Свердловская область

 

Потенциальные конфликты

 

Обострение межнациональных отношений в Свердловской области может вызвать разгоревшийся  межнациональный и межконфессиональный конфликт, связанный с   фактами распространения Екатеринбургской епархией различных материалов, разжигающих национальную и религиозную вражду к евреям и к иудаизму,  оскорбляющих национальное достоинство еврейского народа.  Еще летом 2001 г. ЕНКА было подано заявление  в прокуратуру Свердловской области. Тогда в возбуждении уголовного дела по этому заявлению было отказано.  В ноябре 2001 возмущение ЕНКА вызвала продажа  книги Сергея Нилуса "Близ еси при дверех» в официальных лавках православной епархии.

Шестнадцать национально-культурных автономий и объединений Свердловской области выступили с открытым заявлением в связи с распространением Екатеринбургской епархией изданий, содержащих материалы, возбуждающие национальную и религиозную вражду,  требуя прекратить от Православной церкви и Екатеринбургской Епархии распространение материалов, возбуждающих национальную и религиозную вражду.  Его подписали руководители еврейской, башкирской, немецкой, цыганской, татарской национально-культурных автономий Свердловской области и Екатеринбурга, а также председатели свердловского областного общества казахской культуры, общества таджикской культуры, глава национально-культурного сообщества "Аан дойду" Республики Саха (Якутия), вице-председатель Уральского регионального общества греков.

В заявлении говорится:  « За последнее время нам пришлось несколько раз столкнуться с фактами распространения Православной церковью и непосредственно Екатеринбургской епархией различных материалов, разжигающих национальную и религиозную вражду к евреям и к иудаизму, оскорбляющих национальное достоинство еврейского народа. В ответ на заявление Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области в прокуратуру Свердловской области от 11.07.2001 по фактам публикации и распространения этих материалов было получено письмо из прокуратуры г. Екатеринбурга (N 48 пр-01 от 27.08.2001) с уведомлением об отказе в возбуждении уголовного дела на основании ст.5 п.2, ст. 113 УПК РСФСР (в связи с отсутствием состава преступления, хотя не была произведена даже оценка содержания указанных материалов)».

В заявлении приведены антисемитские выдержки из следующих изданий:  “Православный вестник”, журнал Свято-Пантелеймоновского храма г.Екатеринбурга (издается по благословению Архиепископа), “Православная газета”, издаваемая Екатеринбургским епархиальным управлением РПЦ. Авторы заявления указывают, что Православная церковь в 2000 г. издала антисемитскую книгу Сергея Нилуса “Близ есть при дверех”, в которую автором включена известная фальшивка “Протоколы сионских мудрецов”. Книга издана по благословению Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия и распространялась в 2001 г. в Екатеринбурге только через иконные лавки Екатеринбургской епархии или в православных храмах. Авторы заявления пишут, что кроме евреев и иудаизма, в этой книге автор негативно отзывается о других конфессиях: лютеранстве, исламе.

Члены Свердловского отделения КНОР (Конгресса национальных объединений России) направили также заявление также Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию. Копии заявления представителей свердловского отделения КНОР были получены Администрацией Президента и Советом Федерации, который переправил письмо в Генпрокуратуру России.

В середине декабря 2001г. прокуратура Свердловской области все-таки возбудила уголовное дело по факту распространения газеты "Русская община Екатеринбурга", содержащей публикации, направленные на разжигание национальной и религиозной вражды. Основанием послужила статья 282 (часть 1) УК РФ "Возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды"

«Мы не понимаем, почему в одном случае уголовное дело возбуждается, а в другом - нет, несмотря на очевидные факты» - заявил лидер ЕНКА М.Оштрах, - «хотя надеемся, что после указания окружной прокуратуры, прокуратура Свердловской области внимательно проанализирует действия представителей Екатеринбургской епархии и даст им справедливую оценку"(www.religio.ru/arch/19Dec2001/news/2766.html). Не удивительно, что межнациональную рознь разжигают маргиналы из среды "национал-патриотов" вроде редактора "Русской общины Екатеринбурга", но когда этим занимается РПЦ, несомненно, пользующаяся авторитетом и силой в обществе, это уже очень опасно. "В идеале нам бы хотелось, чтоб Церковь сама признала свои ошибки и декларируемые публично добрые отношения с другими конфессиями и народами не нарушала в своей повседневной деятельности", - подытожил Михаил Оштрах.

В середине января 2002г. Генеральная прокуратура Уральского федерального округа возбудила уголовное дело в отношении Екатеринбургской епархии за разжигание межнациональной розни. (http://45.ru/news.php?news=102388).

Представители ЕНКА рассматривают и другой вариант разрешения конфликта: на встрече представителей епархии во главе с архиепископом Викентием и руководителей еврейской автономии было предложено два пункта. Во-первых, полное прекращение продажи книги С.Нилуса на прилавках церковных магазинов. Во-вторых, принесение публичных извинений в прессе за антисемитские материалы, опубликованные в православных газетах. Однако положительно ответа на свое предложение представители еврейской автономии не получили. (http://www.ijc.ru/agency/live/i_new537.html). Православная церковь расценила происходящее как провокацию против церкви  (Провокация против церкви в Екатеринбурге. http://www.rusk.ru/News/02/1/new23_01.htm).

В середине февраля прокуратура Свердловской области вынесла свое решение: дело закрыто "за отсутствием события преступления" именно такая формулировка приводится в заключении прокуратуры, выдержки из которого публикует "Православная газета", г. Екатеринбург.

Напряженность создает и деятельность исламских фундаменталистов. Прокуратура Свердловской области возбудила в конце ноября 2001г. уголовное дело по факту разжигания межнациональной розни и религиозной вражды в отношении членов  турецкой исламской организации Нури-Бади. Члены этой организации распространяли пропагандистскую литературу националистического толка http://www.acbtv.ru/php/php.exe/archiv.php3?day1=27&month1=11&year1=2001&day=27&month=11&year=2002&newsword=).   5 декабря 2001 г. уголовное дело было  закрыто, это событие совпало с визитом в Екатеринбург верховного муфтия радикальной исламской организации Нуру-Бади.

Отношение к цыганам повсеместно негативное. Заместитель руководителя цыганской автономии, являющийся также вице-президентом федеральной Национально-культурной автономии российских цыган, А.Торохов замечает, что скрытые факты национальной нетерпимости к цыганам на волне борьбы с наркоторговлей (в которую, в действительности, вовлечены представители всех народов) характерны не только для Екатеринбурга, но и для России в целом. (http://www.asi.org.ru/asinfo/asi_human/asi_listnews_t?NEXT_ITEM=6461).

Екатеринбургская цыганская национально-культурная автономия, одна из наиболее активных региональных цыганских автономий, считает необходимым защищать права национальных меньшинств. А.Торохов отмечает, что екатеринбургские цыгане постоянно ощущают на себе давление со стороны властей и средств массовой информации. По словам Торохова, пресса - как печатные СМИ, так и телеканалы - однобоко освещают жизнь представителей этой национальности, предпочитая говорить о "цыганских наркобаронах", нежели о культурной и просветительской деятельности цыган. К примеру, при цыганской национально-культурной автономии действуют несколько творческих коллективов, в том числе и ансамбль "Ритмы ромэн", которому в этом году исполняется уже 10 лет.

Негативные стереотипы по отношению к цыганам мешают представителям этого национального меньшинства не только работать (исторически сложилось так, что трудятся они преимущественно в сфере торговли), но и жить. Цыганская национально-культурная автономия намерена изменить мнение общественности о цыганах в лучшую сторону.