Воронежская область

Приоритеты и политика региональных властей

Приоритеты и основные направления политики в отношении национальных меньшинств. Несомненным приоритетом областных властей является обеспечение социально-политической стабильности. До последнего времени проблемы национальной политики рассматривались через призму интенсивного миграционного притока на территорию области, а регулирование миграционных процессов - как важнейший инструмент предотвращения социально-политических и межнациональных конфликтов. Об этом прямо говорилось в преамбуле Постановления администрации области от 2 ноября 1995 г. N 1192 “О мерах по реализации закона “Об упорядочении миграционного процесса на территории Воронежской области”: “Многонациональный миграционный поток создает серьезную угрозу социально-политической стабильности в области, отрицательно сказывается на обеспечении законных прав и интересов ее жителей, способствует обострению криминогенной обстановки”. (Выгодное географическое положение в Европейской части России, благоприятные природно-климатические условия, высокая степень освоенности территории, общественно-политическая стабильность, этническая однородность, относительное экологическое благополучие стимулировали приток мигрантов. Только в 1992-1998 гг. область приняла около 145 тысяч человек, не считая военнослужащих частей и соединений, передислоцированных в область из ближнего и дальнего зарубежья и членов их семей, примерно 30 тысяч переселенцев прибыло из районов Крайнего Севера. Кроме того, в приграничной области постоянно работает несколько тысяч иностранных специалистов).

Миграционная политика областных властей изначально была несколько противоречива. С одной стороны, Воронежская область одной из первых приняла жесткий областной Закон “Об упорядочении миграционного процесса на территории Воронежской области” от 10 марта 1995 года (ряд статей которого, в первоначальной редакции, вступали в противоречие с Конституцией Российской Федерации), а также Закон “О порядке и условиях привлечения и использования в Воронежской области иностранной рабочей силы” от 2 октября 1997 года.

С другой стороны, и законодательная, и исполнительная ветви власти области были достаточно либеральны к мигрантам и, особенно, к беженцам и вынужденным переселенцам. Областные и районные власти стремились к конструктивному сотрудничеству с переселенцами и их организациями: еще в 1993 году ФМС России, Российский фонд помощи беженцам "Соотечественники", Совет народных депутатов и администрация Воронежской области, Совет народных депутатов и администрация г.Борисоглебска и Борисоглебского района вместе с организацией "ХОКО" подписали многостороннее соглашение которое, в свое время, способствовало массовому притоку мигрантов из стран СНГ в Борисоглебский район.

После резкого спада притока мигрантов в область с середины 1990-х гг. и приведения законодательства области в соответствие с федеральным, областные власти потеряли интерес к миграционной проблематике, а с ним – и к национальной политике. В настоящее время областные власти заняли позицию отстранения: неявно предполагается, что привлечение общественного внимания к вопросам межнациональных отношений способно будировать социальную напряженность.

В области, по существу, политика в отношении национальных меньшинств отсутствует: нет не только соответствующих программ, финансирования, структур в органах исполнительной власти, отсутствует даже формальная артикуляция целей, задач и приоритетов национальной политики. В то же время такая потребность существует: сообщалось, что Ассамблеей народов Воронежской области разработан и передан для рассмотрения в областной Думе проект "Концепции национальной политики в Воронежской области" (Д.Денисенко. За одним столом в "общине" - лидеры национальных диаспор Воронежа // "Коммуна", 7.04.2003, http://media.infobus.ru/mess?mid=5803&cid=5).

В настоящее время приняты решения о разработке областных целевых программ "Развитие культуры Воронежской области на 2004 - 2008 годы" и "Молодежь (2004 - 2006 годы)" - Распоряжения Администрации Воронежской области от 28 апреля 2003 г. N 653-р и от 20 мая 2003 г. N 808-р. Как показывает опыт других регионов, в рамках разработки и реализации таких программ возможно проведение мероприятий национальной политики. Однако опыт разработки соответствующих программ культурной и молодежной политики в Воронежской области навевает определенный скепсис – до сих пор в рамках таких программ не предусматривались мероприятия, нацеленные на снижение межэтнической напряженности и реализацию культурных прав представителей национальных меньшинств.