Свердловская область

 

Правовая регламентация положения национальных меньшинств

 

Отправной точкой национальной политики в области стала норма, заложенная в Уставе, согласно которой «Государственная политика в сфере воспитания, образования, культуры и науки в Свердловской области строится на основе развития культурной самобытности наций и народностей, проживающих на территории области» (ст.114 ч.1 пп.б) Закона СО Об Уставе Свердловской области от 5 декабря 1994 года N 13-ОЗ в ред. Областного закона от 23.07.2001 N 45-ОЗ).

Согласно Уставу области, защита интересов территорий и интересов национальных меньшинств в местах компактного их проживания относится к ведению Палаты Представителей областной Думы (ст.41, п.1). Административно - территориальное устройство Свердловской области осуществляется на основе, в т.ч. «создания условий для защиты интересов национальных меньшинств в местах компактного проживания» ст.86, п.4 пп.д), а местное самоуправление осуществляется с учетом национальных, исторических, социально - этнографических и других особенностей местных сообществ (ст.90 п.3).

Исторически сложилась ситуация, при которой законодательные основы национальной политики в области формировались вслед уже принятым подзаконным документам.

Ключевым документом, определяющим политику по отношению к национальным меньшинствам в области являются Основные направления национальной политики в Свердловской области, утвержденные Указом Губернатора от 3 сентября 1996 года N 335 (в ред. Указов Губернатора Свердловской области от 03.11.2000 N 637-УГ, от 03.11.2000 N 638-УГ).

В Основных направлениях были четко зафиксированы областные приоритеты в сфере национальной политики: разработка программ национально - культурного развития; формирование национально - регионального компонента базисного учебного плана, поддержка школ с преподаванием национального языка в местах компактного проживания национальных меньшинств; создание в местах компактного проживания государственных центров национальной культуры национальных меньшинств; развитие областной массовой межнациональной библиотеки как методического центра.

Правовой основой поддержки культур национальных меньшинств является Областной  закон «О культурной деятельности на территории Свердловской области» от 22 июля 1997 года N 43-ОЗ. Закон устанавливает государственные гарантии в сфере культуры, определяет порядок финансирования и материально-технического обеспечения культурной деятельности (Гл.V). Законом предусматривается оказание адресной материальной поддержки негосударственным организациям культуры, в том числе частным лицам, осуществляющим культурную деятельность (ст.16 п.1 пп.3).

 Однако еще до принятия Закона в области была разработана и принята  областная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства Свердловской области (1997 - 2001 годы)» и план мероприятий по реализации Программы на 1997 год (утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 3 октября 1996 года N 878-п).

В настоящее время действует очередная областная государственная целевая программа "Культура Среднего Урала на 2002 год", в которой детально прописывается комплекс мероприятий и объемы финансирования развития национальных культур. (Областная государственная целевая программа "Культура Среднего Урала (2002 год)", утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 24 сентября 2001 г. N 630-ПП в ред. Постановления Правительства от 14 февраля 2002 г. N 88-ПП). В рамках данной программы оказывается финансовая поддержка деятельности национально-культурных автономий и национально-культурных центров, национальных фольклорных коллективов, проведения национальных праздников, реализация пионерных проектов (проект «Этнокультурные коллекции: электронная библиотека», реализуемый Свердловской областной межнациональной библиотекой», проект "Этническая история и культурное наследие Уральского региона: сохранение, изучение, популяризация").

Правовые основы реализации прав национальных меньшинств в сфере образования заложены соответствующим областным законом «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ. В соответствии с Законом,  «Областной (национально - региональный) компонент государственных образовательных стандартов определяет порядок реализации права граждан на получение образования на родном языке, создания необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп и условия их функционирования» (ст.5 п.3 ч.3 Закона).

На основе Закона приняты соответствующие действующие стандарты и программы:

"Государственный образовательный стандарт (национально - региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (вторая редакция)" (утвержден Постановлением Правительства СО  от 3 августа 1999 года N 897-ПП);

«Государственный образовательный стандарт (национально - региональный компонент) среднего педагогического образования Свердловской области» (утвержден Постановлением Правительства СО от 18 сентября 2000 года N 789-ПП);

«Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы» (утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 18 мая 2000 г. N 393-ПП).

В областном центре принята аналогичная «Программа развития образовательного комплекса города Екатеринбурга на 2000-2003 гг.», утвержденная постановлением Главы города Екатеринбурга от 26 июля 2000 года N 777.

Подавляющая часть нормативных правовых актов, касающихся прав национальных меньшинств – подзаконные акты. Постановлениями Правительства Свердловской области, наряду с вышеназванными, оформляется принятие иных программ (таких, как "План мероприятий по реализации в 2000-2001 годах на территории  Свердловской области Президентской федеральной целевой программы развития социально - экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 гг.»), концепций (например, «Концепция миграционной программы Свердловской области на 1999-2001 гг.»), решения о создании структур, курирующих национальные меньшинства. (В областном центре аналогичные программы и решения оформляются постановлениями Главы города Екатеринбурга).

В то же время имеется пласт областных законов, в которых присутствуют нормы, регламентирующие политику в отношении национальных меньшинств – как правило, воспроизводящие соответствующие нормы федерального законодательства или областного Устава.

Закон «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» от  20 мая 1997 года   N 30-ОЗ, например, к принципам административно - территориального устройства области относит «создание условий для защиты интересов этнических групп в местах компактного проживания» (ст.3 п.ж Закона). Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований Свердловской области основывается «на создании условий для защиты интересов национальных, этнических, религиозных, языковых меньшинств в местах их компактного проживания» (ст.2 п.5 Закона СО «О порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований в Свердловской области» от 12 ноября 1997 года N 62-ОЗ).

В соответствии со ст.20 Устава области и областным законом Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области от 14 июня 1996 года N 22-ОЗ, в области создан институт Уполномоченного по правам человека. Непринятие мер по устранению выявленных Уполномоченным по правам человека Свердловской области нарушений прав человека влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до ста минимальных размеров оплаты труда. (Кодекс Свердловской области Об административной ответственности (в ред. Областного закона от 08.02.2001 N 13-ОЗ, с.125). Уполномоченный по правам человека Свердловской области является членом  Совета общественной безопасности области (ст.15 Закона СО О Совете общественной безопасности Свердловской области от 23 июня 1997 года                                          N 39-ОЗ).

В нормативных правовых актах области встречаются положения, неправомерно ограничивающие права национальных меньшинств и противоречащие федеральному законодательству. В частности, согласно статьи 5 областного Закона «Об обращениях граждан» от 9 января 1998 года N 4-ОЗ, «рассмотрение обращений граждан ведется на русском языке». Однако согласно Федеральному закону «О языках народов Российской Федерации», «граждане Российской Федерации вправе обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения Российской Федерации с предложениями, заявлениями, жалобами на государственном языке Российской Федерации, родном языке или на любом другом языке народов Российской Федерации, которым они владеют». (Ст.15 п.4 закона О языках народов Российской Федерации в ред. Федерального закона от 24.07.98 N 126-ФЗ)

Неправомерно также требование указания национальности при приему на государственную службу и при аттестации госслужащих в Свердловской области (Положение о порядке ведения личных дел государственных служащих Свердловской области, утв. указом Губернатора     Свердловской области от 20 октября 1998 года N 496, п. 4.6; приложение 3 к Указу Губернатора Свердловской области от 13 июня 1996 года N 218). Данное требование противоречит Конституции Российской Федерации, согласно которой «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» (Ст.26 ч.1 Конституции Российской Федерации).