Федеральные законы о регулировании миграции и иностранной рабочей силы

Общественный Интернет-мониторинг и оценка представительной власти России в 2006 году

Результаты экспертизы № 4

11 – 20 ноября 2006 года

Содержание

Формулировка задания экспертам *

Ответы экспертов *

Лев Московкин, парламентский корреспондент газеты “Московская правда”, Москва *

Алещенко В., Бородихина Л., Калиновская Е., Шейко Д., Шинкевич С., эксперты Омской школы публичной политики – 2. *

Ещё один эксперт из Омской школы публичной политики, который не сообщил своей фамилии и имени *

Габдулла Исакаев, город Курган *

Очередная попытка регулирования процессов миграции и работы иностранных граждан на российском рынке *

Владимир Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ *

Формулировка задания экспертам

Экспертам предлагалось оценить недавно принятые Государственной Думой РФ Федеральные законы о регулировании миграции и иностранной рабочей силы, а также возможную практику применения норм:

  1. Проект Федерального закона № 290806-4 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции”, внесённый в Государственную Думу РФ 18.04.2006 группой депутатов и принятый ей в третьем чтении.

Комментарий. Определяет компетентные органы, осуществляющие властные полномочия в сфере миграции.

  1. Проект Федерального закона № 275919-4 “О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"”, внесённый в Государственную Думу РФ 06.03.2006 группой депутатов и принятый ей в третьем чтении.

Комментарий. Устанавливает упрощенные процедуры для выдачи разрешений на временное проживание в Российской Федерации и разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

  1. Проект Федерального закона № 311719-4 “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)”, внесённый в Государственную Думу РФ 20.06.2006 правительством РФ и принятый ей в третьем чтении.

Комментарий. Усиление ответственности (увеличение штрафов) за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

С текстами проектов этих Федеральных законов и пояснительных записок к ним можно ознакомиться на официальном сайте Государственной Думы РФ http://www.duma.gov.ru/ (раздел “Законодательная деятельность ГД”, в нём – “Законопроекты”, поиск по номерам законопроектов) или на сайте Агентства консультаций и деловой информации “Экономика и жизнь” http://www.akdi.ru/gd/ (раздел “Государственная Дума РФ”, в нём разделы “Законопроекты” и “Пленарные заседания”).

Экспертам предлагалось по возможности кратко, конкретно и с приведением необходимых обоснований своих позиций ответить на следующие 8 вопросов:

  1. Насколько актуально, необходимо было изменить состав органов власти, осуществляющих управление процессами миграции, упростить процедуры регистрации и увеличить штрафы за незаконное привлечение к трудовой деятельности нелегальных иммигрантов?
  2. Насколько хорошо проработаны эти нормы этих федеральных законов с юридической точки зрения?
  3. Насколько действием норм этих федеральных законов будут обеспечены и защищены экономические интересы российских граждан?
  4. Насколько действием норм этих федеральных законов будут обеспечена и защищена безопасность российских граждан?
  5. Как введение в действие норм этих федеральных законов повлияет на развитие российской экономики в ближайшей и в среднесрочной перспективе?
  6. Какие субъекты экономической деятельности выиграют от введения в действие норм этих федеральных законов, а какие проиграют?
  7. Интересам каких социальных групп соответствуют нормы этих федеральных законов, интересам каких социальных групп они противоречат?
  8. Каковы будут социальные последствия применения норм этих федеральных законов на уровне городов и местных сообществ, регионов и Федерации в целом в ближайшей и в среднесрочной перспективе?

Ответы экспертов

Лев Московкин, парламентский корреспондент газеты “Московская правда”, Москва

  1. Насколько актуально, необходимо было изменить состав органов власти, осуществляющих управление процессами миграции, упростить процедуры регистрации и увеличить штрафы за незаконное привлечение к трудовой деятельности нелегальных иммигрантов?
  2. Актуально, только не это заложено в закон, а нечто противоположное, ведь ФМС никакой ответственности не несет. Т.е. в миграционной сфере создается нечто вроде Госнаркоконтроля, причем закон о ФМС штампует указ, он принят в ускоренном порядке и практически не обсуждался. В то же время прошло несколько сопутствующих законов, включая те, которые вы указали, подкрепляющие ФМС. Вряд ли они будут действовать по номиналу.

  3. Насколько хорошо проработаны эти нормы этих федеральных законов с юридической точки зрения?
  4. Да никак. Эта цель не ставилась, как, например, с “дачной амнистией” и многими другими законами. А в своей цели проработаны идеально.

  5. Насколько действием норм этих федеральных законов будут обеспечены и защищены экономические интересы российских граждан?
  6. Трудно сказать, для россиян последствия конечно есть, но видимо непрямые.

  7. Насколько действием норм этих федеральных законов будут обеспечена и защищена безопасность российских граждан?
  8. Граждане России вроде к этому не имеют отношения, хотя могу ошибаться, изменения вносятся в большое число законов.

  9. Как введение в действие норм этих федеральных законов повлияет на развитие российской экономики в ближайшей и в среднесрочной перспективе?
  10. Грубо говоря, если работают в России только иностранцы, они и использующие их труд компании будут жестко контролироваться ФМС, на которую и жалобы-то не предусмотрены (не нашел).

  11. Какие субъекты экономической деятельности выиграют от введения в действие норм этих федеральных законов, а какие проиграют?
  12. ФМС как теневой субъект этой самой деятельности. Там же предусмотрено прекращение деятельности предприятия до трех месяцев, если так, то будет новый инструмент передела рынка.

  13. Интересам каких социальных групп соответствуют нормы этих федеральных законов, интересам каких социальных групп они противоречат?
  14. Чиновникам соответствуют, нормальных людей наоборот.

  15. Каковы будут социальные последствия применения норм этих федеральных законов на уровне городов и местных сообществ, регионов и Федерации в целом в ближайшей и в среднесрочной перспективе?

Можно предполагать узаконивание сложившегося положения с большим числом наглых “левых” мигрантов, платящих незаконную дань, и невозможностью проникновения в города России легальных мигрантов. В таком случае межнациональные проблемы обострятся.

Алещенко В., Бородихина Л., Калиновская Е., Шейко Д., Шинкевич С., эксперты Омской школы публичной политики – 2.

  1. Насколько актуально, необходимо было изменить состав органов власти, осуществляющих управление процессами миграции, упростить процедуры регистрации и увеличить штрафы за незаконное привлечение к трудовой деятельности нелегальных иммигрантов?
  2. Проблема миграции в современной России, безусловно, актуальна. В условиях устойчивого сокращения демографической численности (естественной убыли), “старения” населения возможности экономического роста уже в среднесрочной перспективе оказываются исчерпаны. Заявленная цель комплексно решить данную проблему за счет регламентации иммиграционных процессов представляется своевременной и необходимой.

  3. Насколько хорошо проработаны эти нормы этих федеральных законов с юридической точки зрения?
  4. Все процедурные аспекты прописаны достаточно подробно.

  5. Насколько действием норм этих федеральных законов будут обеспечены и защищены экономические интересы российских граждан?
  6. С точки зрения “морали и права” законы выдержаны: ст.1 гл.1 и ст.8 гл. 2 Федерального закона “О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы” провозглашают приоритетное право граждан РФ на занятие вакантных рабочих мест на национальном рынке труда, а условиями для привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы являются наличие свободных мест, на которые не претендуют граждане РФ. Проблема в том, что под “вакантными” подразумеваются неквалифицированные рабочие места. В то время как спрос на высококвалифицированные кадры, создающие в постиндустриальную эпоху наибольший прирост ВВП, данные законопроекты не формируют.

  7. Насколько действием норм этих федеральных законов будут обеспечена и защищена безопасность российских граждан?
  8. В России сегодня и так применяются достаточно суровые меры к нарушителям миграционного законодательства. Представляется, что ужесточением ответственности за нарушение порядка привлечения иностранных лиц проблема безопасности российских граждан решаться не должна в принципе. За это должны отвечать другие органы, и под это должны готовиться совсем другие законы.

  9. Как введение в действие норм этих федеральных законов повлияет на развитие российской экономики в ближайшей и в среднесрочной перспективе?
  10. Неоднозначно. С одной стороны, привлечение иностранной (более дешевой) рабочей силы приведет к снижению себестоимости, а, значит и к повышению конкурентоспособности тех секторов российской экономики, которые в последнее время активно растут (в первую очередь, строительство). В итоге выигрывают все: от российских потребителей (возможность купить дешевле) до российского бюджета (возможность произвести больше). С другой стороны, вряд ли это будет способствовать формированию рациональной и сбалансированной структуры рынка труда в среднесрочной перспективе.

  11. Какие субъекты экономической деятельности выиграют от введения в действие норм этих федеральных законов, а какие проиграют?
  12. У российских предпринимателей, использующих иностранную рабочую силу, возрастут издержки на штрафы и взятки, которые будут переложены на плечи потребителей в виде повышения цены на производимую продукцию. Таким образом, больше всех проиграют потребители продукции, т.е. рядовые граждане. В некотором выигрыше остаются “потенциальные” трудовые иммигранты, в отношении которых будет применяться упрощенный порядок выдачи разрешений на возможность заниматься трудовой деятельностью. И, конечно, больше всех повезет “компетентным органам, осуществляющим властные полномочия в сфере миграции”.

  13. Интересам каких социальных групп соответствуют нормы этих федеральных законов, интересам каких социальных групп они противоречат?
  14. Упрощение процедуры выдачи разрешений на временное проживание и работу должно соответствовать интересам, прежде всего, самих иммигрантов. Сложнее всего придется российским безработным и “близким к этому состоянию лицам”, так как возрастает конкуренция на рынке труда при одновременном снижении среднего уровня его оплаты.

  15. Каковы будут социальные последствия применения норм этих федеральных законов на уровне городов и местных сообществ, регионов и Федерации в целом в ближайшей и в среднесрочной перспективе?

В связи с изменением структуры населения за счет увеличения доли иностранных граждан возможно углубление межэтнических конфликтов и усиление националистических настроений в обществе. Возможен несущественный рост официальной безработицы в России.

Ещё один эксперт из Омской школы публичной политики, который не сообщил своей фамилии и имени

  1. Насколько актуально, необходимо было изменить состав органов власти, осуществляющих управление процессами миграции, упростить процедуры регистрации и увеличить штрафы за незаконное привлечение к трудовой деятельности нелегальных иммигрантов?
  2. Состав органов власти, осуществляющих управление процессами миграции необходим, как один из шагов реализации Концепции Административной реформы на территории Российской Федерации, оптимизация административных регламентов, реформирование отрасли.

    Также для эффективной работы органов власти по предотвращению возникновения террористических актов, а также ввоза незаконных товаров и наркотиков на территорию российской Федерации, необходим регистрационный контроль прибывающих из стран ближнего и дальнего зарубежья иностранных граждан.

    По данным Росстата, число зарегистрированных иностранных граждан, оформивших регистрационные документы в соответствии с требованиями федерального законодательства в несколько десятков раз ниже, чем число незаконных мигрантов.

    На основании вышеуказанного, считаю, что упрощение процедуры регистрации даст возможность прибывать на территории Российской федерации законопослушных граждан, станет барьером к мздоимству нечистых на руку чиновников и будет защищать права и свободу иностранных граждан.

    Увеличение штрафов за незаконное привлечение к трудовой деятельности нелегальных иммигрантов, даёт возможность, во первых сохранение законных прав иммигрантов, исключение зарплат в конвертах, обязательной регистрации мигрантов, а также поступление в бюджет налоговых отчислений от деятельности мигрантов на территории Российской Федерации.

    Самым важным фактором является то, что вышеперечисленные действия дают возможность миграционным службам отслеживать потоки движения мигрантов на территории Российской Федерации.

  3. Насколько хорошо проработаны эти нормы этих федеральных законов с юридической точки зрения?
  4. Принятые проекты Федеральных законов, не противоречат Конституции Российской Федерации, не противоречат международным соглашения в области защиты прав и свобод граждан и другим федеральных законам и подзаконным актам, а направлены как раз на обратное.

  5. Насколько действием норм этих федеральных законов будут обеспечены и защищены экономические интересы российских граждан?
  6. Данные действия, посредством Федеральных законов, будут побуждать работодателей вести свою деятельность в соответствии с законодательством, а также составит конкуренцию на рынке труда, что приведёт к тому, когда привлечение нелегальной дешёвой иностранной рабочей силы будет невыгодна. Параметры привлечения рабочей силы будут строиться на принципах профессионализма, а плата за их деятельность будет базироваться в соответствии с федеральными стандартами и исключит недобросовестность работодателей путём наделения правами граждан, привлечённых к работе в РФ, прошедших легальную регистрацию.

    Поэтому добросовестным работодателям будет выгоднее нанимать российских граждан, а иностранных привлекать только ввиду их профессионализма, а не ввиду дешевизны.

    Данные действия соответствуют условиям вступления России в ВТО.

  7. Насколько действием норм этих федеральных законов будут обеспечена и защищена безопасность российских граждан?
  8. Действие данных норм этих федеральных законов обеспечивают и защищают безопасность российских граждан путём контроля за миграционными потоками и уменьшают в дальнейшем приток нелегальных мигрантов. Иностранные граждане будут ехать в Россию или по рабочей визе или по другим легальным документам, что позволит миграционным службам пресекать незаконные пребывания на территории Российской Федерации.

  9. Как введение в действие норм этих федеральных законов повлияет на развитие российской экономики в ближайшей и в среднесрочной перспективе?
  10. Ведение в действие норм этих федеральных законов окажет существенное влияние в ближайшей и среднесрочной перспективе, и самым главным показателем будет являться конкуренция на рынке занятости населения. Начнут пополняться бюджеты различных уровней от деятельности иностранной рабочей силы, и заставит недобросовестных работодателей отказаться от теневых доходов за счёт использования дешёвой рабочей силы нелегалов.

  11. Какие субъекты экономической деятельности выиграют от введения в действие норм этих федеральных законов, а какие проиграют?
  12. Выиграют в результате принятых проектов Федеральных законов в первую очередь финансовые, экономические, миграционные и налоговые службы. Незначительные, но приемлемые неудобства ощутят в связи с обострившейся здоровой конкуренцией работодатели, хотя компетентность работников компенсирует им эти затраты. И, наконец, проиграют те, кто на стороне незаконной миграции и кто использует дешёвую иностранную рабочую силу нелегалов.

  13. Интересам каких социальных групп соответствуют нормы этих федеральных законов, интересам каких социальных групп они противоречат?
  14. Нет ответа.

  15. Каковы будут социальные последствия применения норм этих федеральных законов на уровне городов и местных сообществ, регионов и Федерации в целом в ближайшей и в среднесрочной перспективе?

Нет ответа.

Габдулла Исакаев, город Курган

  1. Насколько актуально, необходимо было изменить состав органов власти, осуществляющих управление процессами миграции, упростить процедуры регистрации и увеличить штрафы за незаконное привлечение к трудовой деятельности нелегальных иммигрантов?
  2. Полагаю возможным и необходимым изменение структур и органов регистрации, но важнее упрощение самих процедур регистрации.

  3. Насколько хорошо проработаны эти нормы этих федеральных законов с юридической точки зрения?
  4. Проработаны недостаточно, и это видно по тому, что легально работающие, а также граждане РФ другой национальности страдают от этих законов.

  5. Насколько действием норм этих федеральных законов будут обеспечены и защищены экономические интересы российских граждан?
  6. Защищенность, полагаю, не изменится, разве что ухудшится, больше подозрений будут вызывать лица неславянской национальности, больше коррупционных поводов для проверок. В Кургане уже имеются случаи, когда предприятие, зарегистрированное на лицо с грузинской фамилией, немедленно подвергается проверкам, из-за чего ему пришлось перерегистрировать предприятие на другое лицо с русской фамилией. Защищенность мало или почти не зависит содержания изменений норм, более всего зависит от правоприменительной практики.

  7. Насколько действием норм этих федеральных законов будут обеспечена и защищена безопасность российских граждан?
  8. Безопасность, думаю, никак не улучшиться, террористы и экстремисты дружат с коррупционерами, а не с рядовыми гражданами, и законы не соблюдают.

  9. Как введение в действие норм этих федеральных законов повлияет на развитие российской экономики в ближайшей и в среднесрочной перспективе?
  10. На экономике это серьезно не может отразиться. Экономические отношения могут развиваться в условиях коррумпированности власти по своим законам, и в перспективе не видно изменений по коррупции.

  11. Какие субъекты экономической деятельности выиграют от введения в действие норм этих федеральных законов, а какие проиграют?
  12. Возможно, и снизятся возможности чиновников прикрывать нелегальный приток иммигрантов, но они всегда могут компенсировать за счет новых приемов. Проиграют, безусловно, граждане РФ – нерусского происхождения, а значит и все, поскольку излишнее давление на иностранцев отразится и на них. Пострадают и честные бизнесмены, которые работают с легальными иммигрантами, больше будут платить взяток, т.к. больше поводов для проверок и т.п.

  13. Интересам каких социальных групп соответствуют нормы этих федеральных законов, интересам каких социальных групп они противоречат?
  14. Полагаю, что не очень серьезно повлияет на положение социальных групп в РФ, однако усложнит жизнь и нелегалам и легальным иммигрантам, и просто гражданам нерусского происхождения, ведь все зависит от чиновного произвола.

  15. Каковы будут социальные последствия применения норм этих федеральных законов на уровне городов и местных сообществ, регионов и Федерации в целом в ближайшей и в среднесрочной перспективе?

Ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе положительных изменений не произойдет, пока контроль над коррупцией не станет реальностью. Главным негативным последствием, которое надолго останется, – негативное отношение к инородцам, как лицам мешающим жить русским, “коренным”, т.е. ксенофобия.

Очередная попытка регулирования процессов миграции и работы иностранных граждан на российском рынке

Владимир Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ

На предложение оценить нормы и возможную практику применения норм недавно принятых Государственной Думой РФ Федеральных законов о регулировании миграции и иностранной рабочей силы откликнулось существенно больше экспертов, чем на вопросы предшествующих экспертиз. Позиции экспертов оказались различными, но их интерес к теме показывает её актуальность.

Эти суждения экспертов и более подробные изложения их позиций, приведённые выше в их ответах на задававшиеся вопросы, можно, тем не менее, дополнить ещё одной позицией, которая кратко изложена ниже. Это дополнение целесообразно сделать для того, чтобы расширить спектр возможных экспертных оценок по теме проведённой экспертизы.

Регулирование процессов миграции и занятости иностранной рабочей силы на российском рынке труда является актуальным для современной России, потому что по типу миграционных процессов и привлечения иностранной рабочей силы Россия очень похожа на развитые страны Запада. В эти страны, как и в Россию, происходит постоянная миграция из менее развитых стран, которая сопровождается практикой нелегального нахождения на их территориях иностранных граждан, недоплаты налогов бизнесменами, нелегально принимающими их на работу, разнообразных проявлений криминала и коррупции. Эти проблемы в разных странах решаются по-разному, иногда прямо противоположными методами. Так в одних странах довольно жёсткое миграционное законодательство, которое требует выполнения многих ограничительных условий для иностранных граждан, желающих вести трудовую деятельность на их территории, а в других – таких условий немного, они существенно менее ограничительны для иностранных граждан, периодически проводятся так называемые “миграционные амнистии”, т.е. регистрация по упрощённым процедурам нелегально находящихся на территориях этих стран иностранных граждан, которые не имеют нарушений норм уголовного права, и т.п.

Различия норм регулирования миграции и занятости на рынке труда в развитых странах мира определяется стратегиями их экономического развития. Привлечение иностранных работников на рынок труда в сфере материального производства, строительства, транспорта и в некоторые другие отрасли экономики очень выгодно для потребителей соответствующих товаров и услуг, потому что иностранные граждане почти всегда соглашаются работать за существенно более низкую оплату своего труда в сравнении с запросами граждан этого государства.

В развитых странах мира, таким образом, принципы и стратегия регулирования процессов миграции и занятости на территориях этих государств иностранной рабочей силы определяется принципами и стратегией развития экономики, а также принципами и стратегией обеспечения безопасности государств и их граждан. В России эти принципы и стратегии также влияют на определение соответствующих норм законодательства, но это влияние существенно слабее в сравнении, например, со странами Западной Европы. Этим объясняется и существенно более частые изменения норм миграционного законодательства, и во многом этим же объясняется более высокий уровень коррупции в сфере миграции в России, чем в странах Западной Европы.

При разработке и принятии норм предложенных для экспертной оценки законопроектов актуальность проблем, которые эти нормы должны регулировать, фактически была заменена декларацией актуальности принятия этих норм законодательства. В частности, для регулирования миграционных процессов не столько важно, какие конкретно органы государственной власти будут осуществлять эти функции, сколько эффективность их осуществления, низкий уровень коррупции в этой сфере и соответствие этих норм стратегии обеспечения экономического развития и безопасности. Поэтому изменение компетентных органов, осуществляющих властные полномочия в сфере миграции, которое задаётся проектом Федерального закона № 290806-4 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции”, вряд ли следует признать актуальным. Более актуальным является снижение уровня коррупции в этой сфере, но этот проект Федерального закона не имеет в своём составе антикоррупционных норм, если не считать антикоррупционной мерой сам факт изменения состава соответствующих компетентных государственных органов. Но уровень коррупции в сфере регулирования миграции в нашей стране настолько высок, что только эта мера вне системы других мер эффекта не даст: новые государственные органы скорее освоят практику коррупции в этой сфере, чем будут ей противодействовать.

Упрощённые процедуры для выдачи разрешений на временное проживание в Российской Федерации и разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, которые определяет проект Федерального закона № 311719-4 “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)” также вряд ли можно однозначно назвать актуальными. С одной стороны, органы государственной власти должны иметь максимально точное знание наличия в стране иностранной рабочей силы, но с другой стороны – облегчённые процедуры её регистрации создадут для российских граждан дополнительные проблемы в получении рабочих мест на рынке труда.

При разработке норм проекта Федерального закона № 311719-4 оценка баланса этих последствий не была произведена, поэтому скорее результаты применения этих норм будут негативными. Коррупция не позволит полностью учесть всех иностранных граждан на территории страны, ведь многие чиновники и многие бизнесмены заинтересованы именно в нелегальной рабочей силе, которая может одним давать постоянные взятки, а другим – дополнительные прибыли. Повышение уровня штрафов за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства уровень коррупции не только не снизит, но, скорее всего, повысит, в частности, повышение уровня штрафов приведёт к повышению уровня взяток за незаконное пребывание на территории страны.

Поэтому вряд ли можно признать, что нормы законопроектов о регулировании миграции и иностранной рабочей силы хорошо проработаны с юридической точки зрения. Вполне возможно, что эти нормы соответствуют юридической логике формирования российского законодательства, но они не способны решить те задачи, которые должны быть решены с их применением: повысить долю легально находящихся на территории России иностранных граждан, долю из них легально работающих в России, снизить уровень коррупции в сфере миграции, содействовать экономическому росту в стране, повышению уровня занятости российских граждан в постиндустриальном секторе экономики, в высокотехнологичных отраслях и т.п.

В связи с этим вряд ли можно надеяться на повышение уровня безопасности государства и граждан в связи с введением в действие норм этих законопроектов о регулировании миграции и иностранной рабочей силы. Межнациональные конфликты в нашей стране нередко возникают не между мигрантами и гражданами России, а просто между гражданами разных национальностей. Кроме того, нет критериев, по которым можно отличить представителей разных национальностей от граждан других государств, входящих в СНГ: они чаще всего одинаково хорошо или плохо говорят по-русски, работают на одних предприятиях и в одних организациях. Нормы законопроектов о регулировании миграции и иностранной рабочей силы в этой ситуации создают даже некоторые упрощения во взаимодействии некоторых категорий иностранных граждан с органами власти, но ни они, ни другие законодательные акты не упрощают взаимодействие российских граждан национальностей стран СНГ с теми же органами власти.

Современная российская экономика не может развиваться без участия иностранных граждан, в первую очередь, из стран СНГ, потому что многие рабочие должности совершенно не привлекательны для российских граждан: в мелкой торговле, на транспорте, в коммунальном хозяйстве и в некоторых других. За счёт высокой доли нелегальной трудовой занятости в этих сферах поддерживается сравнительно невысокий для граждан уровень цен и тарифов в них. Если в современных российских условиях эти сферы будут работать точно по всем нормам законодательства, и работодатели будут выплачивать все налоги, эти цены и тарифы станут недоступными для многих категорий российских граждан. А это, в свою очередь, приведёт не к росту, а к снижению уровня развития этих сфер экономики, сделает невыгодным ведение частного бизнеса в них и т.п.

В результате можно прогнозировать, что введение в действие норм законопроектов о регулировании миграции и иностранной рабочей силы может быть выгодно только коррумпированным чиновникам и служащим правоохранительных органов, которые смогут получать более высокие взятки за нарушения этих норм, а также крупным монополистам на российском рынке, которые на вполне законных основаниях нарушений этих норм обанкротить и убрать с рынка своих более мелких конкурентов.

Российские граждане, в большинстве своём, от введения в действие норм законопроектов о регулировании миграции и иностранной рабочей силы вряд ли получат решения каких-то своих проблем. Они не получат каких-то преимуществ на рынке труда, снижения цен и тарифов, снижения уровня межнациональных конфликтов, обеспечения собственной безопасности и т.п. Поэтому можно прогнозировать, что в ближайший период будет проведено очередное изменение норм законодательства о регулировании миграции и иностранной рабочей силы. Ведь принятые нормы не решили проблем этой сферы государственного регулирования.