 1998 г.

55

2

Будет сильным, но не страшнее кризиса 1998 г.

40

3

Можно сказать – «пронесет»

5

Центральная часть экспертной методики – оценка шансов тех же событий в предположении, что каждый из сценариев реализовался (апостериорных шансов). Т.е. эксперты должны представить себе конкретную ситуацию в стране через некоторое время (скажем, через год), при которой ясно, что политическое развитие пошло в рамках данного сценария (например, - «Революция»). Каковы шансы тогда каждого из рассматриваемых событий, произошли ли они, реализовались ли они при таком политическом тренде, стали ли эти события частью этого политического тренда. Практика показывает, и это неудивительно, что в этой «игре» оценивать шансы много легче. Так получается потому, что эксперты получают для оценивания шансов событий дополнительную апостериорную информацию о реализации конкретного сценария. Такая оценка условных шансов (вероятностей) событий делается для каждого сценария. Ниже приведен фрагмент результата такой экспертизы. Полностью результаты экспертизы приведены в таблице 2 Приложения.

Таблица 4. Пример результата оценки условных апостериорных шансов для сюжета «Развитие кризиса»

События

Сценарии

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Превзойдет масштабы кризиса 1998 г.

1

65

80

90

70

2

Будет сильным, но не страшнее кризиса 1998 г.

40

34

19

9

25

3

Можно сказать – «пронесет»

59

1

1

1

5

После этого, зная априорные шансы событий и условные апостериорные шансы событий для каждого сценария, можно подсчитать шансы каждого из сценариев на момент прогноза. В основе таких расчетов лежит последовательный байесовский анализ. Однако его результат в нашем случае будет зависеть от того, в какой последовательности мы будем перебирать сюжеты, вычисляя искомые вероятности сценариев с помощью байесовских рекуррентных соотношений. Поэтому байесовский анализ сочетается в нашем методе со статистическим моделированием равновероятных последовательностей сюжетов. Для каждой последовательности сюжетов вычисляются свои вероятности сценариев, а затем они усредняются по всем результатам моделирования (на самом деле процедура чуть сложнее, но это не очень существенно для понимания сути метода). Эти оценки мы будем называть ниже – байесовские оценки шансов (вероятностей) сценариев.

 

Проведение экспертизы

В отличие от прошлого проекта в 2005 г., использовалась другая экспертная процедура – т.н. метод Дельфи. На предварительной стадии формировались начальные списки сюжетов и событий, которые обсуждались с экспертами в заочном режиме. К началу основной стадии – мозгового штурма – было отобрано для обсуждения 36 сюжетов.

Мозговой штурм силами группы из восьми экспертов состоял из двух сессий (каждая по четыре часа). В течение первой сессии эксперты обсуждали и уточняли списки сюжетов и событий, одновременно формируя групповые оценки априорных шансов событий. В результате такой работы было отобрано 22 сюжета.

Присвоение шансов осуществлялось следующим образом. Сначала выделялись события с наибольшим и наименьшим шансами. Затем модератор по своему усмотрению, но учитывая результат обсуждения, проставлял шансы событий (результаты постоянно отображались на экране). После этого в процессе коллективного обсуждения эти шансы уточнялись.

Вторая сессия состояла в коллективной оценке апостериорных условных шансов для каждого из пяти сценариев. Процедура присвоения шансов была та же самая.

Основные результаты

Как уже было указано выше, таблицы 1 и 2 Приложения содержат экспертные оценки априорных и апостериорных шансов (вероятностей) событий для разных сюжетов. Сначала проанализируем априорные шансы событий.

Как можно видеть из Таблицы 1, содержащей список событий, эти события можно разбить на несколько групп. К первой группе относятся события, описывающие развитие кризиса (включая реакцию властей на кризис):

1. Развитие кризиса

3. Судьба резервов

4. Цены на нефть

5. Инфляция

6. Судьба системообразующих госкорпораций

7. Международный финансово-экономический кризис

8. Переход крупной частной собственности под контроль групп, аффилированных с государством под предлогом необходимости преодоления финансового и экономического кризиса

16. Влияние природных и техногенных факторов

Вторая группа – положение внутри властной элиты:

9. Тандем Путин-Медведев

10. Изменение политической конфигурации наверху

11. Формы проявления конфликтов внутри элит

13. Резкое изменение режима как реакция на кризисные явления

14. Переход власти к группировке, не связанной с тандемом Путин-Медведев

15. Управляемость регионами авторитарным режимом для сохранения политической стабильности

20. Иделогемы режима, которые он готов использовать для навязывания обществу

21. Проявление сепаратистских тенденций

Третья группа – состояние общества:

12. Отношение основных социальных групп к режиму

17. Доминирующее поведение различных массовых социальных групп

18. Появление влиятельных политических сил, независимых от режима и привлекательных для общества как альтернатива режиму

19. Доминирующие идеологемы общества, способные повлиять на режим

Наконец, самая маленькая, четвертая, группа – Россия и внешний мир – содержит два события:

2. Антикризисная политика государства[3]

22. Действия главных мировых игроков в отношении России

Учитывая эту классификацию, можно сказать, что эксперты:

·        приписывают кризису средний уровень тяжести;

·        не прогнозируют потрясений внутри власти;

·        прогнозируют пассивность общества и независимых политических сил;

·        не видят в обозримом будущем возможностей сближения с Западом.

В этом можно убедиться, анализируя таблицу 1 приложения и подсчитывая, сколь часто эксперты присваивали наибольшую вероятность событиям вроде «Сохранится статус-кво» или событиям, указывающим на умеренную негативную динамику. Такие варианты эксперты использовали много охотнее, чем более активные или резкие варианты. Тем самым эксперты рисовали довольно умеренную картину. Это определило главный результат: байесовские оценки вероятностей сценариев, приведенные на Рисунке 2, вслед за диаграммой результата расчетов проекта 2005 г., приводимой для сравнения.

Рисунок 1. Байесовские оценки шансов сценариев (в процентах) по экспертным оценкам, полученным в 2005 г.

Мы видим, что в 2005 г. лидировал сценарий «Вялая Россия». Следующие два места, примерно с одинаковым результатом, делили сценарии «Диктатура развития» и «Охранная диктатура». И два последние места с незначимым отличием друг от друга занимали сценарии «Революция» и «Smart Russia». В то же время, шансы всех пяти сценариев размещались в интервале от 10 до 30 процентов, т.е. не было ни явных лидеров, ни явных аутсайдеров. Такой небольшой разброс между вероятностями сценариев характерен для ситуации неопределенности (если не реальной, то, как минимум, в оценках экспертов). Это тем более интересно, что речь идет о периоде, который воспринимался и оценивался как довольно стабильный: режим контролировал все стороны политической и общественной жизни, а экономические перспективы были весьма радужны.

Теперь посмотрим на картину сценариев, выявленную в 2008 г.

Рисунок 2. Байесовские оценки шансов сценариев (в процентах) по экспертным оценкам, полученным в 2008 г.[4]

Здесь мы видим совершенно иную картину: два лидера и три аутсайдера с практически исчезающими шансами, причем лидером является «Диктатура развития». Причина такого результата будет установлена ниже при анализе условных апостериорных шансов событий.

Конкретное значение условного шанса некоторого события при условии, что реализовался данный сценарий, может быть проинтерпретировано как важность этого события для данного сценария. Простой сортировкой можно выделить те события, которые важны для каждого из сценариев. В Приложении приведены таблицы (с 3 по 7) с перечнем событий, важных для каждого сценария. В этих таблицах, как и везде ниже, когда события фигурируют сами по себе, они сформулированы иначе, чем в таблице 1 приложения – а именно так, чтобы не надо было дублировать название сюжета.

Мы видим из таблиц 3-7 Приложения, что в случае первых двух сценариев важным для сценариев событиям (с высокими апостериорными условными шансами) соответствуют в основной массе высокие априорные шансы: эксперты считают реальными события, корреспондирующиеся с этими двумя сценариями. В случае остальных трех сценариев картина противоположная: если событие важно для одного из этих трех сценариев, то, скорее всего, априорные шансы этого сценария будут оценены экспертами как невысокие. Например, мы видим, что трем последним сценариям соответствуют события, описывающие жесткое развитие кризиса. Однако эксперты занижают априорные шансы таких событий. То же самое касается и других типов событий: они довольно аккуратно распределяют свою важность между различными сценариями. Мы видим из таблиц 3-7 Приложения, что, к примеру, сценарию «Вялая Россия» соответствуют события, сохраняющие статус-кво. А для сценариев «Революция» или «Smart Russia» важны события, описывающие высокую общественно-политическую активность.

Сведения об апостериорных условных шансах позволяют расширить наш анализ еще по нескольким направлениям. Мы можем ввести понятие «важность события», имея в виду следующее сочетание свойств событий: для некоторых сценариев они имеют весьма высокие апостериорные шансы, а для других – весьма низкие. Такие события можно назвать важными «переключателями»; произойдет такое событие или не произойдет, важно для страны – она может пойти по тому или иному сценарию. Напротив, если событие не важно, то факт его осуществления не влияет на то, какой сценарий будет реализовываться. В качестве измерителя важности событий мы выбрали величину, равную среднему геометрическому двух статистик, которые вычисляются по пяти апостериорным условным шансам для каждого сценария рассматриваемого события; эти статистики – среднее арифметическое и стандартное отклонение пяти указанных чисел. Такой индикатор принимает высокие значения тогда, когда пять шансов разнообразны по величине и среди них есть высокие шансы. Следующие две таблицы содержат наиболее важные и наименее важные события.

Таблица 5. Список наиболее важных событий

код

события

важность

18-1

Не появится влиятельных политических сил, независимых от режима и привлекательных для общества как альтернатива режиму

53,04

9-2

Резкий конфликт в связке Путин-Медведев

50,32

14-3

Не произойдет перехода власти к группировкам за пределами нынешнего властного круга

49,48

11-3

Конфликты во властной группировке в высокой степени выходят в публичную сферу (включая влиятельные СМИ)

49,05

6-3

Сохранение статус-кво в положении госкорпораций

48,96

1-1

Финансово-экономический кризис в России превзойдет масштабы кризиса 1998 г.

46,28

22-3

В отношениях между федеральным центром и регионами сохранится статус-кво

45,15

8-1

Произойдет в массовых масштабах переход крупной частной собственности под контроль групп, аффилированных с государством

43,82

13-1

Мобилизация, концентрация власти, ужесточение режима как реакция на кризис

43,62

3-1

Золотовалютные резервы рухнут в связи с развитием кризиса

43,61

15-1

Управляемость  регионами режимом для сохранения политической стабильности сохранится практически на нынешнем уровне

41,69

Таблица 6. Список наименее важных событий

код

события

важность

22-4

Россия получит приглашение к глобальной интеграции для создания нового миропорядка

9,79

9-1

Проявление существенных противоречий в связке Путин-Медведев

8,89

22-2

Сепаратизм в России примет масштабный характер

8,51

2-3

Власть сделает ставку на политику экспансионизма

7,72

19-2

Доминирующей идеологемой в обществе, способной повлиять на режим, станет националистическая

6,81

20-3

Власть будет навязывать обществу либеральный популизм

6,05

20-2

Власть будет навязывать обществу националистическую идеологему

5,57

18-3

Влиятельная политическая сила, независимая от режима и привлекательная для общества как альтернатива режиму, появится на националистическом фланге

3,13

22-3

Россия получит приглашение к интеграции со стороны крупных игроков за пределами Запада

2,87

Заметим, прежде всего, что в Таблицу 6 вошли события, которые обладают низкими шансами по всем сценариям. Поэтому больший интерес представляют события из Таблицы 5. Весьма поучительно, что лидером по важности стало событие 18-1: «Не появится влиятельных политических сил, независимых от режима и привлекательных для общества как альтернатива режиму» с показателем важности 53,04. Как это событие «переключает» сценарии, можно увидеть с помощью диаграммы Рисунка 3.

Рисунок 3. Апостериорные условные шансы события «Не появится влиятельных политических сил, независимых от режима и привлекательных для общества как альтернатива режиму» для различных сценариев

Диаграмма рисунка 3 ясно демонстрирует: данное событие крайне важно для реализации обоих сценариев диктатуры и «Вялой России». Оно практически блокирует сценарий «Революция» и мало совместимо со сценарием «Smart Russia».

Второе по важности событие «Резкий конфликт в связке Путин-Медведев» имеет противоположную структуру апостериорных условных шансов. Оно практически блокирует сценарий «Вялая Россия», резко снижает шансы «Диктатура развития», но существенно способствует трем остальным сценариям, в разной степени более радикальным. Еще один пример важного события с иной структурой апостериорных условных шансов дает событие 3.1 «Золотовалютные резервы рухнут в связи с развитием кризиса». Его реализация тесно взаимосвязана с двумя сценариями – «Охранная диктатура» и «Революция», и слабо с остальными сценариями.

Как следует из приведенного анализа, события могут влиять на несколько сценариев, на один сценарий, или не влиять вообще. Поэтому отдельный интерес представляют события, которые влияют только на один сценарий: такие события характеризуют сценарии более точно. Их можно легко отобрать по Таблице 2 Приложения. Результаты этого отбора приведены в следующих трех таблицах. В них для сравнения приведены все апостериорные условные шансы, связанные с данными событиями. Таблиц оказалось только три, поскольку сценарий «Диктатура развития» не имеет специфических только для него событий, а сценарий «Охранная диктатура» притягивает, и то не очень убедительно, два события: 16-3 – «Влияние природных и техногенных факторов породит  масштабные кризисы» и 7-1 – «Аннигиляция мировой финансовой системы».

Таблица 7. Список событий, связанных только со сценарием «Вялая Россия»; 1 – «Вялая Россия», 2 – «Диктатура развития», 3 – «Охранная диктатура», 4 – «Революция», 5 – «Smart Russia»

код

события

1

2

3

4

5

1-3

Финансово-экономический кризис в России не достигнет серьезных масштабов, "пронесет"

59

1

1

1

5

17-1

В поведении различных массовых социальных групп ничего не изменится

75

7

1

1

5

13-3

Кризис не повлияет существенно на характер политического режима

98

1

1

34

1

12-3

Консолидации основных социальных групп не будет

80

20

20

9

30

Мы видим, что «собственные» события сценария «Вялая Россия» аккуратно соответствуют сути этого сценария.

Интересен небольшой набор «собственных» событий сценария «Революция». Два из них указывают на то, что, если революция будет иметь идеологическую окраску и энергетику, то она будет левая. Остальные два события интересны тем, что они имеют косвенное отношение к кризису, не будучи связанными с ним напрямую. Здесь кризис выступает в качестве катализатора таких событий как 15-3 «Обвальная потеря управляемости регионами режимом в части сохранения политической стабильности» и 21-1 «Возникнут отдельные требования о выходе из состава РФ со стороны субъектов федерации». Однако во время мозгового штурма эксперты были единодушны в следующем вердикте: потеря управляемости идет давно и неуклонно. Из этого следует, что у нее может быть своя логика саморазвития и ускорения, приводящая к финальной стадии обвала. А это может стимулировать и сепаратистские настроения. Таким образом, мы имеем дело с факторами дестабилизирующего сценария, не обязательно связанными с текущей ситуацией, в которой центральную роль играет финансово-экономический кризис.

Таблица 8. Список событий, связанных только со сценарием «Революция»; 1 – «Вялая Россия», 2 – «Диктатура развития», 3 – «Охранная диктатура», 4 – «Революция», 5 – «Smart Russia»

код

события

1

2

3

4

5

15-3

Обвальная потеря управляемости регионами режимом в части сохранения политической стабильности

1

1

5

75

1

18-4

Влиятельная политическая сила, незави-симая от режима и привлекательная для общества как альтернатива режиму, появится на левом фланге

1

5

1

65

8

21-1

Возникнут отдельные требования о выходе из состава РФ со стороны субъектов федерации

2

8

15

70

17

19-4

Доминирующей идеологемой в обществе, способной повлиять на режим, станет левая

13

10

4

60

15

Иное дело сценарий «Smart Russia». В нем кризис играет важную роль. На это указывает наличие в списке, представленном в Таблице 9, двух событий, которые с большей вероятностью возникают в условиях кризиса, нежели в условиях стабильности. Это события 13-2 «Аварийная либерализация режима как реакция на кризис» и 14-2 «Переход власти к группировке, не связанной с тандемом Путин-Медведев, по соглашению (сговору) элит», причем оба события имеют максимальные апостериорные условные шансы в списке событий из таблицы 9. Остальные события в некотором смысле самодостаточны, их появление очевидно: интеграция с Западом, распространение в обществе идеи демократии и появление влиятельной демократической политической силы. Очевидно, что речь идет о крайне маловероятных событиях в сегодняшней России. Поэтому и шанс сценария оказывается таким невысоким, в масштабах точности метода – неотличимым от нуля.

Таблица 9. Список событий, связанных только со сценарием «Smart Russia»; 1 – «Вялая Россия», 2 – «Диктатура развития», 3 – «Охранная диктатура», 4 – «Революция», 5 – «Smart Russia»

код

события

1

2

3

4

5

18-2

Влиятельная политическая сила, неза-висимая от режима и привлекательная для общества как альтернатива режиму, появится на демократическом фланге

1

4

1

25

60

19-3

Доминирующей идеологемой в обществе, способной повлиять на режим, станет демократическая

1

7

1

20

60

22-2

Россия получит приглашение к интеграции со стороны Запада

3

7

1

2

50

13-2

Аварийная либерализация режима как реакция на кризис

1

19

1

33

80

14-2

Переход власти к группировке, не свя-занной с тандемом Путин-Медведев, по соглашению (сговору) элит

1

1

30

4

75

Еще одно важное следствие из нашего анализа структуры апостериорных условных шансов сценариев состоит в том, что мы можем говорить о сходстве-различии сценариев. Сценарии близки, если близки наборы ассоциированных с ними событий и различны в противном случае. Это открывает возможности для формального анализа данных о сходствах-различиях между сценариями традиционными для таких данных методами. В нашем случае мы получили матрицу различий между сценариями как расстояния между пятью точками в 76-мерном пространстве, в котором каждая ось соответствовала одному событию, а координаты на оси соответствовали значениям апостериорных условных шансов. Метрикой в этом пространстве служила метрика L1 (сумма модулей разницы соответствующих апостериорных условных шансов). Полученная матрица расстояний анализировалась методом неметрического многомерного шкалирования, что позволило получить точное решение, отображающее пять точек-сценариев из 76-мерного пространства на плоскость. Результат приведен на следующем рисунке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 4. Графическое представление структуры сходств-различий между сценариями

Как следует из рисунка, антиподами по наборам событий являются две пары сценариев. Первая пара: «Вялая Россия» противостоит «Революции»; вторая пара: «Охранная диктатура» противостоит сценарию «Smart Russia». Правдоподобно предположение, что соседство сценариев может отображать и вероятности переходов между сценариями (при заданных условиях прогноза). Например, из сценария «Вялая Россия» вероятнее переход в «Диктатуру развития», чем в сценарий «Smart Russia». А из охранной диктатуры есть два вероятных пути: либо в «Диктатуру развития», либо в «Революцию».

Эти рассуждения о сходствах-различиях между сценариями будут сейчас подтверждены последним аналитическим сюжетом данного доклада. Будем предполагать, что шансы сценариев, определенные нами на основании экспертных оценок и представленные на Рисунке 2 – это наиболее правдоподобная на данный момент картина. А что если эксперты ошибаются, и на самом деле кризис будет острее? Вопрос можно поставить иначе: а что если через некоторое время выяснится, что кризис будет острее? Тогда ведь эксперты поменяли бы свои оценки? Или еще один возможный вопрос: а что будет, если в России вдруг возникнет влиятельная независимая оппозиция? Короче говоря, и говоря более общо: что будет с шансами сценариев, если изменить априорные оценки шансов событий или связанных групп событий.

В нашем исследовании мы попробовали это сделать тремя способами, варьируя, если пользоваться терминологией доклада 2005 г., канву событий. Первая канва: ужесточение кризиса; это означает, что шансы событий, сопряженных с большей жесткостью кризиса, повышаются. Вторая канва: увеличение общественно-политической активности. Третья канва: совмещение первой и второй. В таблице 8 Приложения приведены новые априорные шансы событий для трех экспериментов рядом с шансами, полученными от экспертов, из Таблицы 1 Приложения. Как можно убедиться, эти изменения последовательно отражают соответствующие сюжетные линии, но не радикальны по своим числовым значениям. В следующих трех рисунках представлены результаты расчетов новых вероятностей сценариев для наших трех умозрительных экспериментов.

Как мы видим из рисунка 5, рост шансов жесткого кризиса и его непосредственных последствий приводит к уменьшению шансов сценария «Вялая Россия» и росту шансов остальных сценариев, в первую очередь – чреватых нестабильностью, особенно – сценария «Охранная диктатура».

Тут важно еще раз напомнить, что используемые нами шансы сценариев не обязательно означают шанс реализации того или иного сценария. Напротив, чаще такой шанс характеризует тренд в сторону соответствующего сценария. Со временем этот шанс может меняться: расти по мере приближения к реализации сценария, или уменьшаться, если начинается переключение с одного сценария на другой. Такую динамику легко наблюдать практически «в режиме реального времени» особенно в моменты кризисов.

Рисунок 5. Байесовские оценки шансов сценариев (в процентах) по экспертным оценкам и при априорных шансах событий, соответствующих канве «Жесткий кризис»

Диаграмма Рисунка 6 демонстрирует несколько иной эффект. Усиление общественно-политической активности сохраняет шансы базового сценария «Диктатура развития», но при этом выравниваются шансы остальных сценариев. Тем самым, ситуация становится менее определенной. Может смущать рост на порядок шансов сценария «Революция», тем более, что он увязывается с ростом общественно-политической активности. А это может усугубить подозрения в пользе подобной активности. Однако нужно различать два вида активности: ту, которая существует постоянно и служит амортизатором от общественных потрясений, и ту, которая возникает, как в данном случае, как реакция на неадекватную политику власти, заводящей страну в тупик.

Рисунок 6. Байесовские оценки шансов сценариев (в процентах) по экспертным оценкам и при априорных шансах событий, соответствующих канве «Активное общество»

Это рассуждение подтверждается результатами третьего эксперимента, в котором жесткий кризис сочетается с активным обществом (Рисунок 7). В этих условиях выравниваются шансы трех сценариев: «Диктатура развития», «Революция» и «Охранная диктатура», причем два первых сценария становятся равно лидирующими. Именно в ситуации жесткого кризиса общественная активность становится одним из факторов определяющих реакцию на жесткость кризиса и неадекватность предпринимаемых властью мер.

Эти рассуждения – лишь одна из допустимых экстраполяций упрощенной модели, лежащей в основе нашего метода, на реальную жизнь. Но возможность такой экстраполяции и ее осмысленность служит одним из способов верификации модели. В качестве примера можно провести еще одну спекуляцию на тему модели и полученных в последнем эксперименте результатов. Мы имеем здесь дело с ситуацией, когда общество, привыкшее к уютной ситуации сценария «Вялая Россия», вдруг сталкивается с угрозой сценария «Революция». Но тут к его услугам оказывается выбор между двумя сценариями диктатуры, которые вместе почти в два раза вероятнее нежелательной революции.

Рисунок 7. Байесовские оценки шансов сценариев (в процентах) по экспертным оценкам и при априорных шансах событий, соответствующих канве «Жесткий кризис и активное общество»

Основные выводы

По сравнению с оценками шансов сценариев 2005 г., располагавшихся в небольшом диапазоне, в 2008 г. мы имеем иную ситуацию: два сценария лидируют – «Диктатура развития» и «Вялая Россия», а остальные сценарии имеют исчезающе малую вероятность. Такой результат обусловлен, прежде всего, экспертными оценками уровня кризиса. Они приписывают кризису умеренный уровень. Одновременно низко оценивается потенциал общественно-политической активности. Действия власти в условиях кризиса оцениваются как достаточно эгоистические в экономической сфере, умеренно-популистские в финансовой, осторожные – в политической. Но последовательной и ясной антикризисной политики эксперты не ожидают. Это оставляет высокий шанс для сценария «Вялая Россия», если только кризис не приобретет острые формы. Как показывают вычислительные эксперименты, обострение кризиса и рост общественно-политической активности перемещают массив шансов в сторону сценариев, не сопряженных со стабильностью. Причем во всех экспериментах шансы сценария «Smart Russia» не превосходили пяти процентов.

К числу весьма поучительных следует отнести тот факт, что наиболее важным событием, критически влияющим на развилки между сценариями, оказалось событие «Не появится влиятельных политических сил, независимых от режима и привлекательных для общества как альтернатива режиму». Это означает, что общественно-политическая активность как фактор стабилизации кризисов, как это было, к примеру, в 1998 г., будучи замороженной, превратилась в фактор нестабильности. Это еще раз указывает на различия между двумя кризисами. Одно из самых главных состоит в том, что Россия образца 1998 г. обладала автономными властными и общественными институтами, что сработало как амортизатор кризиса. Спустя десять лет эти автономии уничтожены, и это, во-первых, увеличивает нестабильность и, во-вторых, уменьшает шансы на выход из кризиса с позитивными эффектами.

Отдельно важно упомянуть о том, что в сфере внешнеполитической (сюжет «Действия главных мировых игроков в отношении России») эксперты приписывают наиболее высокие шансы событиям умеренно изолирующего толка («Им будет не до России» – 60 %, «Они будут дистанцироваться от России» – 20 %). На три события, трактующих приглашение России к различным вариантам интеграции, приходится только 12 % шансов. Наконец, ни одно событие из этого сюжета не входит в список важных событий ни для одного сценария. Что касается самой России, эксперты оценивают как маловероятный экспансионизм в политике и соответствующие ему действия (10 %), но еще меньше шансов приписывают западно-ориентированной интеграции (5 %).


Приложения

 

Таблица 1. Априорные оценки шансов событий (Р) по результатам мозгового штурма

номер
сюжета

Сюжет

номер события

Событие

P

1

Развитие кризиса

1

Превзойдет масштабы кризиса 1998 г.

55

2

Будет сильным, но не страшнее кризиса 1998 г.

40

3

Можно сказать – «пронесет»

5

2

Антикризисная политика государства

1

Изоляционизм

30

2

Западно-ориентированная интеграция

5

3

Экспансионизм

10

4

Отсутствие выраженной политики

55

3

Судьба резервов

1

Рухнут в связи с развитием кризиса

15

2

Будут активно использоваться для забрасывания деньгами проблем страны

80

3

Будут использоваться эффективно

5

4

Цены на нефть

1

Резкие скачки цен

20

2

Падение умеренное, временно компенсируемое резервами

40

3

Падение ниже критического для российской экономики уровня

40

5

Инфляция

1

Резкий скачок с пучком негативных экономических и социальных последствий

35

2

Ускорение роста, но не шокирующее

55

3

Дефляция

10

6

Судьба системообразующих госкорпораций

1

Частичная потеря контроля со стороны государства

10

2

Возникновение убыточности

20

3

Сохранение статус-кво

70

7

Международный финансово-экономический кризис

1

Аннигиляция финансовой системы

3

2

Рецессия мировой экономики

30

3

Локальные рецессии

67

8

Переход крупной частной собственности под контроль групп, аффилированных с государством под предлогом необходимости преодоления финансового и экономического кризиса

1

Произойдет в массовых масштабах

50

2

Будет в небольших масштабах

45

3

Не произойдет

5

Таблица 1. Априорные оценки шансов событий (Р) по результатам мозгового штурма (Продолжение)

9

Тандем Путин-Медведев

1

Появление существенных противоречий

50

2

Резкий конфликт

20

3

Сохранение нынешней ситуации

30

10

Изменение политической конфигурации наверху

1

Отставка Правительства

5

2

Отставка Президента

5

3

Ситуация в целом сохранится

90

11

Формы проявления конфликтов внутри элит

1

Конфликты происходят «под ковром»

15

2

Конфликты в небольших объемах выходят в публичную сферу (включая влиятельные СМИ)

80

3

Конфликты в высокой степени выходят в публичную сферу (включая влиятельные СМИ)

5

12

Отношение основных социальных групп к режиму

1

Доминирует консолидация вокруг режима

20

2

Доминирует консолидация против режима

20

3

Консолидации не будет

60

13

Резкое изменение режима как реакция на кризисные явления

1

Мобилизация, ужесточение режима

30

2

Аварийная либерализация режима

10

3

Ситуация сохраняется

60

14

Переход власти к группировке, не связанной с тандемом Путин-Медведев

1

Силовой захват власти

7

2

Смена власти по соглашению элит

3

3

Не произойдет

90

15

Управляемость регионами авторитарным режимом для сохранения политической стабильности

1

Управляемость сохранится практически на нынешнем уровне

30

2

Очаговая потеря управляемости

50

3

Обвальная потеря управляемости

20

16

Влияние природных и техногенных факторов

1

Не проявятся существенно

75

2

Очаговые кризисы

20

3

Масштабные кризисы

5

17

Доминирующее поведение различных массовых социальных групп

1

Ничего не изменится

5

2

Разрозненные проявления недовольства

75

3

Антирежимные консолидация и политизация

15

4

Консолидация вокруг режима

5

18

Появление влиятельных политических сил, независимых от режима и привлекательных для общества как альтернатива режиму

1

Не появится

55

2

Появится на демократическом фланге

12

3

Появится на националистическом фланге

5

4

Появится на левом фланге

28

Таблица 1. Априорные оценки шансов событий (Р) по результатам мозгового штурма (Окончание)

19

Доминирующие идеологемы общества, способные повлиять на режим

1

Имперская

15

2

Националистическая

5

3

Демократическая

5

4

Левая

25

5

Доминирование не проявится

50

20

Иделогемы режима, которые он готов использовать для навязывания обществу

1

Имперская

35

2

Националистическая

5

3

Либеральный популизм

12

4

Социальный популизм

18

5

Лавирование

30

21

Проявление сепаратистских тенденций

1

Возникнут отдельные требования о выходе из состава РФ

8

2

Сепаратизм примет масштабный характер

2

3

Сохранится статус-кво

90

22

Действия главных мировых игроков в отношении России

1

Им будет не до России

60

2

Приглашение к интеграции со стороны Запада

5

3

Приглашение к интеграции со стороны других крупных игроков

2

4

Приглашения к глобальной интеграции для создания нового миропорядка

5

5

Они будут дистанцироваться от России

20

6

Доминирование агрессивной конкурентной политики в отношении России

8

 


Таблица 2. Апостериорные оценки условных шансов событий для разных сценариев по результатам мозгового штурма

 

Сюжет 1: Развитие кризиса

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Превзойдет масштабы кризиса 1998 г.

1

65

80

90

70

2

Будет сильным, но не страшнее кризиса 1998 г.

40

34

19

9

25

3

Можно сказать – «пронесет»

59

1

1

1

5

 

 

Сюжет 2: Антикризисная политика государства

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Изоляционизм

30

10

60

15

2

2

Западно-ориентированная интеграция

5

40

1

1

60

3

Экспансионизм

5

10

20

4

1

4

Отсутствие выраженной политики

60

40

19

80

37

 

 

Сюжет 3: Судьба резервов

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Рухнут в связи с развитием кризиса

5

30

90

90

5

2

Будут активно использоваться для забрасывания деньгами проблем страны

60

10

9

9

70

3

Будут использоваться эффективно

35

60

1

1

25

 

 

 

 

 

 

 

Сюжет 4: Цены на нефть

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Резкие скачки цен

17

30

25

5

20

2

Падение умеренное, временное компенсируемое резервами

80

20

5

5

70

3

Падение ниже критического для российской экономики уровня

3

50

70

90

10

 

Сюжет 5: Инфляция

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Резкий скачок с пучком негативных экономических и социальных последствий

5

10

70

70

5

2

Ускорение роста, но не шокирующее

90

60

5

12

65

3

Дефляция

5

30

25

18

30


Таблица 2. Апостериорные оценки условных шансов событий для разных сценариев по результатам мозгового штурма (Продолжение)

Сюжет 6: Судьба системообразующих госкорпораций

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Частичная потеря контроля со стороны государства

1

1

1

20

35

2

Возникновение убыточности

9

9

19

70

60

3

Сохранение статус-кво

90

90

80

10

5

 

Сюжет 7: Международный финансово-экономический кризис

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Аннигиляция финансовой системы

1

2

60

25

1

2

Рецессия мировой экономики

14

70

35

74

50

3

Локальные рецессии

85

28

5

1

49

 

Сюжет 8: Переход крупной частной собственности под контроль групп, аффилированных с государством под предлогом необходимости преодоления финансвого и экономического кризиса

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Произойдет в массовых масштабах

20

60

85

85

1

2

Будет в небольших масштабах

40

39

14

14

29

3

Не произойдет

40

1

1

1

70

 

Сюжет 9: Тандем Путин-Медведев

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Проявление существенных противоречий

18

1

19

4

4

2

Резкий конфликт

2

39

80

95

95

3

Сохранение нынешней ситуации

80

60

1

1

1


Таблица 2. Апостериорные оценки условных шансов событий для разных сценариев по результатам мозгового штурма (Продолжение)

Сюжет 10: Изменение политической конфигурации наверху

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Отставка правительства

2

20

29

50

75

2

Отставка Президента

1

20

70

49

24

3

Ситуация сохранится

97

60

1

1

1

 

Сюжет 11: Формы проявления конфликтов внутри элит

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Конфликты происходят "под ковром"

90

60

5

1

1

2

Конфликты в небольших объемах выходят в публичную сферу (включая влиятельные СМИ)

8

30

30

4

4

3

Конфликты в высокой степени выходят в публичную сферу (включая влиятельные СМИ)

2

10

65

95

95

 

Сюжет 12: Отношение основных социальных груп к режиму

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Доминирует консолидация вокруг режима

15

45

45

1

5

2

Доминирует консолидация против режима

5

35

35

90

65

3

Консолидации не будет

80

20

20

9

30

 

Сюжет 13: Резкое изменение режима как реакция на кризисные явления

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Мобилизация, концентрация власти, ужесточение режима

1

80

98

33

19

2

Аварийная либерализация режима

1

19

1

33

80

3

Сохранение нынешней ситуации

98

1

1

34

1

 


Таблица 2. Апостериорные оценки условных шансов событий для разных сценариев по результатам мозгового штурма (Продолжение)

Сюжет 14: Переход власти к группировке, не связанной с тандемом Путин-Медведев

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Силовой захват власти

1

1

10

95

1

2

Смена власти по соглашению элит

1

1

30

4

75

3

Не произойдет

98

98

60

1

24

 

Сюжет 15: Управляемость регионами авторитарным режимом для сохранения политической стабильности

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Управляемость сохранится практически на нынешнем уровне

85

85

35

1

29

2

Очаговая потеря управляемости

14

14

60

24

70

3

Обвальная потеря управляемости

1

1

5

75

1

 

Сюжет 16: Влияние природных и техногенных факторов

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Не проявится существенно

85

70

10

33

33

2

Очаговые кризисы

14

15

35

33

33

3

Масштабные кризисы

1

15

55

34

34

 

Сюжет 17: Доминирующее поведение различных массовых социальных групп

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Ничего не изменится

75

7

1

1

5

2

Разрозненные проявления недовольства

15

50

80

28

43

3

Антирежимные консолидация и политизация

3

3

4

70

51

4

Консолидация вокруг режима

7

40

15

1

1

 


Таблица 2. Апостериорные оценки условных шансов событий для разных сценариев по результатам мозгового штурма (Продолжение)

Сюжет 18: Появление влиятельных политических сил, независимых от режима и привлекательных для общества как альтернатива режиму

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Не появится

97

90

97

1

30

2

Появится на демократическом фланге

1

4

1

25

60

3

Появится на националистическом фланге

1

1

1

9

2

4

Появится на левом фланге

1

5

1

65

8

 

Сюжет 19: Доминирующие идеологемы общества, способные повлиять на режим

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Имперская

4

55

26

5

1

2

Националистическая

2

3

19

5

4

3

Демократическая

1

7

1

20

60

4

Левая

13

10

4

60

15

5

Доминирование не проявится

80

25

50

10

20

 

Сюжет 20: Идеологемы режима, которые он готов использовать для навязывания общества

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Имперская

3

10

35

5

5

2

Националистическая

2

1

15

5

5

3

Либеральный популизм

2

9

1

5

15

4

Социальный популизм

15

15

35

5

5

5

Лавирование

78

65

14

80

70

 

 

Сюжет 21: Проявление сепаратистских тенденций

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Возникнут отдельные требования о выходе из состава РФ

2

8

15

70

17

2

Сепаратизм примет масштабный характер

1

2

25

5

3

3

Сохранится статус-кво

97

90

60

25

80

 


Таблица 2. Апостериорные оценки условных шансов событий для разных сценариев по результатам мозгового штурма (Окончание)

Сюжет 22: Действия главных мировых игроков в отношении России

Вялая Россия

Диктатура развития

Охранная диктатура

Рево-люция

Smart Russia

1

Им будет не до России

75

45

7

50

15

2

Приглашение к интеграции со стороны Запада

3

7

1

2

50

3

Приглашение к интеграции со стороны других крупных игроков

1

2

1

2

8

4

Приглашение к глобальной интеграции для создания нового миропорядка

2

15

1

2

25

5

Они будут дистанцироваться от режима

15

6

50

40

1

6

Доминирование агрессивной конкурентной политики в отношении России

4

25

40

4

1

 


Таблица 3. Для сценария «Вялая Россия» сопоставление апостериорных условных шансов событий (Q), важных для данного сценария, с априорными шансами тех же событий (P)

код

события

Q

P

13-3

Кризис не повлияет существенно на характер политического режима

98

60

14-3

Не произойдет перехода власти к группировкам за пределами нынешнего властного круга

98

90

10-3

Нынешняя властная конфигурация сохранится

97

90

18-1

Не появится влиятельных политических сил, независимых от режима и привлекательных для общества как альтернатива режиму

97

55

21-3

В отношениях между федеральным центром и регионами сохранится статус-кво

97

90

5-2

Рост инфляции, но не шокирующий

90

55

6-3

Сохранение статус-кво в положении госкорпораций

90

70

11-1

Конфликты во властной группировке происходят "под ковром"

90

15

7-3

Кризис ограничится локальными рецессиями в некоторых странах

85

67

15-1

Управляемость  регионами режимом для сохранения политической стабильности сохранится практически на нынешнем уровне

85

30

16-1

Влияние природных и техногенных факторов не проявится существенно

85

75

4-2

Будет умеренное падение цен на нефть, временное компенсируемое резервами

80

40

9-3

Сохранение нынешней ситуации в связке Путин-Медведев

80

30

12-3

Консолидации основных социальных групп не будет

80

60

19-5

В обществе не проявится никакой доминирующей идеологемы, способной повлиять на режим

80

50

20-5

Власть не будет навязывать обществу каких-либо монопольных идеологем, прибегая к лавированию

78

30

17-1

В поведении различных массовых социальных групп ничего не изменится

75

5

22-1

Главным мировым игрокам будет не до России

75

60

2-4

Власть не сможет осуществлять какую-либо последовательную политику

60

55

3-2

Золотовалютные резервы будут активно использоваться для забрасывания деньгами проблем страны

60

80

1-3

Финансово-экономический кризис в России не достигнет серьезных масштабов, "пронесет"

59

5

 

Таблица 4. Для сценария «Диктатура развития» сопоставление апостериорных условных шансов событий (Q), важных для данного сценария, с априорными шансами тех же событий (P)

код

события

Q

P

14-3

Не произойдет перехода власти к группировкам за пределами нынешнего властного круга

98

90

6-3

Сохранение статус-кво в положении госкорпораций

90

70

18-1

Не появится влиятельных политических сил, независимых от режима и привлекательных для общества как альтернатива режиму

90

55

21-3

В отношениях между федеральным центром и регионами сохранится статус-кво

90

90

15-1

Управляемость  регионами режимом для сохранения политической стабильности сохранится практически на нынешнем уровне

85

30

13-1

Мобилизация, концентрация власти, ужесточение режима как реакция на кризис

80

30

7-2

Рецессия мировой экономики

70

30

16-1

Влияние природных и техногенных факторов не проявится существенно

70

75

1-1

Финансово-экономический кризис в России превзойдет масштабы кризиса 1998 г.

65

55

20-5

Власть не будет навязывать обществу каких-либо монопольных идеологем, прибегая к лавированию

65

30

3-3

Золотовалютные резервы будут использоваться эффективно

60

5

5-2

Рост инфляции, но не шокирующий

60

55

8-1

Произойдет в массовых масштабах переход крупной частной собственности под контроль групп, аффилированных с государством

60

50

9-3

Сохранение нынешней ситуации в связке Путин-Медведев

60

30

10-3

Нынешняя властная конфигурация сохранится

60

90

11-1

Конфликты во властной группировке происходят "под ковром"

60

15

19-1

Доминирующей идеологемой в обществе, способной повлиять на режим, станет имперская

55

15

 

 

 

 

 

Таблица 5. Для сценария «Охранная диктатура» сопоставление апостериорных условных шансов событий (Q), важных для данного сценария, с априорными шансами тех же событий (P)

код

события

Q

P

13-1

Мобилизация, концентрация власти, ужесточение режима как реакция на кризис

98

30

18-1

Не появится влиятельных политических сил, независимых от режима и привлекательных для общества как альтернатива режиму

97

55

3-1

Золотовалютные резервы рухнут в связи с развитием кризиса

90

15

8-1

Произойдет в массовых масштабах переход крупной частной собственности под контроль групп, аффилированных с государством

85

50

6-3

Сохранение статус-кво в положении госкорпораций

80

70

1-1

Финансово-экономический кризис в России превзойдет масштабы кризиса 1998 г.

80

55

17-2

В поведении различных массовых социальных групп появятся разрозненные проявления недовольства

80

75

9-2

Резкий конфликт в связке Путин-Медведев

80

20

4-3

Падение цен на нефть ниже критического для российской экономики уровня

70

40

10-2

Отставка Президента

70

5

5-1

Резкий скачок инфляции с пучком негативных экономических и социальных последствий

70

35

11-3

Конфликты во властной группировке в высокой степени выходят в публичную сферу (включая влиятельные СМИ)

65

5

14-3

Не произойдет перехода власти к группировкам за пределами нынешнего властного круга

60

90

21-3

В отношениях между федеральным центром и регионами сохранится статус-кво

60

90

15-2

Очаговая потеря управляемости регионами режимом в части сохранения политической стабильности

60

50

2-1

Власть сделает ставку на политику изоляционизма

60

30

7-1

Аннигиляция мировой финансовой системы

60

3

16-3

Влияние природных и техногенных факторов породит  масштабные кризисы

55

5

 

 

 

 

 

Таблица 6. Для сценария «Революция» сопоставление апостериорных условных шансов событий (Q), важных для данного сценария, с априорными шансами тех же событий (P)

код

события

Q

P

9-2

Резкий конфликт в связке Путин-Медведев

95

20

11-3

Конфликты во властной группировке в высокой степени выходят в публичную сферу (включая влиятельные СМИ)

95

5

14-1

Силовой захват власти группировкой, не связанной с тандемом Путин-Медведев

95

7

3-1

Золотовалютные резервы рухнут в связи с развитием кризиса

90

15

1-1

Финансово-экономический кризис в России превзойдет масштабы кризиса 1998 г.

90

55

4-3

Падение цен на нефть ниже критического для российской экономики уровня

90

40

12-2

Доминирует консолидация против режима основных социальных групп

90

20

8-1

Произойдет в массовых масштабах переход крупной частной собственности под контроль групп, аффилированных с государством

85

50

2-4

Власть не сможет осуществлять какую-либо последовательную политику

80

55

20-5

Власть не будет навязывать обществу каких-либо монопольных идеологем, прибегая к лавированию

80

30

15-3

Обвальная потеря управляемости регионами режимом в части сохранения политической стабильности

75

20

7-2

Рецессия мировой экономики

74

30

5-1

Резкий скачок инфляции с пучком негативных экономических и социальных последствий

70

35

6-2

Возникновение убыточности системообразующих госкорпораций

70

20

21-1

Возникнут отдельные требования о выходе из состава РФ со стороны субъектов федерации

70

8

17-3

В поведении различных массовых социальных групп станут доминировать антирежимные консолидация и политизация

70

15

18-4

Влиятельная политическая сила, независимая от режима и привлекательная для общества как альтернатива режиму, появится на левом фланге

65

28

19-4

Доминирующей идеологемой в обществе, способной повлиять на режим, станет левая

60

25

 

Таблица 7. Для сценария «Smart Russia» сопоставление апостериорных условных шансов событий (Q), важных для данного сценария, с априорными шансами тех же событий (P)

код

события

Q

P

9-2

Резкий конфликт в связке Путин-Медведев

95

20

11-3

Конфликты во властной группировке в высокой степени выходят в публичную сферу (включая влиятельные СМИ)

95

5

13-2

Аварийная либерализация режима как реакция на кризис

80

10

21-3

В отношениях между федеральным центром и регионами сохранится статус-кво

80

90

10-1

Отставка правительства

75

5

14-2

Переход власти к группировке, не связанной с тандемом Путин-Медведев, по соглашению (сговору) элит

75

3

1-1

Финансово-экономический кризис в России превзойдет масштабы кризиса 1998 г.

70

55

20-5

Власть не будет навязывать обществу каких-либо монопольных идеологем, прибегая к лавированию

70

30

15-2

Очаговая потеря управляемости регионами режимом в части сохранения политической стабильности

70

50

3-2

Золотовалютные резервы будут активно использоваться для забрасывания деньгами проблем страны

70

80

4-2

Будет умеренное падение цен на нефть, временное компенсируемое резервами

70

40

8-3

Переход крупной частной собственности под контроль групп, аффилированных с государством не произойдет

70

5

12-2

Доминирует консолидация против режима основных социальных групп

65

20

5-2

Рост инфляции, но не шокирующий

65

55

6-2

Возникновение убыточности системообразующих госкорпораций

60

20

18-2

Влиятельная политическая сила, независимая от режима и привлекательная для общества как альтернатива режиму, появится на демократическом фланге

60

12

19-3

Доминирующей идеологемой в обществе, способной повлиять на режим, станет демократическая

60

5

2-2

Власть сделает ставку на политику западно-ориентированной интеграции

60

5

17-3

В поведении различных массовых социальных групп станут доминировать антирежимные консолидация и политизация

51

15


Таблица 8. Варианты априорных оценок шансов событий (последние четыре столбца таблицы); 1 – по результатам мозгового штурма; 2 – канва «жесткое развитие кризиса»; 2 – «высокая общественно-политическая активность»; 3 – сочетание 2 и 3. В столбцах 2-4 шансы указаны только для событий, шансы которых изменяются

номер

Сюжет

События

1

2

3

4

1

Развитие кризиса

1

Превзойдет масштабы кризиса 1998 г.

55

75

 

75

2

Будет сильным, но не страшнее кризиса 1998 г.

40

20

 

20

3

Можно сказать – «пронесет»

5

 

 

 

2

Антикризисная политика государства

1

Изоляционизм

30

60

 

60

2

Западно-ориентированная интеграция

5

 

 

 

3

Экспансионизм

10

 

 

 

4

Отсутствие выраженной политики

55

25

 

25

3

Судьба резервов

1

Рухнут в связи с развитием кризиса

15

65

 

65

2

Будут активно использоваться для забрасывания деньгами проблем страны

80

30

 

30

3

Будут использоваться эффективно

5

 

 

 

4

Цены на нефть

1

Резкие скачки цен

20

 

 

 

2

Падение умеренное, временно компенсируемое резервами

40

10

 

10

3

Падение ниже критического для российской экономики уровня

40

70

 

70

5

Инфляция

1

Резкий скачок с пучком негативных экономических и социальных последствий

35

65

 

65

2

Ускорение роста, но не шокирующее

55

25

 

25

3

Дефляция

10

 

 

 

6

Судьба системообразующих госкорпораций

1

Частичная потеря контроля со стороны государства

10

30

 

30

2

Возникновение убыточности

20

60

 

60

3

Сохранение статус-кво

70

10

 

10

7

Международный финансово-экономический кризис

1

Аннигиляция финансовой системы

3

40

 

40

2

Рецессия мировой экономики

30

40

 

40

3

Локальные рецессии

67

20

 

20

8

Переход крупной частной собственности под контроль групп, аффилированных с государством под предлогом необходимости преодоления финансового и экономического кризиса

1

Произойдет в массовых масштабах

50

75

 

75

2

Будет в небольших масштабах

45

20

 

20

3

Не произойдет

5

 

 

 

Таблица 8. Варианты априорных оценок шансов событий (последние четыре столбца таблицы); 1 – по результатам мозгового штурма; 2 – канва «жесткое развитие кризиса»; 2 – «высокая общественно-политическая активность»; 3 – сочетание 2 и 3. В столбцах 2-4 шансы указаны только для событий, шансы которых изменяются (Продолжение)

номер

Сюжет

События

1

2

3

4

9

Тандем Путин-Медведев

1

Появление существенных противоречий

50

 

 

 

2

Резкий конфликт

20

 

 

 

3

Сохранение нынешней ситуации

30

 

 

 

10

Изменение политической конфигурации наверху

1

Отставка Правительства

5

 

 

 

2

Отставка Президента

5

 

 

 

3

Ситуация в целом сохранится

90

 

 

 

11

Формы проявления конфликтов внутри элит

1

Конфликты происходят «под ковром»

15

15

 

15

2

Конфликты в небольших объемах выходят в публичную сферу (включая влиятельные СМИ)

80

15

 

15

3

Конфликты в высокой степени выходят в публичную сферу (включая влиятельные СМИ)

5

70

 

70

12

Отношение основных социальных групп к режиму

1

Доминирует консолидация вокруг режима

20

 

 

 

2

Доминирует консолидация против режима

20

40

 

40

3

Консолидации не будет

60

45

 

45

13

Резкое изменение режима как реакция на кризисные явления

1

Мобилизация, ужесточение режима

30

 

10

10

2

Аварийная либерализация режима

10

 

60

60

3

Ситуация сохраняется

60

 

30

30

14

Переход власти к группировке, не связанной с тандемом Путин-Медведев

1

Силовой захват власти

7

50

 

50

2

Смена власти по соглашению элит

3

 

 

 

3

Не произойдет

90

40

 

 

15

Управляемость регионами авторитарным режимом для сохранения политической стабильности

1

Управляемость сохранится практически на нынешнем уровне

30

 

17

17

2

Очаговая потеря управляемости

50

 

23

23

3

Обвальная потеря управляемости

20

 

60

60

16

Влияние природных и техногенных факторов

1

Не проявятся существенно

75

 

 

 

2

Очаговые кризисы

20

 

 

 

3

Масштабные кризисы

5

 

 

 

 

Таблица 8. Варианты априорных оценок шансов событий; 1 – по результатам мозгового штурма; 2 – канва «жесткое развитие кризиса»; 2 – «высокая общественно-политическая активность»; 3 – сочетание 2 и 3. В столбцах 2-4 шансы указаны только для событий, шансы которых изменяются (Окончание, приведены только те сюжеты, шансы событий в которых меняются)

номер

Сюжет

События

1

2

3

4

17

Доминирующее поведение различных массовых социальных групп

1

Ничего не изменится

5

 

5

5

2

Разрозненные проявления недовольства

75

 

25

25

3

Антирежимные консолидация и политизация

15

 

65

65

4

Консолидация вокруг режима

5

 

 

 

18

Появление влиятельных политических сил, независимых от режима и привлекательных для общества как альтернатива режиму

1

Не появится

55

 

20

20

2

Появится на демократическом фланге

12

 

22

22

3

Появится на националистическом фланге

5

 

10

10

4

Появится на левом фланге

28

 

48

48

 



[1] см. сайт www.civitas.ru.

[2] Изложение результатов проекта 2005 г. можно найти на сайте Фонда ИНДЕМ по адресу: http://www.indem.ru/satarov/KrRezRos2008.htm.

[3] Напомню, что по набору событий этого сюжета имеется в виду внешнеполитическая часть политики.

[4] Точность определения приведенных шансов определяется ошибкой, которая в худших вариантах не превосходит 5 % в абсолютном выражении для шансов близких к 50 %.