Томская область

Приоритеты и политика региональных властей

Образование на языках национальных меньшинств. В Томске есть классы с изучением украинского языка, в Томском пединституте планируется открытие украинского отделения (http://www.hri.ru/catalog/viewdocument/?ID=40&Action=full).

В школе №4 и лицее №16 г. Томска организованы польские классы, планируется открытие польских классов в школах № 41 и гимназии №29 г. Томска, введение преподавания польского языка в школе села Белосток и других селах области с местами компактного проживания поляков (http://polacy.narod.ru/Russian/links.htm.).

В начале 2001г. в Томске при государственном университете была открыта первая за Уралом школа греческого языка, литературы и культуры по инициативе греческой национальной культурной автономии Томска, созданной полтора года ранее. (В Томске насчитывается около тысячи этнических греков). Учиться в ней будут по вечерней форме обучения как дети, так и взрослые. Уже набраны три группы учеников разных возрастов. Вести занятия должны преподаватели Томского госуниверситета, которые прошли стажировку в афинских вузах на средства местной общины этнических греков. (ИТАР-ТАСС, 10.01.2001 http://www.pravda.ru/siberia/2001/10/01/32320.html). Греческий преподается также студентам университета, которые пожелали изучать его в качестве второго языка. В будущем греческая НКА планирует подготовить еще одного-двух преподавателей греческого языка, а также открыть национальный класс в одной из городских школ и начать преподавание греческого в других вузах Томска .

В апреле 2002г. в четырех регионах Сибири, в том числе Томской области, прошли методические семинары для преподавателей воскресных школ при центрах встреч российских немцев, которые были организованы Международным союзом немецкой культуры. Слушатели получили практические рекомендации по обучению детей немецкому языку с учетом современных психологических и игровых методик (http://rusdeu.narod.ru/obyektiv/teletape/teletape02_04_22_04.htm).

Ликвидация в 1990-х гг. имевшихся национальных школ-интернатов резко обострила проблему образования на языках коренных малочисленных народов. Областными властями ставится задача сохранения малокомплектных школ, где ведется преподавание на национальных языках, издан селькупский букварь. Однако родным языком владеет незначительная часть представителей коренных малочисленных народов. Еще по переписи 1989 г. только 11 % селькупов и 17 % хантов назвали родным язык своей национальности. (Селькупский язык принадлежит к самодийской ветви уральской семьи языков. Благодаря длительному совместному проживанию с русскими, смешанным межнациональным бракам многие селькупы, особенно проживающие в современных Кривошеинском, Молчановском районах, Колпашевском горсовете Томской области, еще до революции утратили родной язык. В советский период этот процесс захватил и северные районы области. Ханты говорят на языке, принадлежащем к угорской ветви финноугорской языковой семьи. Благодаря компактному проживанию, томские ханты в большей степени, чем селькупы, сохраняют родной язык. Наиболее этнически однородные группы хантов сосредоточены в Каргасоксокском и Александровском районах. На эвенкийском языке, принадлежащем к тунгусской ветви тунгусо-маньчжурской языковой семьи, говорят томские эвенки, сосредоточенные, преимущественно, в Орловском сельском совете Верхнекетского района (В.И.Васильев С.М.Малиновская. Концепция национально-политического, экономического и культурного развития малочисленных народов Севера Томской области. http://old.iea.ras.ru/Russian/publications/applied/54.html).